«Неделя всех святых» — день памяти всех святых. В православной традиции, День всех святых празднуется в 1-е воскресенье (неделю) после дня Пятидесятницы (переходящий праздник), т.е. в 8-е воскресенье после Пасхи.

День Святой Троицы (Пятидесятницы), когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов - это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним Неделя посвящена памяти всех святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова. Это - «Неделя всех святых». Термин «Все святые» охватывает как канонизированных святых, так и тех, кто остался при жизни неизвестен, и поэтому не почитаем.

Сколько всего святых в христианстве - неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих-Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

О почитании святых

Разными путями святые угодники прославились в Боге. Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор. 12:8-11). Согласно словам Апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть.

В зависимости от подвигов святых Православная Церковь разделяет их по ликам святости : апостолы (ученики Христа) , равноапостольные (святые, подобно апостолам, потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов) , пророки, святители (патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы) , преподобные (уподобившиеся Господу - святые, прославившиеся в монашеском подвиге) , мученики (те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за православную веру) , великомученники, преподобномученники, священномученики, бессребренники (святые, отказавшиеся от богатства ради Христа, врачеватели, не бравших платы за свой труд) , юродивые ради Христа (подвижники, добровольно принявшие на себя образ безумных) , исповедники (те, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти), страстотерпцы (погибшие от рук убийц и злодеев; почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам), праведные (миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь).

«Святые» (Фра Беато Анджелико, XV век)

Православная Церковь почитает святых не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами и созиданием во имя их храмов. Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, Церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах, не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом.

Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. 5:8; Откр. 8:3-4). На основании Священного Писания, Церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом.

Противниками почитания святых угодников являются выделившиеся из Западной Церкви в Средние века протестанты и мистические секты. Мартин Лютер отверг почитание и призывание святых на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера — это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

О святости

В этот день Церковь напоминает нам о том, что святость - это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Сама способность к святости заложена Творцом при создании человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Однако, если образ Божий в нас есть и он неотъемлем (как человеческая ипостась) , хотя и значительно помрачен из-за греховного существования, то подобие Божие - в значительной мере утраченное через грехопадение прародителей свойство, бесконечно приобретаемое по мере возрастания в благодати.

Понятие «святость» - трудноопределимо, но святыми именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и недостатки. Но главное в них - это энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из святых был свой неповторимый путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Так созидался мир, в котором отдельный человек имеет решающую ценность в очах Божиих.

По словам профессора МДА А.И.Осипова, «святые - это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих по стихиям мира сего, а не по Христу (Кол. 2:8). Иные потому, что они борются и с помощью Божией побеждают "похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую" (1Ин. 2:16), - все то, что порабощает людей мира сего. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия призван и способен человек, и что есть это богоподобие. Оно - та духовная красота, которая является отражением невыразимого Бога.

Достижение святости предполагает вполне определенный путь духовного развития, определенную последовательность, постепенность, предполагает наличие особых законов. На эту последовательность и постепенность указывают евангельские «Блаженства» (Мф. 5:3-12). Основываясь на долговременном опыте подвижничества, Святые Отцы указывают, что главнейшим спутником, основой духовной жизни является смирение . По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5:3) - состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам. Смирение же проистекает у человека при условии понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия и покаянию. Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Бога как источника жизни и всякого блага. Смирение исключает возможность горделивого мечтания стать «как Бог» (Быт. 3:5). Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми.

Но если лествица духовной жизни строится на смирении, то увенчивается она той из них, которая больше всех (1Кор. 13:13) и которой именуется Сам Бог (1Ин. 4:6), - Любовью . Ею святые более всего прославились, ею побеждали мир, ею в преимущественной степени явили они величие, красоту и благо Божественных обетовании человеку. Согласно Священному Писанию, истинная христианская Любовь есть дар Духа Святого, а не результат какого-то собственного напряжения. Достижение этой Любви невозможно без предварительного приобретения других добродетелей и в первую очередь смирения, являющегося основанием всей лестницы добродетелей. У христианина, не имеющего должного познания себя и опытного смирения, любовь изменчива, непостоянна, смешана с тщеславием, эгоизмом, сластолюбием и т.д., в ней дышит мечтательность. Таким образом, любовь святых это не обычное земное чувство, не результат целенаправленных усилий по возбуждению в себе любви к Богу, но есть дар Духа Святого, и как таковой переживается и проявляется совершенно иначе, чем даже самые возвышенные земные чувства. Об этом особенно красноречиво свидетельствуют плоды Духа Божия, ниспосылаемые всем искренним христианам соответственно степени их ревности, духовной чистоты и смирения.

Священное Писание и творения Святых Отцов постоянно говорят о тех совершенно особых по своей силе и по своему характеру состояниях радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, не сравнимых ни с какими обычными переживаниями, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. Чаще всего эти состояния передаются словами: любовь и радость, поскольку высших, нежели эти, понятий, нет в языке человеческом.

Иллюстрацией того, что переживает человек, стяжавший Духа Святого, может служить встреча и беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, во время которой, по молитве Преподобного, его собеседник смог ощутить и пережить начатки благих даров Духа Святого и поведать о них миру. «Когда Дух Божий приходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, - говорил преп. Серафим, - тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся Он... Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть», - а под Царствием Божиим разумел Он благодать Духа Святого. Вот оно-то теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого отвне осиявает и согревает нас, благоуханием многоразличным преисполняя воздух... услаждает чувства наши пренебесным наслаждением и сердца наши напояет радостью неизглаголатою...»

«Обожение» - данный термин наиболее точно выражает существо святости. Она есть именно теснейшее единение с Богом, стяжание Духа Святого, о котором говорил преп. Серафим. Она - Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9; 1) в тех верующих, о которых Спаситель сказал: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16:17-18). Эти знамения являются одним из очевидных указаний на то, что святость есть единство с Духом Господним (1 Кор. 6; 17), Который есть "Бог, творящий чудеса" (Пс. 76; 15).»

К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди. Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю мину жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай. Мария Египетская- еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

Богослужение

Неделя всех святых имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; Неделя всех святых открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий.

В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

Тропарь всех святых, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссом,/ кровьми Церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти, Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак всех святых, глас 8
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Проповедь митрополита Антония (Сурожского) в День всех святых

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день всех святых. Каждый из нас при крещении наречен именем одного из святых, в которых слава Божия, Его блеск, Его красота воссияла, каждый из нас посвящен его памяти, каждый из нас отдан под его личное, любовное, строгое покровительство.

