Чтобы они не скучали в дороге, подумайте заранее, чем вы их займете. Приготовьте несколько игр. Это могут быть игры-кричалки, игры на знакомство и т.п. Хорошо, если вы умеете играть на гитаре, но даже без гитары можно разучить с детьми две-три простые песни. Расскажите ребятам о лагере, в который они едут, о его законах и традициях, если таковые есть. Если ребята напряжены, неохотно участвуют в играх, не отчаивайтесь. Постарайтесь их расшевелить, развеселить. Если вы сейчас опустите руки, дальше вы уже это не наверстаете. Не надо спрашивать детей: “Вы хотите играть?” Велика вероятность, что в ответ вы услышите: “Нет!” Лучше всего не давать им опомниться. Даже взрослые ребята с удовольствием играют, если умело их “завести”. Вот несколько игр.

Ребята, сейчас мы с вами будем знакомиться. Все очень просто. Сейчас каждый из вас громко-громко крикнет свое имя. По команде дети кричат, вы комментируете, какие имена вы расслышали. “Кричалки” очень раскрепощают детей.

Сейчас вы будете изображать радиоэфир. А я буду регулировать громкость. Можно петь, разговаривать, издавать любые звуки, но если я опускаю руку, радио умолкает.

Также хорошо поиграть с детьми в игры, где они должны повторять за вами слова и движения.

Например, спойте на мотив “Сердце красавицы” следующие слова:

Чайничек с крышечкой, Крышечка с шишечкой, Шишечка с дырочкой, В дырочку пар идет, Пар идет в дырочку, Дырочка в шишечке, Шишечка в крышечке, Крышечка в чайничке.

Для слов “чайничек”, “крышечка”, “шишечка”, “дырочка”, “пар идет” нужно придумать жесты. Песню нужно одновременно петь и показывать руками. Затем уберите слово “чайничек”. Не произносите его, только показывайте. Затем не произносите уже 2 слова, потом 3 и т.д. В конце концов вам придется молча показать песню руками.

Есть аналогичная игра “Летит, летит по небу шар, По небу шар летит, Но знаем мы - до неба шар никак не долетит”, которую многие из вас знают с детства.

Главное - играть вожатый должен темпераментно, заразительно, уверенно, чтобы дети не смотрели друг на друга, не чувствовали себя глупо и получали от игры настоящее удовольствие.

В первые дни у ребят возникает множество вопросов. Можно устроить для них пресс-конференцию с вожатыми. Разделите их на группы по 5-7 человек. Пусть каждая группа придумает себе название газеты или журнала, редакцией которого они будут в этой игре. Дальше редакции по очереди задают любые вопросы, а вожатые отвечают. Можно продолжить игру, предложив редакциям сделать выпуск своей газеты Сочинить можно в дороге, а оформить - в лагере. Не забудьте оставить на это время.

Итак, еще игры в автобусе...

"Встреча лагеря".

Когда автобус будет завершать свой маршрут и до лагеря останется «рукой подать», можно организовать «ликование» по случаю прибытия в лагерь. Организуйте группы и раздайте им роли (одни громко кричат, другие хлопают в ладоши, третьи – свистят и т.д.). Проведите инструктаж и репетицию. Придумайте условные слова, после которых ребята приступают к выражению всеобщего ликования. В последнюю минуту пусть наступит затишье. А как только автобус остановится

"За окном".

Вожатый называет любую букву алфавита. Дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят за окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через 5 секунд он не получает ответ, то право ответа получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.

"Песенная перепевка".

Соревнование между командами ребят, сидящих в одной половине автобуса и во второй. Вожатый называет любую букву алфавита, а команды по очереди исполняют песни, начинающиеся с этой буквы. Если в течение 10 секунд команда не сможет спеть песню, то очко получает противоположная команда. Вариант игры: дается тема, на которую команды по очереди вспоминают песни и их поют (темы: любовь, природа, песни, имена и т. д.).

"С одной буквой".

Предлагается выяснить: кто, с кем, куда, на чем и зачем двигается. Для этого вожатый задает эти вопросы, а ребята с ходу на них отвечают. Все ответы должны начинаться на одну букву, о которой договариваются заранее. Вопросы задаются быстро и неожиданно. Не забывайте комментировать полученные ответы.

"Трехлитровая банка".

Выбирается любая буква. Все игроки по очереди начинают перечислять слова (существительные, в единственном числе, именительном падеже, без уменьшительно ласкательных суффиксов) на выбранную букву, но при этом такие, чтобы их можно было «положить» в трехлитровую банку. Например. Выбрали букву «С». В нее могут «вмещаться» такие слова, как «спички», «солома», «сера»… Но нельзя положить «стол», «стук», «сундук». Также нельзя "положить" нарисованные предметы. Сначала игра кажется легкой, но через некоторое время становится все сложнее и сложнее. Игрок, который не находит больше нужных слов - выбывает. Побеждает тот, кто больше назовет слов.

