Что такое пост? Для чего нужен он и как правильно его соблюдать? Об этом вы узнаете, прочитав эту статью.

Цель православного поста

Что такое пост? Для чего нужен? Целью для христианина является уничтожение пагубных душевных проявлений и привнесение в свою жизнь добродетели. Этого верующие добиваются искренней и внимательной молитвой, а также более часто наносят визит в храм для участия в богослужениях.

Как поститься? От чего стоит отказаться? Во время поста православные христиане добровольно воздерживаются от употребления мясных, молочных блюд, десертов. Также они стараются избегать всевозможных удовольствий и развлечений. Но православный христианин, прежде всего, должен позаботиться не о желудке, а о своем душевном состоянии. Пост неправильно воспринимать как диету.

Часто многие люди, соблюдая пост, становятся раздражительными, ждут скорейшего его окончания, забывая о душе. Если бы человек в самом деле начал задумываться о своей душе, то он стал бы непременно радоваться посту. Ведь вся его сущность устремлена на врачевание души.

Таким образом, для истинного христианина время поста является самым лучшим, в это время он становится ближе к Богу.

Что важнее: пост телесный или пост духовный?

Что такое пост? Для чего нужен? Важнее пост телесный или духовный? Для христианина очень важно понимать, что только воздержание от пищи ничего не значит без поста духовного. Скорее, напротив, как было указано выше, это может навредить. При этом вред может заключаться не только в раздражительности, но и в том, что постящийся может проникнуться чувством своего превосходства и излишней благочестивости. А ведь значение поста заключается именно в уничтожении грехов.

Что такое пост? Для чего нужен? Пост - это лекарство. Не всегда сладкое, но действенное. Он помогает оторваться от наслаждений, собраться с мыслями и подумать о своем духовном здоровье.

Если постящийся человек, употребляя лишь при этом вместо покаяния и молитвы, помощи ближнему, исполнения добрых дел постоянно испытывает греховные чувства, то пост не будет подлинным, не будет духовным.

Нужно понимать, что когда человек постится, он не голодает. Ни в одной службе Великого Поста не упоминается о нем в привычном для людей понимании, то есть в неупотреблении мяса и вкусной пищи. Церковь призывает поститься телесно и поститься духовно.

Итак, пост лишь тогда будет иметь истинное значение, когда он объединен с духовной работой над собой. Обычный человек, живущий в ритме современного мира, не будет доступен влиянию Высшей силы. Пост смягчает черствость человека, и тогда он становится более доступным для воздействия Высшего мира.

О чем заставляет задуматься пост, как правильно себя вести?

Как поститься правильно? Многие люди, постясь, полагают, что будет большим грехом, если они съедят, даже по бессилию, что-либо непостное, но их ни капли не смущает то, что они пренебрегают и порицают ближних, например друзей обделяют, оскорбляют или лгут им. Это настоящее лицемерие по отношению к Богу. Это неосознание веры и смирения!

Абсолютно очевидно, что раскаяние и молитва во время поста всегда должны сопровождаться размышлениями о собственной греховной жизни и, безусловно, должны идти рядом с воздержанностью от разнообразных забав и развлечений: хождений на танцы, в театры, к друзьям. Нужно стараться избегать чтения книг легкомысленного характера, прослушивания радостных музыкальных композиций, просмотра телевизионных программ с целью развлечения. Если все эти занятия манят христианина, то ему предстоит произвести над собой усилие, для того чтобы избавить от этого всего свою душу, хотя бы в постное время. Именно в этом суть поста.

Таким образом, поститься нужно и душой, и телом, с радостью. Необходимо научиться объединять пост наружный с внутренним постом. Нужно изучить свою душу и исправить свои пороки. Когда люди чистят свое тело посредством воздержания, они должны очищать и душу покаянием и молитвой, и тогда они смогут обрести добродетель и смирение, любовь и уважение к ближнему. Именно это и будет являться подлинным постом, угодным Богу, следовательно, спасающим душу человека.

Когда в пост можно есть рыбу?

Когда в пост едят рыбу? По общим правилам этот продукт разрешен в большие праздники, выпадающие на время поста.

В Великий пост, посвященный воскресению Господа, можно употреблять рыбу на праздники Благовещения, Вербного воскресения (вход Господний в Иерусалим), в Лазареву субботу.

