Иногда на православном кресте можно увидеть месяц.

Многие люди, особенно те, кто знаком с мусульманством, недоумевают, для чего нужен полумесяц на православном кресте.

Вот как православная церковь отвечает на этот вопрос.

Что означает крест с полумесяцем на церкви

Крест с полумесяцем появился в эпоху Никона. Он установлен на многих православных храмах, например, на Покровском или на Дмитриевском соборе в городе Владимире.

Этот символ не имеет ничего общего с мусульманской луной, внутри которой находится пятиконечная звезда.

В древние времена полумесяц был символом Византии, из которой православие и пришло на Древнюю Русь. Только после завоевания Константинополя турками этот символ стал мусульманским.

Дмитриевский собор (Владимир)

Есть несколько версий, почему полумесяц появился под крестом и что это означает в православной символике.

  1. Константин Великий считал полумесяц символом христианства и подтверждал то, что православие стало главной верой в его стране.
  2. Есть мнение, что полумесяц означал колыбель новорожденного Христа.
  3. По другой версии на кресте с полумесяцем изображается вовсе не полумесяц, а чаша, которая использовалась в евхаристии во время причастия.
  4. По мнению некоторых священнослужителей, полумесяц на кресте – это не полумесяц, а корабль, парусом которого является крест.

Что обозначает полумесяц на православном кресте

Многие считают, что полумесяц – мусульманский символ на кресте, но на самом деле это далеко не так. В молитвенных текстах терминами «заря», «свет вечерний» означается мир страданий, в котором солнцем просвещения и избавления от грехов является Христос.

Полутьма, луна и месяц, если и упомянуты в молитвенных текстах или церковных сказаниях, то они означают земную жизнь, а точнее, теневую сторону жизни без Христа, мир грехов и соблазнов.

Исходя из этого трактуется и полумесяц на кресте. Согласно этому мнению, он означает победу Христа над теневой, греховной стороной жизни как во всем мире, так и в душе каждого человека. Луна освещает темный мир, в котором нет солнца и в котором все ориентируется на земные потребности и желания.

Именно по этой причине она считается теневым символом, указывающим на темные и, по мнению церкви, греховные страсти. Христос победил смерть и тьму, поэтому его восхождение на крест становится солнцем, освещающим мир и наполняющим его божественной благодатью.

Поэтому луна на кресте расположена под ногами Христа, указывающая на то, что рано или поздно добро победит зло и ничего тайного, лукавого и темного больше в жизни человечества уже не будет.

Разумеется, это не имеет отношения ни к мусульманской вере, ни к языческим символам. В отличие от других религий, в храмах разрешается изображение не только святых, но и символов природы, которые иносказательно проясняют суть каждого христианского события.

Но, в отличие от обычных картин и художественных произведений, эти символы всегда имеют иносказательный смысл. Например, сотворение мира, в начале которого было создано небо и звезды. Именно они и были изображены на иллюстрации этого события, в котором смысл буквально раскрывает события сотворения мира.

Полумесяц есть и на Остробрамской иконе Богородицы. На ней полумесяц изображен внизу. Эта икона помогает в поиске пропавших детей, способствует излечению от бесплодия, способствует излечению от психических заболеваний и помогает защитить семейные пары от чужого негативного вмешательства и сплетен.

Полумесяц на иконе указывает на святость и подчеркивает душевные женские качества Богоматери. Если солнце – это мужской символ, светлый и яркий, то луна или полумесяц – женский, наделенный мягким светом и покорным характером.

Полумесяц на православном кресте или, если называть его правильно, цата символизирует собой символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает православным верующим о том, что этот храм принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Полумесяц-цата, как элемент церковной утвари, символизирует чин Царства и первосвященства.

Полумесяц на православном кресте не имеет ни малейшего отношения к исламу или некоей победе над мусульманами. Православные кресты с цатой-полумесяцем водружали еще на древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Следует обратить внимание, что полумесяц являлся государственным знаком Византии - в православной Византии цата символизировала царскую власть . Видимо, поэтому цата помещена на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века как символ великокняжеского достоинства.

Кроме этого, в святоотеческой традиции встречаются и другие значения полумесяца на православном кресте.