"Угадалки".

Предложить детям угадать ваше имя, а потом и имя вашего отца, из которого они выведут ваше отчество. А потом они могут попытаться угадать вашу любимую песню (назовите популярную и всем знакомую песню, чтобы у вас был шанс услышать ее исполнение по вашей просьбе), ваше любимое блюдо и т.д.

"Что мы взяли с собой".

Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-то важное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошее настроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будут хором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь желтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно – саркастический.

"Слово в песне"

Ребята в автобусе делятся на несколько "секторов" и им дают задание: Сейчас я вам даю слово, которое должно присутствовать в песне. Итак, слово - (к примеру) - МОРЕ. Датся минута на "обдумывание"...минута закончилась. команда №1 - ребята поют..."Мооооооре, мооооре...мир бездонный..." - ПРИНЯТО.

команда №2 - " А там за морями,где бушуют бураны, жила там девчёнка с именем странным, и часто бывало: она на просторе в мечтах уплывала в синее море...Алые паруса, алые паруса..." - ПРИНЯТО!

команда №3 - Нам нужны моря и океаны, стены и преграды не нужны...(современная песня - знает кто нибудь кроме команды - подходит...) и т.д. выигрывает команда, знающая больше всего песен.

Набор игр

  1. Игра на знакомство. Все участники по команде кричат свое имя. Кто громче.
  2. Спички-скороходы. Каждая команда на скорость должна передать спичечный коробок.
  3. Бумажное знакомство. Каждый участник отматывает кусочек от туалетной бумаги. Потом складывает по определенному стандарту (который задает ведущий). Сколько получилось прямоугольников, столько предложений участник должен сказать о себе.
  4. Футбол. Одна команда кричит гол, другая мимо. Все это происходит по поднятию руки ведущего. Левая –гол, правая – мимо, обе руки – штанга.
  5. Внимательный футбол. Сперва разучивается речевка: На поле зеленом колышется флаг, играют команды: динамо, спартак. Все громко произносят речевку. После этого ведущий показывает рукой на команду, и эта команда должна крикнуть ГОЛ. Левая рука для команды, сидящей слева, правая рука – для сидящей справа. Ведущий может сбивать команды, показывая левой рукой на команду, сидящую справа. После «забитого» гола игра продолжается, но речевка говорится все быстрее и быстрее.
  6. Ухты-Ахты, все мы космонавты. Правила игры см. п. 4
  7. Чайничек с крышечкой. Чайничек с крышечкой, крышечка с шишочкой, шишечка с дырочкой, из дырочки пар идет. По мере прохождения игры, каждое слово по очереди заменяется на другое. Например, ля-ля-ля, или трам-там-там.
  8. Песенная перестрелка. Каждая команда по очереди поет песню на заданную ведущим тему. (времена года, цифры, любовь, животные)
  9. Конкурс на лучшее название отряда. Автобус делится на команды, каждой команде дается задание: придумать название и девиз своей команды. Время ограничено
  10. Веселый оркестр. Автобус делится на несколько команд, которые уже придумали себе название. Ведущий раздает движения и звуки, которые команда по сигналу ведущего должна выполнить. В конце ведущий называет все команды.

За окном

Вожатый называет любую букву алфавита, дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через 5 секунд он не получает ответ, то очко получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.

Что я видел

Эта игра на внимание. В ней ребята должны сосчитать количество нелогических суждений в стихотворении, которое прочтёт вожатый:

Я видел озеро в огне, Собаку в брюках на коне, На доме шляпу вместо крыши, Котов, которых ловят мыши. Я видел утку и лису, Что плугом пашут луг в лесу, Как медвежонок туфли мерил, И как дурак всему поверил.

(С.Я. Маршак)

Из-за леса, из-за гор Ехал дедушка Егор. Он на пегой на телеге, На дубовой лошади, Подпоясан он дубиной, Приопёршись на кушак, Сапоги на растормашку, На босу ногу пиджак.

Ехала деревня мимо мужика, А из-под собаки лают ворота, Кнут схватила лошадь, Хлещет мужика, Чёрная корова Ведёт девку за рога.

(К.С. Станиславский)

Слова на букву

Вы с отрядом отправляетесь в поездку. Ваш путь лежит в лагерь или на экскурсию, вы едете в автобусе или на электропоезде. Чтобы поездка стала незабываемой, можно подобрать несколько дорожных затей. Конечно, если это не первый день жизни ребят в лагере, то в дороге они сами могут предлагать и организовывать полюбившиеся им игры или дружно распевать любимые песни. Но вот когда ребята только едут в лагерь, когда они заскучали, вот тут за дело берется вожатый. За окном. Вожатый называет любую букву алфавита, дети по очереди перечисляют предметы на эту букву, которые они видят окном. Соревнуются два ряда. Вожатый поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать. Если через 5 секунд он не получает ответ, то очко получает ряд, последним назвавший слово. Можно провести несколько туров игры.

