Принято считать, что христианство на Руси зародилось при святом благоверном князе Владимире, получившем в народе прозвище Красно Солнышко. Однако это не так. Он всего лишь популяризировал эту религию, привел к ней массы. Незадолго до него христианство приняла его бабушка, княгиня Ольга. Она не только стала праведной последовательницей Христа, но и начала строить на Руси церкви, переводить богослужебные книги. Но и Ольга не была первой! Практически за 100 лет до Великого Крещения Руси христианство приняли прославленные киевские князья Аскольд и Дир.

Этапы становления христианства

Митрополит Макарий (Булгаков) в своем труде об истории Русской Церкви разделил процесс становления религии на Руси на пять этапов:

  1. Приход святого апостола Андрея Первозванного в Киевские и Новгородские земли;
  2. Крещение киевских князей Аскольда и Дира;
  3. Крещение княгини Ольги;
  4. Реформы князя Владимира по объединению языческих богов, завершившийся неудачей. После этого правитель задался целью найти для своего народа правильную веру;
  5. Крещение Руси

То есть предыстория 988 г. довольно велика и уходит своими корнями задолго до известной всем даты.

Апостол Андрей, ведя миссионерскую деятельность среди скифов, побывал в Русских землях. Он предрек строительство Киева и, почти наверняка, проповедовал христианство среди местных славянских племен. Нельзя сказать точно, какими оказались итоги, ибо сегодня мы знаем о русах, как о язычниках.

Первыми славянами, принявшими христианскую веру стали князья Аскольд и Дир.

Полулегендарные братья

Несмотря на то, что личности эти и по сей день являются полулегендарными, они оставили глубокий след в истории как Русского государства, так и Русской церкви.

Есть две основные версии, кем были братья Аскольд и Дир, и как они заняли киевский стол. По одной, они были дружинниками из войска Рюрика, которые захватили уже существовавший тогда Киев и стали его правителями. Другой вариант истории гласит, что они являлись потомками княжеской династии, шедшей еще со времен Кия, Щека и Хорива. Также историков волнует один вопрос. Аскольд и Дир – это одно лицо? Ведь во всех летописях они упоминаются вместе, практически неотделимые друг от друга. Может быть Дир – это прозвище или титул? Большая часть современных ученых все же придерживается мнения, что это были два человека, родных брата.

Так или иначе, но при Аскольде и Дире Киевское княжество переживало существенный подъем, выходило на мировую арену.

Военные успехи

Конечно, главными достижениями киевских князей были военные походы. Если точно неизвестно, когда братья пришли к власти, то с уверенностью можно сказать, что в 852-853 гг. их дружины воевали в Закавказье, пока в 864 г. не вышли к Каспийскому морю.

Столь же активную деятельность Аскольд и Дир вели со степняками. В 864 г. киевские войска оттеснили «черных» тюрков на юге. Тогда же в бою погиб сын Аскольда. В 866 г. братья побеждают племена кривичей, а в 867 г. – печенегов у Нижнего Поднепровья.

Отдельной вехой стоят походы князей на Византию.

Первое вторжение русских войск датируется 860 г. Тогда Аскольд и Дир выбрали очень удачный момент для нападения на Царьград, так как император Михаил оставил в городе лишь небольшой гарнизон. Основная часть его войск сражалась с арабами, а флот, ловя пиратов, бороздил берега Крита. Жители Царьграда не смогли дать отпор русским дружинам, поэтому согласились на мир при определенных условиях. Греки были обязаны выплатить Киевскому государству контрибуцию и дань на содержание русских купцов в Византии.

В 863 г. войска Аскольда и Дира оказываются в Мраморном море. После этого роль русских торговцев и дипломатов становится весомой в международных отношениях, и с новым государством были вынуждены считаться все средиземноморские страны.