Строгое — потому что путь Господень не широк и не легок, путь Господень узок и строг. И каждый из святых, прошедший этим путем, нас зовет за собой, идти этой тропой, этим путем. И перед каждым из нас задача: последовать за Христом по примеру того святого или той святой, имя которого нам дано. Это не значит стараться прожить той именно жизнью, какой он прожил, но это значит научиться от него, как живут те, которые хотят следовать за Христом, каждый по-своему, каждый — неповторимым, единственным образом, потому что каждый из нас неповторим.

Путь Господень — это путь отречения от себя ради чего-то, что больше нас, но не такое отречение от себя, которое значило бы, что мы перестаем быть собой. Это признание, что наша природа, наше призвание выше нас самих, и что мы должны себя перерасти, из мелких, малых стать великими. Мы призваны вырасти в полную меру того, что Господь задумал о каждом из нас, как выросли в свою меру те святые, которые глубоко приняли в сердце Евангелие Господне и прожили согласно ему.

Вот призыв, который обращен к нам всеми святыми устами святого Иоанна Златоустого: "Не хвалите нас, не воспевайте нас, а уподобьтесь нам". Святой Иоанн говорит здесь о том, что мы напрасно воспеваем хвалу, напрасно поем славу святых, если мы не стараемся подобно им быть христианами всей жизнью, и умом, и сердцем, и волей, и плотью — всем своим существом.

Если мы хотим дать славу святым, прославить своего святого, оправдать, что нам доверено это имя — мы должны научиться жить так, как жил он, как жил Христос, как призваны мы жить. Иначе каждая похвала, которую мы произносим святому, нам будет когда-нибудь упреком: знал — и не творил...

Избежим же этого! Вдохновимся той неизреченной красотой Евангелия, той дивной красотой образа Христа Спасителя, той отраженной Божественной красотой, которую мы видим во святых, и перерастем себя. Станем и мы достойными своего звания человека, христианина, достойными того имени, которое нам дано, которое нам доверено. Аминь.

Христиане рьяно чтут традиции своих предков, не оставляя без внимания ни один праздник, который церковь предписала помнить и отмечать. К одним из таких дней относится День всех святых. Данный праздник существует не только у католиков, но и в православии. Из этой статьи вы узнаете, когда и как будут отмечать День всех святых в разных христианских конфессиях (в католицизме и в православии) в 2017 году и какие существуют традиции, сформировавшиеся в ходе многолетней истории этого праздника.

Когда будет День всех святых в 2017 году

Следует отметить, что дата этого праздника у православных христиан постоянно меняется (является переходящей), но всегда празднуется в следующее воскресенье после Троицы, о поскольку Троица в 2017 г., выпадает на 4 июня, то соответственно День всех святых в 2017 году у православных выпадает на 11 июня .

В свою очередь, дата праздника у католиков является непереходящей, т.е всегда из года в год отмечается — 1 ноября , в том числе и в 2017 году.

Праздник День всех святых в православии

Далеко не все люди знают, что в православной церкви существует такой праздник, как День всех святых. Дело в том, что он не так «раскручен», как его западный аналог у католиков, хоть и имеет подобную суть. Православные христиане отмечают этот праздник в первое воскресенье после Троицы. Праздник берет свои корни с четвёртого века нашей эры, но только столетие спустя он был официально принят церковью.

Считается, что – это действительно особенная дата для всех христиан, ведь Троица – это (условный) день рождения церкви. Православие «выросло» не из пустого звука, а из стараний и преданной веры приспешников и последователей учения Христа, коих за многие столетия существования этого религиозного течения насобиралось очень много. Чтобы почтить каждого святого мученика церковь решила выделить особую дату, в который можно вспомнить подвиги тех, кто отдал свою жизнь или принял муки во имя своей веры.

Традиции празднования в католицизме

Практически каждый житель нашей страны прекрасно осведомлён, что в середине осени католики отмечают праздник под названием Хэллоуин, который предвещает наступление другого интересного события – Дня всех святых. Смысл праздника у католиков такой же, как и у православных христиан : почитание всех тех, кто посвятил свою жизнь служению христианству и каким-то образом пострадал из-за своей веры. Однако католики немного иначе относятся к данному событию. В этот день принято переодеваться в страшные костюмы, шуметь, петь и всячески веселиться. А причиной такому поведению стали языческие корни праздника. Ранее считалось, что вся нечисть вылезает из своих укрытий и ищет жертву для своих тёмных планов. Потому простое население пыталось как можно правдоподобнее перевоплотиться в тёмные силы, чтобы не привлекать к себе внимание, или же вообще не показываться из дома.

В День всех святых 2017 — 1 ноября, католики будут стараться посетить кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Те, кто не успел сделать это в эту дату, могут успеть на следующие сутки – 2-го ноября, в День поминовения всех усопших.

Празд-ник из-ве-стен с кон-ца IV - на-ча-ла V ве-ков. Су-ще-ству-ет про-по-ведь свт. Иоан-на Зла-то-уста на па-мять «всех свя-тых, по все-му ми-ру по-стра-дав-ших», в ко-то-рой уже ука-зы-ва-ет-ся день празд-но-ва-ния ана-ло-гич-ный су-ще-ству-ю-ще-му в на-сто-я-щее вре-мя. Сре-ди пес-но-пе-ний прп. Еф-ре-ма Си-ри-на есть упо-ми-на-ние о празд-но-ва-нии в честь всех свя-тых.

Сту-дий-ский, а за-тем и Иеру-са-лим-ский Ти-пи-ко-ны окон-ча-тель-но по-ме-ща-ют празд-ник в честь всех свя-тых на первую неде-лю (вос-кре-се-ние) по-сле Пя-ти-де-сят-ни-цы. Та-кая по-сле-до-ва-тель-ность празд-ни-ков об-на-ру-жи-ва-ет их ло-ги-че-скую связь: свя-тые про-си-я-ли хоть и в раз-ное вре-мя и раз-лич-ны-ми по-дви-га-ми, но по бла-го-да-ти еди-но-го Свя-то-го Ду-ха, из-лив-ше-го-ся на Цер-ковь в день Пя-ти-де-сят-ни-цы.

