Мне не раз доводилось наслаждаться нежной мелодией скрипки, но лишь встретив Матиаса Менанто (Mathias Menanteau), я осознал, какой бесконечной преданностью и мастерством необходимо обладать для создания этого инструмента.

Французский мастер Менанто родился 29 июля 1977 года в Вандее (Vendée), Франция. Впоследствии он переехал в Ньюарк (Newark), Англия, где поступил в Международную школу по изготовлению скрипок, чтобы обучиться мастерству создания и восстановления музыкальных инструментов.

Получив сертификат об окончании Школы, Матиас отправился в Берлин и начал работать в скрипичной мастерской Антона Пилара (Anton Pilar). Именно там, в городе с богатыми музыкальными традициями, Матиас углубил и расширил свои знания и навыки. Это сослужило ему хорошую службу для дальнейшего повышения квалификации в мастерских Парижа и Нью-Йорка.


Прожив пять лет в Германии, он переехал в город Кремона (Cremona), расположенный в Ломбардии (Lombardy), Италия. Этот город по праву считается колыбелью мастерства по созданию скрипок. Работая в мастерской Эрика Блота (Eric Blot), Матиас не только сделался экспертом по восстановлению инструментов, но и познакомился с династиями великих итальянских мастеров, таких, как Амати (Amati), Страдивари (Stradivari) и Гварнери (Guarneri). Наконец, в феврале 2010 года Менанто открыл свою собственную скрипичную лавку-мастерскую в старинном квартале Монти (Monti) в историческом центре Рима.

Здесь, в дополнение к ремонту и восстановлению скрипок, он применяет традиционную технику и методы создания собственных смычковых инструментов, которые позаимствовал у итальянских скрипичных мастеров восемнадцатого века из Кремоны и Венеции.

Процесс изготовления новых инструментов подчиняется строгим правилам, в то время, как искусство реставрации оставляет место для свободы действий. Профессиональные реставраторы, как и специалисты по обработке дерева, не пренебрегают научным подходом - таким, как использование рентгеновских лучей для обнаружения туннелей, вырытых термитами, или дендрохронологией - методом датировки изменений в качестве древесины в зависимости от расположения годовых колец.

Изготовление инструмента всегда начинается с подбора древесины. Раскрой и резка материала должны выполняться с филигранной точностью. Струнные инструменты, как правило, состоят из грифа, вдоль которого натягиваются струны, и деки, к которой крепится гриф и которая служит для усиления звука.

Скрипка насчитывает более пятидесяти различных частей, каждая из которых изготовлена из соответствующей породы древесины. Резонансная дека делается из ели, которая растет в защищенных от ветра долинах на высоте 1000-1500 метров (3280-4921 футов). Чем выше зона произрастания этих елей, тем тоньше древесные волокна, так как холодный климат препятствует их развитию. Деревья тщательно отбираются по качеству звучания, которое определяет дровосек, простукивая топором основание каждого ствола.

Нижняя дека скрипки и её боковины делаются из клёна, широко произрастающего в лесах Центральной Европы и, особенно, в Богемии (Bohemia). Зато гриф вырезается из высококачественного черного дерева из Мадагаскара, известного как “черная слоновая кость”. Менанто начал запасаться древесиной более тридцати лет назад, покупая её у старых скрипичных мастеров еще в дни своего ученичества в Англии.

В заключение нельзя не упомянуть так называемую “подставку”. Это настолько важная часть скрипки, что берет на себя роль визитной карточкой мастера. Именно здесь Матиас Менанто, как и многие его предшественники, оставляет на скрипке своё фирменное клеймо.

P.S. Известный французский скрипичный мастер вновь посетит российскую столицу и примет участие во Втором Фестивале «Мастера Музыки». На протяжении всей недели с 10 по 16 ноября в здании Архиповского музыкального салона (основной площадке мастер-классов) он ежедневно будет доступен для всех ребят на случай каких- либо поломок или проблем с инструментами и смычками.

.
Фото: REUTERS/ Alessandro Bianchi

Подготовьте древесину. Чаще всего скрипки делают из древесины ели и клена. Нижняя часть корпуса (нижняя дека), боковые поверхности корпуса (обечайки) и гриф изготавливаются из клена. Для изготовления верхней части корпуса (верхней деки), как правило, используют древесину ели.

