Еврейская история сложилось так, что лишившись своего государства два тысячелетия тому, евреи постепенно расселились по всему земному шару. Особенно интенсивно шел этот процесс расселения в течение последних 500 лет, начиная от изгнания евреев из Испании и открытия Америки. Этот период нашей истории можно назвать "великим переселением народа".
Еврейская миграция всегда связана с преследованиями, дискриминацией и с экономическими мотивами. Образовавшаяся вследствие миграции мировая еврейская диаспора представляет собой людей, проживающие вне страны своего происхождения (Эрец - Исраэль) в виде этнических и субэтнических групп. В диаспоре тесно связаны между собой различные ее центры, часто находящиеся на больших расстояниях друг от друга. Наличие миграционных процессов приводили к падениям и росту центров еврейской диаспоры. Уже до новой эры в рамках еврейской диаспоры развивались независимые центры в отдаленных друг от друга регионах как, например, в Александрии, Вавилоне.
История еврейской диаспоры, как и, к примеру, китайской или армянской, прослеживаются в течение многих столетий, но ни одна историческая диаспора не имеет такую высокую степень культурного разнообразия и динамизма, как еврейская. Встречи евреев из разных созданных центров диаспоры в результате миграционных процессов через многие столетия (например сефардов и ашкеназов в Нидерландах в 17 столетии) являются одними из самых интригующих аспектов еврейской истории.
Члены рассредоточенной этно-конфессиональной общины традиционно играют важную роль в качестве межкультурных посредников, в том числе с членами других диаспор. В соответствующем принимающем обществе они образуют меньшинство, благополучие которого зависит от взаимодействия с местным населением и другими группами мигрантов, от безопасности, благоприятных экономических и политических условий. С целью выживания это меньшинство занимает пустующие экономические ниши в странах проживания. Сохранение культурных различий с местным населением, уникальная профессиональная деятельность, соблюдение религиозных установок, запрещение смешанных браков являлись необходимыми условиями для сохранения еврейских сообществ в диаспоре в течение многих поколений.
Миграции, в первую очередь, из-за насильственных выселений, были обычным явлением в истории человечества, и еврейская история не является исключением, хотя в христианской традиции глубоко укоренилась в виде антисемитских предрассудков идея вечного странствия евреев по земле до Второго пришествия Христа.
Еврейские миграции можно условно разделить на три последовательных периода между 1450-ми годами и нынешним временем (приведенное ниже разделение на периоды согласно статье: " Jewish migration, tobias brinkmann") :
1492-1789 годы - изгнание из Испании и рост диаспоры в Восточной Европе;
1789-1914 годы - массовая миграция из стран Восточной Европы и быстрый рост населения в новых центрах диаспоры;
20 столетие, начиная с 1914 года: изгнания, Холокост, создание еврейского гоаударства и массовая репатриация в Израиль.
Уже в десятом - одиннадцатом столетиях существовали три независимых и очень разных по культуре центров в диаспоре, между которыми происходил активный обмен. Главный центр диаспоры, как по численности еврейского населения, так и по его роли был расположен на Пиренейском полуострове. Здесь в средние века развивалась процветающая сефардская община под властью мусульман, изначально терпимых к евреям. С середины пятнадцатого века большинство испанских евреев находилось под христианским правлением, при этом все больше и больше евреев были принуждены католической церковью перейти в христианство. Многие из так называемых крещеных евреев - маранов продолжали скрытно исповедовать иудаизм. Полное изгнание мусульман из Испании в 1492 году ознаменовалось также изгнанием евреев, не обращенных в христианство, из Испании, Сицилии и юга Италии. Португалия, которая была ближайшим убежищем для евреев, издала под испанским давлением в 1497 году похожее постановление о преследовании некрещеных евреев. Изгнание испанских евреев привело к значительному ослаблению культурной и религиозной автономии сефардов.
В Центральной Европе, во втором центре диаспоры, широко рассредоточенном на большой территории, - проживали ашкеназийские евреи, но их численность была значительно меньше числа сефардов в первом центре. Несмотря на жестокие преследования во времена крестовых походов и изгнания из большинства территорий на западе континента в тринадцатом и четырнадцатом веках, евреи в 15 столетии проживали во многих частях Священной Римской империи.
Третий и самый старый центр был расположен в мусульманских и портовых городах Ближнего Востока и Персии, южной части Аравийского полуострова, Центральной Азии. Большинство евреев-сефардов бежало из Испании и Португалии в Северную Африку, где они расселилась в течение нескольких поколений вокруг Средиземного моря, от Марокко на западе до побережья Малой Азии, нынешней сегодняшней северной Греции, Боснии и Болгарии. Сефарды основали ряд процветающих общин. В некоторых городах, таких как Салоники, они представляли собой значительную часть населения. Часть сефардов оказалась в Турции. Мусульманские правители обложили евреев более высоким налоговым бременем, но в то же время гарантировали безопасность, коммерческие привилегии и религиозную автономию.
Растущие преследования и экономические трудности объясняют, почему ашкеназийские евреи постепенно из Центральной Европы в пятнадцатом и шестнадцатом веках переехали в районы Речи Посполитой и в находящуюся под властью Османской империи Юго-Восточную Европу. В Польше и Литве евреи находились под покровительством короны, у них были относительно благоприятные условия жизни и труда. Еврейские иммигранты расселились в большие и малые города (местечки) на территории современной Латвии, Литвы, Белоруссии, Польши, Молдовы, Румынии, западной части Украины.
Создание гетто в цветущей торговой республике - Венеции в 1516 году означало признание евреев в качестве независимых субъектов в средиземноморской торговой сети. После произвольных гонений и изгнаний гетто, как и местечки в Восточной Европе, стали уступками еврейским общинам, гарантией культурной автономии и участием в экономике соответствующих стран. Сефардские евреи Венеции поддерживали контакты с членами восточной и ашкеназийской диаспоры.
Позднее возникли еще два центра - в северо-западной Европе и в Новом Свете. Оба центра обязаны своим развитием привлекательными экономическими и правовыми условиями. В Амстердаме в конце шестнадцатого века зарекомендовала себя влиятельная сефардская община, члены которой были в основном евреи из Испании и Португалии. Сефардские купцы из Амстердама открыли торговлю по всей Западной Европе, а также с колониями в Южной Америке. В 1654 году 23 сефардских евреев прибыли из Бразилии в Нью-Амстердам (с 1664 года - Нью-Йорк), где они получили право на поселение и основание первой еврейской общины в Северной Америке. В семнадцатом веке первые евреи-ашкеназы мигрировали в Нидерланды и Новый Свет.
Образованный ашкеназийский центр в Восточной Европе переживал в шестнадцатом и семнадцатом столетиях фазу расцвета в качестве самого густонаселенного и культурно доминирующего центра диаспоры. Евреи Польши и Литвы пользовались сравнительно высокой степенью автономии, они создали Ваад - регулярно собиравшийся еврейский парламент, на котором были представлены главные общины ашкеназийского еврейства.
Фаза относительной политической стабильности, связанная с заключением Вестфальского мира в Центральной и Западной Европе в 1648 году, сменилась в том же году длительным кризисом в Восточной Европе. На Украине Богдан Хмельницкий (1595-1657) поднял восстание против польской короны, при этом сильно пострадало еврейское население Восточной Европы, возникла массовая волна беженцев. На фоне политического и экономического кризиса семнадцатого века на западе Украины возник хасидизм, он стал ответом в середине восемнадцатого века на кризис традиционного иудаизма. К этому времени число ашкеназских евреев превысило число сефардов и восточных евреев. В последней трети восемнадцатого века Польша утратила свою политическую независимость, и ее еврейское население оказалось разделенным между Пруссией, Австрией и Россией.
1789 год был переломным моментом. Идеалы французской революции, связанные с получением всех гражданских прав, для большинства евреев Европы носили двойственный характер. Наличие свободы и равенства открыли евреям новые возможности, но представляли и угрозу еврейским общинам в виде ассимиляции. Позднее, к 1870 году число евреев в различных регионах Российской и в Австро-Венгерской империй и в Юго-Восточной Европе выросло до четырех миллионов человек; большинство их них жило в местечках. Они представляли более двух третей мирового еврейского населения. В Германии, крупнейшем сообществе за пределами Восточной Европы, проживало около 450 тысяч евреев - их относительно большое число здесь было результатом естественного прироста и прусской аннексии части территории Польши в конце восемнадцатого века. До начала 19 столетия ограничения возможностей миграции были связанны с негативным отношением уже созданных еврейских сообществ, таких как в Амстердаме, ростом расходов на переезд и рисками, поэтому только отдельные евреи мигрировали в Центральную и Западную Европу или даже в Новый Свет.