Третий поход на Византию в 866 г. оказался неудачным для Киева. Связывают это с промыслом Божьим. Когда ладьи русских показались на горизонте, патриарх Фотий, находясь в храме Святой Богородицы во Влахернах, усердно молился. И ему было видение, которое патриарх поспешил исполнить. С молитвами из храма вынесли ценную реликвию – риза Пресвятой Божией Матери. Крестным ходом жители дошли до берега моря. Патриарх Фотий с молитвами опустил полы ризы в воду. Как сообщал летописец, спокойное море враз сделалось бурливым, подул сильный ветер, поднялись волны. Суда русичей переворачивало, выбрасывало на мель, ломало. Для киевских князей это была огромная утрата.

В 874 г. Аскольд и Дир с новым флотом и армией вновь отправились в Царьград. Битва опять не состоялась, так как миролюбивые греки согласились на новый договор, удовлетворяющий обе стороны.

Крещение Аскольда и Дира

Если верить легенде, после кораблекрушения 866 г. у берегов Византии Аскольд уверовал во всесильного греческого Бога. Этим воспользовался патриарх Фотий. Согласно документам, глава Византийской церкви отправил в Киев одного из своих епископов, чтоб нести христианство на землю русов. Аскольд и Дир обрели веру всем сердцем и душой. Они с радостью приняли Таинство Крещения. Вместе с ними крестились некоторые люди из числа бояр, дружинников и простых людей. Аскольду было дано новое имя – Николай.

Однако и тут перед историками встают вопросы. Почему мы не знаем нового имени Дира? Может быть, он остался язычником? Да, возможно и такое. Но в русской церковной традиции принято называть первыми христианами двух князей, а не одного.

Вторая загадка касается другого имени Аскольда. Известно, что в тот момент существовала традиция, когда крещеный получал имя своего крестного. Но единственным из всех Николаев того времени был только Папа Римский Николай I. Поэтому историки не исключают, что первое крещение Руси прошло не по греческому, а по римскому обряду. С другой стороны раскол Церкви на православную и католическую случится только через полтора века после Аскольда. Так что крестили князей по обрядам «общей» Христовой Церкви.

Есть и такая версия, что Аскольд и Дир приняли крещение от болгар, которые на тот момент уже были христианами. Вполне возможно, что крестным Аскольда стал какой-нибудь болгарский воевода по имени Николай.

В любом случае Аскольд и Дир стали первыми киевскими князьями, кто принял христианство. На берегу Днепра был построен первый храм, освященный во имя святого Николая (впоследствии Ольга возвела его в камне). На русскую землю было брошено благородное зерно, давшее первые посевы.

Гибель князей


Князья Аскольд и Дир погибли в 882 г. в результате заговора. Вещий Олег, бывший в то время правителей Северной Руси, не хотел довольствоваться только ладожско-новгородскими землями. Поэтому у него появился хитрый план. Он собрал большое войско, в состав которого входили дружины чуди, мери, веси, варягов, кривичей, и двинулся к Киеву. По пути войсками Олега были захвачены Смоленск и Любеч; там князь поставил своих, новгородских, наместников. По прибытии в Киев Олег высадил часть дружины на берег. Сам, притворившись больным, остался в ладье и послал к Аскольду и Диру гонцов, будто он везёт много бисера и украшений, а также имеет важный разговор к князьям. Когда те вошли в ладью, «больной» Олег сказал: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь». Показав братьям маленького Игоря, он повелел убить киевских князей.

Князь Аскольд был похоронен на месте своей мученической смерти - в районе урочища Венгерское, которое с тех пор называют Аскольдовой могилой.

Вопросы о канонизации

В декабре 2010 - январе 2011 гг. в Ужгородской украинской богословской академией были инициированы научные чтения. По их результатам соответствующие чины приняли решение о создании Комиссии по подготовке материалов для канонизации князя Аскольда, как мученика за веру во Христа. Бумаги должны были предоставить на рассмотрение предстоятеля Украинской православной церкви (Московского патриархата) и Комиссии по канонизации святых УПЦ. В январе 2013 г. ряд киевских ученых принял документы, поддерживающие канонизацию..

