В конце 2011 года общественность напряжённо следила за развитием газового конфликта России и Украины. Киев требовал снизить цены на голубое топливо, обещая в противном случае увеличить транзитные пошлины. Но российские политики не шли на уступки, надеясь, что в ближайшем будущем наша страна избавится от транзитной зависимости. Причём у Москвы были достаточно веские основания лелеять подобные надежды. Ведь уже в середине осени должен был заработать «Северный поток». Новый газопровод, проектирование и строительство которого заняло без малого 15 лет, позволил бы поставлять российский газ в европейские страны, минуя транзитные государства.

Что ж, первая ветка газопровода заработала в ноябре, переговоры с Украиной все ещё продолжаются, и вроде как Москва пока не собирается перекрывать вентиль. Голубые реки не повернулись вспять, а значит, европейцы могут спать спокойно, ведь их дома по-прежнему будут отапливаться и освещаться.

Строительство первых газопроводов

Наверное сейчас в это трудно поверить, но изначально газовая промышленность России тоже зависела от иностранного сырья. В 1835 году в Санкт-Петербурге был построен первый газовый завод с системой распределения, доставлявшей газ до потребителей. В то время российские инженеры добывали газ из импортного каменного угля. Аналогичное предприятие спустя 30 лет появилось и в Москве.

Проектирование и строительство газопроводов обходилось российским промышленникам в копеечку, не говоря уже о дороговизне заграничного сырья. Поэтому первые газопроводы были невелики в размерах. И только с началом освоения месторождений природного газа масштабы строительства газопроводов в России стали стремительно увеличиваться.

В начале ХХ века месторождение природного газа было найдено в Дашавах, посёлке городского типа Львовской области в Украине. В 1922 году от туда проложили 14-километровый газопровод до Стрыя, местного районного центра. В 1941 году завершилось строительство газопровода Дашава - Львов.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР началось строительство магистральных газопроводов (1946 год — магистральный газопровод Саратов-Москва).

Газопроводы России

Сегодня в России действуют 7 магистральных газопроводов:

  • Уренгой — Помары — Ужгород;
  • Ямал — Европа;
  • «Голубой поток»;
  • Сахалин — Хабаровск — Владивосток;
  • «Прогресс»;
  • «Союз»;
  • «Северный поток».

Один газопровод находится на стадии строительства («Южный поток»), и ещё 2 — на стадии проектирования (Якутия — Хабаровск — Владивосток, Алтай).

Газопроводы распределительных сетей для нашей страны по-прежнему актуальны. В них заинтересованы многие частные инвесторы, финансирующие, к примеру, строительство коттеджных посёлков. Газификация таких объектов делает их более привлекательными в глазах потенциальных покупателей.

Проектирование и строительство газопроводов сегодня могут осуществлять различные строительные компании. Главное, чтобы они обладали соответствующей лицензией.

Рост цен на сжиженный газ в Азии, спровоцированный растущим спросом, привел к падению поставок в Европу сжиженного природного газа: в январе—июле его поставлено меньше на 12,8% (на 26,5 млрд кубометров). Слабая конкуренция на рынке ЕС и высокий спрос позволяют «Газпрому» рассчитывать на установление нового экспортного рекорда в 205 млрд кубометров по итогам 2018 года.

Поставки сжиженного газа в ЕС за семь месяцев этого года упали по сравнению с предыдущим годом на 12,8%, примерно до 26,5 млрд кубометров, подсчитал “Ъ” на основе данных операторов европейских приемных терминалов СПГ. Падение произошло несмотря на то, что

По подсчётам российского издания «Коммерсантъ», закачка газа в европейские газовые хранилища, которые были опустошены в ходе прошлой зимы и холодного марта, по-прежнему отстает от уровня 2017 года. При этом резко выросли цены на сниженный газ: в июне индекс Platts JKM (цена спотовых партий СПГ с поставкой в Японию) достигал январского уровня $11,45 за MBTU ($410 за тысячу кубометров), хотя прошлым летом цены держались в районе $7 за MBTU.

Причиной роста цен называются одновременные незапланированные ремонты СПГ-заводов в Катаре, Нигерии, Малайзии, США, Индонезии, России («Ямал СПГ») и Австралии, что по оценке аналитика Platts по рынку СПГ в Азии Джеффри Мура привело к снижению поставок на рынок в июне на 70 млн кубометров в сутки по сравнению со средним уровнем первого квартала. Мур считает, что в июле поставки начали восстанавливаться и к концу года на рынок должны выйти новые СПГ-проекты, однако и спрос продолжает расти. Так, Китай в I полугодии увеличил импорт СПГ на 50% - до 23,8 млн тонн, а общее потребление газа в стране выросло на 16,8%.

