Карибский кризис - это критического уровня противостояние между Соединёнными Штатами и Советским Союзом по поводу размещения СССР ядерных ракет на территории Кубы в октябре 1962 года. Кубинским народом он называется «Октябрьским кризисом», а в США - «Кубинским ракетным кризисом». Накануне кризиса, в 1961 году, Соединённые Штаты разместили на территории Турции ракеты средней дальности, которые своим присутствием создавали угрозу западной части Советского Союза и были способны «накрывать» и ключевые промышленные центры. Адекватным ответом этому стали размещенные советским руководством на территории Кубы ракеты средней дальности Р-12.
Непосредственное начало кризиса произошло 14 октября 1962 года. В этот день самолёт-разведчик U-2 ВВС США при очередном облёте кубинской территории выявил на окраинах деревни Сан-Кристобаль присутствие советских ракет средней дальности Р-12. Президентом США Джоном Кеннеди был срочно создан специальный Исполнительный комитет, на котором осуществлялся поиск возможных путей решения этой проблемы. Изначально заседания исполкома имели секретный характер, но, затем, 22 октября американский президент сообщил своему народу о пребывании на кубинской территории советского «наступательного оружия». В результате была объявлена блокада Кубы.
Изначально советским руководством отрицалось присутствие на острове Куба советского ядерного оружия. Потом ему пришлось убеждать Соединённые Штаты в сдерживающем характере присутствия ракет на острове. Фотографии ракет 25 октября были предъявлены в ходе заседания Совета Безопасности ООН.
На исполнительном комитете достаточно серьёзно шло обсуждение силового варианта разрешения проблемы. Кроме того, инициаторы таких мер убеждали Джона Кеннеди начать массированную бомбардировку кубинской территории как можно быстрее. Но в ходе очередного облёта U-2 была установлена готовность нескольких ракет к пуску, поэтому такие действия однозначно привели бы к войне.
Президент США выступил с инициативой по отношению к Советскому Союзу о демонтаже установленных ракет и возврате направлявшихся к Кубе советских кораблей в обмен на предоставление гарантий ненападения на кубинский остров, а также не свержения режима Фиделя Кастро . Советское руководство в ответ предложило вывести американские ракеты из Турции. В итоге страны пришли к соглашению и 28 октября начался демонтаж советских ракет, закончившийся 20 ноября, после чего произошло снятие кубинской блокады. Карибский кризис длился 13 дней и имел важное историческое значение. Во время него всё человечество пребывало на грани самоуничтожения, а в результате его разрешения началась разрядка международной напряжённости.

Предыстория

Кубинская революция

В ходе холодной войны противостояние между двумя сверхдержавами , СССР и США , выражалось не только в прямой военной угрозе и гонке вооружений , но и в стремлении к расширению их зон влияния. Советский Союз стремился организовывать и поддерживать освободительные социалистические революции в разных частях света. В прозападно-настроенных странах оказывалась поддержка «народно-освободительного движения», иногда даже оружием и людьми. В случае победы революции страна становилась членом социалистического лагеря , там строились военные базы, туда вкладывались значительные ресурсы. Помощь Советского Союза часто была безвозмездной, что вызывало дополнительные симпатии к нему со стороны беднейших стран Африки и Латинской Америки .

США, в свою очередь, придерживались аналогичной тактики, устраивая революции для установления демократии и оказывая поддержку проамериканским режимам. Изначально перевес сил был на стороне США - их поддерживала Западная Европа , Турция , некоторые азиатские и африканские страны, например ЮАР .

Предполагалось направить на Остров Свободы группу советских войск, которая должна сконцентрироваться вокруг пяти подразделений ядерных ракет (трёх Р-12 и двух Р-14). Помимо ракет в состав группы входили также 1 вертолётный полк Ми-4 , 4 мотострелковых полка , два танковых батальона , эскадрилья МиГ-21 , 42 лёгких бомбардировщика Ил-28 , 2 подразделения крылатых ракет с ядерными боеголовками 12 Кт с радиусом 160 км, несколько батарей зенитных орудий, а также 12 установок С-75 (144 ракеты). Каждый мотострелковый полк насчитывал 2 500 человек, танковые батальоны оснащались новейшими танками Т-55 . Стоит отметить, что Группа советских войск на Кубе (ГСВК) стала первой в истории СССР армейской группировкой, в состав которой вошли баллистические ракеты .

Кроме того, на Кубу направлялась и внушительная группировка ВМФ : 2 крейсера , 4 эсминца , 12 ракетных катеров «Комар» , 11 подводных лодок (из них 7 - с ядерными ракетами). Всего на остров планировалось отправить 50 874 военнослужащих. Позже, 7 июля Хрущев принял решение назначить командующим группировкой Иссу Плиева .

Прослушав доклад Малиновского, Президиум ЦК проголосовал за проведение операции единогласно.

«Анадырь»

Приземлившись на авиабазе в южной Флориде , Хейзер вручил пленку ЦРУ . 15 октября аналитики ЦРУ установили, что на фотографиях - советские баллистические ракеты средней дальности Р-12 («SS-4» по классификации НАТО). Вечером того же дня эта информация была доведена до сведения высшего военного руководства США. Утром 16 октября в 8:45 фотографии показали президенту. После этого по приказу Кеннеди полёты над Кубой участились в 90 раз: с двух раз в месяц до шести раз в день.


Реакция США

Исполком и выработка ответных мер

Получив фотографии, свидетельствующие о советских ракетных базах на Кубе , президент Кеннеди собрал особую группу приближённых советников на секретное совещание в Белом Доме . Эта группа в количестве 14 человек позднее стала известна как «Исполнительный комитет Совета Национальной Безопасности США». Вскоре Исполком предложил президенту три возможных варианта разрешения ситуации: уничтожить ракеты точечными ударами, провести полномасштабную военную операцию на Кубе или ввести морскую блокаду острова.

Немедленный бомбовый удар был отвергнут сразу же, так же как и обещавшее длительную задержку обращение в ООН . Реальными вариантами действий, рассматриваемыми Исполкомом, были только военные меры. Дипломатические, едва затронутые в первый день работы, были тут же и отвергнуты - ещё до того, как началось основное обсуждение. В итоге выбор свели к военно-морской блокаде и ультиматуму, либо к полномасштабному вторжению.

Решение о введении блокады было принято окончательно. На итоговом голосовании вечером 20 октября за блокаду проголосовали сам президент Кеннеди, госсекретарь Дин Раск , министр обороны Роберт Макнамара и специально вызванный для этого из Нью-Йорка посол США в ООН Эдлай Стивенсон. Кеннеди предпринял хитрый ход: избегая слова «блокада», он назвал акцию «карантином». Было решено ввести карантин 24 октября с 10 утра по местному времени.

Карантин

С военно-морской блокадой было много проблем. Был вопрос законности - как отметил Фидель Кастро , в установке ракет не было ничего незаконного. Они, разумеется, являлись угрозой для США, но в Европе были размещены аналогичные ракеты, нацеленные на СССР: шестьдесят ракет «Тор» в четырёх эскадронах около Ноттингема в Великобритании ; тридцать ракет «Юпитер» среднего радиуса в двух эскадронах около Джоя дель Колле в Италии ; и пятнадцать ракет «Юпитер» в одном эскадроне около Измира в Турции . Затем была проблема советской реакции на блокаду - не начнётся ли вооружённый конфликт с эскалацией ответных действий?

