В 18 главе 1 книги Царств Давид и Ионафан впервые встречаются.
В 1м стихе говорится, что душа Ионафана прилепилась к душе
Давида. Это была любовь с первого взгляда.

В стихах 3 и 4 говорится, что Ионафан и Давид заключили союз и чтобы закрепить союз, Ионафан снял всю свою одежду и своё оружие, и отдал их Давиду. Те вещи, которые Ионафан снял, свидетельствуют сами по себе о характере союза. То, что он снял свой меч и лук, свидетельствует о том, что Ионафан намеревался охранять Давида. Но то, что он снял свою одежду свидетельствует о том, что связь была намного глубже. Если бы это не было началом сексуальной связи, тогда поведение Ионафана было бы очень чудное, по критериям как того, так и
нашего времени. С того дня Давид поселился в доме Ионафана (ст. 2), и больше не возвратился в дом отца. Всё это довольно ясно указывает на характер их союза.

Здесь нам нужно внести ясность по нескольким пунктам. Прежде всего, нужно помнить, что современная моногамия не считалась нормой в ветхозаветные времена. Полигамия особенно была распространена среди руководителей Израильского народа и в царской семье. Это было связано с необходимостью сохранения престола в царской семье. Ионафан был самый старший сын царя и
был обязан произвести по крайней мере хотя бы одного наследника. Он сделал это.
Пророк Самуил помазал на царство Давида. Поэтому Давид так же был обязан произвести наследника. Царь Саул полностью сознавал, что Самуил на царство помазал Давида и, cледовательно, Ионафан не мог стать царём, пока Давид был жив. Поэтому их связь так беспокоила Саула.

Во 2 книге Царств 1,26, Давид оплакивает своего возлюбленного Ионафана. Здесь важно понять, что когда Давид упоминает женскую любовь, он говорит именно о половой любви. Женщины в те времена не обладала равными правами с мужчинами и дружба между мужчиной и женщиной была, по сути, не возможна. Мужчины и женщины обычно не говорили друг с другом публично. Даже муж с женой не могли говорить публично. (Некоторые еврейские секты до сих пор соблюдают этот обычай). Поскольку Давид не имел платонической дружбы с женщинами, он очевидно упомянул о сексуальных отношениях. Было бы бессмысленно сравнивать платоническую дружбу (с Ионафаном) с сексуальным сношением с женщиной, поэтому ясно, что союз Давида и Ионафана был сексуален. И Давид определённо предпочитал любовь Ионафана. Не смотря на то, что Давид женился множество раз, и от этих браков у него рождались дети, нигде в Библии нет мест где Давид выражает такую любовь к своим жёнам.

Это первое свидетельство гомосексуального брака. Давайте найдём ещё.

В 1 главе 3 стихе книги прока Даниила мы встречаемся с Асфеназом, начальником вавилонских евнухов. Царь Навуходоносор поставил его во главе новых евнухов выведенных из Иудеи: молодые юноши царского и княжеского рода, которые были
кастрированы, как об этом было предсказано в 4 Царств 20,18 и Ис.39,7. Среди них были Даниил, Анания, Мисаил и Азария (ст.6-7). Все были евнухи.

Перед тем как продолжить нам нужно рассмотреть эффект кастрации. Были ли способны евнухи на половую деятельность? Ответ на этот вопрос зависит от того, когда они были кастрированы. Мальчики, которых кастрируют до периода полового
созревания, нормально не развиваются. Они могут иметь нормальное желание физической и эмоциональной близости, но не могут иметь сексуальную близость. Евнухи, которые были кастрированы после периода полового созревания - бесплодны, но сексуальная деятельность и желание у них сохраняется, хотя и
очень в ослабленном состоянии.

Так как Даниил и остальные могли высказываться за себя, они были, по крайней мере подростки (не моложе13-14 лет). Следовательно, они были кастрированы или во время или после периода полового созревания. Таким образом, у них сохранялась некоторая половая деятельность. Библия не даёт нам сведений о личной жизни Анании, Мисаила и Азарии, но она нам даёт информацию о личной
жизни Даниила.

В Даниила 1,9, мы находим, что между Даниилом и Асфеназом (который также был евнух) имелась некоторая связь. Чтобы установить точный характер этой связи нам нужно заглянуть глубже, чем это позволяет сделать русский перевод Библии.

В русском переводе упоминается о милости и благорасположении Асфеназа по отношению к Даниилу. Это еврейские слова "хесед в"рахамим".
Как надо понимать это слово? Имеются два значения. Одно из них подобно значению слова "хесед" т.е. милость или милосердие. Другое значение - любовь. Обратившись к контексту мы поймём какое значение следует употреблять. Так как слово "хесед" было использовано, излишне было бы второй раз писать милость или милосердие. Поэтому, в данном случае, слова "рахамим" должно значить любовь. Но какой род любви? В еврейском, как и в греческом, (в отличие от русского) для обозначения разного рода любви используются разные слова.

Еврейские слова образуются из коренных слов. Все слова, которые имеют теже буквы в том же порядке, имеют родственное значение. Коренные буквы "рахамим" - Р-Х-М (последние "им" - признак множественного числа). Имеются многие еврейские слова, которые имеют эти коренные буквы, среди них есть слово обозначающее половой орган. Этот факт говорит о том, что когда слово "рахамим" означает любовь, в нём определённо есть физический, сексуальный аспект.

А сейчас, я хотел бы указать на Того, кто произвёл эту связь Даниила и Асфеназа: по стиху 9, Бог их соединил. Бог же не имеет заинтересованности в разврате, и то, что "рахамим" означает сексуальную любовь, а не только сексуальную деятельность, говорит о том, что эти отношения должны были быть пожизненными. И как называется сексуальная пожизненная связь с верностью между двоими? - Брак. Библия не упоминает ни о каком другом романе или браке в связи с Даниилом.

Мы имеем два примера гомосексуальных браков из Священного Писания. По каким же правилам должны руководствоваться эти браки? Библия не даёт специальных правил на этот счёт. Нужно ли устанавливать отдельные правила для таких браков? Нет. В 1 Царств 18 главе, Саул не проводит различия между браком Давида и Ионафана и предстоящим браком Давида и Мелхолы. Вдобавок, история доказывает, что до средних веков, церкви в Европе проводили регулярно венчания однополых пар, и это были именно браки. Отсюда следует, что как к гетеросексуальным, так и
гомосексуальным союзам применимы одинаковые библейские правила.

Ионафан (дар Божий) – слово, тождественное с греческим Феодор, – имя различных лиц, упоминаемых в священ. книгах В. З.:

а) () – потомок или сын Гирсона, молодой левит, из Вифлеема Иудина, живший во времена Судей. Имя его связано с историей идолопоклонника Михи, жившего на горе Ефремовой и имевшего в своем доме сделанные из серебра истукан и кумир, равно как ефод и терафим. В доме его Ионафан совершал идолослужение в качестве жреца. Повествование о сем подробно передано в XVII и XVIII гл. книги Судей;

б) () – из сынов Иады, брата Шаммаева, потомок Иуды;

в) () – старший сын ц. Саула и близкий друг Давида. Ионафан в первый раз является в библейской истории, вскоре по восшествии на престол Саула. Подобно своему отцу Саулу, он отличался силой и ловкостью (), доказательством того служит его воинский подвиг при Михмасе. Он славился также искусством в военных упражнениях – в стрельбе из лука и метании из пращи (). Без крови раненых, без тука сильных, говорит свящ. дееписатель, лук Ионафана не возвращался назад (), и это воинское орудие, вместе со стрелами, постоянно находилось подле него ().