Бурная волна еврейской миграции из Восточной Европы началась в последней трети 19 века и была обусловлена многими причинами: экономическими, религиозными и политическими. Положение еврейского населения в России и Румынии ухудшилось - неблагоприятная экономическая ситуация, расширение масштабов насилия, огромный рост населения, многочисленные ограничения. Антиеврейские погромы в Российской империи, начиная с 1881 года, стали решающими аргументами для сотен тысяч евреев, чтобы покинуть свои дома. В основном миграционный поток был направлен в Соединенные Штаты, в которых уже к 1900 году был создан основной центр жизни евреев за пределами Европы. Еврейская миграция из Восточной Европы стала глобальным движением, с 1881 до 1914 года, в период расцвета массовой иммиграции, более чем два миллиона евреев прибыли были из Российской империи, Румынии и Австро-Венгрии в США. За 19 столетие в Северную Америку уехало также около 100 тысяч евреев из немецких государств. Но даже огромный отток эмигрантов не нарушил общего демографического равновесия еврейского народа - более того, численность евреев в Восточной Европе продолжала стремительно расти за счет роста продолжительности жизни и снижения детской смертности. К 1900 году еврейское население во всем мире выросло до десяти миллионов; девять миллионов из них было ашкеназами. На протяжении всего XIX и первой трети XX века, вплоть до начала фашистского геноцида, около 80 процентов мирового еврейства по-прежнему проживало в Восточной Европе.
Страны Нового Света нуждались в европейских поселенцах. Развитие сети железных дорог и морского транспорта обеспечило, начиная с 1850-х годов безопасный и быстрый способ переезда из Европы и Америку. Среднее время в пути из поселений в Центральной Европе в любую точку Северной Америки сократилось от нескольких месяцев до менее трех недель. Вскоре после 1880 года огромные океанские корабли начали пересекать Атлантический океан менее чем за неделю, сделав переезд в Америку доступным для всех. В крупных городах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго возникли большие еврейские гетто. Во многих центрах диаспоры вновь прибывшие в течение нескольких лет евреи составили большинство, в том числе в Соединенных Штатах, Великобритании, Южной Африке, Аргентине и Палестине. Миграция из Российской и Габсбургской империй и Румынии нарушила не только баланс между центрами еврейской диаспоры в Европе и за ее пределами, она был движущей силой быстрого роста еврейского населения в новых центрах. Но глобальная массовая миграция евреев наткнулась на противодействие противников иммиграции, которые находились под влиянием антисемитских стереотипов.
Международные сотрудничающие еврейские организации помощи, как Парижский Всемирный еврейский союз, Нью-Йоркское общество помощи еврейским иммигрантам и общество еврейских иммигрантов (HIAS), Берлинское общество помощи немецким евреям оказывали поддержку еврейским иммигрантам из Восточной Европы, в первую очередь питанием.
В Первой мировой войне сильно пострадал большой центр еврейских поселений в Восточной Европе. Российские военные власти выслали в 1915 - 1916 годах десятки тысяч евреев внутрь страны. В Габсбургской империи начались массовые преследования в Галиции, волна беженцев хлынула в Вену и Будапешт. Война привела к распаду Российской, Австро-Венгерской и Османской империй, военные конфликты продолжались вплоть до 1920-х годов. По самым скромным оценкам 60 тысяч евреев погибли в 1918-1919 годах в результате погромов, сотни тысяч восточных евреев потеряли свои дома. Крупным группам удалось бежать на Запад, но большинству беженцев пути были закрыты. За американскими иммиграционными ограничениями 1921 года был не только страх распространения большевизма, но и явно антисемитские предрассудки.
Несмотря на это, в Нью-Йорке и Бруклине к 1925 году уже насчитывалось более одного миллиона человек, что составляло свыше десяти процентов еврейского населения мира. Канада, Великобритания и Аргентина также усложнили иммиграцию. Многие государства требовали для въезда наличия действительных паспортов и транзитных виз, которыми беженцы не располагали, а без документов люди теряли право на свободное передвижение. Еврейские переселенцы на протяжении многих лет находились по всей Европе в лагерях беженцев и городских трущобах в состоянии транзитных пассажиров. Немало из этих людей подверглись после 1939 года нацистским преследованиям и погибли.
Немногие страны остались открытыми для мигрантов из Восточной Европы после 1918 года. Такими оказались Веймарская республика, которая проводила относительно либеральную политику в отношении беженцев и Франция, которая нуждалась в рабочих ресурсах.
Ответом на растущий антисемитизм и националистические движения в Восточной Европе стал сионизм. После Первой мировой войны он превратился в массовое движение и обусловил рост числа поселенцев в Эрец-Исраэль. Палестина обрела в 1920-е годы большее значение для иммигрантов, но тяжелые условия жизни под британским мандатом объясняют, почему число возвратившихся в исходные страны проживания уже во второй половине 1920-х годов было почти столь же высоко, как и иммигрантов.
В Советском Союзе была значительная еврейская миграция в крупные города и в Крым. Многие были переселены в конце 1920-х годов на восток в Биробиджан во время сталинской насильственной коллективизации. Новыми домами для тысяч еврейских беженцев стали в начале 1920-х годов Шанхай, Бразилия и Мексика. В межвоенный период еврейские и другие мигранты сыграли значительную роль в культурном буме в Берлине.
Мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году, вызвал экономическую миграцию и ужесточил иммиграционные ограничения. Это поставило перед еврейскими беженцами из Германии после 1933 года большие препятствия. В 1939 году количество еврейского населения мира выросло до семнадцати миллионов – из них примерно 14 миллионов составили ашкеназы. С более чем восьмью миллионами евреев Восточная Европа по-прежнему являлась наиболее важным центром диаспоры, затем следовали США. Произошло усиление антисемитизма во всех странах Запада, евреи Европы вновь стали предметом лживых обвинений, подозрений, а порою и нескрываемой ненависти. В Польше в середине 1930-х годов проводилась антисемитская политика, отношение к еврейским гражданам резко ухудшилось.
После захвата власти нацистами около 250 тысячам евреев удалось эмигрировать из Европы сложными путями, часто после потери своего имущества и нескольких месяцев, и даже лет, ожидания. С начала 1938 года и до развязывания войны гонения на евреев начинаются на территориях аннексированной Австрии, СудетскоЙ области и, наконец, оккупированных Богемии и Моравии. Экономическая деятельность евреев в подконтрольных нацистам странах была полностью прекращена.
Конференция в Эвиане в июне 1938 года, созванная американским президентом Франклином Рузвельтом (1882-1945) для обсуждения путей содействия эмиграции немецких и австрийских евреев, практически не дала результата, ни одна из 32 участвующих стран не была готова принимать еврейских беженцев.
Начало войны усугубило ситуацию. В октябре 1941 года в Германии был введен запрет на еврейскую эмиграцию из территорий, контролируемых немецкими войсками. В это время вермахтом, союзными войсками и местными коллаборационистам уже были уничтожены сотни тысяч евреев на западе Советского Союза. Вскоре после этого, было принят план «окончательного решения» еврейского вопроса. Организованная депортация миллионов евреев в лагеря смерти по всей Европе представляла собой форму насильственной миграции. Катастрофа полностью уничтожила всего за четыре года главный центр еврейской диаспоры в Восточной Европе. Среди жертв Холокоста были также сефарды, в основном, из Греции, Югославии и Туниса. Часть евреев в СССР (более двух миллионов) спаслась, эвакуируясь вглубь страны. Некоторые спаслись потому, что были депортированы в ГУЛАГ после советского вторжения в Восточную Польшу в 1939 году.
После освобождения уцелевших еврейских беженцев многие, как и после Первой мировой войны, в течение долгих лет жили в постоянном ожидании транзита. Лишь немногие страны были готовы их принять. В Соединенных Штатах антисемитскими кругами была сорвана иммиграция. Большинство стран Ближнего Востока объявили евреев нежелательным меньшинством. В Палестине, англичане ставили непреодолимые препоны эмиграции евреев.
Создание Израиля 14 мая 1948 года изменило ситуацию. Одним из первых постановлений нового государства стало решение о превращении эмиграции в государственную политику. Начался процесс исчезновения многих центров диаспоры в странах рассеяния и возрождения национального еврейского государства в Израиле, продолжающихся до настоящего времени. После войны алия шла из двух основных центров: из британских лагерей на острове Кипр, куда направлялись беженцы из Европы, уцелевшие в Катастрофе. а также евреев из стран арабского Востока. В основном, эмиграция шла из трёх самых больших общин: Ирака, Йемена и Марокко, приведшие к полному исчезновению под воздействием насилия многовековых еврейских центров в Северной Африке и регионе Восточного Средиземноморья. Большие группы евреев прибывали также из Румынии и Польши. За четыре года после провозглашения независимости Израиль принял 680.000 новых репатриантов. В 1970-е годы, уступив мощному давлению западного мира, началась миграция евреев из Советского Союза. Изначально были отпущены в небольшом количестве преследуемые политически отказники, затем после распада Советского Союза в 1991 году экономические мотивы вышли на передний план и вызвали массовую волну миграции. До конца 70-х годов в страну прибыло 140.000 новых репатриантов. На конец 1980-х и начало 1990-х годов, в период развала СССР, пришелся пик алии из стран бывшего Советского Союза, к 2000-му году в страну с постсоветского пространства прибыло 750 тысяч евреев. Миграция из бывшего СССР частично шла также в Соединенные Штаты, Канаду, Германию.
Развал "лагеря социализма", "арабская весна", появление ИГ, неконтролируемый приток мусульманских иммигрантов в Европу - таковы наиболее зримые изменения самого последнего отрезка времени, приведшие к постоянному росту миграционных процессов. Сокращается численность еврейского населения в существующих центрах диаспоры. Причины - ассимиляция, антисемитизм и алия в Израиль.
Тем не менее, наличие центров диаспоры является важным фактором политического, экономического и культурного взаимодействия Израиля со окружающим миром…

