(сын Прометея и Пандоры, Schol. Apoll. Rhod. III 1086), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры) (Apollod. I 7, 2).

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня mē-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром Прометей, несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона , жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221).

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это Прометей по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», Прометей крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320d-321e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от Прометея», причём, оказывается, что Прометей наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли Прометея в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами Прометея, а с деятельностью Зевса (Hes. Theog. 96, Opp. 256-264). Научить людей жить обществом Прометей не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.

Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т.е. сын Прометея и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так Прометей, теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это Прометей осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах Прометей - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором Прометей займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом Прометея роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно Прометею (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает Прометею похитить огонь (Serv. Verg. Buc. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то Прометей был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а Прометея приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. p. 987, 4 след.). Прометей вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248-250). Прометей - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга Прометея, обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман Прометея, допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В результате Зевс лишает людей огня. Прометей в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь Прометея подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь (Apollod. I 7, 1). В отместку людям и Прометею боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. Прометей внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. Прометей сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает Прометея в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла , чтобы, освободив Прометея, тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение Прометея Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к Прометею и от кентавра Хирона , сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать Прометею своё бессмертие (Apollod. II 5, 4). Пока совершаются деяния знаменитых героев, Прометей, которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение Прометей получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны Прометей - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода Прометей - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того Прометея (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный Прометей» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей Прометея и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. Прометей так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения Прометея, причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий Прометей совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва (I 16, 13-16); Прометей заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей (Propert. III 5, 7-12).

Следы культа Прометея должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не Прометею, а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник Прометея; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь Прометея, справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был Прометей. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника Прометея в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях выступали хоры мужчин и мальчиков.

Лит .: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72; его же, Эсхил, в сб.: Греческая трагедия, М., 1958, с. 43-102; его же, Проблема символа и реалистическое искусство, М., 1976 (лит. и подробный анализ образа Прометея в мировой литературе); Kerényi K., Prometheus. Das griechischen Mythologem von der menschlichen Existenz, Z., 1946; Séchan L., Le mythe de Prométhée, P., 1951.

А .Ф . Лосев

Сюжеты мифа о Прометее («наказание и освобождение Прометея» - древнейший из прометеевских сюжетов в античном искусстве, «Прометей, приковываемый к скале», «орёл, клюющий печень Прометея», «Прометей, несущий огонь») получили отражение в греческой вазописи, на этрусских зеркалах 5-4 вв. до н.э., на помпейских фресках, на римских светильниках. Сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3-1 вв. до н.э. В европейском изобразительном искусстве сюжеты мифа о Прометее разрабатывались Пьеро ди Козимо, Л. Карраччи, Аннибале Карраччи, П.П. Рубенсом, Я. Йордансом, Тицианом и др. В европейской литературе к образу Прометея обращались Боккаччо, П. Кальдерон, Вольтер, И.В. Гёте, И.Г. Гердер, А. Шлегель, Дж. Байрон, П. Шелли, Вяч. Иванов, А. Жид, Ф. Кафка и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 337-340.

В греческой мифологии, Прометей – титан, которому приписывают создание человека из глины. Этот царь скифов, известный своим умом, бросил вызов богам и выкрал для человечества огонь, который позволил людям развить цивилизацию.


В древности считалось, что имя "Прометей" означает "мыслящий прежде", т.е. наделенный даром предвиденья, с большой дальновидностью. Платон (Plato) противопоставляет этому имени брата Прометея, Эпиметея (Epimetheus), чье имя переводится как "думающий после". Однако современные лингвисты увидели в слове "Прометей" протоиндоевропейский корень, и перевели его как "вор огня".

Впервые миф о Прометее появился в конце 8-го века до н.э. в "Теогонии" ("Theogony") Гесиода (Hesiod). Прометей был сыном титана Япета (Titan Iapetus) и Климены (Clymene), одной из Океанид (Oceanids). Он был братом Менетия (Menoetius), Атласа (Atlas) и Эпиметея.

