Еще очень давно в человеке зародилось столь прекрасное чувство, как вера в Бога и высшие силы, которые определяют судьбы людей и то, что они будут делать в дальнейшем. Существует огромное количество , каждая из которых имеет свои законы, порядки, памятные даты календаря, запреты. Сколько лет религиям мира? - вопрос, на который сложно дать точный ответ.

Древние признаки зарождения религий

Известно, что в разных формах начали существовать уже огромное количество лет тому назад. Раньше людям свойственно было свято и слепо верить в то, что жизнь могут даровать 4 стихии: воздух, вода, земля и солнце. К слову, такая религия существует по сей день и называется она политеизмом. Сколько религий существует в мире, хотя бы основных? Сегодня нет каких-либо запретов на то или иное вероисповедание. Поэтому и религиозных течений создается все больше и больше, но основные все же есть, и их не так много.

Религия - что это такое?

В понятие религии принято включать определенную последовательность ритуалов, обрядов и обычаев, совершаемых либо ежедневно (примером здесь является ежедневная молитва), либо периодически, а иногда и вовсе однократно. Сюда можно отнести венчание, исповедь, причастие, крещение. Любая религия в принципе направлена на то, чтобы объединять совершенно разных людей в большие группы. Несмотря на некоторые культурные различия, многие религии схожи по посылу, который доносится верующим. Различие состоит только во внешнем оформлении ритуалов. Сколько основных религий в мире существует? На этот вопрос и будет дан ответ в данной статье.

Можно считать христианство, буддизм и ислам. Последнюю религию исповедуют больше в странах Востока, а буддизм практикуется в Азиатских странах. Каждая из перечисленных религиозных ветвей имеет историю, которая длится больше нескольких тысяч лет, а также ряд нерушимых традиций, которые соблюдаются всеми глубоко верующими людьми.

География религиозных течений

Что касается географической раздробленности, здесь еще около 100 лет тому назад была возможность отследить преобладание какой-либо конфессии, сейчас же этого не существует и в помине. К примеру, раньше больше убежденных христиан проживало на территории Африки, Европы, Южной Америки, Австралийского континента.

Мусульманами можно было назвать жителей Северной Африки и ближнего Востока, а верящими в Будду считались люди, поселившиеся на территории Юго-Восточной части Евразии. На улицах среднеазиатских городков сейчас все чаще и чаще можно увидеть стоящие практически бок о бок мусульманские мечети и церкви христианского вероисповедания.

Сколько в мире религий основных?

Что касается вопроса о знании основателей мировых религий, большинство из них известно всем верующим. К примеру, основоположником христианства стал Иисус Христос (согласно другому мнению, Бог, Иисус и Святой Дух), основателем буддизма считается Сиддхартха Гуатама, другое имя которого - Будда, и, наконец, основы ислама, как считают многие верующие, заложил Пророк Мухаммед.

Интересным фактом является то, что и ислам, и христианство условно происходят от одной веры, которая зовется иудаизмом. Приемником Иисуса в этой вере считают Иса Ибн Марияма. Имеют отношение к этому ответвлению веры и другие известные пророки, которые были упомянуты в Священном Писании. Многие верующие люди считают, что пророк Мухаммед появился на земле еще раньше, чем люди увидели Иисуса.

Буддизм

Что касается буддизма, эта религиозная конфессия по праву признана самой древней среди всех, которые только известны человеческому разуму. История данной веры насчитывает в среднем около двух с половиной тысячелетий, возможно, даже намного больше. Зарождение религиозного течения под названием буддизм началось в Индии, а основателем стал Сиддхартха Гуатама. Веры сам Будда достигал постепенно, шаг за шагом продвигаясь к чуду просветления, которым затем Будда стал щедро делиться с себе подобными грешниками. Учение Будды стало основой для написания священной книги под названием Трипитака. На сегодняшний день наиболее распространенными этапами буддистской веры считаются такие, как хинаяма, махаяма и ваджаяма. Приверженцы веры в буддизм считают, что главным в жизни человека является хорошее состояние кармы, которое достигается только путем свершения добрых дел. Каждый буддист сам проходит путь к очищению кармы через лишения и боль.

Многие, особенно сегодня, задаются вопросом, сколько религий в мире существует? Число всех направлений назвать сложно, ведь практически каждый день появляются новые. В нашей статье поговорим об основных. Следующее религиозное направление относится к их числу.

Христианство

Христианство - вера, которая огромное количество тысячелетий назад была основана Иисусом Христом. По мнению ученых, религия христианства была заложена еще в 1 веке до эры человечества. Появилось данное религиозное течение в Палестине, а вечный огонь снизошел до Иерусалима, где горит до сих пор. Тем не менее есть мнение о том, что люди узнали об этой вере еще раньше, причем почти на целую тысячу лет. Также бытует мнение о том, что впервые люди познакомились не с Христом, а с основоположником иудаизма. Среди христиан можно выделить католиков, православных и протестантов. Кроме того, существуют огромные группы людей, называющих себя христианами, но верящих в совсем другие догмы и посещающих другие общественные организации.

Постулаты христианства

Главными нерушимыми постулатами христианства является вера в то, что Бог имеет три обличия (Отец, Сын и Святой дух), вера в спасительную гибель и в явление реинкарнации. Кроме того, последователи христианства практикуют веру в зло и добро, представленное ангельским обличием и дьявольским.

В отличие от протестантов и католиков, христиане не верят в существование так называемого «чистилища», где души грешников проходят отбор в рай или ад. Протестанты полагают, что в том случае, если вера в спасение сохранится в душе, значит, человек гарантировано отправится в рай. Протестанты считают, что смысл проведения обрядов состоит не в красоте, а в искренности, именно потому обряды не отличаются пышностью, а их численность намного меньше, чем в христианстве.

Ислам

Что касается ислама, эта религия считается относительно новой, так как появилась только лишь в 7 веке до нашей эры. Место появления - Аравийский полуостров, где жили турки и греки. Место православной библии занимает священный Коран, в котором собраны все основные законы вероисповедания. В исламе, как и в христианстве, существует несколько направлений: сунитизм, шиитизм и хариджитизм. Отличие этих направлений друг от друга заключается в том, что сунниты признают «правой рукой» пророка Мохаммеда четырех халифов, а кроме Корана, священной книгой для них считается собрание наставлений пророка.

Шииты считают, что продолжателями дела пророка могут быть только кровные наследники. Хариджиты верят практически в то же, только полагают, что наследовать права пророка могут только кровные потомки либо приближенные лица.

Мусульманская вера признает существование Аллаха и пророка Мохаммеда, а также придерживаются мнения, что жизнь после смерти существует, а человек может переродиться в любое живое существо или даже предмет. Любой мусульманин свято верит в силу святых обычаев, поэтому ежегодно совершает паломничество по святым местам. Поистине священным городом для всех мусульман является Иерусалим. Салят является обязательным обрядом для каждого приверженца мусульманской веры, а главный его смысл состоит в молитве по утрам и вечерам. Молитва повторяется 5 раз, после чего верующие стараются соблюсти пост по всем правилам.

В этой вере в течение месяца рамадана верующим запрещается развлекаться, а разрешается посвящать себя только молитве Аллаху. Главным городом паломников считается Мекка.

Мы разобрали основные направления. Подводя итоги, заметим: сколько в мире религий, столько и мнений. К сожалению, представители не всех религиозных течений полностью принимают существование другого направления. Зачастую это приводило даже к войнам. В современном мире некоторые агрессивно настроенные деятели используют образ «сектанта» или «тоталитарной секты» как пугало, продвигая нетерпимость к любой нетрадиционной религиозности. Однако, какими бы разными ни были религиозные направления, у них, как правило, есть нечто общее.

Единство и различия основных религий

Общность всех религиозных конфессий скрыта и одновременно проста тем, что все они учат терпимости, любви к Богу в любых проявлениях, милосердию и доброму отношению к людям. И ислам, и христианская вера пропагандируют воскрешение после земной кончины, за коим следует перерождение. Кроме того, ислам и христианство сообща полагают, что судьба предначертана небом, и исправить ее в силах только Аллах или, как называют его христиане, Господь Бог. Хотя учение буддистов разительно отличается от христианства и ислама, объединяет эти «ветви» то, что воспевается определенная мораль, оступаться при которой непозволительно никому.

Общие черты имеют и наставления, данные Всевышним грешным людям. У буддистов это догмы, у христиан заповеди, а у приверженцев ислама это выдержки из Корана. Неважно, сколько мировых религий существует в мире. Главное, что они все приближают человека к Господу. Заповеди для каждой веры одинаковы, только имеют разный слог пересказа. Везде запрещается лгать, убивать, воровать, а также везде призывают к милосердию и спокойствию, к взаимоуважению и любви к ближнему.