Однако УПЦ (МП) решение о просвящении князя Аскольда-Николая в лике святых пока не принято.

В то же время УПЦ (КП) на Поместном Соборе 27 июня 2013 г. причислила князя Аскольда к лику святых.


Не получившие в управление городов, отпросились у него идти со своими родичами в Константинополь искать счастья. Отправились Аскольд и Дир обычным путем варягов – поплыли по Днепру мимо Смоленска , города кривичей , мимо Любеча, города северян , и дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Узнали они, что город этот называется Киевом , по имени Кия, который некогда основал здесь первые поселки с братьями Щеком и Хоривом и сестрою Лыбедью. Узнали также, что киевляне платят дань хазарам .

Сильно полюбилось Аскольду и Диру это место: они помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь; набрали они себе сильную дружину из своих земляков и утвердились в этой стране племени полян.

Так явилось новое Русское государство на среднем течении Днепра.

Недолго усидели на одном месте воинственные Аскольд и Дир: привыкли они к боевым тревогам, и скучна была для них мирная жизнь, а тут еще то и дело приходилось им слышать от бывалых людей баснословные рассказы о дивных богатствах столицы Византии, Константинополя, о необычайной его роскоши. Слышали они часто о том, что греки – народ слабый, изнеженный, что они боятся войны, что готовы скорее золотом откупаться от врагов, чем встречаться с ними в поле или море с оружием в руках.

Соблазн был очень велик. Добраться до Константинополя было не особенно трудно. Начались приготовления к походу. И вот собрались непоседливые, предприимчивые удальцы с разных сторон к Аскольду и Диру, охотники до воинских утех и богатой добычи, и пустились на двухстах лодках в путь. Легко было плыть по течению Днепра до самых порогов его, здесь приходилось с немалым трудом проводить лодки между камнями, а в иных местах надо было волочить их по земле, а кое-где нести и на плечах. Затем опять течение широкого Днепра несло ладьи дружины Аскольда и Дира в Черное море. В затишье приходилось плыть по морю на веслах, а при попутном ветре поднимались паруса, и легкие ладьи быстро скользили по поверхности моря – неслись, словно чайки морские, по широкому его простору.

Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

Напали руссы на Константинополь врасплох. Император Михаил III был в это время с войском в Азии, у восточных пределов империи. Ужас охватил все население роскошной столицы, когда из соседних прибрежных селений беглецы принесли страшную весть, что множество русских лодок плывет к столице. Заперли городские ворота, расставили в разных местах по стене городской и по башням стражу и послали к императору весть о беде.

Страшны были для изнеженных византийцев суровые северные воины Аскольда и Дира. Это были рослые, рьяные и крепкие люди со светло-русыми волосами, бритыми подбородками; тяжелые шлемы покрывали их головы; грудь защищена была кольчугой; сверх нее накидывали они плащи, углы которых соединялись на правом плече запонкой. Тугие луки, острые оперенные стрелы, дротики, копья, тяжелые секиры (топоры) и обоюдоострые мечи составляли наступательное оружие этих воинов. Большие, полукруглые сверху и заостренные снизу щиты хорошо охраняли их от вражьих ударов.

Подошло войско Аскольда и Дира с моря к Константинополю, высадилось на берег, отрядами рассеялось по окрестным селам и беззащитным предместьям столицы и, по свидетельству византийцев, принялось страшно свирепствовать, разорять их, истреблять все мечом и огнем. Ни старому, ни малому пощады не было; ни вопли детей, ни мольбы матерей – ничто не трогало свирепых воителей! Отчаяние овладело жителями столицы. Духовенство беспрерывно совершало молебствия в церквах; они полны были молящимися. Патриарх Фотий говорил проповеди. Он называл нашествие дружины Аскольда и Дира карою, посланной Богом за пороки и тяжкие грехи, в которых погрязло население столицы.