Когда в пост едят рыбу еще? Также этот продукт можно есть в те православные праздники, которые выпали на период поста. Ведь, например, каждый год Великий пост приходится на разное время.

В Успенский пост, посвященный Святой Деве Марии, рыба разрешена в праздник Преображения Господня.

Рождественский пост посвящен рождению Господа нашего Иисуса Христа, он не такой строгий, как Великий пост, рыбу можно вкушать каждые субботу и воскресенье.

В Петров пост, посвященный святым апостолам Петру и Павлу, рыбу можно употреблять по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям.

Однако, как было сказано выше, пост - это не диета. Если человеку, христианину, по немощи своей необходимо вкушать рыбу, то с благословения священника на послабление поста можно употреблять рыбу в любой день. Ведь главное - это врачевание души, а не то, что в желудке. Пост в еде помогает держать и пост духовный, ведь, наевшись жирной, вкусной пищи, человеку так необходимо полежать, поспать, провести время в праздности, не хочется читать молитвы, а уж тем более идти в храм. А еду можно приготовить такую, что будет постно и вкусно.

Как держать пост православному христианину?

На самом деле этот вопрос абсолютно не имеет четкого ответа. Каждый человек должен поститься в меру своих сил и возможностей. Кто-то может, грубо говоря, продержаться весь пост на хлебе и воде, пребывая в постоянной молитве, часто посещая храм, еженедельно бывая на Таинствах, а для кого-то отказ от просмотра телевизора - уже пост. Не нужно сразу браться за непосильное, к посту необходимо подходить постепенно, с умом.

Общие же правила предполагают отказ от мяса, сладостей, рыбы (за исключением нескольких дней), в каждом посту есть дни сухоедения, когда нельзя вкушать приготовленную и горячую пищу.

Но это так называемый пищевой аспект и совсем не основной, как уже упоминалось выше. Главное - пост духовный.

Во время поста человек очищает себя от греховной грязи, он пытается приблизиться к Христу. В это время нужно вычитывать больше молитв, читать духовную литературу, почаще посещать храм, к тому же во время поста всегда идут особые службы, каждую из которых можно наблюдать лишь раз в год, в этот церковный пост. Это чудо из чудес, каждый должен прочувствовать это сам.

О Таинствах во время поста

Обязательно во время поста нужно приобщаться к церковным Таинствам: Исповеди и Причастию.

Исповедь - это покаяние в своих грехах, где священник выступает посредником между Богом и христианином. Весь груз грехов своих оставляет верующий там. И лишь после этого он может приступить к Великому Таинству Причастия - вкушению плоти и крови Христовой. Сам Бог входит в душу человека через эти Таинства, очищая и излечивая ее.

А исходя из сути и смысла православного поста понятно, почему именно в это время так полезны Таинства.

Таким образом, пост - это не только ограничение себя в пище, это огромная духовная работа, а для каждого человека она своя.

Отдельно о Великом посте

Перед Пасхой христиане соблюдают самый длительный, Великий пост. Это неотъемлемая часть великого христианского праздника. Соблюдать пост нужно для того, чтобы очистить свои тело и душу к великому празднику, Воскресению Господню.

Пост длится шесть недель, седьмой является Страстная Семидица, на ней требуется еще более строгое воздержание. Этот период самый строгий и торжественный одновременно. Подготовка к нему начинается за три недели до его начала.

Основной целью Великого поста, как и любого другого, является покаяние, отказ от привычных, бренных, суетных занятий и дел.

Во время поста стоит помнить, что он необходим не Богу, а самому человеку. Христианин не Богу постом одолжение делает, он лечит вою душу. Как уже упоминалось выше, Великий пост состоит из 2 частей: Четыредесятница - это период покаяния, и Страстная Седмица - период очищения.

Ведь неспроста Православная Церковь двукратно за Четыредесятницу предлагает прихожанам вычитывать прощальный Не зря еженедельно по субботам во время всенощного бдения в храмах поют: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Как раз для раскаяния христианам и дается время Четыредесятницы. Если у человека нет цели покаяния, не стоит приступать и к посту — это тщетная трата времени.

Отдельно о Страстной Семидице

Страстная Седмица по-другому в народе называется Страстной неделей. Это предшествующая Пасхе неделя, это особенное время для православных.

«Страсти» в переводе с церковнославянского обозначает «испытания и страдания». Название такое получила эта неделя потому, что на ней вспоминают последние дни, которые провел Иисус Христос на земле, его страдания, предательство, боль распятия, погребение и воскресение.