На протяжении многих веков лучшие умы человечества стремились найти рациональное объяснение причин возникновения специфической, иллюзорно- мистической, иррациональной формы мышления человека и понять религию как форму общественного сознания, как социальный феномен.

Возникнув на заре человечества и складываясь веками на основе неадекватного отражения в мышлении людей реальных объективных процессов в природе и обществе, религиозные представления и верования, а также закреплявшие их догмы, культы, ритуалы и обряды опутывали сознание человека паутиной несбыточных иллюзий, искажали его восприятие мира кривым зеркалом фантастических мифов и магических превращений, волшебства и чудес, заставляли создавать все более вычурные и сложные метафизические конструкции мироздания и загробного существования. Укрепляясь в сознании людей, фиксируясь в памяти поколений, религия становилась частью культурного потенциала народа, страны или даже многих стран.

Древние люди, создавая свои религии, заботились о чисто этнических потребностях и рассчитывали на «земляческую» помощь собственных богов. Иные из религий « с местной пропиской» отошли в небытие (порой вместе с породившими их народами), другие же при всей их территориальной ограниченности живут и по сей день.

Но были религии, отвечавшие мечтам и чаяниям не только того народа, из которого вышел пророк, однажды возвестивший божественную волю. Для этих вероучений национальные границы оказались тесны. Они завладели умами и душами людей, населяющих различные государства, разные материки: христианство, ислам и буддизм стали мировыми религиями.

1.Христианство

Наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира – христианство, появившееся в I веке нашей эры в Иудее – восточной провинции Римской империи.

1.1. Основа христианства

В основе христианства – учение о богочеловеке Иисусе Христе, сыне
Божием, который пришёл к людям с добрыми деяниями и заповедал им законы праведной жизни. Это религия, в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришёл в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в
Иудее, проповедовал и принял во искупление грехов людей великие страдания и мученическую смерть на кресте. Его смерть и последующее воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово
Иисуса, о Он Сам. Главным делом Иисуса было Его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной жизни с Богом. Отсюда для христиан начинается история Нового Завета с Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от
Ветхого (т.е. старого, прежнего) Завета заключается в самом понимании Бога,
Который «есть Любовь». На протяжении всего Ветхого Завета основа отношений
Бога и человека – закон. Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам: да любите, друг друга, как Я возлюбил вас».

Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый,
«разовый» процесс, направляемый богом: от начала (сотворения) к завершению, концу (приход мессии, страшный суд). Содержание этого процесса составляет драма впавшего в грех человека, отпавшего от бога, спасти которого может только милость божья, и эту милость он может обрести в вере в Спасителя и церковь, которая является носителем этой веры.

Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх лицах: Бога-Отца,
Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Одно из главных таинств христианства – причастие, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и
Кровь Христа), и приобщение верующих через вкушение этих божественных даров к Богу.

Священное Писание христиан – Библия – это не изложение вероучения и не история человечества, это рассказ о том, как Бог искал человека, это речь
Бога, обращенная к людям. В ней к Ветхому завету (священной книге последователей иудаизма) добавлен Новый завет, повествующий о жизни и учении Христа. В Новый завет, входят четыре Евангелия (от греч. – благовестие), Деяния апостолов – первых проповедников христианства,
Послание апостолов к христианским общинам и, наконец, Апокалипсис, или
Откровение Святого Иоанна Богослова. Эти произведения считаются
«богодуховными» т.е. хотя и написанными людьми, но по внушению Святого
Духа.

Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед богом, и именно это уравнивает их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных – все грешники, все “рабы божьи”.

Христианство привлекало людей обличением испорченности мира и справедливости. Им было обещано царство божье: те, которые здесь первые – там станут последними, а последние здесь – там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, высший суд свершится и каждому будет воздано по делам его. Проповедь Евангельского Христа призывала не к политическому сопротивлению, а к нравственному совершенствованию.

1.2. Церковь и христианство

Особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: “…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них”.

Однако слово “церковь” имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных общим местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.

Церковью, особенно в православии, принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как “дом Божий” – место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы.

Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций, каждая из которых имеет свой Символ веры, свой обряд и ритуал.
Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция),
Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция
Реформации XVI в).

Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во
Христа, и понятие Небесной Церкви – идеального божественного устроения мира. Там, где земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.

1.3.География христианства

Первые шаги христианства в I-II вв. ограничивались районом
Средиземноморья, затем оно проникло в центрально-европейские страны и лишь в VII-XII вв. – на северо-восток Европы. В эпоху Великих географических открытий началась активная деятельность христианских миссионеров
(проводников религиозного учения), которая продолжается и в наше время. В конце XV в. они вместе с завоевателями высадились на берегах только что открытой Америки.

В XVI в. к христианскому миру была присоединена большая часть Филиппин.
Неудача постигла миссионеров в Африке. Лишь в XIX в. в результате активной колонизации удалось обратить в христианство многих жителей «чёрного континента». Та же колонизация приобщила к нему и основную часть населения
Океании.

1.4. Раннее христианство

Раннее христианство с первых своих шагов заявило себя учением угнетённых низов, учением обездоленных и страждущих. Правда, это учение не звало на борьбу – и в этом смысле его никак нельзя считать революционным по характеру. Скорее, напротив, христианство было альтернативой различного рода восстаниям и войнам, начиная с восстания Спартака, которые сотрясли на рубеже нашей эры мощную Римскую империю. И в качестве такого рода
«умиротворяющей» альтернативы, направляющей энергию угнетённых в русло религиозных иллюзий, христианство было вполне приемлемым, даже выгодным для власть имущих, вскоре понявших это и принявших христианское учение в качестве господствующей идеологической доктрины. Однако это произошло позже. Раннее христианство в первые два-три века своего существования, будучи религией бесправных и гонимых, не только стояло в оппозиции к властям, подвергаясь жестоким гонениям с их стороны, но и не было лишено радикальных элементов, даже революционного пафоса. Пафос этот сводился, прежде всего, к резкому неприятию сложившихся норм жизни.

Революционный пафос раннего христианства нашёл своё отражение в акцентировании внимания на двух важнейших сторонах новой религии. Во- первых, на проповеди ею всеобщего равенства. Хотя это было равенство в первую очередь лишь «во грехе», равенство «рабов божьих», даже в этом своём качестве лозунг всеобщего равенства не мог не привлечь к себе внимания.
Правда, в некоторых евангелических текстах оправдывалось рабство и рабам внушалось повиновение их господам, но тем не менее провозглашение принципа всеобщего равенства в эпоху расцвета Римской империи стоило многого. Во- вторых, на осуждении богатства и стяжательства («скорей верблюд пройдёт через игольное ушко, чем богач попадёт в царство небесное»), на подчёркивании всеобщей обязанности трудиться («не трудящийся да не ест»).
Неудивительно, что членами первых христианских общин оказались, прежде всего, обиженные и угнетённые, бедняки и рабы, неимущие и изгои.

1.5. Первые христианские общины

Первые христианские общины заимствовали от предшественников – сект типа ессеев – черты аскетизма, самоотречения, благочестия и прибавили к ним обрядовые ритуалы причащения митраизма и многое другое, включая торжественный акт крещения в качестве символа веры. Эти общины были достаточно замкнутыми. Во главе их стояли харизматические лидеры – проповедники, «учителя», осенённые «благодатью» пророки, которые обычно прислушивались к своему «внутреннему голосу», имели «видения», слышали
«глас божий» и потому считались имевшими бесспорное право на лидерство. Уже во второй половине I в. н. э. отчётливо наметились два главных течения – проиудейское, представленное Апокалипсисом и генетически восходящее, видимо, к сеткам типа ессеев, и антииудейское, связанное с деятельностью апостола Павла. В отличие от апостола Петра, которого евангельский Павел называл «апостолом для иудеев», себя Павел, по преданию, именовал.
«служителем Иисуса Христа у язычников». В этом смысле именно Павел может считаться первым патриархом (если не основателем) христианства.

В условиях становившейся всё более жёсткой догматической основы христианского вероучения уходила в прошлое полная опасностей и преследований, но отличавшаяся свободой духа и действий жизнь первоначальных сект и общин, возглавлявшихся харизматическими руководителями. На смену им в новых условиях приходили избиравшиеся верующими (а затем и утверждавшиеся сверху) должностные лица – дьяконы, епископы, пресвитеры.

Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией – неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с её строгими канонами и нерушимыми догмами. Очищенная от «грехов» молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом, влияние которого в массах делало желанным сближением с ним и использование его.

1.6. Волна преследований христианства

Зародившись в отдалённой провинции Римской империи (Иудее) в I в., христианство до середины IV в. было гонимо римскими властями. То в одной провинции, то в другой, а то и по всей империи сразу поднималась волна преследований: разрушали храмы, арестовывали священнослужителей и простых верующих. Раба-христианина преследовали так же, как офицера или патриция, принявших христианство.