Из десяти стран ЕС, обладающих приемными терминалами СПГ, закупки увеличили только две — активно диверсифицирующая поставки Польша (на 57%, до 1,7 млрд кубометров), а также Бельгия (на 50%, до 1,1 млрд кубометров). По словам собеседников “Ъ”, рост бельгийских закупок связан с началом перегрузки СПГ с «Ямала СПГ».

При этом крупнейший потребитель СПГ в Европе - Испания снизила закупки на 15,6%, до 7,7 млрд кубометров, предпочитая трубопроводный газ из Алжира. Великобритания сократила закупки СПГ на 45%, до 2,2 млрд кубометров, наращивая импорт трубопроводного газа из Норвегии. В целом потребители Северо-Западной Европы, не считая Бельгии, сократили закупки СПГ, несмотря на снижение добычи газа на голландском месторождении Гронинген и предпочитали трубопроводный газ, в том числе российский.

Поставки «Газпрома» в Австрию за полгода выросли на 52%, а итальянские компании покупают газ на хабе в австрийском Баумгартене. Помимо падения поставок СПГ поставки газа из Норвегии также снизились из-за технических проблем на ряде месторождений: в июне норвежский экспорт газа упал до 7,8 млрд кубометров - минимума с сентября 2016 года.

Благодаря этому «Газпром», несмотря на полную остановку газопроводов «Ямал—Европа» и «Северный поток» на две недели в июле на профилактику, по расчетам “Ъ”, смог сохранить темпы роста экспорта в Европу и Турцию. По предварительным оценкам российской газеты, на конец июля экспорт мог составить около 117 млрд кубометров, а при сохранении текущих темпов к концу года вырастет на 5,6%, до порядка 205 млрд кубометров.

Газовая промышленность - ведущая отрасль топливно-энергетической промышленности России, она обеспечивает 50% потребностей страны в топливе, выполняет важнейшие стабилизирующие и интегрирующие функции в экономике России, поддерживая экономическую безопасность и российские позиции на приоритетных рынках Европы, служит одним из главных источников валютных поступлений в Россию. В настоящее время, в основном, сложилась Единая система газоснабжения страны (ЕГС), включающая около 300 крупных разрабатываемых месторождений, разветвленную сеть газопроводов, компрессорных станций, подземных газохранилищ и других сооружений. Монопольное положение в добыче и транспортировке газа на внутренний рынок России и особенно на экспорт занимает РАО «Газпром».

Россия обладает огромными запасами природного газа, удельный вес которых в мировом балансе составляет 32%. В настоящее время из всех промышленных запасов газа России более 90% находится на суше, в том числе в европейской части страны - 11%; в Западно-Сибирском регионе - 84%; в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке - 5%. Обращает на себя внимание сверхвысокая территориальная концентрация не только запасов, но и добычи естественного газа. Самый большой объем - 92% в 1998 г. был извлечен из недр в Западной Сибири, в основном, из уникальных месторождений Надым-Пур-Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа: Уренгойского, Ямбургского, Медвежьего.

Основные центры переработки естественного газа расположены на Урале (Оренбург, Альметьевск), в Северном районе (Сосногорск), в Поволжье (Саратов, Астрахань), на Северном Кавказе (Краснодар), в Западной Сибири (Нижневартовск). Газопереработка тяготеет к источникам сырья и газопроводам. Специфика газовой промышленности заключается в ее ориентации на потребителей. Поэтому добыча, транспортировка и потребление газа представляют собой тесно связанные звенья единого процесса, особая роль в котором принадлежит магистральным газопроводам.

В ЕГС России функционируют региональные системы газоснабжения: Центральная, Поволжская, Уральская - и многониточная: Сибирь - Центр. Расширение сети магистральных газопроводов происходило, в основном, на базе эксплуатации западно-сибирских месторождений. В настоящее время от Надым-Пур-Тазовского региона проложены и действуют 20 магистральных газопроводов суммарной производительностью около 580 млрд м 3 в год. Крупнейшие из них: 1) «Сияние Севера»: Уренгой - Надым - Ухта - Ярославль - Вологда - Тверь - Минск - Нововолынск; 2) Медвежье-Надым - Пермь - Казань - Нижний Новгород- Москва; 3) Уренгой-Москва; 4) Уренгой-Сургут-Челябинск- Донбасс; 5) Уренгой - Грязовец - Торжок - Минск - Ужгород; 6) Уренгой - Помары - Ужгород; 7) «Прогресс»: Ямбург - Ужгород; 8) Соленинское - Мессояха - Норильск; 9) Уренгой - Елец - Курск; 10) Игрим - Серов (табл. 40). Общая протяженность газопроводов в России превышает 150 тыс. км.

Таблица 40

Основные газопроводы России и СНГ

Название, направление

Районы прохождения

регионы РФ, страны ближнего зарубежья

основные пункты

Оренбургская обл.

Волгоградская обл.