Президент Кеннеди обратился к американской публике (и советскому правительству) в телевизионном выступлении 22 октября . Он подтвердил присутствие ракет на Кубе и объявил военно-морскую блокаду в виде карантинной зоны в 500 морских миль (926 км) вокруг берегов Кубы, предупредив, что вооружённые силы были «готовы к любому развитию событий», и осудив Советский Союз за «секретность и введение в заблуждение». Кеннеди отметил, что любой ракетный запуск с территории Кубы в сторону любого из американских союзников в западном полушарии будет расценен как акт войны против США.

Американцы были удивлены твёрдой поддержкой со стороны своих европейских союзников, хотя премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан , выражая мнение большей части международного сообщества, высказал недоумение по поводу того, что не было предпринято попытки дипломатического разрешения конфликта. Организация американских государств также единогласно проголосовала за резолюцию в поддержку карантина. Никита Хрущёв заявил, что блокада незаконна и что любой корабль под советским флагом будет её игнорировать. Он пригрозил, что если советские корабли будут атакованы американскими, ответный удар последует немедленно.

Тем не менее, блокада вступила в силу 24 октября в 10:00. 180 кораблей ВМС США окружили Кубу с четким приказом ни в коем случае не открывать огонь по советским судам без личного приказа президента. К этому времени на Кубу шли 30 кораблей, в том числе «Александровск» с грузом ядерных боеголовок и 4 корабля, везущие ракеты для двух дивизионов БРСД. Кроме того, к Острову свободы приближались 4 дизельные подводные лодки, сопровождавшие корабли. На борту «Александровска» находились 24 боеголовки для БРСД и 44 для крылатых ракет. Хрущёв решил, что подводным лодкам и четырём кораблям с ракетами Р-14 - «Артемьевску», «Николаеву», «Дубне» и «Дивногорску» - следует продолжать идти прежним курсом. Стремясь свести к минимуму возможность столкновения советских кораблей с американскими, советское руководство решило развернуть остальные не успевшие добраться до Кубы корабли домой.

Тем временем, в отвёт на послание Хрущёва, в Кремль пришло письмо Кеннеди, в котором он указал, что «советская сторона нарушила свои обещания в отношении Кубы и ввела его в заблуждение». На сей раз, Хрущёв решил не идти на конфронтацию и начал искать возможные выходы из сложившейся ситуации. Он объявил членам Президиума, что «невозможно хранить на Кубе ракеты, не вступая в войну с США». На заседании было решено предложить американцам демонтировать ракеты в обмен на гарантии США оставить попытки сменить государственный режим на Кубе. Брежнев , Косыгин , Козлов , Микоян , Пономарёв и Суслов поддержали Хрущёва. Громыко и Малиновский при голосовании воздержались. После заседания Хрущёв неожиданно обратился к членам Президиума: «Товарищи, давайте вечером пойдем в Большой театр . Наши люди и иностранцы увидят нас, может, и это успокоит их» .

Второе письмо Хрущёва

В Москве было 5 часов вечера, когда на Кубе разбушевался тропический шторм. В одно из подразделений ПВО пришло сообщение, что на подлёте к Гуантанамо замечен американский самолёт-развёдчик U-2 . Начальник штаба зенитного ракетного дивизиона С-75 капитан Антонец позвонил в штаб Плиеву за инструкциями, но того на месте не оказалось. Заместитель командующего ГСВК по боевой подготовке генерал-майор Леонид Гарбуз приказал капитану ждать появления Плиева. Через несколько минут Антонец вновь позвонил в штаб - никто не взял трубку. Когда U-2 был уже над Кубой, Гарбуз сам прибежал в штаб и, не дождавшись Плиева, отдал приказ уничтожить самолёт. По другим сведениям, приказ об уничтожении самолёта-разведчика мог быть отдан заместителем Плиева по ПВО генерал-лейтенантом авиации Степаном Гречко или командиром 27-й дивизии ПВО полковником Георгием Воронковым . Пуск был осуществлён в 10:22 по местному времени. Пилот U-2 майор Рудольф Андерсон погиб, став единственной жертвой противостояния. Примерно в это же время другой U-2 был почти перехвачен над Сибирью , так как генерал ЛеМэй, начальник штаба ВВС США , пренебрёг приказом президента США прекратить все полёты над советской территорией. Ещё через несколько часов два самолёта фоторазведки ВМС США RF-8A «Крусейдер» были обстреляны зенитными орудиями во время облёта Кубы на малой высоте. Один из них был повреждён, однако пара благополучно вернулась на базу.

Военные советники Кеннеди пытались убедить президента до наступления понедельника отдать приказ о вторжении на Кубу, «пока ещё не поздно». Кеннеди уже не отвергал категорически такое развитие ситуации. Однако, не оставлял надежды на мирное разрешение. Принято считать, что «Чёрная суббота», 27 октября , - день, когда мир как никогда ранее близко подошёл к пропасти всемирной ядерной катастрофы.

Разрешение

Демонтаж советских ракетных установок, погрузка их на корабли и вывод с территории Кубы заняли 3 недели. Убедившись, что Советский Союз вывел ракеты, президент Кеннеди 20 ноября отдал приказ прекратить блокаду Кубы. Через несколько месяцев из Турции были выведены и американские ракеты, как «устаревшие».

Последствия

Компромисс не удовлетворил никого. При этом он явился особенно острой дипломатической неловкостью для Хрущёва и Советского Союза, которые выглядели дающими задний ход в ситуации, которую сами же и создали - в то время как если бы ситуация была разыграна правильно, она могла бы восприниматься противоположным образом: СССР смело спасает мир от ядерного истребления, отказавшись от требования восстановить ядерное равновесие. Смещение Хрущёва несколькими годами позже можно частично связать с раздражением в Политбюро ЦК КПСС относительно уступок Соединённым Штатам, сделанными Хрущёвым, и его неумелым лидерством, приведшим к кризису.

Для Кубы это было предательством со стороны Советского Союза, которому они доверяли, поскольку решение, положившее конец кризису, было принято исключительно Хрущёвым и Кеннеди.

Военачальники США также были недовольны результатом. Генерал Кёртис Лемэй сказал президенту, что это было «наихудшим поражением в нашей истории» и что США должны были немедленно начать вторжение.

По окончании кризиса аналитики советских и американских спецслужб предложили установить между Вашингтоном и Москвой прямую телефонную линию (т. н. «красный телефон »), чтобы в случае кризисных ситуаций у лидеров сверхдержав была возможность немедленно связаться друг с другом, а не пользоваться телеграфом.

Историческое значение

Историческое значение Карибского кризиса трудно переоценить. Кризис стал переломным моментом в «ядерной гонке » и в Холодной войне , советская и американская дипломатия инициировали начало «разрядки ». После Карибского кризиса были подписаны первые международные договоры, регламентирующие и ограничивающие накопление, испытание и использование оружия массового уничтожения. Ажиотаж на грани паники в прессе породил в западном обществе мощное антивоенное движение, пик которого пришёлся на -70-е годы.