Эти три столетия гонений на все последующие века научили христиан двум великим истинам (с которыми согласны даже те, кто не считает себя верующими): истина не зависит от воли властей; правым может оказаться человек униженный и бедный.

А спустя ещё 17 веков – в ХХ столетии – другая империя вновь объявила войну христианам. И вновь – поруганные и разрушенные храмы, и вновь сотни тысяч убитых. На этот раз землёй, политой мученической кровью, стала
Россия. Атеистическая империя требовала безусловного согласия не только с её политикой, но и с её философией, с её мировоззрением. Ни одна из волн гонений на христиан в Римской империи не длилась более десяти лет. В
Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.

Возле одного из сибирских лагерей есть могила, в которой лежат 50 священников. Их вывели из лагеря, приказали вырыть траншею. Выстроили на её краю. А затем с пистолетом подходили к каждому и задавали вопрос: «Ну что, есть твой Бог или нет?». После ответа «да» следовал выстрел. Не отрёкся ни один.

В ХХ в. христиан (прежде всего священников) убивали в нацистской Германии и Мексике, в Кампучии «красных кхмеров» и маоистском Китае, в Албании (где религия была запрещена конституцией) и Югославии, Румынии и Польши…

Так непросто складывались отношения Церкви с властями земными. Но и внутри самой Церкви на протяжении всей истории её существования происходило множество драматических, а порой и трагических событий. Сегодня христианство представляют три конфессии, каждая из которых делится на множество деноминаций, т.е. течений, иногда весьма сильно различающихся по своим убеждениям. Но и православные, и католики, и большая часть протестантов признают догмат (определение Церкви, имеющее безусловный авторитет для каждого её члена) о Святой Троице, верят в спасение через
Иисуса Христа, признают единое Священное Писание – Библию.

1.7. Статистические данные о христианстве

Подсчитать точное число христиан не так-то просто. Однако общие статистические данные дают следующие цифры. Сегодня верующие христиане составляют 1/3 населения, живущего в Европе и Австралии, в Северной и
Латинской Америке, Новой Зеландии и Новой Гвинее. Православная Церковь насчитывает в своих рядах около 120 млн. человек, римско-католическая
Церковь объединяет около 700 млн. верующих, протестантские церкви, входящие во Всемирный Совет Церквей, объединяют около 350 млн. человек.

1.8. Раскол христианства

Христианство уже давно перестало быть монолитной религией. Причины политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная с
IV в., привели в XI в. к трагическому расколу. И до этого в разных поместных церквях существовали различия в богослужении и богопонимании. С разделением Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два центра христианства – в Риме и в Константинополе (Византия). Вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви. Традиция, сложившаяся на Западе, привела в Риме к совершенно особой роли папы Римского первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа. С этим не согласилась Церковь на Востоке. Образовались две христианские конфессии
– православие и католичество.

2. Православие

Православие утвердилось в Европе на территории, некогда принадлежавшей
Византийской империи или странам, находившимся под её влиянием: на большей части Балканского полуострова и в России.

2.1. Определение православия

Слово «православие» – перевод греческого «ортодоксия». «Ортос» –
«правильный» (отсюда, например, «орфография»), а слово «докса» имеет в греческом языке два значения: «суждение», «мнение» и «слава», «славление».
Таким образом, слово «ортодоксия» можно было бы перевести на русский язык и как «правомыслие», и как «православие», т.е. умение правильно славить
Бога. Восточная Церковь выбрала для себя второй смысл, тем самым подчёркивая преобладания этико-эстетического начала над рассудочным. В древней Церкви словом «ортодоксальность» обозначалось главное требование к вере и жизни христиан. Определение «православная» закрепилось за Восточной
Церковью в позднем средневековье.

2.2. Православная церковь Византии

В Восточной империи (Византии), церковь не получила особой самостоятельности и политического влияния. Разделённая к тому же на ряд патриархатов (константинопольский, антиохийский, александрийский, иерусалимский), она оказалась в почти полной зависимости от государства и практически идентифицировала себя и свои интересы с его интересами. Стоит отметить также, что сфера влияния и массовая база всех патриархатов была невелика, а после исламизации ближневосточного мира и вовсе стала мизерной.
В Византии были сформулированы догматы и каноны Православной Церкви. В рамках византийской культуры сложились принципы церковного искусства, ставшие каноническими для всех православных церквей.

В православной церкви в целом вследствие относительной слабости и политической малозначимости никогда не было массовых гонений типа «святой инквизиции», хотя это не означает, что она не преследовала еретиков и раскольников во имя укрепления своего влияния на массы. В то же время, вобрав в себя многие древние языческие обычаи тех племен и народов, которые приняли православие (их было немало, хотя бы на одной только Руси), церковь сумела переработать и использовать их во имя укрепления своего авторитета.
Древние божества превратились в святых православной церкви, праздники в их честь стали церковными праздниками, верования и обычаи получили официальное освещение и признание. Лишь немногие чересчур откровенные языческие обряды, как, например, поклонение идолам, восходившее к фетишизму глубокой старины, преследовались и постепенно отмирали, но и тут, церковь умело трансформировала их, направив активность верующих на поклонение икон.

2.3. Основной закон православия

Императорская власть поддерживала стремление к церковному единству и тем самым способствовала все более стройному и четкому раскрытию православного вероучения. Правила рецепции -- принятия всем церковным “телом” каких бы то ни было норм – стало одним из основных законов православия. Никакое лицо, никакой орган Церкви, как бы широк по составу он ни был, не может быть совершенно непогрешимым. В вопросах веры непогрешима лишь Церковь –
“тело Христово” – как целое.

В православии Предание понимается не только как свод священных книг, писаний и решений соборов, но и как непосредственное действие Духа Святого и земной Церкви. Считается, что именно эта мистическая составляющая церковного Предания сохраняет преемственность и чистоту Православной Церкви с апостольских времен.

2.4. Русская православная Церковь

С усилением древней Руси заимствованное ею из Византии православие постепенно укреплялось и назначавшиеся из Константинополя митрополиты превратились, наконец, в XVI в. в самостоятельных патриархов. Период независимости Русской церкви от Константинопольского патриархата фактически начался с 15 декабря 1448 года, когда русские епископы самостоятельно избрали своим предстоятелем митрополита Иону. Во время приезда в Москву 26 января 1589 года Константинопольского патриарха Иеремии в Успенском соборе
Кремля митрополит Московский Иов был возведен в патриарший сан. Русская православная церковь не только поддерживала царскую власть, но и подчинялась ей, охотно сотрудничала с нею (лишь изредка бывали исключения; например, патриарх Никон в XVII веке пытался поставить церковь выше светской власти).

Православие принесло с собой из Византии на Русь высокий уровень культуры, нравственного опыта, философско-богословской мысли, эстетического чувства. Церковное искусство оставило бесценные творения зодчества, иконописи, пения.

В годы татаро-монгольского ига и смут Русская православная церковь мирила враждующих князей, была хранительницей национальной культуры. Она занимала патриотические позиции в годы бедствий, вражеских нашествий. Так было и в
1812 году, и в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов.

2.5. Православие и современность

В нынешней России православие исповедуют верующие славянского происхождения, а также народы Севера и Поволжья.

Резиденция Патриарха Московского и всея Руси находится в Москве. Под управлением Московской Патриархии помимо российских епархий состоят епископии в странах СНГ, ряд епархий в Западной и Центральной Европе,
Северной и Южной Америки. В состав Русской православной церкви входят также получившая в 1990 году право самоуправления Украинская православная церковь и автономная Японская православная церковь.

Русская православная церковь совершает богослужение по юлианскому календарю. Основной богослужебный язык церковнославянский. В приходах
Западной Европы службы совершаются на основных европейских языках.

2.6. Старообрядчество

С историей Русской Православной церкви тесно связано старообрядчество.
Возникновение его относится ко времени раскола русского православия, причиной которого послужила церковно-обрядовая реформа, начатая патриархом
Никоном в середине XVII века. Многие священники различного ранга, которым трудно было переучиваться и отправлять обряды по новым богослужебным книгам и согласно новым правилам, ушли в раскол. Приверженцы «древлеправославных обрядов», не принявшие изменения внешних форм церковной жизни, в большинстве крестьяне, бежали от преследований. Они спасались в глухих лесах Поволжья, Севера, Сибири, на южных окраинах страны или основывали свои общины за границей. Форму старообрядчества принимали многие антиправительственные движения, различные бунтарские силы. В 1685 году вышел специальный указ, окончательно запрещающий раскол. В 50- 60 годы XVII века на Соборах Русской Православной церкви староверы были преданы проклятию, которое было снято лишь в 1971 году, когда было признано, что старые обряды “равночестны” послереформенным, то есть так же каноничны
(правомерны). Таким образом, Московская Патриархия сделала серьезный шаг к преодолению раскола Русской церкви, происшедшему три столетия назад. До сих пор Рогожское кладбище в Москве остается одним из руководящих центров русского старообрядчества. В его храмах богослужения ведутся так, как было принято в Русской церкви XVII века до никоновских реформ.

