Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Святой Георгий родился в палестинском городе Лидда. Родители его были благородного происхождения и обладали большим состоянием. Отец его был набожным христианином и отдал свою жизнь за веру в малоазиатском городе Каппадокии. Мать Георгия, опасаясь за жизнь неродившегося ребёнка, вынуждена была спасаться бегством в Сирийскую Палестину. Святой Георгий уже в детстве отличался в от своих сверстников силой и статью. Когда юный богатырь вырос и возмужал, его за физическое совершенство и ум взяли в римские войска. Там он прославился своим стремлением в любом сражении идти до самого конца, и был назван Победоносцем. Поэтому на иконах Святого Георгия мученик предстаёт перед нами с оружием в руках и в военных одеждах.

Военная смекалка, сила и рост помогли Святому Георгию стать успешным солдатом в войсках римского императора Диоклетиана. Когда Георгию исполнилось двадцать лет, его мать, воспитавшая сына в соответствии с христианским учением, умерла. Святой Георгий, получив богатое наследство, решил сделать карьеру при дворе Диоклетиана, который в те годы жил в Никомидии - восточной столице Римской Империи. Сильный и умный юноша понравился императору, и тот дал Георгию Победоносцу в подчинение тысячу воинов, сделав Святого тысяченачальником римской армии.

Но Диоклетиан был известен не только как сильный государственный муж, но и как непримиримый гонитель христианства. Тех, кто отказывался отречься от Христа, Диоклетиан казнил. Множество смиренных людей умерло в те раннехристианские годы за свою веру: это и Святая Ирина. и целитель Пантелеймон и тысячи других верующих. Смерть христиан - римлян по происхождению была сравнительно лёгкой - им отрубали головы мечом. Тем же, кто не был рождён в столице Римской империи, грозило мучительное убийство: к ним применялись пытки и смерть ad bestias - от клыков разъярённых диких зверей в стенах гладиаторского амфитеатра.

Святой Георгий, уже будучи вхож в императорский двор, не раз изумлялся звериной жестокости Диоклетиана по отношению к твёрдо верующим христианам. Однажды, присутствуя при очередном вынесении жестокого приговора не отрёкшимся от Христа, сердобольный тысяченачальник не выдержал и выбежал из дворца. Придя домой, он решил отказаться от всего своего имущества, и с помощью знакомых и друзей раздал свои богатства бедным и неимущим, а рабам подписал вольную. Затем Святой Георгий Победоносец поспешил обратно во дворец, чтобы обвинить Диоклетиана в чрезмерной жестокости и отступлении того от истинной веры - веры в Христа. Разгневанный римский император повелел предать пыткам дерзкого тысяченачальника, чтобы тот отрёкся от Спасителя.

Георгия заковали в кандалы и отвели в тюрьму. Там его положили на пол, а грудь мученика придавили тяжёлым камнем. В таком положении Святой Георгий провёл целую ночь. Наступило утро, и изумлённый Диоклетиан увидел, что дух и тело его тысяченачальника не сломлены: Георгий Победоносец славил Христа во всеуслышание. Тогда император повелел проехать по телу Святого огромным колесом, обод которого был усеян остро отточенными ножами. Кровь полилась из многочисленных ран Георгия. Когда Святого мученика сняли с колеса он ожил, а раны его мгновенно затянулись, оставив тело Георгия невредимым. Следующей пыткой для Св. Георгия стала яма с негашёной известью. Закопав мученика по шею в яме с негашёной известью, солдаты Диоклетиана залили в неё воды. Зловредные испарения от бурлящей жидкости должны были заживо разъесть на Святом Георгии кожу и внутренние органы, однако и этого не случилось. Вытащив невредимого тысяченачальника из ямы, император повелел перебить ему кости на руках и ногах, желая всё-таки услышать слова отречения. Но сломанные кости за ночь срослись. Георгия Победоносца привели к Диоклетиану, и тот придумал для него новую пытку: на ноги мученику надели сапоги, в подошву которых с внешней стороны были забиты острые гвозди и заставили его бежать до самой темницы. На утро Святого Георгия вывели из тюрьмы и начали бичевать. Плети, которые были составлены из воловьих жил, сняли всю кожу на спине Святого. Но и это не сломило дух Победоносца. Многие из зрителей, присутствовавших при истязаниях тысяченачальника, видя чудеса неповредимости тела и духа Святого Георгия, начали обращаться в христианство. Даже жена Диоклетиана Александра, сжалившись над пленённым христианином, просила императора о помиловании. Но тот был непреклонен, и осерчав на супругу, запер её во дворце. Решив, что Георгий - маг, Диоклетиан призвал к себе известного волхва Афанасия, чтобы тот приготовил ядовитое снадобье для мученика. Но и зелья из двух чаш, одно из которых должно было лишить Святого Георгия ума, а второе - лишить жизни, не подействовали. Увидев это чудо, Афанасий тотчас же уверовал в Христа, за что тут же и поплатился жизнью - император повелел казнить волхва. Мученика же опять бросили в тюрьму. Там ему приснился чудный сон: Спаситель в сиянии и с золотым венцом на голове уверил Георгия в том, что Святого мученика ждёт рай.