Оренбург

Шебелинск - Ужгород

«Северное Сияние»

Ямало-Ненецкий АО

Ханты-Мансийский АО

Республика Коми

Вологодская обл.

Ярославская обл.

Московская обл., Москва

Уренгой, Медвежье

Вуктыл, Ухта

Ярославль

Северный Кавказ - Центр

Ставропольский край

Ростовская обл.

Воронежская обл.

Липецкая обл.

Тульская обл.

Московская обл., Москва

Ставрополь

Ростов-на-Дону

Средняя Азия - Центр - Урал

Узбекистан

Туркменистан

Оренбургская обл.

Челябинская обл.

Московская обл., Москва

Оренбург, Орск

Челябинск

Западная Сибирь - Центр

Ямало-Ненецкий АО

Уренгой, Медвежье

Ханты-Мансийский АО

Тюменская обл.

Челябинская обл.

Челябинск

Башкортостан

Татарстан

Нижегородская обл.

Нижний Новгород

Владимирская обл.

Владимир

Московская обл., Москва

Центр - Северо-Запад

Московская обл., Москва

Тверская обл.

Новгородская обл.

Новгород

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Западная Сибирь - :

Ямало-Ненецкий АО

Уренгой, Медвежье

Западная Европа

Свердловская обл.

Пермская обл.

Удмуртия

Липецкая обл.

Курская обл.

Западная Сибирь -

Ямало-Ненецкий АО

Уренгой, Медвежье

Ханты-Мансийский АО

Томская обл.

Новосибирская обл.

Новосибирск

Кемеровская обл.

Новокузнецк

Мессояха - Норильск

Красноярский край

Мессояха, Норильск

Вилюйск - Якутск

Вилюйск, Якутск

«Голубой поток»

Поволжье

Самара, Джубга, Самсун

Северный Кавказ

Рост добычи природного газа в Западной Сибири способствует увеличению его экспорта в страны Балтии, Восточной и Западной Европы. Экспорт в страны СНГ снижается. Функционируют газопроводы, по которым газ поступает в большинство европейских стран. В настоящее время формируется объединение газопроводов, следующих из России и стран Северной Европы в единую общеевропейскую систему газоснабжения.

Ближайшие перспективы развития газовой промышленности России связываются с возможностями вовлечения в эксплуатацию месторождений полуострова Ямал в Ямало-Ненецком АО, где уже разведано свыше 27 месторождений с суммарными запасами более 10 трлн м 3 . Добычу на Ямале планировали начать не раньше 2000 г. и к 2015 г. выйти на уровень 250 млрд м 3 . Газ с Ямала намечается передавать в Западную Европу по многониточному газопроводу, привлекательному для иностранных инвестиций. На обозримую перспективу Западная Сибирь останется основным газодобывающим центром России.

Перспективные прогнозируемые запасы природного газа на шельфе Баренцева моря (между Кольским полуостровом и архипелагом Новая Земля) достигают 30-35 трлн м 3 . РАО «Газпром» и АО «Росшельф» разработали долгосрочную программу освоения арктического морского шельфа к 2010 г., когда Западная Европа, согласно предварительным оценкам экспертов, будет заинтересована в получении газа с баренцевоморских месторождений (весьма приближенных к потенциальным потребителям газа). Наиболее короткие планируемые маршруты получения арктического газа должны пройти через Финляндию и Швецию. Крупнейшие месторождения арктического шельфа: Штокмановское (в 200 км севернее г. Мурманска), Ленинградское и Русановское в Карском море.

Шельф Охотского и Японского морей вблизи о. Сахалин обладает запасами природного газа объемом свыше 1 трлн м 3 , который уже в ближайшем будущем может быть направлен потребителям в России, Японии, а также в Китае. Рассматривается предложение РАО ЕЭС по сооружению на базе газового топлива крупных тепловых электростанций на Сахалине, с масштабными поставками электроэнергии в Японию. В ближайшей перспективе намечается начать освоение крупного Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской обл. (Восточная Сибирь), из которого газ будет поступать в Китай - до 20 млрд м 3 /г., а также в Южную Корею и Японию. «Газпром» уже намечает подключить к этому газопроводу «трубу», протянутую из Западной Сибири. Таким образом, просматриваются будущие контуры гигантской Евразийской системы газоснабжения с центром в Западной и Восточной Сибири.

Россия является одним из важнейших участников европейского рынка газа. Можно утверждать, что в перспективе Россия будет играть не меньшую роль и на азиатских газовых рынках.

В настоящее время 67% добываемого в России природного газа поступает на внутренний рынок, 22% экспортируется на рынки стран Балтии, Восточной и Западной Европы, 11% - на рынки стран СНГ. Внутренний рынок очень емкий, и по мере стабилизации и роста экономики он будет интенсивно развиваться. Ожидается, что доходы от реализации газа на внутреннем рынке будут даже более высокими, чем от реализации на рынках зарубежных стран (проявит себя транспортный фактор: относительная близость сырья и потребителей). Выполненные прогнозы дают основание полагать, что потребление газа в России возрастет к 2010 г. на 35-40% по сравнению с уровнем 1998 г.