Замечательно трогательна история нежной дружбы Ионафана с Давидом. Он любил Давида, как свою душу (), и эту любовь он питал к нему до самой своей смерти. При первой встрече с Ионафаном мы встречаем его постоянным спутником Саула и постоянно разделяющим трапезу с Саулом. Первым воинским подвигом его было избиение филистимского гарнизона, близ Гевы, имевшее последствием вторжение в землю Израильскую всего филистимского войска. Безоружные и упавшие духом, израильтяне казались перед филистимлянами совсем обреченными на смерть. У них почти вовсе не было воинских орудий (), и множество их в крайнем отчаянии, оставив свои жилища, перебежали за Иордан (), в страну Гадову и Галаадскую . В этом критическом положении Ионафан решился на смелую попытку напасть на филистимский лагерь или на сторожевой отряд только с одним своим оруженосцем ( и сл.). Не сказав о своем намерении отцу или кому другому и твердо полагаясь единственно на помощь Божию, он вместе с оруженосцем, по условному знаку, перелез через ущелья, напал на передовой неприятельский отряд с такой внезапностью и успехом, что всем неприятельским войском овладел внезапный ужас, который еще более усилился вследствие чудесной помощи Божией (). Саул подоспел со своим войском на помощь Ионафану, и в результате оказалась полная и решительная победа над врагами.

Во время битвы, продолжавшейся целый день, сам Ионафан подвергся великой опасности, вследствие необдуманного заклятия Саула, наложенного им на народ и войско, заклятия не вкушать пищи, доколе филистимляне окончательно не будут разбиты (ст. 24). Ионафан, не зная об этом торжественном заклятии и утомленный своими воинскими подвигами, вкусил несколько дикого меда, найденного им в лесу. Таким образом заклятие было нарушено, и гнев Божий не замедлил обнаружиться (ст. 37). Саул, желая узнать причину оного, торжественно объявил немедленно смертную казнь над тем, кто согрешил, хотя бы это был его собственный сын, Ионафан (ст. 39). Бросили жребий, и пал жребий на Ионафана. И сказал Саул Ионафану: расскажи мне, что сделал ты? И рассказал ему Ионафан и сказал: я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду и вот я должен умереть (ст. 43). Но благодарный народ спас Ионафана от неминуемой смерти. Он восстал как один человек против объявленного царем над Ионафаном смертного приговора – и освободил народ Ионафана, говорит свящ. дееписатель, и не умер он (ст. 45).

Помимо своей воинской храбрости, Ионафан, как мы уже заметили выше, ознаменовал себя постоянно близкой и верной дружбой с Давидом. Эта дружба началась с того самого дня, в который Давид одержал блистательную победу над Голиафом (), и неразрывно продолжалась до самой храброй смерти Ионафана на кровавых полях Гелвуйских; причем вся личность Ионафана озаряется особенным светом духовного величия и красоты, таким светом, который не могут угасить или омрачить даже целые века. Его пламенная любовь к своему другу никогда не ослабевала и не умирала в его сердце. В знак любви Ионафан подарил Давиду свою верхнюю одежду, свой меч, лук и пояс. Когда Саул, под увлечением ненависти к Давиду, хотел умертвить его, Ионафан дважды спасал Давида от смерти, нередко даже с опасностью своей собственной жизни (). В сердечном убеждении в неизбежности грядущего хода событий и судеб Божиих, Ионафан сознавал, что отеческий престол, который он, естественно, мог считать принадлежащим ему по праву, по смерти отца должен был рано или поздно перейти к Давиду; но мысль об этом никогда не прерывала и не омрачала сердечных дружеских отношений между ними. Если бы Давид сделался царем, то Ионафан не желал ничего большего для себя, как быть вторым по нем ().

После бурного взрыва гнева Саулова против Давида (каковой случай описан в ) и последовавшего затем бегства его из царского дворца Ионафан только однажды виделся с Давидом. Это было в лесу, в пустыне Зиф. Здесь отыскал Ионафан Давида; здесь они возобновили дружеский союз между собой пред лицом Господа и простились в последний раз ().

После того об Ионафане ничего не упоминается в Библии до самой роковой битвы на горе Гелвуйской, в которой он был убит (). Тело его, вместе с телом Саула и сыновей, сначала было взято со стены Бефсана и сожжено в Иависе (ст. 12) жителями Иависа, а затем, спустя несколько лет, благодаря любвеобильной заботливости Давида, кости их были перенесены оттуда, и погребены в семейной усыпальнице, во гробе Киса, отца Саулова, в Целе, в земле Вениаминовой.

Свою печаль о смерти своего друга Давид излил в трогательноумилительной песне, в которой первое место, естественно, занимает Ионафан. Краса твоя, восклицает Давид, о Израиль, поражена на высотах твоих! Как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимляне, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! Да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами; ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем. Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей быстрее орлов, сильнее львов они были. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой, Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное! ().

После Ионафана остался пятилетний сын, Мемфивосфей, чрез которого род Ионафанов продолжался до времен Ездры ();

г) () – сын первосвящ. Авиафара, в царствование Давида. Он сопровождал царя, вместе с своим отцом, до горы Масличной, во время его бегства из Иерусалима по случаю возмущения Авессалома, а затем возвратился в Иерусалим и отсюда сообщал ему о замыслах и планах Xусия. Затем Ионафан упоминается при помазании на царство Соломона. В означенное время он явился к Адонии и сообщил ему эту новость (). Из слов Адонии, обращенных к Ионафану – ты честный человек, и несешь добрую весть , можно заключать, что Ионафан, подобно своему отцу Авиафару, держал сторону Адонии;

д) () – сын Сафая, брата Давидова. Он отличился своей храбростью, убив одного великана, из потомков рефаимов, отличавшегося, кроме огромного роста, еще лишними пальцами на руках и на ногах;

е) () – один из храбрых воинов Давида, сыновей Яшена. В читается: сын Шаге Гараритянин ;

ж) () – дядя Давида и один из его советников и писцов;

з) () – сын Узии, из начальников над имением Давида;

и) () – из числа левитов, при ц. Иосафате, учивших народ Закону Божию по городам иудейским;

Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) Карсон Дональд

18:1 - 20:42 Давид и Ионафан

18:1 - 20:42 Давид и Ионафан

Эта часть текста в основном концентрирует наше внимание на взаимоотношениях Давида и Ионафана. Библейский автор стремится как можно полнее изобразить эту дружбу, вошедшую в поговорку. Он хотел показать, что человек, который должен был наследовать царский престол, был лучшим другом Давида. Эта история помогла позже опровергнуть домыслы, что Давид был ненавистным соперником Ионафана. В конце нашей истории Ионафан был убит филистимлянами, когда Давида не было рядом (гл. 31). Незадолго до этого сам Ионафан признал Давида как будущего царя над Израилем (23:16–18).

18:1–9 Ревность Саула. В результате своей победы над Голиафом Давид оказался при царском дворе, и сделал его Саул начальником над военными людьми. Ионафан, чьи подвиги несколько ранее также принесли Израилю победу, не проявил никакой ревности по отношению к молодому человеку, появившемуся при дворе. Напротив, он быстро и крепко подружился с ним. Действительно, его отношение к Давиду, по–видимому, означало, что в Давиде он видел больше силы и величия, чем в себе, и считал его достойным повести за собой народ Израиля.

Саул, не имея на то никаких оснований, стал недоверчивым и подозрительным. В народной песенке, которая привела его в ярость, не было ни малейшего намека, нацеленного на то, чтобы унизить его перед Давидом. Речь шла совсем не о том! В песне говорилось, какую чудесную команду составляли вместе Саул и Давид. И все же было совершенно ясно, что успех и популярность Давида делали его возможным соперником Саула, если бы Давид сам этого захотел. Страхи Саула были необоснованными, но не лишенными логики.

18:10–30 Попытки Саула убить Давида. Вскоре ревность Саула проявилась в действии: разными способами он пытался лишить Давида жизни. Его первое покушение было явно импульсивным, оно произошло в момент, когда он не вполне владел собой (10–11). В стихе 10 некоторых версий Библии сказано, что Саул «пророчествовал», конечно, не в добром смысле этого слова. В то же время бесновался (ПНВ, как и в русской Библии) также, по–видимому, несколько преувеличенное определение его состояния.

