Лезгины решили припомнить всё и сразу тюркским завоевателям и всё ещё мечтают о своей автономии – Республике Лезгистан.

Сайт «Sputnik & Pogrom» приводит статистику: в 1989 году коренной нации в стране было 82%, а уже в 1999-м – намного больше. «Кавказ Пост» сам решил сравнить численность этнических азербайджанцев: в 1989 году, согласно официальным данным переписей населения, она составляла 5805000 человек, через 10 лет – 7205 500 чел., в 2009 году – 8 172809 .Что выходит, СССР распался, а Азербайджан занялся выдавливанием не тюркских народов? «Сегодня Азербайджан – многонациональная и многоконфессиональная страна», – утверждают современные энциклопедии.

Насолила история?

При этом второй по численности народ в государстве – лезгины – подвергаются дискриминации, как отмечает NovostiNK.ru, всё чаще в Азербайджане проявляются радикально настроенные сепаратисты. А конфликтный потенциал между лезгинами и азербайджанцами зреет и в Закавказье, и в Дагестане. Как утверждают аналитики, проблема может коснуться и России. Корень её кроется в том, что азербайджанцы не согласны с интерпретацией истории лезгинского народа, которая не вписывается в национальную идеологию, созданную официальным Баку. Лезгинские историки считают свой этнос прямыми потомками жителей Кавказской Албании, которая в древности занимала часть современного Азербайджана. Но позднее, гонимые тюркскими завоевателями, они вынужденно ушли с равнины в горы. А азербайджанские историки, напротив, нашли тюркские корни у древних албан.

Ещё в 1921 году в стране начались переименования населённых пунктов на тюркский лад и активная тюркизация. При этом национальные меньшинства обиделись на тюрков за то, что им не давали сохраниться как народу, сейчас бы мы сказали, препятствовали национальной идентичности. Ситуация вынудили лезгин требовать автономии, об этом они даже писали в 1936 году руководству Советского Союза.

Лезгистана не случилось

А азербайджанцы были категорически против и боялись потерять северные территории. Sputnik & Pogrom» указывает:

«C началом 90-х заявила о себе лезгинская националистическая организация «Садвал» («Единство»), желавшая любыми способами решить проблему лезгин. Но одни хотели автономии в Азербайджане, другие ждали присоединения к России. В 1990 году прошёл III съезд лезгинского народного движения, принявший декларацию о восстановлении государственности в форме Республики Лезгистан. В итоге после распада Советского Союза лезгины оказались реально разделены госграницей РФ и Азербайджана».

«Масла в огонь» добавило и то, по версии медиа-ресурса, что азербайджанских лезгин против их воли посылали на войну в Карабах против армян. Хотя, по сути, к этническому конфликту этих двух кавказских наций они не имели никакого отношения. В лезгинских районах даже проходили митинги против мобилизации, но силовики их подавляли. А для увеличения численности тюркского этноса в Азербайджан переселяли турков-месхетинцев из Средней Азии. А тут ещё и религиозные различия: большинство азербайджанцев являются по вероисповеданию шиитами, а нацменьшинства, те же лезгины, – сунниты.

«После того, как Азербайджан получил независимость, начались проблемы с преподаванием лезгинского языка в школах и с использованием в повседневной жизни. Многих лезгин вынудили покинуть родные места», – утверждают лезгинские активисты. Они говорят, что азербайджанские власти аналогично поступали с русскими, талышами, татами, аварцами и другими народами. В исследовании говорится, что после передачи Россией Азербайджану двух лезгинских сёл Храх-Уба и Урьян-Уба первое получило тюрское название Палыдлы. И есть много других примеров переделки топонимики. А лезгинские активисты также сетуют и на то, что лезгин специально записывают азербайджанцами.

И ещё один факт: в 2016 году в Махачкале убили председателя «Садвала» лидера лезгинского движения Назима Гаджиева. Многие лезгины считают мотивом убийства его общественную работу. После в районах Азербайджана, населенных лезгинами, прошли акции протеста, так как у разводивших овец фермеров стали отбирать пастбища, скот стало негде пасти и нечем кормить. Лезгины считают это дискриминацией на национальной почве.

Эвелина Голден

БАКУ / Новости-Азербайджан. Лезгины являются второй по численности этнической группой в Азербайджане после самих азербайджанцев.

Лезгины в Азербайджане традиционно проживают в Гусарском, Губинском, Хачмазском, Габалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском, Гахском и Гёйчайском районах.

По данным проведенного в 1994-1998 годах исследования численность лезгин в северо-восточных районах Азербайджана составляла 260 тысяч, а по неофициальным цифрам - 800 тыс человек.

По мнению экспертов Института этнологии и антропологии РАН и Института истории, археологии и антропологии Дагестанского Научного Центра РАН , в Азербайджане число лезгин значительно выше, чем на то указывают данные исследования - около 350 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем обстоятельством, что многие лезгины, живущие в Азербайджане, фиксируются как азербайджанцы.

История лезгин Азербайджана

В античности на территории нынешних южного Дагестана и северного Азербайджана проживали племена, говорившие на языках нахско-дагестанской группы. В древности и в средние века они участвовали в этногенезе ряда народов, в том числе и лезгин. Советский этнограф Михаил Ихилов рассматривал лезгин как древних обитателей края, численность которых стала уменьшаться во времена распада Кавказской Албании, а затем прихода тюркского и монгольского населения.

В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир шаха в Восточном Закавказье возникли десятки полунезависимых ханств и султанств, в том числе Губинское ханство, в состав которого вошли азербайджанские лезгины. Они проживали в горной части ханства. Позже губинские лезгины вошли в состав Губинского уезда Бакинской губернии.

Как отмечал российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц, давший одну из первых характеристик азербайджанских лезгин, они "занимают по правому берегу реки Самур полосу в 20-30 верст ширины, простирающуюся на 80 верст с вершин главного Кавказского хребта до большой проселочной дороги, проходящей в 10-и верстах от берега Каспийского моря". Он насчитал в Губинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорили по-кюрински (по-лезгински - ред.) .

Не меньшую роль в переселению дагестанских лезгин на территорию предгорной и плоскостной части Северного Азербайджана сыграло передвижение безземельных горцев с северных склонов Большого Кавказа на южные.

Лезгины в Баку

В конце XIX века малоземельные крестьяне-лезгины уходили на заработки в Баку и в другие города России. В связи с этим говорили: "Бакудин рехъ регъуьн рехъ хьиз хьанва " ("Дорога в Баку стала подобно дороге на мельницу"), "Баку - авай са кални гана аку " ("Посмотри Баку, продав даже свою единственную корову").

На заработки в города Азербайджана уходили и работали многие известные лезгинские поэты: ашуг Саид из Кочхюра, Етим Эмин, являющийся основоположником лезгинской национальной литературы, и Тагир Хрюкский. В пролетарском Баку формировалось творчество поэта Гаджи Ахтынского, ставшим первым поэтом-пролетарием не только в лезгинской, но и во всей дагестанской литературе.

Представители лезгинского народа активно участвовали в общественно-политических и революционных событиях в Азербайджане конца XIX - начала XX вв. Так, например, первым министром государственного контроля АДР стал лезгин Ибрагим-бек Гайдаров. В 1938 году в Верховный Совет Азербайджанской ССР I-ого созыва было избрано 7 лезгин.

Лезгины считают Азербайджан своей родиной


Сахиб Ширинов - доброволец азербайджанской армии - был одним из бойцов разведывательного отряда в период первой Карабахской войны. Он окончил Институт иностранных языков и работал сельским учителем, но после начала войны в Карабахе присоединился к силам самообороны Ходжавендского района.