Например:

  • люлька Вифлеемская , принявшая Богомладенца Христа,
  • евхаристическая чаша , в которой находится Тело Христово,
  • корабль церковный ,
  • купель крещальная

После 1453 года, когда Константинополь был завоеван османами-турками,
полумесяц стал официальной эмблемой Османской империи.

Иногда полумесяц или цата изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Также ее можно встретить и на других древних русских иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Это позволяет сделать вывод, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника . Иногда православный крест на храме с полумесяцем бывает не восьмиконечный, а четырехконечный.

В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда.

Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу.

Размещение креста с цатой на куполе собора напоминает
православным верующим о том, что это храм принадлежит
Царю царствующих и Господу господствующих

Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах , и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кресты на церкви

Человечество всегда желает получить четкие и однозначные ответы на далеко неоднозначные вопросы. И, наверное, одна из самых сложных сфер познания, где сложно добиться безусловной конкретики ответов, это религия и религиозный символизм.

Что мы знаем о купольном кресте с полумесяцем? Что означает этот символ и отличается ли от традиционного купольного креста? Попробуем разобраться.

Крест, как символ присутствовал во многих культурах задолго до появления христианства. Например у язычников, крест был символом Солнца, что близко к христианской трактовке креста, как Солнца истины (в дополнение к олицетворению Спасения, после распятия Иисуса Христа). Поэтому, можно трактовать крест с полумесяцем , как победу Солнца над Луной, т.е. Света над Тьмой или Дня над Ночью. Некоторые же ученые считают, что полумесяц символизирует дракона (змия), побежденного Солнцем Истины.

Есть версия, что полумесяц у основания купольного креста являет собой ладью, лодку, где корабль-Крест является парусом. Сам корабль символизирует Церковь, которая плывет к Спасению. В этом случае имеет место как бы двойной символизм – ведь получается, что только находясь в этой лодке-ладье под сенью паруса Святой Церкви можно обрести Спасение в Царстве Божьем.

А ещё говорят, что полумесяц – это колыбель Христианства, купель для крещения. Здесь усматривается явственное сравнение с Вифлеемской люлькой-яслями, в которой нашли младенца Иисуса. Таким образом, Крест опирается и, одновременно, произрастает из Иисусовой колыбели. Эта версия перекликается с версией о «якоре Веры», ведь в тяжелые моменты жизни обращение и упование на Господа и институт Церкви , как некий мост между людьми и Богом, является единственным якорем Надежды утлого челна человеческой жизни.

На самом же деле полумесяц, так называемая цата , символизировала царскую власть ещё со времен Византии, а крест с цатой, венчающий храмовый купол напоминает о том, что этот Дом принадлежит Царю Царей. Этот символ можно встретить и на иконах святых – Николая Чудотворца, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы и других.

Бытует мнение, что крест с полумесяцем в основании символизирует возвышение христианства над мусульманством, такое себе, попрание крестом полумесяца. На самом деле, это не так. Полумесяц стал символом мусульманского вероисповедания лишь в середине минувшего тысячелетия, а изображение креста с полумесяцем на стене известного монастыря Святой Екатерины в Синае относится к VI веку. Так что ни о каком возвышении христианства над мусульманской религией речь не ведется.

Нам кажется, что мы знаем об истории нашей страны достаточно много, аж еще со времен основания Руси в IX веке. Однако это не так. Не то, что бы древняя история, которая является выдумкой довольно позднего времени, а даже история пятисотлетней давности нам совсем неизвестна. Многочисленные факты противоречат той картине прошлого, которую нам навязывают со школьных учебников. Взять хотя бы факты наличия в нашей культуре традиционно восточных, нерусских и даже - боже упаси - исламских элементов, особенно там, где их быть никак не может. Это - совсем другая история, другая Русь.

Полумесяцы на куполах православных храмов

На многих православных церквях на куполах помещен не просто крест, а крест с полумесяцем. Кажется странным, что символ другой веры венчает верх христианских храмов. Какие же объяснения этому даются?