АЛИЯ́ (עֲלִיָּה , `восхождение`):

  1. репатриация, переселение евреев в Израиль на постоянное жительство;
  2. группы евреев, прибывшие в Эрец-Исраэль из какой-либо страны или в определенный промежуток времени (например, германская алия, пятая алия).

Вторая алия (1904–14) состояла в основном из выходцев из России и Восточной Европы, которые вначале были наемными рабочими в мошавот и в городах. Они основали первые рабочие партии и общества взаимопомощи (см. Халуцим), принадлежавшие главным образом к движениям поселения квуцот (см. Киббуцное движение), а также положили начало новому направлению в прессе и литературе на иврите. Эта алия, насчитывавшая более 40 тыс. репатриантов, была прервана Первой мировой войной.

Третья алия (1919–23) состояла из молодых пионеров (халуцим ), принадлежавших главным образом к движениям Х е-Халуц и Х а-Шомер х а-ца‘ир . Вместе с ветеранами второй алии они основали федерацию еврейских трудящихся Х истадрут и Гдуд х а-‘авода , работали на строительстве дорог, создали много киббуцов и первые кооперативные поселения - мошавы . За этот период прибыло более тридцати пяти тысяч человек.

Четвертая алия (1924–28), насчитывавшая около 67 тыс. человек, включала значительное число представителей средних классов; более половины из них были выходцами из Польши . Приблизительно 4/5 прибывших репатриантов поселились в городах. Они строили новые кварталы, создавали мастерские и небольшие фабрики. Эта алия была приостановлена кризисом и безработицей 1926–28 гг.

В период пятой алии (1929–39) в страну переселились более 250 тыс. евреев, из них более четверти - из нацистской Германии . Эта алия в значительной мере изменила характер ишува . Немецкие репатрианты привезли с собой значительные средства, ценные трудовые навыки, хозяйственный опыт и высокую квалификацию в различных областях науки, культуры и искусства.

В 1940–48 гг. в страну прибыли около ста тысяч человек, иногда этот поток называют шестой и седьмой алией .