Вот цитата из его интервью:

"Во время боевых действий отличается и оценивается не национальная принадлежность, а мужской характер, храбрость, - говорит лезгин Ширинов. - Это война всех народов Азербайджана. В Азербайджане уважение к лезгинам настолько сильно, что может позавидовать любой человек. Каждый сантиметр этой страны дорог нам. Карабахская война еще раз доказала мужество лезгин. Мужество - это не только отвага, но и верность, любовь к отчизне, непримиримость к предательству".

В Азербайджане помнят о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности -Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева , которые, по сути, основали в стране боевую авиацию.

После распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. К 2010 году школ с лезгинским языком обучения было уже 126. Чтобы подготовить учителей для этих школ в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища.

Подготовил Али МАМЕДОВ

Лезгины — самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. Они живут компактно в 20 административных районах, с двух сторон склонов кавказского хребта вдоль Российско-азербайджанской границы. Численность лезгин составляет свыше 1,2 миллиона человек. Имеют этнические, религиозные, языковые, нравственные, поведенческие и другие традиционные особенности, отличающиеся от остальной части населения, и идентифицируют себя исключительно как “лезгины”.

В силу своей оторванности от возможности повлиять на политические решения, принимаемые Кремлем в национальной политике, лезгины как этнически цельный компонент в геополитических проектах России, скорее всего, не фигурируют. Сам лезгинский вопрос, судя по всему, в некоторых московских кругах рассматривается как дестабилизирующий фактор на границе с Азербайджаном и угрожающий изоляции Азербайджана от России.

Есть мнение, что конфликт, который может разгореться в будущем между азербайджанскими тюрками и лезгинским населением по обе стороне границы России, может втянуть в это противостояние все народы Северного Кавказа. Руководство России же в этом регионе, видимо, больше беспокоит безопасность транзита энергоресурсов с Апшеронского полуострова в Новороссийск. Поэтому интересам некоторых олигархических кругов в Москве, которые имеют большое влияние на формирование политики Кремля, сегодня полностью отвечает замороженное состояние лезгинского вопроса. Если так продолжится, то не исключено, что в перспективе лезгинский вопрос вовсе может быть торпедирован Москвой в исключительных геополитических форс-мажорных ситуациях, вероятность возникновения которых сегодня вполне прогнозируема. Тем не менее, следует иметь в виду, что стремительно меняющаяся геополитика региона может получить в лице лезгин немало сюрпризов.

Важно отметить, что азербайджанская пропаганда успешно стимулирует антирусские настроения в Южном Дагестане, и она вовсе не проводится бесцельно. Так, в ходе недавно проведенного опроса среди молодежи в Южном Дагестане выяснилось, что половина опрошенных предпочитает жить в составе Азербайджана, нежели России. Они мотивируют это отсутствием всяких перспектив для собственного развития и федеральной целевой политики для развития социально-экономической жизни региона. Перешагнув границу на Самуре, молодые люди попадают совсем в разные реальности, и проводят параллели между наглядными результатами проводимой политики Кремля и Баку.

Ведь лезгины — де-факто разделенный народ государственной границей между Россией и Азербайджаном. В настоящее время, в силу агрессивной пропаганды из Баку с помощью средств массовой информации и, что немаловажно, чиновников разного уровня, родственные связи на обеих сторонах границы явно работают в пользу бакинских идеологов. Плюс ко всему этому, пятая колонна Баку в Южном Дагестане сидит очень крепко и получает всемерную поддержку от Азербайджана. Благодаря такой мощной поддержке, официальные лица АР регулярно, причем, недвусмысленно, заявляют о своих притязаниях к российскому городу Дербенту, который имеет 5000-летнюю историю. Недавнее переименование улицы Советской в г. Дербенте в честь Гейдара Алиева под одобрительные возгласы руководства Республики Дагестан подтверждает твердость намерения Баку в этом вопросе. Кроме того, Баку настойчиво предлагает инвестиции в инфраструктуру Южного Дагестана –Лезгистана.

Однако ни Москва, ни Махачкала в этом не видят выгоды для себя, чему существует очевидные причины. И в предоставленной свободе выбора лезгинские самостийные настроения с очевидными темпами растут вовсе не в пользу России.

По фактам исторического пребывания в составе Российской империи мы везде замечаем, что Россия к лезгинам относилась, скажем, не очень жестоко, как к другим народам края, но в то же время очень равнодушно и осторожно. В итоге лезгины, занимая стратегически самый важный регион на Южном Кавказе, так и не стали форпостом России и не смогли создать свою республику. Этого не допустило руководство России. Такая «профилактическая работа» по предотвращению возможных нежелательных последствий для РФ среди лезгинского населения продолжается по сей день. Она проводится в форме одобрения политики, проводимой из Баку и Махачкалы против самой лезгинской идеи, целью которой является недопущение поднятия лезгин на политическую борьбу за свое будущее.

Хотя лезгин относят к дагестанским группам языковой принадлежности, на самом деле по своим особенностям лезгины относятся не к дагестанским народам. Они представляют культурный мир ранней Кавказской Албании и позднего иранского Ширвана. Лезгины, по существу, мало участвовали в кавказских войнах против России. Они, в основном, были заняты борьбой против завоевателей с Юга. Ареал исторического расселения лезгин ныне принадлежит им и заканчивается Дербентской крепостью – северной границей государства Кавказской Албании.

Получается, что волею судьбы народ, имеющий свою обособленную культуру, язык, территорию и историю, оказался между наковальней и молотом. Свое спасение лезгины справедливо видят в создании Лезгинского административного субъекта в составе России, по аналогии с ранним Дербентским округом Российской Империи, а ныне — Южного Дагестана, куда входит Самурский округ с 10 административными лезгинскими районами, начиная от города Дагестанские огни до реки Самур. Это и есть южные границы России с Азербайджанкой Республикой, Грузией, а через Каспийское море — с Казахстаном и Туркменистаном.

Факт остается фактом: лезгинский вопрос тушить не удастся, и он найдет свое решение в ином варианте расклада сил. Лезгинам, интегрированным в русскую и российскую культуру, хотелось бы, чтобы их вопрос был решен в Москве. Это мотивировано тем, что русская культура несет меньшую угрозу их будущему, чем тюркская или азербайджанская экспансия со их махровыми религиозными и националистическими составляющими. В части этнического будущего они не без основания считают, что их безопасность связана с Россией.

При распаде СССР лезгинам открывалась перспектива для создания своего государства на территориях их исторического проживания. Национально-освободительное движение лезгин в Южном Дагестане находило себе много тысяч сторонников и представляло реальную угрозу для государственности Азербайджана. Однако Москва, занятая решением Карабахской проблемы, пожертвовала лезгинским народом.

Молодое и голодное государство, в то время управляемое Гейдаром Алиевым, в свою очередь расправилась с активистами лезгинского национального движения, что оставило неизгладимый след в памяти народа. Тогдашнее руководство РФ, судя по всему, в то время опасалось (видимо, и сейчас опасается) возникновения фронта вооруженного противоборства лезгин с Азербайджанской республикой, в отношении которой у нее имеются свои отложенные планы. В течение многих лет Кремль продолжал посмотреть на АР как на свою метрополию. Но все его последующие шаги по включению Азербайджана в свою орбиту влияния фактически потерпели фиаско. В итоге, Москва потеряла и Лезгинское национальное движение, и покорный Азербайджан.

Сегодня даже крымские татары за помощью против русской «экспансии» уже обращаются к президенту Ильхаму Алиеву, а русские в решении Крымского вопроса нуждаются в помощи экс-президента Татарстана М. Шаймиева и премьер-министра Турции Р.Т. Эрдогана.

Таким образом, у нас не осталось никаких сомнений, что Москва не в состоянии что-нибудь изменить в своей политике в отношении Азербайджана. Вместе с тем, многолетнее подавление воли лезгин на Юге даром не прошло.