Когда смертные и бессмертные пререкались друг с другом в Меконе (Mecone), Прометей решил подшутить над Зевсом (Zeus). Прометей разместил перед Олимпом два жертвоприношения: скрытую внутри бычьего желудка говядину (съедобное в неприятном виде) и простые кости быка, завернутые в "поблескивающий жир" (несъедобное в красивой упаковке). Зевс выбрал последнее, создав прецедент для будущих жертв. Ранее люди должны были сжигать животное полностью, а после этого достаточно было просто сжечь кости, а мясо приберечь для себя.

Разгневанный Зевс спрятал огонь от людей, но Прометей выкрал его с Олимпа – и вернул в полом стебле фенхеля, фактически, как факел. Он же научил людей сберегать огонь. Тогда верховное божество пришло в неистовство – и послало на землю Пандору (Pandora), первую женщину, ставшую жить с человечеством. Она стала женой Эпиметея и открыла пифос (чан), из-за которого на людей обрушились неисчислимые беды.

Прометей за воровство огня получил вечное наказание. Он был прикован Гефестом (Hephaestus) к скале на Кавказе, к горе Казбек (Kazbek Mountain, Caucasus), и его печень ежедневно выклевывал орел. За ночь печень восстанавливалась – из-за бессмертия титана. Годы спустя (а по Эсхилу/Aeschylus, аж 30 тыс. лет), греческий герой Геракл/Геркулес (Heracles/Hercules) убил орла стрелой и освободил Прометея из оков.

Как выясняется, спасение титана было совершено с дозволения Зевса, которого Геракл убедил унять гнев и смилостивиться. Зевс все же сковал один палец Прометея камнем и железом, и с этого момента люди начали носить кольца. Также есть версия о том, что Прометей хотел подкупить перевозчика душ Харона (Charon), но у него ничего не вышло.

В трагедии Эсхила "Прометей прикованный" ("Prometheus Bound") до того как украсть огонь, Прометей сыграл решающую роль в боях между бессмертными (Titanomachy) еще до появления человечества, обеспечивая победу Зевсу и др. богам Олимпа. Поэтому пытки Прометея выглядят еще более жестоким предательством со стороны Зевса. Помимо огня, титан научил смертных письму, математике, сельскому хозяйству, медицине, науке, кораблестроению и мн.др. Наибольшим благодеянием для него стала возможность спасти людей от полного уничтожения.

Около двадцати других греческих и римских авторов пересказали и продолжили миф о Прометее в 4 веке н.э. Наиболее существенные детали добавили Сафо (Sappho), Платон, Овидий (Ovid) и Эзоп (Aesop), приписав Прометею центральную роль в создании человеческой расы. По одной из версий, Царь скифов сотворил человека из глины, смешав воду с землей. Другая история гласит, что Прометей несет ответственность за оживление людей, конкретно четвертого поколения, созданного Девкалионом (Deucalion) и Пиррой (Pyrrhus) из камней.

Для романтической эпохи Прометей был мятежником, восставшим против всех форм институционального движения и тирании Зевса – церкви, монархизма и патриархального общества. Романтики проводили параллели между титаном и духом французской революции, Христом (Christ), образом Сатаны в "Потерянном Рае" ("Paradise Lost") Джона Мильтона (John Milton) и др.

В научных кругах тема изобретений и открытий в мифе о Прометее была использована в качестве метафоры научного прогресса. Клонированная лошадь по кличке Прометея (Prometea), спутник Сатурна и астероид 1809 Prometheus были названы в честь титана. Химический элемент прометий, атомный номер 61, также получил свое название в честь Прометея.

Наконец, научная и медицинская литература по теме регенерации печени часто намекает на Прометея и на то, как ежедневно его печень, пожираемая птицей, отрастала вновь. Некоторые думают, что миф указывает на то, что древние греки знали о замечательной способности печени самовосстанавливаться. Греческое слово "печень" (hēpar или hepat) – производная форма глагола "hēpaomai", означающего "поправляться", "восстанавливаться".

Вероятно, мало кто не слышал выражение «Прометеев огонь», который означает стремление совершать хорошие поступки, действуя на благо других и принося себя в жертву.

Откуда же пошло это выражение, и кто такой – легендарный Прометей?

Происхождения великого титана

Прометей был великим титаном, рожден был еще до олимпийских богов.