При английском мандате (1918–48) алия регулировалась администрацией Палестины. Официальным критерием разрешаемого объема алии до 1939 г. была «экономическая емкость страны», относительно показателей которой между английскими властями и еврейскими лидерами постоянно возникали разногласия; кроме того, разрешалась алия капиталовладельцев, квалифицированных ремесленников, студентов и т. д. Однако в период кризиса алия нередко приостанавливалась или резко ограничивалась по политическим мотивам. Белая книга , изданная английским правительством в мае 1939 г., сократила алию до пятнадцати тысяч человек в год и то лишь до 1945 г. Эта мера, а также предшествовавший ей приход нацистов к власти в Германии и последовавшие Вторая мировая война и Катастрофа вызвали усиление «нелегальной» иммиграции , которую евреи называли Алия бет или Х а‘пала («дерзновение»).

В 1934–48 гг. в страну нелегально въехало около 115 тыс. человек. 51,5 тыс. человек были интернированы властями на Кипре и допущены в Израиль только после провозглашения независимости. Государство Израиль немедленно отменило все ограничения алии и приняло Закон о возвращении (1950), который гарантировал каждому еврею право переселиться в страну (если он не представляет опасности для здоровья или безопасности общества) и получить гражданство немедленно по приезде. Массовая алия, последовавшая за созданием государства, приняла характер киббуц галуйот ; некоторые еврейские общины почти полностью переселились в Израиль (например, общины Болгарии , Йемена и Ирака). Средства государства, а также крупные вклады евреев диаспоры , поступившие в Еврейское агентство , были мобилизованы на перевоз, прием и интеграцию репатриантов. За первые 20 лет существования Израиля в страну прибыли свыше 1,25 млн евреев, преимущественно из Восточной и Центральной Европы, Северной Африки и арабских стран Ближнего Востока. Поток репатриантов достиг максимума в 1948–51 гг. (684 тыс. человек), 1955–57 гг. (161 тыс. человек) и 1961–64 гг. (220 тыс. человек). После Шестидневной войны 1967 г. наблюдается увеличение алии из Западной Европы, Северной и Южной Америки, а в 1971–74 гг. большой поток алии из СССР. Из общего числа 261 тыс. репатриантов, прибывших в Израиль в период 1967–74 гг., около 100 тыс. прибыло из Советского Союза.

По данным Министерства абсорбции, из приблизительно 540 тыс. олим , прибывших в Израиль в 1990–94 гг. из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада, 81,2% являются евреями по Галахе , 9,4% - лица смешанного происхождения, у которых отцы - евреи, а матери - нееврейки, 7,3% - супруги евреев, 2,1% - внуки евреев, большей частью прибывшие вместе со своими еврейскими родственниками. Около 50% взрослых олим , репатриировавшихся в 1990–92 гг. из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада, имели высшее или незаконченное высшее образование; среди них было около 12 тыс. врачей и около 45 тыс. инженеров и архитекторов. В 1992–94 гг. число репатриантов, ежегодно прибывавших в Израиль, сократилось по сравнению с 1990–91 гг. более чем вдвое, однако масштабы алии оставались весьма значительными (в 1992 г. - 77 057 человек, в 1993 г. - 76 805, в 1994 г. - 79 156). Значительное большинство олим составили выходцы из Советского Союза и стран, образовавшихся после его распада (в 1992 г. - 84,6%, в 1993 г. - 86,2%, в 1994 г. - 85,7%).

Репатриация в Израиль в 1991–94 гг.
1991 1992 1993 1994
Всего (100%) 176100 77057 76805 79156
Азия (исключая территории бывшего Советского Союза) 622 891 1728 1690
(0,4%) (1,2%) (2,2%) (2,1%)
Африка
в том числе:
20251 4075 1431 1900
(11,5%) (5.3%) (1,9%) (2,4%)
Эфиопия 20014 3648 863 1193
(11,4%) (4,7%) (1,1%) (1,5%)
Юж. Африка 135 267 437 571
(0,1%) (0,4%) (0,6%) (0,7%)
Европа (включая территории бывшего Советского Союза) 152142 68962 70315 72097
(86,4%) (89,6%) (91,6%) (91,1%)
в том числе Советский Союз и страны, образовавшиеся после его распада 147839 65093 66145 67899
(84,0%) (84,6%) (86,2%) (85,7%)
Великобритания 472 459 647 544
(0,3%) (0,6%) (0,8%) (0,7%)
Франция 966 1182 1372 1468
(0,6%) (1,5%) (1,8%) (1,9%)
Албания 296 - - -
(0,2%) - - -
Америка и Океания
в том числе:
3023 3006 3286 3428
(1,7%) (3,9%) (4,3%) (4,3%)
Аргентина 666 356 375 529
(0,4%) (0,5%) (0,5%) (0,7%)
США 1538 1845 2057 2019
(0,9%) (2,4%) (2,7%) (2,6%)

Инструкция

Переехать в Израиль на постоянное место жительства легче всего людям, имеющим еврейские корни. По израильскому Закону о Возвращении приехать в страну и получить там вид на жительство или гражданство имеют евреи, их дети, жены и внуки. Прежде они обязаны исповедовать иудаизм и обратиться в консульство Израиля.

Связанная статья

Источники:

  • как переехать из израиля
  • Как попасть на лечение в Израиль? Где получить визу?

Израиль – страна, куда очень просто переехать каждому, кто имеет еврейские корни или родственников этой национальности, и куда довольно сложно перебраться любому другому человеку.

Вам понадобится

  • - собственное свидетельство о рождении,
  • - свидетельства о рождении всех родственников по материнской линии, имеющих еврейские корни,
  • - семейные связи в Израиле,
  • - основание пребывать в Израиле легально, пока не будет решен вопрос о гражданстве,
  • - знание языка иврит.

Инструкция

С момента начала существования государства Израиль в нем действует Закон о возвращении, согласно которому, любой еврей может без всяких проблем переселиться в эту страну. Сложность обычно вызывает лишь один момент: кого можно считать евреем? Согласно традициям и официальной политике, передается по материнской линии. На практике нередко бывает достаточно, чтобы или бабушка по материнской линии были евреями. Также евреем при определенных условиях считается любой человек, который принял иудаизм.

Чтобы переехать по закону о репатриации, нужно подготовить пакет документов: свое свидетельство о рождении, свидетельства родителей, дедушек и бабушек (доказательства того, что человек является евреем по национальности). Важным моментом является отсутствие судимости. Официально требованием является обоснование мотивов переезда, так как проводится собеседование. На практике бывает достаточно сказать, что вы хотите просто жить в развитой стране, честно платить налоги и так далее. Для репатриации не обязательно отказываться от имеющегося гражданства. Заявка на репатриацию в Израиль подается еще в России.

Бизнес- , когда право на проживание человек получает благодаря инвестициям в экономику страны, в Израиле не предусмотрена. Бывают крайне редкие исключения, когда человек предлагает что-то, выгодное непосредственно Израилю. Этот вопрос рассматривается индивидуально, шанс довольно мал. В этом случае гражданство считается пожалованным.