Только масштабные геополитические катаклизмы могут толкнуть руководство России к пересмотру своего отношения к лезгинскому вопросу. И факты говорят о превращении Дагестана в обозримом будущем в антироссийский идеологический плацдарм.

Вагиф Керимов

ЛЕЗГИНЫ ЖИВУТ В ОСНОВНОМ в Кусарском, Кубинском и некоторых других районах Северного Азербайджана. Эта территория в свое время входила в состав образованного в середине XVIII века Кубинского ханства, что, по-видимому, и обусловило в дальнейшем административную раздельность этих территорий от других лезгинских земель, объединенных в свое время (начало XIX века) в Кюринское ханство. Одну из первых характеристик азербайджанских лезгин дал в свое время П. К. Услар , основатель научного кавказоведения, в своей книге «Кюринский язык» [Услар 1896]:

«Правое прибрежье Самура, по самым условиям географического положения своего, всегда входило в состав Кубинского ханства. Под именем Кубинского ханства подразумеваем мы страну, находящуюся между нижним Самуром и главным Кавказским хребтом, который на этом протяжении все более и более понижается, становится удобопереходимым и, наконец, исчезает на Апшеронском полуострове. Впрочем, Куба, в виде центрально-административного пункта, сообщившего название свое целой стране, появляется не ранее середины прошлого века. Страна эта в прежние времена управлялась наследственными правителями, более или менее признававшими над собою власть правительства персидского. Резиденцией их было селение Худат; родоначальником династии некто Лезги-Ахмед. По преданию, он был из фамилии уцмиев, переселился в Карчаг, и, потом, в Персию, откуда возвратился в звании правителя края в Худат. В настоящее время бывшее Кубинское ханство составляет Кубинский уезд Бакинской губернии, который административно отделен от Дагестана.

В полосе страны, сопровождающей справа течение Самура, шириною почти до самого города Кубы, господствующее народонаселение есть кюринское, говорящее тем самым языком, которым говорят в бывшем Кюринском ханстве. Н. Зейдлиц , составивший весьма веское в этнографии Кавказа описание Бакинской губернии, насчитал в Кубинском уезде 50 аулов и 21 выселок, жители которых целиком или частью говорят по-кюрински (т. е. по-лезгински. – Авт .)» [Зейдлиц 1870].

Установление точного списка селений, в которых проживают азербайджанские лезгины, остается пока нерешенной задачей. Один из наиболее полных списков был опубликован в . Он включает в себя 30 сел Кусарского района, 11 сел Кубинского района, 10 сел Хачмазского района, 3 села Исмаиллинского района, 5 сел Габалинского района, по одному населенному пункту Огузского и Шекинского районов. Более полный список приведен в Приложении к этой книге.

Численность и процентная доля лезгинского населения в Азербайджане остались по сути неизменными по сравнению с 1989 годом: переписью 1999 года было зафиксировано 178 тысяч лезгин, или 2,2 % населения страны. Однако, как отмечает один из современных азербайджанских исследователей, вряд ли эти данные реально отражают численность народа: «Наши исследования, проведенные в 1994–1998 годах в северо-восточных районах страны, показывают, что на деле численность лезгин в Азербайджане колеблется в пределах 250–260 тысяч человек... Перепись показала, что большинство лезгин составляют трудоспособное население в возрасте 18–59 лет (55,9 % лезгин) и младше трудоспособного (33,2 % лезгин), что говорит о хорошей демографической перспективе этого народа. Средний возраст лезгин – 29 лет» [Юнусов 2001].

Речь азербайджанских лезгин квалифицируется учеными как кубинский диалект (кубинское наречие), в котором выделяется несколько говоров. В связи с соотношением кубинского диалекта и лезгинского литературного языка специалистами было высказано следующее мнение: «Современный лезгинский язык в силу ряда социально-политических условий жизни его носителей имеет два литературных варианта: один функционирует на территории южных районов (Ахтынского, Курахского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, частично Дербентского, Хивского) и городов Республики Дагестан, а другой – в некоторых северных районах Азербайджанской Республики и в ее городах Баку, Сумгаите, Кубе» [Гюльмагомедов 1998: 35].

Характеризуя азербайджанский вариант лезгинского языка, А. Гюльмагомедов пишет: «Несколько иной функциональный статус имеет лезгинский язык в Азербайджанской Республике. В 1930-е и начале 1940-х годов в школах Кусарского района велось преподавание лезгинского языка, которое вскоре было прекращено как бесперспективное „мероприятие“. Очевидно, этому немало способствовала идеологическая установка об ускорении процессов „добровольной консолидации малых народов вокруг своих старших братьев“ и „добровольного отказа от родных языков в целях скорейшего слияния всех языков в единый всемирный язык“, которая имела место в СССР до последних лет его существования.

Лишь в середине 60-х годов после неоднократных обращений лезгинской интеллигенции в центральные партийные и советские органы Союза ССР и Азербайджанской ССР с требованием восстановить изучение родного языка хотя бы в начальных классах было указание издать учебную и художественную литературу на лезгинском языке. Был издан небольшим тиражом учебник Ш. М. Саадиева и А. Г. Гюльмагомедова „Лезги чIал“ („Лезгинский язык“) для 1-2-го классов (Баку, 1966) и два-три сборника произведений художественной литературы. Естественно, вскоре изучение лезгинского языка лезгинами прекратилось: не было учителей, специалистов, отсутствовала учебно-методическая литература.

В начале 90-х годов под давлением лезгинского народного движения „Садвал“ („Единство“), лезгинского национального центра культуры „Самур“ новые власти Азербайджана формально восстанавливают в школьных учебных планах изучение лезгинского языка в районах с компактным проживанием лезгинского населения, составляются учебные программы для начальных классов, в этом году изданы два учебника для первых двух классов (Саадиев, Ахмедов, Гюльмагомедов 1996 – а; 1996 – б). Однако широк спектр финансируемой спонсорами печатной продукции: произведения молодых поэтов, писателей – представителей кубинского наречия, буклеты, газетные публикации и др. Издаваемая на лезгинском языке в Азербайджане литература на лексико-фонетическом, морфолого-синтаксическом уровнях образует новый, отличный от дагестанского вариант литературного языка. Правильнее было бы назвать его не вариантом литературного языка, а конгломератом речевого материала различных говоров кубинского наречия лезгинского языка и индивидуальных речевых особенностей пишущего. При этом важно отметить: теоретической базой практически реализуемой письменной речи служат далекие от лингвистики декларации о „подлинном“, „настоящем“ лезгинском языке, „очищенном“ от всяких иноязычных элементов. В печати широко используют созданные ими самими слова, сопровождая их различного рода комментариями об их исконности, древности и т. д. Пишущая братия особенно агрессивна в отношении русизмов на разных языковых уровнях. В республике после смерти Ш. М. Саадиева нет ни одного специалиста по лезгинскому языку с ученой степенью» [Гюльмагомедов 1998: 36].

По данным переписи 1989 года, 47,5 % лезгин в Азербайджане назвали азербайджанский язык в качестве второго языка (после родного), которым они свободно владеют. Выборочное обследование Госкомстата Азербайджана в 1991 году показало, что почти пятая часть (19,2 %) лезгин состоят в смешанных (главным образом с азербайджанцами) браках, что является наиболее высоким показателем в стране. Знание родного, а также азербайджанского и русского языков в различных лезгиноязычных районах Азербайджана было исследовано группой ученых Летнего института лингвистики . Краткий обзор результатов их исследования приводится ниже.