В некоторых источниках сказано, что был он сыном Урана и Геи, в других – что сын титана Иапета и океаниды Климены или богини Фемиды.

Его имя переводится, как «знающий наперед», «предвидящий», имя было говорящим, помимо остальных своих качеств Прометей обладал даром предвидения. Точно известно, что был он мудрым древним существом, живущим еще задолго до Зевса и его братьев.

Именно этим обусловлено его независимое положение от олимпийских богов, несмотря на то, что Прометей признал владычество над вселенной и даже помог ему в войне со своими собратьями титанами, такими как Крон, Атлант, Тифон.

Война против титанов

Когда Зевс победил своего отца Крона, низверг его в глубины Тартара, титаны восстали против него.

Прометей встал на его сторону, потому что противился насилию и жестокости своих древних собратьев, и считал, что Зевс наделен большей мудростью, нежели они.

Он считал, что боги младшего поколения лучше справятся с ролью властителей мира и людей.

Эта беспощадная война длилась десять лет, на помощь Зевсу пришли сторукие великаны, сам Громовержец метал молнии. Титаны были повержены и жестоко наказаны.

Прометеев огонь

По одной версии, война эта была настолько ужасна, что все живое на земле вымерло. приказал Прометею вылепить из глины людей, а вдохнула в них жизнь.

По другим версиям, Зевс желал избавиться от людей, которые жили во времена правления титанов, поэтому оставил их на произвол судьбы без средств к существованию, в том числе и без огня. И эти люди были настолько слабы и глупы, что не могли позаботиться о себе, жили в пещерах, как муравьи, не могли себя согреть, приготовить пищу, не имели ремесел, с трудом добывали себе пищу.

Бог-Громовержец запретил богам помогать людишкам, ему не было до них никакого дела.

А Прометей, в отличие от кровожадного и жестокого Зевса, пожалел свои создания, он любил их всем своим сердцем.

Он поднялся на гору, в которой была кузница бога-кузнеца Гефеста и вынес из горна бога ремесел несколько угольков в полой деревянной трубке.

Он отдал огонь людям и показал, как пользоваться. Научил строить дома, лепить из глины домашнюю утварь, готовить еду, разъяснил, как отличать ночь ото дня, зиму от лета, показал им письменность, дал им законы. И еще многому другому научил своих любимых людей Прометей.

Так «огонь» нужно понимать не только в буквальном смысле, но и в качестве метафоры просвещения. Людям стало легче жить, они из дикарей превратились в счастливое общество.


Гнев Зевса

За то, что ослушался титан Громовержца, защищал и покровительствовал людям, на него разозлился Зевс.

Бог-олимпиец отнял у людей огонь, когда Прометей обхитрил его в вопросе принесения жертв богам, вставая на сторону людей. Но Прометей вернул его с горы Олимп обманом и хитростью.

Тогда решил Зевс наказать его, он давно уже невзлюбил Прометея за то, что тот был титаном. Приказал своим слугам Силе и Власти схватить великого титана и увести на кавказскую гору.

Гефест приковал его цепями к горе и вбил в его грудь алмазный клин, который терзал тело Прометея.

Мужественно держался Прометей, принял свое наказание и ни за что не захотел покориться кровожадному Зевсу, уступить ему, как его ни уговаривали Фемида, титан Океан и его океаниды.

Благодаря своему дару предвидения, Прометей знал, что явится могучий герой Геракл, который и освободит его от оков после многих лет страданий.

Также сделал Прометей предсказание Зевсу, что ожидает его участь отца его, Крона. Но подробности отказался говорить, не желая покориться жестокому Зевсу. Тогда Громовержец еще сильнее рассердился на Прометея и послал своего орла, чтобы он ежедневно выклевывал печень непокорного титана.

Страдает так Прометей до того момента, Пока не приходит Геракл, сын Зевса, чтобы освободить многострадального благодетеля людей.

Титан рассказал ему пророчество, и великий герой разрубил оковы. За время пленения Прометея, Зевс стал мягче по отношению к людям, стал им благодетельствовать и помогать, поэтому Прометей и Зевс примирились.

