Праздник Прощенное воскресенье совершается в последний день пред Великим постом . Все верующие просят друг у друга прощения, дабы вступить в самый строгий и важный пост с чистой душой и смирением, а после с радостным ликованием встретить Воскресение Христово.

История и происхождение празднества

В последний воскресный день Церковь вспоминает страшную трагедию, которая свершилась на заре человеческой истории - изгнание из рая нашего праотца Адама . Тем самым людям указывается, что человек, отдалившийся от Христа, разрушает свой духовный мир, становится самоуверенным, самовлюбленным и погрязшим во грехе.

Изгнание из рая Адама и Евы

Древний обычай просить прощения пришел к нам из Египта. Именно здесь более 2000 лет назад нашла свое пристанище святая семья: Иисус Христос, Пречистая Дева и Иосиф Обручник, скрывающиеся от царя Ирода.

Позже в Египте начали создаваться монашеские братства, обители и чин прощения появился в жизни местных иноков. Ради усиления молитвенного подвига и подготовке к Пасхе, братия расходилась в одиночку по пустыне на 40 суток, дарованных Отцом Небесным для покаяния, и собирались вновь к началу Страстной недели. Случалось, что не все возвращались в обитель: одни умирали от жажды и голода, другие подвергались растерзанию дикими зверьми, третьи были обессилены или умирали от укусов ядовитых змей.

Поэтому перед тем, как разойтись, в надежде встретиться в день Светлого Христова Воскресения, братия просила друг у друга прощения и, конечно, каждый прощал друг друга. Со временем эту благочестивую традицию переняла православная Церковь.

В часовнях, храмах, соборах воскресным вечером уже все по-другому: аналои покрыты темной тканью, а в середине вечерни священники свое светлое облачение меняют на черное. Читается Нагорная проповедь с наставлением о том, прощая ближнего, мы проявляем милосердие и любовь так же, как милует нас Спаситель. По окончании вечерни происходит чин Прощения.

Интересно! Праздник Прощеное воскресенье отмечает лишь православная и греко-католическая церкви. Четко установленной даты этот праздник не имеет, он зависит от дня наступления Светлой Пасхи Христовой.

Духовный смысл прощения

Главная цель этого дня - взаимное прощение . Необходимо осознать свою греховную природу, которая приносит боль, страдание. Необходимо понять, что только Бог есть судия, только Он может наказывать и миловать.

Важно пройти через личную гордыню , смирить свое самолюбие, найти в себе силы попросить прощения и простить обидчика. Если же нет сил простить, то можно обратиться к Господу, честно сознавшись в своей слабости, и у Него испросить прощения для этого человека.

История Мытаря и Фарисея

Многие невоцерковленные люди недоумевают и не понимают, за что им просить прощения: они живут правильно, никого не убивают, чужого не берут, плохого не делают. Именно тут и вспомним историю.

Притча о Мытаре и Фарисее

Фарисей жил праведно , молился, соблюдал пост по средам и пятницам, поэтому считал себя правильнее и умнее других. Мытарь служил захватчикам, собирал налоги с людей, за что они его люто ненавидели. Он понимал свое гнусное положение, поэтому непрестанно молил у Бога прощения.

В результате Всевышний внял мольбе Мытаря и отверг прошение горделивого Фарисея, пытавшегося вознести себя пред другими.

О грехах:

Как правильно просить прощения и прощать

Человек должен понимать, что разница между парой простых слов «прости» и «извини» невероятно велика. Просьба извинить означает «внешнее делание» того, что ни кто и ни в чем более не виноват. Просьба о прощении означает признание вины и обет исправиться.

У кого необходимо просить прощения? В первую очередь у того человека, кого мы совершенно точно обидели, с кем в отношениях есть «натянутость» и обязательно у всего человечества за то, что мы нерадивые христиане. Наши сердца в большинстве своем равнодушны и злы, мы страдаем непониманием друг друга и отчужденностью.

Да, прощать не всегда легко. Простив обидчика, боль, причиненная им, не сразу исчезнет из израненного сердца, это дело времени. Важно простить искренне, по-настоящему, не желая зла за спиной.