Во всех населенных пунктах, за исключением Баку, взрослые лезгины отметили, что они способны хорошо понимать и говорить на лезгинском как на родном. Они обычно используют лезгинский язык дома и в пределах лезгиноговорящего коллектива. В городе Набран Хачмазского района люди старшего возраста предпочитают говорить на лезгинском, более молодые люди понимают и говорят по-лезгински, но часто предпочитают говорить на русском.

В Баку большинство взрослых понимают и говорят на лезгинском очень хорошо, но некоторые лезгины (городские жители третьего или четвертого поколения, имеющие слабые контакты с негородскими лезгинами) плохо владеют языком. Эта группа составляет приблизительно 10–30 % общего числа лезгин в Баку.

Высокий уровень грамотности на лезгинском языке был засвидетельствован только в Кусарском районе, где язык преподается в школах все одиннадцать классов. После окончания школы взрослые продолжают читать районную газету на азербайджанском и лезгинском, некоторые кусарские жители отметили, что читают лезгинскую поэзию.

В Кубинском и Хачмазском районах навыки чтения и письма на лезгинском оказались очень низкими. Причиной тому – отсутствие до последнего времени одиннадцатилетнего обучения на лезгинском, а также материалов для чтения вне школы. Потребности в литературе, по мнению многих респондентов, в состоянии выполнить азербайджанский язык.

Во всех деревнях респонденты отметили трудности понимания литературного лезгинского, основанного на диалекте, распространенном в Дагестане, а также сложность лезгинского алфавита.

Устное владение азербайджанским языком было хорошим или удовлетворительным в Набране, во всех других населенных пунктах его уровень оказался высоким почти для всех возрастных групп. Владение азербайджанским письмом слегка ниже, чем владение устным азербайджанским.

Преподаватели школ и детских садов Кусарского района указали, что дети дошкольного возраста еще не говорят и не понимают азербайджанского языка, поскольку редко непосредственно соприкасаются с этим языком, несмотря на телевидение и радио.

Высокий уровень владения русским языком отмечен только в Набране. В других районах он ниже среднего, причем у женщин он оказывается еще ниже, что увязывается со службой мужчин в свое время в Советской армии.

Особенно низкий уровень владения русским языком показали женщины старшего возраста и молодое поколение, что вызвано азербайджано-язычным обучением в школах. У молодежи знание письменного русского обычно выше знания устного. В Баку фиксируется высокий уровень владения русским языком. Некоторые молодые люди указывали, что русский – это язык, которым они владеют наиболее хорошо.

В Азербайджане на сегодняшний день действует целый ряд лезгинских культурных институтов. Работает Государственный кусарский лезгинский драматический театр. 10 июня 2005 года театр выступил в помещении Бакинского государственного театра юного зрителя с постановкой на лезгинском языке пьесы азербайджанского драматурга С. С. Ахундова «Скупой». Кубинский филиал Азербайджанского государственного университета искусств имени М. А. Алиева, Кусарский филиал педагогического училища имени М. А. Сабира готовят педагогические кадры для дагестанских тюрков (азербайджанцев), местного населения и малочисленных народов.

Действует также лезгинский национальный центр «Самур». В политическом отношении он лоялен государственной власти. В канун президентских выборов 2003 года на собрании представителей всех проживающих в Азербайджане общин и организаций национальных меньшинств председатель лезгинского культурного центра «Самур» Мурадага Мурадагаев заявил, что со дня своего образования в 1993 году эта организация сознательно и добровольно «придерживалась проправительственного курса». «За каждым из членов нашей организации стоят люди – родственники, друзья, знакомые, – все вместе мы станем внушительной силой. И уважая решение президента Гейдара Алиева, мы отдадим свои голоса за его сына», – сказал М. Мурадагаев («Зеркало», 12.10.2003 г.). Центру «Самур» предоставлено ежедневно 15 минут эфирного времени для вещания по республиканскому радио.

Газеты «Ени самух» и «Алпан » учреждены Центром лезгинской культуры и выходят на лезгинском и азербайджанском языках тиражом каждая более 1000 экземпляров. В Кусарском районе на лезгинском языке печатается газета «Кусар ».

Значительную работу по духовному единению лезгин как в пределах Азербайджана, так и во всем мире, по налаживанию культурных связей между азербайджанскими и дагестанскими лезгинами с 1992 года ведет газета «Самур », издаваемая в Баку тиражом в 2000 экземпляров. Финансовые и иные проблемы вынудили редакцию сократить количество номеров до одного в месяц (ранее – 2 раза в месяц). Тем не менее газета старается оперативно информировать читателей о новостях культурной жизни, поднимать злободневные вопросы, волнующие каждого читателя. Газета выходит на трех языках: лезгинском, азербайджанском и русском. Как сказали автору этих строк в редакции газеты, практически все статьи для нее пишут лезгины. Знакомство с номерами последних трех лет отчетливо показывает основную линию газеты – сохранение родного языка, воспитание у читателей бережного к нему отношения (ср., например, статью Седагет Керимовой о языке – 23.02.2004 г.; материал о Дне родного языка – 25.02.2005 г.).

Важной своей задачей редакция считает знакомство с земляками, известными соотечественниками за рубежом, с исследователями лезгинского языка и лезгинской культуры – нашими современниками и деятелями прошлого. Эта тематическая часть материалов представлена как в виде очерков (например, о певице Рагимат Гаджиевой – 23.04.2004 г., языковеде Магомеде Гаджиеве – 25.03.2004 г. и композиторе Зейнале Гаджиеве – 24.05.2005 г. – в рубрике «Наши знаменитости», о художнике Дарвине Велибекове – в рубрике «Гость „Самура“», о художнице Багар Нуралиевой – 27.09.2003 г., о чемпионке Азербайджана по художественной гимнастике Аэлите Халафовой – 26.01.2005 г., о московских лезгинах – 24.11.2004 г., 26.03.2005 г.), так и в форме интервью. Стараясь поднять уровень правового образования читателей, редакция на протяжении нескольких номеров публикует отрывки из «Гаагских рекомендаций по правам национальных меньшинств на образование».

Достаточно активно в Азербайджане работают лезгинские писатели. Одна из самых заметных среди них – редактор газеты «Самур» Седагет Керимова , которая родилась 30 марта 1953 года в селении Каладжуг Кусарского района. Она окончила среднюю школу в городе Кусары, факультет журналистики Азербайджанского государственного университета и там же аспирантуру (отделение философии). Работала в газетах «Совет кенди », «Хаят », «Азербайджан », «Гюнай ». С 13 лет публикует стихи, рассказы и статьи в республиканских изданиях. В различных издательствах Азербайджана у нее вышло уже 10 книг: «Немой крик» – на азербайджанском языке, «Лезгинкадал илига» («Сыграй лезгинку») – книга стихов на лезгинском языке, «Къарагъ дуьнья, лезгинкадал кьуьлериз» («Вставай, мир, лезгинку пляши»), «Къайи рагъ» («Холодное солнце») и «Мад са гатфар» («Еще одна весна»), сборник прозаических произведений «Блажная» и поэтический сборник «За семью горами» – на русском языке (в переводах азербайджанских переводчиков) и другие.

С. Керимова преподавала лезгинский язык и литературу в Бакинском филиале Дагестанского государственного университета. Она же в 1996 году создала лезгинский инструментальный ансамбль «Сувар», в репертуар которого входят народные песни и танцы, а также сочинения самой Керимовой (более 100 песен). Ансамбль «Сувар» проводит широкую концертную деятельность. В 2004 году издано два альбома этой группы: «Зи хайи эл» и «Ягъ, са лезги макьам». К 50-летнему юбилею С. Керимовой был издан биографический очерк на азербайджанском языке «Седагет» (М. Меликмамедов. Баку: Зия-Нурлан, 2004). Творческая деятельность С. Керимовой в области журналистики была отмечена премией «Золотое перо», премией имени Гасанбека Зардаби, премией имени Хуршудбану Натаван и премией имени Мехсети Гянджеви Независимого профсоюза СМИ Азербайджана. Она была также удостоена в 2003 году премии Мира Азербайджанского национального комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи.