Император Диоклетиан был озадачен. Но многочисленные советники его, видя народное возмущение и многочисленные обращения в христианскую веру, поспешили поторопить римского императора. Святого Георгия привели в храм Апполона, чтобы тот принёс жертву языческим богам и отрёкся от Христа. Святой Георгий перекрестил крестным знамением статую покровителя муз и она с треском рассыпалась. Та же участь постигла и статуи других богов этого храма. На Победоносца накинулись жрецы храма и начали его избивать. Императрица Александра, присутствовавшая там, кинулась защищать мученика. Разъярённый Диоклетиан повелел отсечь обоим отступникам головы. Пленников вывезли за город. Императрица Александра умерла ещё до прибытия на место казни, позже её канонизировали и она стала известна как Святая Александра Римская. Святой Георгий с улыбкой на устах положил голову на плаху и был обезглавлен мечом палача. Голова его поныне хранится в римской церкви Святого Георгия, а тело мученика было отвезено в Лидду, где пребывает до сих пор в храме, названном в его честь.

Несгибаемый тысяченачальник никогда не сдавался, какими бы тяжёлыми не были испытания для него - ничто не могло заставить его отступить: ни терзания плоти, ни ломление духа, именно поэтому в веках храбрый христианин остался известен как Георгий Победоносец.

Чудо Святого Георгия о змие

Икона Святого Георгия не всегда изображает его как вооружённого воина. Большую распространённость и почитание получил сюжет, описывающий чудо Святого Георгия о змие. Такой образ носит название икона чудо Святого Георгия о змие .

Уже прошло много лет со дня смерти мученика Георгия, как в пригороде Бейрута - города близ Ливанских гор, появился страшный змей. Змей тот имел обличье дракона и жил в глубоком озере, куда местные жители ходили за водой. Время от времени дракон выныривал на поверхность, чтобы схватить зазевавшегося юношу или девушку. Испуганные местные жители обратились с просьбой к местному правителю, чтобы тот защитил народ от змея. Однако царь тот, прославившийся большим почитанием языческих божеств и нетерпимостью к христианам, не нашёл ничего лучшего, чем каждый месяц отдавать по одному человеку в жертву дракону. Скоро из всех юношей и девушек города в живых осталась только дочь правителя, юная принцесса. Когда одетая в дорогие ткани и драгоценные камни плачущая девушка стояла на берегу озера, перед ней неожиданно появился высокий и красивый воин. Это был Святой Георгий Победоносец. Он спросил у принцессы - о чём она плачет? Узнав, что вот-вот из пучин озера должен всплыть чудовищный змий, который проглотит прекрасную девушку, воитель вскочил на своего коня и стал дожидаться появления дракона. Когда змей вылез на сушу, Святой Георгий перекрестился и с криком: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!" бросился на дракона с копьём наперевес. Бой был славным и недолгим: конь Георгия Победоносца наступил на змея, а сам Святой копьём проткнул гортань чудовища. Дракон был ранен и больше не мог сопротивляться Георгию. Сняв со спасённой девушки пояс, Георгий Победоносец связал змея и привёз его вместе с принцессой в город. Испуганный народ бросился врассыпную от центральной площади, куда Святой Георгий приволок дракона. Но Победоносец остановил их, воскликнув: "Не бойтесь! Если уверуете во Христа, в которого верую я, то обретёте спасение своё!" И отрубил змею голову. После чуда Святого Георгия о змие всё население города, включая правителя и его дочь, приняли христианство, а на центральной площади выстроили церковь, посвящённую Богородице.