В го-до-вом бо-го-слу-жеб-ном кру-ге пра-во-слав-ной церк-ви День всех свя-тых яв-ля-ет-ся по-гра-нич-ным:

  • За-кан-чи-ва-ет-ся пе-ри-од ис-поль-зо-ва-ния за бо-го-слу-же-ни-ем пес-но-пе-ний Цвет-ной Три-о-ди и на-чи-на-ет-ся пе-ри-од пе-ния Ок-то-и-ха.
  • На утрене Дня всех свя-тых на-чи-на-ет-ся чте-ние «стол-па» - по-сле-до-ва-тель-но-сти 11 вос-крес-ных Еван-ге-лий, рас-ска-зы-ва-ю-щих о Вос-кре-се-нии Хри-сто-вом.
  • В по-не-дель-ник по-сле празд-ни-ка всех свя-тых на-чи-на-ет-ся чте-ние на ли-тур-гии По-сла-ния к Рим-ля-нам и Еван-ге-лия от Мат-фея (в пас-халь-ный пе-ри-од чи-та-лись Де-я-ния свя-тых апо-сто-лов и Еван-ге-лие от Иоан-на)
  • В этот же по-не-дель-ник на-чи-на-ет-ся Апо-столь-ский пост, сме-ня-ю-щий сплош-ную (то есть без пост-ных сре-ды и пят-ни-цы) сед-ми-цу по Пя-ти-де-сят-ни-це.

Чи-та-ю-щий-ся на ли-тур-гии от-ры-вок из По-сла-ния к Ев-ре-ям () про-слав-ля-ет вет-хо-за-вет-ных пра-вед-ни-ков и на-зы-ва-ет их «об-ла-ком сви-де-те-лей», а со-став-ное еван-гель-ское чте-ние ( ; ; ) ука-зы-ва-ет на необ-хо-ди-мые при-зна-ки свя-то-сти («Кто ис-по-ве-да-ет Ме-ня пред людь-ми, то-го ис-по-ве-даю и Я пред От-цем Мо-им Небес-ным…Кто не бе-рет кре-ста сво-е-го и сле-ду-ет за Мною, тот не до-сто-ин Ме-ня…Вся-кий, кто оста-вит до-мы, или бра-тьев, или се-стер, или от-ца, или мать, или же-ну, или де-тей, или зем-ли, ра-ди име-ни Мо-е-го, по-лу-чит во сто крат и на-сле-ду-ет жизнь веч-ную»).

Гим-но-гра-фия празд-ни-ка изоби-лу-ет по-э-ти-че-ски-ми обо-ро-та-ми: свя-тые на-зы-ва-ют-ся «непре-лест-ны-ми све-ти-лами» (ка-нон утре-ни, песнь 3), «бо-же-ствен-ным об-ла-ком» (там же, песнь 6), «на-чат-ка-ми есте-ства» (кондак), «тер-пе-ли-во-душ-ны-ми» (сти-хи-ра на ли-тии); их кро-вью Цер-ковь укра-ша-ет-ся «баг-ря-ни-цею и вис-сом» (тро-парь); они «уяс-ня-ют цер-ков-ное небо» (ка-нон утре-ни, песнь 8), «доб-ро-де-те-лей свет-ло-стью» де-ла-ют зем-лю небом (сти-хи-ра на хва-ли-тех).

Молитвы

Тропарь Собору Всех святых

И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Кровью пострадавших во всем мире Твоих как и облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»

Кондак Собору Всех святых

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.

Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою - Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Молитва Собору Всех святых

О, преблаже́ннии уго́дницы Бо́жии, вси святи́и, предстоя́щии Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы и наслажда́ющиися неизрече́ннаго блаже́нства! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, ми́лостивно призрите на нас, ме́ньших бра́тий ва́ших, принося́щих вам сие́ хвале́бное пе́ние и хода́тайством ва́шим прося́щих ми́лости и отпуще́ния грехо́в у Преблага́го Го́спода: ве́мы бо, вои́стинну ве́мы, я́ко вся, ели́ка восхо́щете, испроси́ти у Него́ мо́жете. Те́мже у́бо смире́нно мо́лимся вам: моли́те ми́лостиваго Влады́ку, да пода́ст нам дух ва́шея ре́вности к хране́нию святы́х Его́ за́поведей, я́ко да те́кше по стопа́м ва́шим, возмо́жем земно́е по́прище в доброде́тельном житии́ без поро́ка прейти́ и в покая́нии дости́гнути пресла́вных селе́ний ра́йских, и та́мо ку́пно с ва́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист собору Всех Святых

Кондак 1
Избранным угодником Божиим, всем святым, от века во всем мире просиявшим и на небеси венцы славы приявшим, похвальное приносим пение. Вы же, яко имущии велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободите, да зовем вам хвалебно:

Икос 1
Ангельский собор, умаленный падением гордых ангел и вами, всеми святыми, восполняемый, светло торжествует в день памяти вашей, и всю вселенную созывает на веселие духовное. Мы же, им подражающе, зовем вам радостно:
Радуйтеся, святии, от века Богом предуведеннии и предуставленнии к славе небесней.
Радуйтеся, от всех родов, мест и времен в служение Господу избраннии.
Радуйтеся, избрание ваше подвигами благочестия оправдавшии.
Радуйтеся, образом добрых дел ваших правый путь к небеси нам показавшии.
Радуйтеся, прежде писаннаго закона Божия по закону совести праведно пожившии.
Радуйтеся, в законней сени благочестно житие свое совершившии.
Радуйтеся, в новей благодати светло добродетельми просиявшии.
Радуйтеся, в последняя сия времена Богу благоугодившии и мзду с первыми получившии.
Радуйтеся, от земных скорбей прешедшии к небесному покою.
Радуйтеся, сподобльшиися зрети неисповедимую славу Божию.
Радуйтеся, с лики безплотных непрестанно хвалящии Пресвятую Троицу.
Радуйтеся, всегда молящиися Ей о всех почитающих вас.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 2
Видящи Православная Христова Церковь, многочисленными лики святых, яко прекрасными райскими цветы себе украшену, светло почитает память их и Пречистую Богоматерь с Рождшимся от Нея Христом Богом величает, вопиющи Тому хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 2
Разуму нашему просвещение у Господа испросите, святии угодницы Божии, да отрясше земное пристрастие, вознесемся сердцем и мыслию в наследованная вами и нам обещанная селения райская, и возопием вам радостно:
Радуйтеся, ветхозаветнии праотцы и патриарси, родоначальницы по плоти Христа Сына Божия.
Радуйтеся, яко благословением Божиим умножишася роды ваша, яко звезды небесныя.
Радуйтеся, среди мрака древняго нечестия правую вашу веру во истиннаго Бога сохранившии.
Радуйтеся, с надеждою чаявшии обетованнаго Искупителя.
Радуйтеся, яко от вашего племене возсия пресветлая свеща — Богородица Мария.
Радуйтеся, яко от Нея родися Победитель смерти и ада.
Радуйтеся, верою во грядущаго Христа спасение улучившии.
Радуйтеся, вместо древния клятвы благословение Тем получившии.
Радуйтеся, и во аде Христова пришествия ожидавшии.
Радуйтеся, адских мучений Им избавленнии.
Радуйтеся, на небеса со славою возведеннии.
Радуйтеся, с лики Ангельскими в вечныя обители Отца Небеснаго вселеннии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 3
Силою Вышняго осенени бывше, святии, дерзновенно ополчистеся противу начал и властей злобы поднебесныя, и победивше тех коварства, вся благая начинания ваша добре совершисте, воспевающе Всесильному Человеколюбцу Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще, святии пророцы, преславная селения во обителех дому Отца Небеснаго и присносущным светом лица Божия просвещаеми, неизреченнаго воистину со всеми святыми наслаждаетеся блаженства, егоже мы, земнии, причастницы быти желающе, воспеваем вам сице:
Радуйтеся, святии пророцы, Богом избраннии прежде вашего рождения.
Радуйтеся, верно поработавшии Ему прежде Христова воплощения.
Радуйтеся, от младенчества благодатию Святаго Духа освященнии.
Радуйтеся, посланнии от Господа вразумляти заблуждшия сыны Израилевы.
Радуйтеся, предвозвестившии Христово от Девы славное рождение.
Радуйтеся, звезды, предварившии пришествие истиннаго Солнца.
Радуйтеся, законопреступных царей Израилевых дерзновенно обличившии.
Радуйтеся, всякое людское нечестие мечем слова Божия нещадно посекшии.
Радуйтеся, вернии раби Господни, вся хотения Его исполнившии.
Радуйтеся, истину небоязненно пред властьми вещавшии.
Радуйтеся, многи скорби в мире претерпевшии.
Радуйтеся, со всеми избранными торжествующии на небеси в славе вечней.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 4
Бури житейския избавльшеся, вси святии, преидосте в небесный покой, на места злачна и прохладна, идеже потоцы сладости неисповедимыя, пища славы Божия нетленная, пения и гласы празднующих; тамо убо торжествуете со всеми Ангельскими силами, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце земнаго человека не взыдоша радости и сладости, ихже вы ныне наслаждаетеся, Апостоли святии. Сего ради благоговейно взываем вам:
Радуйтеся, святии Апостоли, с Предтечею Иоанном ближайшии друзи Христовы.
Радуйтеся, по Пресвятой Деве Марии, первостоятелие у Престола Святыя Троицы.
Радуйтеся, возвестившии миру таинство нашего искупления.
Радуйтеся, светом веры Христовы омраченныя люди просветившии.
Радуйтеся, семя слова Божия в сердца человеческая всеявшии.
Радуйтеся, плоды трудов ваших в небесном вертограде пожинающии.
Радуйтеся, святии отцы, седмию Вселенскими Соборы исповедание Православныя веры утвердившии.
Радуйтеся, утишившии бурю еретическаго нечестия.
Радуйтеся, изъяснившии нам догматы Православныя веры.
Радуйтеся, и доныне учением вашим ограждающии Церковь Христову от ересей и расколов.
Радуйтеся, святии иерарси, словом и житием светло просиявшии.
Радуйтеся, во свете невечернем с духовными вашими чады ныне обитающии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 5
Боготочною, Спасе, Кровию Твоею искупленнии и верно Тебе на земли послужившии вси святии, ныне на тверди церковней яко звезды пресветлыя сияют, и всех нас, по морю страстнаго сего жития плавающих, на путь правый, к небесному отечеству ведущий, наставляют; о сем убо с радостию благодарно поем Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видевши, святии мученицы, яко в мире сем вся суетна суть и тлению причастна, потщастеся Предвечному Богу благоугодити и претерпением лютых мук тленная на нетленная пременити, за еже сподобистеся предстояния у страшнаго Престола Владычня в славе вечней, в нейже не забудите и нас, память вашу совершающих и вопиющих вам таковая:
Радуйтеся, святии страстотерпцы, кровию своею запечатлевшии правую вашу во Христа веру.
Радуйтеся, не убоявшиися убивающих тело, души же не могущих убити.
Радуйтеся, претерпевшии страшная мучения.
Радуйтеся, явльшии на себе Христовых страстей изображения.
Радуйтеся, победившии лютых мучителей свирепства.
Радуйтеся, чрез огнь и воду прошедшии и в покой вечный вшедшии.
Радуйтеся, исповедницы и священномученицы, пострадавшии за благочестие и почитание святых икон.
Радуйтеся, преподобномученицы, в молитве Богу собеседовавшии и страданием диавола поправшии.
Радуйтеся, за славу и честь Царя Небеснаго мужественно воинствовавшии.
Радуйтеся, победную почесть от Христа на небеси приимшии.
Радуйтеся, велию благодать от Господа получившии.
Радуйтеся, многая и различная чудеса в славу Божию в поднебесней содевающии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 6
Проповедуют христианстии роди славу вашу, вси святии: вы бо яко рай насажденный явистеся посреде Церкве, имущии древо жизни Самаго Господа, от негоже вкусивше сладости райския, вся скорогибнущая в мире сем презресте, и радостно в небесный вертоград внидосте, поюще: Аллилуиа.

Икос 6
Правоверие и добродетели преподобных отец, яко солнце, всему миру сияют и нам мрачный путь жизни сея просвещают, да не заблудим в пустыни греха и душепагубных ересей. Сего ради хвалебно им воспеваем:
Радуйтеся, преподобнии отцы, мир и яже в мире любве ради Божия волею оставившии.
Радуйтеся, преподобнии матери, в подвизех дневных и нощных земное течение совершившии.
Радуйтеся, пустынницы, в пещерах и горах со зверьми пожившии.
Радуйтеся, постницы, в алчбе и жажде временное житие препроводившии.
Радуйтеся, столпницы, мраз и зной Царствия ради Небеснаго претерпевшии.
Радуйтеся, затворницы, в сердечней тишине Бога взыскавшии.
Радуйтеся, девственницы, целомудрие сохранившии и непорочному Агнцу Христу пoследовавшии.
Радуйтеся, послушницы, Христово смирение стяжавшии.
Радуйтеся, в общежитиих во взаимной братской любви ангельски пожившии.
Радуйтеся, мудрии и кротции монахов наставницы бывшии.
Радуйтеся, вси трудолюбцы, добродетелей совершенство стяжавшии.
Радуйтеся, в покой Господа своего вшедшии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 7
Хотя Всеблагий Господь явити миру, яко не всуе труждаются вси благоугождающии Ему, но яко велия мзда уготовася им в Царствии Небеснем: сего ради прослави сонмы святых угодник Своих, различне Тому на земли послуживших, да и мы поревнуем тех житию, и тоя же вечныя славы чающе, поем Ему: Аллилуиа.