«Народ жестокий и дерзкий, – говорил он, – разоряет и губит все: нивы, жилища, стада, женщин, детей, старцев, всех сражает мечом, никого не милуя, никого не щадя. Он, как саранча на ниве, как жгучий зной, как наводнение, явился в стране нашей и сгубил жителей ее…»

Указывал патриарх и на малодушие жителей, обезумевших от страха.

«Не вопите, не шумите, перестаньте плакать, молитесь спокойно, будьте мужественны!» – увещевал он их.

Но все напрасно: страх был сильнее его красноречия! Руссы у стен города насыпали огромный вал, добрались до верха стены, и жители трепетали от ужаса, что враги вот-вот ворвутся в город… Но этого не случилось – Аскольд и Дир совсем неожиданно для осажденных поспешно ушли из-под стен Константинополя. Буря ли, поднявшаяся на море, или весть о приближении императора с большим войском побудила их к этому, неизвестно. Долго после того сохранялось у греков предание об этом первом нападении на их столицу руссов. Есть известие, что около этого времени некоторые из них приняли христианство от греков.

Русские летописи датируют этот поход Аскольда и Дира 866 годом. Но византийские источники с большей достоверностью относят время первой осады русскими Константинополя к июню 860 года.

Олег показывает младенца Игоря Аскольду и Диру. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие

Согласно русским хроникам, Аскольд и Дир продолжали после этого княжить в Киеве. Но когда в 879 году умер правивший в Новгороде Рюрик, его преемник Олег (опекун малолетнего сына Рюрика, Игоря) двинулся с большой дружиной, чтобы сделать завоевания на юге. Взяв Смоленск и Любеч, Олег подошёл к Киеву (882). Но он опасался открытой битвы с Аскольдом и Диром, имевшими много воинов. Олег оставил свою дружину позади и приблизился к Киеву с несколькими лодками, выдавая себя и своих спутников за купцов, которые едут торговать в Константинополь. Не подозревая злого умысла, Аскольд и Дир вышли на берег без сильной стражи. Тут по условному знаку на них бросились спрятанные в лодках Олега бойцы.

– Вы не князья и не княжеского рода, – сказал им Олег и прибавил, указывая на сидевшего рядом с ним маленького Игоря, – а вот сын Рюрика.

Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Ф. А. Бруни. До 1839

Воины Олега убили Аскольда и Дира. Погребли их у берега Днепра на горе (доныне одна прибрежная гора у Киева называется Аскольдовой могилой). А киевляне подчинились власти Олега, который соединил в одно государство всю Русь, кроме подчинённой хазарам земли племени вятичей .

(2-я пол. IX - рубеж IX-X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90-х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск. более позднем - в «Повести временных лет» (10-е гг. XII в.), А. и Д. правили в Киеве до захвата его кн. Олегом . Древнейшая версия представляет А. и Д. пришельцами-варягами, вокняжившимися в Киеве нек-рое время спустя после легендарных основателей города - братьев Кия, Щека и Хорива и воевавшими с соседними восточнослав. племенами древлян и уличей (см. Славяне). Явившийся из Новгорода варяжский кн. Игорь обманом вызвал А. и Д. на переговоры, убил их под предлогом, что они княжат незаконно, не принадлежа к княжескому роду, и занял киевский стол. Могилы А. и Д. были известны во времена летописца (А.- на дворе некоего Олмы, Д.- близ мон-ря св. Ирины). Автор ПВЛ, знавший благодаря договору Руси с Византией от 911 г., что до Игоря в Киеве княжил Олег, справедливо предполагает, что именно по приказу Олега были убиты А. и Д., последних представляет дружинниками кн. Рюрика , а также снабжает рассказ искусственными датами (862 - призвание новгородскими словенами Рюрика и уход от него на юг А. и Д., 882 - захват Киева Олегом и убийство А. и Д.), к-рые нельзя признать сколько-нибудь надежными.