Оказывается, что интерпретаций полумесяцу, помещенному под крестом много. Наиболее распространенные из них заключаются в том, что полумесяц это:
- купель, в которой крестилась Церковь;
- люлька Вифлеемская, в которой находился младенец Христос;
- чаша Евхаристическая, в которой находится тело Христово;
- чаша Грааля, в которую стекала кровь распятого Христа;
- церковный корабль, ведомый кормщиком Христом;
- образуемый вместе с крестом якорь, удерживающий корабль-храм в Царстве Небесном;
- якорь надежды, крестный дар Христа;
- древний змий, враг Божий, попираемый Крестом и ногами Христа;
- время, над которым возвышается Крест - символ вечности;
- поверженный ислам, память военной победы христиан над мусульманами.

Что мы здесь видим? Во-первых, то, что однозначного ответа, чем же является полумесяц под крестом, нет. Во-вторых, они неправдоподобны. Очевидно, что все эти люльки и купели вместе с якорями являются поэтическим отображением самого факта, красивой лирикой, воспевающей Божественное. Жизнь всегда проще, и появление стойкой символики всегда более прозаично.

Что же касается остального, то не может полумесяц изображать ни попираемых христианством врагов, ни, тем более, собственно сам полумесяц - символ ислама. Считается, что он якобы появился на православных куполах после покорения Иваном Грозным Казани. Однако невозможно представить, чтобы главные символы врага возносили на самый верх, пусть даже и с такой интерпретацией. Могла ли оказаться, например, фашистская свастика среди государственных символов Советского Союза, пускай и расположенная под звездой? Конечно же, нет! Даже изображение, не имеющее отношение к этой свастике и лишь отдаленно напоминающее ее, третируется властями, так как вызывает ассоциации с фашизмом.

В-третьих, большая часть вышеприведенных объяснений православного полумесяца дается самой Православной Церковью. И само их количество говорит о том, что ей, кому этот вопрос должен быть понятен лучше, чем кому-либо, ничего, на самом деле, неизвестно. Так откуда же взялся полумесяц?

Полумесяц на вершине главного христианского собора страны - храма Христа Спасителя в Москве.

Заметим, что речь идет только о православных храмах. На католических и протестантских церквях полумесяц ни в каком виде не помещается (поэтому все эти люльки явно надуманы). И это многое объясняет.

Хорошо известно, что православие по ряду своих аспектов ближе к мусульманству, чем к остальному христианству. Об этом даже свидетельствует сходство названий - православие и правоверие, - свойственное только этим религиям. Еще больше эта близость заметна у староверов, то есть древнее православие имело много общих черт с исламом. Это может говорить о том, что раньше, причем не так давно, это была единая религия. Возможно, что ее главным символом был полумесяц со звездой или солнцем. Позже, при расколе, религиозная символика претерпела изменения: у мусульман остался полумесяц, а у православных полумесяц с крестом. Ведь известно, что крест является также и упрощенным символом солнца.

Нечто похожее мы можем встретить в исторических источниках. В них упоминается, что полумесяц являлся символом, принятым в христианском Константинополе. Турки, захватив его в XV веке, переняли у византийцев этот знак, якобы добавив к нему звезду. Другие источники говорят, что полумесяц со звездой уже был символом древнего Византия. Ясно, что здесь какая-то хронологическая путаница, но, при этом, понятно, что полумесяц не является сугубо мусульманским знаком, а изначально существовал в Константинополе.

Но могли ли мусульмане-турки, победив в войне христиан-греков, перенять у них знак полумесяца? Вряд ли победители не имели собственной религиозной символики, да к тому же не придумали ничего лучше, как взять ее у побежденных. Скорее всего, мусульмане и православные не сильно тогда отличались и имели общий религиозный символ, включающий в себя изображение полумесяца. Эта форма правоверного христианства вместе с полумесяцем была тогда и на Руси.

Гербы ряда городов Российской империи включали в себя не только полумесяц, но и полумесяц с крестом, к тому же расположенных точно так же, как и на куполах церквей. Из чего понятно, что крест, охваченный снизу полумесяцем, представлял собой цельный и распространенный символ. Многие гербы остались таковыми и поныне.

Примеры гербов, содержащих изображение креста и полумесяца. Слева направо: герб Конотопа, герб Белозерска и герб Зенькова.

Продолжение следует...