Смысл иконы чудо Святого Георгия о змее предельно ясен и символичен: как Победоносец ударом копья покончил с древним змеем, так и христианская церковь многочисленными чудесами и всепрощающей любовью к ближнему завершила многовековой террор язычества с его практикой человеческих жертвоприношений.

Моление к иконе Святого Георгия помогает в лечении болезней, в защите от злых сил; Георгий Победоносец считается покровителем охотников, земледельцев, пастухов и путешествующих.

На этой странице Вы можете заказать икону Святого Георгия.

Святой Георгий был родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклетианом (284-305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников. Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь. Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой. Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда, по приказу разгневанного императора, оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем. На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою».

Тогда Диоклетиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклетиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою». Затем воссиял дивный свет и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора, усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклетиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но ее удержал один из слуг императора и увел во дворец. Император еще более ожесточился. Не теряя надежды сломить святого Георгия, он предавал его на новые страшные пытки. Сбросив в глубокий ров, святого мученика засыпали негашеной известью.

Через три дня его откопали, но нашли его радостным и невредимым. Святого обули в железные сапоги с раскаленными гвоздями и с побоями погнали до темницы. Утром же, когда его привели на допрос, бодрого, со здоровыми ногами, он сказал императору, что ему понравились сапоги. Его били воловьими жилами так, что тело и кровь смешались с землей, но мужественный страдалец, подкрепляемый силой Божией, оставался непреклонным. Решив, что волшебство помогает святому, император призвал волхва Афанасия, чтобы тот сумел лишить святого чудодейственной силы или отравил его. Волхв преподнес святому Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но и зелья не действовали — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Истинного Бога. На вопрос императора, какая же сила помогает мученику, святой Георгий отвечал: «Не думай, что не вредят мне муки благодаря человеческому усилию, — я спасаюсь только призыванием Христа и Его силою. Верующий в Него ни во что вменяет мучения и способен сотворить дела, которые сотворил Христос» (Ин. 14, 12). Диоклетиан спросил, каковы же дела Христовы. — «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим — слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Зная, что еще никогда ни волхвование, ни ведомые ему боги не могли воскресить мертвого, император, чтобы посрамить упование святого, велел ему на его глазах воскресить умершего. На это святой сказал: «Ты искушаешь меня, но ради спасения народа, который увидит дело Христово, Бог мой сотворит это знамение». И когда святого Георгия подвели к гробнице, он воззвал: «Господи! Покажи предстоящим, что Ты Бог Единый по всей земле, да познают Тебя, Всесильного Господа». И потряслась земля, гробница отверзлась, мертвец ожил и вышел из нее. Воочию увидев явление всемогущей силы Христовой, народ рыдал и прославлял Истинного Бога. Волхв Афанасий, припав к ногам святого Георгия, исповедал Христа Всесильным Богом и просил прощения за грехи, совершенные в неведении. Однако закоснелый в нечестии император не вразумился: он в ярости приказал обезглавить уверовавшего Афанасия, а также воскрешенного человека, а святого Георгия опять заточил в темницу. Люди, обремененные недугами, разными способами стали проникать в темницу и там получали от святого исцеление и помощь. Обратился к нему в скорби и некий земледелец Гликерий, у которого пал вол. Святой с улыбкой утешил его и заверил, что Бог возвратит вола к жизни. Увидев дома ожившего вола, земледелец по всему городу стал прославлять Бога христианского. По приказу императора святой Гликерий был схвачен и обезглавлен. Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклетиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона.

В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною». Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с мнимой готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклетиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?», — спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились. Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни. На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне, так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им. Диоклетиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года. В растерянности взирали на своего Победителя палачи и судьи. В кровавой агонии и бессмысленных метаниях бесславно кончалась эра язычества. Прошло всего десять лет и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклетиана на римском престоле, прикажет начертать на знаменах Крест и завет, запечатленный кровью Великомученика и Победоносца Георгия и тысяч неведомых мучеников: «Сим победиши». Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух. По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей, и, когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город.

Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30-ти лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с начала христианства и на Святой Руси. Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи. Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (†1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве. День освящения киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Иларионом, митрополитом Киевским, вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий». Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (†1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (†1238; память 4 февраля), сложивший голову в битве на Сити. Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (†1325) — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец — всадник, поражающий змия — стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов России с единоверной Иверией (Грузией — страной Георгия).

Житие святого Георгия Победоносца

В изложении истории жития святого великомученика Георгия в различных христианских конфессиях за давностью лет имеются некоторые разночтения. Нам, конечно, уместно принимать жизнеописание, которое существует в Русском Православии, где святой Георгий Победоносец, на Руси – Юрий или Егорий, поражающий змия, изображался на воинских хоругвях, его изображения чеканили на монетах и печатях великих русских князей, каждый из которых от рождения воспитывался как будущий полководец. Среди простого народа святой великомученик Георгий почитался как покровитель труда земледельцев и скотоводов.

Со временем его изображение как всадника на коне, поражающего змия, приобрело и священный символический смысл – в образе змия святой поражает врага рода человеческого.

По преданию, святой великомученик Георгий Победоносец был родом из города Белит (ныне Бейрут – столица современной Сирии), Малая Азия. Его родители были благочестивыми христианами и так же воспитывали своего сына. Отец пострадал за Христа, поскольку в это время правил император Диоклетиан, известный как один из самых жестоких и беспощадных гонителей христиан. Мать, спасаясь от гонений, будучи уроженкой Палестины и обладая там имением, забрала сына и вернулась на родину. Там она продолжала растить мальчика, уча его следовать христианским добродетелям, однако скрывая следование Христовой вере, чтобы избежать гонений.

Ставшему юношей Георгию ничего не оставалось, как поступить на службу в римское войско, где за его храбрость в военных сражениях, доблесть, отличные физические данные он был отмечен императором и принят в состав его личной стражи в звании комита – на латыни так назывались старшие военачальники.

Усиливая гонения на исповедовавших Христа, Диоклетиан издал указ о всяческом и всемерном истреблении христиан в случае их отказа принять языческую веру и пообещал помощь и поощрение тем, кто начнет неуклонно следовать его указу. Когда святой Георгий узнал об указе, то раздал что имел, распустил рабов и пришел в Сенат. Там он в присутствии всех объявил о своем несогласии с требованиями императора, во всеуслышание сообщил, что он – христианин, и предстал перед сенаторами, чтобы свидетельствовать об Истине. Тогда один из сенаторов задал ему вопрос, который когда-то Пилат задал Христу, – он спросил: а что есть Истина? На это святой Георгий ответил, что Истина, гонимая римскими язычниками, – это сам Христос.
Диоклетиан очень высоко ценил воина Георгия, не хотел терять такого военачальника и пытался урезонить его, призывая не погубить всего, что достиг молодой человек, – по преданию, святому Георгию было тогда не более 30 лет. Он уговаривал его оставить Христову веру, принести жертву языческим богам и тем спасти свою жизнь. Но святой оставался непреклонен.

Разгневанный император повелел отправить святого Георгия в темницу и посадить в колодки, но когда того стали подталкивать в спину копьями, то металл их стал мягким, копья начали гнуться, не причиняя святому ущерба.

Известно, что римляне-язычники были жестоким народом: все сословия получали немалое удовольствие от лицезрения смертельных гладиаторских боев, схваток рабов с дикими зверями и так далее. В изобретении же пыток им просто не было равных. Семь дней подряд император и его сенаторы изощрялись в изобретении самых разных мучений для святого Георгия, но каждый раз святому являлся Ангел Господень в виде ясноликого юноши, возлагал на него руку, и великомученик становился невредимым – к великому изумлению его мучителей.

Видя эти чудесные явления, язычники, которые наблюдали за происходящим, начинали испытывать колебания в язычестве, а некоторые даже склонялись на сторону Христовой веры. Два сенатора, Анатолий и Протолеон, до того тайно исповедовавшие веру в Господа Иисуса Христа, открыто заявили о ней, но тут же были казнены.