Невозможно однозначно утверждать, стало ли удаление ракет с Кубы победой или поражением Советского Союза. С одной стороны - план, задуманный Хрущёвым в мае не был доведён до конца, и советские ракеты уже не могли обеспечить безопасность Кубы. С другой - Хрущёв добился от руководства США гарантий ненападения на Кубу, которые, несмотря на опасения Кастро , были соблюдены и соблюдаются по сей день. Через несколько месяцев американские ракеты в Турции , спровоцировавшие Хрущёва на размещение оружия на Кубе, были также демонтированы. В конце концов, благодаря техническому прогрессу в ракетостроении, отпала необходимость размещения ядерного оружия на Кубе и в западном полушарии вообще, поскольку через несколько лет Советский Союз создал ракеты , способные достичь любого города и военного объекта в США непосредственно с советской земли.

Эпилог

Примечания

  1. Table of US Strategic Bomber Forces (англ.) . Archive of Nuclear Data (2002). Проверено 17 октября 2007.
  2. Table of US ICBM Forces (англ.) . Archive of Nuclear Data
  3. Table of US Ballistic Missile Submarine Forces (англ.) . Archive of Nuclear Data (2002). Проверено 15 октября 2007.
  4. "Операция «Анадырь»: Цифры и Факты", Зеркало Недели, №41 (416) 26 октября - 1 ноября 2002
  5. А. Фурсенко «Безумный риск», с. 255
  6. А. Фурсенко "Безумный риск", с. 256
  7. Interview with Sidney Graybeal - 29.1.98, The National Security Archive of the George Washington University
  8. А. Фурсенко, Безумный риск, стр. 299
  9. Кубинский кризис: историческая перспектива (дискуссия) James Blight, Philip Brenner, Julia Sweig, Svetlana Savranskaya и Graham Allison в качестве ведущего (англ.)
  10. Советский анализ стратегической ситуации на Кубе 22го октября 1962 (англ.)
  11. The "Cuban Missile Crisis, October 18-29, 1962" from History and Politics Out Loud
  12. Cuba and the United States: A Chronological History by Jane Franklin , 420 pages, 1997, Ocean Press

Президент США Джон Кеннеди с министром иностранных дел СССР Андреем Громыко в Овальном кабинете Белого дома.
Фото из Библиотеки и музея имени президента Джона Ф.Кеннеди в Бостоне. 1962


14 октября исполнилось 50 лет со дня начала продолжавшегося 13 дней Карибского кризиса, который в США называют Кубинским ракетным кризисом, а на Кубе – Октябрьским кризисом. В этот период противостояние атомных гигантов – СССР и США – достигло предельной точки холодной войны. Мир вполне реально посмотрел в глаза грядущей ядерной катастрофы. Происходившие тогда события многократно исследовались западными и российскими учеными. Национальный архив по безопасности (NSA), находящийся в Вашингтоне, недавно опубликовал более четырех десятков совершенно секретных документов, показывающих, что Белый дом весьма серьезно готовился напасть на Кубу.

ВОПРОСА

Возникновение кризиса в отношениях США и CCCP советским правительством объяснялось как ответ США на размещение на территории Турции американских баллистических ракет средней дальности PGM-19 Юпитер. В 1961 году 15 таких одноступенчатых жидкостных ракет было установлено на пяти стартовых установках вокруг города Измир. Их обслуживание осуществляли турецкие специалисты, но ядерные боеголовки контролировались и снаряжались военнослужащими США. БРСД могли поражать цели, находящиеся на удалении до 2,5 тыс. км, а мощность их ядерного заряда составляла почти полторы мегатонны.

Развертывание ракетных установок США в Турции вызвало беспредельное негодование в рядах советских руководителей. Американские ракеты были высокомобильным тех времен, а их предстартовая подготовка занимала всего лишь 15 минут. Кроме того, подлетное время этих БРСД составляло менее 10 минут и США получали возможность нанесения внезапного и крайне разрушительного удара по западной части СССР, включая Москву и основные промышленные центры. Поэтому лидеры Советского Союза приняли решение дать адекватный ответ Америке и тайно установить на Кубе свои ядерные ракеты, которые были бы способны поражать стратегические объекты практически на всей территории США.

Бывший в то время Председателем Совета Министров СССР и Первым секретарем ЦК КПСС Никита Хрущев официально выразил свое категорическое возмущение фактом установки американских БРСД в Турции. Позднее в своих мемуарах он писал, что отправка ядерных ракет и стратегических бомбардировщиков Ил-28 на Кубу была первым случаем, когда советские носители ядерного оружия покинули территорию СССР.

Вспоминая те времена, Хрущев отмечал, что в первый раз идея размещения ядерных ракет на Кубе пришла к нему в 1962 году во время посещения Болгарии. Один из членов делегации, которую Хрущев возглавлял, указал ему на Черное море и сказал, что в Турции находятся американские ракеты с ядерными боеголовками, способные в течение 15 минут нанести удар по основным промышленным центрам СССР.

Никита Сергеевич, бывший крайне эмоциональным и не в меру категоричным человеком, очень резко отреагировал на турецкую акцию Белого дома. Сразу после возвращения из Болгарии, 20 мая, он встретился с министром иностранных дел Андреем Громыко, министром обороны Родионом Малиновским и Анастасом Микояном, который был доверенным лицом Хрущева и по его поручениям занимался внешнеполитической деятельностью. Глава правительства предложил своим коллегам удовлетворить постоянные просьбы Фиделя Кастро об увеличении численности воинских контингентов СССР на Кубе и развернуть там ядерные ракеты. На следующий день Совет обороны большинством голосов поддержал предложение Хрущева. Правда, не все его члены были согласны с этим решением. Наиболее категорично против этой акции выступал Микоян.

Военное и внешнеполитическое ведомства получили задание обеспечить тайную доставку воинских контингентов, ядерных ракет и других вооружений на Остров свободы, который с 1959 года находился в экономической блокаде со стороны США.

В последних числах мая советская делегация, в которую входили политики, военные и дипломаты, встретились с Фиделем и Раулем Кастро. Последний возглавлял Революционные вооруженные силы Республики Куба. Представители СССР предложили ввести в страну советские войска. Это предложение, как отмечали участники переговоров, оказалось совершенно неожиданным для кубинского лидера и даже вызвало у него некоторую растерянность. Однако членам делегации удалось убедить Фиделя в большой вероятности и крайней опасности американской агрессии. На следующий день Кастро согласился с планом Никиты Хрущева.

Все детали предстоящей операции по переброске войск и техники были уточнены в ходе визита Рауля Кастро, посетившего Москву в конце июня 1962 года. В ходе этого визита Рауль Кастро и министр обороны СССР Родион Малиновский подписали проект секретного «Договора между Правительством Республики Куба и Правительством Союза Советских Социалистических Республик о размещении Советских Вооруженных Сил на территории Республики Куба». Этот документ был составлен специалистами Главного оперативного управления ГШ МО СССР. Фидель Кастро внес некоторые поправки в этот документ, суть которых советскому лидеру изложил посетивший Москву Эрнесто Че Гевара. 27 августа Хрущев одобрил предложения Кастро. В окончательном тексте договора отмечалось, что СССР «для усиления ее обороноспособности» в случае возникновения опасности агрессии внешних сил направит на Кубу свои ВС, что будет обеспечивать поддержание мира во всем мире». В случае военных действий против Кубы или нападения на советские ВС, дислоцирующиеся на территории острова, правительства союзных стран, используя право на индивидуальную или коллективную оборону, предусмотренное статьей 51 Устава ООН, предпримут «все необходимые меры для отражения агрессии».