Музыкальный пинг-понг.

Салон автобуса разбивается на две команды. «Объявляется конкурс на лучший музыкальную команду. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях». Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения. Это могут быть песни о городах, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….» Более сложным вариантом этой игры будет игра «Вопрос-ответ», где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ - из другой. «Что стоишь, качаясь?..» «…Качает, качает волна морская». Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.

Песенная перестрелка

Группа делится на 2 команды по принципу: "вон те чуваки в начале" и "вот эти в конце автобуса". Определив состав команд, начинаете стреляться. Первая группа задает вопрос, фразу из песни, а вторая отвечает, тоже фразой, но из другой песни. Потом вопрос задают отвечавшие.

Например: 1) Куда уходит детство?" 2) Маленькая страна... Маленькая страна... 2) Кому? зачем? 1) дай мне пять минут. Я узнаю...

И так до бесконечности. В конце побеждает дружба, правда голосовые связки проиграют. :)

Что мы взяли с собой

Можно выяснить, не забыли ли мы взять с собой в лагерь что-товажное. Для этого вы задаете подобные вопросы: «Полотенце взяли?», «Хорошеенастроение взяли?», «Глаза взяли?», «Жареного бегемота взяли?», а ребята будутхором на них отвечать. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерьжелтую подводную лодку или запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образомудалось упаковать их в чемодан, где это продается, можно ли посмотреть,померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе.Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно –саркастический.

Передай фрукт

Разделите два ряда на две команды. Пустите поодному ряду апельсин, а по второму яблоко, какая команда быстрее вернёт фрукт,та и получает одно очко.

Дальше можно пустить более крупный предмет, можно пустить из одного ряда вдругой, через последнее сидение, только защитать очко тем кто первый передастчужой предмет. Интересно передавать маленькую спичку или горошинку, илипередавать только левой рукой.

Так же можно передовать от одного человека, ко второму, по такому принципу:первый передаёт соседу, тот во второй ряд, далее во втором ряду ребёнокпередаёт соседу и так далее. Ещё вариант, вожатый идёт по салону от начала до конца, смысл в том что предметдолжен быть уже в конце, когда вожатый туда придёт. Вы можете идти медленно илинаоборот бежать и за счёт этого ставить свои условия.

Погружение

Ведущий загадывает предмет, животное, явление иличеловека. Остальные должны отгадать, что он загадал. Они задают вопросы, онотвечает "да", "нет" от имени того, что он загадал. Еслизагаданное этого знать не может, он отвечает "не знаю". Например:"Ты живое?" - "Нет" "Ты предмет?" -"Да" "В автобусе ты есть?" - "Да" "Тыбольшое?" - "Да" "На тебе можно сидеть?" -"Да" "Ты кресло?" - "Да" И т.д.

Собираемся в путешествие

«Давайте представим, что нам предстоит далёкое ипродолжительное путешествие. Что взять с собой? Вопрос, который встаёт передкаждым путешественником. Назовите, не перебивая друг друга, необходимые впутешествии вещи» Побеждает тот, кто назовёт последним одну из самыхнеобходимых вещей в путешествии. Замечания: Надо заметить, что эта игра можетзатянуться на неопределённо долгое время. И всё из-за того, что ребята «брали впутешествие» вовсе не самые необходимые вещи: электроплиты, любимых собак,велосипеды, телевизоры, даже бабушек и т.д.

Ухо – нос

А теперь давайте возьмемся правой рукой за нос, а левой за правое ухо,попробуйте быстро хлопнуть в ладоши, а затем взяться левой рукой за нос, аправой за левое ухо. Попробуйте проделать это несколько раз подряд.

Эстафеты

Эстафета в автобусе - такое действительно бывает. Можно на скорость по рядампередавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку скарандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по егоряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв ивремя. Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство. Для этого ребятадолжны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляетстатистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.

Поиграйте в "Я" по кругу говорите Я - Я -Я и так до конца, задача незасмеяться, что на самом деле очень тяжело, тому кто засмеялся к я добавляетсяеще какое-нибудь слово, например, Я - Я - Я сосиска -Я - Я и так далее, и такдалее по одному слову после каждого смешка. в конце может получиться оченьсмешно например я сосиска с сыром не доваренная.

Замысловатое название блока нисколько не раскрывает тематики игр.. Едите с детьми в автобусе? Делать нечего, дети тухлят, ноються, хотят к маме? Так займите их, черт побери. Тогда и дорога будет быстрее и дети начнут к вам привыкать.