Царица Александра также пожелала принять христианство, но один сенатор, понимая, чем это грозит ей, не дал царице провозгласить ее желание вслух и быстро увел из капища, где происходило судилище, во дворец.

А истязания продолжались, но Бог каждый раз посылал Ангела исцелить раны святого, и он оказывался невредим. Упорствуя в своем неверии, несмотря на то, что на все вопросы о якобы колдовской силе, которая помогает святому, и ответы Георгия, что нет тут волшебства, а только одна спасительная вера в Животворящую Волю Христа, ожесточенный неудачей Диоклетиан велел волхву по имени Афанасий приготовить два зелья. Одно – сильнейший яд. Другое – снадобье, которое должно было сделать святого Георгия покорным. Но и это не помогло.

Император настаивал, что исцеления святого после мучений – плод владения им особым волшебством, тот же отвечал, что тело его в самом деле страдает, но каждый раз мученика исцеляют вера в дела Христовы, молитвы Ему. Когда же император спросил у святого Георгия, каковы же дела Христовы, он ответил ему, что дела Его – просвещение слепых, очищение прокаженных, избавление от хромоты, возвращение слуха глухим, изгнание бесов и воскрешение умерших. Император не понял, конечно, что не только о буквальном, физическом излечении тел говорил святой, но и об исцелении слепых, глухих, прокаженных духовно, одержимых языческими идолами и мертвых для веры Истинной душ говорил мученик за Христа.

Однако никогда никакими языческими обрядами не удавалось воскресить мертвого, и император потребовал в доказательство слов святого, чтобы он совершил это чудо. Святой Георгий отвечал, что император пытается искусить его, но раз это нужно для свидетельства веры в Бога Единого перед теми, кто это чудо увидит, воскрешение будет сотворено, но не волшебством, а верой в Господа Всемогущего. И когда его подвели к могиле, святой Георгий обратился к Господу с просьбой вывести мертвого из гробницы. И тут случилось землетрясение на этом месте, гробница открылась, и мертвый восстал. Все видевшие это зарыдали и, прославляя Бога Истинного, признали веру Его, а волхв Афанасий, упав к ногам святого Георгия, также признал Христа своим Богом и просил о прощении прегрешений, совершенных им по неведению.

Диоклетиану было мало и этого: он тут же приказал казнить Афанасия, а святого Георгия снова отправить в темницу. Однако все чудеса, творимые великомучеником по воле и милости Господней, стали известны многим. Люди тайно проходили в темницу и просили у святого именем Господним об исцелении от недугов, о помощи в других делах.

Покровителем скотоводов святой Георгий считается после чудесного события, когда пришел к нему некто Гликерий, бедный земледелец, и рассказал, что у него пал единственный вол, на котором он возделывал свой надел – единственное средство к существованию. Когда Гликерий нашел дома вола ожившим, то пошел по городу, прославляя Христа. Тут его, конечно, схватили, и он разделил участь всех, кто осмелился на открытое свидетельство о Боге Истинном.

Число христиан множилось. Ослепший в гневе и упорстве Диоклетиан решил еще раз – последний – попытаться заставить святого Георгия принести языческую жертву, назначив местом жертвоприношения капище Аполлона. Накануне, предчувствуя, что завтрашний день станет последним его днем на земле, святой великомученик Георгий усиленно молился. А когда утомился и задремал, то в видении явился ему Сам Господь, обнял и поцеловал. Далее Господь возложил на голову святого венец и повелел ему ничего не бояться, дерзать, и тогда вскоре он сподобится узреть Царствие Небесное.

Утром, когда святого Георгия вновь привели на суд к Диоклетиану, император решил испытать святого властью – предложил ему стать соправителем. Святой Георгий сделал вид, что соглашается, сказав, что не надо было мучить его столько, а сразу объявить свой милостивый замысел, но про себя полагал еще раз показать народу, пока пребывавшему в язычестве, каковы настоящие лики его ложных богов.