В активе Музафера Меликмамедова – поэтический сборник «Шанидакай кьве виш мани» («Двести песен о любимой») (Баку: Дуьнья, 1998), книга «Къубадин гъулгъула» об исторических событиях XIX века и другие произведения. Отметим также сборник стихов Гуьлбес Асланхановой «Вун рик1еваз» («С тобой в сердце») (Баку: Зия-Нурлан, 2004), антологию «Акъата шегьредиз» (2000) и др. Событием в культурной жизни последних лет стал и выход лезгинского эпоса «Шарвили» на азербайджанском языке.

С. Керимова и М. Меликмамедов осуществили перевод на лезгинский язык Европейской рамочной конвенции по защите национальных меньшинств (Баку, 2005, тираж 1000 экз.). Газета «Азербайджанские известия » (19.07.2005 г.) писала по этому поводу: «Подобная акция стала возможной благодаря финансовой поддержке Совета Европы, который патронирует подобные проекты во многих странах мира. Комментируя это событие, координатор проекта Залиха Тагирова особо отметила довольно значимую роль активистов талышского проекта по правам человека и лезгинского культурного центра „Самур“, благодаря которым осуществлялся скрупулезный перевод текстов. „Мы не случайно выбрали для перевода на языки нацменьшинств текст именно этой, первой из ратифицированных страной европейских конвенций, – говорит З. Тагирова. – Думаю, что работу в этом направлении необходимо продолжить. Однако она не должна оставаться уделом лишь отдельных энтузиастов. Я надеюсь, что наше начинание привлечет внимание специалистов и потенциальных спонсоров, которые окажут поддержку в издании книг на языках национальных меньшинств, проживающих в Азербайджане“».

Распад Советского Союза, карабахский конфликт и возникшие в связи с этими событиями социально-экономические проблемы привели к массовым волнениям на всей территории Азербайджана. В начале 1990-х на всём севере Азербайджана произошли волнения среди лезгинского населения при непосредственном участии движения «Садвал», выступавшего за создание на территории Дагестана и Азербайджана лезгинского государства. Митинги протеста против установления государственной границы между Россией и Азербайджаном проводились по обе стороны реки Самур, что привело к тому, что окончательная делимитация границ между двумя государствами была отложена более, чем на два десятилетия. Одним из последних громких событий, связанных с территориальным спором, являлся вопрос двух российских анклавов на территории Азербайджана, сёл Храх-Уба и Урьян-Уба. В 1954 году по решению Совмина СССР территории этих сёл были временно переданы в качестве пастбищ Магеррамкендскому району Дагестанской ССР. В 1984 году срок аренды этих земель был продлён до 2004 года. С 2007 года на жителей этих двух сёл оказывалось давление со стороны властей Азербайджана, которые требовали либо принять гражданство Азербайджана, либо переехать в Россию. Немаловажным фактором было также и то, что власти Азербайджана предлагали ускоренное получение гражданства Азербайджана без отказа от гражданства России, о чём любят умалчивать заинтересованные в разжигании конфликта лица, и о чём свидетельствуют официальные источники. Так, к примеру, на официальном сайте Посольства России в Азербайджане мы можем найти следующую информцию: "Руководство Азербайджанской Республики в качестве жеста доброй воли предложило жителях двух сел принять гражданство Азербайджанской Республики в упрощенном порядке при сохранении гражданства Российской Федерации”. Далее, тут же: “Постоянно проживавшие в с.Урьян-Уба российские граждане воспользовались этим предложением, легализовав свое дальнейшее пребывание в Азербайджане в качестве граждан этой страны”. Точка в территориальном споре была поставлена в сентябре 2010 года, когда был подписан Договор между Россией и Азербайджаном о государственной границе.

Помимо недовольства об установлении государственной границы азербайджанские лезгины якобы отказывались идти служить в армию, мотивируя свой отказ тем, что их насильно отправляли на войну в Карабах. При этом удивляет тот факт, что в командном составе Министерства обороны Азербайджана до сих пор много лезгин, что подтверждают сами лезгины - ветераны Карабахской войны. Так, к примеру, в одном из своих интервью Интернет-порталу 1news.az командир горно-пехотной роты, лезгин по национальности, Сахиб Ширинов высказал следующую мысль: «я есть лезгин, тот самый горец. Я один из первых добровольцев нашего района, и первыми были именно лезгины. Лезгинский темперамент привел меня именно в развед-диверсионный отряд. Чуть позже я стал командовать горно-пехотной ротой. Командиром нашей войсковой части был майор Аскеров, офицер бывшей Советской Армии, тоже лезгин, который героически погиб в боях за село Муганлы. Лезгины и другие малые народы Азербайджана плечом к плечу воевали и доблестно погибали как шехиды, ведь наша Родина - Азербайджан». Нельзя забывать также и о подвигах двух Героев Азербайджана, лезгин по национальности, Фахраддина Мусаева и Сергея Муртазалиева, которые, по сути, основали в стране боевую авиацию. До недавнего времени оборонное ведомство Азербайджана также возглавлял лезгин - Сафар Ахундбала оглы Абиев. Никто не отрицает и насильственный характер отправки молодых ребят на войну. Ловили на улице, сажали в машину и увозили в военкомат, а оттуда на передовую. Но абсурдно говорить о целенаправленной политике официального Баку по отправке на фронт в качестве пушечного мяса исключительно лезгин.

Но самой главной проблемой лезгин в Азербайджане называют отсутствие помощи со стороны государства в развитии лезгинского языка и культуры. Именно такой вывод напрашивается, исходя из информации, публикующейся на порталах лезгин Дагестана и на иных сайтах, преследующих своей целью дискредитацию Азербайджана в глазах мировой общественности. Доля правды есть и в их словах. Несомненно, официальный Баку занижает численность лезгинского населения страны; на фоне пропаганды пантюркизма переписывается история всего Азербайджана и народов, населяющих эту страну; оказывается недостаточная помощь в развитии истории, культуры и языка народов Азербайджана. Но говорить об отсутствии всякого внимания со стороны Баку нельзя. В советское время обучение лезгинскому языку велось в школах Азербайджанской ССР с перерывами в десятки лет, а в 1960-х годах и вовсе прекратилось. Именно после распада СССР в Азербайджане было восстановлено обучение на лезгинском языке. В середине 1990-х г.г. лезгинскому языку обучали в 94 школах, а к 2010 году уже в 126. Для подготовки кадров в школы в Гусарском районе был открыт филиал Бакинского педагогического училища. Лезгинский национальный центр «Самур», созданный в середине 1990-х г.г., призван координировать работу по развитию лезгинского языка и культуры. В 1996 году был создан ансамбль «Сувар», который носит звание «Народного коллектива Азербайджана». В 1998 году в Кусары был открыт Государственный лезгинский драматический театр. Выходят газеты ("Самур" , «Кусар», «Ени Самух» и др.) и журналы («Чирагъ») на лезгинском языке. В Азербайджане также издаются книги на лезгинском языке. Среди видных деятелей культуры, искусства, общественных и политических лидеров можно выделить целую плеяду талантливых представителей лезгин Азербайджана: композитор Эльза Ибрагимова, доктор искусствоведения Нуреддин Габибов, писательница и поэтесса Садагат Керимова, поэтесса Гульбес Аслаханова. Долгое время пост Министра образования занимала ныне покойная Лидия Худат кызы Расулова, которая была награждена орденом «Шохрат». Список можно продолжать очень долго, но основная суть становится понятна даже при поверхностном изучении истории лезгин Азербайджана.