Образ Прометея

Во всех источниках Прометей выступает как защитник людей, благодетель, в отличие от Зевса, которому нужна власть и поклонение. Он сочетает в себе образ нового бога, вплетенного в иерархию олимпийских богов, и покровителя древнего племени.

Подчинившись Зевсу в войне против титанов, Прометей, не желающий власти и насилия, противопоставляется титанам.

Мудрый и хитрый Прометей не жалеет себя для помощи людям, страдает за них, поэтому выступет в роли святого мученика.

И в глазах смертных он находится выше даже Зевса-Олимпийца, который действует при помощи силы и жестокости.

В литературе, искусстве Прометей выступает как покровитель наук, несущий людям просвещение, образование, культуру и ремесла. Он – творец, создатель, художник, который сначала создал род людской, а затем дал ему инструменты для обретения величия.

Миф о Прометее рассказывает нам печальную историю титана, защищающего людей и наказанного богами, безразличными к страданиям смертных. Именно Прометею приписывается создание человеческого рода в мифологии Древней Греции. Создав людей из земли, он обратился к Афине, вдохнувшей в них жизнь. Прометей сделал своих созданий, глядящими в небо, подобными богам.

Каждый день смотрел Прометей на землю, радостно наблюдая, как день ото дня увеличивалось число людей. Вскоре их можно было увидеть повсюду хлопочущими, как муравьи. Хорошо жилось Прометеевым людям, даже слишком хорошо. Не знали они никаких забот, ничего не страшились. Жизнь у них была благополучной, а смерть - легкой. Прометей научил их строить жилища и засевать поле, чтобы не страдать от голода. Учил их труду - единственному источнику настоящего счастья. Только о богах никогда не упоминал ни словом, так что люди о них ничего не знали. А потому не взывали к ним, не приносили жертвы.

Это было очень не по душе небожителям, особенно всемогущему Зевсу. Призвал он к себе Прометея и приказал научить новое человечество почитанию и покорности богам. Прометей дал обещание, но не выполнил его. Он был убежден, что созданные им люди так совершенны, что обойдутся без богов.

Мало-помалу проходили века, людей становилось все больше, но по-прежнему они не знали богов и не почитали их. Разгневался Зевс, созвал всех богов и объявил им, что уничтожит поколение людей, не признающих богов, и сам создаст новых, более совершенных, чем сотворенные Прометеем. Узнал Прометей о его замысле, о судьбе сотворенных им людей. Не мешкая, отправился он на Олимп и стал умолять Зевса отменить свое решение. Обещал, что расскажет людям, как они должны жить, чтобы боги были ими довольны. Но Зевс был неумолим. В конце концов, он согласился не уничтожать людей, но при условии, что они будут приносить жертвы богам. Заключил об этом договор с Прометеем, пригрозив ему, что если договор не будет выполняться, то людям придется плохо.

Прометей подчинился воле Зевса. Он забил быка, завернул мясо в шкуру, а сверху положил не очень-то вкусные внутренности. Рядом он сложил другую кучу - из головы и костей, которые упрятал под блестящим ароматным жиром. Потом попросил Зевса указать, какую из двух куч он желает получать от людей как жертву бессмертным богам. Зевс почувствовал подвох, но все же указал на кучу, покрытую жиром. С той поры люди приносили на алтарь богам кости и жир жертвенных животных, а из вкусного мяса готовили пиршественные блюда для себя.

Однако остальные боги не хотели мириться с этим и просили Зевса отомстить людям за обман. Зевс внял этим просьбам и придумал действительно суровое наказание: он отобрал у людей огонь. Тот самый огонь, который Прометей вынес из глубин земли и подарил созданным им людям как самую большую драгоценность.

Его сердце сжалось от боли. Знал он, что значит лишиться огня. И так как безмерно любил людей, решил помочь им, понимая, что навлечет на себя гнев властителя богов. Совсем немного времени прошло с тех пор, как Зевс отнял у людей огонь, но Прометей уже убедился, какие страдания они терпят из-за этого. Вся жизнь на земле остановилась: тихо стало в мастерских ремесленников, пастухи перестали извлекать радостные мелодии из своих свирелей, в жилищах людей поселилась печаль. Тьма, черная тьма грозила охватить весь мир и снова ввергнуть его в давние мрачные времена, с каких он начинался. Поэтому Прометей не колебался более. Тайно проник он на Олимп с намерением похитить огонь у богов и принести его людям.