3. Католичество

В жизни Западной Европы вплоть до XVI века доминировала римско- католическая церковь. Догматических и литургических отличий католицизма от православия немного. Православие иначе трактует троицу (считает, что святой дух исходит только от бога-отца), не признаёт чистилища между раем и адом, не практикует выдачу индульгенций, причащает хлебом (причём не пресным, а дрожжевым) и вином. Но за эти различия оно всегда держалось очень крепко, особенно после окончательного разрыва с католицизмом в 1054 году.

3.1. Определение католичества

Термин «католичество» (или «католицизм») образован от греческого прилагательного «кафоликос» - «всеобщий». «Экклесия кафолика» означает
«всеобщая (соборная) Церковь». Именно эти слова входят в оригинал Никео-
Константинопольского Символа веры: «Верю… в соборную Церковь…».

3.2. Католическая Церковь

Католическая Церковь – значит всеобщая, вселенская, претендующая на то, что она, и единственно лишь она, является истинным и полным воплощением христианства. Католическая церковь, в отличие от православной, имеет единого главу - Папу. Глава церкви считается наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Папа исполняет тройную функцию: епископа Рима, пастыря Вселенской Церкви и главы Государства Ватикан. Нынешний папа Иоанн
Павел II был избран в 1978 году. Католическая церковь, согласно учению, несла в себе «запас добрых дел» и божественную благодать, которые помогали достичь спасения, снять грехи с души человеческой. Католицизм занял ведущее место во многих странах Европы и Америки. С благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой» античности с её свободомыслием. Правда, церковная традиция, культивировавшая латынь, способствовала сохранению значительной части рукописного наследия античной культуры. Возрождённое с помощью арабов учение Аристотеля, значительно подкорректированное церковью, стало даже
(наряду с Библией) своего рода высшим и чуть ли не последним словом духовной культуры. Однако многое было безвозвратно утеряно, и прежде всего, духовная свобода. Католические священники (дававшие обет безбрачия и потому не связанные в своей деятельности лично-семейными интересами, целиком отдававшие себя службе, интересам церкви) ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно карали еретиков, к числу которых относились все, кто хоть в чем-либо смел отклониться от официального учения. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах
“святой” инквизиции, а остальным, запуганным и смирившимся “грешникам”, церковь охотно продавала за немалые деньги индульгенции – отпущения грехов.

3.3. Статистические данные и география католицизма

Сокровенную суть католической веры, конечно, нельзя постичь с помощью цифр, однако они могут дать хотя бы общее представление о деятельности
Католической Церкви. Согласно статистическим данным, в мире насчитывается от 600 до 850 млн., католиков, что составляет около 15% планеты. В
Латинской Америке 90% населения - католики, В Европе их около 40%, в
Северной Америке – только 25%, в Африке – 13%, а в Азии не больше 2,5%, причем две трети из них живут на Филиппинах.

В мире существует несколько крупных католических сообществ, живущих и развивающихся по своим, особым законам. Например, в странах Латинской
Америки стремительно растет население. Священников не хватает, однако миссионерская деятельность – евангелизация - идет непрерывно, и именно там
Католическая Церковь становится подлинно народной «церковью для бедных».
Наоборот, в западноевропейских, традиционно христианских странах, католиков становится все меньше, соответственно сокращается и число католических священников.

В непростых условиях оказалась Католическая Церковь в странах Восточной
Европы, долго находившихся под давлением атеистической пропаганды. Однако с начала 90-х годов в этих странах существует право свободного выбора вероисповедания. В мусульманских государствах к немногочисленным католикам относятся по-разному в зависимости от уровня веротерпимости в данной стране. Сегодня католическая церковь провозглашает необходимость поисков решения глобальных проблем современности в духе гуманизма, уважения жизни и достоинства человеческой личности.

3.4. Реформация и католицизм

В первой половине XVI века реформаторское общественное и религиозное движение, направленное на изменение самых основ устройства церкви и связанное с мировоззрением нарождавшейся буржуазии, привело к тому, что от католицизма откололись обширные районы Центральной, Западной и Северной
Европы. Возникшее антифеодальное движение оказалось направленным и против католической церкви. Вожди реформации в Германии и Швейцарии – Лютер, Жан
Кальвин и Цвингли – обвинили католическую церковь в искажении подлинного христианства, резко выступили против догмата о непогрешимости папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и богом. Единственным посредником между людьми и богом
Реформация признавала Христа.

Конечно, Реформация отнюдь не означала гибели католицизма. Прибегнув к помощи контрреформации, католическая церковь сумела выстоять и вплоть до сегодняшнего дня вся ее церковная иерархия во главе с римским папой являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира.
Однако эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена
«святой инквизиции» и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм – следом за протестантской церковью – вынужден был согласиться на то, что богу положено «богово», то есть весьма определенное место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имевшим прямого отношения к религии и не зависевшим от ее вмешательства и оценки. Это, естественно, не означало, что роль церкви была сведена почти к нулю. И все же отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в судьбах Западной Европы, в успешном развитии ее по капиталистическому пути.

4. Протестантизм

В это время возникла новая разновидность христианства, буржуазная по своему духу – протестантизм. Ему присущ индивидуализм в делах веры: каждый верующий вправе читать и интерпретировать откровение божье – Библию.
Протестантизм учил, что важны не столько обряды, сколько добросовестное выполнение каждым своих обязанностей, то есть в добросовестном труде человек воплощает христианские заповеди. Протестантизм (евангелическое учение) утверждает равенство всех верующих перед Богом и проповедует спасение верой уже в земной жизни, отрицает монашество, а также безбрачие духовенства (кстати, обязательное для католических священников), не принимает церковные чины и признает только авторитет библии. Для протестантизма характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти церкви и светской власти государства: Богу - богово, а кесарю – кесарево. Протестантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церковных форм на отдельную личность, на ее совершенствование.

4.1. Статистические данные о протестантизме

Самой евангелизированной страной (то есть наиболее протестантской) считаются США: 22% всех евангелистов живут здесь, образуя более 250 различных конфессий (вероисповеданий). Крупные группы протестантов проживают в Европе и Америке, меньше их число – в Африке, Азии, Австралии.

4.2. Протестантизм в России

Протестантизм широко распространен в России. Наиболее многочисленны евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, лютеране. Протестантизм начал проникать в Россию из экономически расстроенной Европы с начала XVII века вместе с умелыми людьми, пытавшимися здесь найти применение своим талантам и способностям.

4.3. Протестантские конфессии

К самой крупной протестантской конфессии в России относятся евангельские христиане-баптисты. Баптизм был привезен в Россию в XIX веке немцами- колонистами, расселившимися преимущественно в южных губерниях. В северных и центральных губерниях развивалось учение евангельских христиан, весьма близкое в основе к баптизму. Начало его распространения связано с деятельностью лорда Г. Редстока, приехавшего из Англии и организовавшего первую секту в Петербурге в 70-х годах XIX века.

Объединения евангельских христиан-баптистов имеются практически во всех областях и республиках бывшего СССР. Заметно их тяготение к западной и южной границам, постепенно возрастает их влияние и в столичных регионах.

Адвентисты седьмого дня появились в Российской империи в 80-е годы XIX века. Распространению их учения способствовала деятельность миссионеров.

Пятидесятники – секта, образовавшаяся в США в начале XX века и тогда же появившаяся в России. Главная отличительная черта этого учения – вера в
«сошествие Святого Духа» на апостолов на пятидесятый день после воскресения
Христа. В России объединения пятидесятников представлены на всей ее территории.

Ислам – вторая после христианства по числу последователей мировая религия, религия смирения и полной покорности всевышней воле. Её основал в
VII веке на почве арабских племенных религий пророк Мухаммед. Он провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле. Это был призыв к сплочению арабов под знаменем единого бога. Мухаммед призвал арабов верить в единого бога и служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления «царства справедливости и мира» на Земле. В исламской религии Аллах – бог единственный, безликий, высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший, творец всего сущего и его верховный судья. Рядом с ним нет никаких богов, никаких бы то ни было самостоятельных существ. Здесь нет христианской троицы с ее запутанными взаимоотношениями между богом-отцом, его сыном Иисусом и мистической фигурой бога-духа святого. В исламе есть учение о рае и аде, о воздании человеку в загробном мире за его дела. На страшном суде сам Аллах будет допрашивать каждого из живых и мёртвых, и они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Грешники попадут в ад, праведные в рай.

5.1. Священная книга мусульман

Священная книга мусульман – Коран. В нем зафиксированы основные идеи и вероучения Мухаммеда. Согласно общепринятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила. Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков – Моисея,
Иисуса, наконец Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажен иудеями и христианами, которые многое в нем не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.

