Надёжная крыша гаража является важным условием сохранности постройки. Кровельные работы в гараже в основном выполняются так же, как и на других строениях, однако есть свои нюансы.

Виды гаражных крыш

По особенностям конструкции можно выделить несколько видов крыш. По наличию скатов кровли бывают:

  • скатные;
  • плоские.

Плоская крыша нуждается в обустройстве сплошного эластичного покрытия из полимерно-битумных материалов, стойких к изменениям температуры. Опорными деталями для подобной конструкции служат стенки здания. В качестве основы могут использоваться стяжки или плиты. В некоторых случаях на плоской крыше делают подвесной сад. В таком случае конструкция будет эксплуатируемой.

Скатная крыша образуется основаниями, угол наклона которых может быть от 10 до 60°. Конструкции имеют упор на стропильный механизм. Для гаража можно соорудить следующие виды крыш:

  1. С одним скатом. Конструкция имеет упор на стенки здания, в связи с чем одна из стен должна быть выше остальных, чтобы была возможность создать уклон. Перепад высоты рассчитывается по формуле: H = tg α x s, где s - ширина здания, tg α - тангенс угла наклона, значение которого можно посчитать на калькуляторе или взять из таблиц Брадиса. Величина уклона крыши зависит от особенностей климата региона: количества снега и сил постоянного ветра.

    Односкатная крыша формируется разными по высоте стенами

  2. С двумя скатами. Этот вариант при сооружении гаражей используется чаще всего, так как он позволяет увеличить полезную площадь здания за счёт чердачного помещения. Крыша данного вида может быть выполнена с перекрытием или без, однако она должна опираться на мауэрлат - обвязку по горизонтали из брусков, которая объединяет стропильный механизм в прочную конструкцию.

    Двускатная крыша увеличивает полезное пространство гаража за счёт чердачного помещения

  3. Шатровая крыша. Для гаражей используется довольно редко, однако в некоторых случаях её применяют для поддержания единого стиля застройки территории. Стропильный механизм в этом случае не будет иметь прогона конька, поскольку каркас кровли образуется четырьмя одинаковыми скатами.

    Шатровая крыша состоит из четырех одинаковых скатов

  4. Мансардная. Этот вид конструкции позволяет устроить над гаражным строением дополнительную комнату, которая может использоваться хозяином для собственных нужд. К примеру, можно создать мастерскую, кладовку, кабинет или комнату для гостей. От чердачного помещения она отличается высотой подъёма перекрытия: минимум 1,5 м. Этот проект крыши считается дорогим, так как он нуждается в паро-, гидро- и теплоизоляции. Также нужно установить стеклопакеты нестандартной формы. Стропильная пара будет иметь крутой излом, что может повлечь за собой уменьшение прочности постройки.

    Минимальный подъём перекрытия в помещении под мансардной крышей составляет 1,5 м

Материалы и инструменты для изготовления

Грамотное возведение крыши с единым скатом подразумевает соблюдение уклона, требуемого для беспрепятственного схода талых вод после дождей или снегопадов. Высота опорных деталей должна отличаться. Выбирать уклон следует с учётом таких факторов:

  1. Климат региона, в котором проводятся строительные работы. Пологие крыши с уклоном в 5–7° нецелесообразно изготавливать в регионах с большим количеством снега. Однако они подходят для мест, где есть сильный ветер. Крыши с наклоном в 20–25° не следует изготавливать над отдельно размещёнными гаражными помещениями в регионах с умеренными ветрами. Такие конструкции можно возводить только над пристроенными зданиями.
  2. Вид материала покрытия:
    • при изготовлении крыш с уклоном в 15° или меньше надо применять материалы в рулонах - полимерные, полимерно-битумные или битумные;
    • если уклон составляет до 10°, то кровлю следует устраивать в 2 слоя;
    • при угле наклона 17–20° применяются листы из металла, скреплённые фальцем, плоский или волнообразный шифер;
    • для крыш уклоном в 25° и больше лучше выбирать профилированные листы или металлочерепицу.
  3. Дизайн участка. Особенности архитектуры обязывают применять кровлю одинакового цвета и формы на всей территории.

При расчёте площади ската необходимо учесть установку свесов, которые защищают конструкцию от дождей.

Свесы представляют собой выносы конструкции кровли, которые защищают здание от дождей и снега

Важно учитывать такие нюансы:

  1. Над срубом должны быть свесы в 55–60 см.
  2. Свес над обшитым железом каркасным строением должен быть минимум 15–20 см.
  3. Свес над зданием из бетона или кирпича должен составить 35–40 см.

В некоторых случаях размер свесов делают больше, чтобы сформировать навес со стороны входа или вдоль стены. Навес понадобится опереть на опорные столбы, изготовленные на отдельном или общем с гаражом основании.

Материал для покрытия гаражной крыши

Крышу гаража можно покрыть разными материалами. Выбирать нужно исходя из условий эксплуатации и финансовых возможностей. К примеру, здание с крышей из черепицы обойдётся намного дороже постройки, которая покрыта шифером. При этом укладка металлочерепицы занимает много времени. Чаще всего применяются такие материалы:

  1. Рубероид. Это материал, в основе которого лежит плотный или облегчённый картон с пропиткой из битума. Он покрывается тугоплавким битумом, после чего в него добавляются минеральные вещества. Нагрузка на разрыв - 26–28 кг. Одного рулона хватит для того, чтобы покрыть примерно 10 м 2 крыши. Рубероид может переносить нагрев до 80° на протяжении двух часов. Материал можно применять при уклоне ската не менее 5°. Раскатанные листы соединяются клеящей смесью или мастикой в несколько слоёв или наплавляются при помощи газовой горелки. Рубероид рекомендуется использовать в случае, если изготавливается гараж с крышей сложной формы. Основные достоинства материала:
  2. Битумная черепица. Это искусственный мягкий материал для кровли, в основе которого находится стеклохолст, пропитанный резиновым битумом с присыпкой из базальта или сланца. Период службы - до 50 лет. Декоративность покрытия достигается за счёт большой гаммы цветов и форм нарезки. Битумная черепица обладает всеми достоинствами рубероида, однако имеет более эстетичный внешний вид. Дополнительным преимуществом является возможность замены отдельных фрагментов при выполнении ремонта. Материал можно устанавливать на крышу с минимальным уклоном от 2°.