В ближайшие 15-20 лет для России наиболее важными и прогнозируемыми из экспортных рынков останутся рынки стран Европы и СНГ.

Ситуация на газовых рынках стран СНГ и Балтии складывается по-разному. Для Украины, Беларуси и Молдовы, а также для стран Балтии российский газ - практически основной источник газоснабжения. В закавказские страны СНГ он подается за счет перераспределения туркменского газа. Казахстан также планирует проложить через Россию в Европу транзитный газопровод, берущий начало от Карачаганакского месторождения на западе республики.

Украина и Белоруссия - наиболее крупные импортеры российского газа на рынках СНГ, объем получения газа которыми в 1997 г. составил соответственно около 50 и 15 млрд м 3 . Уровень поставок газа в эти страны, а также в страны Балтии и Молдовы будет возрастать по мере их выхода из экономического кризиса.

Газовый рынок Европы (вне СНГ и стран Балтии) складывается уже более 30 лет при активном участии России, поставляющей природный газ в большинство западноевропейских стран. В последние годы, несмотря на предпринимаемые меры по снижению энергоемкости, потребность этих стран в газе стала увеличиваться и может к 2010 г. возрасти еще на 30-50 млрд м 3 .

В число важнейших проблем газовой промышленности помимо поиска новых рынков входят: 1) проблема разукрупнения отрасли; 2) кризис неплатежей; 3) проблема модернизации и реконструкции основных фондов.

Реформирование «Газпрома» рассматривается как актуальная проблема создания конкурентного рынка газовой промышленности в условиях высочайшей концентрации газодобычи на севере Западной Сибири. В случае разукрупнения «Газпром» сохранит контроль за инфраструктурой - системой ЕГС, а газодобытчики будут подключаться к газовой трубе на конкурентной основе.

Как и для большинства предприятий России, острой проблемой газовой отрасли являются хронические неплатежи. В таких условиях газовая промышленность развивается, в основном, используя доходы от экспорта газа. В кризисной экономической ситуации газовая промышленность выполняет роль донора. Каждый шестой доллар, поступающий в бюджет, получен от экспорта газа.

Серьезные проблемы газовой отрасли заключаются в старении основных фондов. Средний возраст газопроводов в России - 16 лет, 30% их эксплуатируется более 20 лет, а 40 тыс. км выработали свой расчетный ресурс (33 года). 7,5% газопроводов служат уже более 40 лет, представляя большую экологическую опасность. Именно поэтому вопросы реконструкции ЕГС являются приоритетными. Суть их - в повышении технической безопасности и надежности транспорта газа.

Торфяная промышленность

Торфяная промышленность обеспечивает освоение торфяных месторождений, добычу и переработку торфа. Торф образуется в процессе неполного распада болотных растений при переувлажнении и без доступа воздуха. Торф используют как местное топливо, как компонент органических удобрений, как подстилку для скота, тепличных грунтов, как надежное антисептическое средство для хранения фруктов и овощей, для изготовления тепло- и звукоизоляционных плит, как фильтрующий материал, как сырье для производства физиологически активных веществ.

В России добыча торфа для топливных целей началась в 1789 г. в Санкт-Петербурге.

В 1912-1914 гг. под Москвой (в 89 км от современной Москвы) инженер Р.Э. Классов построил первую в России и в мире электростанцию, использующую торф (так появился поселок при станции, затем - рабочий поселок, в 1946 г. - г. Электрогорск). Наиболее активно торф использовался как топливо в довоенный период в XX в. Основные запасы и районы добычи торфа находятся в Западной и Восточной Сибири, на европейском Севере, Северо-Западе, в Центре, на Урале. В современных условиях высоких транспортных тарифов на доставку топлива и развитие новых технологий переработки торфа, в частности брикетирования, интерес к нему увеличивается в Центральном районе и в степных регионах Западной Сибири.

Сланцевая промышленность

Сланцы используются как местное топливо и как сырье для производства жидкого топлива, химических продуктов и газа (газификация сланцев), для производства строительных материалов.

Месторождения сланцев имеются в разных частях России. Их начали разрабатывать во время первой мировой войны. Добыча сланцев в России осуществляется, главным образом, закрытым (шахтным) способом, так как они чаще всего залегают на глубине 100-200 м. Сланцы являются высокозольным топливом, что обостряет проблему утилизации зольных и шахтных отвалов, делает перевозку сланцев нерентабельной. Сланцевая промышленность развивается только в пределах сланцевых бассейнов: основной район их добычи расположен на западе Ленинградской области. В условиях рыночной экономики сланцевая промышленность остается значимой только в районах, не обеспеченных другими видами топлива. Сланцы, добываемые в Ленинградской области, экспортируются в Эстонию, где служат топливом для Прибалтийской ГРЭС, в свою очередь осуществляющей поставки электроэнергии Северо-Западному району России.