    За окном

Делится автобус на две команды. Обычно это левый ряд автобуса и правый. После чего называется Буква, дети должны называть все что видят, на эту букву за окном. Слова повторять нельзя

    Песенка-перепевка

Автобус делится на две или большее количество команд. Одна из команд задает вопрос из песни (например: Из чего же, из чего же, сделаны наши девчонки»). Задача других команд, ответит на этот вопрос также словами из песни (Например ответом на предыдущий вопрос может быть: «Огурцы, салат и лук, все на булочке с кунжутом…). После этого уже следующая команда задает вопрос.

    Что мы взяли с собой

Ведущий перечисляет много разных предметов, что они взяли с собой в лагерь, и если дети взяли их в лагерь они кричат да.Чем веселее – тем лучше. Главное не переборщите со своим чудесным чувством юмора.

    Эстафета

Автобус делится на две команды, их задача передавать предмет из одного конца автобуса в другой, таким образом, чтобы к нему смогли прикоснуться все люди, сидевшие в ряду. И так кто быстрее.

    Контакт

Водящий загадывает какое-нибудь слово и называет его первую букву. Загадывать можно только существительные единственного числа, именительного падежа, не являющиеся именами собственными. Затем играющие делают предположения насчет того, что это может быть и соответствующим вопросом намекают на это всем, в том числе и водящему. Если водящий по вопросу догадывается, что имеется в виду, он отвечает правильно ли угадано слово, и, если нет, один из играющих делает следующее предположение и следующий намек. Если же водящий догадаться не может, а догадывается еще несколько играющих, то каждый из догадавшихся говорит: «Контакт!!!», и они все вместе с предположившим громко считают до десяти, давая водящему время додуматься, затем хором называют слово. Если они все называют одно и то же слово, до которого водящий так и не додумался, водящий называет вторую букву и так далее. Ниже приводится пример игрового разговора:

Водящий: - Я загадал слово на букву Т.

Один из играющих: - Может быть это сельскохозяйственная машина?

Водящий: - Нет, это не трактор.

Другой играющий: - Может быть это маленький дорогой общественный транспорт?

Водящий думает. Первый играющий догадывается, о чем идет речь.

Первый: - Контакт!!!

Оба: - Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять! Такси!!!

Водящий: - Вторая буква А.

Первый: - Может быть, это боевая машина на гусеницах?

Водящий: - Да, это танк.

Первый становится водящим.

    Трехлитровая банка

Выбирается любая буква. Все игроки по очереди начинают перечислять слова (существительные, в единственном числе, именительном падеже, без уменьшительно ласкательных суффиксов) на выбранную букву, но при этом такие, чтобы их можно было «положить» в трехлитровую банку. Например. Выбрали букву «С». В нее могут «вмещаться» такие слова, как «спички», «солома», «сера»… Но нельзя положить «стол», «стук», «сундук». Также нельзя "положить" нарисованные предметы. Сначала игра кажется легкой, но через некоторое время становится все сложнее и сложнее. Игрок, который не находит больше нужных слов - выбывает. Побеждает тот, кто больше назовет слов.

Кратковременность и быстротечность летних лагерных смен требует быстрого включения ребенка в деятельность временного детского коллектива. Времени /для «раскачки» практически нет, поэтому вовлечение детей в игровую деятельность нужно начинать с первых минут знакомства с ними. На наш взгляд, такая возможность предоставляется уже во время передвижения детей к месту отдыха — в лагерь.

Как правило, дети едут на автобусах, и в зависимости от удаленности лагеря от города время в пути может составлять от 30-40 минут до 1,5-2 часов. Чем занять детей, чтобы они отвлеклись от грустных мыслей, навеянных расставанием с родителями, и не созерцали со скукой и безразличием пробегающие за окном автобуса пейзажи?

Лучше всего, если вожатые еще раз представятся своим подопечным. Можно взять на себя роль бортпроводника (бортпроводницы) и в шутливой форме «выдать» необходимую детям информацию. Например:

Уважаемые дамы и господа! Леди и джентльмены! Мы рады приветствовать вас на борту нашего лайнера, выполняющего рейс по маршруту Новосибирск (Брянск, Москва, Краснодар и т. д.) — лагерь «Чкаловец» («Орленок», «Ракета» и т. д.). Вас приветствует дружный экипаж во главе с пилотом нашего лайнера (неплохо было бы узнать предварительно имя и фамилию водителя автобуса) Владимиром Ивановым и бортпроводниками... (называются имена и фамилии вожатых или педагогов).

Позвольте познакомить вас с правилами поведения в салоне лайнера и с тем, как будет проходить наше пу тешествие. Слово предоставляется одной из прекрасных бортпроводниц, замечательной и блистательной... (называется имя и фамилия вашей напарницы). Бурные аплодисменты!

- Дорогие пассажиры! Наш маршрут пролегает по одной из живописных местностей Западной Сибири (Дальнего Востока, Урала, Кавказа, Подмосковья и т. д.).