Он изготовил себе удобный прочный посох, подходящий по размерам для такого великана, но необычайно легкий. Затем искусно выдолбил его сердцевину, так что внутри посох стал пустым, прикрыл отверстия с обеих сторон так, что они стали не видны, и прихватил с собой этот посох в обитель богов. Там горел вечный огонь. Прометей незаметно спрятал в посох тлеющие угли и живые искры, зародыш нового огня, и быстро покинул Олимп.

Возвратившись на свою высокую гору, он открыл одно из отверстий своего посоха и извлек его содержимое. Тысячи искр разлетелись в воздухе, как рой пчел, разгорелись и пали на землю в виде маленьких языков пламени. Люди с восторгом подбирали их и несли в дома. Море огней озарило в тот вечер землю, и человечество не погибло, выжило. Уже не нужно было людям бояться холодной, наводящей печаль темноты, в которой бы не вызрели плоды цивилизации. Мир двинулся вперед.

Когда Зевс заметил, что у людей по новой появился огонь, его окутал дикий гнев. Тотчас же созвал он богов, чтобы те посмотрели, как трудолюбивые, но высокомерные люди, созданные Прометеем, возделывают поля, приручают животных, чтобы они помогали им в работе, строят жилища и корабли под парусами. А еще они увидели, что люди спускаются в недра земли и извлекают оттуда драгоценные металлы, что они научились считать и писать, изготовлять лекарства. Зевсу было ясно, кто дал людям огонь и кто обучил их всему. Конечно же Прометей! Поэтому и охватила Зевса, а с ним и других богов, неописуемая ярость. В конце концов, решили они оставить огонь людям, но сокрушить их другим способом.

Призвал Зевс Гефеста, самого мастерского среди богов, и поручил ему изваять из глины фигуру очаровательной девушки с человеческим голосом и красотой богини. Когда Гефест изготовил изваяние, его оживили, а одна из богинь украсила девушку нарядным поясом, накинула на нее роскошное покрывало и одела в белые одежды. Афродита, богиня любви, наделила ее неотразимым очарованием, Гера - величавостью, посланец богов - Гермес - хитростью и коварством. Каждый из небожителей одарил ее чем-либо. Столь щедро разукрашенная и всем одаренная девушка получила имя Пандора. Затем Зевс приказал Гермесу, чтобы он доставил эту девушку, исполненную неодолимой прелести, на землю и сделал ее женой брата Прометея, которого звали Эпиметей. Он никак не напоминал своего мудрого брата Прометея, который заранее обдумывал любое дело. Напротив, Эпиметей начинал задумываться лишь потом, после того как сделал что-то и уже поздно что-либо поправлять.

Наказав так людей, Зевс не мог не наказать и самого Прометея. Он повелел двум могучим божественным существам, Власти и Силе, отвести Прометея на край света, на пустынную отвесную скалу дикого Кавказа, куда никогда не ступала нога человека. Гефесту же приказал приковать Прометея к этой пустынной скале. Гефест отправился в путь с Олимпа на волшебной колеснице, пролетел в ней по воздуху и спустился на указанную скалу, чтобы без промедления выполнить приказ повелителя богов. Через мгновение далеко во все стороны разнеслись удары его тяжелого молота, которым он заколачивал в скалу крепчайшие гвозди. Удары были настолько сильными, что отзвук от них донесся до небесных дворцов на Олимпе. Прометей испытывал страшные страдания, но собрал все свои силы и не издал даже тихого стона.

Кара богов на этом не кончилась. Главные мучения были впереди. К вечеру Прометей услышал хлопанье огромных крыльев. Над скалой закружил орел, бросился на Прометея и стальным клювом стал рвать его печень. Клевал он до тех пор, пока ничего от нее не осталось. К утру печень вновь выросла, раны зажили. Но из вечера в вечер продолжается эта ужасная мука. Прометей и кричал от невыносимой боли, и страдал, молча, но ниоткуда не приходила к нему помощь, никто не сжалился над ним. Люди пользовались огнем, который он добыл для них, но помочь ему не могли.