В стихе 12 раскрыта очень важная причина, объясняющая, почему Саул боялся Давида. Саул видел, что Господь был с Давидом, другими словами, он видел, что Давид преуспевает во всех своих делах. Он видел, что Бог дает Давиду удачу, и надеялся положить этому конец, словно обладал силой, достаточной для того, чтобы разрушить Божьи планы. Таким образом, эта глава знакомит нас с кознями Саула против Давида. Если бы Давид погиб в битве с филистимлянами, как на то надеялся Саул, то вина за его смерть легла бы не на царя. Но поскольку Господь действительно был с Давидом во всех ситуациях его жизни (28), то планы Саула были обречены на провал. С точки зрения Саула, ситуация становилась все хуже и хуже: его молодой соперник не только выжил, но и упрочил свое положение, женившись на дочери царя Мелхоле (27). Не совсем ясно, почему Давид не женился на Мерове (17-19). Смиренный ответ Давида (18) на предложение царя был всего лишь условностью и не мог рассматриваться как отказ от Меровы точно так же, как его слова в стихе 23 не были восприняты как отказ от Мелхолы. Может быть, Саул по своей прихоти выдал Мерову замуж за другого, но, возможно, он хотел нанести вполне обдуманное оскорбление Давиду.

В этих главах Саул предстает в неприглядном виде. Напротив, Давид не делает ничего, что могло бы причинить вред Саулу или рассматриваться как предательство. Это, в частности, подтверждается тем, что семья Саула любила Давида (28; 19:1). Саул сделался врагом Давида (29), но сам Давид никогда не был недругом Саула.

19:1-10 Давид в опасности. Надежды Саула на то, что Давид погибнет на поле битвы, не оправдались, и теперь царь просит собственных слуг умертвишь Давида. Это создает новую ситуацию, очень опасную для Давида. У Ионафана два пути - либо он помогает отцу уничтожить Давида, либо пытается изменить отношение Саула к Давиду. Ионафан выбирает второй путь, и это прямое доказательство того, что он был совершенно уверен в добром расположении Давида и к нему, и к Саулу. Саул был вынужден согласиться с сыном и даже поклялся не убивать Давида (6), и это тоже доказывает, что Давид не был изменником. Мы видим еще и еще раз, как библейский автор защищает позиции Давида.

Однако Саул опять теряет над собой контроль и бросает в Давида копье. Теперь у Давида нет выбора, ему приходится бежать, чтобы спасти свою жизнь.

19:11-24 Бегство Давида. Саул твердо решил убить Давида и более не скрывает своих намерений. Несколько ранее Давида спас Ионафан, а теперь Мелхола, дочь Саула, спасает жизнь своего мужа. Ради этого она идет на обман, но автор никак не упрекает ее за это, скорее он стремится показать, как близко Давид был от смерти. Мы видим также готовность семьи Саула сделать все, чтобы защитить Давида от руки царя. Удивительно, но в доме Давида находилась статуя. Это еврейское слово подразумевает домашнего идола, но, возможно, эта статуя имела какое–то отношение к поклонению Господу. Как бы то ни было, нигде во всем Священном Писании мы не находим обвинений Давида в поклонении другим богам.

В этих главах можно видеть не раз, что поступки Давида не согласуются с твердыми моральными принципами. В главе 21 он идет на обман, в главе 25, например, готов пойти на убийство. Он отнюдь не образец добродетели. Но автор показывает, в каких трудных обстоятельствах он оказался и как Бог охраняет его во всех этих трудностях (несмотря на его промахи).

Естественно, что Давид захотел посоветоваться с Самуилом, человеком, который помазал его на царство (гл. 16). Однако рассказчик ничего не сообщает о состоявшемся разговоре, а лишь подчеркивает природу пророческой силы. Обычно Дух Божий давал людям способность действовать и говорить по воле Божьей. Под воздействием этой силы, которая в определенном смысле была заразительной, воины Саула, а затем и сам Саул стали пророчествовать. Но в данном случае они не обрели силы Духа, а напротив, потеряли свои последние силы. Саул фактически лишился своего царского величия. Символично также и то, что он сам снял с себя все царские одежды. Мы опять слышим ту же насмешливую поговорку из 10:11, и на этот раз ее ирония вполне оправдана.

Конечно, в этом эпизоде речь идет не о том, что мы обычно подразумеваем под понятием «пророчество». Еврейский глагол «пророчествовать» в некоторых случаях может относиться к аномальным, экстатическим состояниям и действиям (см. также: 3 Цар. 18:29). Присутствие Божьей силы в разных ситуациях может производить разный эффект.

20:1–17 Давид советуется с Ионафаном. После всего случившегося Давид уже не мог рассчитывать на мирное возвращение ко двору. Однако он был заметным при дворе человеком, а Саул мог пожелать соблюсти все правила приличия. Ясно, что отсутствие Давида в праздник новомесячия могло бы вызвать самые разные слухи (5–7). Давид нимало не сомневался в опасности, грозившей ему (3), но он чувствовал, что может требовать справедливости: В чем неправда моя? Ионафан же, желая видеть лучшее в отце, иначе смотрел на возникшую ситуацию и был убежден, что Давиду не грозит серьезная опасность.

В стихах 14-17 раскрывается основное содержание данного отрывка. При сложившихся обстоятельствах Давид находился в опасности, а Ионафан мог помочь ему. Но эти стихи также подчеркивают стремление Ионафана заручиться помощью и поддержкой Давида на будущее. Дружба не нуждается в заключении официального завета. Однако и Ионафан, и Давид были высокопоставленными людьми в Израиле, и между их семьями, т. е. между домом Саула и домом Давида (16), могло возникнуть политическое соперничество. Во многих обществах подобные ситуации приводят к политическим убийствам и даже к полному уничтожению семьи одного из соперников. Отсюда и важность того завета, который заключили между собой два друга. После событий этой главы Ионафан и Давид, по–видимому, мало виделись друг с другом, а потому их твердые взаимные обещания приобрели особое значение. Стих 17 вновь подчеркивает верность и преданность двух друзей. (Недавно высказанные предположения о гомосексуальной связи между Ионафаном и Давидом не имеют под собой никаких оснований. Библейский автор стремится подчеркнуть, что Давид не был политическим врагом Саула и его семьи, а Ионафан не имел ни страха, ни подозрений по отношению к Давиду.)

20:18–24 Окончательный уход Давида. Подробные инструкции Ионафана (19-22), данные Давиду, были необходимы, чтобы передать сообщение без посторонних свидетелей. Очевидно, Ионафан не доверял даже своему слуге, отроку (21, 39), а потому встретился с Давидом тайно. Если Саул действительно решил убить Давида, то встреча Ионафана с Давидом расценивалась бы как государственная измена.

Ионафан мог пасть жертвой гнева своего отца. Таким образом, Ионафан еще раз сумел встретиться и поговорить с Давидом. Саул ясно понимал, что, пока жив Давид, Ионафан не воцарится на престоле в качестве его наследника (31). Все дело в том, что Ионафан принял Давида как царя, ненависть же Саула к Давиду остановить было уже невозможно. Мы можем предположить, что Саул организовал праздник в надежде заманить Давида и убить его. Праздник был делом государственным, и отсутствие важного придворного не могло остаться незамеченным. Впрочем, в древнем Израиле всегда оставалась возможность оправдать свое отсутствие ритуальным осквернением. Этот вопрос достаточно подробно освещен в книге Левит 11–15. А иначе отсутствие важной фигуры на празднике могло показаться подозрительным. Даже царский сын должен был просить разрешения покинуть двор (см.: 2 Цар. 15:7–9).