    Крыша из битумной черепицы имеет намного более эстетичный внешний вид по сравнению с рубероидной

  3. Ондулин. Это формованная масса на основе целлюлозы, битума, различных пигментов и наполнителей. После просушки листы с волнами становятся стойкими к химическому воздействию. К достоинствам можно отнести маленький вес и невысокую стоимость. Период возможной эксплуатации - до 15 лет. В продаже можно найти в материал разных цветов. Для фиксации листов следует применять особый крепёж.

    Ондулин хорошо подходит для крыши гаража, потому что это лёгкий и красивый материал

  4. Шифер. Представляет собой листы асбестоцемента с поверхностью в виде волн. Несмотря на не самый эстетичный вид и гигроскопичность, имеет довольно много преимуществ:
  5. Железные листы. Материал имеет полимерное покрытие и является прочными и долговечными. Листы скрепляются фальцевым способом в замок, в связи с чем необходим опыт в проведении данных работ и специальный инструмент. Допустимый уклон - 19–30°. На металлическую кровлю желательно нанести дополнительное защитное покрытие, которое может быть организовано с помощью акриловой краски.
  6. Профнастил. Это металлические листы волнообразной формы, которые укладываются с нахлёстом в одну волну с каждой стороны и крепятся к обрешётке кровельными саморезами, что заметно упрощает процесс установки. Рекомендуемый угол наклона - от 8°.

    Покрыть крышу гаража профилированным листом можно в одиночку за день

  7. Металлочерепица. Является одним из самых популярных кровельных материалов. По своим свойствам металлочерепица схожа с профнастилом, но выглядит гораздо привлекательнее. Покрытие состоит из профилированных железных листов толщиной порядка 0,5 мм с гладкой или шероховатой поверхностью, защищённой слоем полимерного напыления. Средний срок службы - 30 лет. Минимальный уклон - 14°.

    Покрытие издалека напоминает натуральную черепицу, но стоит значительно дешевле

Инструмент для устройства крыши гаража

Чтобы работы были произведены качественно, требуется подготовить следующий инструмент:

  • молоток;
  • киянку из дерева;
  • домкрат для поднятия материала на крышу;
  • рулетку;
  • уровень для выполнения замеров;
  • шпатель, если планируется штукатурить и красить гараж;
  • ножницы по металлу, если планируется использовать профнастил;
  • пила;
  • топор.

Для некоторых металлических кровельных материалов потребуется подготовка отверстий. В таком случае в список следует добавить зенковку и зенкер.

Устройство гаражной крыши своими руками

Крыша для гаражной постройки состоит из таких элементов:

  1. Стропильный механизм. Применяется в качестве основы, на которую фиксируются все детали. Конструкция будет брать на себя общие нагрузки крыши.

    Стропильный каркас задаёт форму крыши и является её несущей частью

  2. Обрешётка. Служит опорой для крепления кровельного покрытия.

    Шаг обрешётки зависит от применяемого кровельного материала

  3. Материалы для гидро-, паро- и теплоизоляции. Требуются для того, чтобы удерживать тепло и защищать постройку от влаги.

    Чтобы крыша могла удерживать тепло и защищать гараж от влаги, нужно уложить изоляционные материалы в определённой последовательности

  4. Финишное покрытие.

    Укладка финишного покрытия является завершающим этапом строительства крыши

  5. Дополнительные детали для усиления стропильного механизма.

Если предполагается сооружение гаража с односкатной крышей, то на верхних торцевых частях надо разместить мауэрлат или брёвна. Элементы будут применяться в качестве опоры для стропильного механизма. Они фиксируются к стенам с помощью проволоки через анкерные болты. Крепёжные детали надо забить в стену или замуровать в кладке.

Основными деталями стропильного механизма двускатной крыши являются стропильные ноги. Они могут быть:

  • подвесными (опираются крайними частями);
  • наслонными (имеют промежуточные детали для опоры).

Если пролёт, который образуется опорными стенками, имеет длину меньше 5 м, то на стропильный каркас можно установить лишь горизонтальные элементы. Они называются ригелями. В местах крепления мауэрлата и стропильных ног нужно подготовить отверстия для крепежа. Опоры устанавливаются в данные отверстия и надёжно фиксируются гвоздями или анкерными болтами.

Установка мауэрлата

Укладку крыши для гаража следует начинать с монтажа мауэрлата. Для этого используется брус 15х10 см. Если стены гаража изготовлены из бруса, то в качестве мауэрлата можно использовать верхний венец.

  1. Для стен из кирпича или бетонных блоков изготавливается армирующий пояс. В него монтируются шпильки из стали, на которые затем будет надеваться мауэрлат. Конструкция армопояса требуется не только для распределения нагрузок от крыши, но и для горизонтального выравнивания торцевых поверхностей стен. Без этого элемента в разных частях крыши уклон может быть разным.

    Перед заливкой бетона к арматурному каркасу привариваются металлические резьбовые шпильки с тем расчётом, чтобы их выступающая часть была на несколько сантиметров длиннее балки мауэрлата

  2. В опалубку заливается бетон, его поверхность окончательно выравнивается, а затем конструкция закрывается слоем рубероида и оставляется до полного высыхания (не менее 7 дней).