Эта легенда о Коране, если очистить ее от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как и сам ислам близок иудео-христианству.

Коран состоит из 114 глав, в которых говорится обо всех сторонах жизни, включая правосудие, мораль, обрядовые предписания. По характеру эти трактаты очень разнообразны. Наряду с переложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о порядке развода, наряду с описаниями исторических событий – рассуждения о мироздании, о взаимоотношениях человека с миром сверхъестественных сил. Много места уделяет Коран основам мусульманского права, встречаются в нем и лирико-поэтические тексты, и мифологические сюжеты. Словом, Коран, как и Библия, это своего рода божественная энциклопедия, «книга книг», свод знаний и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.

Около четверти текста Корана посвящено описаниям жизни и деятельности различных пророков. В ранге пророка в Коране почему-то оказались и первочеловек Адам и даже знаменитый Александр Македонский (Искандер).
Замыкающим в этом списке стоит Мухаммед – последний и величайший из пророков. После него пророков более не было и не будет, вплоть до конца света и страшного суда, до второго пришествия Иисуса. Описания деяний пророков почти целиком взяты из Библии, лишь с некоторыми изменениями.

Коран был доступен далеко не каждому – его изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.

5.2. «Пять столпов веры»

Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять – исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.

Принцип исповедания – центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести фразу о том, что нет бога кроме Аллаха и
Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного.

Молитва – обязательный каждодневный пятикратный ритуал. Те, кто не молится пять раз в день – неверные. По пятницам и в праздничные дни свершаются торжественные богослужения, которыми руководят имамы («стоящие впереди»). Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения (малого – мытьё рук, ног, лица; и большого, в случае серьёзной нечистоты, – полное омовение всего тела). Если нет воды, её заменяют песком.

Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост– рамазан, он длится месяц, в течение которого от рассвета до заката правоверные, кроме малых детей и больных, не имеют права ни есть, ни пить, ни курить, ни развлекаться. Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время – по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана.

Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Обязательная милостыня – закят – воспринималась в качестве очистительного ритуала для имущих и исчислялась обычно в несколько процентов их годового дохода.

Хадж. Считается, что каждый здоровый мусульманин должен раз в жизни посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Совершившие обряд паломники получают почётное наименование – ходжа.

К этим пяти нередко добавляют ещё один столп веры, шестой – священную войну против неверных (джихад или газават). Участие в войне освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному, павшему на поле боя, место в раю.

5.3. Мечеть и ее функции

Место богослужения, проповедей и молитв – мечеть. Это также место собраний правоверных во всех важных случаях жизни, своего рода культурный центр. Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом.
Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко великолепные сооружения. Внутреннее помещение мечети выглядит скромно, даже если закрытая часть его устлана богатыми коврами. Здесь нет ни идолов, ни украшений, ни музыкальных инструментов.

Важная функция мечети – организация обучения детей. Образование в исламских странах было всегда религиозным и находилось под попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно здесь и учителями.

5.4. «Мусульманский мир»

В отличие от христианства, ислам развивался в условиях религиозно – политической слитности, так что его авторитетами были сами политические и одновременно религиозные вожди – пророк, халифы, эмиры, представители власти на местах. Любой чиновник обязан был согласовывать свои действия с нормами Корана и шариата, т.е. считаться с ролью духовенства, с силой религии. Ислам послужил мощным импульсом развития такого феномена, как
«мусульманский мир», который вырос на обширной территории Ближнего Востока с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и на культурные центры христианской Европы. Кроме арабских стран ислам исповедуется в Индии, Китае, Индонезии. От арабских государств Северной
Африки ислам распространился в соседние негритянские страны и продвигается дальше на юг. Из многих религиозных систем современного мира ислам является одной из наиболее значительных сил.

6.Буддизм

К мировым религиям относится также и буддизм. Буддизм – религия преодоления страданий. Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н.э., на пять столетий раньше христианства и на двенадцать –ислама. Сиддхартха Гаутама
Шакъямуни, известный миру под именем – Будды, т.е. Просветлённого, был сыном князя из племени Шакъя.

6.1. Учение Будды

Мир, как его видел Будда, это бесконечное число отдельных мимолётных сущностей, находящихся в состоянии безначального волнения, но постепенно направляющихся к успокоению и абсолютному уничтожению всего живого, когда его элементы приведены один за другим к полному покою. Успокоение – вот реальное единственное блаженство, которое может дать жизнь.

Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворённое желание – всё это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты – вот путь к уничтожению страданий.
Чтобы избежать страдания, человек должен подавить в себе всякую привязанность, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к самой смерти. Именно за этим путём лежит полное освобождение, нирвана.

6.2. «Восьмисоставной путь»

Развивая свое учение, Будда разработал подробный так называемый восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к нирване.
1. Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что необходимо подавлять в себе страсти).
2. Праведная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления.
3. Праведная речь (следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу – речь должна быть правдивой, доброжелательной).
4. Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать добрые дела).
5. Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому).
6. Праведная мысль (следует следить за направлением своих мыслей, гнать всё злое и настраиваться на доброе).
7. Праведные помыслы (следует уяснить, что зло – от вашей плоти).
8. Праведное созерцание (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).

Следуя этим путём, человек достигает просветления, становится святым и погружается в нирвану – небытие, когда прекращается цепь перерождений и смерть уже не ведёт к новому рождению, а освобождает от всего – от всех желаний, а с ними и от страданий, от возвращения в какой-либо форме индивидуального существования.

6.3. Заповедь милосердия

В буддизме большое значение имеет заповедь милосердия. Нельзя убивать никакое живое существо. Нужно равно доброжелательно относиться и к добрым и злым. Нельзя платить злом за зло, ибо это лишь множит зло и страдание.
Ближе всего стоят к учению буддизма отказавшиеся от всего мирского и отдавшие всю жизнь благочестивым размышлениям монахи. Вступившие в монастырь (сангху) отказываются от всего, что связывало их с миром, – от семьи, касты, собственности, – и принимают пять обетов: не убий, не укради, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй.

Главное в буддизме – этическое учение о личном спасении человека без помощи сверхъестественных сил.

6.4. Современный буддизм

В жизни современной Индии колоссальные сложности связаны с религиозной рознью между индуистами и мусульманами, сикхами.
В Индии возникло немало буддийских центров, храмов и монастырей, но всё же большого распространения буддизм не получил и в мировую религию превратился за её пределами – в Китае, Японии, Средней Азии, Корее,
Вьетнаме и ряде других стран, уже давно утратив позиции на своей родине.
Отторжение произошло потому, что буддизм отвергал кастовость, религиозный ритуализм, а потому не вписался в социальную структуру и культуру индийского общества, основанного на отвергаемой буддизмом традиции.
В России буддизм нашёл своих последователей среди коренных народов
Бурятии, Калмыкии и Тувы. Популярность буддизма быстро возрастает, особенно в столичных городах (Москве и Санкт-Петербурге). Это можно, скорее всего, объяснить модой на западную культуру, поскольку именно на Западе усилился интерес к восточным религиям.

По разнообразию исповедуемых религий Россия страна уникальная. Среди её населения имеются последователи всех мировых религий: христианства
(православия, католицизма, протестантизма), ислама и буддизма.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Официальным учебником по курсу Основы православной культуры (ОПК) является учебник, подготовленный протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято Тихоновским гуманитарным университетом подготовлено методическое пособие для учителей. Кураев А … Википедия

    - … Википедия

    Составлен на основе справочника С. Д. Милибанд «Востоковеды России» (в 2 т. М.: Вост. лит., 2008) В список, как правило, не включены переводчики японской литературы (кроме случаев, когда перевод сопровождается комментарием и имеет… … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 2002 году: Абаренков, Игорь Васильевич, доктор физико математических наук, профессор Санкт Петербургского государственного университета Абачараев, Муса… … Википедия

    Гравюра А. Скино, 1853 г. по рисунку А. Ушакова «Вид вологодских соборов», 1837 г. … Википедия

    Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 июля 2012. Дата постановки к улучшению 9 июля 2012 … Википедия

    См. также: Древнеегипетская религия Список египетских богов список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища,… … Википедия

    В этом списке собраны планеты вымышленной вселенной StarCraft, появлявшиеся в официальных материалах «Blizzard Entertainment». Содержание 1 Список планет 1.1 Сектор Копрулу 1.1.1 Система Айур … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Ислам. Культура, история, вера , Авайылдаев Э.. Книга представляет собой иллюстрированный словарь-справочник. Кратко изложена история появления и развития Ислама в мире, на территории РФ. Включает описание выдающихся мечетей, правил…
  • История религий. Учебник для академического бакалавриата , В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А. Ю. Григоренко. Учебник `История религий` рассчитан на широкую аудиторию. Он содержит разнообразные, зачастую уникальные сведения о древних и новых религиозных традициях. Читатель, желающий разобраться в…

Религия - мировоззрение человека, основанное на вере в сверхъестественное и поклонение ему. Составными частями религии как мировоззрения является соблюдение людьми определенных моральных норм, следование ими особой системе ценностей, практика обрядов и признание культа. Как правило, предполагает создание организованного объединения верующих в отдельную, четко структурированную структуру - церковь.