В капище Аполлона собралось множество народа – и неприятно удивленные таким решением святого обращенные христиане, и готовые возликовать язычники. Но святой Георгий, подойдя к статуе Аполлона и осенив себя крестным знамением, обратился к нему как к живому существу и спросил, готов ли идол принять от святого жертву как Бог. И тот, кто жил в этом идоле, закричал человеческим голосом, что он – не Бог, и никто из сонма, к которому он принадлежит, – не Бог. Затем он признал, что весь римский пантеон языческих божеств – ангелы-отступники, падшие ангелы, призванные смущать людские души, завистники ангелов, которые служат истинному Богу.

Тогда святой великомученик снова спросил, как же они смеют находиться перед ним, служителем Бога Истинного? И тут раздался шум, рыдания, и идолы, находившиеся в капище, обрушились. Поднялось невероятное смятение – кто-то бросился к выходу, кто-то пал на колени, исповедуя Бога Истинного, а жрецы и некоторые закоснелые язычники из народа кинулись на святого с побоями, требуя немедленной казни.
Нам известно, что уже однажды царица Александра, супруга Диоклетиана, порывалась объявить о своем признании себя как христианки, но в первый раз ей не дали это сделать. Теперь, явившись на великий шум и узнав, что произошло, она пробиралась сквозь смятенное сборище и кричала, просила, чтобы Бог Георгия помог и ей, как Единый и Всемогущий Господь. Пробившись к святому, она пала к его ногам и во всеуслышание славила Христово имя.

Обезумевший от гнева император Диоклетиан тут же объявил о немедленной казни святого Георгия и царицы Александры, впоследствии причисленной к лику святых в мученическом чине святой Александры Римской, которая безропотно последовала за святым. По дороге царица от переживаний и усталости потеряла сознание и упала. Обморок был столь глубоким, что все решили, что она умерла, и святой Георгий возблагодарил Господа за то, что Александра избежала насильственной казни. Однако это было не так. Придя в себя, она сумела укрыться вместе с дочерью, святой Валерией, воспитанной ею в христианской вере. Но святой венец мучениц был уготован им обеим в самом конце эпохи язычества – в 314 году при императоре Ликинии.

Перед казнью святой Георгий молился о том, чтобы Господь простил его многодневных палачей, ибо они не ведали, что творили, наставил их на путь Истинной веры, и мужественно, без колебаний склонил голову под меч. Дата этого события известна – по старому стилю 23 апреля 303 года. Так святой Георгий начал свой путь в Вечной жизни Победоносцем, презревшим смерть во имя Бога и сокрушившим идолов, заставив их Божьей волей и своей верой в Него открыть прилюдно свою истинную сущность. Так он сокрушил в душах многих язычников идольскую веру, обращая их в спасительную веру в Животворящего Христа.

Окончание правления Диоклетиана ознаменовалось окончанием многих веков язычества. Примерно через десятилетие святой равноапостольный император Константин Великий , начертав по воле Божией на своих воинских знаменах Крест Его и девиз: «Так победишь», начнет свои сражения с другими императорами-язычниками и окончательно объединит Рим и Византию в христианской вере. Античные религии многих богов станут не более чем данью исторической памяти, а мифология античности – источником творческих усилий мастеров живописи, но уже только в Ренессансе, то есть спустя почти тысячу лет.

Какое чудо произошло

Читая Житие святого Георгия, мы видим, сколькими чудесами прославлен был святой Георгий Победоносец при жизни, отчего сподобился венца страстотерпца за Христа и веру Истинную. Самое известное чудо, которое повлекло за собой написание иконы на этот сюжет, было чудо святого Георгия Победоносца о змие.


иконописец Юрий Кузнецов
По древнему преданию, в давние времена в Сирии было озеро, превратившееся в трясину, где поселился змий, который ежедневно выходил и пожирал жителей близлежащего города. Никто не мог справиться с этим чудищем. Избежать этой участи было невозможно, поэтому, по согласию с горожанами, был установлен черед – кому отправляться на съедение твари. Настал час, когда на съедение надо было отправляться и дочери правителя города. Царь был готов расстаться с ней, раз сам установил этот порядок, но просил горожан за великую мзду принять на себя ее участь, однако согласных не оказалось. Надо сказать, что в этом месте не было тех, кто следовал бы христианской вере, и когда весь город сошелся, чтобы оплакивать девушку, милосердный Бог избрал ее для свидетельства Божьего могущества через святого Георгия.