ВВОД СОВЕТСКИХ ВОЙСК

Военное сотрудничество Москвы и Гаваны началось весной 1960 года. В начале марта в гаванском порту был взорван французский теплоход «Ле Кувр», который доставил на Кубу боеприпасы, приобретенные в Бельгии. С тех пор США, лидирующие в западном мире, заблокировали все возможности кубинского правительства закупать вооружения за рубежом. Практически сразу после этого взрыва пленумом Президиума ЦК КПСС был решен вопрос об оказании военной помощи Кубе. В июле 1960 года в ходе визита в Москву военного министра Кубы Рауля Кастро было подписано совместное коммюнике. В этом документе были сформулированы долгосрочные обязательства Москвы перед Гаваной. Коммюнике носило открытый характер. Только в течение июля того года советское руководство дважды предупреждало Белый дом о готовности оказывать Кубе необходимую военную помощь, включая непосредственное военное участие в обороне страны.

Поставки советской военной техники осуществлялись из резервов, хранившихся на складах ВС со времен Второй мировой войны. Гавана получила около трех десятков танков Т-34-85 и самоходных артиллерийских установок СУ-100.

После событий в заливе Свиней и провала утвержденного 4 апреля 1961 года окончательного варианта плана проведения «Операции Запата», в результате которой силами так называемой «бригады 2506», состоящей из специально обученных и вооруженных кубинских эмигрантов, должно было быть свергнуто правительство Фиделя Кастро, правительство СССР приняло постановление о расширении военной помощи Кубе. Было решено поставлять на остров ВВТ на льготных условиях. 4 августа и 30 сентября 1961 года были заключены соответствующие соглашения. Общая стоимость поставляемых вооружений составляла 150 млн. долл. При этом Куба должна была выплатить СССР только 67,5 млн. долл. К концу марта 1962 года ВС Кубы получили 400 танков, 40 истребителей МиГ-15 и МиГ-19, несколько радиолокационных станций и некоторые другие виды военного имущества. Обслуживанию и эксплуатации советской военной техники кубинских военных обучали советские инструкторы как в местах развертывания на острове, так и в центрах подготовки, в училищах и академиях ВС СССР.

Группа советских войск, предназначенная для развертывания на Кубе (ГСВК), была сформирована уже к 20 июня 1962 года. Общее руководство разработкой плана доставки и размещения советского воинского контингента на Кубе осуществлял заместитель министра обороны СССР маршал Иван Баграмян. Непосредственно составляли план заместитель начальника Генерального штаба генерал-полковник Семен Иванов и начальник оперативного управления Главного оперативного управления ГШ ВС СССР генерал-лейтенант Анатолий Грибков.

Предстоящая операция, о которой знал крайне ограниченный круг лиц, проводилась под строжайшим секретом. Чтобы ввести в заблуждение руководство США и составить у него представление о том, что это просто стратегические учения и некоторая гражданская акция в северной части СССР, операции было дано название «Анадырь».

В ГСВК должна была войти дивизия стратегических ракет (16 пусковых установок и 24 ракеты Р-14) и два ракетных полка, имеющих на вооружении 24 пусковые установки и 36 ракет Р-12. Этим силам придавались ремонтно-технические базы, а также части и подразделения обеспечения и обслуживания. Мощность ядерных зарядов, которые могли быть доставлены к поражаемым целям в ходе первого пуска, составляла 70 Мт. Для прикрытия ракетных сил планировалось использовать четыре мотострелковых полка.

Кроме того, на Кубе должна была быть развернута дивизия противоракетной обороны, в состав которой входило 12 пусковых установок со 144 зенитными ракетами С-75, и зенитно-артиллерийская дивизия ПВО. Кроме того, в состав этой группировки входил полк фронтовых истребителей МиГ-21Ф-13.

ВВС ГСВК включали отдельную авиационную эскадрилью, отдельный вертолетный полк и два полка тактических крылатых ракет, способных нести ядерные заряды. На вооружении этих полков стояло 16 пусковых установок, 12 из которых предназначались для еще не принятых на вооружение ракет «Луна», и 42 легких бомбардировщика Ил-28.

В военно-морскую составляющую группы планировалось включить дивизию кораблей и бригаду из 11 подводных лодок, 2 плавбазы, 2 крейсера, 2 ракетных и 2 артиллерийских эсминца, бригаду из 12 ракетных катеров, отдельный подвижной береговой ракетный полк, вооруженный ракетными комплексами «Сопка», минно-торпедный авиационный полк, состоящий из 33 самолетов Ил-28, и отряд из 5 судов обеспечения.

В состав ГСВК должны были включить полевой хлебозавод, 3 госпиталя на 1800 человек, санитарно-противоэпидемический отряд, роту обслуживания перевалочной базы и 7 складов военного имущества.

Советское руководство планировало также развернуть в кубинских гаванях 5-й флот ВМФ СССР, состоявший из 26 надводных кораблей, 7 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетам, несущими боеголовки мощностью 1 Мт, 4 дизельные торпедные подводные лодки и 2 плавбазы. Перебазирование подводных лодок на Кубу должно было проходить в рамках отдельной операции под кодовым наименованием «Кама».

Доставка войск на Кубу осуществлялась судами Министерства морского флота СССР. Общая численность передислоцируемой группы войск составляла почти 51 тыс. человек личного состава и до 3 тыс. человек гражданского персонала. В целом должны были перевезти более 230 тыс. тонн военной техники и других материальных средств. По предварительным оценкам советских экспертов, перевозка ракет, для которой требовалось не менее 70 грузовых судов, должна была занять около четырех месяцев. Однако реально в июле–октябре 1961 года для осуществления операции «Анадырь» было использовано 85 грузовых и пассажирских судов, которые совершили 183 рейса на Кубу и обратно. Позднее Анастас Микоян утверждал, что «только на транспорт мы израсходовали 20 миллионов долларов».

Однако Советскому Союзу не удалось до конца реализовать свои замыслы по созданию ГСВК, хотя к 14 октября 1962 года на Кубу доставили 40 ядерных ракет и большую часть оборудования. Узнав о столь масштабной переброске советских войск и техники к границам США, Белый дом объявил о «карантине» Кубы, то есть о введении военно-морской блокады. Советское правительство было вынуждено прекратить выполнение операции «Анадырь». Была приостановлена и передислокация надводных кораблей и подводных лодок к берегам Острова свободы. В конечном итоге все эти действия советского правительства и привели к возникновению Карибского кризиса. Мир в течение 13 дней стоял на грани третьей мировой войны.


Патрульный самолет «Нептун» ВМС США пытается обнаружить на борту советского сухогруза контейнеры с бомбардировщиками Ил-28.
Фото из книги Dictionary of American Naval Aviation Squadrons, Volume 2. 1962

УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

14 октября 1962 года американский самолет-разведчик U-2, совершая очередной полет над Кубой, в окрестностях деревни Сан-Кристобаль сфотографировал развернутые позиции БРСД Р-12. Эти фотографии легли на стол Джона Кеннеди, вызвали резкую реакцию президента и дали толчок Карибскому кризису. Кеннеди практически сразу после получения разведывательных данных провел с группой своих советников закрытое совещание по возникшей проблеме. 22 октября эта группа правительственных чиновников, в которую кроме президента входили члены Совета национальной безопасности США, некоторые советники и эксперты, в соответствии с изданным Кеннеди Меморандумом о мероприятиях по национальной безопасности № 196 получила официальный статус и стала называться «Исполнительный комитет» (EXCOMM).