В топливной промышленности России в ближайшие 10-15 лет предусматривается: 1) повышение эффективности использования природного газа и увеличение его доли во внутреннем потреблении и в экспорте; 2) увеличение глубокой переработки и комплексного использования углеводородного сырья; 3) повышение качества углепродуктов, стабилизация и наращивание объемов угледобычи (в основном, открытым способом) по мере освоения экологически приемлемых технологий его использования; 4) преодоление спада и постепенный рост добычи нефти.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Сжиженный газ с американских сланцевых месторождений впервые пришел в Великобританию в сентябре 2016 года. Теперь очередь дошла и до Северной Европы

На минувшей неделе два танкера с грузом американского сжиженного природного газа (СПГ) пришвартовались в портах Польши и Нидерландов.

Это первый СПГ из сланцевых месторождений в Соединенных Штатах, доставленный в Северную Европу.

Польша договорилась с США о спотовых поставках СПГ [на условиях "спот" оплата по сделке производится немедленно] в мае этого года с целью снизить зависимость от газа, поступающего по трубам из России. В минувшую пятницу о том же заявил и министр энергетики США Рик Перри.

"Американский СПГ начал регулярно поступать в Европу, предлагая дополнительную диверсификацию источников поставок и обеспечивая энергетическую безопасность Европы", - сказал министр, отметив доминирующее положение России на европейском газовом рынке.

Угрожает ли американский сжиженный газ благополучию "Газпрома"? Об этом обозреватель Русской службы Би-би-си Михаил Смотряев беседовал с заместителем главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексеем Гривачом .

Алексей Гривач: Здесь есть два аспекта. Во-первых, политически-пропагандистский: нынешние польские власти громко заявляют, что их цель - полностью отказаться от российского газа, хотя время от времени эта позиция смягчается.

На фоне всех этих заявлений Польша в прошлом году взяла рекордный объем российского газа по контракту, при том, что в прошлом году начались поставки СПГ из Катара, плюс еще немного газа было закуплено в Норвегии.

Это означает, что есть слова, а есть реальные процессы, экономика и коммерция, которой даже польские госкомпании не чужды.

Что касается долгосрочной перспективы, то если говорить о европейском рынке в целом, Евросоюз принял решение о создании единого рынка, где не будет национальных различий: все рынки будут соединены в единую инфраструктуру, будут функционировать по единым правилам и так далее.

Пока этот рынок не создан в полной мере, но движение в этом направлении ведется, и эта цель рано или поздно должна быть достигнута (если вспомнить об эффективности решений и их воплощения в Евросоюзе).

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Терминалы для приема сжиженного газа строятся по всей Европе. Этот - во французском Дюнкерке

Тогда вопрос будет стоять очень просто: неважно, американский это газ или неамериканский.

На европейский рынок приходит газ, который конкурирует между собой. И если, допустим, Польша возьмет больше сжиженного газа, или возьмет норвежский газ, то это не значит, чисто теоретически, что Евросоюз в целом возьмет меньше российского газа. Где-то убыло, где-то прибыло - этот закон сообщающихся сосудов будет работать здесь и дальше.

То же самое произошло с Украиной. Вот они говорят: мы больше не покупаем российский газ. Они не покупают газ напрямую у "Газпрома", но они берут российский газ у европейских трейдеров, а те где берут газ? В том числе и у "Газпрома". Если бы Украина покупала газ по прямому контракту, то европейские трейдеры брали бы меньше газа у "Газпрома".

Это такая газовая диалектика. В долгосрочной перспективе я лично не вижу серьезных, коммерчески обоснованных угроз для позиций российского газа.

Кто сказал, что новый СПГ будет вытеснять именно российский газ - может, он будет вытеснять норвежский газ, который более дорог и требует инвестиций для поддержания уровня добычи? Эти вопросы обычно остаются в стороне. А в качестве громких заявлений это будет преподнесено как то, что американский сжиженный газ пришел в Польшу, и теперь Польша заживет по-новому. В реальности будет совсем не так.

Би-би-си: Ну, пришел он не только в Польшу, но и в Нидерланды - по одному танкеру в каждую страну…

А.Г.: Поймите, что один танкер СПГ - это примерно 100 миллионов кубометров газа в трубопроводном эквиваленте. Танкер пришел впервые за почти полгода. А из России в Европу каждый день поставляется 500-600 миллионов кубометров.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Министр энергетики США Рик Перри обещает обеспечить энергетическую безопасность Европы. От России, в первую очередь

Би-би-си: Давайте поговорим о сланцевом газе. Рентабельность его добычи и, значит, ее объемы зависят от цены на газ, которая, напомним, привязана к цене на нефть. Значительного роста нефтяных цен, как считают многие аналитики, сегодня ожидать не приходится. Может ли в этих условиях сланцевый газ занять заметную нишу на мировом рынке?