Во время Страстной недели поста христиане соблюдают самое строгое воздержание, особенно в духовном плане. Увеличивается количество служб в храмах, каждая из которых несет свой особенный, глубокий смысл.

Каждый день Страстной Седмицы на службах в храмах особый, священнослужители читают отдельные главы из Евангелия, которые рассказывают христианам о событиях, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Каждый день на Страстной неделе христиане вспоминают то, что произошло тогда.

Самыми особенными днями являются четверг, пятница и суббота.

Великий четверг

В четверг православные вспоминают Тайную Вечерю, когда Спаситель в последний раз собрал своих учеников, причастил их, дал наставления. Он тогда уже сказал, что кто-то из его учеников предаст его, и каждый из них отрицал это, в том числе и Иуда.

Великая пятница

В пятницу предательство свершилось, и в этот же день Христа распяли. В во всех православных храмах выносится плащаница (гроб). Вынос совершается после двух часов дня, в час смерти Спасителя, распятого на кресте.

В этот день богослужение несет в себе особый, трагический смысл, на нем повествуется о муках и страданиях, которые вынес Христос на кресте.

Великая суббота

В Великую субботу Православная Церковь вспоминает погребение Спасителя и сошествие его в ад для спасения рода человеческого и воскрешения мертвых.

В ночь с субботы на воскресенье христиане радуются и празднуют Великий праздник - Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Вот и наступила светлая Пасха. Пост закончился. Можно и вкусить непостной пищи.

О молитвах во время Великого поста

Во время Великого поста молитве необходимо уделить немного больше внимания и времени, чем это получается в обычное время.

Также желательно как можно больше времени уделять богослужениям, которые будут посещаться во время поста. Если сложно отследить слова, которые читает священник, можно взять с собой в храм книгу с текстами молитв.

Стоит с особой тщательностью и усердием осуществлять молитвенные правила, как утренние, так и вечерние.

Утром можно проснуться пораньше, а вечером пораньше закончить свои дела, для того чтобы начать вычитывать молитвы, прибавив еще какие-то, по своему усмотрению.

Во время поста ежедневно стоит вычитывать молитву преподобного Ефрема Сирина. По дороге на работу, учебу или по делам при помощи наушников можно послушать Псалтирь или почитать в транспорте, если это удобно.

Молитвы, читаемые в Великий пост, помогают полностью очистить душу и тело, заслужить прощение и получить благословение.

Неисчислимым искушениям, которые так и обрушиваются на человека во время Великого поста, также полезно противоборствовать молитвой: на злобу, ярость, печаль, зависть, лень, греховные мысли самому себе надобно отвечать короткой

1. Зачем нужен пост?Святые отцы наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания, без него человеку невозможно бороться со страстями и искушениями и приготовлять свою душу для действия спасающей благодати Божией.

Св. Феофан Затворник объясняет цель и смысл поста, тем, что труды воздержания и доброделания дают простор действию в нас благодати Святаго Духа:

«Что рытие земли в вещественном - то подвиги самоумерщвления в духовном. Что влага и тепло в вещественном - то в духовном труды доброделания и благочестия. Бог говорил к современникам Ноя: “не имать Дух Мой пребывати в человецех сих... зане суть плоть” (Быт. 6, 3). Следовательно, Он будет пребывать там, где плоть распинают со страстями и похотьми или где несут подвиги самоотвержения. Апостол пишет: “духа не угашайте, или: не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления” (Еф. 4, 30) - и потом перечисляет страсти, каких удаляться, и добродетели, в коих преуспевать должно; следовательно, там не угасает Дух, где есть борьба со страстями и труд доброделания. В другом месте он же учит: “исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви” (Еф. 5, 18, 19). Следовательно, где есть песнопение, молитвословие церковное и домашнее и вообще дела благочестия, там будет и исполнение Духом или явление действия благодати Святаго Духа. Подвиги самоотвержения, труды доброделания и благочестия дают простор действию в нас благодати Святаго Духа, и она, сокровенная, приходит тогда въявь и действие свое показывает и самому благодать носящему, и другим».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным. Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!

Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Kоторый Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. …Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост.

Он (пост) усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, - мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах. А когда мы не постимся, когда мысли в беспорядке, чувство не обуздано и воля позволяет себе все, тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель действования - цель жизни - выпускается из виду; является множество частных целей, почти столько, сколько есть у каждого человека страстей или прихотей.