Икос 7
«Веруяй в Мя, аще и умрет жив будет»,— рече Господь. Вам же, святии вси, изрядно приличествуют сии Владычни глаголы: вы бо аще и умросте на земли плотию, но душами в вышнем селении всегда живи суще, многая и неизреченная совершаете в мире чудеса, и теплым вашим к Богу ходатайством пособствуете нам, сице возглашающим вам:
Радуйтеся, горняя мудрствующим вашим умом истиннаго Бога познавшии.
Радуйтеся, правую вашу в Святую Троицу веру непорочно сохранившии.
Радуйтеся, Христа Сына Божия, истиннаго Бога и совершеннаго человека исповедавшии.
Радуйтеся, в спасительныя Его страсти несумненно веровавшии.
Радуйтеся, Православием, яко звезды, блистающии.
Радуйтеся, праведностию, яко финикс процветающии.
Радуйтеся, плотию на земли, умом же на небеси пожившии.
Радуйтеся, временною смертию на безконечную жизнь прешедшии.
Радуйтеся, тесным путем евангельски шествовавшии.
Радуйтеся, узкими враты Царствия Небеснаго достигшии.
Радуйтеся, вечных благ наследницы.
Радуйтеся, о спасении нашем теплии к Богу ходатаи.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 8
Страну ону горнюю, идеже вси святии по трудех земных почивают, умным очесем своим представляюще, аще и не можем постигнути сущаго тамо блаженства, мы земнии и плотию обложеннии, обаче, верою сие проразумевающе и сердцем предвкушающе, поем дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй, Вседержителю Господи, Ты един веси по имени всех благоугодивших Тебе. Мы же, дело суще руку Твоею, якоже песка морскаго исчести, сице и всех святых по имени нарещи не могуще, токмо изряднейшия рабы Твоя, от начала мира Тебе благоугодившия, именуем, глаголюще:
Радуйтеся, Адаме и Ево, праотцы всего рода человеческаго.
Радуйтеся, Авеле и Сифе, первии в мире благочестия рачителие.
Радуйтеся, Ное, вторый рода нашего родоначальниче, и Аврааме, завета Божия приемниче.
Радуйтеся, Моисее Боговидче и Аароне, первый ветхозаветный священниче.
Радуйтеся, Еноше и Илие, плотию смерти не вкусившии и на небо восхищеннии.
Радуйтеся, Исаие, Давиде и Данииле, зрителие таин Бога Вседержителя.
Радуйтеся, Иоакиме и Анно, родившии Деву Марию - Матерь Христа Бога нашего.
Радуйтеся, Петре, Павле, Иакове и Иоанне, избраннейшии Апостоли Христовы.
Радуйтеся, Николае, Василие, Григорие, Иоанне и Афанасие, непоколебимии столпи церкве Христовы.
Радуйтеся, Антоние, Пахомие, Евфимие, Иларионе и Савво, великие монахов наставницы.
Радуйтеся, Георгие, Димитрие, Евстратие и Пантелеимоне, велиции мученицы Христовы.
Радуйтеся, Варваро, Ирино, Параскево, Екатерино и вси мученицы, кровию своею торжество веры возвеличившии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 9
Вси святии Твои, Господи, ангельский подражая чин, безпрестани славят Пресвятое имя Твое на небеси, «Свят, Свят, Свят», — вопиюще; с нимиже и мы, грешнии, на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9
Витии суемудрыя недоумеют глаголати: како вы, вси святии, подобострастни нам бывше человецы, непреодолени страстьми бысте, мужеством вашим безплотныя враги победисте. Мы же, прославляюще укрепившаго вас Господа, хвалим доблести ваша и умиленно вопием:
Радуйтеся, святии, вседушно Господа возлюбившии.
Радуйтеся, любве Его ради живота своего не щадившии.
Радуйтеся, мир и миродержителя победившии.
Радуйтеся, вся сети древняго змия, яко паучину, разорившии.
Радуйтеся, смирившиися под крепкую руку всеблагаго Промысла Божия.
Радуйтеся, покорившии волю свою воле Отца Небеснаго.
Радуйтеся, прославившии Господа в душах и телесех ваших.
Радуйтеся, возвеличившии Его во всех делех ваших.
Радуйтеся, воздвизавшии руце ваши на творение дел благих.
Радуйтеся, направлявшии стопы ваша на путь правый.
Радуйтеся, не приложившии сердец ваших к земному богатству и наслаждению.
Радуйтеся, всегда помышлявшии о благах небесных и вечном веселии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 10
Спасения путем право шествующе и о судьбах правды Божия поучающеся, вси святии, явистеся яко древеса благоплодная при исходищах вод, и принесосте Богу плод добродетелей ваших во время свое. Ныне же в горнем Едеме неизреченнаго наслаждающеся блаженства, помяните и нас, чад ваших, отеческое ваше о спасении нашем попечение восхваляющих, Богу же поющих: Аллилуиа.

Икос 10
Стена тверда нам противу лица вражия вы есте, вси святии, и теплии молитвенницы ко Христу о всем роде христианстем. Темже от стрел невидимаго борителя присно вами защищаеми, радостно взываем:
Радуйтеся, рода человеческаго велие украшение.
Радуйтеся, в странствии земном присная нам отрада и утешение.
Радуйтеся, в брани со врагами спасения нашего сильнии нам помощницы.
Радуйтеся, от меча гнева Божия молитвами вашими нас защищающии.
Радуйтеся, сами искушени бывше, и нам во искушениих помогающии.
Радуйтеся, покаянию нас грешных зело радующиися.
Радуйтеся, на различных местех земли во вся времена праведно пожившии.
Радуйтеся, аще и согрешившии, обаче истинным покаянием и слезами скверну грехов омывшии.
Радуйтеся, от Адама даже до днесь в надежди жизни вечныя скончавшиися.
Радуйтеся, от Востока и Запада пришедшии и на лоне Авраамли почившии.
Радуйтеся, яко сонм ваш новыми с земли пришельцами всегда умножается.
Радуйтеся, яко вами место падших духов в соборе Ангельском восполняется.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 11
Песни наша хвалебныя, аще бы и тмочислени были, не довлеют к прославлению добродетелей ваших, вси святии; и нам немощным удобее любити молчание: но да не явимся лениви и неблагодарни за полученныя вас ради милости и благодеяния Божия, поем прославльшему вас Владыце: Аллилуиа.