    После выравнивания слоя бетона шпильки должны выходить из него на высоту, превышающую толщину мауэрлата на 3–5 см

  3. Монтируются балки мауэрлата. В местах расположения шпилек сверлятся отверстия соответствующего диаметра, и балки надеваются на шпильки. Сверху накручиваются гайки.

    После того как балка мауэрлата будет уложена на армопояс, его закрепляют при помощи гаек, наручиваемых на концы шпилек

  4. Стропила фиксируются к мауэрлату. Самый простой метод - два гвоздя длиной от 150 мм, расположенных перекрёстно, или скобы из железа. Для более качественного крепления можно применить металлические пластины.

    При помощи металлических пластин можно сделать скользящее крепление, которое позволит элементам перемещаться в небольших пределах при усадке каркаса и сезонных деформациях здания

Разметка стропил и изготовление обрешётки

На этом этапе понадобится выполнить разметку стропил:


Монтаж стропил для односкатной крыши не отличается сложностью. При устройстве стропильного механизма следует руководствоваться такими принципами:


В качестве основания гаражной крыши под материал для покрытия должна применяться обрешётка из планок или железных прогонов. Обрешётка подбирается таким образом:


Обрешётка должна быть выполнена снизу вверх.

Каждую рейку следует крепить на один гвоздь к стропильной ноге.

Утепление и гидроизоляция крыши гаража

Наружное утепление гаражной крыши следует производить в такой последовательности:


Внутреннее утепление крыши выполняется таким образом:

  1. Прежде всего выполняется гидроизоляционный слой. Стыки заделываются скотчем.

    Плёнку гидроизоляции лучше уложить с небольшим провисом, чтобы избежать излишнего напряжения при температурных деформациях

  2. Если планируется применять пенопласт, то под него должна быть выполнена обрешётка. Далее листы крепятся при помощи саморезов. В процессе надо проклеивать стыки клеящей смесью.
  3. Если используется минеральная вата, то она укладывается в промежутки между стропилами враспор.

    Плиты минеральной ваты должны заходить в промежутки между лагами враспор и держаться там без дополнительного крепления

  4. Утеплительный материал накрывается пароизоляционной плёнкой. Места стыков проклеиваются строительной лентой.

    Пароизоляционная плёнка защищает утеплитель от тёплого влажного воздуха, выходящего из нижних помещений

Следует позаботиться о том, чтобы утеплительный материал не контактировал с плёнкой гидроизоляции. Между ними должен быть зазор. Для этого поверх плёнки набивают контробрешёту из брусков 30х40 или 50х50 мм. Если для гидроизоляции используется супердиффузионная мембрана, устройство вентиляционного зазора не требуется.

Утепление крыши внутри можно выполнить с применением пеноизола.

Пеноизол наносится на крышу методом напыления

Пенообразный материал следует наносить способом напыления. Он будет проникать во все зазоры, расширяться при подсыхании и распределяться по всему основанию. В результате не будет щелей, в которые могла бы проникать влага или холод. Пеноизол является одним из лучших материалов для утепления. Он исключает появление грибка и плесени. Единственный недостаток заключается в высокой стоимости. Однако следует помнить о том, что период возможного использования материала составляет 70 лет.

В качестве материала для гидроизоляции односкатных крыш чаще всего используется битумная мастика. Распределённое по поверхности крыши покрытие способно сформировать основу с отличными параметрами гидроизоляции. Также допускается использование антиконденсатной плёнки, которая производится на основе вискозы. Такой вариант чаще всего подходит для крыш, которые покрываются профилированными листами.

Гидроизоляция производится после того, как будет выполнена система стропил и обрешётка, а также уложен утеплитель:


Если крыша не будет проветриваемой, то в качестве материала для гидроизоляции следует применять не обычную плёнку, а с защитой от конденсата. Возможно также применение современной паропроницаемой мембраны, которая излишки водяного пара будет отводить наружу. Облегчить процесс гидроизоляции можно при помощи использования самонаплавляемой кровли. Однако важно следить за тем, чтобы материал для покрытия не перегревался.

Видео: гидроизоляция гаражной крыши

Укладка кровельного покрытия

Одним из популярных вариантов является устройство кровельного покрытия из рубероида.

Пошаговое руководство по укладке рубероида

Рубероид монтируется на сплошную обрешётку. Материал способен выполнить сразу две функции:

  • защитить внутренние помещения от осадков;
  • создать сплошное бюджетное покрытие.

Рубероид - мягкий рулонный материал для кровли, поэтому его легко укладывать. Чтобы надёжно защитить крышу, рубероид надо монтировать в 2–3 слоя. Первый слой применяется в качестве подкладки, а последующие - в качестве основного покрытия.


Помимо рубероида можно применять и другие материалы рулонного типа. Они выкладываются на мастику или наплавляются при помощи газовой горелки. Второй метод требует повышенного внимания, т. к. он является пожароопасным. Такие работы должен выполнять человек с опытом.

Видео: покрытие крыши битумом и рубероидом

Последовательность монтажа кровельного профнастила

Профнастил имеет незначительный вес, поэтому есть возможность сэкономить на изготовлении стропильного механизма и обрешётки. Стропильные ноги могут быть изготовлены из брусков 100х30, 50х30 или 50х50 мм. Выбор нужно делать исходя из того, какая нагрузка будет на стропильный механизм. Чтобы создать качественную кровлю, её нужно утеплить и уложить материал для гидроизоляции. Последовательность действий:

  1. На поверхность каркаса укладывается гидроизоляция. В этом случае допускается использование плёнки из полиэтилена толщиной 200 микрон. Плёнка фиксируется к обрешётке с помощью планок небольшой толщины сечением 20х20 мм. Расстояние между рейками нужно делать таким, чтобы на деталях мог плотно расположиться профилированный лист.
  2. Поверх гидроизоляционного материала укладывается металлическая кровля. Профлисты закрепляются к обрешётке при помощи особых самонарезающих винтов с подкладками из резины. Для удобства можно предварительно проделать маленькие отверстия в основании. Саморезы нужно вкручивать без натяга, чтобы материал мог сжиматься и расширяться при изменении температуры.