Пост - хороший учитель: 1) он скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим, пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, коварства которых при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости.

Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Kогда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной.

Для того, между прочим, и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели в них оружие против диавола и бесчисленных козней его.

Молитва и пост очищают, просвещают и укрепляют душу; напротив, без молитвы и поста душа наша - легкая добыча диавола, потому что не ограждена и не защищена от него. Пост и молитва - духовное оружие против диавола, потому и говорит Господь, что род бесовский исходит только молитвой и постом. Святая Церковь, зная силу этого духовного оружия, призывает нас на каждой седмице дважды к посту - в среду и пятницу, между прочим, в воспоминание страданий и смерти нашего Спасителя, и в году - многократно во все многодневные посты, а Великий пост соединяет с особенными умилительными покаянными молитвами. Пост и молитва имеют ту духовную выгоду, что, укрепляя наши души, укрепляют в нас самую веру, надежду и любовь и соединяют с Богом.

Преп. Макарий Оптинский:

Переменною пищею и воздержанием тела и душа обновляется. Святые отцы, Святым Духом движимые, уставили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы.

Архимандрит Рафаил (Карелин):

«Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы…

Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа».

Святитель Лев Великий:

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Преп. Исаак Сирин:

Дух не покоряется [кресту], если прежде не покорится ему тело.

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Глава добродетелей – молитва; их основание – пост.

Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.

Ум, этот царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен прежде всего подчиниться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей – пост.

Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние, являющееся наиболее от роскошной и сытой трапезы.

«Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством» (Лк. 21, 34), завещал Господь. Объядение и пьянство сообщают дебелость не только телу, но уму и сердцу, т.е. вводят человека по душе и телу в плотское состояние.

Плотской человек всецело погружен в греховные наслаждения. Он сладострастен и по телу, и по сердцу, и по уму, он не способен не только к духовному наслаждению и к приятию Божественной благодати, но и к покаянию. Он неспособен вообще к духовным занятиям: он пригвожден к земли, утонул в вещественности, заживо – мертв душою.


Инга Маяковская


Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее время поститься стало очень «модным». Часто от молодых современных девушек и женщин мы слышим гордое заявление «Я соблюдаю пост». А что же милые дамы вкладывают в это понятие, и зачем обманывают окружающих?

Как правило, девушки не всегда врут о соблюдении поста намеренно. Часто они просто не знают и не желают внимательно изучить сущность и суть поста, и в целом плохо понимают цель жизни христианина, не знают основы, исповедуемой ими религии. Своими заявлениями «У меня пост», женщины не только проявляют пренебрежение к канонам христианства, но и продолжают жить, не пуская Бога в свою душу, сердце, оставляют истинной ценностью культ своего тела и мирские утехи.

Поговорим о том, как выявить девушек, которые врут о том, что соблюдают пост.

Существует несколько типов обманщиц:

1. «Модница»


Такие девушки хотят быть всегда в ногу с современными тенденциями. Они по натуре стремятся соответствовать самым модным «шаблонам» эпохи. Они считают стильным то, что вышло сегодня в журнале «Cosmopoliten» и в других популярных женских журналах. Они следят за собой, живут активной современной жизнью: учатся, работают, ведут хозяйство. Им нравится общаться с людьми и льстит быть в центре внимания. Они – не белые вороны. Многие из них стремятся к «гламурности», знают назубок известные бренды, легко определят, где Вы купили сумочку. Это любознательные натуры, которые, часто имея среднестатистические увлечения, любят увлекаться и изучать новые направления и течения в моде, спорте, знаниях. Они с удовольствиям покупают новинки, посвящают скандальные выставки, имеют представление о современном искусстве. Эти девушки верят в Бога, но мало что истинно знают о своей религии. Пост для них – модное увлечение, гордое заявление – сродни тому, что прийти в офис в дорогущих туфлях знаменитого дизайнера. Эти дамы даже не всегда до конца изучили рацион того, что нельзя есть в пост и что можно, хотя ограничение в еде для них единственный смысл соблюдения поста. Соблюдать пост для них гораздо доступнее, чем купить брендовые туфли за 1000 $.