Забыв обиду, каждый человек почувствует облегчение и не будет более «накручивать» себя, переживать болезненные моменты, а жалеть себя - бесполезное занятие.

Прощенное воскресенье

Русские обычаи

  • В праздник Прощенное воскресенье принято посещать родные могилы, заказывать поминание за усопших на Литургии и панихиде.
  • В древние времена в этот день было принято посещать богослужение, исповедоваться во грехах, причащаться.
  • Согласно обычаю, люди при взаимном прощении целовались трижды, отсюда праздник получил народное название «целовальник».
  • В первую очередь испрошают прощения младшие перед старшими.
  • В некоторых семьях сохранилась старая традиция: домочадцы вечером рассаживаются вокруг стола, а отец садится на отдельный стул. К нему по старшинству подходит каждый из членов семьи с просьбой о прощении всех совершенных им плохих поступков, после чего отец сам молит о прощении у каждого члена семьи.
  • Человек обязан найти в себе силы простить и забыть обиды, иначе непрощение, тем более в такой день - большой грех.
  • В Прощенный день принято совершать трапезу 7 раз, а оставшуюся пищу можно убирать только на следующий день.

Языческие обычаи

С днем Прощенного воскресенья связано множество обрядов, многие из которых принадлежат языческим временам.

Древние славяне отмечали Масленицу - День прощания с зимой, его дата совпадала по времени с православной Сырной седмицей. После Крещения Руси этот день был преобразован в Прощенное воскресенье, а веселые обычаи этих праздников сплелись воедино.

Славяне в древности очень широко, бурно и разгульно отмечали Проводы зимы, что, по их уверению, приближало долгожданное начало весны. В этот день люди устраивали шумные игры, пляски, катались на санях, качелях и каруселях, поедали блины и сжигали Масляничное чучело.

Блины считались символом праздника, они внешне напоминали собой теплое летнее солнышко. Ведь даже возникновение празднования было напрямую связано с их выпеканием. Блины готовили на протяжении всей Сырной седмицы, ведь в это время уже нельзя вкушать мясо. Первыми испеченными блинчиками по обычаю за большим семейным столом поминали усопших родственников, а после домашней трапезы блины относили на погост к могилкам или раздавали нищим на улице для поминовения.

Масленица — День прощания с зимой

Масленица несла в себе элементы культа плодородия. Земля оживала, напитывалась последним зимним снежком, наливалась силой. Масляничные обряды были призваны освятить землю, дабы она даровала щедрый урожай, что для крестьян того времени считалось главной ценностью.

Кульминацией праздничных гуляний было сжигание чучела. Его сооружали в понедельник Масленичной недели из соломы и старых тряпок, усаживали на сани и оставляли на возвышении, где воскресным вечером возжигали высокие костры, чтобы их увидели жители соседних деревень.

Если же чучело увозили за пределы деревни, то это шествие выглядело настоящим карнавалом: впереди процессии шел парень, одетый в рогожу и изображавший попа, машущий лаптем как церковным кадилом. Следом на «клоуном» бежали все жители деревни от мала до велика с шумом, гамом и кривлянием.

Разжигание костров было призвано поскорей разбудить весну, а прыганье через него для язычников считалось неким обрядом очищения.

После сожжения чучела люди возвращались домой и ложились спать. Утром, оставшийся от кострища пепел, жители деревень собирали и разбрасывали в поле. Считалось, что тем самым они привлекают богатый урожай.

Православная церковь всегда негативно относилась к языческим традициям отмечания Масленицы.

В православной традиции Масленица — это предуготовительная неделя пере длительным Великим постом. В эти дни православные христиане уже не едят мяса, но еще вкушают молочные продукты, яйца. Поэтому традиция печь блины очень подходит для этой недели. Но не стоит забывать, что блины — это просто еда, а не символ Солнца.

Прощеное воскресение

Сегодня наступил последний день перед Великим Постом. День Прощеного воскресенья завершает нашу подготовку к Великому посту. В прошедшие подготовительные недели о Закхее, мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Церковь уже пела и читала песнопения Постной Триоди, как бы напоминая нам о приближении Великого Поста.

Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») - самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, - мы приходим уже подготовленными.

Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями - золовкины посиделки, тещины вечерки - как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться.

Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми.

Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.

Простить непрощаемое

Однако в современном мире многие люди буквально обрастают врагами, которые что-то у них отняли: деньги, должность, здоровье, жизнь близких людей… Как же вести себя по отношению к тем, кого простить не можешь?

Любого человека - даже самого страшного тирана - можно пожалеть. Он мог быть очень нехорошим человеком, но ему в аду мучиться тоже больно. И в детстве его могли плохо воспитывать и потом могли его не любить и прочее. Хотя это ни в коем случае не значит, что мы должны его оправдать. Важно понять, что действия мы можем осуждать, а вот человека можем пожалеть, особенно если он делает другим гадости сознательно или, допустим, не может перестать их делать по немощи. Мы пытаемся умом объяснить поведение человека: ну больной душевно, ну надорван… Тем более это можно сделать в отношении несчастного соседа, которому страсти не дают покоя, неизвестно по каким причинам. Но надо благодарить Бога, хотя бы почти по-фарисейски: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне также». А человека пожалеть. Тогда это не будет уже фарисейством, если мы человека не осуждаем, а жалеем. И благодарим Бога.

Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться - лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь - это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку - то есть я осуждаю не его, а себя - то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни - от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.

Простить по-настоящему — как?

Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала хотя бы умом) легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло - это орудие Божьего промысла. Достаточно вспомнить слова Ветхого Завета, что Господь ожесточил сердце фараона, чтобы вывести Израиль из Египта. Или, например, в отношении Навуходоносора, который разрушил Иерусалим,написано: «Раб Мой, Навуходоносор!». Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди - ангелы, которых Господь посылает, с какой-то Своей, иногда с совершенно непонятной для нас целью.

Следующий, очень важный шаг в деле прощения - отделить наши чувства друг от друга и от наших действий, боль обиды от желания мести, гневных разбирательств, непрощения, вплоть до пожеланий смерти другому человеку. Не нужно специально бороться с болью, потому что это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его негативные чувства и действия, обращенные на другого человека, нужно отделить и искоренить.

Прощая человека, мы не обязательно должны перестать вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Это хорошо понятно на примере, когда родители считают необходимым наказать ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся: вполне возможно, они его давным-давно простили, но, тем не менее, считают нужным лишить его чего-нибудь приятного. То же самое очень важно сделать в отношении наших обидчиков. Представьте себе: у вас сложные отношения с каким-нибудь соседом по лестничной площадке, который, несмотря на все ваши попытки, гадко себя ведет. Вы вполне можете довести дело даже до судебного разбирательства. При этом по-христиански ваши действия не должны быть связаны с обидой, ненавистью в отношении него.

Это важно в любой ситуации. Даже на войне, когда долг человека убивать врагов. Военное время всегда возрождает если не формальное язычество, то некое языческое упоение войной - кровью, ненавистью и так далее. Христианину нужно этого не допускать. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье. Например, когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. Или в бизнесе, особенно если наши конкуренты начинают вести нечестную борьбу и пользоваться теми средствами, которые ты как христианин никак не можешь себе позволить. Можно и нужно продолжать бороться. Но необходимо бороться и со своими негативными чувствами и молиться за обидчиков.

И, наконец, очень важно помнить, что вообще-то мы глубоко не совершенные люди, поэтому ждать от самих себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», это, в некотором смысле, гордыня. Не надо удивляться, что порой у вас не получается кого-то простить. Постараемся подойти к своим обидам творчески: не просто позволять себе продолжать обижаться - а молиться и думать, что с этим можно сделать.

Прощеное воскресенье — что это за день? Какой духовный смысл у обычая просить у всех прощения?

Что же прощают православные верующие друг другу в этот день? Разве мы виноваты перед каждым человеком в мире? Почему же тогда о прощении нас просят те, кто вроде бы нас и не обижал? Прощеное воскресенье — последнее воскресенье накануне Великого поста. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, даже не зная, вернутся ли они обратно к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них.

