По красивой легенде, Рим основал Ромул -- один из двух братьев, выкормленных волчицей в своем логове. Но вам, раз начали читать эту статью, наверняка интересно, как далеко легенда отстоит от реальности.

Сегодня мы узнаем, как объясняют происхождение Рима титулованные итальянские историки.

Сижу на лекции по Древнему Риму в Болонском университете, многие из вас знают что я получаю в Италии образование историка. Наш профессор рассказывает...

Какие доказательства у нас в руках? Литературные источники и археологические находки!

Кто основал Рим - Ромул

Увы, ни один литературный источник не называет того человека, который лично видел, как Ромул очерчивал границы нового города. Прямых очевидцев нет и быть не могло. Потому что письменность в Риме появилась лишь в конце VII века до нашей эры, то есть прошло больше ста лет от основания Рима.

Но даже появление письменности не проливает свет на загадку, потому что историей Рима по-настоящему стали интересоваться еще несколько веков спустя -- когда он вырос, укрепился и стал угрожать соседям. Приблизительно с середины IV века до нашей эры. Больше всего внимания уделили Риму древние греки. Но историки, на которых мы можем сегодня опираться -- Тит Ливий и Дионисий Галикарнасский -- жили в первом веке до нашей эры!

Они, конечно, тоже опирались в своих произведениях на других авторов, которые слышали народные предания о Ромуле и первых семи королях Рима... Но установить, какая доля правды дошла до них через столько лет, сегодня уже никому не под силу...

Греческие историки старались показать, что римляне обязаны своим происхождением... кому же еще, древним грекам!

Дионисий Галикарнасский так прямо и пишет в своих "Римских древностях": "Жители Аркадии первыми из эллинов пересекли Адриатику и высадились в Италии. Вел их Энотр, сын Ликаона, рожденный 17 поколениями прежде Троянской войны... Энотр и эллины, приплывшие с ним, нашли здесь много земель, полезных для выпаса скота и для земледелия. Некоторые из них были пустынными, некоторые населены местными народами, но поселения эти были малочисленны. Освобождая Италию от варваров, Энотр основывал новые города, близко друг от друга, так, как это делали в древние времена. Занятые им земли назывались Энотрия, а жители, населявшие ее -- энотры"...

Тит Ливий посвятил Риму 142 книги. Первая из них целиком рассказывает о его становлении... Тит Ливий упоминает легенду об Энее, который, уже после Троянской войны, также приплыл в Италию.

Что же, получается, итальянцы -- это прямые потомки древних греков?

Разумеется, нет. В современной сториографии можно прочитать о многих народностях, которые жили в Италии еще в бронзовый век. "Голасекка" -- в современных Пьемонте и Ломбардии; неподалеку от Падуи -- еще одна культура, ее называют "культура Эсте"; на территории сегодняшних Тосканы и Эмилии -- "цивилизация Виллановиана", из которой вышли этруски...

Однако мы отвлеклись. Кто основал Рим?

Удивительно, но все древние историки отвечают однозначно: Ромул. Вызывает сомнение лишь то, был ли это реальный человек. Или из-за того, что город уже назывался Рим, легенда приделала основателя с созвучным именем -- Ромул? Да, так часто бывает: при недостатке фактов причина и следствие меняются местами...

В Италии археологи постоянно находят что-то интересное...

И Тит Ливий, и Дионисий Галикарнасский рассказывают, как Ромул взял в руки плуг и очертил границы нового города. Отцом Ромула был объявлен бог Марс. Эту красивую легенду вы можете прочитать на сайте, переходите

Однако и сами авторы не очень в ней уверены. Тит Ливий пишет: "Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начало городов; а если какому-нибудь народу позволительно освящать свое происхождение и возводить его к богам, то военная слава народа римского такова, что, назови он самого Марса своим предком и отцом своего родоначальника, племена людские и это снесут с тем же покорством, с каким сносят власть Рима. Но подобного рода рассказам, как бы на них ни смотрели и что бы ни думали о них люди, я не придаю большой важности".

Кто основал Рим? -- подытожил наш профессор. -- Будем считать, это был Ромул, не забывая, что подтверждение тому -- легенда. А на самом деле мы не знаем точно, почему Рим был назван Римом. По одной из версий, в основу легло слово ruma , что значит женская грудь, по форме похожая на округлый холм (на таком холме и родился город). По другой версии -- от слова Rumon , в древнелатинском языке так называлась река Тибр, на которой стоит Рим. (Примечание: по-итальянски название города -- Roma).

Год основания Рима - 753 до нашей эры

Если имя Ромула называет легенда, признанная туманной даже историками, то как ученые вычислили с такой точностью год основания Рима?

Ответ -- археология!

"Прежде всего Ромул укрепил Палатинский холм, где был воспитан", -- пишет Тит Ливий.

Сегодня Палатинский холм в Риме выглядит так.

Нет-нет да можно увидеть, как ученые в тяжелых ботинках ведут на территории Палатина раскопки.

Мы подошли к самому интересному...

В 1988 году на южном склоне Палатина проводил раскопки итальянский археолог Андреа Карандини со своей командой. Он обнаружил подобие частокола, а параллельно ему, ближе к центру холма, -- остатки стены, они датируются VIII веком до нашей эры.

Гипотеза ученых: каменная стена огораживала Древний Рим, ее заложил Ромул. А частоколом обвели границы святых владений города, он огибал бòльшую территорию. На ней нельзя было ни сажать деревья, ни хоронить умерших, ни строить дома и мастерские... Своего рода "нейтральная полоса".

Еще один историк, живший в I веке до нашей эры, Марк Теренций Варрон, описывает древний ритуал закладки города:

"В Лацио был обычай закладывать город на манер этрусков. В плуг впрягали быка и корову, и так очерчивали предел города. Это был религиозный обычай, ритуал совершали в день, предначертанный знамением. Границы города обозначали ров и стена. Ров -- это борозда, которую оставлял после себя плуг. Стена -- земля, выходившая из-под его ножа. Стена строилась внутри, ров -- снаружи. Границы города обозначались колоннами. За ними владения города больше не простирались".

Варрон упоминает, что день для закладки города выбирали специально. Ученые сегодня называют не только год основания Рима, но и день -- 21 апреля, праздник пастбищ и выпасаемых животных.

Не всегда граница владений города и каменная стена шли близко друг к другу, иногда между ними было значительное пространство. Стена строилась в целях защиты и охватывала ту территорию, которая в ней нуждалась. А граница владений в Риме пролегала с большим запасом, как бы подразумевая, что город будет разрастаться.

Расширение границ города могло произойти только в особых случаях. Тогда старые колонны сохранялись, а новые владения обозначились новыми, как диктовали ритуалы. В Риме было возможно расширить границы города только за счет территории, отвоеванной у другого народа. В следующий раз после Ромула границу очертили уже в I веке до нашей эры. А последний раз -- при императоре Аурелиане в III веке нашей эры.

Еще одна находка археологов в переводе с латинского называется "Черный камень".

10 января 1899 года при раскопках на римском форуме ученый Джакомо Бони обнаружил это надгробие. На камне высечена надпись, которая предостерегает: всякий, тронувший его, навлекает великие бедствия на свою голову.

Ученые считают, что камень может обозначать место захоронения Ромула. По другой версии, здесь погребен Фаустул, который приютил и вырастил братьев Ромула и Рема. Если вы простые туристы, попавшие в Рим, то без труда найдете на римском форуме место, где покоится Лапис Нигер.

Едва находка была обнаружена, ее сразу же связали с письменным источником, в котором упоминается черный камень рядом с местом комиций, неподалеку от курии. Черным камнем отмечена могила Ромула, сказано в летописи.

Конечно же, назвать точный год появления камня никто не решается, говорят лишь, что возраст находки позволяет быть уверенными в том, что монархи Рима были очень древними. О том, обнаружены ли останки человека где-либо поблизости от "Черного камня", никто из ученых не говорит.

Где искать Ромула, они пока не знают...

Существует версия, что Ромула могли убить на одном из "заседаний" курии, которое проходило неподалеку от "черного камня", разрезать его тело на части, и вынести за пределы города...

Кто основал Рим, год основания Рима -- сегодня я постаралась ответить на эти вопросы без лукавства, с максимальной откровенностью. Насколько это позволяют полученные в одном из лучших университетов мира знания.

Надеюсь, что статья была полезна. Хотя, наверное, и не оправдала надежд некоторых читателей 😉

Рим - древний город, с которого началось формирование великого государства. Столица будущей могущественной страны выросла на территории Апеннинского полуострова в нижнем течении реки Тибр. Основание Древнего Рима теряется в истории, оно растянуто во времени.