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ДАВИД В течение двадцати лет на израильскую землю продолжали делать частые набеги воинственные филистимляне. Особенно тяжелое поражение нанесли они израильтянам при Афеке. По сути, наступила пора рабства. Возникла необходимость в авторитетном предводителе. Это стало

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Ионафан По смерти Иуды повсюду возобновились беззакония и поднялись все деятели неправды. Иудея была разорена дотла. Свирепствовал голод. Люди тяжко страдали от угнетения, но должны были подчиняться сирийским ставленникам. Отступники разыскивали друзей Маккавея и

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

9:35 - 29:30 Давид Давид, которому посвящены практически все следующие двадцать глав, является главной фигурой для летописца.История Соломона (который впервые появляется в главе 22) занимает почти столько же места (учитывая переплетение темы отца и сына), и перед нами

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Ионафан и Давид. 1 Царств 20:40-42 И отдал Ионафан оружие своё отроку, бывшему при нём, и сказал ему: ступай, отнеси в город. Отрок пошёл, а Давид поднялся с южной стороны и пал лицом своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Ионафан предупреждает Давуда 1 Шаул повелел своему сыну Ионафану и всем слугам убить Давуда. Но Ионафан был очень привязан к Давуду 2 и предупредил его:- Мой отец Шаул ищет возможности убить тебя. Завтра утром берегись, спрячься в укрытии и оставайся там. 3 Я выйду в поле и

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Давуд и Ионафан заключают союз 1 Давуд бежал из Найота в Раме, пришёл к Ионафану и спросил:- Что я сделал? В чём провинился? Чем я согрешил против твоего отца, что он пытается лишить меня жизни?2 - Да не будет этого! - ответил Ионафан. - Ты не умрёшь! Мой отец не делает

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Ионафан предупреждает Давида 1 Саул повелел своему сыну Ионафану и всем слугам убить Давида. Но Ионафан был очень привязан к Давиду 2 и предупредил его:? Мой отец Саул ищет возможности убить тебя. Завтра утром берегись; спрячься в укрытие и оставайся там. 3 Я выйду в поле и

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Давид и Ионафан заключают союз 1 Тогда Давид бежал из Найота в Раме, пришел к Ионафану и спросил:? Что я сделал? В чем провинился? Чем я согрешил против твоего отца, что он пытается лишить меня жизни?2 ? Да не будет этого! ? ответил Ионафан. ? Ты не умрешь! Мой отец не делает

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Ионафан Племена колена Рахиль обрели царя-героя, и теперь обострение конфликта с филистимлянами становится неизбежным. В этот момент в библейском повествовании неожиданно возникает сын Саула Ионафан: 1 Цар., 13: 1–2. Саул царствовал один год, и когда он царствовал два года

Из книги автора

Давид и Ионафан Каким бы образом ни появился Давид при дворе царя - как арфист или как военный герой, - он, несомненно, встретился там с наследником Саула Ионафаном: 1 Цар., 18: 1. …душа Ионафана прилепилась к душе его [Давида], и полюбил его Ионафан, как свою душу. Их дружба

Из книги автора

Давид Однако, как это обычно для пророков, за непосредственным разрушением Осия прозревает идеальное будущее: Ос., 3: 5. После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние

Из книги автора

Ионафан Однако у иудея не было возможности выяснять правду. Двое из сыновей Маттафии мертвы, павшие на войне против Селевкидов. Осталось трое: старший сын Иоанн, второй по старшинству Симон и Ионафан, пятый и самый младший, который уже проявил талант руководителя и к

Из книги автора

Давид Кому-нибудь столь же погруженному в еврейскую традицию, как Матфей, очевидно, что, если нужно рассказать историю Мессии, первым делом надо доказать, что он является Мессией. И чтобы сделать это, нужно прежде всего доказать, что Мессия - представитель рода Давида.

Из книги автора

Ионафан - протеже Господень В один из дней решил Ионафан со своим оруженосцем напасть вдвоем на отряд Филистимский, что стоял на другом берегу. Кровь молодецкая да гордыня взыграли в парне - славы единоличной захотелось. Отцу же своему он ни полсловечка не сказал о своих

Из книги автора

Давид и Ионафан Убежав из дому, Давид пришел к Ионафану и сказал ему:- Брат мой! Что я сделал такого, в чем я виноват, в чем согрешил перед отцом твоим? Почему он ищет моей смерти?- Не бойся! - попытался успокоить Давида Ионафан. - Ведь мой отец не делает ни одного дела,


7

^ Давид и Ионафан

Мы уже говорили, что Старый Завет полон иносказаний о том, что должно было произойти в будущем, к чему Господь готовил людей.

Ветхий Завет - это историческое повествование, дающее нам начальное представление о кровном союзе, заключенном Богом сначала с Адамом, а потом и с Авраамом, - это прообраз того Нового Завета, который Бог готовился заключить с людьми через Иисуса Христа.

Другую аналогию завета во Христе мы находим в союзе Давида с Ионафаном.

Если бы на наших собраниях мы проповедовали об этом союзе так же много, как проповедуем детям в воскресных школах, тогда наши церковные общины обнаружили бы гораздо более глубокое понимание благой вести Нового Завета, чем сейчас.

Он полностью доверился Давиду

Вступая в кровный союз, двое друзей вовлекают в него и весь свой род, весь народ, к которому принадлежат: потому что союз распространяется и на их детей, как уже рожденных, так и будущих. Таким образом, потомки Давида и Ионафана стали участниками заключенного ими союза.

«Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой» (1Цар.18:3^).

Мы уже знаем символическое значение того, что сделал Ионафан. В данном случае Библия не растолковывает подробно всех деталей завета, ибо читателям-иудеям они были хорошо известны. Достаточно было описать действия друзей, чтобы они поняли, о чем идет речь.

Когда Ионафан отдал Давиду свою мантию, а также и «все прочие одежды» - это значило, что он полностью отдал Себя Самого в распоряжение Давиду. И отдав ему меч, лук и пояс, обязался защищать и охранять его.

Значение происшедшего в этот день трудно переоценить. Давид и Ионафан вступили в союз, скрепив его пролитием своей крови, тем самым подтвердив: «Все, что я есть и что имею, соединяю я отныне с тобой, и след на руке будет служить этому знамением. Каждый день будет напоминать он нам о взаимной ответственности. Если одного из нас будет, например, преследовать враг, это будет касаться и другого.»

Вступая в кровный союз, двое становились одним, как мы уже отмечали. Таким образом, Ионафан, бывший наследником престола, взял на себя большую ответственность за человека, сказавшего о себе: «я - человек бедный и незначительный» (1 Цар. 18:23), чем за своего отца, царя всего государства!

Царь противился исполнять волю Бога, в то время как Давид, по воле Его, уже был помазан на царство.

Такова была ситуация Давида и Ионафана. Саул несколько раз пытался убить Давида. Каждая их встреча оборачивалась угрозой для жизни Давида. И каждый раз именно Ионафан помогал своему другу избежать смерти. Это подтверждает нам, что заключив договор, скрепленный кровью, человек перестает заботиться о самосохранении, потому что умирает для самого себя. Вне заключенного союза для него нет жизни.

Ионафан жил в доме, изменившем Богу, но сам он оставался послушным Его воле во всем. Поэтому самым важным для него стало поддерживать Давида - исполнителя Божьей воли.

Завет спасает сына Ионафана

Этот союз приобрел важное значение и для будущих поколений.

Вскоре после его заключения у Ионафана родился сын Мемфивосфей. Он был членом семьи Саула. Понятно,

что пока он был жив, он имел право на царское воспитание. Но его отцу не суждено было жить долго. Началась война, Ионафан был убит, а также и его отец Саул пал на меч и был добит амаликитянином (см. 2Цар.1:1 и далее). Давид оплакивал Ионафана, и последние слова его печальной песни были: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан, ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской».