Брак является одним из самых простых способов получить гражданство Израиля, если человек не еврей по национальности. Брак нужно заключить за границей, так как в Израиле браки между евреями и не евреями не регистрируются. Затем следует въехать в Израиль по туристической визе, собрать пакет документов, полный список можно уточнить в МВД страны (и лучше сделать это заранее). После этого заявителю выдадут туристическую визу на полгода, по ней уже можно работать. Затем оформляется временное удостоверение личности, которое дает статус резидента. Процедура получения гражданства после этого будет длиться 5 лет, в течение которых нужно постоянно ходить по разным инстанциям и подтверждать, что брак не фиктивный.

Репатриацией называется возвращение в родную страну человека, который был вынужден переехать в другое государство и потерял первоначальное гражданство. Как известно, евреи часто становились жертвами различных притеснений, поэтому на данный момент вне Израиля проживает порядка 7,5 миллионов евреев – на 1,5 миллиона больше, чем в родной стране. К счастью, каждый человек, некогда разлучённый со своим народом, может вернуться на родину. Поэтому давайте разберёмся, как происходит репатриация в Израиль в 2019 году.

Кто может стать репатриантом

Закон о возвращении евреев в Израиль, принятый ещё в 1950 году, подразумевает, что переехать в это государство могут дети и внуки евреев. Естественно, свою принадлежность к еврейской национальности придется доказать, предоставив справки – например, из ЗАГСа. При этом имеет значение конфессия потенциального мигранта. Конечно, никто не может заставить вас перейти в другую веру, но даже ближайшие родственники евреев, не исповедующие иудаизм, рискуют не попасть под программу для репатриантов.

Также существует ещё одна группа тех, кто имеет право на репатриацию в Израиль. Это люди, принявшие иудаизм по Галахе, то есть своду законов, зафиксированных в Торе. Данное правило вызывает критику, так как ограничивает в правах представителей других конфессий, а ведь в Израиле установлено равенство прав для всех граждан.

Так или иначе, но других путей стать репатриантом нет. Даже если полноправный житель страны возьмёт себе в жёны иностранку (или жительница выйдет замуж за приезжего), новому члену семьи гражданство не дадут. Придётся оформлять ВНЖ, ходатайствовать о ПМЖ…

Терминология

Любопытно узнать, как называется переселение евреев в Израиль из РФ в частности и из других стран вообще: алия. Да, именно отсюда пошло название Министерства алии и абсорбции.

Согласно языковой традиции, людей, массово переезжающих в Израиль из одного государства, выделяют как некую общность, то есть принято говорить о русской, украинской и белорусской алии.

Дословно термин означает «восхождение, подъём, возвышение». Так что у этого слова есть не только фактическое, но и метафорическое значение, ведь Израиль – Земля Обетованная.

Основные программы репатриации в Израиль

Существуют различные программы для репатриантов в Израиль в 2019 году. Если вы собираетесь вернуться на историческую родину, есть смысл поинтересоваться деятельностью таких известных организаций, как МАСА либо НААЛЕ . Представители данных компаний совместно с властями Израиля разработали множество предложений для разных категорий людей, в том числе:

  • студентов;
  • специалистов, желающих повысить квалификацию;
  • одиночек, планирующих создать семью за границей;
  • пенсионеров.

Особенно часто репатриантов интересует программа по возвращению евреев в Израиль «Перспектива». В ней могут принять участие потенциальные мигранты, евреи, исповедующие иудаизм и окончившие вуз в другой стране. Правда, здесь есть довольно жёсткое ограничение по возрасту: 33-42 года.

Также пользуются популярностью программы возвращения медсестёр и медбратьев. Ими пользуются люди в возрасте до 33 лет, проработавшие по специальности как минимум 1,5 года. Человек, успешно прошедший подобную стажировку, становится полноправным жителем страны.

Учёба в Израиле для детей и молодёжи

Присоединившись к той или иной учебной программе, можно сразу начинать грызть гранит науки. Министерство алии и абсорбции делает всё для того, чтобы учёба в Израиле для репатриантов проходила как можно успешнее. Дети приезжих могут ходить в детский сад и школу сразу по приезду в новое государство. Что касается студентов, то им доступно множество подготовительных отделений в вузах, в том числе наиболее рейтинговых. Если приезжий плохо владеет ивритом, есть смысл записаться в ульпан – школу, где каждому мигранту из СНГ помогут освоить язык с нуля (причём для репатриантов 5 месяцев обучения являются бесплатными).

Программы абсорбции: репатриация семей и одиночек

Евреям или людям, исповедующим иудаизм, к тому же собирающимся переехать в Израиль вместе с семьёй, следует узнать больше о программе абсорбции «Дома вместе». В рамках этого предложения приезжие знакомятся с местными жителями и получают право общаться с ними в любое время, ходить в гости, задавать любые вопросы о культуре и инфраструктуре страны. Волонтёры программы помогают решить все бюрократические вопросы.

Выше было сказано о том, что многие вопросы, связанные с переселением, решаются намного легче, если человек причисляет себя к последователям иудаизма. Так что если вы собираетесь взять с собой родных, не обязательно, но желательно, чтобы вся семья исповедовала эту религию.

Кстати, для правоверных открывается ещё одна возможность переехать в Израиль вместе с семьёй – направить заявку в кибуц, то есть сельскохозяйственную коммуну. Вопросами подселения занимается, в частности, программа «Первый дом на Родине».

Программы трудоустройства и профподготовки

Выше уже упоминалось о программе для медиков, получивших образование. Однако и другие специалисты-евреи могут приехать в Израиль, чтобы продолжить обучение и открыть своё дело. В первую очередь это касается представителей профессий, особенно востребованных в Израиле:

  • web-дизайнеров;
  • специалистов по IT;
  • инженеров;
  • банковских служащих;
  • юристов.

Но даже репатриация в Израиль для филологов подразумевает множество льгот. Специалисты освобождаются от налогов на пенсионные накопления, на деятельность компаний, зарегистрированных за рубежом. Студенты, аспиранты и будущие доктора наук могут претендовать на получение стипендий и грантов на научную деятельность.

Репатриация в Израиль: основные этапы

Итак, мы разобрались, что такое репатриация в Израиль, однако осуществить её не так просто, как кажется. Следует сразу заметить: бюрократических моментов в этом деле великое множество. Если вы опасаетесь, что не справитесь с каким-то этапом самостоятельно, лучше заручиться помощью специалистов из МАСА и НААЛЕ. Хотя можно обойтись и своими силами. Далее мы разберём каждый этап, который должен пройти будущий гражданин Израиля.

Готовим документы для репатриации в Израиль

Подготовить документы на репатриацию в Израиль должен каждый еврей, желающий переехать на историческую родину. Пусть вас не смущает, что перечень необходимых бумаг довольно внушительный. На этом этапе ни в коем случае нельзя лениться, упуская из виду «необязательные» справки, например, о состоянии здоровья. Тем более не следует представлять подложные документы – это грозит запретом на въезд сроком до 10 лет.