Варяжское происхождение А. и Д. подтверждается скандинавским именем А. (от древнесканд. основы ; ?) и, видимо, также Д. (древнесканд. Dýri? соответствует древнегерм. *tiuri - зверь). В парности имен А. и Д. иногда усматривают влияние хазар. модели двоевластия, но вполне возможно, что в устном предании соединились имена правивших в разное время князей. В подтверждение последнего мнения часто ссылаются на упоминание о якобы слав. кн. ад-Дире у араб. писателя 40-х гг. X в. аль-Масуди , информация к-рого о славянах, безусловно, много старше, чем 1-я пол. X в., однако надо учитывать, что и чтение ад-Дир, и его интерпретация как имени киевского князя спорны.

Не выглядит невероятным предположение составителя ПВЛ, что известный по греч. источникам поход рус. флота на К-поль в июне 860 г. (в ПВЛ он ошибочно датирован 866) исходил из Киева времен А. и Д. По свидетельству Окружного послания К-польского Патриарха свт. Фотия 866/67 г. и Жизнеописания имп. Василия I, написанного в сер. X в. имп. Константином VII Багрянородным , заключенный вскоре после похода русско-визант. мирный договор предполагал Крещение Руси и создание здесь епископии (по Константину VII, архиепиcкопии). Русь приняла греч. епископа и была крещена (в историографии за этим событием закрепилось название «первого крещения»; по сообщению Жизнеописания Василия I, Крещению предшествовало чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне, что убедило «варваров» в истинности христ. веры). По-видимому, память об А. и Д. как о первых рус. христ. правителях сохранялась в устной традиции, и по этой причине Олма поставил над могилой А. «церковь святого Николу» (НПЛ. С. 107). Начатки христианства, появившиеся в Киеве при А. и Д., были, очевидно, уничтожены языческой реакцией в правление Олега.

Никоновская летопись (1-я пол. XVI в.) содержит ряд дополнительных сведений об А. и Д. (об их войнах с полочанами и печенегами, о приходе к ним бежавших от Рюрика «новгородских мужей» и т. п.), достоверность к-рых сомнительна. Кроме того, вследствие неудачного соединения составителем Никоновской летописи известий из разных источников возникает впечатление о неск. походах А. и Д. на Царьград. Предполагать на этом основании существование какой-то древнейшей киевской летописи эпохи А. и Д. (Б. А. Рыбаков) нельзя. Столь же малоубедительны и попытки подтвердить достоверность сведений польск. историка XV в. Длугоша , что А. и Д. были слав. князьями из рода Кия.

Ист.: НПЛ. С. 106-107; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 20-23; Т. 2. Стб. 15-17; Т. 9. С. 7, 9, 13, 15; Истрин В . М . Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорус. переводе. Пг., 1920. Т. 1. С. 511; Летописец Еллинский и Римский. СПб., 1999. Т. 1. С. 455; Ситопt F . Anecdota Bruxellensia, I: Chroniques byzantines du manuscrit 11376. Gand, 1894. P. 33; Θωτίου ῾Ομιλίαι / Ed. В. Laourdas. Thessal., 1959. P. 29-52; Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia / Rec. B. Laourdas, L. Westerinck. Lpz., 1983. T. 1. P. 49; Constantini Porphyrogenneti de Basilio Macedone. IV, 33; V, 97 // Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / Rec. I. Becker. Bonnae, 1838. P. 196, 342-344; Les prairies d"or / Ed. Ch. Pellat. Beyrouth, 1966. P. 144; Joannis Dlugossii Annales, seu Cronicae incliti regni Poloniae / Rec. D. Turkowska. Warsz., 1963. T. 1. P. 121.