    Листы профнастила крепятся кровельными саморезами в углубление волны

  3. Кровля утепляется изнутри гаража. Процесс утепления под профнастил полностью аналогичен описанному выше.
  4. С внутренней стороны кровли монтируется пароизоляционная плёнка и финишное покрытие стен и потолка чердачного помещения.

Видео: самостоятельное покрытие крыши профлистами

Особенности укладки фальцевой и шиферной кровли

Укладывать фальцевую кровлю из оцинкованного металла можно только при наличии определённых навыков и специальных приспособлений. Самостоятельно это делать не рекомендуется.

Крыша из шифера способна служить более 40 лет. Материал укладывается так же, как и профнастил, однако шифер имеет большой вес. Соответственно, он нуждается в прочном и надёжном стропильном механизме. Стропила должны изготавливаться из деревянных брусков сечением не менее 100х80 мм.

Видео: покрытие крыши шифером

Эксплуатация и обслуживание крыши для гаража

Мягкие покрытия являются довольно прочными, однако рекомендуется выполнять регулярный осмотр основания. Признаки, которые свидетельствуют о необходимости проведения ремонта:

  1. Различные механические повреждения: сквозная потёртость, глубокая трещина, разрывное отверстие.
  2. Появление впадин, в которых может застаиваться вода или грязь.
  3. Изменение внешнего вида покрытия: появление мха, плесени или грибка.
  4. Возникновение аварийных расслоений в местах соединений.

При наличии данных признаков рекомендуется незамедлительно провести ремонт крыши. Опытные специалисты рекомендуют хозяевам гаражей выполнять регулярные мероприятия по обслуживанию конструкции минимум раз в 3 года. В этом случае достаточно будет лишь устранить мелкие огрехи. Если крыша будет долго находиться в запущенном состоянии, то может потребоваться полная замена покрытия.

Ремонт гаражной крыши

Метод ремонта зависит от вида кровли и степени износа постройки. В частных строениях, где гараж расположен отдельно от здания, применяются бюджетные материалы для кровли с длительным периодом службы. Гаражи в кооперативах не получится покрыть профилированными листами или гибкой черепицей, поэтому используются мягкие материалы на битумной основе. Выделяют 3 варианта ремонта гаражной крыши:

  1. При помощи разогретого битума.
  2. Применение мягкого материала для кровли.
  3. Применение профилированных листов или черепицы.

Перед тем как приступить к работам по ремонту, понадобится убрать с крыши мусор и очистить места, которые нужно будет ремонтировать. Если установленный ранее материал для покрытия можно использовать, то потребуется вырубить топором углубления в местах с дефектами. Если крыша покрывалась рубероидом, то конструкцию надо осмотреть на наличие трещин или вздутий. Такие изъяны должны быть устранены до ремонтных работ.


Когда подготовительные работы будут выполнены, можно приступать к работам по ремонту:


Отремонтировать крышу при помощи рубероида довольно просто. Понадобится вырезать несколько кусков материала, после чего закрыть с их помощью углубления. Каждый отрезок должен соответствовать величине углубления. Последовательность действий:


Видео: частичный ремонт кровли гаража

Построить долговечную крышу для гаража самостоятельно вполне возможно, однако важно следовать инструкциям и выбирать качественные и надёжные материалы на всех этапах работ.

Не секрет, что любому гаражу необходима надежная и практичная крыша. Ведь она принимает не последнее участие в сохранности транспортного средства от ветра, снега и других подобных явлений. Поэтому сооружение кровли – один из важнейших этапов строительства гаража. Эта статья поможет автолюбителям сориентироваться в конструкционных вариантах гаражной крыши, материалах, которые используются для ее строения, и нюансах кровельных работ.

Лучше всего при строительстве гаража заранее продумать до мелочей, какой будет ваша будущая крыша. Поэтому на этапе проектирования ознакомьтесь с существующими типами гаражных крыш и правильно рассчитайте свои силы. Ведь для возведения определенных видов кровель (плоские, односкатные) необходимо предусмотреть некоторые нюансы. Например, разную высоту гаражных стен. Это требуется для создания нужного уклона. По форме крыши разделяются на два основных вида:
  1. Плоские.
  2. Скатные.

Последние делятся на следующие подвиды: односкатные; двускатные. Довольно редко встречаются также четырехскатные, шаровые и другие более сложные конструкции крыш. Обычно их появление обусловлено общим дизайнерским решением под стать стилю основного дома и других близлежащих сооружений.

Плоская кровля является наиболее простым и экономичным вариантом, которая к тому же выручает гаражные кооперативы. Из-за тесного расположения в них боксов, другие виды крыш подобрать почти нереально. Стоит отметить, что уклон в таких конструкциях все же присутствует в пределах 2,5 градуса, а вот чердака у них нет. Создать чердачное помещение возможно, но только при устройстве стропильной системы. Бывает, в качестве перекрытия используют железобетонные плиты, которые сверху покрываются мягкими кровельными материалами (рубероид, стеклобит и т.п). Для сооружения такой плоской крыши опустите и закрепите плиты на коробке будущего гаража. Сверху плит уложите жесткий утеплитель, а только потом выбранное вами мягкое покрытие. Угол уклона скатных крыш намного больше, нежели плоских. Его показатели варьируются от 15 до 60 градусов, кроме того, может быть оборудовано чердачное помещение. Чаще используются такие кровельные материалы:

Выбирайте любой из них в зависимости от личных предпочтений и материальных возможностей. Например, металлочерепица считается наиболее оптимальным вариантом за счет приемлемой стоимости в сочетании с надежностью, долговечностью и быстрым монтажом.