  • Вам понадобится цельный кусок древесины клена для нижней деки, длинная кленовая дощечка для грифа, несколько полосок кленового шпона для обечаек и цельный кусок древесины ели для верхней деки.
  • Также для того, чтобы придать скрипке необходимую форму, вам понадобится еще несколько кусков древесины ели, которые впоследствии будут огибаться обечайками из клена.
  • Небольшие куски древесины размещаются по углам скрипки с тем, чтобы соединить обечайки и поддержать сам корпус.
  • Найти необходимые для работы материалы вы сможете в Интернете. Попробуйте поискать вот на этих сайтах: (для тех, кто проживает в Великобритании) и (сайт работает во всем мире).
  • Для поиска дополнительной информации воспользуйтесь Google .

Поработайте с цельный куском клена: толстый брус распилите наполовину. Затем склейте между собой панели так, чтобы получилось одно большое полотно. Сделайте то же и с цельным куском бруса ели, который пойдет на изготовление верхней деки. Больше информации вы сможете найти здесь: .

Из шпона сформируйте обечайки. Не пожалейте денег, и купите листогиб – инструмент для гибки дерева и металла. Также вы можете использовать и обычный утюг, но работать с ним сложнее, да и результат он дает не идеальный.

Придайте нужную форму верхней и нижней деке. Резьба займет у вас довольно-таки много времени.

  1. Обязательно используйте шаблон – можно найти в Интернете или придумайте свой. Перенесите рисунок на дерево.
  2. Вырезайте аккуратно. Края отшлифуйте с помощью напильника. Верхняя и нижняя части корпуса должны быть идеально плоскими, толщина по периметру должна быть одинаковой – в районе 0,5 см.
  3. Добиться необходимой равномерной толщины можно с помощью напильника и наждачной бумаги. Необходимо избавиться также и от лишней древесины внутри дек. Для этого используйте долото.
    • Для ускорения процесса можете использовать дрель.
  4. Выполните вышеперечисленные пункты для верхней и нижней частей корпуса.
  5. С помощью дрели сделайте отверстия в верхней деке – эфы, используйте для этого шаблон. Также не забудьте к нижней деке приклеить душку, которая сделает звучание скрипки более чистым и ярким.
  • Вырежьте гриф. Чтобы облегчить себе работу, нанесите на дерево шаблон. Неправильная длина грифа может привести к ухудшению звучания. Отнеситесь к вырезанию гифа с максимальной ответственностью, в конце работы хорошо отшлифуйте древесину. Для вырезания колковой коробки используйте долото и дрель. Убедитесь в ровности и гладкости грифа.

    Отделите обечайки от формы с помощью плоской отвертки. Отшлифуйте детали. Вновь возьмите листогиб или утюг, проклейте с внутренней стороны небольшие и узкие куски кленового шпона. Это необходимо сделать для того, чтобы усилить конструкцию, а также для того, чтобы потом было к чему клеить верхнюю и нижнюю деки.

    Здравствуйте, друзья! Меня зовут Сергей, вы можете посмотреть другие мои подборки на этом сайте, сегодня мы будем вместе разбираться как сделать скрипку из дерева.








    Оценка мастер-класса 5 из 5 на основании 5268 голосов.


    1 способ:

    2 способ:
    Скри́пка - смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем. Бывают также и пятиструнные скрипки, с добавлением нижней альтовой струны "c" (до малой октавы).
    Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. В отличие от классической формы корпуса форма из трапециевидного параллелограмма является математически оптимальной с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса - деки - соединены друг с другом полосками дерева - обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов, а также их толщина, её распределение в той или иной степени определяют силу и тембр звука. Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки - через верхнюю деку - нижней деке. Без нее тембр скрипки теряет живость и полноту.
    На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивари, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.
    Нижняя дека (музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.
    Верхняя дека делается из резонансной ели. Имеет два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f). На середину верхней деки опирается подставка, на которую опираются струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифке). Под ножкой подставки со стороны струны Соль к верхней деке прикреплена единственная пружина - продольно расположенная деревянная планка, во многом обеспечивающая прочность верхней деки и ее резонансные свойства.
    Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже - тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.