И все же Прометей не впадал в отчаяние. Напрасно морской бог уговаривал его покориться Зевсу и повиниться перед ним. Прометей не чувствовал за собой никакой вины. Только любовь к людям двигала им, он хотел сделать их жизнь лучше и радостней, за что же ему просить прощение у Зевса? Тело гиганта было сковано, но дух его мечтал о свободе, о том, чтобы разрушить власть богов над миром и человечеством. Не будет он ни о чем молить Зевса, который блаженствует на Олимпе в то время, как человечество осуждено на страдания.

Посланец богов Гермес доставил Прометею решение Зевса: если он и далее будет упрямиться, то молния низвергнет его в пропасть, обрушится на него вся скала, и в этой страшной могиле он будет находиться тысячу лет. А затем обрекут его на новые страдания.

Но Прометея не сломили ни уговоры, ни угрозы. Он твердо знал, что он прав, что страдает за доброе дело и оказал великую услугу людям. Он твердо решил, что никогда не будет молить Зевса о милости. Чувство, что он страдает безвинно, еще больше укрепляло его упорство. Неужели, думал он, не имею я права противиться Зевсу - тирану, который стал полным господином на небе и властвует над богами и людьми?

И Прометей стал презирать всех, кто склонял его к покорности, ненавидеть Власть и Силу, этих жестоких исполнителей воли Зевса, перестал уважать его робких и послушных слуг, таких, как Гефест и Гермес. Прометей верил, что свободолюбие, в конце концов, победит в борьбе с властью богов. Он потому продолжал стойко сносить муки, гордясь тем, что терпит их за благодеяние людям. Стойко переносить муки ему помогало пророчество, что Зевсу грозит опасность, а он, Прометей, обретет свободу.

Узнав, что Прометей располагает неблагоприятным для божественного самодержца предсказанием, Зевс направил к нему Гермеса, поручив выведать у титана его тайну. Однако, ничего не сказал посланцу бога Прометей. Разгневался Зевс и выполнил свою угрозу: низверг ударом молнии скалу и скинул Прометея в глубокую пропасть.

Несколько веков находился титан во мраке, потом поднял его Зевс на свет и вновь послал орла, чтобы опять терзал он печень Прометея. Долго-долго, вероятно десятки тысяч лет, длились ужасные муки Прометея. Невыносимая боль ослабила, в конце концов, его упорство. Он открыл Зевсу тайну пророчества. Повелитель богов сделал все, чтобы избежать грозящей ему опасности, и тем самым навсегда сохранил свою власть. Но и сам Зевс узнал сверхчеловеческую силу Прометея, поэтому смирил свой гнев. И другие боги решили освободить упрямого титана.

Когда самый знаменитый из греческих героев Геракл забрел в своих странствиях на Кавказ, он пронзил стрелой мучителя-орла и разбил оковы, связывавшие многострадального героя. Так завершились самые большие мучения, которые когда-либо терпели из-за любви к людям. Зевс повелел одеть Прометея в нарядные одежды, вспомнил все хорошее, что сделал для него титан, поместил Прометея среди богов и сделал его своим советником. А чтобы исполнилось пророчество, что Прометей будет вечно прикован к скале, обломок этой скалы был вделан в перстень, который постоянно носил Прометей.

Никогда не сотрется из памяти подвиг этого человеколюбивого титана, который осветил мир и разум человеческий пламенем познания.

Своего двоюродного брата. В противостоянии Зевсу он оказывается на стороне людей, у которых Зевс отнял огонь. Прометей похитил огонь с Олимпа , дал его людям, но своего дара предвидения не передал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это Прометей поплатился свободой. Зевс приказал приковать его к скале на отрогах Кавказского хребта и заставил орла каждый день прилетать и клевать его печень. Это длилось много веков. Но Зевс же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея, желая узнать тайну своего будущего. Эта события происходили за поколение до начала Троянской войны.

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего до-олимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т. е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221). Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d - 321 e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах П. - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). П. - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев. П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва; П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей.А
Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях вы" ступали хоры мужчин и мальчиков.