2. «Индивидуалистка»

Соблюдая пост, я выделяют из серой массы.
Этой особе часто не хватает общительности, активности и жизненного энтузиазма соответствовать первому типу «Модница». Как правило, они часто находят себя в нестандартных для любой девушки увлечениях (ярая болельщица футбола, рокерша, девушка-программист, флешмобер и пр.). Они любят кучковаться небольшими социальными группами по увлечениям. Часто одеваются в свободном стиле, спортивном или наоборот чересчур экстравагантно. Внутренний мир этих девушек полон противоречий, часто у них много комплексов, они чувствуют себя одинокими, возможно, их «недолюбили» в детстве. Они не успевают по тем или иным причинам идти в ногу со временем, могут не отличаться привлекательной внешностью или не умеют общаться и нравиться людям.

Главная цель – чтобы общество их любило, или, по крайней мере, «уважало» за их «нестандартность» во всем. Пост – ещё один из способов привлечь к себе внимание и выделиться из толпы, заставить «модниц» и других людей себя уважать.

Стоит отметить, что такой тип девушек не просто делает громкие заявления о соблюдении поста, но и действительно может интересоваться этим вопросом с религиозной стороны. Возможно, они даже, действительно ходят в церковь, молятся, отказываются от сексуальных удовольствий. Сложно сказать, что эти девушки врут окружающим, скорее они врут себе, или ищут себя. Дай Бог, чтобы они нашли свой, «правильный путь».

3. «Проблемная фигура»

Пост – поможет похудеть и не раскрывать свое желание стройности окружающим.
В последнее время значительно вырос процент девушек, которые стесняются недостатков своей фигуры и не хотят ставить окружающих в известность о своем желании похудеть. При этом лучшим предлогом отказа от пищи (сладкие тортики и пирожные, жирные стейки, совместный бизнес-ланч) является соблюдение поста. Звучит ведь как действительно веский аргумент. Как правило, эти девушки, когда называешь их постный режим питания диетой. Реагирую очень остро, буквально вспыхивают и начинают оправдываться, что ЭТО НЕ ДИЕТА.

Таким женщинам стоит просто посочувствовать. Не в коем случае не советуйте им другие способы «похудеть» — обидятся. Единственное, что можно сделать – это посоветовать им соблюдать пост не только в еде, но и углубиться в настоящие «очищение души».

4. «Смешанный типаж»

Есть несколько причин, чтобы соблюдать пост.
Возможно в своей подружке, коллеге или знакомой вы увидите смешанный типаж, ведь часто все несколько причин соблюдать пост успешно уживаются в одном человеке.

В этой статье мы хотели поговорить не только о том, как отличить истинных христианок, соблюдающих пост и обманщиц, пренебрегающих основными правилами соблюдения поста, но и помочь милым девушкам разобраться в истинном значении поста, расскажем о сути соблюдения постов, основных правилах.

Что такое пост?

Само понятие слова «пост» носит глубоко религиозный характер. Для христиан пост — это форма духовного пути к прозрению, путем ограничений тела и духа в мирских удовольствиях, развлечениях, пищи.

Соблюдать пост – значит стремиться ограничить свои желания, похоть тела в пользу просветления души и освобождения тела от бремени грехов.

Пост характеризуется не только лишениями, но и регулярными молитвами, причастиями. искренним раскаянием в содеянных прелюбодеяниях.

В чем суть и смысл поста? Зачем люди постятся?

Суть любого поста заключается в покаянии перед Богом, желании исправить свою жизнь, сделать её чище, приблизиться к Богу.

Пост обязательно должен сопровождаться молитвами и причастиями.

Вы можете вообще отказаться от еды, или питаться только черным хлебом, но если Вы ни разу не молились, не покаялись в своих грехах перед иконами и никак не постарались изменить свою жизнь, что Вы соблюдаете пост формально, обманываете себя или вводите в заблуждение окружающих.

О том, что значит поститься по-настоящему. Правила соблюдения поста.

Милые девушки, помните, что пост, в котором человек не ориентируется на духовные приоритеты и внутреннее развитие – может идти во вред, если Вы, воздерживаясь от потребления определенной пищи, наслаждаетесь ощущением от собственной праведности, значимости.

Если Вы ловите себя на мысли «Какая я молодец, что соблюдаю пост», то советуем обратиться Вам к священнику и узнать о том, как правильно соблюдать пост, потому что Вы грешите, а не соблюдаете пост по настоящему.