Очень часто говорят о «лезгинской карте», которую в любой момент могут разыграть различные силы, заинтересованные в дестабилизации обстановки в Азербайджане. Удастся ли это сделать - покажет время. А пока есть ещё время у официального Баку закрепить свои позиции и получить безоговорочное уважение среди представителей национальных меньшинств Азербайджана.

3

Статья конечно пробакинская, где ложь вперемешку с правдой. Есть классическое выражение- все познается в сравнении..., и если сравнить положение 100 тыс азерба-цев в РД, где они имеют полное равноправие, их язык считается в РД государственным. на ряду с остальными дагестанскими языками, где у азерб-цев имееют свои СМИ, радио, несколько каналов ТВ (в т.ч. и несколько бакинских), где власть считается с интересами азерб-цев так, что они считают себя вполне равным и коренным народом. А что мы имеем у 250 тыс аварцев и 800 тыс лезгин в АзР? Первым делом о их положении может говорить сама конституция АзР, где черным по белому написано, что источником власти в АзР считается тюркско-огузский народ, потому говорить о правах КОРЕННЫХ народов севера АзР говорить не стоит. Именно от конституции отталкивают как на местах, так и в центре, Власти республики, которые исполняют законы о правах нетюркских народов только для галочки, чтоб создать видимость соблюдения прав нацменьшиств, чтоб создать мимдж толенрантного и демократичного государства, что особо актуально для властей, если учесть то, что И.Алиев властвует наследственно, и к каким последствиям привела наследственность Б.Асада в Сирии, то для пантюркского(читай нацистского) режима в Баку, стало жизненно необходимым привести на бумаге в порядок, требования по правам нацменьшинств в соответствии с европейскими стандартами. Конечно не стоит отрицать, что власти в Азр начали уделять внимание к запущенным проблемам аварцев и лезгин, чтоб не допустить взрыва, но эти меры носят косметический характер, т.к. во власти АзР большинство придерживается пантюркской позиции, которая не признает ничего нетюркского в АзР, согласно ими же написанной конституции, потому. на ряду с открытиями лезгинских театров и школ, они не будут ослаблять ассимиляционный прессинг на коренные нетюркские народы, даже наоборот, может быть так, что этот прессинг будет усиливаться.

Если даже согласиться, что материал пробакинский, как вы, Dages Blated, изволили выразиться, в вашем же комментарии демагогия, клевета, используемая единственно в форме Геббельсовской лжи для разделения и властвования. Объединение тюркских народов мира для постоянного обмена опытом, совместного обогащения и развития языков, культуры, истории идет с древности со времен естественного существования империи тюрков-гуннов, Тюркского, Кимакского каганатов. Тюрки были господствующими народами на всем Евразийском пространстве с вольным проживанием древних небольших этносов в этом ареале. Христианские захватчики, вторгавшиеся на тюркские земли или «мирные» пришельцы, как, например, мигрировавшие испокон веков евреи, в частности, на тюркские земли, пришедшие из Ирана, издревле ставили и ставят перед собой цель дробить и сталкивать нас, тюрков. Поэтому ваши слова «для пантюркского(читай нацистского) режима в Баку» не вызывают удивления. Такими уголовными обвинениями еврейско-большевистский режим Сталина вырезал под корень на 100% элиту разных тюркских народов бывшего т.н. СССР. Чтобы у тюрков вырезать и народную память на место тысячелетней элиты тюрков власть ставила управлять преимущественно евреев и разбавляла их русскими. Ты, скрывающийся под ником Dages Blated – самый обыкновенный ВРАГ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ. Как впрочем и Россия с его иудеями-правителями, целенаправленно убивающая коренные языки народов страны, не только тюркские. А значит занимающаяся ЭТНОЦИДОМ этих народов.

О, туранистка...., еще одна захватчица- золотоордынка, знаю я все твои узкоколейные нацистско-пантюркские заключения. Забудь про все каганаты и т.д., у нас тоже много чего было в истории..., разогнал по всему миру, ваш иудейский каганат, русский князь Святослав, где в районе Кизляра, было разгромлено все, и отправлено на свалку истории. потому сама ты дочь геббельса, верная его последовательница, это точно., - это видно по втоим попыткам называть правду ложью, а ложь правдой.

В Хазарии последних лет ее существования действительно власть захватили иудеи. И стали вести экспанСИОНИСТСКИЕ, захватнические войны. В результате иудейская Хазария была разгромлена объединенными силами мусульман, входивших в образования Омеядский и Абасидский халифат, а иудейские олигархи тех времен оттуда сбежали на многие столетия. Сбежав оттуда, им удалось внедриться во власть тюркского город Киев ("город женихов" -в переводе с тюркского). И тем самым помогли утвердить в Киеве управление. которое стало по династии христианским. после чего христианством как чудовищно агрессивная вера крестом, мечом, огнем все окружающие племена насильственно крестила. Чтобы вернуть Новохазарии ее исконное имя Россия - мусульманам нужно объединиться с русскими. Чтобы этого не случилось евреи ведут антиисламскую по всем фронтам войну в Новохазарии.

ЛЕЗГИНСКИЙ вопрос существовал,существует и,некоторое время-пока мы не решим этот вопрос,будет существовать в Азербайджане.ЛЕЗГИНЫ не нацменьшинство,не малочисленный народ,не горцы в Азербайджане,а ХОЗЯЕВА этой земли,аборигены Кавказа,в отличии от горцев Алтая-тюрков!Проблема не в азербайджанцах,не в Бакинской власти.Проблема в тех,кто над вами зонтик держит,оберегает вас.Но,АЛЛАh велик и милосерден,не вечно одним страдать.

Лезгин в АР не ущемляют, им доверяют и на них надеются. На бытовом уровне их уважают и не дискриминируют нигде. Министры, олигархи лезгины у нас не редко встретишь, на лезгин не гонят в СМИ как в РФ. Но есть и проблемы - отсутствие национальной политики. Это упущение и это необходимо исправить сообща, без ярлыков и брызганием соплей.

""" Но есть и проблемы - отсутствие национальной политики. Это упущение и это необходимо исправить сообща, без ярлыков и брызганием соплей." =х=х=х=х=х=х= Гурбан, не стоит тебе самому брызгать соплями, раздувать тут истерию. Ты сам себе противоречишь, вот я привел в пример твои же слова, - а ведь дагестанские лезгины говорят то, что не могут сказать азерб-кие, т.к. за такие требования у вас в легкую объявят сепаратистом и сгноят в тюряге, как это было у вас с многими аварцами и лезгинами, требовавшими равноправия. Потому, тебя бесит, что не можете заткнуть дагестанских. И вина во всех накалах страстей лежит только на ваших властях, которые игнорируют права разделенных народов, создают препятствия в исполнении своих законных прав на язык и культуру коренным народам. Вот ответь, почему в 21 веке один мусульманский народ имеет все права в Дагестане, а другой мусульманский народ в АзР не имеет таких же прав и близко..., - это нормально??? Это нормально, что ваши власти все советские и постоветские годы стараются стереть в памяти у людей свой язык и культуру, это нормально, что в ваших школах аварцам лезгинам внушают, что они пришлые в АзР, и что у них нет Родины там, что они никто, пока называют себя лезгинами или аварцами??? Ведь это ваше настоящее лицо, а зашевелились вы(пантюркисты-тураНдоты) только после того, как стало ясно, что не удается в тихую истребить в людях свою самоиндентичность, что в РФ все громче раздаются требования разобраться с положением разделенных народов, оказавшимся на своей исконной земле бесправным нацменьшинством. Потому, Гурбан, ты тут поднимай хай тогда, когда по обе стороны границы будет обеспечена зеркальность прав для все народов, а не только для азеро-турок.