Основным отличием односкатной крыши от двускатной является количество уклонов – один скат, угол которого, как правило, не превышает 30 градусов. Первый вариант является оптимальным способом обустройства крыши гаража, т.к. он достаточно прост в изготовлении и является более дешевой альтернативой многоскатным крышам. Одна из торцевых стен гаража поднимается на большую высоту для достижения нужного угла наклона. Поэтому первым делом определитесь с углом уклона кровли. Важно: чем больше ветровые нагрузки в местности, где размещен бокс для автомобиля, тем меньше стоит делать угол наклона ската.

Последовательность монтажа односкатной крыши такова:

  1. Установка мауэрлата. Этот элемент считается основанием для стропил.
  2. Изготовление и установка стропильной системы.
  3. Изготовление и укладка обрешетки.
  4. Настил кровли.
На первом этапе закрепите деревянные брусья (мауэрлат) с помощью анкерных болтов к кирпичной кладке гаражных стен. Второй этап заключается в строительстве основы каркаса будущей крыши, т.е. сооружении и установке стропильной системы:
  • Все деревянные элементы стропил обработайте специальным антисептиком, предотвращающим процесс гниения.
  • Стропильные ноги поместите в заранее вырезанные гнезда на балках мауэрлата. Все отверстия обработайте защитными средствами.
  • На высокую часть крыши к балкам закрепите вертикальные стойки (стропила). Получится конструкция, правильность установки которой определите по наличию прямого угла.
На третьем этапе сделайте каркас для обрешетки – свяжите поперечными балками нижние балки и вертикальные стропила верхней части. Пришло время начать процесс изготовления обрешетки кровли, которая укладывается поперек стропил. Для этого подготовьте бруски размерами 5 на 5 см и прибейте их к стропилам под прямым углом. Обрешетка может быть выполнена непрерывно, в виде сплошного покрытия, либо с шагом, который равен размеру выбранного материала для покрытия кровли. На заключительном этапе совершите монтаж кровельного покрытия. Принцип строения двускатной крыши гаража подобен описанному выше алгоритму, основные различия заключаются в размерах конструкции.

Немало вопросов возникает у домовладельцев, когда в планах приусадебного благоустройства крыша гаража своими руками. Пройдем пошагово все стадии обустройства, обращая внимание на главное.

В этой статье

Выбираем вид крыши

Первое, с чем необходимо определиться еще на стадии проектов — это вид крыши: плоская, односкатная или двускатная.

Плоские крыши делают из бетона. Чтобы уложить бетонные плиты перекрытия понадобится крановая установка, крановщик и бригада опытных установщиков. Для заливки перекрытия бетонным раствором нужны опалубка, арматура, большой запас бетона и опять-таки люди. Понятно, что в случае, когда требуется именно плоская кровля для гаража лучшим решением будет нанять квалифицированную бригаду.

По этой причине речь у нас пойдет об односкатных и двухскатных кровлях, доступных для самостоятельного монтажа.

Чтобы выбрать один из двух вариантов, нужно учесть преимущества и недостатки каждого вида кровли:

  • Односкатная крыша для гаража обойдется дешевле по затратам на материалы;
  • Монтаж односкатной конструкции проще;
  • Такую работу делать быстрее;
  • Монтаж односкатной кровли сможет сделать даже один человек;

Но если более важна основательность для крыши, крышу предполагается активно использовать для хранения или проживания, то вариант двускатной кровли предпочтителен:

  • Снеговая нагрузка на двускатной крыше меньше. При правильном наклоне кровли снег не задерживается на ней;
  • Есть возможность делать дополнительное помещение на чердаке;
  • Лучше вентилируется помещение, поэтому проще выполнить термоизоляцию;
  • Меньше рисков при разносторонней ветровой нагрузке;
  • Двускатная кровля выглядит более презентабельно

В случае примыкания гаража к зданию, для обеспечения отведения атмосферных осадков можно строить только односкатную крышу гаража. Такая версия хорош тем, что сэкономит значительную часть финансов на материалы и врем на возведение стен.

Определиться с видом кровли важно на первоначальном этапе потому, что для двускатной кровли стены будут одной высоты, а для односкатной – разной.

Определяем угол ската кровли

Оптимальный угол наклона односкатной кровли гаража 25-300. Если делать его выше, верх будет непропорциональным по отношению ко всей постройке. Не стоит делать его меньше 100, т.к. давление снежных масс при этом уклоне критическое. Диапазон для двускатной кровли значительно шире. В районах обильных снегопадов, угол наклона делают 450. В целом, чем сильнее ветра в регионе, тем меньший скат нужно выбирать. И наоборот, чем тише погода и больше осадков, тем круче угол наклона крыши.

На высоту ската влияет также выбор кровельного материала. При использовании рулонных кровельных материалов угол ската может быть 100. Для шифера – 200. А для черепичной кровли – минимум 300.

С видом и материалом кровли важно определиться до начала строительства еще и потому, что от этого будет зависеть размер и вид фундамента: плита под всем гаражом, ленточный или столбчатый.

Кровельные материалы

  • Рубероид. Недорогой мягкий кровельный материал. Срок службы до 5 лет (у современных аналогов – 15 лет). Не подходит для слишком жаркого или холодного климата. Продается в рулонах. Простая транспортировка и укладка. Настилается в несколько слоев. Склеивается битумной мастикой. В этом случае гидроизоляция крыши гаража не потребуется. Учтите дополнительные затраты на мастику, т.к. расход у нее в среднем 0,8 кг на 1м 2
  • Шифер – недорогой, более прочный и долговечный, чем рубероид материал (может служить около 10 лет). Продается листами. Монтируется относительно просто. Минусы: тяжелый, сложно менять из-за хрупкости. Подходит для кровли крыши гаража от 300
  • Металлочерепица и профнастил. Современные прочные легкие материалы на основе оцинкованного профилированного листа. Сверху покрываются полимерным защитным покрытием. Несложный монтаж. Подойдут для угла ската от 150. Долговечны. Выдерживают большой диапазон температур. Широкие декоративные возможности. Требуют качественного крепления специальными метизами и осторожности при монтаже. Поврежденное полимерное покрытие нужно срочно ремонтировать в целях сохранения его защитных функций. Низкая звукоизоляция. Относительно дороги по цене.