Все Ваши высокие убеждения окружающих людей, гордые заявления, отказ от пищи на заказ – все это абсолютно бессмысленно, если Вы не причащаетесь святых Христовых тайн.

Пост это не цель, а лишь средство, возможность подумать о своей душе, отказавшись от пищи, секса, массажных и релаксирующих SPA-процедур, регулярно молясь и причищаясь.

«Истинный пост — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», — учит святой Иоанн Златоуст.

Архимандрит Никифор (Хоря) – настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).

– Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?

– Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, – высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.

С одной стороны, пост для нас – это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост – это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19–20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом .

– Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?

– Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто ; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени – но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция – это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.

Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях – например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.

Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

– С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…

– Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.

Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.

– Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» – или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».

– Есть в «Добротолюбии» одно место – у аввы Иоанна Карпафского, – где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их» .

Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»

Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.

Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней – этих истинной пище и истинном питье .

– Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?

– Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>

– Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?

– Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы – люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?

Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост – это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок , – это уже отречение.

Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он – человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».

Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой – ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными . Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, – это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.

Православная Церковь выделила специальное время в году, чтобы верующие могли усиленно поработать над собой – очистить свою душу и тело. Такой временной период называется пост. В эти дни христиане усердно молятся, исповедуются и приобщаются к Святым Христовым Тайнам. Предписано также не употреблять в этот момент мясо, яйца, молоко, в некоторых случаях даже рыбу. Такая пища – продукты животного происхождения – называется скоромной. Однако, это слишком короткий ответ на вопрос: что такое пост. Поскольку его традиция гораздо шире общепринятого мнения.

Вконтакте

Одноклассники

История традиции

Как явление и традиция, существовал еще с ветхозаветных времен. Сам Господь Иисус Христос 40 дней постился в пустыне, о чем и сказано в Евангелии. По его величайшему примеру апостолы тоже отказывались от пищи в течение такого же периода времени. Так родилась традиция Великого Поста или Четыредесятницы.

Есть версия, согласно которой сначала православный пост был достаточно кратким, всего 40 часов. Так утверждают некоторые церковные исследователи. Исторические же свидетельства в древних книгах говорят о том, что когда-то, в древние времена, постились около двух суток, а перед Пасхой люди — шесть дней.

Иными словами, эта традиция пришла из глубины веков и претерпела постепенно значительные изменения. Как предполагают церковные ученые, когда-то существовал обычай крещения желающих обратиться в христианство на праздник Пасхи. Перед этим нужно было обязательно долго поститься, чтобы доказать свою потребность следовать Путём Христа на деле. Дабы поддержать дух своих будущих братьев по вере, ограничивали себя в приёме пищи и все христиане общины.

Свидетельства историков

Обычай поститься распространился повсеместно и соблюдался в одно и то же время в течение 40 дней, свидетельства тому пришли к нам из 4 века нашей эры. О чем и повествовал в своих древних книгах писатель Тертуллиан, исповедовавший христианство. Он рассказывал, что в течение дня верующие отказывались от пищи совсем, даже не пили воду. И только вечером вкушали хлеб, сушеные овощи и фрукты. Возбуждающая пища была запрещена полностью, а та, которой питались в эти дни, должна была употребляться весьма воздержанно.

При этом, какое бы то ни было проявление ярких чувств – веселья, радости – было запрещено.

Такой вид поста называли сухоядением и ему активно следовали вплоть до 12 века. Спустя какое-то время нужный спектр продуктов, которые можно было употреблять во время поста, значительно расширился, кроме овощей и фруктов, разрешалось употреблять в пищу рыбу и некоторые виды птицы.

Без крайностей не обходилось, поскольку некоторые христиане стали считать ограничения во время поста самым главным своим предназначением. Другие же отрицали саму обязанность поститься. Такие мнения считались ересью и пресекались.

Традиции прошлого

В дни Великого поста на Руси и в других странах , большинство жителей которых исповедует христианство, обычно прекращались всяческие развлечения, закрывались театры, переставали работать ярмарочные балаганы. Лавки, торгующие мясом, молочными продуктами и яйцами, даже бани переставали на время работать. В судебных заседаниях прекращалось рассмотрение дел. Активно приветствовалась всяческая благотворительность, и даже рабов отпускали на волю.

Нынешние правила, что пришли из глубины веков, предписывают соблюдение поста обязательным для всех. Нарушение поста здоровым человеком, не имеющим каких-то особых противопоказаний по состоянию здоровья, будет осуждаться.