В большинстве религиозных общин и сообществ ведущее место занимают служители культа или священнослужители. Религиозное мировоззрение чаще всего основано на неких священных текстах, которые содержат в себе основы данной веры и, по мнению ее сторонников, продиктованы либо непосредственно Богом, либо людьми, достигшими высших стадий посвящения в таинство (то есть святыми).

Основные религии в мире

По статистическим данным 2012 года по религиозному признаку население исповедует следующие
формы религии

  • христиане (православие, протестантизм)
    — верующих 2,31 млрд. человек (33 % населения в мире)
  • — верующих 1,58 млрд (23 % населения в мире)
  • индуизм — верующих 0,95 млрд (14 % населения в мире)
  • — верующих 0,47 млрд (6,7 % населения в мире)
  • традиционные китайские религии — верующих 0,46 млрд (6,6 % населения в мире)
  • сикхи — верующих 24 млн (0,3 % населения в мире)
  • иудеи — верующих 15 млн (0,2 % населения в мире)
  • язычество и приверженцы местных верований — около 0,27 млрд (3,9 % населения в мире)
  • не религиозные — около 0,66 млрд (9,4 % населения в мире)
  • атеисты — около 0,14 млрд (2 % населения в мире).

Взаимоотношение светской в и религии. Государственная религия

Взаимоотношение религии и светской власти в любом государстве регулируется Конституцией, законами страны, принятыми парламента и традициями населения. Наиболее сильные позиции религия занимает в странах, где она признанна государственной религией. Это
- в католических странах - в - Ватикан, Мальта, Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако, (ряд кантонов), в - , Коста-Рика, Доминиканская Республика
- в православных государствах - в , Македонии.
- в протестантских государствах (англиканство) - это в составе , в то время, как Северная Ирландия и Уэльс не имеют государственной церкви;
- в протестантских государствах (лютеранство) - Дания, Норвегия, Швеция, Ирландия, Шотландия в составе Великобритании;
- - Израиль;
- ислам (сунниты) - Афганистан, Судан, Палестина, Алжир, Бруней, Катар, Йемен, Иордания, Бахрейн, Бангладеш, Мавритания, Пакистан, Саудовская Аравия, Мальдивы, Сомали, Марокко, ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты);
- ислам (шииты) - и Ирак;
- буддизм - , Камбоджа, Бутан, Лаос.

Религия и наука

Относительно вопроса взаимодействия науки и религии есть несколько точек зрения. Их условно можно разделить на четыре типа:

1. Конфликт. Исходя из этой точки зрения, религия и наука противоречат и несовместимы друг с другом. Самыми известными представителями этой точки зрения являются Ричард Докинз, Эндрю Диксон Уайт, Питер Эткинс, Ричард Фейнман, Виталий Гинзбург.

2. Независимость. Религия и наука имеют дело с разными областями познания. Эта точка зрения основана на учениях о трансцендентном Иммануила Канта, которое сформулировано в "Критике чистого разума".

3. Диалог. Из области познания перекрываются и возникает необходимость устранения противоречий по отдельным вопросам путем опровержения, либо согласования позиций.

4. Интеграция. Обе эти области познаний объединяются в одну целостную систему рассуждений. Отстаивается некоторыми философами и теологами, например, Пьером Тейяром де Шарденом, Ианом Барбуром.

Религия и медицина

В статье опубликованной в Psychiatric Times Дэвидом Ларсоном — президентом Национального Института исследований в области Здоровья (США), и его соавторов, — "Забытый фактор в Психиатрии: Религиозная посвященность и психическое здоровье" авторы пришли к единому мнению, что "отсутствие религиозных или духовных интересов остается серьезным фактором риска развития алкоголизма и наркомании".

С другой же стороны, духовность действительно может помогать преодолеть любое злоупотребление алкоголем либо наркотиками, например: "45 процентов пациентов, проходивших религиозные программы по излечению зависимости, год спустя становились свободными от наркотиков — по сравнению с 5 процентами получавшими помощь в рамках нерелигиозных общественных программ" (Desmond and Maddux, 1981).

Религиозный суд

В некоторых странах существуют также религиозные суды (напр. мусульманский суд шариата) и суды на основе обычаев.

Различаются два вида этих органа:
- церковные суды (рассматривают внутрицерковные споры на основе религиозного права), действующие во многих странах мира (Великобритания, Россия), и собственно Р.с. (рассматривают более широкий круг вопросов, хотя и на основе религиозного права, напр. брачно-семейные, наследственные споры). Под юрисдикцию последних подпадают не только священнослужители, но и миряне данной конфессии (такие суды действуют, напр., в Израиле).
- к религиозным судам относятся в принципе и шариатские суды, которые имеют, однако, смешанную, государственно-общественную природу.

Основные признаки религии

Любая религия всегда предполагает следующие компоненты:
1. Религиозное сознание. Религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций
2. Религиозную деятельность (культовую и внекультовую). Культовые действия представляют собой совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются установить связь со сверхъестественными силами. Это религиозные обряды, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, молитвы и т. д. Внекультовая деятельность может быть духовной и практической. К духовной относятся самосозерцание, различные виды медитации, откровений, выработка религиозных идей, сочинения религиозных текстов. Практическую сторону внекультовой деятельности составляют всевозможные действия, направленные на распространение и защиту религии.
3.Религиозную организацию. Религиозные организации — форма возможного упорядочивания совместной религиозной деятельности верующих, первичным организационным звеном которой является религиозная группа или община. Высшей формой организации является Церковь.

Теории о возникновении религии

1. Религиозная. Распространена исключительно среди верующих и предполагает возникновение религии в результате божественного откровения. Согласно этой теории, Бог сам открылся людям в виде знамений, явлений, даровании священных текстов.
2. Научная. Предполагает рациональное пояснение причин, по которым люди в свое время обращались к религии. Их несколько:
- зависимость от природных явлений, страх перед всевозможными катаклизмами;
- наделение сакральными свойствами своих лидеров, обожествление царей (например, как в древнем Египте).

Кроме того, выделяют еще многие, так называемые ситуативные, причины обращения различных людей к вере (как раньше, так и сейчас):
- чувство страха перед возможным возмездием за совершенные поступки (грехи);
- неудовлетворенность в земной жизни и желание компенсировать все неудачи, с которыми столкнулся в этом мире, в ином - потустороннем;
- потребность в моральной поддержке и утешении, которое можно найти только среди единоверцев;
- подражание другим;
- уважение к верующим родителям;
- следование традициям и национальному чувству.

Формы религиозности

Понятие «религиозность» отражает своеобразие и самобытность духовного мира индивида согласно степени влияния веры на его сознание. Религиозный человек — тот, кто верит в реальное существование сверхъестественных сил, прежде всего, Бога, и потустороннего мира в который он обязательно попадет после земной жизни. Для этого он выполняет все предписанные его религией предписания и регулярно совершает культовые действия. Главная цель и смысл действий верующего — служение Богу. Четкое следование религиозным нормам и правилам поможет человеку приобщиться к Божеству. Земная жизнь при этом рассматривается лишь как промежуточный этап на пути к вечному блаженству.

Однако степень религиозности того или иного человека может существенно отличаться. Выделяется несколько форм «погружения» в веру:

1. Люди с умеренной религиозностью. В их мировоззрении религиозный элемент не является решающим. Их вера в Бога не является конкретизированной, она не предполагает обязательного воцеровления, строгого знания систем вероучения, неукоснительного выполнения всех культовых действий и предписаний.
2. Обычные верующие. У таких людей вера глубоко укоренилась во все структуры сознания, она нравственно регулирует всю их жизнедеятельность. Обычный верующий выполняет все церковные предписания, воплощает высшие ценности своей религии в собственном поведении и поступках. Но, вместе с тем, он способен к диалогу с представителями других религий, относится к ним толерантно.
3. Религиозные фанатики. Люди, до крайней степени приверженные религиозным идеям, стремящиеся неукоснительно следовать им в практической жизни и призывающие всех делать то же самое, нетерпимые к иноверцам и инакомыслящим, уверенные в собственной непогрешимости. Как правило, такие люди склонны и к насильственным действиям.

Функции религии

Имеется в виду характер воздействия религии на человека и на общество в целом.