В память об этом православные люди также испрашивают прощения друг у друга. Но просить прощения можно не только у единоверцев. Помириться можно со всеми, кого мы обидели, чтобы зло ушло из нашего сердца. Все мы несем перед Богом вину, на нас лежит тяжесть первородного греха. Испрашивая прощения у ближнего и прощая его, мы пытаемся примириться с Богом, который по милости Своей прощает нам наши грехи. Мы просим Господа простить нас и надеемся, что Он услышит наши молитвы. Будем же всепрощающими и милостивыми, снисходительными к проступкам ближних, ведь и у нас есть свои грехи, о которых мы просим прощения у Бога в Прощеное воскресенье.

Грядущий Великий пост — время покаяния. Покаяние — это время исправления, очищения души. Затаив обиду на ближнего, невозможно с миром войти во время поста. Поэтому Прощеным воскресеньем следует не только просить прощения у тех, кого мы обидели, но и простить тех, кто обидел нас. Даже если в этот день никто не просил у нас прощения.

Об этом мы расскажем в нашей статье.

У кого испрашивать в этот день прощения – у всех подряд или только у тех, кому ты наверняка причинил обиду? И как прощать от сердца, как узнать, простил ли ты на деле или только на словах? Что делать, если сил простить нет?

Разъяснить смысл Прощеного воскресенья и суть прощения мы попросили иерея Максима Первозванского.

Как перед смертью…

— Отец Максим, откуда пошел этот обычай – просить у всех прощения в последний день перед Великим постом?

— Это вовсе не какое-то порождение народного фольклора, это древнейшая церковная традиция. Сам Христос положил ей начало Своими словами, звучащими в Евангелии от Матфея: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это неизменное Евангельское чтение в последнее воскресенье перед Великим постом.

Позже в Церкви появился чин прощения. В Египте или Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню и, конечно, не были уверены, что она не станет их последним пристанищем. Поэтому и примирялись друг с другом, прося за все прощения, как перед смертью.

— Мы-то ни в какую пустыню не уходим… Почему продолжаем соблюдать эту традицию и Прощеное воскресенье по-прежнему приходится именно на канун Великого поста?

— Потому что входить в немирном состоянии в Великий пост категорически не рекомендуется. Это время очищения, духовного обновления перед Пасхой, соответственно, нужно постараться положить начало своему очищению, освободиться от бремени вины перед ближними, т.е. действительно со всеми примириться, всех от сердца простить.

Простить, а не извинить

— А что значит — простить? Что мы должны вкладывать в это понятие?

— Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако изначально это очень разные по смыслу слова .

Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» — значит, выведи меня из вины , сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».

А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.

Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит — принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять.

— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?

— Да, и в этом смысле прощение способно качественно поменять наши отношения. Неслучайно у слова «простить» есть определенная связь — и фонетическая, и смысловая — со словом «просто». Обратите внимание, когда отношения между людьми начинают портиться, говорят, что они усложняются , т.е. теряют свою простоту и ясность: мы не можем просто поглядеть друг другу в глаза, просто улыбнуться друг другу, просто поговорить. А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза».

Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост.

За что просить прощения?

— Батюшка, а нужно ли в Прощеное воскресенье просить прощения у всех, кого хоть мало-мальски знаешь — по принципу «может, и его чем когда-то обидел, да не помню»? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль?

— Во-первых, мы просим прощения у тех, против кого мы согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы в отношениях.

Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается все человечество. Я согрешил — мучается мой брат.

Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать.

Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться.

Как простить?

— А как быть, если человек чувствует, что не способен простить? А пришло Прощеное воскресенье — вроде, прощать надо бы…

— Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду.

— Но если обидчик и не думает признавать свою вину и идти на мировую?

— Тогда, конечно, мириться тяжело. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то фантастическим, неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно.

Учась прощать, нужно помнить еще и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Господа. Не в том смысле, что они не виноваты, а в том смысле, что эта обида пойдет нам во благо.

К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как смирение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее нужно ждать, что Бог пошлет человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й, на 20-й раз — мы потихоньку и будем учиться смирению.