Чтобы посчитать расход кровельного материала, нужно знать длину и ширину гаража, и ширину свеса кровли (от 20 до 40 см в зависимости от уязвимости материала стен). Расчет площади для односкатной крыши: умножить численные значения ширины и длины гаража (со свесами) и разделить на косинус угла ската. Для двускатного варианта таким же образом надо высчитать площадь каждого ската, а затем полученные величины сложить. Далее площадь кровли делится на площадь листа кровельного материала. Получается необходимое кол-во листов. Следует учесть еще и запас на возможный брак.

Выбираем стропильную систему

Существует целый ряд способов возведения односкатных крыш. Например, способы с балками перекрытия или без них. Способы, когда стропила укладывают поверх противоположных стен с перепадом высоты. Способ, когда предварительно на земле монтируются стропильные фермы, включающие в себя балки перекрытий, стойки высоты ската и стропила. Особо важное значение для выбора стропильной системы имеют размеры гаража.

То же самое касается двускатных вариантов. Для наслонной техники сначала монтируется прочная рама, опирающаяся на центры противоположных стен, а потом на нее кладут верхние концы пары стропил. Также есть разные версии с двускатными фермами: с опорой по центру и без нее. Наконец, старинная техника устройства кровли на слегах.

Чтобы сориентироваться, какая именно конструкция крыши подойдет в данном случае, придется ознакомиться с соответствующими методическими материалами. Выбрав определенную конструкцию, необходимо внимательно изучить пошаговую инструкцию. Определить, на каких этапах может понадобиться помощь.

Рассчитаем расход материалов

После выбора стропильной системы нужно рассчитать длину и толщину материала для нее. Это самая ответственная часть создания стропильной системы. Для этого нужно знать:

Высота перепада крыши. Она рассчитывается по формуле: длина стены (вдоль которой будет проходить скат) умножить на тангенс угла наклона.

Длина стропил рассчитывается по формуле теоремы Пифагора:

Численное значение длины стропил в квадрате равно сумме квадратов длины стены и высоты перепада. К полученной длине стропила нужно прибавить длину свеса кровли.

Шаг стропил рассчитывается индивидуально и колеблется от 1м до 60 см в зависимости от нагрузки на крышу.

Сечение стропил высчитывается по формуле, где учитывается множество факторов от удельного веса кровельных материалов до ветровых нагрузок в данном регионе. Поэтому для таких сложных расчётов лучше воспользоваться онлайн-калькулятором.

Сечение балок мауэрлата и потолочного перекрытия, если они нужны, берется от 100 х 50 мм. Расстояние между балками потолка примерно 1 м. Для них используется анкерное крепление

Какие еще инструменты и материалы понадобятся для устройства кровли:

  • Топор, пила-ножовка, молоток.
  • Строительный степлер со скобами, уровень, рулетка, маркер, шуруповерт.
  • Необрезная доска 25х150 мм с учетом того, что на каждый лист кровельного материала должно приходиться минимум 3 доски.
  • Брусок 50*50 мм для контробрешетки.
  • Парогидроизоляция – мембрана, с одной стороны работающая как гидроизоляция крыши гаража, а с другой – пропускающая пар из помещения на улицу. Такая пленка должна подходить для склеивания специальной мастикой или специальным скотчем.
  • Утеплитель (если помещение капитальное, тогда потребуется утепление кровли).
  • Металлические угловые крепления для балок, гвозди, саморезы.
  • Мастика для склеивания парогидроизоляции.

Монтаж односкатной кровли

Важно ориентировать наклон крыши на ветреную сторону, чтобы поток воздуха не задирал, а прижимал кровлю.

  • Монтаж начинается с установки мауэрлата – обвязки стен гаража из сухих, пропитанных противогрибковым составом деревянных балок. Он тщательно выравнивается по горизонтали. Закрепляется в стене длинными анкерными болтами
  • На мауэрлат монтируется выбранная стропильная система кровли. Для крепления стропил используются гвозди 100 мм или анкера. Все узлы крепления обрабатывают биозащитным составом.
  • На стропила настилается гидроизоляция крыши гаража с нахлестом слоев около 20 см. Крепится степлером. Нахлесты мембраны соединяются проклеиваются мастикой или скотчем.
  • Монтаж контробрешетки из брусков. Позволяет создать вентилируемый зазор под кровлей.
  • Настил обрешетки из досок с частотой в зависимости от кровельного материала.
  • Монтаж кровельного покрытия. Начинается с нижнего угла кровли. Первый лист кладется по уровню. Следующие ориентированы от него. В целом необходимо следовать пошаговой инструкции по укладке конкретного кровельного материала.
  • Утепление кровли происходит в межстропильные интервалы или укладывается в промежутки между потолочными балками.

Монтаж двускатной кровли проходит по тому же плану, только стропильные треугольники будут равнобедренными. Давайте рассмотрим вариант устройства двускатной стропильной системы.

Простая конструкция двускатной крыши

Материал для балок, стропил, подкосов – доска 50х150 мм, для конькового прогона – доска 50х200 мм. Для затяжек – доска 25х10 мм.