· Мировоззренческая функция. Религия формирует определенный взгляд на мир, объясняет место человека в нем, смысл и цель его жизни.
· Иллюзорно-компенсаторная функция. Неспособность человека контролировать многие природные и социальные процессы, необходимость преодоления неподвластных ему сил получает призрачное воплощение в религиозных представлениях.
· Коммуникативная функция. Религия может выступать и средством общения людей. Например, на собраниях, при исполнении определенных ритуалов, во время богослужений в храмах.
· Регулятивная функция. Религиозные нормы, которых строго придерживается верующий, касаются не только религиозной стороны его жизни, они также регулируют и социальное поведение человека (в семье, быту, на работе и т.д.).
· Интегрирующая функция. Религия способна духовно объединять отдельные группы людей, а также общество в целом.

Виды религий

За свою историю человечество создало более пяти тысяч различных религий. Естественно, они были и остаются весьма разнообразными. Поэтому и возникла необходимость в их классификации по различным признакам.

В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеистические и политеистические.

К монотеистическим (единобожию) относят христианство, ислам, иудаизм и другие.

К политеистическим (многобожию) относят буддизм, индуизм, синтоизм и т.д.

В зависимости от сферы распространения религии разделяют на три группы:
1. Мировые - охватывают людей различной национальности. Их всего три - христианство, ислам, буддизм.
2. Национальные - распространены только среди представителей одного народа. Например, иудаизм у , синтоизм у японцев, даосизм у китайцев, индуизм у индусов, зороастризм у древних персов.
3. Родоплеменные - распространены среди племен, которые еще не трансформировались до уровня народов. К этому виду относятся:
- шаманизм - вера во взаимодействие с миром духов;
- тотемизм - вера в воображаемый родственный союз с тотемом (природным объектом), в роли которого может выступать животное, растение, природное явление;
- анимизм - вера в одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей;
- фетишизм - вера в сверхъестественную силу предметов;
- магия - вера в возможность достижения определённой цели сверхъестественным путём.

В зависимости от отношения к Библии религии разделяют на две группы:
1. Авраамические религии - относятся к ветхо- и новозаветной традиции. Это иудаизм, христианство и ислам.
2. Неавраамические религии - все остальные.

Идете ли вы в мечеть по пятницам, посещаете синагогу по субботам или молитесь в церкви по воскресеньям, религия, так или иначе, коснулась вашей жизни. Даже если единственная вещь, которой вы когда-либо поклонялись – ваш любимый диван и лучший друг-телевизор, ваш мир был все равно сформирован религиозными убеждениями и практиками других людей.
Верования людей влияют на все, от политических взглядов и произведений искусства до одежды, которую они носят и пищу, которую они едят. Религиозные убеждения не раз ссорили народы и вдохновляли людей на насилие, они также играли не последнюю роль в некоторых научных открытиях.
Ни для кого не новость, что религия очень сильно влияет на общество. Каждая цивилизация, от древних майя до кельтов, имела своего рода религиозную практику. В своих самых ранних формах, религия предоставляла обществу систему взглядов и ценностей, в соответствии с которой оно могло воспроизводить и воспитывать молодёжь. Кроме того, это также помогало объяснять процессы и явления такого прекрасного и такого сложного и порой пугающего окружающего мира.
Свидетельства неких зачатков религии были обнаружены еще в артефактах эры неолита, и хотя религия очень развилась по сравнению с примитивными обрядами того времени, никакая вера в действительности не умирает. Некоторые, как например мировоззрение друидов, продолжают жить до настоящего времени, в то время как другие, типа древних греческих и римских религий, живут в качестве составляющей части и каких-то отдельных аспектов более поздних христианства и ислама.
Ниже мы сделали небольшой обзор из 10 религий. Несмотря на их древние истоки, во многих из них хорошо прослеживаются параллели с главными современными религиями.

10: Шумерская Религия


Хотя существуют отдельные свидетельства, указывающие на то, что люди, возможно, практиковали религию уже 70 000 лет назад, самое раннее достоверное доказательство сформировавшейся религии относится приблизительно к 3500 году до нашей эры. То есть, к тому времени, когда шумеры построили в Месопотамии первые в мире города, государства и империи.
Из тысяч глиняных табличек, которые находят в районах, где располагалась шумерская цивилизация, мы знаем, что у них был целый пантеон богов, каждый из которых «заведовал» своим сектором явлений и процессов, то есть, милостью или гневом конкретного бога люди объясняли для себя то, что не могли иначе объяснить.
Все боги шумеров имели «привязку» к конкретным астрономическим телам, они же управляли естественными силами: например, восход и закат солнца приписывались сверкающей колеснице бога солнца Уту. Звезды считались коровами Наннар, божества Луны, путешествовавшего по небу, а полумесяц был его лодкой. Другие боги представляли собой такие вещи и понятия, как океан, война, плодородие.
Религия была центральной частью жизни шумерского общества: цари утверждали, что действовали на воле богов и, таким образом, выполняли и религиозные и политические обязанности, а священные храмы и гигантские платформы в виде террас, известные как зиккураты, считались жилищами богов.
Влияние Шумерской религии прослеживается в большинстве существующих религий. Эпопея о Гильгамеше, наиболее раннее из уцелевших произведений древней шумерской литературы, содержит первое упоминание о великом потопе, которое также содержится в Библии. А семиярусный вавилонский зиккурат, вероятно, и есть та самая Вавилонская Башня, рассорившая потомков Ноя.

9: Древняя египетская Религия


Для того чтобы убедиться во влиянии религии на жизнь Древнего Египта, достаточно посмотреть на тысячи пирамид, расположенных в регионе. Каждая постройка символизирует собой веру египтян в то, что жизнь человека продолжается даже после смерти.
Правление египетских фараонов длилось приблизительно с 3100 по 323 года до н.э. и насчитывало 31 отдельную династию. Фараоны, имевшие божественный статус, использовали религию для поддержания своей власти и подчинения себе абсолютно всех граждан. Например, если фараон хотел заполучить расположение большего количества племен, все, что он должен был сделать, это принять их местного бога как своего собственного.
В то время как бог солнца Ра был главным богом и создателем, египтяне признали сотни других богов, примерно около 450. Причем, по крайней мере, 30 из них получили статус главных божеств пантеона. С таким количеством богов, египтяне испытывали неудобства в истинной последовательной теологии, однако они были связаны общей верой в загробную жизнь, особенно после изобретения мумификации.
Руководства, названные «гробовыми текстами», давали тем, кто мог позволить себе это руководство в похоронных мероприятиях, гарантию бессмертия. Гробницы богатых людей часто содержали драгоценности, мебель, оружие и даже слуг для полноценной жизни после смерти.
Флирт с Единобожием
Одна из первых попыток установить единобожие произошла в Древнем Египте, когда фараон Эхнатон пришел к власти в 1379 году до н.э. и объявил бога солнца Атона единственным богом. Фараон попытался стереть все упоминания о других богах и их разрушить их изображения. Во время правления Эхнатона народ мирился с этим так называемым «Атонизмом», однако, после смерти он был объявлен преступником, его храмы были разрушены, а само его существование было вычеркнуто из записей.

8: Греческая и римская Религия

Боги Древней Греции


Как и египетская, греческая религия была политеизмом. Хотя наиболее широко признаны 12 Олимпийских божеств, греки также имели несколько тысяч других местных богов. Во время римского периода Греции эти боги были просто адаптированы к римским потребностям: Зевс стал Юпитером, Венера Афродитой и так далее. Фактически, большая часть римской религии была заимствована у греков. Настолько, что эти две религии часто упоминаются под общим названием греко-римской религии.
Греческие и римские боги имели довольно скверные характеры. Им были не чужды ревность, гнев. Это объясняет, почему людям приходилось приносить так много жертв в надежде умилостивить богов, заставить их воздержаться от причинения вреда, вместо этого помогать людям, делать добрые дела.
Наряду с жертвенными обрядами, которые были первичной формой греческого и римского вероисповедания, в обеих религиях важное место занимали празднества и ритуалы. В Афинах, по меньшей мере, 120 дней в году были праздничными, да и в Риме не много дел затевалось без предварительного выполнения религиозных ритуалов, гарантировавших одобрение богов. Особые люди следили за знаками, посланными богами, наблюдая за птичьим щебетом, погодными событиями или внутренностями животных. Рядовые граждане могли также расспросить богов в священных местах, называвшихся оракулами.

Религия Обряда
Возможно, самой внушительной особенностью римской религии была важная роль ритуалов фактически в каждом аспекте повседневной жизни. Мало того, что ритуалы выполнялись перед каждым собранием сената, празднеством или другим общественным мероприятием, так они к тому же должны были быть выполнены безукоризненно. Если, например, обнаруживалось, что молитва была неверно прочитана перед правительственной встречей, то любое решение, принятое во время этой встречи, могло было быть признано недействительным.