Икос 11
Светильницы света невечерняго вы есте, вси святии, у Престола Пресвятыя Троицы с Ангельскими чинми в молитве о нас присногорящии, и на светлую спасения стезю наставляющии вопиющих вам сице:
Радуйтеся, светильницы огня невещественнаго.
Радуйтеся, насельницы обителей Отца Небеснаго.
Радуйтеся, гроздие винограда Христова.
Радуйтеся, благоуханнии цвети райстии.
Радуйтеся, животочнии реки, в жажде духовней нас напояющии.
Радуйтеся, дожденоснии облацы, в знои искушений нас прохлаждающии.
Радуйтеся, духовнии ветри, зиму уныния от сердец наших прогоняющии.
Радуйтеся, сладкопеснивии славии, духовную весну вечнаго блаженства нам возвещающии.
Радуйтеся, мысленныя горы, к небеси нас возводящии.
Радуйтеся, умнаго Солнца лучи, милость Его на нас изливающии.
Радуйтеся, добрии кормчии, от потопления греховнаго нас спасающии.
Радуйтеся, вернии путевождие, в небесное отечество нас путеводящии.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 12
Благодать от Бога данную вам, в воздаяние многих добродетелей ваших, кто от земнородных исповести возможет, о святии! Якоже бо капли морския по единой исчерпати, сице чудодействий ваших и подаваемых вами нам благодеяний несть мощно исчести. Сего ради радостно совершаем славное ваше торжество, и вся действующему в вас Господу зовем: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще Тя, Владыко Вседержителю, восхваляем вси Пресвятое имя Твое, яко от начала мира в различная времена явил еси приснопамятныя святыя Твоя, Тебе единому в Троице славимому Богу благоугодившия, ихже молитвами от всех зол избавляеши вопиющия к ним:
Радуйтеся, святии Божии угодницы, с Пресвятейшею всея твари Приснодевою Мариею.
Радуйтеся, и вы, безплотнии Ангели, хранителие рода человеческаго.
Радуйтеся, святии царие и князи, на земли благочестиво царствовавшии и Небесное Царствие наследившии.
Радуйтеся, добрии градоправителие, в небесном граде обитати сподобльшиися.
Радуйтеся, нелицеприятнии земнии судии, у небеснаго Судии оправдание и милость получившии.
Радуйтеся, ревностнии словесных овец пастырие, от Пастыреначальника Христа похваленнии и прославленнии.
Радуйтеся, праведнии земледелателие, в простоте сердца и незлобии Богу послужившии.
Радуйтеся, терпеливии странницы, небеснаго отечества достигшии.
Радуйтеся, юродивии, поношения и укорения Христа ради претерпевшии.
Радуйтеся, безсребренницы, туне болящим исцеления подававшии и на небеси мзду приявшии.
Радуйтеся, во всяком возрасте и звании угодившии Богу мужие и жены, яко вы едино есте о Господе и души ваша в руце Божией.
Радуйтеся, яко в будущем веце купно с душами и телеса ваша вечныя славы причастны будут.
Радуйтеся, вси святии, теплии о всем мире Богу молитвенницы.

Кондак 13
О всеблаженнии угодницы Божии, вси святии, приявшии наследие благ вечных! Приимите сие наше хвалебное пение, и благоприятными вашими к Богу молитвами испросите нам грехов оставление и вечных мук избавление, да с вами в Небесном нашем Отечестве поем Богу: Аллилуиа.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва

К вам, о святии вси, яко путеводным светильником, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз, многогрешный, смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мой ум и сердце светом благости Своея, яко да тою озаряемь и подкрепляемь, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно прейти и ходатайством вашим ко Всеблагому Господу сподоблюся поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небеснем чертозе Царя славы, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Проповедь протоиерея Родиона Путятина. В Неделю всех святых.

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в Неделю всех святых.

Проповедь святителя Филарета Московского. Слово в неделю всех Святых, при посещении города Коломны.

День всех святых - это очень популярный праздник в западном мире: в США, Европе и Канаде. Его история корнями уходит в древность, а популярность только растет, ведь он уже добрался и до России.

День всех святых — это не только время радости и веселья. Раньше в этот день, а, точнее, накануне Дня всех святых, люди ждали пришествия призраков. Это был день опасений и ужаса, так что все сидели дома и старались ни в коем случае не выходить во двор.

История Дня всех святых

Корнями этот осенний праздник уходит во времена древних кельтов, живших на территории почти всей Европы еще до рождения Иисуса Христа. Праздник назывался Самайн и был начисто лишен негативной энергии, поскольку посвящался сбору урожая. Потом, после прихода христианства, его суть была искажена. Священники говорили людям, что в ночь с 31 октября на 1 ноября в наш мир помимо умерших близких людей врываются заблудшие души, которые не попали по какой-то причине в рай или ад. Эта ночь была названа Хэллоуином — разгулом нечисти.

Сейчас праздник очень популярен, хотя на самом деле это лишь повод погулять и повеселиться. Однако следующий день очень важен для верующих людей, поскольку он и есть День всех святых. Это католический праздник почитания всех умерших людей. 1 ноября — дата празднования этого дня, а поминовение продолжается до 2 ноября.

Обряд ряжения в призраков и в ведьм появился в виду того, что люди твердо верили: нечистые силы могут забрать детей с собой. Переодевания и сжигание чучела отпугивали привидений и злых духов, защищая ночью тех, кто исполнял обряд в преддверии праздника. Современные традиции проведения вечеринок и собирания сладостей выросли именно на этой почве.

Традиции Дня всех святых

В преддверии праздника, до 1 ноября и во время него совершается множество обрядов. Некоторым из них уже почти тысяча лет.