Дагестанские лезгины не имеют понятие о реалиях в АР. Им напичкали пропаганды и они не особо задумавшись начали тявкать на Азербайджан. Лезгины не ущемляются, они говорят все на лезгинском и в Кусарах и в Баку и в Ленкоране. Не редкость услышать лезгинскую речь в метро и никто не шарахается от этого. В Азербайджане есть лезгинские СМИ - газеты и журналы, но нет каналов. Никто лезгинам не внушает, что они пришлые. Мало книг, ибо все книги ввозят из РФ- это упущение. К сожалению у нас нет национальной политики, нет органа занимающийся этими делами. Кроме всего прочего в Азербайджане Карабахский синдром, многим мерещатся везде сепаратисты, и это плохо. Если даг лезгины будут нагнетать, но это вызовет обратный эффект. Надо поспокойней и с головой подходить к этой проблеме, а не тявкать на весь азербайджанский народ.

Что вы сразу принимаете на свой счет(народ имеется ввиду), когда начинают критиковать вашу власть??? Вот многие азер-цы склоняют политику РФ, ее президента Путина, но почему-то русские не говорят вам, что оскорбляете этим русский народ. потому не надо вам самим нагнетать проблему между народами..., да и у разделенных нацдвижений Дагестана нет каких-то фобий отн-но азеро-турок, вы видать не в курсе, что и лезгияры и аварцы давно провозгласили лозунг -" мы не против народа азерб-кого или еще какого-то народа,- это тупик, - мы за свои интересы, за соблюдение своих прав ". Потому на счет тявканий, ты не по адресу..., при этом признавая, что у лезгин и аварцев нет вещания на родных языках в форматах Тв и радио, нет достойного образования на родных языках, нет в ВУЗа кафедр дагестанских языков..., вот когда это будет, тогда может сам перестанете тявкать. А то. что в метро можно говорить на своем языке, - за вам большой большой "поклон"..., а в курсе ли вы, что в г.Закатли разорили аварца из-за того. что он вывесил название магазина аварском языке, мало что разорили, на него еще повесили ярлык сепаратиста, он имел проблемы с вашими спецслужбами, он был поставлен на учет, т.е. надзор. Такие случаи были и в лезгинских районах, к тому же в тех же Закатли был запрещен тв-канал на аварском языке, а на владельцев были устроены гонения...- вот над чем надо вам задуматься, а не огульно людей облаивать.

Хорошо, если вы говорите что вы не против народа, то я верю вам. Попунктно. Я полагаю, что никто не против того, чтоб в АР печатались учебники на лезгинском и аварском и открылась бы кафедра дагестановедении, но начинать надо с нацполитке и соответствующего органа. Кто будет координировать и организовывать? У нас в Баку был филиал Даг Универа, но он закрылся, так как наши лезгины и аварцы предпочитали учится в БГУ, "Кавказ" и зарубежом. Из-за этого несколько лет назад закрыли даг филиал. Я не вижу причин почему бы не создать канал на лезги, ввести региональный язык в местах их проживания и печатать качественные учебники. Почему это не делается не знаю. Затрат тут почти нет.

"Руководство Азербайджанской Республики в качестве жеста доброй воли предложило жителях двух сел принять гражданство Азербайджанской Республики в упрощенном порядке при сохранении гражданства Российской Федерации” =х=х=х=х=х=х= абсолютная и наглейшая ложь..., я лично знаю храхубинских лезгин, никто им не предлагал двойного гражданства....,ваши власти требовали отказаться от российского. потому не стоит говорить тут это

(МОДЕРИРОВАНО) Не давно у меня в Москве состоялся спор с одним лезгином, который обвинял Азербайджанскую сторону в захвате лезгинских земель В Докузпаринском районе и отборе более 70% Самурской воды. Я так и не смог убедить этого человека в том, что в произошедшем больше виновата так называемая лезгинская элита, чем Азербайджанская сторона. Ведь Азербайджанская сторона землю и воду получила не в результате войны с Россией, а в результате дипломатических переговоров. Когда земля и вода была передана Азербайджанской стороне ни один высокопоставленный лезгин не пикнул. Против передачи лезгинских земель и воду выступил аварец Муху Алиев, за что лишился своей должности. А лезгины ему даже спасибо не сказали.

Исаев, у тебя не сколько проазерб-кая позиция, а сколько антилезгинская...., к сожалу в Дагестане таких фобов тоже хватает - это 100 % так..., ведь именно из-за этих фобий междусобойчиковых в РД, с дагестанцами вытворяют то, что с ними происходит последние 25 лет, этим и пользовались против нас во все времена те. кто не хотел самостоятельности наших народов, чего и не будет никогда, пока есть такие, как вы...., но этого Гьиса, ты вряяяд ли сумеешь понять, судя по всему ты националист-люмпен или национал-реваншист, коих в РД, как нерезаных собак...., но это тема для отдельного разговора.. А что ты сказал бы по ситуации с аварцами в Закатли и Белокане?? Они в чем виноваты по-твоему??Наверняка и по этому народу ты найдешь что-то негативного

Эмина и подобных ему других "мин", подложенных под коренных народов в искусственном азербайджане: лезгин - более 1 млн. 500 тыс. чел., аварцев - более 250 тыс. чел., других лезгиноязычных народов (цахурцев -более 70 тыс. чел., рутульцев - более 60 тыс. чел., удин, крызов, хиналугцев, будугцев, хапутов, джеков - суммарно около 150 тыс. чел.) бесит, когда им говорят правду. Территория расселения даже современных лезгин и лезгиноязычных народов на северо-восточной части нынешнего Азербайджана гораздо общирнее, чем показана на указанной карте данной статьи. Почему не включили на данной карте территории расселения Лезгин в своём подавляющем большинстве Хачмасского, Шабранского, Кубинского, Исмаиллинского, Геогчайского, Варташенского, Кабалинского, Шекинского, Кахского и других районов. Или вы считаете, что процесс ассимиляции в этих лезгинских районах уже заверщён? Вы, не смешите нас, это далеко не так - Лезгинский народ, на своих указанных исконных, исторических землях жив, здоров и продолжает употреблять родной лезгинский язык и уверенно признают себя достойными потомками Лезгин- Кавказских Албанцев (Алпанцев), Лезгин - Шарванцев (Шар по-лезгински означает- царь, а ван - голос, общее значение голос царя), Лезгин - Легзанцев-Лагзанцев-Лакзанцев. Мало того, что на территории Кавказской Албании - исторических и нынешних землях Лезгин и Лезгиноязычных народов, а также Аварцев, искусственно с 1918 года, не законно и искусственно создали никому не понятное образовани - Азербайджан, да ещё возмущаетесь, когда Лезгины или другие коренные народы поднимают национальные вопросы. Ваша антилезгинская, антиаварская и т.д. государственная политика - бесперспективна. Она даже граничит с фашистским режимом. С 1169 года стену исторической достопримечательности - "Лезги мечети" в Баку почти 1000 лет украшала историческая вывеска - "Лезги миски, 1169 год"! Что случилось, почему такое зверское отношение к Лезгинской истории земель нынешнего Азербайджана? Это показывает очень низкий уровень политической культуры властей, полную ненависть всему коренному, но нетюркскому населению оккупированных южных территорий Дагестана. Госудаственная машина уничтожает всё то, что напоминает о Лезгинах и других дагестаноязычных коренных народах на территории этого искусственного образования. Настроения наших земляком нам очень хорошо известны и на вопрос о том, существует ли Лезгинский вопрос в Азербайджане мы ответим: Лезгинский вопрос в АР не просто имеет место в жизни, а практически дошёл до своего зенита. Если власти не начнут в ближайщее время создавать реальные национальные общественно-политические и социально-экономические условия развития для Лезгинского и других кореных народов в АР на государственном уровне, то однозначно сработает закон физики о максимально нажатой пружине, который имеет очень и очень опасный известный эффект. Ваше доверие к нам, к Лезгинам, Аварцам и т.д. для реализации своих, пантюркских, национальных целей никак даже не смягчает острату Лезгинской проблемы в АР. А то, что касается достижений известных Лезгинских личностей в АР, то уверяю вас, что к этому никто, коме их самих, никакого отношения не имеет - это сугубо их личный труд, личный вклад. Следовательно, на сегодняшний день, у очень молодого государства - Азербайджана, которому чуть более 20 лет, без необходимого госудаственного опыта, очень большие проблемы. И ЭТИ ПРОБЛЕМЫ НЕ ОГРАНИЧИВАЮТСЯ КАРАБАХСКИМ ВОПРОСОМ. НАЛИЧИЕ ЛЕЗГИНСКОГО, АВАРСКОГО И ТАЛЫШСКОГО ВОПРОСОВ НЕОБХОДИМО ПРИЗНАТЬ И ОНИ ТРЕБУЮТ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ НА ГОСУДАСТВЕННОМ УРОВНЕ, ДЛЯ ПРИНЯТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ ПО НЕМЕДЛЕННОМУ СОЗДАНИЮ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛЕЗГИНСКОГО, АВАРСКОГО, ТАЛЫШСКОГО И ДР. НАРОДОВ АЗЕРБАЙДЖАНА. НЕ НУЖНО САМИМ СЕБЕ СОЗДАВАТЬ ПРОБЛЕМЫ - ИХ НЕОБХОДИМО СВОЁВРЕМЕННО ПРЕДУПРЕЖДАТЬ. УДАЧИ.