Во время путешествия можно:

- шутить и смеяться (в рамках приличия);

- играть в веселые игры (но не заигрываться);

- задавать бортпроводникам и друг другу интересующие вас вопросы;

- глазеть в окно и наслаждаться видами (если будет время);

- знакомиться друг с другом.

Во время путешествия категорически запрещается:

- грустить и плакать;

- обижать других пассажиров;

- передвигаться по салону нашего лайнера без крайней на то необходимости;

- выкидывать в окна автобуса ненужные предметы;

- высовывать в окна лайнера свои и чужие конечности, включая головы (а то завтра высовывать будет нечего);

- показывать пальцами в окно автобуса (это просто неприлично!);

- строить рожицы встречному и обгоняющему нас транспорту (во избежание аварийных ситуаций);

- отвлекать командира экипажа от своей работы.

На борту нашего лайнера имеется 40 мест для пассажиров, два места для пассажиров с детьми (то есть вожатых), восемь окон для любования природой и красотами нашего края, один основной и один запасный выход, два (три) бортпроводника.

Во время нашего путешествия вам будет предложен краткий рассказ о нашем крае и о нашем лагере, игры и шутки от нашего экипажа и, наконец, прохладительные напитки.

Обязательно задайте детям несколько вопросов:

Нет ли среди вас тех, кого может укачать в нашем путешествии? Не нужна ли вам наша помощь? Не постесняетесь ли вы попросить помощи, когда она вам потребуется?

В любом случае с детьми необходимо поиграть. Перед вами салон автобуса, поделенный на две половины. Таким образом, как минимум две команды уже готовы к игре. Остается только предложить им сыграть. В какие игры? Читайте этот раздел!

А закончить поездку можно так:

Внимание, внимание! Наш лайнер прибывает к конечному пункту нашего путешествия — к лагерю... (1-2 минуты идет рассказ о лагере).

Уважаемые пассажиры! Просим вас оставаться на местах до полной остановки лайнера. Из автобуса первыми выходят мальчики и помогают выйти девочкам (кстати, входят в автобус первыми девочки!). Спасибо, что выбрали для путешествия нашу дружную компанию. Не забывайте в салоне свои вещи. После выхода из лайнера большая просьба — ожидать у трапа своих бортпроводников. Удачи вам во всем!

Собираемся в путешествие

Ведущий : «Давайте представим, что нам предстоит далекое и продолжительное путешествие. Что взять с собой? Вопрос, который встает перед каждым путешественником. Назовите, не перебивая друг друга, необходимые в путешествии вещи».

Побеждает тот, кто назовет последним одну из самых необходимых вещей в путешествии.

Замечания. Надо заметить, что эта игра может затянуться на неопределенно долгое время. И все из-за того, что ребята «брали в путешествие» вовсе не самые необходимые вещи: электроплиты, любимых собак, велосипеды, телевизоры, даже бабушек и т. д. Не заиграйтесь!

Последний герой

Ведущий: «Герои бывают разные. Есть герои-путешественники, герои-спортсмены, воины-герои. А есть герои интеллектуальных сражений. Давайте представим, что мы находимся на интеллектуальном поединке».

Предлагаются темы:

Цветы. реки

Животные. озера

Деревья. горы

Рыбы. моря и т. п.

Кто последний назовет понятие, соответствующее теме, тот и станет победителем.

Замечания. Очевидно, что претендентов на звание «Последнего героя» бывает много, и выиграть могут сразу несколько человек. Их имена необходимо обязательно назвать, а самих героев поприветствовать бурными аплодисментами. Один человек может стать победителем в нескольких номинациях. Его необходимо наградить каким-нибудь призом, пусть небольшим.

Конечно, в эту игру можно играть не только в автобусе.

Лингвистический практикум

Ведущий: «Вы знаете, что лингвисты — это люди, которые изучают языки различных народов мира. Один из великих языков — русский язык. Хорошо ли вы знаете его?

Кто из вас придумает больше слов со слогом "кол" ("вар", "дар", "рак", "сок" и т. д.)?

Победит и заслужит высокое звание "Почетного лингвиста всех времен и народов" тот, кто назовет больше слов».

Замечания. Ребят-победителей необходимо обязательно отметить. Постарайтесь очень четко зафиксировать количество слов, названных каждым ребенком. Назначьте экспертами ребят из числа детей (имена экспертов тоже должны быть названы).

Графомания

Ведущий: «Мы совершенно уверены, что, раз вы знаете, кто такие лингвисты, то должны знать, и кто такие графоманы. Ну, а если кто-то забыл, мы напоминаем: графоманы — это люди, которые имеют страсть к сочинительству книжек. Мы с вами книжек писать не будем, а вот посочинять попробуем.