В то время святой Георгий шел в свое отечество – Каппадокию. Когда он остановился напоить коня, то увидел плачущую девушку и спросил, о чем она плачет. Она ответила, что рассказ об этом слишком долог, и лучше ей не отвечать. Но Георгий настаивал, говоря, что скорее умрет, чем оставит ее в таких безутешных слезах. Тогда девушка рассказала ему о том ужасе, который преследовал уже давно жителей этого города, и посоветовала, чтобы он скорее уходил из этого проклятого места.

Святой Георгий, дослушав историю до конца, ответил ей, чтобы она успокоилась, ибо теперь страшиться нечего ни ей, ни горожанам. Он обратился во весь голос к Богу Всемогущему с горячей молитвой о том, чтобы Он волею Своей явил ему милость повергнуть чудище. Затем же люди узнают о Его мощи и что святой Георгий – Его служитель везде. Тут же в ответ услышал голос с неба, говорящий, что молитва святого дошла до Господа и чтоб святой Георгий без страха делал задуманное.

В тот же миг девушка услышала приближение чудища и в ужасе закричала, чтобы святой скорее уходил. Но он ринулся с копьем навстречу змию, с упованием на Господа, прося Его, чтобы змий пал живьем и через это чудо неверующие уверовали во Христа. Так и случилось, и змий пал живым, но обессиленным к ногам святого. Затем святой Георгий повелел девушке снять с себя пояс, а с его коня поводья, связал змия и привел в город.

При виде змия горожане были готовы в панике бежать, но святой Георгий крикнул, чтобы они не боялись, а только увидели могущество и славу Господа и уверовали, и тогда святой сумеет навсегда погубить змия. Все вместе с ним воскликнули: «Веруем в Отца, Сына и Святого Духа, в единосущную и нераздельную Троицу!» Тогда святой пронзил змия копьем (в иных сказаниях – убил мечом) и вернул царю его дочь.

И сегодня его имя связано с чудесами, происходящими по искренним молитвам к нему.

Приведем один пример, связанный с личными воспоминаниями автора: у одной женщины, Марины С., сын служил первые полгода в «учебке» в Краснодаре, где есть храм Святого Георгия Победоносца. Приехав к сыну, который должен был скоро следовать к месту срочной службы, она узнала, что ее сын, за успехи достигший звания младшего сержанта, должен был отправиться в один из штабов в Чечне для участия в Чеченской войне. Штаб – штабом, но война есть война. И в материнском сердце любой воин – это только ее сын, дорогой мальчик всего восемнадцати лет отроду.

В отчаянии и ужасе за судьбу сына мать кинулась в большой храм темно-красного кирпича. Она его уже заметила, въезжая на автобусе на улицу незнакомого города, на которой располагалась часть, где служил сын. Поскольку она не могла переодеться в юбку – в дороге из другого места России была в брюках, что не положено при посещении женщиной церкви, то, уважая веру и традицию, она встала у входной двери, передав деньги на свечи с просьбой поставить их к иконе Богородицы и Святого Георгия. Однако к ней скоро подошла женщина из прихожанок, кто часто приходит приглядывать за храмом, убирает после служб погасшие свечи и пр., и спросила, отчего она так бледна и плачет. Женщина рассказала ей о возможной участи сына. Тогда прихожанка посоветовала ей заказать молебен с водосвятием святому Георгию, которому посвящен храм. У женщины было где остановиться в Краснодаре. Наутро, одевшись как положено, пока сын, отпущенный по случаю приезда матери в увольнение, спал, она пришла в храм, отстояла и литургию, и молебен. Проведя отпущенный на увольнение день с сыном, она уехала домой.

Затем, спустя некоторое время, из письма от юноши женщина узнала, что в места военных действий его все-таки не пошлют, а назначат в часть, расположенную поблизости от тех мест, откуда он родом – в Подмосковье. Тогда она вознесла горячую благодарственную молитву Богу и, конечно, святому Георгию Победоносцу.