Лит.: Макарий . История РЦ. Кн. 1. С. 196-207; Голубинский . История РЦ. Т. 1/1. С. 35-52; Шахматов А . А . Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 319-323; Vasiliev A . A . The Russian Attack on Constantinople in 860. Camb. (Mass.), 1946; Рыбаков Б . А . Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. 1965. С. 159-173; Творогов О . В . Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 57, 71, 201, 259, 273, 283, 303; он же . Сколько раз ходили на Константинополь Аскольд и Дир? // Славяноведение. 1992. № 2. С. 54-59; Сахаров А . Н . Дипломатия Древней Руси: IX - первая пол. X в. М., 1980. С. 48-82 [Библиогр.]; M üll er L . Die Taufe Russlands: Die Frühgeschichte des russischen Christentums bis zum Jahre 988. Münch., 1987. S. 32-44, 57-66; Назаренко А . В . Русская Церковь в X - 1-й трети XV в. // ПЭ. Т. РПЦ. С. 38.

А. В. Назаренко

А. был погребен на дворе Олмы «на горе, еже ся ныне Угорьска наричеть» (НПЛ. С. 107), впосл. это урочище стало называться Аскольдовой могилой. До нач. XX в. на Аскольдовой могиле существовало кладбище, ныне это часть паркового комплекса на правом, высоком берегу Днепра. В 1810 г. на месте издавна стоявшей здесь деревянной ц. во имя свт. Николая, к-рая относилась к расположенному поблизости Николо-Пустынному мон-рю, был сооружен небольшой каменный храм с ротондой во имя свт. Николая по проекту арх. А. И. Меленского. В склепе под церковью в 1908 г. был погребен богослов еп. Каневский Сильвестр (Малеванский) . Церковь в советское время была перестроена в парковый павильон. Богослужения в ней возобновились в 90-х гг. XX в., в наст. время храм принадлежит греко-католикам . По летописным мотивам и народным преданиям М. Н. Загоскин в 1833 г. написал роман «Аскольдова могила», сюжет к-рого лег в основу одноименной оперы А. Н. Верстовского (1835).

Лит.: Закревский Н . Описание Киева. М., 1868. 2 т.; Титов Ф . Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева. К., 1910; Киев: Энцикл. справ. К., 1982.

Е. В. Лопухина

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности.

Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи.

Лев Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.

Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.

Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.

В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.

Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей.

Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.

Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой.

Христиане или иудеи?

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».
Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным.

Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был ли Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.
Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени.

Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.

Аскольд и Дир , дружинники Рюрика , киевские князья.

Поход на Константинополь

"Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила . Царь же был в это время в походе на агарян , дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне , и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой ".

В воспоминание этих событий был установлен церковный праздник Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне .

Имеется в тексте летописи и сведения о четырех походах Аскольда и Дира на Царьград , однако доказано, что все они представляют собой различные варианты описания известного похода года.

Крещение руссов

"По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире ", - пишет свт. Филарет (Гумилевский) .

Вопрос о возможном христианстве Аскольда принадлежит к числу спорных. Часть историков принимает версию Никоновской летописи и других поздних русских источников, считая Аскольда первым русским правителем-христианином. Но, следует признать отсутствие каких-либо достоверных сведений о христианстве Аскольда.

Убиение киевских князей

Княжение Аскольда и Дира в Киеве продолжалось, по летописи, до года, когда они были убиты пришедшим из Новгорода Олегом , захватившим город.

Были погребены на берегу Днепра на холме, уступами спускающемся к реке и увенчаном храмом св. Николая . Место это называется Аскольдовой могилой .

Литература

  • Повесть временных лет
  • ПСРЛ, IX
  • Георгий Арматол, Хроника
  • Константин Багрянородный, Жизнеописание Василия
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинопольского, первая гомилия «На нашествие росов»
  • Святейшего Фотия, архиепископа Константинополя - Нового Рима, вторая гомилия на нашествие росов
  • Никита Пафлагонский, Житие Патриарха Игнатия
  • Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства. Сб. за 2000 г. М., 2003. С. 3-172.
  • Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Первое крещение Киевских руссов :