Постарайтесь придумать смешное предложение со следующими группами слов:

Палка, селедка, галка, тарелка;

Елка, копалка, сено, кричалка;

Вешалка, речка, учитель, колечко;

Задача, лимонка, удача, болонка.

Помните, ваше предложение должно быть действительно смешным или, по крайне мере, оригинальным».

Замечания. Объяснив детям, что они не должны перебивать друг друга, вы убережете свои нервы и голосовые связки детей.

Школа юных мимов

Ведущий: «Уж если вы знаете, кто такие лингвисты и графоманы, то вы, как образованные люди, должны знать, кто такие мимы. Мимы очень похожи на клоунов. Они мастерски владеют своим телом и все свои чувства, состояния могут передать с помощью жестов, пластики и мимики. Поэтому они и называются "мимы". Это артисты, не прибегающие к помощи речи. А вы не хотите пройти курс обучения в нашей Школе юных мимов?

Вы уже поделены по рядам в автобусе, и это будут две команды мимов. В одной команде учителем-мимом будет мой напарник (вы еще не забыли его имя?), а в другой команде (а мое имя вы можете вспомнить?) — я. Одна команда загадывает слово, выбирает из другой команды водящего, говорит ему это слово. Водящий должен мимикой и жестами передать значение слова так, чтобы другая команда отгадала заданное слово».

Замечания. Загаданное слово должно быть существительным. Эту игру можно несколько усложнить для ребят среднего и старшего возраста. Попросите их к существительному добавить прилагательное. Причем объясните, что это прилагательное может весьма условно сочетаться с существительным. Например: веселый пылесос, разухабистый заяц, надкушенный бублик и т. д. Фантазия детей неистощима!

Морской бой

Ведущий: «Внимание! Мы присутствуем при историческом событии! Через несколько минут в акватории бухты Тихой радости начнется глобальное морское сражение! Сражение будет происходить между эскадрой кораблей капитана Флинта (правый ряд) и флотом Ее Величества королевы Англии (левый ряд).

Команды изображают плывущих ("плыть" можно каким угодно стилем). Я буду поднимать то правую, то левую руку. Это сигнал для правого или левого ряда, что нужно маскироваться от корабля- разведчика — надо выставить руки перед собой. Если руки подняты не вовремя или по ошибке, это засчитывается как поражение кораблю — участник выбывает из игры. Победит команда, в которой останется больше неуничтоженных кораблей».

Замечания . В эту игру можно играть иначе: команды предварительно чертят себе карты (ориентируясь по расположению занятых детьми мест в автобусе) и обозначают на них местоположение кораблей своей эскадры либо флота. Кроме того, у каждой команды должна находиться карта команды-противника. Нужно обязательно договориться, какие корабли (и в каком количестве) будут в каждой эскадре (их должно быть поровну).

Перепевки

Суть игры крайне проста: кто кого перепоет. Но темы должен предложить вожатый или педагог. Итак, какая команда знает больше песен: о солнце (лете, море, лесе, друзьях и т. д.), с женскими (мужскими) именами, с названиями городов (цветов, музыкальных инструментов и т. д.).

Замечания. В песнях должны обязательно присутствовать ключевые слова (солнце, море, лето и т. д.). Исполнить надо не меньше двух строчек куплета или припева. Повторение уже исполненных песен не допускается. У каждой песни, как минимум, три куплета, и поэтому «перепевать» друг друга можно бесконечно...

Песенные километры

Ведущий: «Расстояния могут измеряться по-разному: километрами, милями, футами, ярдами, световыми годами. А вы не пробовали измерить расстояние от города до лагеря песнями?»

Замечания. Не стоит проводить такие «измерения», если до лагеря ехать более часа.

«Ты жив а еще, моя старушка» (письмо матери)

Для того чтобы развеять горечь расставания с родителями, необходимо отвлечь детей от грустных мыслей. Можно, например, предложить написать шуточное письмо своим родителям. Не нужно ждать приезда в лагерь, чтобы написать это короткое послание. Ведь кто-то из детей переживает здесь и сейчас.

Итак, решено — пишем письмо! Причем в написании письма должны принимать участие все дети (или почти все), и оно будет написано одно для всех родителей. Меняться будут только адресаты и подписи детей.

Детям необходимо придумать десять ключевых существительных, так или иначе связанных с темой лагеря (дорога, сами ребята, вожатые, автобус, чемоданы, погода, солнце и т. д.). Существительные записываются вожатыми в том порядке, в котором они прозвучали. Теперь нужно придумать пятнадцать прилагательных, они могут быть любыми: уменьшительно-ласкательными, ругательными (в меру!), а лучше всего — доброжелательными.

Слова записываются по мере их «придумывания».