    3 способ:
    Старинный Петербург обретает новое звучание
    Россия 24
    Музыкальные инструменты из конструкций старинных зданий начали делать в Санкт-Петербурге. Оказалось, что деревянные балки идущих под снос домов могут обрести вторую жизнь. Из них изготавливают скрипки, сопоставимые по качеству с шедеврами Страдивари и Амати.
    23.02.2012

    4 способ:
    Герой рубрики - единственный в регионе скрипичный мастер. Поначалу он вырезал из дерева щепных птиц счастья, и ему это прекрасно удавалось. Но когда его дети пошли в музыкальную школу, по классу скрипки, им понадобились инструменты. И он решился - сделал первую в своей жизни скрипку. Это был настоящий музыкальный инструмент, который увел в мир большой музыки его дочь и сына. С тех самых пор он - уникальный мастер, чьи скрипки звучат в разных уголках планеты. В 2015 году в Архангельске пройдет большой музыкальный конкурс среди скрипачей, где именно его скрипка станет главным призом. А о том, что помогает ему в работе и сокровенных тайнах создания скрипки мы узнаем из сюжета наших журналистов...

    5 способ:
    Подпишитесь на канал "Академия Занимательных Наук" и смотрите новые уроки:
    Академия занимательных искусств. Музыка. Урок 1. Первые музыкальные инструменты. Звучание скрипки.
    Звучание музыки люди пытались выразить с помощью первых музыкальных инструментов. Наш прародитель Адам с первых мгновений жизни стал наблюдать за происходящим вокруг него и обнаружил, что музыка повсюду - не только в природе, но и в нём самом. Порывы своей души древние музыканты выражали, хлопая в ладоши, щёлкая пальцами, стуча камнями о камни. Сложно сказать, когда и где впервые зазвучали первые музыкальные инструменты, но археологи до сих пор находят их по всему миру. У разных народов они разные, но учёные все их называют идиофонами. Идиофон - это музыкальный инструмент, в котором источником звука служит само тело инструмента. К идиофонам относятся многие ударные инструменты, например, кастаньеты, ложки, треугольник, колокола. В Библии музыкальные инструменты упоминаются 29 раз. Ведь музыка была всегда выражением чувств народа.
    Титул королевы музыки скрипке дали вполне заслуженно. Её звучание ближе всего передаёт интонацию человеческого голоса. Скрипке подвластны разные музыкальные техники и стили. Это доказали своим искусством великие виртуозы-скрипачи: Никколо Паганини, Пабло де Сарасате, Давид Ойстрах, Владимир Спиваков и другие. В их руках звучание скрипки было неповторимым. А лучшие скрипичные мастера жили в Италии в XVII веке. Итальянцы свято хранили свои секреты мастерства. Они умели сделать звучание скрипки нежным, мягким, похожим на человеческий голос. Во всём мире итальянских инструметов сохранилось совсем немного, но все онинаходятся на строгом учёте. Играют на них самые известные музыканты-виртуозы всего мира. Первые скрипки появились в Италии и Франции в начале XVI века. Сначала скрипка считалась инструментом низших сословий. Постепенно своим ярким звучанием скрипка завоевала пространство. Как же устроена скрипка? Этот инструмент делается из двух разных пород дерева. Это ель и клён. Только такое соотношение придаёт скрипке особое звучание. Две плоскости корпуса скрипки называются деками. На верхней деке есть красивые вырезы в виде латинской буквы f - через них звук выходит наружу. Деки соединены друг с другом обечайками. Струны закрепляются на струнодержателе и опираются на подставку, которая передаёт колебания струн декам. Струны проходят над грифом и натягиваются колками, расположенными на головке грифа. На верхней деке закрепляется подбородник для удобного держания инструмента. Внутри корпуса помещается душка, которая передаёт звуковые колебания от верхней деки к нижней. Также звучание скрипки зависит от состава лака, которым её корпус.