  • Размечаем на гараже по длинным сторонам обвязки равные отрезки (от 60 до 40 см). Разметку проводим симметрично от внешнего угла коробки, оттуда, где будут крепиться крайние стропила.
  • По отметкам укладываем потолочные балки на ребро. Располагаются они строго по горизонтали, проверяем уровнем.
  • Закрепляем гвоздями или саморезами. В этом версии потолочные балки играют и роль стяжек, компенсирующих распор.
  • На балки стелем доски или фанеру для обеспечения доступа к дальнейшему монтажу.
  • Отмечаем центры торцевых стен. В этих местах временно вертикально прибиваем рейки, одна сторона которых совпадает с воображаемой осью симметрии. По этим рейкам, натянув между ним шнур на нужной высоте, определяем положение конька.
  • Приложив доску к местоположению крайнего стропила, отмечаем получившиеся линии отрезов доски. Шаблон готов. По нему мы готовим необходимое количество стропил
  • Относительно временных реек примерно через 1, 5 метра крепим опорные стойки для конькового прогона. Проверяем вертикаль. Крепим угловой металлической стяжкой.
  • На опоры ребром укладываем доску конькового прогона. Проверяем горизонталь закрепляем гвоздями или
  • Внизу параллельно прогону к основанию центральных опор прибиваем бруски, которые будут исполнять роль лежня.
  • В центре крыши с углом наклона 450 устанавливаем подкос. Верх его упирается в погон, низ в брусок у основания опор. Симметрично с другой стороны опоры устанавливаем парный подкос.
  • Устанавливаем стропила. Начинаем с крайних пар, натянув между ними шнурок. Крепление выполняем гвоздями или саморезами к обвязке и к потолочной балке.
  • Крайние стропила укрепляем дополнительными вертикальными стойками, прикрепленными внизу к обвязке.
  • Каждую пару стропилин дополнительно фиксируем затяжкой.

Нелишним будет устройство в гараже вытяжной трубы. Ее диаметр должен быть не менее 100 мм, длина не менее 50 см. Выходить она может как в стену, так и в кровлю. Хорошо, если будет оборудована специальным клапаном для сохранения в гараже тепла.

Удобным вариантом надворной постройки станет совмещение под одной кровлей гаража и бани. В этом случае в подкровельном пространстве можно организовать полноценную мансарду.

Многие автолюбители очень дорожат и любят свое авто, поэтому по возможности стараются укрыть свой авто в тепленьком и уютном гараже. Однако, не каждый автолюбитель имеет теплый и уютный гараж. Но многие владельцы автомобилей решаются на постройку своего собственного гаража.

Безусловно, возвести кирпичную кладку сделать совсем не сложно, сложность заключается в постройке крыши гаража. Поэтому у многих изначально возникает резонный вопрос: как сделать крышу гаража своими руками?

Построить крышу гаража своими силами возможно, если иметь начальные навыки строителя и иметь общее представление о конечном результате постройки.

Наиболее простой и оптимальный вариант при строительстве крыши на гараже, это односкатная крыша. Собрать такую конструкцию не составит больших проблем и сложностей, к тому же данный вариант имеет свои плюсы:

  • не требует какого-либо опыта и знаний
  • не требует больших финансовых затрат
  • процесс строительства не отнимет много времени, как правило, не более 3-4 дней
  • конструкция такой крыши имеет долгий срок эксплуатации


Особенности расчета крыши для гаража

Следует отметить, что односкатная крыша имеет несколько различных типов строения конструкции. Поэтому, встречается такие ситуации когда крыша гаража имеет продолжение от жилой постройки, однако наиболее правильный вариант это, когда строение гаража имеет обособленную и не примыкающую к другим строениям постройку.

Определение угла ската

В процессе проектировки гаража очень важно правильно и грамотно выполнить уклон ската, это необходимо для стекания воды во время дождей. В этом случае необходимо установить опорные стены имеющие разный уровень. Однако уклон ската зависит от различных нюансов.

Особенности климатических условий. В этом случае уклоны рекомендуется делать исходя из особенностей климата, так, например, с климатом, где выпадает большое количество осадков в виде дождя и сильного и порывистого ветра, уклон рекомендуется выполнить не более чем на 5-7°. А вот если климат более суровый с большим количеством снега, в этом случае уклон рекомендуется выполнить не более 25°.

Выбор кровельного материала. Безусловно, один из важнейших вопросов в строительстве крыши, чем покрыть крышу гаража? В основном для кровли гаражей используются битумно-полимерные рулоны или так называемый “рубероид”, так же хорошо использовать для таких целей шифер либо листы стали или металлочерепицу.

Однако все они имеют различный угол уклона. Так например “рубероид” имеет показатель не более 10°, для шифера рекомендуется иметь уклон не более 20°, а вот для металлочерепицы характерен уклон около 25°.


Внешний вид архитектурной панорамы участка. В этом случае необходимо соблюдать практически одинаковый уклон всех строений крыш, это необходимо для создания единой общей панорамы участка.

Расчет стропильного каркаса

В наше современное время не так сложно рассчитать необходимые параметры при проектировании, если использовать специальные современные программы или строительные калькуляторы. В этом случае нужно лишь ввести все параметры гаража с односкатной крышей и результат в автоматическом режиме выдаст вам всю самую необходимую информацию.

Уровень сложности стропильной системы

В процессе постройки односкатной крыши своими силами очень важно сделать всю конструкцию очень прочной. При этом необходимо дополнительно монтировать специальные узлы-усилители конструкции.

Как правило, гараж с односкатной крышей для одного легкового автомобиля имеет ориентировочные габариты 3,0х5,5 метра, однако по желанию можно менять в сторону уменьшения или увеличения габаритов.


Сборка односкатной крыши для гаража

Перед закупкой материалов необходимо еще раз все точно пересчитать, и только после этого можно закупать все необходимое для строительства. По сути, построить односкатную крышу своего гаража не так уж и сложно.

Необходимо лишь только все выполнять последовательно и не спеша. Желательно, чтобы у вас имелся чертеж крыши, что будет служить вам четким руководством к действию.

Немаловажное значение имеет и утепление крыши. Поэтому многие не знают чем и как утеплить крышу гаража? Процесс утепления гаража считается практически конечным этапом строительства. Для утепления гаража можно использовать практически любой утеплитель.