Татьяна, (МОДЕРИРОВАНО) Лезгины составляют большинство только в одном районе- Кусарском, в остальных районах их количество не превышает 30% - это реалии. Вполне возможно, что в АР много азербайджанцев чьи предки были когда-то лезгинами, аварцами, цахурцами, татами, талышами и т.д., но факт состоит в том, что сегодня все они считают себя азербайджанцами и это главное. Проблемы никто не отрицает, но они не того уровня как тут описывают некоторые юзеры. Но нагнетая ситуацию и ведя себя диструктивно "вы" (это не к вам) отдаляете нас от цели.

Даже 120 миллионов русских в 150 милионной России не признаны, как источник власти в РФ, где источником власти указан многонациональный народ РФ. вот и думай, почему у вас проблемы с коренным населением, Ведь у вас узаконенный нацизм, и кто в вашей власти будет соблюдать права неконституционных нетюркских народов??? Эти законы, по защите прав нацменьшинств, подписанные вашим пантюркским режимом для создания видимости демократиии, чтоб пустить пыль в глава международному сообществу, а на деле у вас творится конституционный произвол. Получается, у вас произвол и нацизм относительно нетюрок, со стороны властьимущих, не может быть даже предметом судебного преследования, т.к. этот нацист-чиновник действует по конституции..., - на этом и замыкается круг. Потому дагестанским аварцам и лезгинам не остается ничего, как пристально следить за происходящим за р.Самур относительно своих собратьев...

Слушайте, Э-"мин", вам, наверное, и во сне сняться армяне? С армянами разберитесь, пожалуйста, сами. И вообще, логически, сами подумайте, какой смысл, кому-то беспокоиться за Лезгин, Аварцев и др. дагестаноязычных народов, тем более, как видим в реальности, армяне уже решили свой вопрос, какой же смысл им ещё за кого - то о чём-то говорить. Я бы вас поняла бы, если ситуация у тех же армян с вами был бы на более раннем этапе. Сегодня, будьте добры, адекватно реагируйте на конкретный вопрос и Лезгин, и Аварцев, и др. Не нужно сразу же занимать "оборону" - это нелепо. Об азербайджанском народе или о каком-либо другом народе я не говорю и никто не говорит - речь идёт о недопустимых преступных ассимиляционных процессах в Азербайджане на уровне государства. И не надо нагло врать о 30% -тах. Кроме Кусарского района, где более 99 % - Лезгины, в Хачмасском районе Лезгины составляют более 83 %, в Кубинском районе -более 72 %, в Кабалинском районе - более 68 %, в Шекинском районе - более 66%, в Исмаиллинском районе - более 59 % -тов и т.д. Только в Баку каждый пятый - Лезгин, т.е. Лезгин более 250 тыс. чел. А ваши статистические данные о численности народов - это просто бумаги. Спасибо, что начали признавать проблемы коенных народов АР: Лезгин и Лезгиноязычных народов (Удин, Крызов, Цахур и.т.д) и родственных нам, дагестаноязычных Аварцев. И это происходит не от повышения уровня политической и другой культуры истеблишмента АР, а, к сожалению, из-за событий, сначала в Грузии, а сейчас - на Украине. Отсутствие "национальной политики" на государственном уровне, вернее присутствие преступной ассимиляционной государственной политики в отношении Лезгинского, Аварского и др. коренных Дагестаноязычных народов, вы с такой лёгкостью обозначаете, словно практически проблем никаких нет, это, так, мелочь. Давайте, конкретно: почему с согласия и по указанию бакинских властей, была снята со стены Лезгинской мечети вывеска - "Лезги миски. 1169 год"? Это равносильно тому, что вы снимаете с надгробного камня моего прадедушки вывеску с данными моего дедушки, тем самым, пытаясь, стереть историю нашего рода - сихила (тухума). 2. Когда власти собираются вернуть нашу дагестанскую - лезгинскую историческую вывеску на своё историческое место или властям сначала нужны осложнение обстановки, а потом - поглядим? Хватит вам размазывать и прятаться "армянами" или же якобы "единой" верой и пока ещё, к сожалению, не существующим братством. Только - конкретно. Хабары - не нужны.

Я бы проехал, но сегодняшняя действительность на Ю.Кавказе не позволяет того. Ваши правые силы подняли антироссийскую шумиху вокруг крыма, ваши мусаватисты даже были задержаны в Махачкале, при попытке проникновения в крым, к крымским татарам ехали, чтоб переубедить их от участия в референдуме..., - вот обьясни мне, зачем это им надо??? Когда у них свои земли под армянским сапогом???Они что, решили все проблемы у себя, чтоб суваться к русским???? Зачем они обращаются к азерб-кой диаспоре в украине, чтоб они поддерживали бандеровскую власть??? При том, что Азр проголосовал против РФ по крымскому вопросу в ООН - вот об этом я...,когда сама Турция отмалчивалась по крымскому вопросу, не лезла и не мечтала даже делать того, ваши правосеки-мусаватисты решили лезть к крымским татарам, чтоб возбуудить среди них вражду к русским..., ну мало ли что они туркоязычные, тогда ежайте и на алтай, к алтайцам. хакасам, тувинцам..,они тоже туркоязычны и тоже в составе РФ, агитируйте их за мифический Туран, которым бредят ваши пантюркисты-турандоты, которых у вас все больше становится....,. а эрдогановская Турция поняла, что пантюркизм до добра их не приведет, что насильно мил не будешь, и решили менять внутреннюю национальную политику, они поняли опасность нацизма, но в Баку пока не чувствуют перемен в Анкаре.. Зачем вашим пантюркам надо переть против жандарма Кавказа в лице РФ??? Хорошо хоть ваш Аббас Аббасов чуть исправил положение признав Крым российским от лица российских азерб-цев. Вот, что ты должен знать, а не проезжать мимо. С такими "успехами" вы сами себе накликаете проблем. Потому и решили у вас арестовать проамериканских журналистов (считай агентов влияния), которые под видом правых сил, сталкивали лбами АзР с РФ по вопросам украинского кризиса, что могло оукнуться завтра у вас вслед за Украиной.