Замечании. К этой игре можно приготовиться заранее: составить текст письма на тему жизни в лагере, отряде и т. д. В тексте должно быть пропущено десять существительных и пятнадцать прилагательных, которые вставляются в письмо уже в автобусе. Если письмо написано с определенной долей юмора, то можно надеяться, что шутка удастся. Теперь остается только с выражением прочитать текст. Да, чуть не забыли: письмо должно начинаться со знаменитых есенинских строк: «Ты жива еще, моя старушка, жив и я, привет тебе, привет!»

Лучше, если письмо не будет прочитано родителями детей, ведь на самом деле это всего лишь шутка...

Загадки и отгадки

Ведущий: «Играете вы хорошо! А интересно, умеете ли вы отгадывать загадки? Сейчас я прочитаю несколько необычных загадок, а вы попытаетесь их отгадать. Эти загадки необычные, потому что они цветные!

Начнем с "желтых" загадок:

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Песок)

Золотист он и усат,

В ста карманах — сто ребят. (Колос)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик)

Продолжим "зелеными" загадками:

Летом — в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою — в банке,

Крепкие, соленые. (Огурцы)

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус как сахар сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белою корой

Стоит под горой. (Береза)

"Красные" загадки тоже есть у нас в запасе:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я — ... (Подосиновик)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос! (Морковь)

А вот еще несколько "синих" и "голубых" загадок!

Синий мундир,

Гладкая подкладка,

А в середине сладко. (Слива)

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой. (Небосвод)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед)

У нас в запасе есть даже одна "разноцветная" загадка!

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

Кто угадал больше всех загадок? Ему срочно нужно вручить приз!»

Замечания . Можно брать загадки не только из этой книги. Не переусердствуйте — выбирайте загадки, ориентируясь на возраст детей.

Часто приходится ездить с ребенком в машине или в автобусе?

Не знаете, чем занять чадо в очереди в магазине или поликлинике?

Собираетесь в отпуск на машине и впереди многочасовой переезд с ребенком?

Наша подборка игр для детей в дорогу специально для вас!

Отличительная особенность этих игр в том, что для них не нужны никакие дополнительные аксессуары. Только вы и ребенок. Эти игры позволят вам провести время в дороге интересно и с пользой для развития кругозора ребенка. Кстати, многие из этих игр хорошо знакомы всем нам с детства. Просто, став взрослыми, мы о них немножко подзабыли 😉

1. Игра «Я знаю пять…»

В классическом варианте в эту игру играю с мячом, но в дороге мяч можно вполне заменить хлопками. Я знаю пять овощей.. , Я знаю пять фруктов…, Я знаю пять цветов, Я знаю пять музыкальных инструментов.. и т. д. В зависимости от выбранной темы игру можно приспособить для детей любого возраста и значительно пополнить словарный запас ребенка.
Для себя вы можете выбирать темы посложнее, а ребенку подсказывать темы попроще 🙂

2. Игра «Обобщения».

Эта игра отлично помогает развивать аналитическое мышление. Вы называете несколько слов, а задача ребенка подумать и сказать что эти слова объединяет. В зависимости от возраста ребенка может варьироваться количество предметов и сложность критерия обобщения.
Деревья, цветы, цвета, инструменты, фрукты и овощи, музыкальные инструменты, планеты, моря и океаны - все что придет вам в голову!

3. Игра «Антонимы»

Подойдет для деток постарше, хотя и малыши с ней неплохо справляются, если вы будете подбирать знакомые ребенку понятия. Горячо-холодно, день-ночь, сухо-мокро. В этой игре, пожалуй, важно и то, насколько много антонимов сможете подобрать вы сами!

4. Игра «Что поместится в коробку»

Учим ребенка мыслить широко и нестандартно.
Коробка абстрактный предмет, вы можете выбрать банку, сумку, чемодан или какую-то другую емкость, которую ваш ребенок может представить.
Суть игры - называть все предметы на выбранную букву, которые поместятся в вашу емкость.
Например, все предметы на букву А, которые поместятся в коробку: ананас - абрикос - анальгин — авоська - автобус - автомобиль - автограф — авторучка и т. д.

5. Игра «Лишнее слово»

Взрослый называет последовательность из нескольких слов, а задача ребенка выбрать какое из слов - лишнее. Детям постарше можно предложить самим определить признак, а малышам можно обозначить.
Например это можно пить - компот - вода - сок - хлеб - кефир.
Или у нас в саду растут — яблони - груши - морковка - кролик - смородина

6. Игра «Я вижу что-то…»

Эта игра отличный вариант для дороги, способствует развитию внимательности и наблюдательности.
Я вижу что-то зеленое..
Я вижу что-то маленькое..
Я вижу кого-то, кто дает молоко..

Если ребенку не удается угадать предмет с первого раза, то в этом же стиле даются следующие подсказки, описывающие предмет.

7. Знакомая всем с детства игра «А вы поедете на бал?»