  • Для начала, люди готовятся к празднику. 31 октября, на Хэллоуин можно гадать на удачу, богатство, любовь и счастье . Эти гадания чем-то напоминают русские святочные.
  • 1 ноября люди посещают церковь для того, чтобы послушать проповедь и помолиться за умерших. Относится это только к католической конфессии, которая распространена и в России.
  • Поминают усопших в ночь на 1 ноября оставляют им немного еды на столе, уходя спать. Читают специальные католические молитвы о памяти мертвым.
  • Верующие посещают кладбища, где захоронены их родители, бабушки и дедушки. Они приводят в порядок место могилы.
  • 1 ноября еще древние кельты заканчивали сбор и подготовку к хранению урожая. В Европе в это время заканчивается сезон, поэтому такая традиция местами сохранилась.
  • В День всех святых 1 ноября люди делятся припасами с бедными и обездоленными, а также помогают близким, чтобы умершие видели их доброту и хранили покой своих душ.

Словом, 1 ноября нельзя назвать лишь днем после Хэллоуина, поскольку все с точностью до наоборот. Хэллоуин — это всего лишь прелюдия важного католического праздника, который имеет огромное значение. Некоторые дажу говорят, что современная мода и безнравственность превратили праздник в маскарад без духовной цели. Это прямое доказательство того, что люди все меньше и меньше уважают историю и все меньше заботятся о сохранении традиций.

День всех святых отмечают и в России. Но в православном церковном календаре этот праздник приходится на первое воскресенье после Троицы.

Мы желаем вам удачи в День всех святых. Защитить дом от нечистой силы помогут надежные обереги для дома . Используйте их в качестве защиты круглый год, тогда ваш дом станет неприступной крепостью для всякого зла и всяких проблем. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

05.10.2016 06:05

Празднование Хэллоуина всегда отличалось интересными костюмами, будоражащими воображение или внушающими страх. Но для того, чтобы...

Неделя Всех Святых, или День Всех Святых , переходящий церковный праздник, празднуется среди православных христиан в первое воскресенье после Троицы - Пятидесятницы, завершая таким образом череду праздников, связанных с праздником Воскресения Христова : Вознесения , Троицы , Сошествия Святого Духа на апостолов . Неделя в нашем обычном восприятии - семь дней от воскресенья до воскресенья, но в церковнославянском понимании неделей называют воскресенье, а эти семь дней - седмицей. Так что, чтобы не возникло путаницы, сразу оговоримся: праздник этот длится один воскресный день.

Сразу после праздника Недели Всех Святых в воскресный день с понедельника начинается Петров пост . Длительность его зависит от дня празднования Пасхи и соответственно Троицы. Идет Петров пост до 11 июля включительно, поскольку завершается 12 июля - в день памяти святых апостолов Петра и Павла.

Значение праздника

В этот день мы прославляем и благодарим, и ублажаем в песнопениях праздничных богослужений всех святых во всех чинах их: патриархов, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, священномучеников, исповедников, святителей, преподобных и праведных отцов и матерей и всех святых, но более всех и передо всеми - Невесту Неневестную, Богоматерь, Царицу Небесную Приснодеву Марию.


Имена святых, которые своими подвигами восславили имя Господне, не все сохранились ни в летописях, ни в памяти людской, так что Неделя Всех Святых - это действительно День ВСЕХ Святых. Тем самым восполняется весь сонм их, включая тех, для кого, особенно среди первомучеников, не установлены особые празднования, нет специально для них созданных молитв. Часто у посетителей нашего сайта возникают вопросы о том, когда и как молиться святому, имя которого есть в святцах, но нет ни отдельного дня совершения празднования, ни отдельной молитвы. День Всех Святых - самый подобающий в этом случае момент, когда человек может вознести благодарную молитву своему менее известному святому, а также Всевышнему за то, что Он дал нам небесного покровителя, к которому мы можем теперь обратиться за молитвенной помощью и с благодарственным словом.

После праздника Сошествия Святого Духа на апостолов вполне закономерно восславить всех, кто получил особый дар Благодати Божией, став Его со-работником и здесь, на земле. Наши святые - и чтимые всем христианским миром, такие, как равноапостольные царь Константин и царица Елена , святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский , Мария Египетская и Андрей Критский, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский , Фома Аквинский и Франциск Ассизский , и те, что были почти что нашими современниками - святые митрополиты Иоанн Кронштадтский и Лука Крымский - духовный просветитель нелегкого времени и великий хирург, всех не перечесть, являют собой пример для подражания.


Но как приблизиться к этому «будущему веку», под которым подразумевается вхождение в Царствие Небесное? Каждый из святых принимает нас под свое покровительство, которое, однако, не означает, что, кроме просьб, мы можем себе позволить ничего более не делать, ну поблагодарить иногда за помощь, что чаще забывается, как только проблемы решены. Наши святые были к себе чрезвычайно требовательны, и эта строгость, эта требовательность к себе в первую очередь должна передаться и нам. Нам не повторить их подвигов, в некоторых случаях в этом уже нет такой потребности, диктуемой временем, - особенно это касается тех, кто принял мученическую смерть в давние времена гонения на христиан. Мы можем найти другой путь, свой собственный, посильный и своевременный для нас. Но стремиться следовать образцу их личностей, пытаться приблизиться к их мировоззрению, учиться у них самоотверженной любви к Богу - нам вполне по силам. Поэтому в Неделю Всех Святых мы вспоминаем их не только по именам.

Важно, как отмечают в этот день многие священнослужители во время проповедей на праздничной Божественной литургии, знать и самые подвиги святых, иметь перед собою их вдохновительные примеры и осознавать то, какими благодатными дарами награждает Господь за подвижническое и любовное служение Ему. Любовное - значит ненасильственное, не через «не хочу, но надо», а добровольное, сердечное, искреннее, ибо Он сам говорил: «Милости прошу, а не жертвы». «Милость» же в переводе с некоторых славянских языков - «любовь», но обозначает не частное чувство, не страсть, - а любовь и надмирную, и общечеловеческую ко всему сущему. Такое сердечное чувство приносили Присносущему Богу все святые от первых времен, от ветхозаветных пророков до святых нашего времени, и оно сторицей возвращалось к ним, давая силы и радость преодолевать искушения, труды и частые гонения в земном существовании.