Через некоторое время члены комитета предложили президенту точечными ударами уничтожить советские ракеты. Другой вариант возможных действий сводился к проведению полномасштабной военной операции на территории Кубы. В качестве последней реакции США на действия СССР предлагалось заблокировать морские подходы к Кубе.

Ряд заседаний исполкома проводился в режиме строгой секретности. Но 22 октября Кеннеди выступил с открытым обращением к американскому народу и объявил, что Советский Союз завез на Кубу «наступательное оружие». После этого была введена военно-морская блокада острова.

Как следует из недавно опубликованных Национальным архивом по безопасности совершенно секретных документов того периода и из заявлений близких к президенту чиновников, Кеннеди был категорически против вторжения на Кубу, поскольку представлял себе тяжелые последствия этой войны для всего человечества. Кроме того, он был крайне озабочен тем, что ядерная война может начаться и в Европе, где у Америки были большие запасы ядерного оружия. В то же время генералы Пентагона весьма активно готовились к войне с Кубой и разрабатывали соответствующие оперативные планы. Против военного исхода событий выступал и Кремль.

Президент дал указание Пентагону оценить возможные потери Америки в случае начала войны с Кубой. 2 ноября 1962 года в докладной записке под грифом «совершенно секретно» председатель ОКНШ армейский четырехзвездный генерал Максвелл Тейлор, достаточно активно выступавший за военное решение кубинской проблемы, в докладной записке написал президенту, что даже если вторжение будет происходить без нанесения ядерных ударов, то в первые 10 дней боевых действий потери ВС США могут, по опыту проведения аналогичных операций, составить 18,5 тыс. человек. Он также отметил, что провести подобные оценки, не имея данных о боевом использовании ядерного оружия, практически невозможно. Генерал подчеркнул, что в случае внезапного ядерного удара с кубинской стороны потери будут огромны, но заверил президента, что ответный удар будет нанесен незамедлительно.

В связи с обострением межгосударственных отношений Кеннеди и Хрущев стали ежедневно отправлять друг другу письма, в которых предлагались различные компромиссные пути выхода из кризиса. 26 октября Советское правительство сделало официальное заявление. Москва предложила Вашингтону отказаться от нападения на Кубу и удержать своих союзников от подобных действий. Советское правительство также заявило, что если США прекратят военно-морскую блокаду Кубы, то ситуация вокруг острова кардинально изменится. Правительство СССР выразило готовность дать гарантии Америке, что прекратят поставки Кубе любых вооружений и отзовет из страны советских военных специалистов. Это предложение нашло положительный отклик в Вашингтоне. Но еще до получения официального ответа из Белого дома Кремль выдвинул новые условия. Советский Союз предложил США в ответ на ликвидацию своих ракетных баз на Кубе вывести из Турции ракеты «Юпитер».

К 27 октября напряженность отношений Москвы и Вашингтона достигла высшей точки. Никита Хрущев получил сообщение о сбитом самолете-разведчике U-2 и письмо Фиделя Кастро о том, что американское вторжение на Кубу может начаться в ближайшие несколько суток. Все это крайне обеспокоило советского лидера, поскольку события неуклонно развивались в направлении войны. Однако на следующий день, когда Белый дом официально согласился с большей частью предложений Кремля, Советский Союз официально объявил о своей готовности убрать ядерное оружие с Кубы. Таким образом, Карибский кризис пришел к завершению.

Необходимо отметить, что и США, и СССР в ходе обсуждения своих позиций использовали неофициальные каналы и задействовали для передачи своих предложений разведчиков, журналистов и просто хорошо знавших друг друга и близких к высокопоставленным политикам советских и американских специалистов.

Кеннеди пытался разрешить кризис путем установления неофициальных контактов с генеральным секретарем ООН У Таном, которому вечером 27 октября один из его эмиссаров в Нью-Йорке передал совершенно секретное послание с предложением оказать давление на Хрущева. Президент пытался привлечь и Бразилию, у которой были хорошие отношения с кубинским лидером, к разрешению возникшей кризисной ситуации путем проведения переговоров непосредственно с Фиделем Кастро без участия советской стороны. Америка хотела предложить Кастро отказаться от советских ракет. За это ему гарантировалось установление добрососедских отношений с США и другими западными странами. Но это начинание президента потеряло смысл, поскольку бразильский эмиссар генерал Альбино Сильва, который был уполномочен довести до Кастро предложения Вашингтона, прибыл в Гавану 29 октября, то есть через день после решения СССР убрать свои ракеты с Кубы.

28 октября 1962 года министр обороны СССР издал директиву о демонтаже стартовых позиций ракет и переводе в Советский Союз личного состава. В течение месяца все ракеты и бомбардировщики Ил-28 были вывезены с Кубы. На Кубе остался небольшой контингент офицеров, сержантов и солдат РВСН и некоторых вспомогательных подразделений. Затем было принято решение о передаче кубинской армии завезенного вооружения и военной техники СВ, ПВО, ВМФ и ВВС. В течение 10 месяцев ВС Кубы были переданы самолеты МиГ-21, МиГ-15ути, Як-12 и Ан-2; вертолеты Ми-4; ракетные катера типа «Комар» и ряд других вооружений.

ОЦЕНКИ ЗАОКЕАНСКИХ ЭКСПЕРТОВ

Последние оценки этого кризиса прозвучали в работе, ставшей доступной для широкой общественности, ведущего специалиста по ядерному оружию США Федерации американских ученых (Federation of American Scientists – FAS) Роберта Норриса и директора программы ядерной информации FAS Ханса Кристенсена.

Ученые отмечают, что в десятках тысяч страниц, посвященных анализу этих событий, рассматриваются только некоторые виды оружия и не оценивается весь военный потенциал противостоящих сторон. По их мнению, кризис был значительно опаснее, чем считают многие специалисты. Это обусловлено тем, что в ходе этих событий военные действия могли начаться по чьей-то ошибке, просчету или неправильному истолкованию указаний руководства. Они утверждают, что к моменту военно-морской блокады Кубы, которая началась 24 октября 1962 года, на остров уже было доставлено 158 советских ядерных боеголовок пяти типов. Американская разведка не имела об этом ни малейшего представления.

Роберт Макнамара, бывший в период кризиса министром обороны США и принимавший самое активное участие в его урегулировании, в 1997 году в письме генералу Анатолию Грибкову, который представлял в это время в США МО СССР, написал: «США полагали, что СССР никогда не вывозил и не будет вывозить ядерные боеголовки со своей территории. В 1989 году мы узнали, что это не так. В то время ЦРУ утверждало, что ядерного оружия на Кубе нет... ЦРУ сообщало, что на острове 10 тысяч советских военных, на Московской конференции мы узнали, что их там 43 тысячи... Только в 1992 году мы узнали, что на острове были и тактические боеголовки».

По оценкам ученых, из всех этих боеголовок можно было использовать только 95–100 единиц, поскольку только часть ракет Р-14 была доставлена на Кубу, а из всех привезенных БРСД Р-12 в боевой готовности находилось только 6–8 ракет. Несколько бомбардировщиков Ил-28 находились в состоянии сборки, а остальные были упакованы в контейнерах. Наибольшую опасность для ВС США представляли два полка крылатых ракет ФРК-1 «Метеор», которые были оснащены 80 ядерными боеголовками и могли нанести удар по военно-морской базе ВМС США в Гуантанамо и по штурмовому десанту.