Не приветствуются и те христиане, которые впадают в крайности, начинают придумывать для себя новые постные дни и считают употребление мяса в христианские праздники делом греховным.

Обязательно ли поститься

Господь Иисус Христос проповедовал о том, что соблюдение поста – это дело духовное , предназначенное для того, чтобы обрести душевный мир и успокоение, гармонию и равновесие чувств. Человек в такой период наполняется очень тонким и глубоким чувством благоговения перед Богом. Поэтому православный пост – это серьезная внутренняя работа души, которую нельзя выставлять напоказ перед всеми. Если кто-то будет пытаться таким образом произвести некое впечатление на окружающих людей, показать публично, насколько он «глубоко верующий» человек, давать ложные обещания, то это не принесет ему блага.

Православный пост посвящается исключительно Богу, с радостным и искренним порывом. Это смирение перед Всемогущим, искоренение гордыни. Человек в такое время будет отдавать себя полностью во власть Самого Господа и уповать только на его милость. Лицемерие при этом становится бессмысленным и никогда не приведет к той высокой цели, которой и посвящаются дни поста.

Для чего нужен пост

Смысл поста , как предписывает церковь, — это обретение очищения духа и тела от страстей земных, от негативных проявлений своего «я», раскаяние в неблаговидных поступках и покаяние, прощение зла другим, борьба духовная с ненавистью скорее внутри, чем снаружи.

Люди постились всегда перед свершением какого-то важного духовного события в их жизни. Для христиан это нужный период, когда человек сам делает шаги навстречу Богу, чтобы прийти к определенному этапу в своём духовном развитии. Это не просто «период голодания» перед праздничным застольем, а многогранная и упорная работа над собой. Именно такой православный пост будет угоден Богу, когда человек искренне и усердно будет стараться изменить себя к лучшему. Его молитвы от сердца в такой момент обязательно будут приняты Господом, который будет давать человеку силы и помогать совершать добро на этой земле.

Сегодня каждый сам решает по вере своей, стоит ли ему поститься. Никто не заставит человека ограничивать его в чем-то против его воли. Однако церковь рекомендует соблюдать пост, нужный каждому христианину, чтобы сократить для себя путь к Богу.

Нужно отметить особо, что не все люди в состоянии поститься , часть находится в таком положении, когда строгое ограничение в пище может нанести ущерб здоровью. Поэтому православная церковь учитывает столь важнейшее обстоятельство и никогда не настаивает в соблюдении поста для людей, которые не могут этого сделать в силу своего физической слабости. По предписанию отцов церкви, официально разрешено не соблюдать его следующим людям:

Медицинские работники несколько расширяют этот список. Ограничение в пище могут позволить себе далеко не все. При определенных заболеваниях нельзя нарушать предписанную диету, это может повлечь серьезные нарушения здоровья, порой, невосполнимые. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от ограничений в пище во время поста людям, имеющим следующие заболевания .

  • Онкологическим больным;
  • Диабетикам;
  • Пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • Больным с нарушениями желудочно-кишечного тракта;
  • Людям, страдающим остеопорозом;
  • Тем, кто занимается тяжелым физическим трудом;
  • Тем, кто проживает в суровых климатических условиях;

В любом случае, если человеку будет поставлен серьезный диагноз, необходимо, прежде чем принять решение ограничить для себя принятие пищи во время поста, обязательно проконсультироваться с лечащим врачом.

В Библии сказано , что человек должен уяснить для себя главное: соблюдение поста духовного гораздо важнее поста телесного. Человек в дни поста должен пребывать в целомудрии, смирении, посвящать своё время молитвам, приобщиться к Таинствам Христовым, причаститься. Ограничение в пище – это только один из аспектов этого особого периода времени.

Насколько должен быть строгим период поста – это, согласно церковным правилам, устанавливает для себя сам человек, предварительно посоветовавшись со своим духовником. Если православный христианин чувствует себя грешным и желает очиститься от груза, что лежит у него на душе, то ему нужно соблюдать более строгую традицию поста.

Как правильно соблюдать пост?

Для очищения тела и укрепления духа физически здоровые люди во время поста должны соблюдать пищевое воздержание. Всего существует пять видов поста:

Только здоровый человек может отказываться от приема пищи. Люди со слабым здоровьем, пожилые, дети и подростки могут применять только первый из указанных пунктов ограничений.