Все же играли в детстве? Ведущий задает вопросы, а игрок на них отвечает. Задача ведущего задавать такие вопросы, на которые возможен ответ черное-белое или да-нет, а задача игрока отвечать на вопросы и этих слов не называть.
Совсем маленьким будет, возможно, сложновато, а вот дети от 5 лет и старше отлично играют в эту игру.
Развиваем находчивость, внимательность, сообразительность.

8. Игра «да и нет»

Один из игроков загадывает слово, остальные по очереди начинают задавать наводящие вопросы. На вопросы ведущий отвечает только односложными да или нет. Первый, кто догадается, что за слово загадал ведущий занимает его место и загадывает свое слово.

9. Игра с номерами
Если вы едете на машине или идете по улице, то с ребенком любого возраста можно играть в номера.

Изучать цифры, выискивая машины с определенными цифрами в номерах;
Изучать алфавит, выбирая машины с определенными буквами алфавита;
Учиться сравнивать - находить машины с 2 повторяющимися или последовательными цифрами;
Учиться считать - складывать цифры в номере впереди едущей машины или искать машины с определенным значением суммы всех цифр.

10. Учим языки.
Если вы в достаточной степени владеете каким-либо языком и хотите научить ему ребенка или проверить его знания, то в дороге все встреченные предметы можно называть по русски и, например, по-английски. Так, в игре, ребенок отлично освоит базовые слова другого языка.

11. Игра в города.

Подходит для деток постарше и тоже может стать отличным развлечением в дороге. Называть, кстати, можно не только города, но и предметы на любую другую тематику.

12. Игра «Караван» — тренируем память ребенка и заодно проверяем свою!
Первый игрок называет животное - второй игрок повторяет животное и называет свое - следующий игрок повторяет 2 животных и добавляет свое третье и так по очереди собираем караван, пока кто-то не ошибется.
Собирать такой караван-цепочку можно не только из животных, но и из различных предметов, а играть как вдвоем, так и целой компанией.

13 игра — любимая всеми с детства «съедобное - не съедобное».
Мячик в дороге кидать сложно, но можно предложить ребенку какие-то другие действия.
Например, на съедобный предмет погладить себя по животику «Ах, вкуснота..», а на не съедобный сделать движение, как будто отодвигает от себя тарелку.

Заранее, перед отъездом, подумайте чем вы будете занимать ребенка в дороге - этим вы сможете избежать недовольного хныканья скучающего малыша. Безусловно, не стоит всю дорогу только развлекать ребенка играми, оставьте ему немного времени на созерцание.
Если вы едете в машине, в поезде или летите на самолете вы так же можете использовать эти нехитрые игры, в которых ребенок занимается самостоятельно.

14 игра - «фоторепортер» .

Можно дать ребенку простенький фотоаппарат или телефон и предложить фотографировать то, что ему нравится, а из лучших получившихся фото составить потом собственный коллаж о впечатлениях;

15 игра - «художник».

Можно предложить ребенку альбом, в котором он сможет нарисовать то, что видит или то, что запомнилось в дороге;

16 игра - любимые всеми детьми книжки с наклейками.

Сейчас такие книжки стоят недорого, а выпускается их огромное количество с расчетом на детей от года и старше.
Все дорожные игры это не только развлечение ребенка, но и огромная польза, ведь они позволяют ребенку расширить свой кругозор, развить определенные навыки, закрепить имеющиеся знания.

“Современный вариант игры “В города”.

В дороге нам приходится бывать часто, как одним взрослым, так и вместе с . Известно, время бежит быстрее, если чем-то занимаешься .

Будь это непродолжительная поездочка в соседний город на машине. Поездка внутри страны или за ее пределы, как только время в дороге превышает два часа, становится скучно.

Конечно, когда едешь на поезде, это менее утомительно, чем статичная езда на автобусе или машине. Самолет – вообще отдельная история. Здесь весь процесс является волнительным развлечением, скучно не будет.

В какие игры сыграть в дороге (для взрослых и ).

Современный вариант игры «В города».

Первый говорит: « Я поеду в Ашхабад. Зачем?».

Следующий должен ответить со словом на А: «Зачем? Азбуку учить!» Второй продолжает: « Я поеду в Барселону! Зачем?»

Третий: « В Барселону – барбариски сосать! Я поеду (теперь город на в) в Вильнюс! Зачем?»

Ответ должен быть на В.

Здесь логику соблюдать совсем не нужно, то есть ответы «чем прикольнее, тем интереснее» подходят куда лучше, чем правда жизни.

Главное города и ответы на «зачем» должны быть по алфавиту , а не на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово, как мы привыкли играть раньше.

Кто ошибся – пропускает ход. Отчислять совсем уж не будем.

Проявите фантазию – насмеетесь всей машиной, и в дороге будет не скучно, а веселее, чем в «Камеди клаб».

Получай новые статьи блога себе на почту! Подпишись на рассылку сейчас!