Когда весть о смерти Саула и Ионафана достигла царского дома, обитатели его пришли в ужас. Давид стал наследником трона, и они испугались, что он убьет их всех. В этом убедил их Саул, представив Давида ненавистником всего царского рода, только и ждущим возможности расправиться с ним.

Нянька пятилетнего Мемфивосфея бросилась бежать с ним, сломя голову: и «когда она бежала поспешно, то он упал и сделался хромым» (2Цар.4:4).

Мемфивосфей наверняка слышал от домашних, что его жизни придет конец, если Давид станет царем. И теперь, когда его отец и дед были убиты, а семья бежала, он укрылся в маленьком местечке под названием Лодевар. Жил он, если и не в полной нищете, то, во всяком случае, вдали от царских почестей. Было неслыханное унижение в том, что принц, потенциальный царь, вынужден был скрываться и при этом полностью покорился судьбе.

Мемфивосфей воспитывался людьми, так же ненавидевшими Давида, как и сам Саул. Ему внушали, что, обнаружив, Давид обязательно убьет его, что нынешний царь повинен в смерти Ионафана. Он и боялся, и ненавидел Давида, и желал когда-нибудь отомстить ему.

Мы можем представить себе чувства мальчика, рожденного быть царем, и, тем не менее, вынужденного жить в подполье, в унижении нищеты. Душа его полна была ненависти и горечи. Он и не подозревал, что состоит в кровном союзе с царем Давидом! Потому что все потомки Ионафана автоматически принадлежали этому союзу.

Так что, на самом деле, Мемфивосфей после смерти отца мог совершенно спокойно оставаться в царском доме, в полной безопасности. Но он этого не знал. Его ввели в заблуждение те, кто Давида ненавидел. Они говорили ему ложь, расписав Давида как злодея. Так и жил он, не подозревая о своих правах.

Милосердие ради Ионафана

Но как же было на самом деле? Давид не мог забыть завета с Ионафаном. Каждый день у него перед глазами был рубец на правой руке. Вполне может быть, что он сохранял мантию друга, его меч и пояс, как дорогую сердцу реликвию. Он никоим образом не мог нарушить завет с Ионафаном и оставался верен союзу крови. И однажды Давид спросил: «Не остался ли еще кто-нибудь из дома Саулова? я оказал бы ему милость ради Ионафана. Нет ли еще кого-нибудь из дома Саулова? Я оказал бы ему милость Божию (во имя Божьей милости)».

Давид услышал о хромом сыне Ионафана. «Где он?» - «В Лодеваре». Тогда послал Давид за Мемфивосфеем, и взяли его оттуда (см. 2Цар.9:1-5).

Не часто жителям Лодевара приходилось видеть таких прекрасных коней, запряженных в богатую повозку, какие приближались в тот день к их селению. С первого взгляда было ясно, что они принадлежали царскому дому.

Мемфивосфей был уверен, что его опасения оправдались: Давид разыскал его и теперь непременно убьет.

Все свидетельствовало об этом. Его посадили в повозку одного и повезли в Иерусалим. Он был уверен, что сейчас случится то, чего он с детства боялся: царь Давид схватит его, отрубит голову и бросит его тело собакам.

Мемфивосфея привели к Давиду, он поклонился и пал ниц к ногам царя. Но в то время, как он ожидал приказаний слугам схватить его и обезглавить, он услышал спокойный голос, говоривший ему: «Не бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана, и возвращу тебе все поля Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом».

Мемфивосфей ушам своим не верил: Давид хочет оказать милость мне, чье положение хуже мертвой собаки? Если бы он только знал, каков я на самом деле и какие мысли меня одолевали все эти годы, то наверняка не был бы сейчас так милосерден.

И он сказал напрямую: «Что такое раб твой, что ты призрел на такого мертвого пса, как я?» И можно предположить, что он продолжал: «Ты не знаешь, что я о тебе говорил, ты не знаешь, какое фамильное имя я ношу. Я ненавидел тебя и позорил твое имя. Я не заслужил твоей милости. Я ничтожество».

След на царской руке

На это, вероятно, Давид отвечал: «Мемфивосфей, я знаю, что ты не заслужил моей милости и не заслужишь, даже работая на меня тысячу лет. Я поступаю так в память завета с твоим отцом. Кровь твоего отца, Ионафана, смешалась с моей прежде, чем ты родился. Так что заслужил ты это или нет, не имеет значения. Вот шрам на моей руке! Когда я смотрю на него, я думаю о твоем отце и о нашем с ним союзе.

На основе его ты стал мне сыном, и я наделяю тебя наследством и благословляю тебя. Я прощаю тебя и приглашаю в свой дом, и за столом ты сядешь рядом со мной по праву приемного сына. Шрам на моей руке будет вечным свидетелем между мной и тобой, и твоими детьми».

Нелегко было принять подобные перемены. Чтобы жить в царском дворце, надо было умереть для Лодевара! Мемфивосфей не мог больше придерживаться тех правил жизни, которые до этого были для него естественными. Не так просто жить по-царски, не имея к тому привычки!

Некоторые думают, что нетрудно променять шалаш на дворец. Однако это не так. Ведь это значит умереть для старого и привычного и перейти к совершенно новому образу жизни.

Непривычно и странно, должно быть, спать в мягкой пуховой постели и сидеть за столом с царем «всея Израиля». А проснувшись поутру, видеть разодетых лакеев, готовых служить по первому твоему слову.

Нелегко было привыкнуть Мемфивосфею к новому положению. Но, каждый раз, видя рубец на царской руке, он вспоминал о своем отце и о союзе, участником которого стал он сам.

Выходя из замка, наверняка встречал Мемфивосфей то одного, то другого, с кем вырос вместе, наверняка, юноши презрительно спрашивали его: «Ты что о себе возомнил? Что -ты тут делаешь? Мы знаем, как ты прятался в Лодеваре. Тебе не место во дворце царя. Мы хорошо помним, что ты позволял себе говорить о нем».

Но зная, что заключает в себе кровный союз, он научился отвечать так: «Да, вы правы. Я говорил и делал все то, о чем вы тут сказали, и даже больше того. Я могу сам перечислить вам все, если хотите. Но знаете ли, отношение ко мне царя зависит не от того, что я сделал или не сделал. Я занимаю нынешнее положение потому, что мой отец Ионафан и Давид заключили кровный союз друг с другом».

Все мое - твое

Вот об этом и повествует Библия! Это и есть ее «красная нить»! Ничтожный сын Ионафана мог сказать: «Я побратим царя! Я член его семьи. Я сижу за столом рядом с ним. Я могу разговаривать с ним запросто, как со старшим братом, или как если бы я сам был Ионафаном. В то же время я прекрасно знаю, что не достоин таких почестей, хотя это не играет никакой роли, потому что я - участник кровного союза».

Положение, в котором находится человечество, весьма схоже с положением Мемфивосфея в Лодеваре. Хотя оно и состоит в кровном союзе с Богом и через Иисуса Христа имеет право «царствовать в жизни» (Римл.5:17), оно проклинает свое положение и Бога, который, как оно уверено, заставляет его жить в ужасном Лодеваре. Люди привыкли верить лжи о Боге, мол, «если ты отдашь себя Богу и станешь "религиозным", то тебе нельзя будет делать то и это, а надо будет делать только то-то и то-то, ты потеряешь свою личную свободу».

В этом кроется причина того, что люди живут сегодня на более низком уровне, чем Бог по Своей великой милости предлагает им.

Но вот однажды они проснутся от стука Божьей повозки, прибывшей в их захолустье, чтобы вырвать их из лодеварской нищеты. Они испугаются такого поворота, столь радикальных перемен. Веруя сатанинской лжи, люди привыкли бояться Бога. Подобно сыну Ионафана, они думают, что Бог приходит только для того, чтобы наказать их - наказать смертью.