А.Г.: Если говорить о добыче сланцевого газа, то все проекты за пределами Соединенных Штатов, по большому счету, не прижились. Они показали свою неконкурентоспособность, неэффективность, все инвестиции были списаны.

Если помните, несколько лет назад Польша заявляла, что станет нетто-экспортером газа. Теперь выяснилось, что пробуренные несколько десятков скважин оказались или пустыми, или коммерчески непривлекательными, и идея сама по себе сошла на нет.

Что касается американского СПГ, то, во-первых, это не обязательно сланцевый газ. Конечно, рост добычи из сланцевых залежей играет роль, но, например, в прошлом году Соединенные Штаты впервые за долгое время показали общее снижение добычи газа, при том, что именно в прошлом году начался экспорт СПГ из Мексиканского залива.

Поэтому говорить о том, что сланцевый газ полностью изменит рынок, не приходится. Спрос на газ в мире достаточно устойчиво растет. И это значит, что даже если в какие-то периоды существует переизбыток газа из-за какого-то кризиса - энергетического, экономического, - то все равно через некоторое время рынок балансируется.

Это произошло, например, с проектами в Катаре: когда были введены в строй большие мощности, они вдруг оказались невостребованными Соединенными Штатами, потому что у них неожиданно начала расти собственная добыча. Последовала пара лет давления на рынок, а потом спрос на газ весь этот переизбыток быстренько освоил, и цены на СПГ, скажем, в Азии побили все мыслимые и немыслимые рекорды.

Я думаю, больше нужно говорить о том, что безопасность поставок должна увеличиваться. Деполитизация процесса заключается в том, что действительно можно купить газ из различных источников. Европа может покупать больше СПГ, но рациональность таких решений должна побеждать, потому что это основа конкурентоспособности.

Если вы, как Литва или Польша, готовы покупать газ вдвое дороже, то это значит, что глобально вы становитесь менее конкурентоспособным. Если Литва, как страна, которая не претендует ни на что, может себе это позволить, то Евросоюз, как центр экономической силы, не может себе позволить быть глобально неконкурентоспособным, покупая "демократический" газ и не покупая "недемократический". Вместо этого берется самый надежный и привлекательный с точки зрения экономики продукт.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Европейские потребители не раз недополучали российский газ из-за разногласий между Россией и Украиной

Би-би-си: С европейскими покупателями у России обычно не бывает разногласий - за исключением времен "газовых войн" с Украиной, когда не весь положенный по контрактам российский газ доходил до Европы, иногда в весьма значительных объемах. У европейцев, что называется, "осадочек не остался"?

А.Г.: Перебои связаны с поведением страны-транзитера. Эта проблема лежала исключительно в контрактной плоскости, когда транзитер, пользуясь своим монопольным положением, счел возможным, например, не подписать контракт на закупку газа, и брал газ из потока. Но это же абсолютно неприемлемое поведение.

Би-би-си: Согласен, но для конечного покупателя это вряд ли имеет принципиальное значение - газ-то до него не дошел…

А.Г.: Совершенно верно, и поэтому мы занимаемся тем, что учитываем с ними все эти транзитные риски, управлять которыми в нормальном режиме невозможно. Это в том числе в интересах конечного потребителя. А если сравнивать по этим параметрам трубопроводный газ и СПГ, то в последнем случае безопасности гораздо меньше. Если речь идет о краткосрочных сделках, то газ легко может не прийти к потребителю в Европе, потому что в Азии цена на него в этот момент будет в два раза больше. С трубопроводным газом этого не происходит.

Би-би-си: То есть можно говорить, что в целом текущему положению дел на европейском газовом рынке не угрожают никакие внезапные и масштабные потрясения?

А.Г.: Если говорить о европейском рынке, то одна из важных тенденций - это падение собственной добычи. А это значит, импортного газа нужно будет больше. Дополнительные источники поставок удовлетворяют эту растущую потребность.

Кроме того, есть проблемы и с другими поставщиками: тот же Алжир или Норвегия не могут наращивать поставки газа. Поэтому, когда возникает дефицит, то именно российский газ и СПГ конкурируют за то, чтобы занять эту нишу. По итогам прошлого года поставки российского газа выросли на 30 миллиардов кубометров, а СПГ - на три миллиарда. Кто выиграл конкуренцию? По-моему, ответ очевиден.