Итак, список документов для репатриации в Израиль, опубликованный на официальном сайте посольства страны, таков:

  • действительный заграничный паспорт;
  • фотокарточка 30х40 мм;
  • свидетельство о рождении (необходимо даже для взрослых людей, а также для ближайших родственников репатриантов);
  • при наличии – выписки из ЗАГСа о браке/разводе/смерти супруга; письмо из еврейской организации, осуществляющей поддержку репатрианта; согласие второго родителя на выезд ребёнка.

Также нужно представить медицинские справки и все бумаги, подтверждающие, что человек в стране исхода получил образование, трудовой стаж, отслужил в армии и т.п. Это такие же необходимые документы для репатриации в Израиль, как паспорт и виза.

Не забывайте также о водительских правах, даже если не собираетесь водить транспортное средство за рубежом. Кто знает, какие обстоятельства возникнут в жизни? А сдать экзамены в автошколе за рубежом – значит потратить больше сил, времени и денег.

Отдельный момент, требующий ответственного отношения, – это поиск жилья. Ещё на этапе подготовки документов нужно определиться, будете ли вы первое время обитать у родственников, на съёмной квартире, в кибуце (общине) или общежитии организации “Сохнут”. Любое намерение нужно документально подтвердить.

Проходим проверку в консульстве

Собрали документы и заполнили анкету? Узнайте, когда открыто консульство в вашей стране, и записывайтесь на приём по телефону. Ожидание в очереди обычно не превышает 40-50 минут. При успешном прохождении собеседования будущего переселенца ждёт виза репатрианта в Израиль.

Обращаемся за консультацией в агентство “Сохнут”

Часто, но не всегда, в офисе министерства в аэропорту можно получить документы на пользование льготами, уведомление о прикреплении к больничной кассе и т.п. Причем если вы еще не открыли банковский счёт и не выбрали медицинский центр, ничего страшного – на это у вас будет несколько рабочих дней. А пока садитесь в такси, которое бесплатно довезёт вас до будущего места жительства.

Этапы репатриации по прибытии в Израиль

Приехав в Израиль, можно уже не так сильно беспокоиться о формальных процедурах. Сбор документов и выбор программы репатриации позади, так что пора вести нормальную размеренную жизнь. И всё же большинству приезжих требуется (если они этого ещё не сделали):

  • открыть счёт в банке;
  • пройти обследование у лечащего врача;
  • ещё раз посетить Министерство алии и абсорбции;
  • записать детей в детский сад или школу;
  • поступить в вуз, устроиться на работу или открыть бизнес;
  • попрактиковаться в знании иврита и английского языка.

Выше было сказано, что на любом этапе вам могут помочь сотрудники “Сохнут”. Теперь хорошие отношения придётся выстраивать с сотрудниками Министерства абсорбции. И помните, что никому нельзя доверять на 100%, особенно в жизненно важных вопросах вроде поиска жилья. Иногда возникают накладки, и приезжие, подавшие заявки на поселение в общежитие “Сохнут”, обнаруживают, что свободных мест не оказалось.

К подобным ситуациям стоит относиться как к проявлениям человеческого фактора. Представители властей Израиля не пытаются вас обмануть, просто они имеют право на ошибку, как и все люди. Поэтому на всякий случай имейте достаточное количество денег и на карте, и наличными.

Открываем банковский счёт

Чтобы полноправно распоряжаться уже имеющимися деньгами и теми, которые вам будет выплачивать государство, по приезде нужно как можно скорее открыть банковский счёт. При наличии документов, подтверждающих права репатрианта, это не вызовет трудностей – нужно просто прийти в отделение любого выбранного банка и буквально за 20-30 минут пройти несложную процедуру регистрации. Номер счёта затем нужно будет сообщить в Министерство алии и абсорбции.

В большинстве крупных банков Израиля есть русскоговорящие сотрудники, что удобно для бывших граждан РФ, Украины и Белоруссии. В качестве первого банка большинство приезжих выбирает “Аполаим”.

Его преимущество заключается в том, что репатриант в течение 12 месяцев может совершать все операции бесплатно. Но есть и другие удобные варианты, перечисленные в нашей статье о банках в Израиле.

Посещаем Министерство алии и абсорбции

Всего в ульпане за год формируется порядка 6-7 подготовительных групп. Но чтобы обучение проходило быстрее и интереснее, следует начать его ещё на родине. В сети можно найти множество фирм, организующих онлайн-курсы. Занимаясь по Skype, вы сможете познакомиться с носителями языка и студентами из разных стран.

Репатриация в Израиль для несовершеннолетних

Дети и подростки, переезжающие в Израиль вместе с родителями-евреями, имеют право ходить в детский сад и школу. Но если официальные представители не уверены в том, что их дети смогут быстро адаптироваться к новой среде, можно подать от их лица заявку на участие в специальных программах НААЛЕ. У подростков в возрасте от 13 до 16 лет есть возможность поступить на трёх- или четырёхгодичные курсы репатриантов и подготовиться к получению аттестата зрелости.

Трудоустройство в Израиле

Допустим, вы наконец переехали в Израиль по программе репатриации. Но куда устроиться на работу с аттестатом или дипломом, полученным в другой стране? И как поступить, если вы прошли профподготовку уже в Израиле? Предусмотрены ли льготы репатриантам или, напротив, штрафы для людей, не сумевших вовремя получить должность?

Использование в Израиле собственных сбережений

Если вы устроились на работу в Израиле и получаете зарплату в местной валюте, никаких проблем с использованием денег у вас, естественно, не возникнет. А вот если у вас есть значимые суммы (например, от продажи жилплощади или автотехники на родине), их ещё нужно будет привезти в Израиль.

На данный момент существует три основных способа перевода денег из РФ, Украины и стран СНГ в шекели, причём все они подразумевают некоторые потери (иногда до 3,5%) из-за разницы в курсах валют:

  • приобрести международную валюту наличными (например, в долларах) в стране исхода и ввезти в Израиль в ручной клади;
  • завести счёт в Израиле и, находясь в этой стране, попросить доверенное лицо на родине перевести деньги с «родного» банковского счёта;
  • ещё до переезда положить все деньги на карту и пользоваться ею при оплате покупок – подробнее об этом читайте ниже.

Как сэкономить, снимая деньги с российской карты

Что касается сбережений на карте, их можно обналичить или потратить в израильском магазине без особых проблем. Конечно, карта для этого должна быть международной (MasterCard, Visa). Единственный момент – выгодность курса, по которому рубли или доллары будут переводиться в шекели.

Вопрос о том, сколько денег вы потеряете при обмене валюты, решается исключительно банком, где была оформлена карта. Так что информацию о курсе валют следует искать на официальных сайтах «родных» банков. К слову, бывшие жители РФ в основном пользуются картами ВТБ и Сбербанка России. Кстати, если ваша карта привязана к кэшбэк-сервису, можно будет вернуть порядка 1-5% трат. Причём иногда банк возмещает траты не деньгами, а бонусами (например, милями на авиаперелёты).