Истоки римской цивилизации

Римские холмы - Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий, Авентин и Палатин были заселены различными племенами еще с незапамятных времен.
В период раннего железного века здесь существовали отдельные поселения, постепенно они объединялись между собой, в результате чего образовался крупный город-государство с центром в низине между холмами. имеют очень удобное выгодное расположение. Большая река, в устье которой добывали соль; плодородные почвы; на холмах располагались дубовые и лавровые рощи. Эти природные ресурсы благоприятно влияли на развитие земледелия и скотоводства.

Миф о возникновении Рима

Об основании Древнего Рима сложилось немало легенд. Самая известная из них - о братьях-близнецах Ромуле и Реме. Эту версию у римлян принято считать основной, о ней напоминает статуя волчицы - символ Вечного города.
По преданию от весталки и бога войны Марса родились мальчики-близнецы Ромул и Рем. Они были брошены в волны реки Тибр претендентом на трон Амулием по одной версии, по другой же - собственной матерью. Дети выжили, их вскормила своим молоком волчица. Это необычное событие увидел пастух Фаустул и взял младенцев к себе на воспитание. Когда Ромул и Рем выросли, они узнали тайну своего происхождения и решили построить новый город. Между ними разразилась ссора по поводу места основания. В драке Ромул убивает Рема, и возводит город, названный Римом (от итальянского «Рома» — Рим). Дата

Рим! Такое короткое слово, и такая удивительная, длинная, никем не превзойденная история. Город, создавший легенду о самом себе. Город, в который стремится всякий претендующий на образованность. Город, в который действительно ведут все дороги, ибо они здесь начинались. Начинались тогда, когда дорог в мире еще НЕ БЫЛО…

Город, который — стоит только побывать в нем — будет приходить к вам во сне, и звать, и не отпускать, и забирать все ваши мысли, как зрелая роскошная женщина, которая настолько знает себе цену, что даже не тратится на косметику. Зачем? Разве у нее есть соперницы? А если есть, значит, дело не в ней, а в вас: просто вы еще не умеете по-настоящему любить… Вы не научились отличать королевские, хотя и потускневшие, бриллианты от новомодной сверкающей бижутерии ювелирных лавчонок. Что же, чтобы полюбить, надо познать. И не раз…

Если пытаться кратко выразить сущность города, то Париж — это Елисейские поля с замыкающей их Триумфальной аркой, Лондон — это Темза и суровый Парламент с Большим Беном, Антверпен — каналы и картинно яркие, сказочные домики, а Рим — это История…

Возникновение Рима прозаично: спустились с гор пастухи, и понравился им холм Палатинский. Они и поселились. Чтобы спокойней было, построили стену: получился «квадратный Рим». Первыми богами были — Янус (двуликий бог «входа и выхода», начала и конца) и Сатурн — бог плодородия. Отсюда потом пойдут и знаменитые римские «сатурналии». А далее явился грек Эней, тот самый сын Венеры, что вместе с маленьким сыном Юлом спасся из пылавшей Трои да еще и парализованного папашу на спине прихватил… После долгих (как всегда у греков) путешествий и приключений высадился он с корабля в Латино и основал на Тибре город. Потомки его стали царями, а уже сестра одного из них родила Ромула и Рема. Дальше мы уже все знаем: в школе проходили, и вообще…

Героический Эней придал местному народу черты благородства (во всяком случае, на этом настаивает Вергилий в «Энеиде»), систему и власть царскую, которая и понравилась. Предполагают, что первые цари были — этруски. Когда сестра одного из них, свергнутого братом по имени Амулий, назначенная им быть жрицей — Рея Сильвия — родила близнецов, якобы от бога Марса, их по приказу «злодея Амулия» (вероятно, по неучености своей не верившего в зачатие от бога, а по жадности не желавшего делиться троном, — странный вообще-то был человек…) бросили в Тибр. Как полагалось обычаем: в просмоленной корзине. Корзину, конечно, прибило к берегу: сценарий, отработанный Моисеем еще со времен Египта. Под смоковницей их кормили дятел и волчица, а затем приютил и воспитал пастух Фаустул. Это были Ромул и Рем. На Палатине до сих пор сохранилась эта пещера… Волчицу потом изобразил этрусский мастер Валка, а благодарные потомки близнецов водрузили ее на высокий столб и поставили на Капитолии. Дальше — известно… Братья учредили город, посредством пропахивания борозды в форме квадрата. Произошло это 21 апреля 753 г. до н.э. И выбран был для этого действа холм Палатинский. Именно эту дату до сего дня ежегодно празднуют римляне…

Квадрат был поначалу небольшой, и Ромул убил Рема: места на двоих в городе явно не хватало (обыкновенная и, можно сказать, даже «типовая» история)… Подробно живописует жизнь великого города Тит Ливий во вполне научном труде «История

Рима». После семи царей, последний из которых, выражаясь современным сленгом, «достал» подданных, римляне учредили республику, за которую и боролись не жалея не только своего живота, но и чужого, в частности живота Цезаря… Кстати, фраза «И ты, Брут…» повторялась в истории дважды. Первый «правозащитник» из семейства Брутов, по имени Луций Юний, изгнал из Рима царя Тарквиния Гордого (510 г. до н.э.), из-за которого закололась несчастная Лукреция, ускользнув таким коварным образом от неминуемого грехопадения на ложе сластолюбивого тирана. Сюжет, многократно использованный в мировой живописи. Второй Брут — известный всем — был из этой же династии: как видно, яблоко от яблони… И всего-то прошло 450 лет, а вишь ты, помнил предка…

История республики, а затем и империи — это история побед римского оружия, история безудержного расширения Рима до самого края ойкумены. Самую большую территорию Рим приобрел во время правления Траяна, когда Средиземное море стало внутренним римским озером. Правда, большим… Вообще надо сказать, что война для римлян была естественной и непреходящей частью их жизни, притом главной. А изобретением века стала «римская когорта». Благодаря ей и побеждали. Рим изобрел первых профессиональных военных — легионеров. Они же стали и первыми в мире персональными пенсионерами — «ветераны» получали от республики не только содержание, но и надел земли. Желанный «собственный домик» и рыбалка на пенсии были мощным стимулом. Надежда на обеспеченную старость завоевывала мир! Если говорить об истории Рима «крупными мазками», то надо, конечно, упомянуть знаменитых «гусей», которые спасли защитников Капитолия в 388 г. до н.э. от галлов…

Затем следуют три Пунических войны, занявшие период с 264 по 201 г., а затем аж до 146 г. до н.э. Схватка длиной более 120 лет, запечатлевшаяся в умах всех землян именами Пирра, Ганнибала, Сципиона Африканского. Переходом через Альпы, слонами, которых научили убивать людей, и, наконец, разрушением Карфагена. Героическое было время, эпохальное: развилка цивилизаций… Куда пойдет мир? Оказалось — за Римом… Ганнибал покончил с собой…

Затем — присоединение Греции (168 г. до н.э.), что имело огромное значение для римской культуры, религиозных культов, театра, искусства фрески и даже однополого секса… 60 год — это правление триумвирата: Цезарь, Красс, Помпей. Красс умирает, Помпея побеждает Цезарь: на суше и на море. Цезаря убивают заговорщики 15 марта 44 г. Знаменитые «мартовские иды», как и было обещано великому Цезарю предсказателем («Бойся мартовских ид…»)… Заговорщиков разбивает приемный сын Цезаря — его племянник Октавиан вместе с будущим своим зятем Агриппой (тем самым, который Пантеон в Риме построил. Но уже после…). Октавиана провозглашают Августом Божественным. Начинается эра императоров. И будет их всего — 65…

Но история — очень коварная дама. Именно во времена величайшего подъема Рима уже закладывается его падение. Августу, который должен был принять титул «Божественного», на холме Капитолия, рядом с Табулярием, там, где сейчас стоит церковь Санта-Мария дей Аракоэли, Сивилла, больше часа неотрывно смотревшая в небо, неожиданно сказала: «…Сейчас на краю твоей империи родился Сын Божий — Спаситель мира… Поклонись ему». Август, еще не узнавший единобожия, поклонился и звание «Божественного» принимать не стал…

Так начинается история императорского Рима, первым императором которого стал Гай Октавиан — приемный сын Цезаря, получивший титул Августа, и заканчивается, по сути дела, на Константине Великом, императоре, который перенес столицу в новый город — Константинополь, увековечив себя, но предрешив этим закат Рима… При нем, при Константине, принявшем, кстати, христианство лишь на «смертном одре», государство разделяется на Восточную и Западную империи. Западная империя пала в 476 г., Восточная — Византия — продержалась еще почти 1000 лет… По этим же городам разделилось и самое мощное учение — христианство. Разделилось на ортодоксальное (православное) и католическое… Каждое возглавил первосвященник. Раскол расширялся. После 1054 г. процесс стал необратим, ибо папа римский, считавший себя наследником и владельцем кафедры самого апостола Петра, равно как и патриарх Константинопольский, в свою очередь, считавший сие римское величие самозванством, дружно, шумно и одновременно отлучают друг друга от Церкви. Все! То ли на роду так было написано, но многочисленные попытки воссоединения (включая пышный Собор во Флоренции в 1439 г.) так ни к чему и не привели…

Вообще в истории всегда есть что-то мистическое, предопределенное. Рим начался с Ромула, на Ромуле и закончился: 23 августа 476 г. германский полководец Одоакр низвергает последнего императора Западной империи — несовершеннолетнего еще Ромула. Эта история еще один раз повторилась на Габсбургах, правивших уже второй Священной Римской империей (так называемым «Первым рейхом»), династия которых началась в 1273 г. с Рудольфа и спустя 600 лет на Рудольфе же и закончилась… Как и было предсказано гадалкой!..