Религия, основанная исключительно на природе, Друидизм появился из шаманских практик и колдовства в доисторические времена. Первоначально, он был распространен по всей Европе, но затем сконцентрировался в кельтских племенах с их продвижением в сторону британского побережья. Он продолжает практиковаться сегодня среди небольших групп.

Главная идея Друидизма состоит в том, что все действия человек должен совершать, не причиняя никому вреда, даже себе. Нет другого греха, кроме нанесения вреда Земле или другим, считают друиды. Точно так же нет никакого богохульства или ереси, так как человек неспособен нанести вред богам, и они способны себя защитить. Согласно верованиям друидов, люди — только маленькая часть Земли, которая в свою очередь является единым живым существом, населяемым богами и духами всех видов.

Хотя христиане пытались подавить Друидизм за его политеистические языческие убеждения и обвиняли его последователей в осуществлении жестоких жертвоприношений, друиды были фактически мирными людьми, которые практиковали скорее медитации, размышления и осознание, чем жертвенные действия. В жертву приносились только животные, которые потом употреблялись в пищу.
Поскольку вся религия Друидизма была построена вокруг природы, ее церемонии были связаны с солнцестояниями, равноденствиями и 13 лунными циклами.


Чем-то похожая на языческую веру Викка, Асатру – вера в дохристианских богов Северной Европы. Восходит к началу скандинавского Бронзового века приблизительно 1000 до н.э. Асатру взяла многое из древних скандинавских верований викингов, и многие последователи Асатру продолжают воспроизводить обычаи и традиции викингов, как например, сражения на мечах.
Главные ценности религии — мудрость, сила, храбрость, радость, честь, свобода, энергия и важность родовых связей с предками. Как и друидизм, Асатру основана на природе, и все вероисповедание завязано на смене сезонов.
Асатру утверждает, что вселенная разделена на девять миров. В их числе Асгард — царство богов и Мидгард (Земля) — дом всего человечества. Соединение этих девяти миров — Мировое Дерево, Иггдрасиль. Главный бог и создатель вселенной — Один, но также большим уважением пользовался Тор, бог войны, защитник Мидгарда: именно его молот викинги изображали на своих дверях, чтобы отгонять зло. Молот, или Mjollnir, многие сторонники Асатру носят таким же образом, как христиане носят крест.
Освобождение от налогов
Хотя некоторые аспекты Асатру могут показаться непосвященному неправдоподобными, она получает все большее распространение по всему миру. Кроме того, что это зарегистрированная религия в Исландии и Норвегии, она освобождена от уплаты налогов в Соединенных Штатах.


Справедливости ради, нужно уточнить, что, технически, индуизм — это не одна религия. Под этим понятием фактически объединено множество верований и практик родом из Индии.
Индуизм — одна из старейших существующих религий, корни которой прослеживаются приблизительно до 3000 до н.э. Хотя некоторые из ее сторонников утверждают, что учение существовало всегда. Священные писания религии собраны в Ведах, старейших из известных религиозных произведений на индоевропейских языках. Они были собраны приблизительно между 1000 и 500 годами до н.э. и почитаются индусами как вечная правда.

Всеобъемлющая идея индуизма — поиски «мокша», вера в судьбу и перевоплощение. Согласно представлениям индусов, люди имеют вечную душу, которая непрерывно рождается заново в разных воплощениях, согласно ее образу жизни и действиям в предыдущих жизнях. Карма описывает последствия, которые следуют из этих действий, и индуизм учит, что люди могут улучшить их судьбу (карму) через молитву, жертвы и различные другие формы духовных, психологических и физических дисциплин. В конечном счете, следуя праведными путями, индус может быть освобожден от возрождения и достигнуть «мокша».
В отличие от других главных религий, индуизм не заявляет ни о каком основателе. Не прослеживается его связь и с каким-либо определенным историческим событием. На сегодняшний день почти 900 миллионов человек во всем мире считают себя индусами, причем большинство из них живут в Индии.

4: Буддизм


Буддизм, зародившийся в Индии около 6 века до н.э., во многом подобен индуизму. Он основан на учении человека, известного под именем Будда, который родился как Сиддхартха Гаутама и вырос как индус. Как и индусы, Буддисты верят в перевоплощение, карму и идею достижения полного освобождения — Нирваны.
Согласно Буддистской легенде, Сиддхартха имел довольно закрытую молодость и был поражен, когда обнаружил, что люди вокруг, оказывается, испытывают такие вещи как горе, бедность и болезни. Встретив группу людей, ищущих просвещения, Сиддхартха начал искать способ закончить человеческие страдания. Он долгое время постился и медитировал, и, наконец, достиг способности вырваться из вечного цикла перевоплощений. Именно это достижение «бодхи», или «просвещения» привело к тому, что он теперь известен как Будда, или «Просвещенный».
Четыре Благородных Истины: (чатвари арьясатьяни), четыре истины Святого - одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы.
1. Все существование — страдание.
2. Все страдания вызваны человеческими желаниями.
3. Отречение от желаний закончит страдания.
4. Существует путь к прекращению страданий – Восьмеричный путь.
Буддизм не оказывает слишком большое внимания божеству, гораздо большую важность имеет самодисциплина, медитация и сострадание. В результате буддизм иногда расценивается больше как философия, нежели религия.
Путь
Как и буддизм, даосизм и конфуцианство являются больше философией, чем религиями. Обе зародились в Китае в 5 – 6 веках до н.э. обе активно практикуются в Китае и сегодня. Даосизм, который является основанным на понятии «Дао», или «Путь», очень ценит жизнь и проповедует простоту и непринужденный подход к жизни. В основе конфуцианства — любовь, доброта и человечность.


Еще одна религия, происходящая из Индии. Джайнизм провозглашает в качестве главной цели достижение духовной свободы. Берет свое начало из жизней и учений Джайн, духовных учителей, которые достигли наивысшего уровня знания и понимания. Согласно учению Джайн, последователи религии могут достигнуть свободы от материального существования или кармы. Как и в индуизме, это освобождение от перевоплощения называют «мокша».
Джайны также учат, что время вечно и состоит из ряда восходящих или нисходящих движений, которые длятся в течение миллионов лет. В течение каждого из этих периодов, есть 24 джайн. Только два из этих учителей известны в текущем движении: Парсва и Махавира, жившие в 9 и 6 столетиях до н.э., соответственно. При отсутствии всяких высших богов или бога создателя, последователи джайнизма почитают Джайн.
В отличие от буддизма, который осуждает страдания, идея джайнизма — аскетизм, самоотречение. Образ жизни джайна управляется «Великими обетами», которые провозглашают отказ от насилия, честность, сексуальное воздержание, отрешение. Хотя эти клятвы строго соблюдаются отшельниками, джайны также следуют им соразмерно своим способностям и обстоятельствам, с целью саморазвития по 14-этапному пути духовного роста.


Хотя другие религии и имели короткие периоды монотеизма, иудаизм считается старейшей всемирной монотеистической верой. Религия основана на том, что Библия описывает как соглашения между Богом и некоторыми из отцов – основателей. Иудаизм — одна из трех религий, ведущих свое происхождение от патриарха Авраама, который жил в 21 веке до н.э. (Две другие — ислам и христианство.)
Пять Книг Моисея входят в начало еврейской Библии, образуя Тору (Пятикнижие), еврейский народ — потомки Авраама и однажды возвратятся в свою страну Израиль. Поэтому евреев иногда называют «избранным народом».
В основе вероисповедания — десять заповедей, представляющие собой священное соглашение между Богом и людьми. Наряду с 613 другими руководствами, которые содержатся в Торе, эти десять заповедей определяют образ жизни и мысли верующего. Следуя законам, евреи показывают их приверженность воле бога и укрепляют свои позиции в религиозном сообществе.
В редком единодушии, все три главные мировые религии признают десять заповедей основополагающими.


Зороастризм основан на учении персидского пророка Заратустры, или Зороастры, который жил между 1700 и 1500 годами до н.э. Его учения явлены миру в виде 17 псалмов под названием Гаты, которые составляют Священное Писание зороастризма, известное как Зенд Авеста.
Ключевым аспектом зороастрийской веры есть этический дуализм, постоянная борьба между добром (Ахура Мазда) и злом (Ангра Майнью). Личная ответственность имеет большое значение для зороастрийцев, поскольку их судьба зависит от выбора, который они делают между этими двумя силами. Последователи верят, что после смерти, душа приходит к Мосту Суда, откуда она попадает либо в рай, либо в место мучений, в зависимости от того, какие при жизни преобладали поступки: хорошие или плохие.
Поскольку положительный выбор не так сложно сделать, зороастризм в целом рассматривается как оптимистичная вера: Заратустра, якобы, единственный ребенок, который смеялся при рождении вместо плача. В настоящее время зороастризм одна из самых малочисленных среди основных мировых религий, но ее влияние ощущается широко. Христианство, иудаизм и ислам, все были сформированы на его постулатах.