Так что нужно понимать, что ничего случайного не бывает и Бог все творит для нашей пользы.

— Отец Максим, как же определить, простил я по-настоящему или нет? На словах можно простить, хоть это тоже нелегко, в то время как на деле обида может и остаться…

— Дело в том, что прощение — это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы все простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика.

В чем тут дело? А дело в том, что непрощение — это страсть. А страсть, однажды в нас поселившаяся, может со временем плотно укорениться в душе и, кроме того, способна затаиться, до поры до времени не подавая «признаков жизни». Особенно часто так бывает, когда нанесенная обида была действительно крайне болезненной и серьезной.

А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конечно, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить человека с пути, и если у нас есть какое-то «больное место» — то, из-за чего мы теряем равновесие, досадуем, гневаемся — он обязательно будет на него давить. Есть обида — этот «рогач» будет ее напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес.

Этот шрам зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался.

Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Своих мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков.

В толковом словаре С.И.Ожегова у слова «извиниться» два смысла: 1. попросить прощения. 2. принести что-нибудь в свое оправдание (устаревшее ).

Беседовала Валерия Посашко

Заканчивается масленичная неделя, самое время узнать, - какого числа Прощеное воскресенье 2018 года и как праздновать это событие. Торжественная дата знаменует начало Великого поста, который приходится на период с 19 февраля по 7 апреля. Обычаи и традиции, которых положено придерживаться на Прощеное воскресенье.

Прощеное воскресенье 2018 - число и дата

Как уже было сказано выше, этот праздник приходится на кульминацию масленичной недели. Все блины уже доедены, а православные вовсю готовятся к Великому посту. Но даже среди верующих найдется немало людей, которые не знают, когда наступает Прощеное воскресенье 2018 года , какого числа его отмечают. Если вы не в курсе даты события, то знайте, что праздник приходится на 18 февраля !

Православные в этот день могут сходить в церковь и побывать на торжественном богослужении. Кроме того, Прощеное воскресенье считается семейным праздником. Это означает, что 18 февраля 2018 года у вас появится «лишний» повод провести приятный вечер в кругу родных и близких. И не забудьте заблаговременно примириться со всеми людьми, которых вы могли обидеть вольно или невольно.

Чего нельзя делать в этот день

Пожалуй, самым большим «табу» на Прощёное воскресение можно назвать всевозможные скандалы, склоки, ссоры. Эта дата почитается не только православными - достаточно вспомнить, что на 18 число также приходится кульминация . Если в этот важный день затеять какую-либо ссору, то можно лишить себя удачи на целый год.

Второе условие - по возможности постарайтесь воздержаться от негативных мыслей. Ясное дело, каждого из нас в этой жизни что-либо тревожит, огорчает или раздражает. И все же, Прощеное воскресенье - это не время для злобы и обид. К тому же всякий, кто держит в голове черные мысли, разрушает свою душу и нервную систему.

Кроме того, эта дата создана для добрых дел. Если кто-либо попросит у вас помощи в число, на которое приходится Прощеное воскресенье, то отказывать не принято. Всякое добро, совершенное в этот день, вернется к вам сторицей.

Старайтесь воздержаться от повседневных обязанностей. Уборку в доме, приготовление праздничного ужина и прочие необходимые мероприятия проведите заранее. 18 февраля 2018 года лучше не утруждать себя бытовыми заботами - проведите это время в общении с Господом и со своими близкими.

Просите прощения у живых и мертвых

В первую очередь попытайтесь примириться с теми, с кем вы сейчас находитесь в ссоре. Прощеное воскресенье 18 февраля 2018 года - это лучшее время для того, чтобы прекратить затянувшийся конфликт. Кроме того, попросите прощения у коллег по работе, у знакомых и друзей, у членов своей семьи. Словом, вы должны извиниться перед каждым человеком, которому нанесли обиду вольно или невольно.

Нередко бывает так, что мы не успеваем проститься или попросить прощения в этой жизни. Устами Воланда из романа Булгакова « » классик нам говорит о том, что «Человек смертен… а иногда внезапно смертен». Тем не менее, в Прощеное воскресенье можно попросить прощения не только у живых, но и у мертвых. Сделайте это, и вы облегчите свою душу!