Трубопроводный транспорт широко используется в России для транспортировки углеводородного сырья на большие расстояния. Промышленные газы транспортируются по трубам в режиме производства газов on-site на промышленных предприятиях или внутри крупных промышленных кластеров. На промышленных предприятиях, в лабораториях и медицинских учреждениях транспортируются по трубам: азот, аргон, кислород, воздух, гелий, углекислота, ацетилен, водород, аммиак, закись азота и другие газы и газовые смеси. Общая протяженность трубопроводов в пределах одного предприятия может достигать десятков, а иногда и сотен километров. Источником промышленных газов на промышленных предприятиях могут быть как непосредственно установки для их производства, так и холодные газификаторы или баллоны. Комплексная система обеспечения газами промышленного объекта включает источник технических газов, трубопроводы и распределительные газовые щиты.

Основным конструкционным материалом трубопроводов являются нержавеющие стали, углеродистая сталь или медь. Применяются как традиционные трубы прямыми отрезками, так и в бухтах. В ряде случаев, помимотрубдлятранспортировки газов применяют гибкие полимерные или стальные трубопроводы. В металлорукавах газ контактирует с сильфоном из нержавеющей стали, а в РВД - с трубкой из фторопласта (PTFE) или полиамида (PA). Прочность таких трубопроводов обеспечивается одной или несколькими оплетками из нержавеющей стали. На складе компании «Мониторинг Вентиль и Фитинг» (MV&F) постоянно поддерживается большой ассортимент рукавов высокого давления, металлорукавов, бесшовных труб из нержавеющей стали прямыми отрезками и в бухтах. Основной материал бесшовных труб – нержавеющая сталь 316L. Трубы предлагаются в светло отожженном состоянии. Это означает, что отпуск труб производится в восстановительной защитной среде газообразного водорода. После такой термообработки как наружная, так и внутренняя поверхности труб остаются идеально чистыми и гладкими. Такого качества трубы хорошо сочетаются с инструментальными фитингами и могут применятьсядля чистых и коррозионно-активных газов.

В последнее время все более широкое применение получают стальные бесшовныетрубывбухтах. Самаяразвитая технология производства труб в бухтах применяется на предприятии Handy-Tube (США). Эти трубы отличаются более высоким, по сравнению с трубами в прямых отрезках, уровнем безопасности и надежности. Они могут быть подвергнуты испытаниям на герметичность и прочность, как на производстве, так непосредственно перед началоммонтажа. Трубымогутпрокладываться на опорных конструкциях, которые применяютсяобычнопримонтажеэлектрических кабелей. Компания Handy-Tube специализируется исключительно на производстве бесшовных нержавеющих труб в бухтах. Это обстоятельство позволяет производителю добиться впечатляющих результатов. Длина труб, в бухте может достигать до 2000 метров. Причем в бухте отсутствуют не только продольные швы, но и сварные стыки. То есть вся труба в каждой конкретной бухте изготовлена из единой заготовки и является реально бесшовной. Преимущества труб в бухтах очевидны: - возможность проведения полных комплексных испытаний домонтажа; - снижение общих расходов примонтаже благодаря отсутствию сварных швов или отказа от использования фитингов; - значительное сокращение времени и упрощениемонтажа; - исключение затрат, связанных с неразрушающими методами контроля сварных швов; - обеспечение необходимого уровня чистоты газов; - обеспечение безопасности при транспортировке агрессивных и опасных газов; - повышение надежности и герметичности трубопроводных системпри подземной и подводной прокладке; - упрощение высотногомонтажа; - легкость транспортировки и хранения труб.

С помощью труб в бухтах в России было реализовано несколько проектов, среди которых крупные заводы разделения воздуха, промышленная наполнительная станция по наполнению гелиевых баллонов, транспортировка аммиака, водорода и кислорода на ювелирных предприятиях, несколько крупных аналитических лабораторий. По всему миру трубы в бухтах Handy-Tube применяются во всех основных отраслях промышленности: - нефть и газ: подводная добыча и скважинная добыча; - геотермальные системы; - хроматография; - кораблестроение; - нефтехимическая промышленность. Рассмотрим далее подробнее перспективы применения трубопроводного транспорта газообразного гелия на большие расстояния. В настоящее время гелий производится только в Оренбурге и доставляется из одной географической точки на большие расстояния. Потребление гелия в России составляет 1.7 млн. нм3, причемзначительная доля от этого количества поставляется по России в баллонах

При ежегодном обороте газообразного гелия, например, 1.5 млн. нм3 оборот тары составляет порядка 15 тыс. тонн.


Тара перевозится в двух направлениях. При среднем плече перевозки 1500 км, грузооборот тары только при перевозке газообразного гелия составляет 45 млн. тонно-километров. Снижение транспортной нагрузки может быть достигнуто применением больших криогенных транспортных контейнеров с объемом перевозимого сжиженного гелия до 40 м3. В контейнерах для транспортировки сжиженного гелия можно перевозить на порядок большее количество целевого продукта, чем в сжатом виде, но стоимость такого оборудования настолько велика, что оно недоступно массовому потребителю. Кроме того, очень большая часть потребителей применяет именно газообразный гелий, причем часто марки «Б».