Вот так наши святые, их земная жизнь становились живыми, исторически реальными примерами того, как каждый живущий после Пасхи, Вознесения и Сошествия Святого Духа на апостолов способен соединиться с Богом настолько, чтобы в известном смысле обрести Царство Божие на земле. И в восхвалении святых наших в их праздник вспоминаются слова святого Иоанна Златоуста: «Не хвалите нас, не воспевайте нас, а уподобьтесь нам». Хвалить, конечно, будем, и воспевать станем - из благодарного чувства, но уподобиться им - это тоже вид благодарности. Каждый святой - и учитель, и наставник, и нет большей радости учителю, когда он видит, что ученик следует за ним, как все они, начиная с апостолов, последовали за Христом.

Апостолы Христовы также были когда-то простыми, обычными людьми, имевшими обычную биографию, их жизнь так продолжалась бы и закончилась бы «как у всех», если бы Христос не призвал их на служение и в ученичество. По этому случаю владыка Антоний Сурожский в одной из своих проповедей в Неделю Всех Святых говорил: «Это не только слава церковная, это зов, обращенный к каждому из нас. Сегодня нас призывает Евангельское чтение, вдохновляет Апостольское послание так любить Бога, чтобы стать Его подлинными учениками. И это значит, что наша вера в Него должна быть и изо дня в день становиться все более реально верностью, так, чтобы, видя нас, видя, как мы живем, кем мы являемся, другие люди могли поверить, что Христос пришел спасти мир и что стоит следовать за Ним как за Учителем и другом».


иеромонах Симеон (Томачинский) говорит: «Святость - это не почетная грамота за хорошо прожитую жизнь, не аттестат с оценками, где одни только пятерки. Святость - это свидетельство о том «да», которое однажды человек говорит на призыв Божий, на веяние Святого Духа. Говорит не просто устами, а полным изменением своего взгляда на жизнь, исправлением своего бытия».

Известно, что у Бога нет времени, как его представляем мы, разделяя земную жизнь на Прошлое, Настоящее и Будущее. У Бога есть лишь Вечность. Прославляя всех святых, мы прославляем и тех, о ком пока есть только замысел Божий. Он уже существует в Вечности мира горнего, ожидая часа, когда ему надлежит воплотиться в земном бытии, в той человеческой личности, которой еще только предстоит прожить земную жизнь и совершить свой подвижнический труд во славу Божию до второго пришествия, которого ожидают все души, как сказано в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века».

История празднования

История празднования Дня Всех Святых восходит к концу IV - началу V веков, и мы находим упоминание о нем в проповеди святителя Иоанна Златоуста, в песнопениях преподобного Ефрема Сирина, где указывается твердая дата праздника - 13 мая, в Сирии же в тот же период времени среди христиан этот праздник отмечали в пятницу Светлой пасхальной седмицы.

В Римской империи День Всех Святых праздновался также по Ефрему Сирину - 13 мая, в этот день 609 года (по другим сведениям 610-го) Папа Римский Бонифаций IV совершил освящение Пантеона, который в античное время был святилищем языческих римских богов, и капище стало храмом во имя Пресвятой Богородицы и всех мучеников. В VIII веке Папа Григорий III изменил дату празднования на 1 ноября, совершив освящение одной из часовен базилики Святого Петра во имя Всех Святых. Спустя еще столетие Папа Григорий IV снова переменил дату праздника, установив его 31 октября, причем накануне следовало поститься. Но на Западе праздник, который был установлен для поминания всех святых - и кто уже был прославлен и известен, и тех, чье имя история спрятала от нас, и даже тех, кому только предстояло прославить своей святостью Господне имя, странным образом выродился - иначе не скажешь - в Хеллоуин, день разгула всякой, отнюдь не благой, силы. Праздник, в общем-то, шуточный, но к памяти Всех Святых имеет скорее противоположное отношение

В православии же восхваления святым полны красивейших эпитетов. Вот кондак и тропарь из праздничного богослужения.

Тропарь, глас 4-й
Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 8-й
Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоцеЦерковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

В других песнопениях святых восхваляют как «непрелестными светилами». Непрелестными - то есть теми, кого нельзя прельстить временными радостями, которые рано или поздно обратятся в прах. В утреннем каноне их именуют «божественным облаком», ибо дух их - как облако обнимает, окутывает престол Божий, и они «уясняют церковное небо». За терпение их, страдания и стойкость их называют там же «терпеливодушными», а в тропаре читаем, что кровью их, пролитой за истинную веру, Церковь, которая здесь подразумевается как все ее члены, украшается багряницей и виссом - драгоценными одеждами, символизирующими одеяние Господне, ибо «дивен Бог во своих святых».

На вечерне поминают в паремиях ветхозаветных святых, предвосхитивших новозаветные события, читая стихи из пророка Исайи и Премудростей: «Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал» (Ис. 43:9-14); «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире» (Прем. 3:1-9) - нет страха быть уничтоженным на земле, если в руке Божьей обретается Вечность, и в этом отрывке слышится пророчество о первомучениках христианских. «Праведники живут во веки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо Он покроет их десницею и защитит их мышцею» (Прем. 5:15 - 6:3), и в этом - обещание праведникам Его, святым Его «жизни будущаго века» через Символ веры, который получит свое полное утверждение на Никейском соборе и веками будет звучать под сводами храмов и церквей.


Иконография

К началу XVIII века в восточной Православной Церкви сложилось каноническое изображение Недели Всех Святых. На иконах центром композиции стал образ Господа Иисуса Христа в Его втором пришествии. Он находится вверху, под небесами на престоле Его. Вокруг Него - святые ангелы и люди, справа и слева - склоненные Адам и Ева. Здесь же изображены ветхозаветные родоначальники колена Авраамова - Авраам и Иаков, а в нижней части иконы, посередине - благоразумный разбойник, который сказал: «Помяни мя, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк. 23:42). «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю». (Лк. 23:43). Этот образ напоминает нам, что всякий, кто проникается верой, будь то даже закоренелый,


но покаявшийся до глубины души и уверовавший во пришествие Его разбойник, будет там.

В заключение

Кто наши святые? Это те, кто услышал призыв: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:27-30). Это не значит, конечно, что все уверовавшие должны в буквальном смысле бросить все и всех и начать жизнь инока, не чувствуя к этому призвания. Нам указывают на расстановку приоритетов, которые в жизни святых были акцентированы так, как к тому призывал Христос. Сначала Богу, потом - прочим, помня о том, что мы живем в новозаветное время, когда упразднена пропасть между миром горним и миром дольним подвигом Сына, и святые наши, что повторили каждый по-своему этот подвиг, указывают и нам этот благодатный и священный духовный путь.