Программа переселения в Израиль из государств СНГ

С чего начать репатриацию в Израиль гражданам из стран СНГ? Всё с той же подготовки документов и обращения в специализированные организации. Множество граждан СНГ переехало в Израиль по политическим мотивам после 1989 года. С приходом к власти Горбачёва, людям, не сумевшим найти работу в России, где и сейчас слишком много мигрантов, стало легче уехать из СССР. Поэтому есть смысл спросить совета по переселению у старшего поколения.

Репатриантам из СНГ может помочь такая религиозная организация, как «Слово Жизни». А в поиске жилья будут полезны путеводители по регионам, где в конце ХХ века строили больше всего домов именно для приезжих из СНГ, а не из России и Украины. Это такие города, как:

  • Ашдод (здесь проживает около 200 000 мигрантов);
  • Кармиэла;
  • Нацрат-Илит;
  • Йокнеама;
  • Беэр-Шева;
  • Офакима.

Программа переселения в Израиль из РФ

В целом то, как проходит репатриация в Израиль из России и прочих государств СНГ, описано в общих чертах в предыдущих разделах. Но стоит заметить, что тем, кто родился или вырос в РФ, адаптироваться в Израиле несколько легче, чем представителям других стран СНГ. В этой стране много русскоговорящих людей (в среднем каждый четвёртый владеет этим языком), и объясняется данный феномен тем, что с начала ХХ века наблюдалось несколько волн массового переселения из России. А земляки, как известно, охотно помогают друг другу за рубежом.

Русская алия в Израиль подразумевает возможность обращения во множество специализированных организаций. Это и Центр трудоустройства, где можно встать на биржу, и Управление по делам студентов – там абитуриентам и первокурсникам могут предоставить репетиторов из числа учащихся старших курсов. Кстати, приезжий из РФ (как, впрочем, и из любой страны СНГ) сам может затем стать таким помощником и получать стипендию от руководства вуза.

Программа переселения в Израиль из Украины

Репатриация в Израиль из Украины в 2019 году проходит не сложнее, чем переезд граждан из России. Да, могут возникнуть дополнительные сложности с языком, но в целом ничего сложного. Главное – быть честным и доброжелательным человеком.

Чтобы ускорить процесс переезда, можно обратиться в компанию GLOBAL. Благодаря её сотрудникам у потенциальных мигрантов может быстрее появиться денежная помощь репатриантам из Украины в Израиле. К тому же в рамках выбора подготовительной программы можно познакомиться с соотечественниками, которые тоже собрались переезжать.

Согласно статистике, в 2015 году алия из Украины выросла на 11% и стала самой многочисленной после Франции.

На историческую родину вернулось более 7 000 украинских евреев-иудеев.

Такие цифры обусловлены тем, что в связи с политически напряжённой обстановкой многих стала интересовать репатриация в Израиль из зоны АТО. Ни для кого не секрет, что Донецкая и Луганская области переживают тяжелейшие времена. Поэтому евреи, сумевшие доказать свою национальность, переехали в Израиль по программам “Сохнут”, а те, у кого оформление документов затянулось, оформили статус беженца.

Программа переселения в Израиль из Беларуси

Репатриация в Израиль из Беларуси проходит легче, чем у жителей многих других стран, так как отпадает необходимость получать туристическую визу, чтобы поближе познакомиться со страной до переезда. Подтверждение этому можно найти на сайте Посольства Израиля в Белоруссии. Можно спокойно прилететь незадолго до переезда, посмотреть страну, а подготовкой документов заняться потом. Однако это не значит, что можно пренебречь оформлением визы репатрианта.

За советами и поддержкой белорусам рекомендуется обращаться в МАШАВ. Это не пустые слова – данный призыв, как и полезные ссылки и контакты, содержится на официальной странице Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Выше мы уже разбирались с тем, какие документы нужны репатриантам в Израиль: у жителей Белоруссии и Украины, России и большинства стран СНГ список примерно одинаковый. Ещё раз напоминаем: планировать переезд нужно серьёзно, пользуясь помощью нотариусов, юристов и адвокатов. Можно, конечно, не прибегать к программам “Сохнут”, въехать в Израиль по туристической визе и заняться оформлением документов на исторической родине самим, но это очень рискованный путь, и мы не советуем так поступать.

Где следует жить репатриантам: лучшие города

Тех, кто ещё не определился с будущим местом жительства, обычно интересует вопрос, куда селят репатриантов в Израиле. Потенциальные мигранты не всегда понимают, что в стране не предусмотрены отдельные населённые пункты только для приезжих. Каждый человек может выбирать, где жить, самостоятельно и абсолютно свободно.

Чаще всего репатрианты оседают там, где им предоставили возможность учиться или работать согласно программам “Сохнут”. Ещё часть остаётся в домах своих родственников. Конечно, это устраивает далеко не всех, поэтому люди задумываются над тем, как выбрать город в Израиле на ПМЖ.

Если вы находитесь в свободном плавании, разузнайте, в каких городах выше всего шанс найти работу, устроить ребёнка в детский сад или школу. Не забывайте и о тех, с кем будете переезжать: возможно, вашим родным потребуются специализированные медицинские или спортивные учреждения.

Так или иначе, по всем показателям лучшие города Израиля для репатриации из любой страны исхода:

  • Иерусалим;
  • Беэр-Шева;
  • Тель-Авив;
  • Хайфа;
  • Яффо;
  • Тверия;
  • Эйлат.

Как живут русские в Израиле

Итак, мы разобрались с тем, как вернуться в Израиль еврею, родившемуся и выросшему или просто проведшему много времени за рубежом. Но стоит ли вообще переезжать в это государство россиянам и гражданам других постсоветских государств? Как местные жители относятся к мигрантам вообще и приезжим из России и СНГ в частности?

Благодаря высокому уровню социального развития Израиля, благоприятным условиям проживания и трудоустройства, переезд туда приобрел большую популярность. Россиянам для нахождения в стране до трех месяцев виза не нужна.

Если же они решаются на переезд, то получают финансовую поддержку в рамках программ для переселенцев (только лица еврейской национальности).

Особенности

Миграционная политика Израиля направлена на возвращение еврейских граждан и лиц, имеющих еврейские корни, но проживающих за границей. Согласно официальной политике государства, национальность определяется по материнской линии. Но даже если евреями являются дедушка или бабушка, на практике этого бывает достаточно.

При определенных обстоятельствах евреями считаются лица, принявшие иудаизм.

Не обязательно при репатриации отказываться от имеющегося гражданства, в отличие от натурализации.

После прилета лицо, имеющее еврейскую национальность, встречают и в специальном помещении выдают внутренний паспорт, подъемные деньги, sim-карту и карту записи в больничную кассу.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Иммигрант получает право на трудоустройство, пенсию и медицинское обслуживание. В течение полугода будет выплачиваться определенная денежная сумма, предоставляются таможенные льготы, скидки на покупку жилья и машины.