Верующие люди 18 февраля 2018 могут попросить прощения у Господа и у своего ангела-хранителя. Подумайте об этом незримом защитнике, который неустанно денно и нощно укрывает вас своим крылом от всевозможных бед! Покайтесь перед ним в прегрешениях вольных и невольных.

Стихи на прощеное Воскресенье

С давних пор поэзия помогает человеку выразить искренние чувства. Каждое стихотворение несет в себе мощный энергетический заряд. На Прощеное воскресенье 2018 года редакция сайта «Валтасар ру» собрала для вас небольшую коллекцию проникновенных стихов, соответствующих этому светлому празднику:

В чем смысл праздника?

Как вы наверняка уже знаете, приближается Великий пост - время духовного и физического очищения. Сейчас у каждого человека есть возможность начать жизнь с чистого листа, порвать со старыми дурными привычками, изменить свое сознание и мировоззрение. И начать, конечно же, следует с примирения с этим миром.

Вам нужно не только извиниться перед теми, кого вы могли обидеть, но и простить собственных обидчиков по примеру Господа Иисуса Христа. Особенно важно суметь простить даже тех, кто ни в какую не желает примиряться с вами и, возможно, продолжает вредить вам и строить козни. Такой человек заслуживает не злобы, но сожаления - ведь он стоит в самом начале духовного совершенствования, ему еще предстоит многое сделать и многое узнать.

Сайт сайт желает вам мира и добра! Пусть Прощеное воскресенье 2018 года поможет вам разрешить существующие конфликты и принесет только самые позитивные эмоции!

Ни для кого не секрет, что неделя Масленицы заканчивается Прощеным воскресеньем. Именно теме Прощеного воскресенья: тому, как просить прощение, поздравлениям, стихам к этому дню редакция ХОЧУ решила посвятить свой материал.

Оценка

***
Простите нас, и Бог простит,
Поднимет настроение.
Избавимся же от обид
В день общего прощения.

Пусть на душе поет весна,
А радость только множится.
Пускай звонят колокола,
А сердце не тревожится.

***
Я вовсе не стесняюсь
Прощения попросить,
Ведь если нет обиды
На свете легче жить.

Всем в это воскресение
Господь велел прощать
Творить добро и светом
Жизнь нашу освещать.

И если вдруг обидеть
Случилось мне тебя
То искренне скажу:
«Прости, прости меня»

***
В день прощенья, в воскресенье,
Просят души очищенья.
Я прошу меня простить
И обиды не копить.

Всех сердечно поздравляю,
Всех я искренне прощаю.
Этот день с любовью встретим,
Пусть он будет чист и светел.

***
Я искренне прошу прощенья
За все обиды, что порой
В житейских буднях наносила,
Зла не имея за душой.

Я искренне прошу прощенья
За все намеренное зло,
За все, что ранило Вам сердце
И огорченье принесло.

Пусть не страдают наши души
Под грузом мелочных обид,
Простите мне, как я прощаю,
И пусть Господь нас всех простит.

***
Всех простить сегодня нужно
И обиды отпустить,
Чтоб легко и с чистым сердцем
Мы могли любовь дарить.

Если было что плохое,
Нужно обо всём забыть.
И в согласии и мире
Тогда будем все мы жить.

Пусть наполнится любовью
Ваше сердце через край,
Ваша жизнь будет похожа
На чудесный добрый рай.

***
Хочу я повиниться пред тобою:
Прости за огорченья прошлых дней.
Пусть день Прощеный мир в сердца приносит,
Чтоб стало на душе у нас светлей,

Чтоб стало меньше в мире зла и грусти,
Чтоб с легкостью смотрели мы вперед,
Давай обиды старые отпустим.
Всех нас к прощенью нынче Бог зовет.

Пусть Бог отпустит нам грехи,
И души сбережет от скверны,
От всяких помыслов плохих,
Чтобы на путь направить верный!

Прошу сегодня я прощения,
Ведь в моем сердце покаяние,
Надеюсь, в это воскресение
Мне все простят мои деяния!