Как утверждают специалисты, до сих пор остается неизвестным, редактировал ли ОКНШ свои ядерные планы в связи с предполагаемым вторжением на Кубу, хотя существуют данные, что этот вопрос рассматривался генералами. Но 31 октября они приняли решение не использовать ядерное оружие в этой операции. Неясным остается вопрос и о том, имел ли полномочия командующий ГСВК генерал Исса Плиев по своему усмотрению принимать решение об использовании ракет «Луна» и ФРК-1 в ядерном снаряжении. Все это, по мнению ученых, требует дальнейшего исследования.

В период кризиса силы стратегического назначения США обладали значительно большей мощью и были более надежны, чем их контрагенты в СССР. Америка располагала 3,5 тыс. единиц ядерного оружия, общей мощностью 6,3 тыс. Мт, 1479 бомбардировщиками и 182 баллистическими ракетами.

Только 42 советских МБР, стоявших на вооружении, могли достичь территории США. Советский Союз располагал 150 бомбардировщиками дальнего радиуса действия, способными нести ядерное оружие. Однако, чтобы достичь цели, им пришлось бы преодолеть американо-канадскую систему ПВО, которая была достаточно эффективна. В начале 90-х годов генерал армии Анатолий Грибков заявил, что Хрущев и его военные советники знали, что по ядерной мощи США превосходили СССР в 17 раз.

Как отмечают американские эксперты, Кубинский ракетный кризис разворачивался на самом раннем этапе гонки ядерных вооружений, когда каждая из противоборствующих сторон была относительно незрела в ядерном отношении. Ядерные силы США строились по принципу создания барьера устрашения на пути главного противника – СССР. Безопасность самой Америки тогда стояла на втором месте. Но именно Кубинский ракетный кризис дал толчок процессу последующих переговоров о ядерном разоружении.

45 лет назад, 22 октября 1962 года, правительство США объявило об обнаружении советских ракет на Кубе. В отношениях между СССР и США разразился Карибский (Кубинский) кризис. Размещение на Кубе советских баллистических ракет рассматривалось советским руководством в качестве ответной меры на размещение американских ракет в Турции и Италии, а также на угрозы вторжения американских войск на Кубу.

История вопроса

Решение о размещении ракет было принято Политбюро ЦК КПСС 24 мая 1962 года после провала инициированной США попытки кубинских контрреволюционных сил высадиться на Плайя-Хирон (залив Кочинос) в апреле 1961 года и в связи со ставшими известными советскому правительству военными планами США в отношении Кубы.

В одной из своих речей Н.С. Хрущев заявил, что если США тронут Кубу, то СССР нанесет по ним ответный удар. По мнению Хрущева, обеспечить оборону от возможного вторжения США на Кубу обычными вооружениями не представлялось возможным. Только ракеты с ядерными боеголовками могли стать надежным средством сдерживания возможной агрессии США.

Для выполнения указанной задачи было принято решение (кодовое название "Анадырь") разместить на Кубе ракетную дивизию в составе трех полков ракет средней дальности Р-12 (24 пусковые установки) и двух полков ракет Р-14 (16 пусковых установок). Дальность полета ракет обеспечивала поражение важнейших объектов на территории США.

Общая численность группы советских войск на Кубе составила 43 тыс. человек. Для перевозки личного состава с вооружением и техникой было задействовано до 80 судов морского флота СССР. 12 июля 1962 года началась погрузка личного состава и техники в портах Балтийского, Черного и Баренцева морей.

Эскалация конфликта

После получения через каналы своей разведки сведений об увеличении количества советских "специалистов" и развернутой ими "непонятной и новой" деятельности на острове, власти США предупредили правительство СССР о неизбежных серьезных последствиях расширения советских или кубинских возможностей нанесения удара по США. В ответном послании правительство СССР заявило, что поставка оружия и военного снаряжения на Кубу осуществляется "исключительно в оборонных целях".

14 октября американским разведывательным самолетом У-2 в районе Сан-Кристобаля (провинция Пинар-дель-Рио) были обнаружены и сфотографированы стартовые позиции советских ракетных войск. 16 октября 1962 г. ЦРУ доложило об этом президенту США Джону Кеннеди. В короткие сроки американцами был определен и тип ракет.

22 октября правительство США объявило об обнаружении ракет на Кубе. Через пятнадцать минут после заявления американцев главнокомандующий ВС Кубы Фидель Кастро объявил боевую тревогу и всеобщую мобилизацию. Численность Вооруженных сил Республики Кубы составила в то время около 400 тысяч человек.

Обнаружение американскими разведывательными самолетами на территории острова готовых к монтажу советских ракет среднего радиуса действия дало основание США выдвинуть обвинение в том, что на протяжении нескольких месяцев по решению советского правительства на острове создавались условия для нанесения ракетно-ядерного удара по США. СССР устами своих дипломатических представителей за рубежом опроверг эти обвинения, хотя, как стало известно позднее, советские дипломаты не располагали информацией о том, что в действительности происходило на Кубе, как и о том, что часть ракет уже была оснащена боеголовками, а советское военное командование на месте уполномочено принимать решение об их применении.

«Накануне» третьей мировой

Кульминационным пунктом кризиса стало выступление президента США Джона Ф.Кеннеди по телевидению 22 октября 1962 года, в котором "в качестве первых шагов" объявлялась морская блокада Кубы, а Советскому Союзу было предъявлено ультимативное требование безотлагательно удалить советские ракеты с территории острова. Кеннеди отдал приказ вывести в Карибское море соединения флота, а также привести в боевую готовность стратегическую авиацию. ВМС США, предназначенные для организации блокады, состояли из 238 кораблей: 8 авианосцев, 2 крейсеров, 118 эсминцев, 13 подводных лодок, 65 десантных и 32 вспомогательных судов. На Флориде была сконцентрирована почти 250-тысячная группировка американских войск, состоявшая из морской пехоты, авиационных, десантных, танковых и других дивизий, корпусов и частей.

Правительство СССР в ответ заявило, что нанесет "самый мощный ответный удар". В СССР были приведены в повышенную боевую готовность все вооруженные силы и в первую очередь - РВСН.

В течение нескольких дней кризиса мир был ближе к третьей мировой войне с применением ядерного оружия, чем когда-либо на протяжении всех послевоенных десятилетий. Демонстрация решимости применить крайние меры сопровождалась активной пропагандистской кампанией как в СССР, так и в США, призванной оказать психологическое воздействие на противоположную сторону.
В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания.

26 октября, когда стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты, Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие, но убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку.

27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. В этот день на Кубе был сбит американский самолет-разведчик У-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. Пилот самолета майор Андерсон погиб.

Ослабление противостояния

28 октября во избежание дальнейшего обострения международной обстановки, грозившего перерасти в военное противостояние с непредсказуемыми последствиями вплоть до начала новой мировой войны, правительство СССР сочло разумным согласиться с требованием США о выводе советских ракет с территории Кубы в обмен на заверения правительства США о соблюдении территориальной неприкосновенности острова, гарантии невмешательства во внутренние дела этой страны. В конфиденциальном порядке было заявлено также о выводе американских ракет с территории Турции и Италии.