Для этих потребителей ожижение гелия с последующей газификацией представляется не вполне оправданным. В связи с этим можно рассмотреть комбинированный способ транспортировки: доставка сжатого гелия до крупных наполнительных станций и станций ожижения по магистральным трубопроводам с последующей заправкой на этих станциях баллонов и моноблоков, а при необходимости доочисткой до уровня марки «А», 6.0 или 7.0 и ожижении для локальных потребителейжидкого гелия.

Примем в качестве базового маршрута прокладки магистрального гелиевого трубопровода направление Оренбург-Москва. Между Москвой и Оренбургом расположены крупные промышленные центры Европейской части России. Для повышения надежности можно рассмотреть прокладку двух трубопроводов. Один маршрут через Самару, Тольятти, Димитровград, Ульяновск, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород, Дзержинск, Владимир, Электросталь и Балашиху. Другой - через Самару, Тольятти, Сызрань, Пензу, Рязань и Коломну. Наверняка в каждом из этих городов найдутся предприятия, которые проявят заинтересованность в подключении к магистральному гелиевому трубопроводу.

Выгода очевидна – подключайся и бери гелийвсогласованномколичестве, оплачивая по показаниям счетчика. Понятно, что такие региональные гелиевые центры появятся не сразу и не во всех городах одновременно, но развитие такой инфраструктуры будет серьезным побудительным мотивом для повышения технологического уровня региональной промышленности.

Выполним далее оценку реализуемости подобного проекта. Для расчета гидравлического сопротивления гелиевого трубопровода высокого давления Оренбург-Москва примем следующие исходные данные: - расстояние 1500 км; - давление на входе в трубопровод 400бар; - расход гелия при закачке в трубопровод в Оренбурге 0.5 млн. нм3/год; - потребление гелия в Москве 0.25 млн.нм3/год; - потребление гелия в крупных промышленных центрах России по пути предполагаемой прокладки трубопровода равномерно распределенное и составляет в сумме 0.25 млн. нм3/год; - трубопровод выполнен из бесшовной трубы, поставляемой в бухтах в светлоотожженном состоянии (чистая внутренняя поверхность с минимальной шероховатостью, минимальное количество сварных стыков).

Перепад давления для трубы с внутренним диаметром 20 мм составит около 1МПа, а для трубы с диаметром 12мм - 18МПа. Определимвесиоценимстоимость трубопровода диаметром 12 мм. Примем запас прочности 2.5. Рабочее давление трубы 15х1.5 при таком запасе прочности составляет 400 бар, а давление разрушения соответственно 1000 бар. Считаем, что, при необходимости, усиление трубопровода до четырех кратного запаса прочности может быть выполнено с помощью брони из углеродистой стали. Вес основного трубопровода из нержавеющей стали 760 т. Стоимость нержавеющей трубы в составе трубопровода составит примерно 300 млн. рублей. Можно ожидать, что дополнительные затраты будут сопоставимы с этим значением и общая стоимость строительства будет около 600 млн. рублей. Примем срок амортизации трубопровода – 50 лет, тогда удорожание гелия составит около 20-40 рублей за нм3, в зависимостиот точки отбора. Отгрузка сжатого газообразного гелия по трубопроводу приведет к дополнительной экономии в связи со снижением издержек при его производстве. Действительно, непрерывная круглосуточная подача гелия по трубопроводу исключит целый ряд технологических и организационных операций на Оренбургском гелиевом заводе (оформление въезда-выезда транспорта на охраняемую территорию, подключение отключение гибких металлорукавов, контроль качества тары и готового продукта, проверка безопасности тары, оформление документов и т.п.).

При транспортировке сжатого гелия автотранспортом затраты составят порядка 70 рублей на нм3. Доставка 20 тонн груза по маршруту Оренбург-Москва-Оренбург составит 100 тыс. рублей, а амортизация реципиентов на 2 тыс. нм3 за один рейс – 40 тыс. рублей.

Таким образом, реализация такого проекта технически возможна и экономически целесообразна. Важным обстоятельством является то, что гелий - инертный, не горючий газ. Это означает, что гелиевые трубопроводы можно прокладывать буквально везде: вдоль магистральных трубопроводов для транспортировки углеводородов, вдоль автомобильных дорог, в зоне отчужденияжелезных дорог, вместе с электрическими кабелями и линиями оптоволоконной связи, по руслам рек и т.п. Эта задача имеет общегосударственное значение и,конечно, не может быть финансирована отдельным предприятием. Поэтому она требует соответствующего государственного решения. Главной выгодой от такого решения на общегосударственном уровне будет даже не снижение прямых затрат на транспортировку и отгрузку, а улучшение экологии, снижение автотранспортной загруженности дорог и развитие промышленности в регионах.