Почему на куполе православного храма крест с полумесяцем - мусульманским символом? Может быть, на самом деле это какая-то мечеть строится? Подобные недоуменные вопросы последнее время приходится слышать все чаще и чаще. Некоторых мурманчан, приводят в смущение кресты с полукружием в виде полумесяца в основании креста на куполах возводимого в городе храма Спаса на водах. Чтобы прояснить ситуацию мы обратились за разъяснением к наместнику Трифонов Печенгского монастыря игумену АРИСТАРХУ. Ведь такой же крест возвышается и над монастырским храмом Рождества Христова в Печенге.

Вопрос о кресте с полумесяцем задается сегодня нередко, - поясняет отец Аристарх, - поскольку по мнению некоторых людей, крест в данном случае попирает полумесяц и якобы означает победу Православия над Мусульманством. Такие и подобные им заключения абсолютно неверны.

Крест с полукружием в виде полумесяца внизу, где концы полумесяца обращены вверх, - очень древний вид Креста. Обратившись к истории мы увидим, что в Древней Руси такие кресты еще до татаро-монгольского ига устанавливались на церквах, воздвигаемых Великими князьями. Например, на Дмитровской церкви во Владимирской земле, в Киевских землях. Такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году. Такая же форма купольного креста встречается на Псковщине, к примеру, на куполе церкви Успения Божией Матери 1461 года постройки в селе Мелетово.

Что касается догматического разъяснения, то здесь надо заметить, что символика православного храма не всегда объяснима с точки зрения эстетического восприятия. Но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, несут разные значения.

В Откровении Иоанна Богослова говорится: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12, 1). А святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце Правды.

Есть и другие толкования этого символа: полумесяц - это чаша Евхаристическая, в которой находится Тело Христово; это люлька, в которой лежит Богомладенец Иисус Христос. Последнее толкование объясняет форму креста над монастырским храмом Рождества Христова.

Чаще всего крест и полукружие означают якорь спасения, якорь нашей надежды, якорь упокоения в Небесном Царстве, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем по волнам бурной земной жизни к тихой пристани жизни вечной - в Царство Божие. Очевидно, что в нашем случае крест, символизирующий якорь, выбран потому, что храм Спаса на водах посвящен памяти погибших моряков.

Однако по мнению некоторых людей, крест может быть только четырех-, шести- или восьмиконечный без каких-либо добавок.

Есть и семиконечный крест, - продолжает отец Аристарх, - и Т-образный, и в виде буквы Х - «Андреевский». Ставрографии - науке о крестах - известны более шестидесяти видов крестов. Пожалуй, всем, и особенно христианам, полезно знать и никогда не забывать, что крест всякой формы, по словам святого Федора Студита, - есть истинный Крест.

Вот, к примеру, в старинных новгородских храмах Божия Матерь изображена с левосторонней свастикой на омофре. Так что же теперь, замазать все фрески, которым уже несколько веков, утверждая, что русский мужик в XV веке был экстремистом, фашистом? Такой вид креста называется «гамматическим» потому, что состоит из греческой буквы «гаммы». Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах. Гамматический крест имела обыкновение ставить на своих вещах, как знак приносящий счастье, святая мученица императрица Александра Федоровна. Святая императрица нарисовала такой крест карандашом в доме Ипатьева над кроватью своего сына и на дверном косяке в день прибытия Царской Семьи в Екатеринбург.

А что касается недоумения наших земляков относительно той или иной формы крестов да и в других вопросах, то проблема заключается в том, что некоторые люди нередко берутся судить о вещах, о которых просто не имеют, а порой и не стремятся получить представления. И мы не можем распылять достояние, накопленное веками, только из-за того, что люди еще не воцерковлены или, может быть, не хотят по-настоящему приникнуть к истинной церковности. И поскольку такая форма креста существует уже более тысячи лет, мы не можем и не должны профанировать все то, что у нас есть, лишь потому, что кто-то сейчас только ищет веру и не нашел еще. Давайте тогда уберем литургию оглашенных, перейдем с церковнославянского на современный русский язык. Мне, кстати, уже предлагали издать максимально упрощенную Библию для новоначальных. Я отказался. Ведь таким образом, можно дойти до издания Ветхого и Нового Завета для «средненачальных», а затем и для «продвинутых». Поэтому, если пойти на поводу мнения маловоцерковленных людей, то нам придется отказаться от многого сокровенного и традиционного непонятного сегодня современному человеку.

Беседу вел Андрей КОНЮШАНЕЦ