2 ноября президент США Кеннеди объявил о том, что СССР демонтировал свои ракеты на Кубе. С 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены. 21 ноября США отменили морскую блокаду. 12 декабря 1962 года советская сторона завершила вывод личного состава, ракетного вооружения и техники. В январе 1963 года ООН получила заверения СССР и США о том, что кубинский кризис ликвидирован.

С последними залпами Второй Мировой войны мир оказался мнимым. Да, с этого момента не грохотали пушки, в небе не ревели тучи самолетов, а по улицам городов не катились танковые колоны. Казалось что после столь разрушительной и опустошительной войны, какой стала Вторая Мировая, во всех странах и на всех континентах наконец-то поймут, насколько опасными могут стать политические игры. Однако этого не случилось. Мир окунулся в новое противостояние, еще более опасное и масштабное, которому впоследствии дали очень тонкое и емкое название – холодная война.

Противостояние между основными политическими центрами влияния в мире перешло с полей сражений в противоборство идеологий и экономики. Началась невиданная гонка вооружений, которая дала старт ядерному противостоянию противоборствующих сторон. Внешнеполитическая обстановка снова накалилась до предела, каждый раз грозя перерасти в вооруженный конфликт планетарного масштаба. Первой ласточкой стала Корейская война, вспыхнувшая, через пять лет после завершения Второй Мировой войны. Уже тогда США и СССР негласно и неофициально стали мериться силами, в разной степени участвуя в конфликте. Следующим пиком противостояния двух супердержав стал карибский кризис 1962 года – обострение международной политической обстановки, грозившее ввергнуть планету в ядерный апокалипсис.

События, которые происходили в этот период, наглядно показали человечеству, насколько шатким и хрупким может оказаться мир. Атомная монополия Соединенных Штатов закончилась в 1949 году, когда в СССР была испытана собственная атомная бомба. Военно-политическое противостояние между двумя странами вышло на качественно новый уровень. Ядерные бомбы, стратегическая авиация и ракеты уровняли шансы обеих сторон, сделав их одинаково уязвимыми для ответного ядерного удара. Понимая всю опасность и последствия применения ядерного оружия, противоборствующие стороны перешли к откровенному ядерному шантажу.

Теперь и США, и СССР старались использовать собственные ядерные арсеналы в качестве инструмента давления, стремясь добиться для себя больших дивидендов на политической арене. Косвенной причиной возникновения карибского кризиса можно считать попытки ядерного шантажа, к которому прибегло руководство и США, и Советского Союза. Американцы, установив свои ядерные ракеты средней дальности в Италии и в Турции, стремились оказать давление на СССР. Советское руководство в ответ на эти агрессивные шаги, попыталось перенести игру на поле своего соперника, разместив под боком у американцев собственные ядерные ракеты. Местом для подобного опасного эксперимента была выбрана Куба, которая в те дни оказалась в центре внимания всего мира, став ключом от ящика Пандоры.

Истинные причины, приведшие к возникновению кризисной ситуации

Рассматривая поверхностно историю самого острого и яркого периода в противостоянии двух мировых держав, можно сделать различные выводы. С одной стороны, события 1962 года показали, насколько уязвимой является человеческая цивилизация перед лицом угрозы ядерной войны. С другой стороны, всему миру было продемонстрировано, насколько мирное сосуществование зависит от амбиций определенной группы людей, одного, двух человек, принимающих роковые решения. Кто поступил правильно, кто нет в данной ситуации, рассудило время. Реальное подтверждением тому — то, что мы сейчас пишем материалы на эту тему, анализируем хронологию событий, изучаем истинные причины карибского кризиса.

Наличие или совпадение различных факторов привело мир в 1962 году на грань катастрофы. Здесь будет уместно акцентировать внимание на следующих аспектах:

  • наличие объективных факторов;
  • действие субъективных факторов;
  • временные рамки;
  • планируемые результаты и цели.

Каждый из предложенных пунктов раскрывает не только наличие определенных физических и психологических факторов, но и проливает свет на саму суть конфликта. Тщательный анализ сложившейся ситуации в мире в октябре 1962 года необходим, так как впервые человечество реально ощутило угрозу полного уничтожения. Ни до, ни после, ни один вооруженный конфликт или военно-политическое противостояние не имело такие высокие ставки.

Объективные причины, которые объясняют основную суть возникшего кризиса, заключаются в попытках руководства Советского Союза во главе с Н.С. Хрущевым найти пути выхода из плотного кольца окружения, в котором оказался весь советский блок в начале 60-х годов. К этому времени Соединенные Штаты и их союзники по блоку НАТО сумели сосредоточить мощные ударные группировки по всему периметру СССР. Помимо стратегических ракет, размещенных на ракетных базах в Северной Америке, американцы располагали довольно крупным воздушным флотом стратегических бомбардировщиков.

В дополнение ко всему, США разместили в Западной Европе и на южных границах Советского Союза, целую армаду ракет средней и меньшей дальности. И это при том, что США, Великобритания и Франция вместе взятые, по количеству боеголовок и носителей многократно превосходили СССР. Именно размещение в Италии и в Турции ракет средней дальности «Юпитер» стало последней каплей для советского руководства, которое решило сделать аналогичный выпад в сторону противника.

Ракетно-ядерную мощь СССР на тот период нельзя было назвать реальным противовесом американской ядерной мощи. Дальность полета советских ракет была ограничена, не отличались высокими тактико-техническими данными и субмарины, способные нести всего три баллистические ракеты Р-13. Дать почувствовать американцам, что они тоже находятся по ядерным прицелом, можно было только одним способом, разместив у них под боком советские ядерные ракеты наземного базирования. Даже при условии, что советские ракеты не отличались высокими полетными характеристиками и относительная малочисленность боезарядов, такая угроза могла подействовать отрезвляюще на американцев.

Другими словами, суть карибского кризиса заключается в естественном желании СССР уравнять шансы в обоюдной ядерной угрозе со своими потенциальными противниками. Какими методами это было сделано – другой вопрос. Можно сказать, что результат превзошел ожидания, как одной, так и для другой стороны.

Предпосылки конфликта и цели сторон

Субъективным фактором, который сыграл основную роль в данном конфликте, является постреволюционная Куба. После победы Кубинской Революции в 1959 году, режим Фиделя Кастро следовал в фарватере советской внешней политики, чем сильно раздражал своего могучего северного соседа. После провала вооруженным путем свергнуть революционное правительство на Кубе, американцы перешли к политике экономического и военного давления на молодой режим. Объявленная США торговая блокада против Кубы только ускорила развитие событий, которые сыграли на руку советскому руководству. Хрущев, которому вторят военные, с радостью принимает предложение Фиделя Кастро об отправке советского воинского контингента на остров Свободы. В строжайшей тайне на самом высоком уровне 21 мая 1962 года принято решение направить советские войска на Кубу, в том числе ракеты с ядерными боеголовками.

С этого момента события начинают разворачиваться со стремительной скоростью. Вступают в действие временные рамки. После возвращения с острова Свободы советской военно-дипломатической миссии во главе с Рашидовым, в Кремле 10 июня собирается Президиум ЦК КПСС. На этом заседании Министром Обороны СССР первые озвучен и представлен на рассмотрение проект плана переброски советских войск и ядерных МБР на Кубу. Операция получила кодовое название «Анадырь».