После падения Западной империи Рим становится заштатным городом: столица переносится в Равенну. Оттуда Римом, но уже государством, а не городом, правит король остготов Теодорих. Старательно правит, так, чтобы походить на истинного римлянина. Там и сейчас есть его мавзолей: местные жители «поработителя» чтут, даже спустя полторы тысячи лет… Такое заслужить надо…

А за 150 лет до этого Константин ушел в новый город, оставив стареющий Рим на попечение новой силы — христиан. Старшим в Риме стал римский епископ… Так, начиная с 755 г. Рим постепенно превращается в город пап.

Рим просуществовал папским городом более 1000 лет, до 1870 г., когда его, и то только со второй попытки, берет армия Гарибальди и Витторио Эмануэле, усиленная неизменно присутствующими в каждой революции французами, которых возглавляет их император — Наполеон III. «Гражданин папа» почему-то на войну против него обижается и добровольно (но упорно) считает себя арестованным и отсиживается в своем Ватикане: семьдесят лет отсиживается, пока в 1929 г. великий политик Муссолини не подписывает с ним Латеранские соглашения. Ватикан становится государством в государстве, папа — одновременно и светским, и духовным главой. Как и прежде… Такова реальность… Но вернемся к истокам.

Вообще христианство с самого начало было религией, способной постоять за себя, и это доказали все без исключения папы, которые при надобности и меч из-под рясы вынимали, чтобы отстоять свою уже не божественную, а вполне реальную светскую власть в так называемой «папской области», занимавшей практически всю среднюю Италию. И не только не отдать, но при случае и прирезать лакомый кусочек, которым являлись то герцогство Тосканское, то Сицилия, то Неаполитанское королевство, даже на Флоренцию покушались, но та ловко извернулась и сама завоевала Рим в лице сына Лоренцо Медичи (Джулиано), принявшего имя папы Льва X… (Кстати, досталась папам земля вполне легитимно и юридически четко: из рук Пипина Короткого, из династии Каролингов, в 756 г., так называемый «Пипинов дар».) Окончательно закрепил действо сие Карл Великий. Не исключено, что это повлияло на его «неожиданное» коронование папой в рождественскую ночь 800 г. Место это отмечено на полу собора Святого Петра круглой плитой красного цвета. (Можно и сегодня встать на него самолично и представить, как оно было…)

Однако и доставалось папам, а в их лице и Риму, тоже сполна: достаточно вспомнить разбой, который учинили сарацины Роберта Гвискара в 1084 г., или осаду Рима войсками Карла V Габсбурга, взявшего Рим и заставившего самого папу ночью бежать в Болонью. Правда, потом в этой самой Болонье смертельные враги и помирились, после чего папа Клемент VII короновал Карла императорской короной в огромном болонском соборе Святого Петрония, предварительно пошушукавшись с ним неделю с глазу на глаз… А для вящего удобства и конфиденциальности между их апартаментами даже прорубили дверь… И оставили наедине, без свидетелей и советников… Неисповедимы пути Господни…

А еще полутора столетиями раньше великий Рим сдался Владиславу Анжуйскому — королю Неаполя, не только отнявшему у папы всю папскую область, но и угрожавшему Флоренции. Неизвестно еще, как бы сложилась судьба Рима, ибо армия Владислава была сильной, а казна богатой, — не влюбись он без взаимности в дочь аптекаря в маленьком городке Перуджа. Однако эту крепость бравый король решился брать единолично… Чтобы спасти свою честь, девушке не оставалось ничего другого, как предложить ему перед началом кульминационного пункта свидания «любовный напиток», от которого он благополучно (правда, корчась ужасно и поминая всуе совместно имя Господа и аптекарши) через день скончался… Хорошее лекарство, видно, было, проверенное… Но папа поступка «избавительницы» по достоинству не оценил и в святые не возвел. А Рим, перенявший удивительное свойство у легендарной птицы Феникс, каждый раз не только быстро зализывал раны, но и еще более прихорашивался новыми дворцами, мостами или фонтанами, но чаще — церквами… Город, обреченный быть вечным! И он был им. Даже великий пожар 64 г., на который в безумном экстазе взирал Нерон, распевая песнь «Крушение Трои» и подыгрывая себе на кифаре, пошел ему в украшение. Рим отстроился уже не в дереве, но в камне. Не по его ли стопам пошел в 1812 г. «третий Рим», именуемый в просторечье Москвой?.. Помните, у Грибоедова: «Пожар пошел ей много к украшенью…»

На своем веку Рим перевидал немало гостей. Видел въезд в город в 1655 г. кортежа шведской королевы Кристины, отрекшейся от престола и принявшей католичество, чтобы жить в Риме. И жить красиво… Кстати, подбил ее на этот демарш некто Декарт, который считал, что «начало координат» находится в Риме. Вот вам и облагораживающее влияние науки… А может, и прав был. Он же и мужской костюмчик для «ученицы» пошил, в коем она и эпатировала на Пьяцца дель Пополо жителей Вечного города во главе со встречавшим ее папой, въехав сквозь перестроенные Микеланджело ворота верхом на коне и сидя в седле по-мужски. Эпатаж растянулся на всю жизнь…

А еще раньше, во времена диктаторства Цезаря, город видел въезд царицы Египта Клеопатры. Ну это было просто на уровне сегодняшнего бразильского карнавала… А сколько Рим видел «триумфов», когда в течение нескольких дней сквозь форум везли и военную добычу, и самого триумфатора в золотой бочке-колеснице: при этом бежавший впереди раб кричал: «Смотри назад…» Но все превзошел великий триумф сына императора Веспасиана — Тита, покорившего Иерусалим и разрушившего не Иерусалимский храм, нет, разрушившего всю старую жизнь на земле, ибо с приходом в Рим иудейских рабов Европа перешла в новую эру, в христианство. Именно плененные иудеи, успевшие у себя на родине поверить в Мессию, принесли ее в своих головах и сердцах… И это была уже другая мораль и другая жизнь. Хотя не все и не сразу это заметили… Рим разрушил не меч, Рим пал от идеи… Но на обломках этой цивилизации (или, как мы говорим, — античности) возникла новая христианская Европа. Которая живет и сегодня. А папы стали прекрасными преемниками цезарей. И правили зачастую искусней…

Всего в истории Рима было 264 папы, если первым считать высадившегося в 42 г. н.э. на берег Италии апостола Петра, а 264-м почившего недавно Иоанна Павла II. Как бы разные люди ни относились к религии, необходимо признать, что папы не просто владели Римом, не просто правили им, они его любили… Именно папы превратили Рим в тот чарующий Вечный город, которым мы любуемся сегодня. Каждый стремился украсить его, создать нечто необычайное, что внесет его имя в историю, эдакую «изюминку». Кто египетские обелиски по всему городу водружал, кто невиданные по красоте соборы ставил, кто новые улицы прокладывал… Особенно интенсивно «процесс пошел», начиная с Николая V (1447-1455). Вернувшийся из «Авиньонского пленения», продолжавшегося на протяжении правления восьми пап, с 1303 по 1377 г., Григорий XI нашел город и церкви в крайнем запустении. Но понадобилась смена еще шести пап, пока Николай с помощью Браманте не начал разрушать старый, построенный еще при Константине и отстоявший тысячу лет собор Святого Петра (за это Браманте впоследствии получил прозвище «Маэстро-разрушитель»), чтобы создать тот величайший Храм, над которым трудились самые знаменитые художники: Фра Джоконде, Рафаэль, два из целой плеяды семьи Сангалло (Джулиано и Антонио- младший Сангало), Микеланджело, Доменико Фонтана, Карло Мадерна и, наконец, Джанлоренцо Бернини, который завершил внутреннюю отделку великолепным киворием, встроил в алтарь древнюю деревянную кафедру апостола Петра и оформил площадь своей знаменитой четырехрядной колоннадой.