Первые три месяца еврей-иностранец не может участвовать в выборах, а загранпаспорт ему выдадут только через год проживания в Израиле.

Для людей другой национальности установлены иные условия. Гражданство они получат только через три-четыре года проживания на законных основаниях при имеющемся материальном доходе и знании иврита.

Способы

Для тех, кто не является евреями, существует несколько путей получения вида на жительство:

Заключение брака с лицом, являющимся гражданином Израиля Брак является одним из самых популярных способов переезда. Для иммиграции подается ходатайство в МВД для получения визы категории B1. Она действует год и дает право на работу.

Затем специальным бюро брак проверяется на фиктивность. Только после этого выдается A5 (вид на жительство), а еще через четыре года ПМЖ (в случае неофициального брака через семь лет).

Переселение пожилых родителей к своим детям Родители, у которых дети проживают в Израиле на законных основаниях и имеют доказательство финансовой обеспеченности, могут переехать к ним.

Но существует ограничение по возрасту:

  • мужчинам должно быть более 67 лет,
  • женщинам более 65.

Сначала пожилым людям необходимо получить визу B1, затем A5, через четыре года можно обращаться за ПМЖ.

Трудоустройство Шансы получить работу вырастут многократно, если выучить иврит. Конечно, у всех нанимателей в приоритете находятся местное население.

Но если все же удалось заключить договор с организацией, нужно получить разрешение в Министерстве промышленности, торговли и труда. Потом оформить визу B1, а через несколько лет ПМЖ.

Обучение Это не дает права на получение гражданства, но облегчает его. Дипломы страны ценятся в Европе и США. После окончания учебы возможны стажировка и трудоустройство в престижных местных и международных компаниях.
Переезд представителей религиозных конфессий Израиль является очень религиозным государством, и при наличии приглашения волонтеру или представителю религиозных конфессий без особых препятствий оформят визу B3.

Она действует в течение шести месяцев, но возможно и ее продление.

Статус беженца Очень много желающих получить его, но удается это осуществить единицам. Не дает никаких социальных льгот: ни трудоустройства, ни медпомощи.

На территории государства разрешается находиться временно, и при первой возможности беженца отправят обратно на родину.

Бизнес-иммиграция Тоже большая редкость. Разрешена только в тех случаях, когда бизнес представляет интерес для государства.

После четырех лет проживания на законных основаниях мигрант может подать прошение на получение ПМЖ. Для получения гражданства, которое дает право на оформление национального паспорта, участие в выборах и трудоустройство в государственных органах, можно пройти процесс натурализации.

Лицам, имеющим еврейские корни, быстро получить израильское гражданство поможет программа репатриации. Также статус может быть присвоен детям и супругам претендентов и членам их семей.

Этапы иммиграции в Израиль из России

Для получения еврейского гражданства или ВНЖ необходимо обращаться в Министерство иностранных дел, а в некоторых случаях в консульство. Для начала нужно определиться со способом иммиграции и мотивами для переезда.

Следующие этапы:

  1. Подача документов. Она осуществляется по предварительной записи. Время ожидания может затянуться до двух месяцев.
  2. Заполнение анкеты. Является важным пунктом. Особый момент - вероисповедание, так как любая другая вера, кроме иудаизма, может стать причиной для отказа.
  3. Собеседование с консулом. На нем обязаны присутствовать все члены семьи, включая детей старше трех лет. Претендент должен честно рассказать о мотивах переезда.
  4. Проверка переданных документов органами МВД.
  5. Получение визы на срок до одного года, с последующим продлением на такой же период.

Если же иммигрант решит незаконно остаться в стране после окончания безвизового посещения, его депортируют и запретят въезд на 10 лет.

Через четыре года пребывания с видом на жительство можно приступать к оформлению ПМЖ (постоянного места жительства).

Его обладатель имеет все права, которыми пользуются граждане Израиля, кроме следующих:

  • получить местный паспорт;
  • занимать должности в государственных органах;
  • принимать участие в выборах.

Подать прошение на гражданство можно будет через семь лет легального проживания на израильской территории. Но не все иностранцы решаются на это, так как не хотят терять первоначальное подданство.

Еврейское происхождение дает практически стопроцентную гарантию получения статуса резидента.

Необходимые документы

Самый беспроигрышный вариант для переезда в Израиль - это переезд на постоянное место жительства благодаря еврейским корням. «Право крови» распространяется на семью до третьего поколения.

Но для этого нужно документальное подтверждение.

  • загранпаспорт;
  • свидетельство о рождении всех членов семьи по материнской линии;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • две цветные фотографии;
  • заполненная анкета;
  • бумаги об образовании: диплом, аттестат, сертификат;
  • трудовая книжка;
  • медицинская справка о состоянии здоровья;
  • страховой полис;
  • военный билет;
  • справка об отсутствии судимости;
  • документы, подтверждающие наличие и место жительства родственников в Израиле;
  • свидетельство о смерти усопшего родственника-еврея.

Не всегда требуется приглашения от родственников. Но если есть старые семейные фотографии, архивные документы, письма, то это окажется полезным при рассмотрении заявления в консульстве и ускорит принятие положительного решения.

Все бумаги должны быть заверены у нотариуса и переведены на иврит и английский.

Плюсы и минусы

Переезд в Израиль для россиян имеет как положительные, так и отрицательные стороны:

Плюсы Минусы
Активная борьба с коррупцией, приоритет закона. Террористическая опасность, несмотря на активную работу полиции случаются теракты.
Низкий уровень преступности. Военное положение в стране, периодические столкновения в разных регионах.
Высокий уровень жизни и социальной защиты населения: образование, медпомощь, пенсионное обеспечение. Граничит со странами с нестабильной ситуацией.
Теплый субтропический климат, множество курортных зон, выход к четырем морям. Пустынный ландшафт, зимой сильные ветры с песком.
Наличие большого числа приехавших людей из России. Недостаточное количество пресной воды и отсюда высокая ее стоимость.
Качественная медицина, лучшие в мире врачи, высокая продолжительность жизни. Напряженная экологическая ситуация: развитая промышленность и многочисленное население.
Материальная поддержка иммигрантов. Большое количество иммигрантов.
Израильский паспорт предоставляет право на въезд в 91 страну мира без визы. Высокие цены на недвижимость из-за нехватки земли, дорогое электричество.
Лояльная миграционная политика, толерантность местного населения. Обязательное знание языка.
Развитая инфраструктура. Проблематичное трудоустройство.
Можно не отказываться от российского гражданства, что позволяет посещать родину без ограничений. При входе в заведения с большим скоплением людей проверки и усиленные меры безопасности.

Теперь, зная о всех подводных камнях, каждый может сделать для себя вывод, понравится ли ему жить в этой стране. И, если положительные моменты перевесят, можно отправляться за визой. Конечно, сначала стоит съездить на ознакомительную экскурсию.