    Вопросы, которые задают ежедневно

    • Какую инструменты необходимы для работ по дереву?
    • Посоветуйте мастер-классы или кружки резьбы по дереву в Москве, хочу оторвать ребенка от телевизора/компьютера и занять чем-то полезным;
    • Не могу посмотреть очередной видеоурок, выскакивает ошибка. Что делать?
    • Хочу заказать деревянную скрипку как в 2 способе в количестве 38 штук, кому заплатить за работу? Необходимо доставить в Питер

    Еще видео

    Конечно, создать скрипку , схожую с инструментом Страдивари невозможно, но попытаться сделать ее вообще можно. Звук скрипки продолжает удивлять людей, заставлять их задумываться и мечтать, а потому работа мастерски кипит во всех странах мира, чтобы подарить очередные музыкальные инструменты.

    Вам понадобится

    • Нижняя и верхняя части корпуса, еловая палочка 6 мм, басовая дужка, набор инструментов, струны, ножницы, сверло, клей, стамеска, струбцины, листы бумаги.

    Инструкция

    1. Для начала изготовьте шаблоны для изготовления верхнего и нижнего корпуса. Выпилите обе детали и вставьте меду ними еловую палочку, которая станет голосовой дужкой.
    2. На верхней левой половине инструмента расположите басовую дужку.
    3. Удалите перемычки при создании выборок в заготовке корпуса для скрипки. Стенки корпуса доведите до толщины в 5 мм.
    4. Возьмите гриф и отпилите от него клин. Приклейте с обратно стороны.
    5. Верхнюю поверхность скрипки пропилите ножовкой (используйте узкую ножовку), предварительно сделав разметку по линейке.
    6. Шейку зачистите, и сделайте закругленной, а с помощью стамески удалите частички дерева.
    7. Сделайте звуковые отверстия на верхнем корпусе скрипки. Приклеенной басовой дужке придайте нужную форму.
    8. Склейте обе части скрипки и поставьте под пресс на некоторое время. В это время изготовьте планку грифа. Обратите внимание на то, что одна из частей должна быть клиновидной формы.
    9. На корпусе и грифе расположите планку, используя клей. Приведите шлифовку.
    10. Сделайте гребенчатую основу для струн, а также, используя отвертку конусовидной формы, проделайте отверстия для струнных зажимов, которые должны выступать на поверхность на 15 мм.
    11. Проведите операцию по расположению струн и закрепите подставку меду звуковыми отверстиями. Сделать скрипку самому удалось без посторонней помощи и линей тары времени.
    | этнические скрипачи | скрипичные мастера

    Скрипка , практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, грудь, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса. До сих пор, даже на самой современной технике, не удалось синтезировать тембр человеческого голоса и скрипки. Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись. Скрипка стала одним из наиболее классических инструментов.

    Устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов. По сути - это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.

    Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая . Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.

    Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента. Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для неё идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели. Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки. Нижняя дека в основном «работает» на верхний регистр, и плотность клёна соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из чёрного дерева. Чёрное дерево, благодаря своей высокой жёсткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн. Соперничать с ним может только железное дерево, но оно очень тяжёлое и имеет зелёный цвет.

    Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.

    Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех), но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.

    Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, т.е. звукопроводимость. По сложившейся традиции, для изготовления нижней деки мастера используют волнистый клён, отличающийся красивым волнистым рисунком. Известен исторический факт попадания к итальянским мастерам волнистого клёна. В 18 веке Турция поставляла Италии клён для вёсел на галеры. На вёсла шёл прямослойный клён. Но так как, не распилив бревно понять его строение трудно, часто приходили партии волнистого клёна, на радость скрипичным мастерам. Кстати сказать, работать с волнистым клёном намного сложнее, чем с обычным.