Это список гигантов, но так же велики и заказчики, которые приглашали их и находили немалые средства для строительства. При этом папы никогда не покушались на дохристианское прошлое, наоборот, они старались его сохранить. Это стараниями Бенедикта XIV в 1750 г. Колизей был освящен как место мученичества первых христиан и прекращено его разрушение. И защищали Рим тоже папы. Грозный Аттила не вошел в город, остановленный вышедшим ему навстречу всего одним человеком. Это был папа Лев Великий, сказавший Аттиле, что оборонять город будут сами апостолы Петр и Павел. Аттила устрашился (или, может, наоборот, сподобился благодати какой) и в город не вошел, а повернул вспять… Правда, выкуп из рук папских все-таки взял, и немалый… История говорит, что суеверный Аттила убоялся участи взявшего за пятьдесят лет до него Рим короля визиготов — Алариха, который сразу после этого умер… Вождь страшных и внешне, и в бою гуннов, прозванный античным миром «Бич божий», хотел пожить…

Добавить себе закладку на эту станицу:

Важнейшие даты начала римской истории

753 г. до н.э. - легендарная дата основания Рима
I - Царский период (753-509 до н.э.)
II - Республиканский период (509-27 до н.э.)
III - Императорский период (начинается с Юлия Цезаря, назвавшего себя первым римским императором) длится вплоть до конца правления Ромула Августула (476).

Древнейшая история Рима — о его основании, правлении семи царей, их делах и учреждениях — во многом является легендарной. Старинные предания о первых веках Рима являются смесью достоверных событий с поэтическим вымыслом.
Прежде всего легендарным представляется рассказ о переселении в Лациум троянского героя Энея.
Без сомнения, основанием к нему послужили оживленные торговые сношения, поддерживаемые римлянами с греческими колониальными городами в Нижней Италии.
По древним сказаниям, Эней основал город Лавиниум, а сын его Асканий Юл — город Альба-Лонгу.


В этой Альба-Лонге, городе в области Лациум, около 754 года до Р.X. правили вместе два брата из рода Аскания: Нумитор и Амулий.
Но Амулий хотел царствовать один и вытеснил Нумитора. Для большей своей безопасности он убил сына Нумитора, а дочь его сделал весталкой — жрицей богини домашнего очага Весты. Весталки должны были оставаться девственницами.
Но дочь Нумитора Рея Сильвия нарушила принятый на себя обет и родила от бога Марса двух детей.
Жестокосердный дядя тотчас после их рождения велел положить мальчиков в корыто и бросить их в Тибр. Мать подверглась заключению.
Но корыто зацепилось за смоковницу, и, когда поднявшаяся вода Тибра снова вошла в свои берега, дети остались на твердой земле и были вскормлены волчицей

Вскоре их нашел царский пастух Фаустул и отнес своей жене Лауренции, которая только что родила мертвого сына. Фаустул воспитал найденных детей, назвал их Ромулом и Ремом и сделал из них пастухов. Оба мальчика с ранних лет выказали физические и умственные способности. Они пасли царские стада и охотились в горах, на которых впоследствии был построен Рим. Жили они в хижинах, выстроенных ими самими из дерева и тростника. Одна из этих хижин как святыня сохранялась и поддерживалась еще во времена историка Дионисия (около 30 года до Р.X.).
Когда Ромул и Рем достигли восемнадцатилетнего возраста, одно случайное происшествие совершенно изменило их общественное положение. Однажды они поссорились из-за выгонной земли с пастухами Нумитора, который жил в Альба-Лонге, несмотря на свое смещение.
Ромул и Рем поколотили своих противников, и те решили отомстить им. Во время одного праздника они подкараулили братьев, схватили Рема и привели его к царю. Амулий отослал Рема к Нумитору, чтобы тот наказал его по своему усмотрению. По решительным манерам и смелому обращению Нумитор понял, что этот пастух высокого происхождения. Сходство лица навело его на верный след, и он догадался, что Рем его внук.
Между тем Фаустул открыл Ромулу тайну его истинного рождения, и, когда Ромул пришел за братом к Нумитору, то настоящее положение вещей окончательно разъяснилось. Братья приняли решение отомстить за несправедливость, совершенную по отношению к их деду и к ним самим. Они возбудили волнения среди населения и, подкрепленные толпой недовольных, напали на царя, убили его и посадили на престол своего деда Нумитора.
В благодарность за эту услугу им было позволено основать поселение на том самом месте, где они были брошены и спасены. К ним присоединились их сторонники, окрестные пастухи. Но вскоре между братьями возник спор, кому должна принадлежать честь называться основателем города. Вынести решение они предоставили богам. Для этого Ромул и Рем сели каждый на определенном месте и стали выжидать благоприятного для себя знамения.
Рему первому явилось счастливое знамение в виде шести пролетевших мимо него коршунов, но затем мимо Ромула пролетело их двенадцать. Так как решение богов являлось двусмысленным, и каждая сторона толковала его в свою пользу, то между братьями и их сторонниками произошла ссора, в которой Рем был убит, а Ромул остался победителем.
Тогда Ромул приступил к постройке нового города с соблюдением различных священных обрядов.
Он запряг в плуг белого быка и белую корову и провел плугом круговую борозду, которая должна была обозначать окружность нового города и линию его будущих стен.
В том месте, где должны быть ворота, плуг был приподнят, так как этот вход и выход не являлся священным. Весь город поначалу занимал только Палатинский холм.
В скором времени появились первые признаки того воинственного характера, благодаря которому маленькое поселение Рим сделалось средоточием всего известного в древности мира. Война, победа и распространившийся из-за этого страх были первыми узами, с помощью которых Ромул соединил новое государство с ближайшими соседями. На Капитолийском холме под покровительством религии было построено убежище для лишенных отечества и беглецов всякого рода. Существование в Италии множества маленьких государств, частые раздоры партий в них, гнет и нужда, царящие во многих, из этих государств, обедневших из-за тяжести государственных долгов, и другие подобные обстоятельства подавали надежду на большой прилив переселенцев.
Само собой разумеется, они приносили с собой ненависть к своим прежним согражданам и знание государств, из которых они приходили. Эти два качества оказались как нельзя более кстати для воинственного духа Ромула и его завоевательных замыслов, но в то же время должны были сделать Рим ненавистным соседним государствам. Знаменитое похищение сабинянок явилось поступком, который еще более возбудил ненависть соседей.
Когда сабиняне отказались выдавать своих дочерей замуж за римлян, то те прибегли к следующей хитрости. Ромул объявил, что в определенный день в Риме будут происходить праздничные торжества в честь бога жатвы Конса и пригласил на них жителей ближайших городов. По приглашению явилось множество мужчин, женщин и детей, и все веселились на празднике.
В последний день торжеств обнаружился предательский замысел. В то время, когда всеобщее внимание было обращено на зрелище, по данному сигналу римские юноши бросились похищать девушек. Пришедшие зрители, пораженные, таким насильственным нападением, бежали, проклиная вероломство римлян.
Ромул постарался успокоить похищенных и всех их торжественно обвенчал с молодыми римлянами.
Оскорбленные сабиняне решили отомстить.