Но ситуация такова, что у человека нет никакого выбора. Он следует за Богом - и умирает для всего, что было прежде его жизнью. Он испытывает эту смерть, как мучительное отделение от всего, что составляло его прежнюю жизнь: «Теперь я не буду больше курить, не сделаю ни одной затяжки. Не пойду в кино и не стану предаваться любовным утехам. И мои друзья вправе думать, что я ненормальный».

Но у ног Иисуса он вдруг с удивлением ощущает нечто неожиданное. Человек слышит спокойные слова: «Не бойся, сын мой. Ты пришел домой! Все Мое - твое. И ты будешь сидеть за одним столом со Мной».

Человеку становится ясно, что нет никакого сравнения между жизнью в Лодеваре и жизнью с Богом. Даже если прежняя жизнь была замечательной, все равно, ей далеко до жизни с Богом. То, что доставляло радость в Лодеваре, - больше не привлекает. Ни о чем прежнем, оказывается, не стоит сожалеть. Фактически он уже умер для прошлого. Начинается абсолютно новая жизнь. Но, правда, этого он вовсе не ожидал.

Неужели ты лучше других?

Чтобы привыкнуть ко всему новому, необходимо время. И хотя человек сознает, что стал новым творением, он может оставаться в плену мыслей о своей незначительности. Иногда он вспоминает о всем дурном, что сказал и сделал в своей жизни. Да, так оно и было, но Бог говорит, что все забыто. Старый человек, сказавший и сделавший это, - умер.

Не пытайся расплатиться за старое. Жизнь - это дар. Тебе нет нужды платить за нее, да ты и не можешь.

Не говори поэтому, что ты ничего не стоящий, что тебе нечем отплатить. Думай только о том, что Бог-Отец принимает тебя на основании кровного союза со Своим партнером, а твоим Заместителем - Иисусом Христом. Поэтому ты имеешь право жить по-царски!

Жизнь на новом, более высоком уровне, чревата также тем, что старые друзья и знакомые могут засыпать тебя вопросами типа: «Ты что о себе воображаешь? Неужели ты лучше нас всех?» Найдутся люди, которые с наслаждением будут напоминать тебе о старых грехах и слабостях. Сам сатана не упустит случая сказать рожденному свыше такое, что только он один и знает и что не имеет больше к верующему никакого отношения. Он хочет отнять у человека и доверие к Богу, и уверенность в себе самом.

Но о чем сатана и мир не говорят, так это о том, что твой кровный завет с Отцом через Иисуса Христа - объективная реальность. Блажен, кто твердо стоит на этом основании, а не на значимости самого человека.

Царь Давид был верен завету и доказал это своим отношением к сыну Ионафана. Бог верен завету с Иисусом Христом, нашим Господом и Спасителем, и доказал это, продиктовав Иоанну: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9).

Когда вы, верующие, осознаете свой грех, то немедленно должны исповедать его перед Богом и принять прощение, чтобы продолжать жить в мире с Ним. Тогда вы получите свидетельство того, что Бог верен завету с вами.

Прощение грехов не дает верующему права грешить. Любовь Божия освобождает грешника от тяги грешить, и тем самым оскорблять Бога. И чем привычнее становится для верующего ощущение принадлежности к новой жизни, тем реже возникает желание грешить.

В 15 главе Евангелия от Луки мы читаем о возвращении блудного сына. Встретив его, прежде чем показать другим домашним, отец одел его в новые одежды! Он прервал смиренную речь сына: «Наденьте кольцо с моей монограммой на его руку, и новую обувь на ноги! Он не раб - он мой сын!»

^ 8

Обновление завета в Египте

Мы уже проследили большой отрезок «красной нити». Он имеет форму витка и указывает нам, как действует завет в определенных ситуациях.

Последуем же дальше, от Авраама, через несколько поколений - в будущее. Бог сказал Аврааму: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7).

Бог обещал послать в мир Спасителя через народ, с которым Он заключил кровный союз. «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт.22:17-18).

Мальчик, ставший спасителем народа

Народ Божий тоже должен был стать свидетелем миру. Земля Ханаанская лежала в те времена в центре цивилизации. Наблюдая жизнь избранного Богом народа, другие народы могли познать и Самого истинного, живого Бога.

Авраам - это один из виднейших персонажей Первой книги Моисеевой - Бытия. Несколько более коротких рассказов повествуют о представителях его рода, свято соблюдавших кровный союз с Богом. Отметим шесть имен из этой книги, наиболее важных: Адам (1-5), Ной (6-10), Авраам (12-26), Исаак и Иаков (27-37, 46-50) и, наконец, Иосиф (38-45).

Следуя красной нити, скажем несколько слов о каждом из потомков Авраама, чтобы проследить Божий план спасения.

Исаак - добрый, мягкий, благородный - привлекательный персонаж, один из духовных праотцев, оказавших наибольшее влияние на израильский народ. Его женитьба, его нежная любовь к Ревеке - одно из прекраснейших повествований Старого Завета.

Совершенно иным характером обладал его сын Иаков. У него наблюдается особый талант карьериста. Он умело планировал свое будущее и с холодным расчетом добивался желаемого успеха. Как только может семья уживаться с таким человеком? Он никому не доставлял радости. Но для Бога нет невозможного. В один прекрасный день Иакову пришлось смирить себя, чтобы остаться в живых. В этот день Господь «перетряхнул» как следует все его существо, этот благодатный, но сырой материал, и сотворил нового человека, получившего «власть с Богом». Иаков служит примером того, как Бог может сформировать богатую личность из материала, который на вид не предвещает ничего хорошего!

Иосиф - благословенное имя, добрейший характер, сказочный принц! Кто из героев мировой литературы может сравниться с Иосифом?

Этот богобоязненный мальчик - искренний и твердый в своих убеждениях человек, стал умным политиком - государственным деятелем, не имеющим себе равных. Именно он - выброшенный собственными братьями из жизни - стал спасителем и своей семьи, и своего народа.

На основании своих личных качеств, Иосиф до сих пор оказывает неоспоримое влияние и на народ Божий, и на другие народы.

Книга Бытия описывает историю его жизни. Подростком был он продан работорговцам из Египта (37:25-28). К тридцати годам стал премьер-министром, около сорока вновь встретился со своей семьей (46:1-26). Благодаря ему Иаков и с ним семьдесят человек пришли в Египет и стали, в точности как обещал Бог, большим народом.

Почему они попали в Египет?

Бог спас Свое малое стадо, семьдесят человек, от голодной смерти на родине. «Стол», который Господь им приготовил в земле Гесем, было лучшее, что только можно было им дать. «Ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое. И прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет; чтобы не обнищал ты, и дом твой, и все твое» (Быт.45:10-11).

Бог использовал Иосифа, чтобы спасти ту самую семью, которая выбросила его вон, продав в рабство. Но, как подтвердил Иосиф, Бог сумел зло обратить в добро (45:8).

В лучшую страну того времени переселил Он Свой народ. На ее благодатной почве должны они были вырасти в большую нацию. Благодаря Иосифу семья занимала в Египте почетное место. В земле Гесем они жили по-царски, в безопасности и почете, при правлении нескольких поколений фараонов (Исх.1:7): ведь именно Иосиф способствовал тому, что Египет стал богатейшей и могущественной страной Древнего мира.

Почему же Иосиф всегда добивался успеха? Он во всем оставался верен кровному завету с Господом. Ни за какие блага на свете, не соглашался он изменить Богу своих отцов. Он был человеком того же плана, какими были два других мужа, которым в дальнейшем предстояло появиться в среде народа завета - Давид и Даниил.

Но вот, спустя долгое время, пришел к власти фараон, ничего не знавший об Иосифе. И сказал он своему народу: «Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставивши над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону... города для запасов» (Исх. 1:9-11).