Суть не в том, чтобы просто не есть мяса или рыбы. Главное – это ограничение своих вкусовых пристрастий , своеобразная жертва, на которую идет человек, желающий проявить в физическом мире свою любовь к Богу, испытав свою духовную стойкость. Настоящий постящийся отличается смирением в пище, отказом от потакания чревоугодию. Даже из простых постных продуктов можно приготовить очень вкусные блюда и таким образом по-прежнему угождать своим чувствам.

Человек, который осознает свои грехи и желает в них раскаяться, не будет во время поста вставать из-за стола с переполненным желудком и кушать только ради наслаждения вкусом пищи.

Человек пожилой или со слабым здоровьем , посоветовавшись со своим духовным наставником, может и не воздерживаться от скоромной пищи. Зато следовать традиции соблюдения поста духовного. Это означает, что он поменяет своё поведение и отношение к окружающим людям, будет следить за своими эмоциями и мыслями. Будет стараться сдержать раздражительность, забыть и простить нанесенные ему обиды, перестанет осуждать других людей, станет гасить ссоры и избегать дурных мыслей.

Когда нет возможности соблюдать отказ от пищи, можно ограничить себя в другом. Скажем, отказаться от сладостей, любимых изысканных блюд в пользу простого и скромного питания. Вкусные блюда следует принимать только по праздникам.

Можно ограничить количество принимаемой скоромной пищи. Если здоровье позволит, то отказаться от мясного не на весь период поста, а только в определенные дни, например, в среду и пятницу .

Помимо этого, христианин, независимо от того, какой вид поста он выбирает, избегает всевозможных развлечений, которые будут только отвлекать его от главной цели.

Какие бывают посты в православии

В православии различают однодневные и многодневные виды постов. Они применяются обычно перед определенными значимыми событиями в жизни верующего человека или церковными праздниками.

Однодневные посты

— Среда и пятница – эти посты соблюдаются еженедельно. Их значение – это напоминание о предательстве Иуды, которое, как известно, было совершено в пятницу. По церковному календарю эти постные дни отменяются на Пасхальной неделе. Празднование Пасхи на самом деле происходит в течение целой недели, это, по сути, единый Светлый день. От соблюдения поста в среду и пятницу отказываются в течение недели после празднования Троицы. Пропускаются эти посты на Святки, которые обычно начинаются после Рождества и празднуются до самого Крещения. На Масленицу перед Великим постом, запрещается есть мясо, но разрешаются молочные продукты.

  • В Праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября соблюдается пост в течение дня;
  • День усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечается 11 сентября, также обязательно постятся;
  • Днём, накануне Крещения тоже следует поститься в течение дня.

Многодневные посты

Как правильно соблюдать пост перед причастием

Если человек соблюдает все посты в течение года , в том числе по средам и пятницам, то перед ему будет достаточно отказаться от приема пищи и воды с утра, когда он идёт в церковь.

Если христианин не соблюдает постов , причащается редко, только один раз в году, то следует поститься неделю. За сутки перед самим причастием, нужно отказаться от приема воды и пищи до самого момента причастия на следующий день.

При этом, конечно, следует соблюдать и другие правила, читать молитвы, стараться искренне раскаяться в своих греховных делах и поступках, мыслях. Освободиться от тяжести на душе гораздо легче, если поститься.

Как правильно соблюдать Четыредесятницу

Великий Пост христианами соблюдается перед Пасхой . Он самый продолжительный и строгий. По церковному уставу Великий пост делится на Седмицы (недели). Первая часть поста называется Четыредесятница, период покаяния. Вторая часть поста носит название Страстная седмица, это момент очищения.

Первая седмица знаменуется полным отказом от пищи в понедельник и вторник. Лишь во вторник вечером для людей со слабым здоровьем можно съесть немного постной пищи.

По субботам и воскресеньям в обед может состоять из вареной пищи с постным, растительным маслом.

Рыбу кушают только два раза за весь пост , в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы, Вербное воскресенье.

На пятой седмице, в четверг, чтобы подкрепить силы, разрешено давать красное вино, поскольку в этот день в церквях слишком продолжительная служба, и необходимо восстановить силы.

На Страстной седмице соблюдаются самые строгие правила, а в Страстную Пятницу, день распятия Христа, рекомендуется и вовсе воздержаться от пищи.