Только война представляла желанное удовлетворение и подавала надежду уничтожить грозящий опасностями город.Но нападение было совершено слишком поспешно, не сообща, поэтому и цель не была достигнута.
Первыми начали нападение жители Ценины и были разбиты, а царь их Акро был собственноручно убит Ромулом. Во главе своего победоносного войска, неся доспехи убитого царя, Ромул торжественно въехал в Рим на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Вражеские доспехи он сложил у священного дуба и тут же определил место для храма Юпитера. Таково происхождение самого древнего римского храма — храма Юпитера на Капитолийском холме.
Затем против римлян поднялись жители городов Крустумериум и Антемна, но были также побеждены Ромулом.
К этим городам было впервые применено установленное Ромулом правило, которое с этих пор соблюдалось и в последующие времена и, бесспорно, способствовало распространению власти Рима и утверждению его владычества. Вместо разрушения завоеванного города и обращения его жителей в рабство, что было в обычае в Греции и у других народов древнего мира, часть жителей переселяли в Рим, а на их место посылались римляне. Они получали в завоеванных городах часть земельной собственности и таким образом способствовали образованию римских колоний.
Наконец, против римлян выступили и сабиняне, собравшие большое войско под предводительством царя Тита Тация. Они дошли до Квиринальского холма, который находился напротив римской крепости на Капитолии. Измена дочери начальника крепости отдала ее в руки врагов.
На следующий день на равнине между Капитолийским и Палатинским холмами завязалось жаркое сражение. Оно продолжалось до тех пор, пока похищенные сабинянки с развевающимися волосами и в разодранных одеждах не бросились в ряды сражавшихся и не умолили прекратить битву. Их мольбы достигли цели. С обеих сторон начались переговоры, и наконец был заключен мир на следующих условиях. Таций и Ромул должны были пользоваться одинаковыми властью и почетом в Риме. Город должен был называться Римом, а его граждане — римлянами; объединенный народ по имени родины Тация, городу Куры, получал название квиритов (в более позднее время квиритами называли мирных граждан в противоположность воинам). Все сабиняне получили римское гражданство.
Ромул имел свое местопребывание на Палатинском холме, а Таций — на Капитолийском. Хотя они правили сообща и по взаимному соглашению, однако ни между ними самими, ни между их народами не было истинного, внутреннего единодушия. На пятом году совместного правления во время жертвоприношения в Лавиниуме Таций был убит оскорбленным им гражданином города Лаурента и притом не без тайного участия в этом деле Ромула. Это тем более вероятно, что Ромул, который не желал терпеть при себе даже брата, без сомнения, должен был стремиться к удалению чужеземного соучастника своей власти.
Прежде чем рассказать о конце правления и смерти Ромула, нам следует упомянуть о некоторых приписываемых ему внутренних установлениях, которые послужили основой последующего государственного устройства Рима. В этом отношении самым важным представляется разделение всего римского населения на три части — трибы. Оно было основано не на произволе царя, а на различиях в происхождении жителей Рима.
Эти три трибы или, вернее, народа, были латины, сабиняне и этруски.
Каждая из этих триб получила свою долю в земельных угодьях, разделенных для этой цели тоже на три части. При этом каждая из них имела и свой особенный округ в самом городе Риме. Каждая триба была разделена на десять курий. Эти десять курий были связаны между собой общим богослужением и участием в управлении государством.
Каждая курия, в свою очередь, распадалась на десять родов. Члены всех тридцати курий назывались патрициями, то есть «имевшими отцов»; это были полноправные граждане. Образование плебса — бесправной массы народа рядом с полноправным сословием патрициев — упоминается впервые только во времена царя Анка Марция. Кроме курий, в управлении государственными делами принимал важное участие сенат, который состоял из ста патрициев; впоследствии число сенаторов возросло до трехсот.
Патриции, добиваясь свободы и самовластия, вступили в борьбу с самодержавной властью победоносного царя и искали случая отделаться от него. Ромул внезапно исчез, по одним преданиям, в то время, когда присутствовал в собрании сената в храме Вулкана, по другим, когда однажды делал общий смотр всему войску на поле, за городом.
Во время этого смотра внезапно наступило солнечное затмение и разразилась буря; народ разбежался и оставил царя одного с патрициями. Тогда, должно быть, он был убит патрициями, а они рассказали народу, будто Ромул был унесен с земли богами. Народ начал сомневаться и выражать подозрение и гнев против сената. Но некто Юлий Прокул, человек уважаемый и верный друг Ромула, явился к собравшемуся народу и торжественно уверил, что Ромул предстал ему на дороге в блестящем вооружении и в увеличенном виде.
Устрашенный Прокул обратился к нему со словами: «Царь! За что ты своим внезапным исчезновением оставляешь нас на незаслуженные обвинения и повергаешь город в безысходную печаль?» На это Ромул будто ответил ему: «Так совершилось по воле богов. Можешь сказать римлянам, что они мужеством и благоразумием достигнут высокого могущества; я же буду их гением-хранителем в образе Квирина». Народ перестал сомневаться в достоверности рассказанного патрициями и, охваченный священным восторгом, постановил почитать Ромула в виде бога Квирина и соорудил ему алтарь на Квиринальском холме.


В основании города Рима лежит убийство. В 753 г. до н. э. Ромул и Рем, стоявшие во главе небольшой группы беглецов и отщепенцев, возвели оборонительные укрепления вокруг деревушки, которой суждено было стать столицей империи, простиравшейся от Шотландии до Сахары и даже далее. Но радость первопоселенцев вскоре была омрачена трагедией. Близнецы повздорили, и Ромул убил своего брата.

Вскоре ему пришлось решать и другие вопросы. У Ромула была лишь горстка преданных людей. Кто же составит население задуманного им города? Ответ оказался прост: все желающие. Ромул провозгласил свой город «убежищем», готовым приютить любых изгнанников и скитальцев, беглых рабов и преступников, готовых поселитьсй в нем. Рим возник как город, населенный исключительно нуждавшимися в убежище - в древнем понимании этого термина (который, впрочем, не сильно отличается от современного). Итак, с мужчинами выход был найден. Но откуда взялись женщины, без которых в новообразованном государстве не было бы ни жен, ни матерей? Здесь Ромул прибег к хитрости. Он пригласил некоторые соседние племена на языческий праздник и во время него дал сигнал своим людям схватить и увести женщин, находившихся среди гостей. Это событие, получившее название «похищение сабинянок», для многих писателей и художников последующих эпох стало образом, в котором соединились насилие, похоть и циничный политический прагматизм.

Сабиняне пошли войной на новый город. Во время битвы новые жены римлян выбежали в середину битвы, чтобы примирить враждующих и показать, что они готовы остаться у римлян. Некоторые сабиняне после этого присоединились к Риму.

Неизвестно, насколько правдивы все эти истории. Первый раз подсчитать дату основания Рима пытались древнеримские историки примерно через 500 лет спустя. Их подсчеты почти не отличаются от современных.

Архаический период в истории древнего Рима

Истории Рима во многом определили его древнейшие традиции. Считается, что Ромул создал Сенат, избрав себе в советники 100 городских старейшин, или патрициев. Затем Сенат захватил остальные шесть холмов: Капитолий, Целий, Авентин, Эсквилин, Виминал, Квиринал и жителей, живущих там, сделав их плебеями. Вот почему Рим называют "Город на семи холмах". Тогда же он представлял лишь поселение, с оградой из частоколов.

Первые цари Рима

  1. Ромул. Основатель Рима, создал Сенат
  2. Нума Помпий. Учредил ряд религиозных культов, приставил к ним жрецов, а также дал римлянам календарь.
  3. Тулл Гостилий. Создал курию – зал для заседаний Сената. Обладал воинственным характером. Уничтожил город Альба–Лонгу. Увеличил население Рима в два раза.
  4. Анк Марций. Перебросил через Тибр первый деревянный мост.
  5. Тарквиний I Древний. Первый из трех этруских царей Рима, при котором город начал процветать. Были построены храмы Юпитера, Юноны и Минервы(Зевса, Геры и Афины соответственно) – трех божественных покровителей города. Правил Тарквиний I в течении 35 лет.
  6. Сервий Туллий. Организовал большое войско. Возвел Сервиеву стену.
  7. Тарквиний Второй Гордый. Последний из Римских царей. Был свергнут в 509 г. из-за непочитания Сената. После него в Риме воцарилась республика

Реформа Сервия Туллия

Провел первую военную реформу, разрешив участвовать в битвах не только тем, кто мог купить лучшие доспехи, но и тем кто мог купить легкое воорушение. В результате произошло не только численное пополнение армии, но и расширился ассортимент войска римлян, что позволило им создать новый военный строй.

Перед войнами мужчины города собирались на Капитолийском холме (позднее – Марсово поле) для разбора в свою манипулу. Старые и опытные воины, как правило мужчины 47–60 лет становились триариями. Жители победней становились принципиями, воинами со средней броней и хорошим вооружением. Воины с худшей броней и средним вооружением назывались гастаты, и как правило, служили для изматывания противника. Воины без брони и с самым плохим вооружением назывались велиты, они сражались как правило отдельно от шахматного порядка. Так сформировался военный строй, служивший до 100 г. до н.э., когда полководец Марий провел реорганизацию армии.

Влияние этрусков

Долгое время Римом правили этруски, достигшие более высокого развития, чем латины. Под их влиянием Рим стал крупным городом, занимающем господствующее положение в долине Тибра. Но постепенно этруски перестали влиять на латинов. Наконец последний этруский царь был изгнан из Рима сенаторами. По традиции считается, что это случилось в 510 – 509 г. до н.э. и Рим стал независимой республикой, но римляне многое унаследовали от своих прежних этруских правителей.

О происхождении этрусков нам известно немногое. Возможно они пришли в Италию из Малой Азии, а затем обосновались в той области Италии, которая называется Этрутией. Их цивилизация, основанная на создании хорошо спланированных и укрепленных городов, в которых правили цари, достигла своего расцвета в период между 800 и 400 гг. до н.э. Этруски пользовались греческим алфавитом; они были умелыми ремесленниками и владели искусством обработки бронзы, железа и драгоценных металлов. Они торговали с Грецией и Ближним Востоком и обладали огромным могуществом и влиянием. В период расцвета своей цивилизации этруски контролировали земли от реки По до Неаполя.