Положение, в котором теперь оказался народ израильский, можно сравнить только с тем, в которое попали евреи в мрачные времена Гитлера. Тирания была столь жестокой, что «услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет свой с Авраамом, Исааком и Иаковом» (см. Исх.2:23-25 и 3:5-8).

Но Бога подобная ситуация не застала врасплох. Он всегда готов прийти на помощь Своему народу. И вот на сцену выходит Моисей. Библия повествует о том, как он был спасен от смерти, будучи оставленным в корзине в той самой реке, в которой топили еврейских мальчиков, как получил царское воспитание в самом логове врага - во дворце фараона. Освежите в памяти эту историю, начиная с начала второй главы книги Исход.

Наша задача - следовать за красной нитью, наблюдая, как Бог выполнял условия кровного союза. Он заранее предупредил Авраама, еще при заключении договора, что народ пойдет в рабство. «Но я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении»,- сказал Господь (Быт.15:14).

Они нуждались в свидетельстве

Бог говорил Моисею из горящего куста, повелел ему вернуться в Египет и потребовать у фараона отпустить весь народ израильский. Вот слова Моисея и Аарона, сказанные ими фараону по повелению Господа: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение» (Исх.8:1). Но фараон не пожелал их слушать. Он наложил на израильтян еще более тяжкие работы.

Можно подумать, что упрямство фараона было нелогичным. Ведь он боялся сильного, многочисленного народа - так не лучше ли было отослать его подальше от Египта? Но вместо этого, ожесточившись сердцем, фараон навлек на себя и на весь свой народ тяжкие беды. Тугая петля затянулась на шее египтян. Слушая о гневе Господнем, мы может быть, недоумеваем, как мог любвеобильный Бог послать столь тяжкое проклятье на людей и животных? Нам необходимо понять, что проклятье, постигшее египтян в данном случае, было следствием их поклонения многочисленным идолам и было направлено против этих лжебогов. Но можно ли предпринимать столь жестокие меры против идолов из дерева и камня? Разве они могут быть в чем-то виноваты?

Нет, но людям, поклоняющимся рукотворным кумирам, необходимо дать понять, что их религия фальшива. Им должно засвидетельствовать, что их жизнью руководят духи зла, и что единственный истинный Бог - это Бог иудеев.

Первое знамение они получили, когда их оккультные священники противостали Моисею и змея Моисея пожрала их змей. Второе свидетельство касалось их «священной» реки. Нил был у египтян весьма почитаемым «богом». Сам фараон часто входил в его воды для поклонения. Когда Моисей пришел во время одной из таких молитв и ударил посохом по воде - она превратилась в кровь.

Следующей казнью было нашествие лягушек (Исх.8:2-4). Они наводнили Египет, залезая в дома и постели," в кладовые и печи. Они прыгали и ползали по людям, покрыв собою всю землю. Лягушки всегда были бичом египтян, поэтому они выдумали себе богиню Хеки, имевшую, якобы, власть отгонять лягушек. Но на сей раз эта высокопочитаемая дама оказалась бессильной. Бог израильтян был могущественнее.

Затем дома египтян наполнились мухами и комарами. Мухам тоже поклонялись в Египте. Теперь же Господь дал им воочию увидеть, что делают с ними их собственные «боги» и что все они находятся в Его власти.

И только в конце наказание коснулось их лично - через смерть первенцев.

Суд коснулся всех идолов

Беда пришла оттого, что фараон ожесточил свое сердце. Казни начинались, так сказать, с низшей ступени идолопоклонства, и наносили вред жизненной среде египтян - град, саранча, и т.п.

Но фараона это не образумило. Поэтому суд Божий пал на главное египетское божество - солнце! Господь сказал Моисею: «Простри руку твою к небу, и будет тьма на земле египетской, осязаемая тьма... у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их».

Поскольку фараон требовал теперь, чтобы израильтяне оставили все свое имущество - а для них это означало верную смерть в пустыне, - то Богу ничего не оставалось, как дать каждой семье египетской испытать личное горе и скорбь. Каждый первенец в каждой семье должен был умереть. Точно так же, как первый Адам должен был умереть за грехи, а впоследствии - Первый и Единственный Сын Самого Бога.

До сих пор израильтяне были пассивными свидетелями Божественного суда. Но теперь Бог хотел дать им наглядный урок того, какое неслыханно важное значение имеет кровный союз, который Он заключил с Авраамом и семенем его. Активные, совместные с Богом действия помогли народу понять всю глубину и важность соблюдения кровного завета.

Господь сказал, что Он пройдет по земле Египетской: «и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх.12:12).

Обратите внимание на слова: «над всеми богами». Мы знаем, что египтяне обожествляли животных и силы природы. Кроме того, сам фараон считался божественной личностью, и ему поклонялись, как богу. Теперь народ мог видеть, что проклятье пало на него точно так же, как на тех, кто ему поклонялся: его первенец - божественное созданье - оказался так же смертен, как все другие дети Египта.

Бог сказал: «Я увидел страдания народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян» (Исх. З:7-8). Тем самым Он открыл Себя Моисею как Бога, имеющего силу спасать, Бога, способного на чудеса.

Жизненно важно соблюдать завет

Во время разыгравшейся в ту ночь трагедии Бог показал

Моисею, насколько важно свято соблюдать кровный завет. Дело могло закончиться совершенно иначе и для Моисея, и для его народа. И все из-за того, что Моисей не обрезал своего собственного сына, несерьезно отнесся к своей святой обязанности (см. Исх.4:20-26). И когда Моисей был на пути к фараону, чтобы требовать освобождения всему народу, «случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его». Чтобы кровный союз мог быть действенным, необходимо свято соблюдать все его условия.

Обрезание было наиважнейшим условием. Оно свидетельствовало о принадлежности Богу. Общность с Ним скреплялась пролитием крови. Если бы Моисей не исправил свою ошибку, то тем самым открыл бы дверь сатане со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Настало время дать народу понять глубокое значение кровного завета. За время жизни в земле Гесем изобилие и благополучие затмили сознание израильтян; они потеряли ощущение того, что принадлежат Богу. Поэтому постигла их горькая участь бесправных рабов. Они завязли в чужой стране, потеряв всякое желание вернуться домой

В ту землю, которую приготовил им Господь. Поэтому во время гонений они чувствовали свою абсолютную беспомощность, хотя и состояли в союзе со Всемогущим Богом. Им нужно было всего навсего воззвать к Нему

И получить помощь.

Если народ Божий перестает со своей стороны соблюдать условия завета, - сатане ничего не стоит наложить на него тяжкое бремя, цепи рабства, отобрать у него имущество, детей, благополучие и здоровье. Господь сказал в Своем Слове, что народ истребляется за недостаток знания - знания о кровном союзе с Богом (Осия 4:6).

Поэтому в данный момент Бог посчитал абсолютно необходимым обновить в сознании израильтян значение их принадлежности к союзу с Богом. Он дал Моисею распоряжения о том, что они должны были делать в последнюю ночь рабства, чтобы приготовить народ к выходу из Египта. Господь сказал: «В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по одному на семейство», и «агнец должен быть у вас без порока, мужеского пола, однолетний».

Чтобы иметь защиту

Агнец должен был быть отделен от стада в десятый день месяца Нисан, который впоследствии стал первым месяцем года в израильском календаре. Три дня полагалось на исследование, чтобы обнаружить возможные скрытые пороки животного. На четырнадцатый день оно закалывалось на пороге дома. Мы знаем, что израильский «следующий день» начинался в шесть часов предыдущего вечера. Значит агнца закалывали в три часа пополудни.

Книга Исход 12:6 и далее повествует: «... тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его.»

Народ получил точные инструкции, как избежать смертельного проклятья. «И будет у вас кровь знамением на домах... и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (ст. 13).