Вернувшиеся с поездки на остров Свободы Рашидов, глава советской делегации и Рашидов решили, чем быстрее и незаметнее будет проведена вся операция по переброске советских ракетных частей на Кубу, тем неожиданней это шаг будет для США. С другой стороны, создавшееся положение вынудит обе стороны искать выход из создавшегося положения. Начиная с июня 1962 года, военно-политическая обстановка принимает угрожающий оборот, толкая обе стороны к неизбежному военно-политическому столкновению.

Последним аспектом, который следует учитывать при рассмотрении причины возникновения кубинского кризиса 1962 года, является реальная оценка целей и задач, преследуемых каждой из сторон. Соединенные Штаты, возглавляемые Президентом Кеннеди, находились на пике своей экономической и военной мощи. Появление у мирового гегемона под боком государства социалистической ориентации наносило ощутимый урон репутации Америки в качестве мирового лидера, поэтому в данном контексте вполне понятно желание американцев силой военного, экономического и политического давления уничтожить первое в Западном полушарии социалистическое государство. Американский Президент и большая часть американского истеблишмента, в достижении своих целей были настроены крайне решительно. И это при том, что риск прямого военного столкновения с СССР в Белом Доме оценивался очень высоко.

Советский Союз, ведомый Генеральным Секретарем ЦК КПСС Никитой Сергеевичем Хрущёвым старался не упустить свой шанс, поддерживая режим Кастро на Кубе. Та обстановка, в которой оказалось молодое государство, требовала принятия решительных мер и шагов. Мозаика мировой политики складывалась в пользу СССР. Используя социалистическую Кубу, СССР мог создать угрозу территории Соединенным Штатам, которые находясь за океаном, считали себя в полной безопасности от советских ракет.

Советское руководство постаралось выжать максимум из сложившейся ситуации. К тому же кубинское правительство играло в унисон с планами Советов. Нельзя сбрасывать со счетов и личностные факторы. В условиях усилившейся конфронтации между СССР и США из-за Кубы, ярко проявились личные амбиции и харизма советского лидера. Хрущёв мог войти в мировую историю в качестве лидера, осмелившегося бросить прямой вызов ядерной державе. Следует отдать должное Хрущёву, ему это удалось. Несмотря на то, что мир две недели буквально висел на волоске, стороны сумели в какой-то мере достичь желаемого.

Военная составляющая карибского кризиса

Переброска советских войск на Кубу, получившая название операция «Анадырь», началась в конце июня. Столь нехарактерное название операции, которая связана с доставкой секретного груза морским путем в южные широты, объясняется военно-стратегическими замыслами. Груженные войсками, техникой и личным составом советские корабли должны были направляться на Север. Цель такой масштабной операции для широкой публики и иностранной разведки была банальной и прозаичной, обеспечение хозяйственными грузами и персоналом населенных пунктов вдоль маршрута Северного Морского Пути.

Советские суда выходили из портов Балтики, из Североморска и из Черного моря, следуя привычным курсом на север. Далее, затерявшись в высоких широтах, резко меняли курс в направлении на юг, следуя к берегам Кубы. Подобные маневры должны были ввести в заблуждение не только американский флот, патрулировавший всю северную Атлантику, но и американские разведывательные каналы. Важно отметить, что скрытность, с которой проводилась операция, дала потрясающий эффект. Тщательная маскировка подготовительных операций, транспортировка ракет на кораблях и размещение были выполнены в полной тайне от американцев. В таком же ракурсе происходило оборудование пусковых позиций и развертывание ракетных дивизионов на острове.

Ни в Советском Союзе, ни в Соединенных Штатах, ни в одной другой стране мира никто даже и предположить не мог, что за такой короткий срок под носом у американцев будет развернута целая ракетная армия. Полеты американских самолетов-шпионов не давали точной информации о том, что в действительности происходит на Кубе. Всего до 14 октября, когда во время полета американского разведывательного самолета U-2 были сфотографированы советские баллистические ракеты, Советский Союз перебросил и развернул на острове 40 ракет средней и промежуточной дальности Р-12 и Р-14. В дополнение ко всему близ американской военно-морской базы Гуантанамо были развернуты советские крылатые ракеты с ядерными боеголовками.

Фотографии, на которых были четко видны ракетные позиции советских ракет на Кубе, произвели эффект разорвавшейся бомбы. Новость о том, что вся территория США теперь находится в зоне досягаемости советских ядерных ракет, общий тротиловый эквивалент которых составлял 70 мегатонн, повергла в шок не только высшие эшелоны власти Соединенных Штатов, но и основную массу гражданского населения страны.

Всего участие в операции «Анадырь» приняло 85 советских грузовых кораблей, которые сумели скрытно доставить не только ракеты и пусковые установки, но и массу другой военной и обслуживающей техники, обслуживающий персонал и строевые армейские части. К октябрю 1962 года на Кубе дислоцировался 40 тыс. воинский контингент ВС СССР.

Игра нервов и стремительная развязка

Реакция американцев на создавшуюся ситуацию была мгновенной. В Белом Доме был в срочном порядке создан Исполнительный Комитет, который возглавил Президент Джон Кеннеди. Рассматривались самые разные ответные варианты, начиная с нанесения точечного удара по ракетным позициям и заканчивая вооруженным вторжением американских войск на остров. Был выбран наиболее приемлемый вариант – полная военно-морская блокада Кубы и ультиматум, предъявленный советскому руководству. Следует отметить, что еще 27 сентября 1962 года Кеннеди получил от Конгресса карт-бланш на использование вооруженных сил для исправления ситуации на Кубе. Президент США придерживался иной стратегии, склоняясь к решению проблемы военно-дипломатическим путем.

Открытая интервенция могла обернуться серьезными жертвами среди личного состава, к тому же никто не отрицал возможного применения Советским Союзом более масштабных контрмер. Интересен тот факт, что ни в одной из официальных бесед на самом высоком уровне, СССР так и не признался в том, что на Кубе имеется советское наступательное ракетное оружие. В таком свете США ничего не оставалось, как действовать на свое усмотрение, меньше думая о мировом престиже и больше заботясь о собственной национальной безопасности.

Можно долго говорить и обсуждать все перипетии переговоров, встречи и заседания Совбеза ООН, однако сегодня становится ясно, политические игры руководства США и СССР в октябре 1962 года завели человечество в тупик. Никто не мог гарантировать, что каждый следующий день глобального противостояния не окажется последним мирным днем. Результаты карибского кризиса оказались приемлемыми для обеих сторон. В ходе достигнутых договоренностей Советский Союз убирал ракеты с острова Свободы. Уже спустя три недели последняя советская ракета покинула Кубу. Буквально на следующий день, 20 ноября США отменили морскую блокаду острова. На следующий год в Турции были свернуты ракетные комплексы «Юпитер».

В данном контексте особого внимания заслуживают личности Хрущёва и Кеннеди. Оба лидера находились под постоянным давлением собственных советников и военных, которые готовы были уже развязать Третью Мировую войну. Однако обоим хватило ума не пойти на поводу у ястребов мировой политики. Здесь не последнюю роль сыграли быстрота реакции обоих лидеров в принятии важных решений, а также наличие здравого смысла. В течение двух недель весь мир наглядно увидел, как можно быстро превратить мировой устоявшийся порядок в хаос.