Республика

Республика (лат. respublica, букв. – общественное дело), форма правления, при которой глава государства (консул, диктатор) избирается населением или специальной избирательной коллегией (сенатом). Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (сенату).

Куда исчезли этруски?

Кто из нас не слышал об этрусках? Таинственный народ, уже без малого три тысячелетия приковывающий пристальное внимание как исследователей, так и просто любопытных… Этруски, туски или тиррены, как называли их греки… Минули уже две тысячи лет с момента их исчезновения с исторической арены, но эта загадочная цивилизация продолжает будоражить умы людей. К сожалению, античная письменная традиция сохранила крайне мало сведений об этрусках, и даже то, что осталось, было старательно обработано в римское время официальными писателями и историками. Никаких фрагментов этрусской литературы не осталось, что даёт основание некоторым исследователям вообще сомневаться в её наличии. Специальные сочинения об этрусках, написанные в античное время, например, Веррием Флакком или императором Клавдием, были утрачены после падения Римской империи. И только археологические раскопки в XIX-XX веках позволили заглянуть в историю этого народа. Несмотря на то что об этрусках теперь изданы сотни книг и о них известно несравненно больше, чем о любом другом италийском народе дорийского времени, тайн и загадок остаётся предостаточно. Собственно территория этрусского государства, точнее, объединения государств, – это Центральная Италия: Тоскана, Умбрия, Лаций, а в период наибольшего этрусского могущества их влияние распространялось вплоть до Кампании на юге и Паданы на севере.

Предшественники римлян

Всплеск интереса к культуре и искусству загадочного народа пришёлся на XVIII–XIX века. В это время появились – пусть и несколько наивные по современным меркам – научные работы об этрусках. Начали создаваться коллекции этрусских древностей, которые впоследствии, после смерти их владельцев, разошлись по музеям всего мира, включая Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный Исторический музей. В Италии открылись первые специализированные музеи (вилла Джулия в Риме), археологические музеи в Болонье и Флоренции. В 1853 году граф Гоццадини провёл раскопки в районе Вилланова, неподалёку от Болоньи, и обнаружил гробницы с разнообразной погребальной утварью. То, что сегодня называют “культурой этрусков”, – это результат слияния раннеита–лийской культуры Вилланова, восточной (финикийской) и греческой культур.

До сих пор точно никому не известно, откуда взялись этруски в Северной Италии. И в древности между современниками этрусков об этом не существовало единого мнения. Так Геродот писал: «При царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии наступил сильный голод (от недорода хлеба). Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал всё более и более усиливаться, oни стали искать избавления, придумывая разные средства… Царь разделил весь народ на две части и повелел бросить жребий: кому оставаться, а кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселенцев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жребий уезжать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и новой родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и построили там города, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя Тирсена, который вывел их за море, тирсенами. Лидийцы же на родине были порабощены персами. Если большинство древних авторов безоговорочно приняли и даже развивали эту версию, то Дионисий Галикарнасский настаивал на местном происхождении этрусков. Он писал: Я не думаю, чтобы тирренцы были выходцами из Лидии. Язык у них и у лидийцев разный: Они поклоняются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы… Таким образом, как мне кажется, правы те, кто утверждает, что этруски – народ коренной, а не пришедший из(за моря; по моему мнению, это вытекает из того факта, что они очень древний народ, который ни своим языком, ни обычаями не похож ни на какие народы. До сих пор учёные не могут прийти к единому мнению о восточном или коренном происхождении этрусков: каждая из гипотез основывается на значительном материале и имеет немало авторитетных сторонников. В ход идут не только привычные археологические методы, но и данные молекулярной биологии. Не вызывает сомнений только одно – многообразие исторических корней этрусков как народа, возможно сложившегося в результате взаимовлияния нескольких этнических групп. Где была их историческая прародина, какими путями проходили они на Апеннинский полуостров, как складывался этот загадочный, ни на кого не похожий народ? Были ли они осколком средиземноморских племён, уцелевших в битвах и пожарах индоевропейского нашествия II тысячелетия до н. э.? На эту тему было и ещё будет написано множество книг, но вряд ли кто–нибудь даст однозначный ответ. У древнейших этрусков жизнь протекала в небольших поселениях, где они занимались кузнечным делом и землепашеством. На плодородной почве всходили богатые хлеба. Постепенно выделились городские центры, вокруг которых возникали земледельческие поселения. В IX веке до н. э. быстро складывалась система политически автономных административных единиц, приблизительно соответствовавших греческому полису. Подобные города сохранились по всей Этрурии и в дальнейшем. На рубеже IX-VIII веков до н. э. греческий мир пришёл в движение. Острая нехватка земли и освоение новых торговых путей вынудили греков вверить свою судьбу кораблям и отправиться за море в поисках счастья. Одним из направлений Великой греческой колонизации стала территория Италии, или Великой Греции, как её тогда называли. В первой половине VIII века до н. э. выходцами из Эвбеи была основана колония Питекусы, а халкидцами – Кумы. В то же время возникли финикийские поселения на Сардинии и на западе Сицилии. К VI веку до н. э. территория Италии была покрыта сетью греческих торговых факторий и городов. Греки и финикийцы стремились получить доступ в первую очередь к металлам Этрурии. Туда хлынул не только поток товаров из наиболее высокоразвитых районов тогдашнего мира, но и ремесленников и торговцев, привлечённых возможностью быстрого обогащения. Всё это, несомненно, развивало экономику этрусских земель. Этруски овладели новыми техническими приёмами (например, изготовление предметов роскоши из золота и слоновой кости), узнали новые культурные растения, научились выращивать виноград и оливы. Греки принесли на территорию Италии передовую культуру, а также алфавит, который с добавлением отдельных финикийских знаков был положен в основу этрусского. Письменность этрусков к настоящему времени дешифрована, но, кроме пышных титулатур и имён правителей, пока не удалось извлечь практически никакой другой информации. По образному выражению датского археолога Аннет Ратье, этрусские надписи напоминают телефонный справочник, скучный и малоинформативный в своей монотонности. Этрусский язык не принадлежал к индоевропейской группе, более того, ему до сих пор не найдено соответствия ни в одном из известных в настоящее время древних языков. Тысячи надписей этрусков можно прочитать и произнести, но невозможно понять, о чём они… Крупнейшие города Этрурии – Тарквинии, Вульчи, Цере – располагались в морской части и имели мощные порты. На побережье, неподалёку от богатого металлами острова Эльба, были основаны города Популония и Ветулония. Во внутренней Этрурии крупнейшими центрами стали Вольсиния, Перузия и Арретий. Города окружались мощными крепостными стенами с воротами и башнями. Их соединяли дороги, позднее расширенные римлянами. Дома в основном были небольшими, выстроенными на фундаменте из вулканического туфа, с сырцовыми или тростниковыми стенами. Первоначально в большинстве городов застройка кварталов велась хаотически, без строгого плана. Впоследствии в них появилась регулярность, в центре возводились общественные здания и храмы. Этруски внесли свой вклад в общемировую архитектуру, в частности придумали атриум - внутренний открытый дворик в центре дома, который потом станет важнейшим элементом греко-римского домостроительства, прообразом испанского и латиноамериканского патио. Римляне ссылались на своих предшественников и в деле создания канализации, а также регулярной планировки городов. По-прежнему основой хозяйства оставалось земледелие. Грек Посидоний свидетельствовал, что этруски “старательно обрабатывают её (землю) и собирают богатый урожай сельскохозяйственной продукции, не только обеспечивающей их существование, но и выступающей источником чрезмерного богатства и роскоши”. Помимо зерновых культур Этрурия славилась винами, садами и огородами. Ведь этруски сооружали грандиозные водоотводные каналы и другие подземные дренажные конструкции. Земля, прежде бывшая страной болот и рассадником малярии, благодаря их трудолюбию превратилась в цветущий сад. Уже при римлянах вся система мелиорации была заброшена, а земли Тосканы вновь стали заболоченной пустыней… Римский историк Тит Ливии оставил сведения о специализации городов Этрурии. Собираясь в поход на Карфаген, Сципион Африканский Младший обратился за помощью к союзникам. “Первыми пообещали по своим возможностям помочь консулу города Этрурии: Цере – дать хлеб и всякое продовольствие для моряков: Популония – железо: Тарквинии – холст на паруса: Волатерры – корабельный лес и хлеб: Арретий – три тысячи щитов и столько же шлемов, копий, галльских дротиков, длинных копий (:всего пятьдесят тысяч предметов, каждого вида оружия поровну), а также поставить топоры, заступы, косы, корзины, ручные мельницы, сколько этого нужно для сорока военных судов; сто двадцать тысяч модиев пшеницы и дорожных денег десятникам и гребцам. Перузия, Клузий и Рузеллы пообещали корабельный сосновый лес и много хлеба. Сосны брали из общественных лесов”. Список указывает, какие области Этрурии занимались земледелием, какие славились своей металлургией или ремесленными изделиями. В Тоскане до сих пор в некоторых местах сохранились огромные терриконы шлаков из этрусских горнов. В 20–х годах XX века их использовали вторично для добычи оставшегося там металла, что, с одной стороны, говорит о гигантских масштабах этрусского производства, а с другой – о низком уровне технологии извлечения металла из руды. Стремительное развитие этрусской экономики во многом объясняется наличием колоссальных запасов металлов и искусством тех, кто его добывал и старательно обрабатывал. Среди этрусских ремесленников больших высот достигли и гончары. Они не создали шедевров, подобных древнегреческой чёрнофигурной керамики, но изготовленные ими вазы буккеро, имитирующие металлическую посуду, до сих пор удивляют чёткостью линий и изощрённостью гравировки. Их производство началось в Цере на рубеже первой-второй четверти VII века до н. э. Спрос на греческую керамику среди этрусского населения был столь велик, что археологами в гробницах Этрурии аттических расписных ваз найдено едва ли не больше, чем в самой Греции. В XVIII веке это даже ввело в заблуждение первых антикваров–этрускологов, решивших, что расписные чёрнофигурные и краснофигурные вазы – изделия местных ремесленников. Под греческим влиянием наладилось производство керамики. Так, Вульчи стал центром производства этрусско–коринфских ваз, очень популярных далеко за пределами Этрурии. Грозной силой служил флот этрусков, охранявший морские рубежи и торговые караваны, со всего Средиземноморья стекавшиеся в этрусские порты. Этот флот наряду с карфагенским хозяйничал в Западном Средиземноморье и наносил ощутимые удары грекам. Так, в 535 году до н. э. греки были изгнаны с Корсики после поражения в морской битве при Алалии с объединёнными силами этрусско-карфагенского флота. Знамениты были и тирренские пираты. В одном из гомеровских гимнов сохранилась легенда о том, как пираты, “мужи тирренские”, некогда захватили в плен самого бога Диониса, разумеется не подозревая о том, какой грозный пленник им достался и на что обрекает их собственная жестокость и жадность:

Сладкое прежде всего по судну быстроходному всюду Вдруг зажурчало вино благовонное, и амвросийный Запах вокруг поднялся. Моряки в изумленьи глядели. Вмиг протянулись, за самый высокий цеплялся парус, Лозы туда и сюда, и в обилии гроздья повисли… Внезапно во льва превратился их пленник…

Лев–Дионис растерзал капитана судна, а всех пиратов превратил в дельфинов. Впрочем, для той эпохи пиратство было обычным явлением, и границы между ним и торговлей весьма условны. Подобное же греческое негативное восприятие этрусского флота может выглядеть как попытка очернить одного из основных соперников на морских просторах. Морское могущество этрусков окончилось в 474 году до н. э. после проигранного сражения под Кумами. Победитель битвы – сиракузский тиран Гиерон перекрыл морские пути в этрусские города Кампании, обрекая последние на поражение в борьбе с местными племенами самнитов. Этрурия никогда не была единым государством. Существовала федерация двенадцати городов, каждый из которых проводил свою собственную политику. Объединяло этрусков только религиозное учение. Раз в год в Вольсинии в святилище Вольтумны сходилось народное собрание федерации, на котором решались основные вопросы межгосударственных отношений и выбирался глава всего этрусского союза. Впрочем, должность эта была скорее номинальной и сводилась лишь к определённому набору культовых действий и церемоний. Каждый город в период восточных влияний управлялся царём (пожизненным, но не наследственным владыкой), позднее – правителем наподобие греческих тиранов. В последние годы Этрурии власть принадлежала магистратам, избираемым из представителей наиболее знатных родов. В этрусских надписях сохранилось множество упоминаний различных должностей, роль которых в государственной иерархии пока не установлена. Федеративные связи между городами были слабыми, интересы отдельного города всегда превалировали над общими, что в конечном счёте и погубило страну. Из записок Тита Ливия известно, что первые три царя, правившие Римом, принадлежали к этрусской династии. Это было знаковым событием, на многие века определившим отношения между Этрурией и Римом, тогда ещё маленьким городком, не мечтавшим о мировом господстве и славе. Согласно этрусским преданиям, вступлению на престол основателя династии Тарквиния предшествовало знамение. «Доезжают они волею случая до Яникула, а там орёл плавно, на распростёртых крыльях спускается к Лукумону [на самом деле это не имя собственное, а по-этрусски - „правитель", „господин"], восседающему с женою на колеснице, и уносит его шапку, чтобы, покружив с громким клёкотом, вновь возложить её на голову, будто исполняя поручение божества... Въехали они в город и, обзаведясь там домом, назвались именем Луция Тарквиния Древнего». Позднее народ «с великим единодушием избрал его на царство». Поразительно, но шестьсот лет спустя орёл также возвестил о воцарении в Риме Октавиана Августа. Согласно сообщению Светония, “…когда он (Октавиан) завтракал в роще на четвёртой миле по кампанской дороге, орёл неожиданно выхватил у него из рук хлеб, взлетел в вышину и вдруг, плавно снизившись, снова отдал ему хлеб”. Не вызывает сомнений, что подобное совпадение знамений было не случайным и обеспечивало легитимность власти Октавиана.