Потоки крови струились в эту ночь в Египте перед домами, в которых жил народ завета. Они получили приказание заколоть агнцев «в полдень», около девятого часа по иудейских, то есть в пятнадцать часов. С началом нового дня - в шесть часов вечера - должны были они войти в дом и оставаться там до утра под защитой крови от ангела смерти, проходившего в ту ночь по Египту.

Израиль получил урок, который не должен был забывать вовек. Завет Бога с Авраамом и семенем его обновился в сознании народа, которому в истории человечества отведена столь ответственная роль.

Но, увы, глубочайшее значение завета ускользнуло от них уже в те времена, когда они имели возможность воочию увидеть, как их послушание Богу и Его защита помогли им избавиться от египетского рабства.

Рассмотрим поближе требования Бога к жертвенному агнцу. Он должен был быть сильным, без порока, ни одна кость не должна быть сломанной, весь народ израильский должен был участвовать в пасхе, агнца следовало испечь на огне с головой, ногами и внутренностями, есть следовало стоя, обувшись и одевшись, как для дальней дороги, не выпуская посоха из рук, есть нужно было быстро, кровь на косяках служила знамением ко спасению и отвращала беду от всех, кто был в доме.

Но если чьи-то ворота не были помечены кровью во свидетельство того, что чья-то жизнь была отдана взамен живущих в этом доме, то проклятие настигало детей Авраама так же безжалостно, как египтян. В крови агнца было их спасение.

Их силы были восстановлены

Закончив есть пасхального агнца за закрытыми дверями, они были готовы к путешествию. Некогда было этой ночью спать на матрасах, все были одеты и обуты для дальней дороги.

Но что было делать с больными и немощными? Рабство и тяжелые работы изнурили народ.

Господь повелел есть агнцев вместе с ногами, головой и внутренностями. И когда народ ел, их телам возвращалась сила, и все болезни и немощи отступали!

Библия говорит, что когда Бог вел их, в стане не было больных (Пс. 104:37). Со дня выхода ни один в стане израильском не хворал и не уставал.

Какое прекрасное чудо! Ведь мы знаем, в каком ужасном положении находился народ в последние десятилетия: несчастные случаи, побои, тяжелая работа, но после этого ужина - никаких следов прежней жизни не осталось!

Они вышли все до одного - все спасены были кровью агнца. И все несли в себе агнца «испеченного на огне», дававшего им силу и здоровье для долгого пути.

И не с пустыми руками вышли они из рабства, но несли «серебро и золото» (Пс.104) - все то, что Бог дал увидеть Аврааму в духе в день заключения союза -теперь стало реальностью.

Но не забудем, как Бог сказал Аврааму: «Я - вот завет Мой с тобою...» Завет не заключается только одной стороной. Поэтому продолжал Бог: «вы должны соблюдать (его) между Мною и между тобою, и между потомками твоими после тебя в роды родов».

1 Цаpств, 17,42: «… ибо он (Давид) был молод, белокур и красив лицем» 1 Цаpств, 18;1: «… душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу.» 1 Цаpств, 18;3: «Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу.» 1 Цаpств, 19;1-10: «И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида; но Ионафан, сын Саула, очень любил Давида.
И известил Ионафан Давида, говоря: отец мой Саул ищет умертвить тебя: итак берегись завтра; скройся и будь в потаенном месте.
А я выйду и стану подле отца моего на поле, где ты будешь и поговорю о тебе отцу моему, и что увижу, расскажу тебе.
И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу, отцу своему, и сказал ему: «Да не грешит царь против раба своего Давида; ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя;
Он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Изpаилю; ты видел это и радовался; для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови, и умертвить Давида без причины?»
И послушал Саул голоса Ионафана, и поклялся Саул: жив Господь, Давид не умрет.
И позвал Ионафан Давида, и пересказал ему Ионафан все слова сии, и привел Ионафан Давида к Саулу, и он был при нем, как вчера и третьего дня.
Опять началась война и вышел Давид, и воевал с Филистимлянами, и нанес им великое поражение, и они побежали от него.
И злой дух нашел от Бога на Саула, и он сидел в доме своем, и копье его было в руке его, а Давид играл рукою своею на струнах.
И хотел Саул пригвоздить Давида копьем к стене, но Давид отскочил от Саула и копье вонзилось в стену; Давид убежал и спасся в ту ночь.» 1 Цаpств, 20;1-4: «… и пришел [ДАВИД] и сказал Ионафану: «Что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?»
И сказал ему Ионафан: «Нет, ты не умрешь; вот, отец мой не делает ни большого, ни малого дела, не открыв ушам моим; для чего же бы отцу моему скрывать от меня это дело? этого не будет».
Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает, что я нашел благоволение в очах твоих, и потому говорит сам в себе:
«пусть не знает Ионафан, чтобы не огорчился!; но жив Господь и жива душа твоя! один только шаг между мною и смертью.
И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя.» 1 Цаpств, 20; 17-42: «И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему; ибо любил его, как свою душу.
И сказал ему Ионафан: завтра новомесячие, и о тебе спросят, ибо место твое будет не занято.
Поэтому на третий день ты спустись, и поспеши на то место, где скрывался ты прежде, и сядь у камня Азель.
А я в ту сторону пущу три стрелы, как будто стреляя в цель.
Потом пошлю отрока, говоря: «пойди, найди стрелы»; несли я скажу отроку: «вот, стрелы сзади тебя, возьми их», то приди ко мне; ибо мир тебе, и, жив Господь, ничего тебе не будет.
Если же так скажу отроку: «вот, стрелы впереди тебя», то ты уходи; ибо отпускает тебя Господь.
А тому, что мы говорили, я и ты, свидетель Господь между мною и тобою во веки.
И скрылся Давид на поле. И наступило новомесячие, и сел царь обедать.
… место же Давида осталось праздным.
И не сказал Саул в тот день ничего: ибо подумал, что это случайность…
Наступил и второй день новомесячия, а место Давида оставалось праздным.
Тогда сказал Саул сыну своему Ионафану: почему сын Иессеев [Т.Е. ДАВИД] не пришел к обеду ни вчера, ни сегодня?
И отвечал Ионафан Саулу: Давид выпросился у меня в Вифлеем,
Он говорил: «отпусти меня, ибо у нас в городе родственное жертвоприношение, и мой брат пригласил меня; итак, если я нашел благоволение в очах твоих, схожу я и повидаюсь со своими братьями»; поэтому он не пришел к обеду царя.
Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана, и сказал ему: сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и срам матери своей?
Ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть.
И отвечал Ионафан Саулу, отцу своему, и сказал ему: за что умерщвлять его? что он сделал?
Тогда Саул бросил копье в него, чтобы поразить его.
И Ионафан понял, что отец его решился убить Давида.
И встал Ионафан из-за стола в великом гневе, и не обедал во второй день новомесячие; потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его.
На другой день утром вышел Ионафан в поле, во время, которое назначил Давиду, и малый отрок с ним.
И сказал он отроку: беги, ищи стрелы, которые я пускаю.
отрок побежал, а он пускал стрелы так, что они летели дальше отрока.
И побежал отрок туда, куда Ионафан пускал стрелы, и закричал Ионафан вслед отроку, и сказал: смотри, стрела впереди тебя.
И опять кричал Ионафан вслед отроку: скорей беги, не останавливайся.
И собрал отрок Ионафанов стрелы, и пошел к своему господину.
отрок же не знал ничего; только Ионафан и Давид знали, в чем дело.
И отдал Ионафан оружие своему отроку, бывшему при нем, и сказал ему: ступай, отнеси в город.
Отpок пошел, а Давид поднялся с южной стороны, и пал лицом своим на землю, и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более.
И сказал Ионафан Давиду: иди с миром; а в чем клялись мы оба именем Господа, говоря:
«Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и между семенем твоим», то да будет навеки.» Из плача Давида по погибшему Ионафану (2 Цаpств, 1:26): «скорблю о тебе, брат мой Ионафан: ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской.»