    Особый интерес, споры и легенды вызывает способ «настройки» дек инструмента. Наиболее сложный и эффективный способ использовали итальянцы. Полностью «отточил» этот способ А.Страдивари в последние 10 лет своей жизни. Из физики известно, что чем тоньше и мягче материал, тем более низкий тон он издаёт, то есть достигает максимального резонанса на низких частотах. И наоборот, чем плотнее (жёстче) и толще материал, тем выше его резонансная частота. Таким образом, меняя плотность и толщину материала можно добиваться максимального резонанса на нужный звук. Суть настройки дек инструмента довольно проста. На каждый «взятый» на струне звук, на деке должен быть участок, максимально на него резонирующий и гармонично сочетающийся с остальными. Проблема в том, что все звуки имеют несколько обертонов, которые тоже должны иметь «своё место» и также гармонично сочетаться с остальными. Помимо всего, деки скрипки находятся в постоянном напряжении под давлением струн (к примеру, подставка "давит" на верхнюю деку с силой 30 кг.). Настройка дек является одной из самых сложных и важных операций при изготовлении скрипки. Гениальность итальянской настройки состоит в том, что она, являясь самой сложной (тотальной) учитывает любые свойства материала. Именно поэтому прямое копирование толщин уникальных инструментов не даёт желаемых результатов, так как не бывает абсолютно одинаковых кусков дерева. Часто публикуемые карты толщин уникальных инструментов (Витачек) не несут в себе никакой информации, если в руках нет деки, с которой эта карта сделана.

    Огромное значение имеет пластичность сводов, а не их высота. Все остальные части скрипки (голова, шейка, обечайки) тоже резонируют, а стало быть, участвуют в формировании звука. Дерево, являясь органическим, дисперсным материалом, может вбирать в себя и отдавать влагу, таким образом, меняя свою массу, а стало быть, и резонансную частоту. Это свойство хорошо знакомо скрипачам, когда в дождливую погоду инструменты меняют своё звучание. Поэтому так важен грунт, о котором ходит много легенд. Грунтование дек очень похоже на бальзамирование египетских мумий. Очень похожи материалы и абсолютно те же цели – сохранить материал в первозданном виде, не допустить попадания влаги и гниения. В скрипке этот процесс более сложный, так как, внедряя в дерево грунт, мы меняем его массу, а значит и качество звучания. К тому же, меняя что-то на одном участке деки, автоматически нарушается его соотношение с другими.

    Существует много легенд о секрете звучания старинных инструментов. Есть утверждение, что секрет заложен в лаке. Это не верно. Назначение лака – защитить инструмент от внешнего воздействия, подчеркнуть красоту дерева и не сковывать звучания. Когда с одного из инструментов Страдивари смыли лак, он стал звучать хуже. Дело в том, что лак смыли, а не счистили механически. То есть воздействовали жидким растворителем, который, конечно же, впитался в дерево и изменил его массу и плотность.

    Но и это ещё не всё. В те времена, когда были созданы скрипки, восхищающие весь мир, были другие требования к звуку, другие струны (жильные), шейка была короче, шире и под другим углом к корпусу, другая подставка и эталон камертона «ля» был на полтона ниже. То есть сейчас мы слышим совершенно не тот звук, который был заложен в них при изготовлении. С точки зрения акустики форма скрипки не идеальна. Уже в наше время проводились исследования в этой области, и выяснилось, что идеальная форма для звучания – трапециевидная (в форме маленького гробика). Но играть на подобных скрипках желающих не нашлось. Больше всего на скрипке «страдает» третья струна. Даже на самых лучших итальянских инструментах она немного слабее остальных. Современные фирмы – изготовители струн, это учитывают. Сейчас возрождается аутентичная манера игры и строение скрипки. И это гораздо ближе к тому, зачем создавался этот инструмент.

    По сути, все дошедшие до наших дней старинные инструменты работают на пределе своих возможностей и поэтому требуют особого внимания.

    У музыкантов и мастеров есть понятие «разыграть инструмент». Это относится к новым, давно не звучавшим и отреставрированным инструментам. Даже простое отпускание всех струн с последующим натяжением меняет звуковую картину и требует разыгрывания. В инструменте взаимосвязано огромное количество напряжений. Дерево – органический материал, который может менять свои свойства в зависимости от внешнего воздействия: это и погода, и способ звукоизвлечения музыканта, и даже вес подбородника. При разыгрывании, инструмент как бы привыкает к манере исполнителя. Хороший музыкант может извлечь весьма неплохой звук из посредственного инструмента. Но вот на хорошем, дорогом инструменте не каждому удаётся добиться всего спектра звучания. Для этого требуется высокий исполнительский уровень, иначе инструмент привыкнет к тому, что вы умеете.