Утеплитель закладывается между стропильными балками, при этом между собой они должны прилегать плотно. Для утепления односкатного гаража можно использовать утеплитель с толщиной 20 см.


Таким образом ремонт крыши гаража можно сделать своими руками. При этом, в процессе строительства ничего сложного нет. Единственная сложность только в том, что в некоторых моментах потребуется помощь помощников. Это связано с тем, что балки и стропила длинные и тяжелые и их надо где-то придержать поэтому, здесь нужны помощники.

Если у вас возникнут сложности при выборе конструкции крыши, то здесь можно посмотреть красочные и иллюстрированные фото крыши гаража. Возможно, что какой-либо вариант вам понравится.

Фото крыши гаража

Во времена дефицита материалов надворные хозяйственные сооружения строили из остатков досок и всего того, что осталось после возведения дома. Конечно, от этого они не теряли функциональность, но существенно портили внешний вид участка. Тетерь гараж выполняется как часть архитектурного ансамбля, выполненного в одном стиле и цветовой гамме. В этой статье мы расскажем, как своими руками качественно сделать двухскатную крышу для гаража, разберемся, как составить проект и правильно осуществить монтаж.

Двускатная крыша – несложная конструкция, состоящая и двух наклонной плоскостей, называемых кровельными скатами. Они опираются на внешние стены гаража и сходятся в коньковом соединении, являющемся высшей точкой кровли. Два ската и основание крыши образуют равнобедренный треугольник. Данный способ перекрытия гаража по сравнению с другими вариантами обладает следующими плюсами:

  1. Обеспечение самостоятельного схода снега и дождевой воды с крыши. Наклонная поверхность скатов двухскатной кровли способствует отводу воды и снеговых масс, благодаря чему нагрузка на стропильный каркас не увеличивается, а необходимость чистить крышу от снега возникает редко. В регионах с большим количеством осадков в зимнее время двускатная крыша гаража – реальная альтернатива односкатных конструкций, которые часто обрушиваются в снегопады.
  2. Экономичность. Чтобы своими руками сделать двухскатную крышу требуется немного строительных материалов. Пиломатериалы, из которых делают стропильный каркас и кровельные материалы имеют доступную цену, поэтому общая стоимость работ по перекрытию гаража не на много превысит затраты на возведение односкатных аналогов такой же площади.
  3. Простота сборки. Отдельной статьей экономии может стать отказ от привлечения к строительству кровли профессиональных работников, так как даже неопытный мастер может правильно сделать двухскатную крышу для гаража своими руками.
  4. Высокая энергоэффективность. Благодаря своей форме двухскатная крыша снижает энергопотери при отоплении помещений. Она считается самым энергоффективным способом перекрытия построек хозяйственного назначения. Потому, если проводить в гараж отопление, двускатная крыша, сделанная своими руками – самый правильный вариант.
  5. Организация хранения. Гараж, в первую очередь, отводится под содержания машин и иной техники, однако, в нем должно быть место для складирования сезонного инструмента, колес и запчастей. Двухскатная крыша позволяет организовать в чердачном помещении просторные стеллажи, они легко делаются своими руками в соответствии с нуждами хозяев.

Обратите внимание! Гараж с двухскатной крышей, в отличии от односкатных, выглядит как самостоятельное сооружение. Он может располагаться не только поблизости от дома, а в любом удобном месте участка. Опытные мастера рекомендуют сделать скаты с уклоном 20-30 градусов и использовать для покрытия кровельный материал, который использовался для дома, чтобы выдержать единый стиль в оформлении.

Проектирование

Первый шаг в строительстве двухскатной крыши для гаража своими руками – создание проекта, отражающие основные параметры конструкции. Чтобы преступить к работе, нужно определить три основные характеристики: высота конька, уклон скатов и вид кровельного. Расчеты при создании проекта выполняются с учетом нагрузок, ложащихся на элементы каркаса. Подсчитывается полный вес крыши, чтобы определить, насколько глубокий требуется фундамент. Чтобы набросать рабочую схему, нужно правильно сделать следующие расчеты:


Важно! От угла наклона скатов зависит выбор подходящего кровельного материала. Уклон в 20-30 градусов, который рекомендуют делать для крыши гаража большинство опытных кровельщиков, позволяет использовать в качестве покрытия мягкую черепицу, профнастил, шифер или рулонные материалы. А вот металлочерепица, популярная при строительстве своими руками, требует крутизны скатов 35 градусов и более.

Стропильный каркас

Основа каждой двухскатной кровли – стропильный каркас, совокупность элементов, которые обеспечивают устойчивость и стабильность кровельной конструкции. Крыша гаража строится на основе стропил, изготовленных из древесины хвойных пород, пропитанной антисептическими и огнеупорными веществами. В зависимости от планировки постройки, веса и площади покрытия кровельного материала используют 2 разных типа стропильных систем:


Обратите внимание! При расчете стропильной системы учитывают вес ее элементов, так как он увеличивает нагрузку, ложащуюся на фундамент. Чтобы избежать перегрузки, приводящий к деформации основания постройки, следуют соблюдать баланс между толщиной сечения и количеством стропил. Размер пиломатериалов выбирают в соответствии с таблицами, учитывающими длину стропил и шаг между ними.

Монтаж

Самый ответственный момент, если вы строите крышу своими руками – непосредственно монтаж. Чтобы не допустить ошибок, лучше набросать схематичный рисунок, отражающий все размеры элементов каркаса, расстояние между ними, а также способ крепления. Работы выполняют в следующем порядке:


Обратите внимание! Если помещения гаража будет отапливаемым, выполняется термоизоляции скатов, а также . Для этого используют негорючие волокнистые утеплители, к примеру, базальтовая вата или пенополистирол.

Видео-инструкция