Представители этрусской династии: Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый, правившие, согласно Титу Ливию, сорок четыре года, превратили Рим, до того напоминавший скорее группу деревень, в настоящий город, обнесённый мощной оборонительной стеной. При них началось покорение этрусками земель в Лации и Кампании. Именно к этому времени восходит появление символов царской власти, которые будут впоследствии увековечены римлянами, в частности: ликторы, сопровождающие царя–полководца и несущие на плечах фасции (розги и топорик) или трон (курульное кресло). Свержение этрусской династии в Риме, описанное Титом Ливией как месть за поруганную честь римской матроны Лукреции, было, по всей видимости, результатом победы над этрусками объединения городов Лация. Тем не менее имена первых римских консулов свидетельствуют о сохранявшемся влиянии этрусков на политику молодой Римской республики. Начиная с середины VIII века до н. э. в Этрурии наряду с рядовыми погребениями появились роскошные гробницы, заполненные драгоценными приношениями, среди которых преобладали дорогие заморские предметы. Аристократия того времени богатела не только за счёт землевладений, но и благодаря контролю над торговыми путями, а также разработке рудников и развитию металлургии. Всё этрусское общество разделилось надвое: с одной стороны имущественной пропасти были властители городов с многочисленной челядью, а с другой – всё остальное население, своим трудом содержавшее первых. Этрусская культура, какой она видится сейчас, – это культура именно элиты, аристократии, а отнюдь не простых земледельцев. Поэтому Этрурия часто кажется своеобразным элитарным жреческо–аристократическим обществом. Сама картина божественного устройства мира и правила поведения людей были доведены богами до этрусков устами демона Тагеса, который появился из земли во время пахоты неподалёку от Тарквинии. Пропев лукумонам волю богов, Тагес исчез. Интересно, что пахарь Тархон провёл своим плугом борозду несколько глубже положенного, а в словах Тагеса было очень много сказано о природных богатствах и бережном их использовании. Большинство этрусских богов отождествляются с греческими, а позднее – с римскими божествами. Так, во главе пантеона стояли Тиния (Зевс, Юпитер), его жена – Уни (Гера, Юнона), дочь Менрва (Афина, Минерва). Прочие божества тоже были заимствованы у греков. Широкой популярностью под именем Херкле пользовался герой Геракл, который, по некоторым поверьям, был сыном Уни (на медных зеркалах есть изображения, как она кормит его грудью). Подвиги Херкле – распространённый сюжет памятников искусства Этрурии. Привычен был и образ Медузы в виде женской головы с извивающимися вокруг змеями. Римский философ Сенека писал: “В отличие от этрусков… мы думаем, что молния образуется в результате столкновения туч, в то время как они утверждают, что тучи сталкиваются для того, чтобы из них появилась молния. Таким образом, приписывая всему божественное начало, они уверены, что явления имеют смысл не потому, что они случаются, а случаются они потому, что являются носителями смысла”. Этруски верили в существование у человека души, местом нахождения которой служила… печень. О судьбе души человека после завершения земной жизни рассказывается в росписях на стенах погребальных сооружений. Культы отправлялись в храмах, которые почти не сохранились. Тем не менее благодаря описаниям римского архитектора Витрувия известно, что они имели почти квадратную форму, ориентировались по сторонам света и состояли из нескольких помещений (целл), где располагались статуи богов. Храм был окружён портиком с двумя или тремя рядами колонн. При раскопках многих святилищ этрусков были обнаружены различные вотивные приношения, посредством которых люди стремились задобрить богов. Это миниатюрные изображения различных частей человеческого тела, модели построек и многое другое, что чаще всего вылепляли из глины. Бронзовые зеркала служили этрускам не только в качестве бытовой вещи, но и как инструмент для связи с потусторонним миром, поэтому данному на первый взгляд заурядному предмету туалета этрусками придавалось столь большое значение. Не случайно оборотная сторона этрусских зеркал покрыта гравировками с различными изображениями. Этрурия периода расцвета предстаёт страной пиров, удовольствий и развлечений. Разумеется, подобный образ жизни был доступен лишь представителям аристократических родов. На фресках из Тарквиний изображены пирующие мужчины и женщины, которым прислуживают многочисленные слуги, их развлекают флейтисты и танцовщицы. Возмущённые греки устами Посидония осуждали “жирных тирренов”: “Два раза в день этруски садились за богато накрытый стол, уставленный всем, что связано с роскошным образом жизни: они накрывали свои ложа вышитыми покрывалами, выставляли много серебряной посуды, а прислуживало им значительное количество слуг”. Представляется, что греки и римляне не всегда обоснованно упрекали этрусков в разврате, изнеженности и роскоши. Это была своего рода характерная черта эпохи, равно распространённая повсюду: греческие симпосии, в которых участвовало множество греков–мужчин, окружённых музыкантами и гетерами, где вино лилось рекой; гастрономические излишества римлян за столом, ставшие нарицательными благодаря описанию Петрония Статора пира у Тримальхиона; императорские застолья, о которых поведал Светоний… Положение женщины в этрусском обществе было необычайно высоким. В Древней Греции (за исключением острова Крит), а потом до определённого времени и в Риме запертая на своей половине дома – гинекее – женщина была обречена лишь на домашнюю работу и уход за детьми. Ни о каких развлечениях, а уж тем более о встречах с посторонними мужчинами и речи быть не могло. У этрусков всё было совсем наоборот. Росписи гробниц Тарквиний и фигурки на крышках погребальных урн свидетельствуют, что во время пира женщина возлежала на ложе рядом с мужем. Женские погребения были не беднее мужских и хранили множество драгоценностей. Наследование в родах осуществлялось по материнской линии, а все этрусские женщины носили и имя, и фамилию. Роль женщины в сакральной сфере также была значительной. Даже Тарквиний Древний никогда не получил бы власть над Римом, если бы не его умная и связанная с богами жена. А последний царь из этрусской династии из-за женщины потерял трон... Свободное положение “слабого пола” у этрусков вызывало неудовольствие и постоянные нападки греков и римлян. Феопомп ещё в IV веке до н. э. писал: “Говорят, что женщин этруски содержат вместе; что они чрезмерно заботятся о своём теле; что они часто появляются перед мужчинами обнажёнными… Этруски воспитывают всех своих детей, даже не зная, кто их настоящий отец”. Традиционно отрицательное отношение греков к этрускам было перенято и римлянами, чей гнев, впрочем, мог быть обусловлен желанием подобной пропагандой максимально унизить своего некогда грозного противника. Так, Плавт в одной из своих комедий утверждал, что этрусские девушки зарабатывали своё приданое проституцией. Иные римские авторы, например Тит Ливии, напротив, сохранили упоминания о высокой нравственности этрусских женщин и об их общественном авторитете. Среди учёных до сих пор нет единства и по поводу этрусского искусства. Часть специалистов начисто отказывают последнему в оригинальности, называя его лишь жалким подобием греческого. Другие же, напротив, говорят о самобытности этрусского искусства и даже обычно ставят его в один ряд с великим прототипом. Истина лежит между этими двумя крайними точками зрения.

После потери былого могущества к концу V века до н. э. в этрусском обществе произошли необратимые изменения, что нашло отражение в сюжетах росписи в гробницах. Вместо картин прежних беззаботных пиров и развлечений их стены украшали изображениями страшных чудовищ из загробного мира, которые всем своим обликом напоминали о бренности бытия и неизбежности смерти. Перевозчик душ через подземную реку Стикс Харон из греческой мифологии превратился в Этрурии в страшного демона смерти Харуна, прерывавшего жизненную нить людей и увлекавшего с собой души умерших. Наступил общий экономический и политический упадок, идея о неизбежном конце Этрурии буквально витала в воздухе. После изгнания династии Тарквиниев из Рима этот город стал оплотом врагов дряхлеющей Этрурии. Галлы прошли огнём и мечом по всей Северной Италии, а около 387 года до н. э. заняли и Рим. Многие этрусские города Паданы были захвачены кельтами. Преследовавшие этрусков военные неудачи на юге Италии привели к потере богатых городов Кампании. Постоянные усобицы не позволили городам выступить единым фронтом против врагов, что в конечном итоге и привело Этрурию к гибели и полному поглощению Римом. Первый этрусский город Вейи был захвачен римлянами в 396 году до н. э., последний – Пере – в 273 году до н. э. Борьба с Римом не прекращалась ещё без малого триста лет, но силы противников были не равны. На месте этрусских городов основывались римские колонии, а сами этруски вместе со всем населением Италии к 88 году до н. э. добились права римского гражданства и были поглощены многочисленным населением Апеннинского полуострова.

Словно по мановению волшебной палочки на рубеже новой эры этруски не просто сошли с исторической арены, но буквально растворились среди населения Италии; этрусский язык забыт, письменность утрачена. Невольно на ум приходит учение этрусков о Вселенной и, в частности, о судьбе своего народа. Согласно этому учению, их народу предстояло исчезнуть через девять веков, под которыми подразумевались временные отрезки различной продолжительности. В мифологическом представлении этрусков девять веков – это путь от рождения цивилизации до её гибели. Самое поразительное в том, что данное учение довольно точно накладывается на реальную хронологию. Так, первые четыре века – время расцвета этрусской цивилизации длятся с 968 по 568 год до н. э., по сто лет каждый. Следующий же век уже протянулся 123 года и характеризуется потерей влияния Этрурии. Шестой (445-326 гг. до н. э.) и седьмой (326-207 гг. до н. э.) века сопровождались политическими и природными катастрофами. До времени окончательной гибели Этрурии остаётся немногим более двухсот лет, то есть как раз два века… Вот что пишет известный российский специалист Евгений Васильевич Мавлеев о гибели этрусской цивилизации… “скорее всего, это явление культурного, идеологического порядка. По своей структуре этрусская культура была элитарной, она охватывала самый верхний стой общества; с его исчезновением прекращалось действие и воспроизводство культуры, но жизнь не замирала. Так что люди могли лечь спать в одной нсторической эпохе, а проснуться в другой и не удивиться этому, потому что накануне их предупредили. Несмотря на экстравагантность нарисованной картины, тепер мы хорошо понимаем, что именно так могло быть в случае с этрусками. Иная говоря, они ушли в никуда, а жизнь пошла дальше, но уже без них. потому что правила игры изменились, и им в ней не было места. Миром уже правил Рим.” Римский поэт Проперций в конце I века до н. э. выразился короче;

Древние Вейи, в те дни и вы называлися царством. Гордо на форуме там трон золочёный стоял. Ныне поёт среди стен лишь унылая дудка пастушья. Зреют на ваших костях в поле широком хлеба.

Гладиаторы этрусков

Именно этрускам обязаны римляне появлению гладиаторских игр, превратившихся у них со времён империи в любимое зрелище. Кровавые представления возникли из погребальных игр и были особой формой человеческих жертвоприношений, когда у погребального костра в честь воина пленные противники должны были насмерть биться друг с другом. Традиция подобного кровопролития восходит к древним временам. Если на Троянской войне, на похоронах Патрокла Ахилл убивает двенадцать троянских юношей в память о погибшем, то теперь побеждённые должны сами искать свою смерть в поединках друг с другом. На этрусских погребальных урнах изображены сражающиеся галлы и фракийцы, впоследствии не раз вступавшие в последний бой на аренах римских амфитеатров. Настенные росписи VI века до н. э. из Тарквиний запечатлели картину травли дикими животными людей, которые потом точно также будут умирать на потеху римской публике. На стене усыпальницы Авгуров в Тарквиниях сохранилась фреска с драматической сценой: человек по имени Ферсу (вероятно, от его имени произошло слово “персона”, означающее в этрусском и латинском языках “персонаж в маске”) науськивает свою собаку на вооружённого палицей противника, на голову которого наброшен мешок, а рука и ноги опутаны верёвкой. Ужасные традиции сохранялись на протяжении веков: у римлян убитых гладиаторов убирал с арены специально переодетый раб в одежде этрусского бога мёртвых Харуна, а римский термин “ланиста” (то есть “организатор игр”), по мнению ряда исследователей, заимствован из этрусского языка, где он имел второе значение – “палач”.