Значение иконы

Святой великомученик Георгий Победоносец, многократно изображаемый на хоругвях доблестного русского воинства, на монетах великих князей и их именных печатях, – один из величайших символов русской державной славы и воинской доблести России. Его икона – память о прославлении его имени во многих исторических событиях, связанных с русской государственностью.

Князь Ярослав Мудрый, в крещении – Георгий, приложил многие усилия для почитания имени святого в Русской Православной Церкви. Его трудами основаны город Юрьев (ныне Тарту, Эстония), монастыри в честь святого Георгия в Новгороде и Киеве, где им был воздвигнут и освящен святителем Илларионом, митрополитом Киевским и всея Руси в 1051 году храм Святого великомученика Георгия. Орден Святого Георгия – Георгиевский крест – стал одной из самых славных высоких наград в российском государстве.

Юрий (Георгий) Долгорукий основал столицу нашей Родины – Москву. Святой великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович – в народной памяти Егорий Храбрый – стал во главе войск на борьбу с золотоордынскими захватчиками. Сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского князь Юрий Данилович стал первым князем во времена собирания вокруг Москвы всех русских земель. Именно в это время изображение святого Георгия Победоносца как святого всадника, пронзающего копьем змия, появляется в геральдике Москвы и Руси в целом – на гербах, знаменах. Поскольку этот образ был почитаем во многих христианских государствах, то появление его, помимо самой прославленной во многих местах иконы, в геральдике Руси укрепило связи государства с другими христианскими странами. Одной из них была Грузия – Иверия, где имя святого Георгия было первым среди святых после Богородицы. Может, поэтому сегодняшние политические разногласия между Россией и Грузией отзываются в сердцах русских и грузинских православных христиан искренней болью.

Молитва Святому великомученику Георгию Победоносцу помогает российским воинам в несении действительной и срочной службы, его икона в доме помогает в молитвах о благополучии тех, кто ушел в запас или на заслуженный в военных трудах отдых. Молитва помогает также земледельцам и животноводам – ему молятся о сохранении урожая и здоровье скота, защите от стихии в сельском труде.

Рос великомученик Георгий в семье богатых родителей, но не мешало это ему стать человеком христианской веры. Родился святой у подножия Ливанских гор в городе, который ранее назывался Белит, а сегодня – Бейрут.

О детстве Георгия известно мало, но о юношестве остались памятки. Когда поступил великомученик на военную службу, среди иных воинов отличался он сильно: умом своим, храбростью, силой физической, и при этом был он очень красив. Через некоторое время посчастливилось св. Георгию достигнуть звания тысяченачальника. Был мужчина любимцем Диоклетиана. Правитель этот был очень талантлив, но фанатически относился к римским богам. Его целью было возрождение язычества в Римской империи. В истории Диоклетиан вспоминается, как один из наиболее жестоких противников христианства.
Когда услышал св. Георгий однажды приговор, в котором речь шла об истреблении христиан, то душу его охватило сострадание к несчастным. Понимая, что такая же доля и его ожидает, решил великомученик свое имущество отдать нуждающимся. Своих рабов мужчина отпустил на волю. После пришел к Диоклетиану, заявил, что он является христианином, и предъявил правителю обвинения в жестокости и несправедливости. Речь святого наполнена была убедительными возражениями против приказа преследовать христиан.

Пытался император переубедить Георгия, но все слова его были напрасны. Это сильно обозлило императора, и повелел он подвергнуть пришедшего различным мучениям. Георгия отправили в темницу, где руки и ноги его заключили в колодцы, спиной положили на землю, а на грудь тяжелейший камень поставили. Но святой сдаваться и не думал. В минуты боли телесной он и дальше продолжал молиться и прославлять Создателя нашего. Тогда мучители решили сделать свои издевательства невыносимыми. Они не только били святого, но и бросали его в негашеную известь, потом заставляли Георгия бежать в сапогах, подошву которых укрывали острые гвозди. Все равно мученик терпел. Император не выдержал такого непослушания и приказал отрубить святому голову. Так Георгий и отошел в Царство Небесное в 303 г.

Среди христиан за силу свою, мужество и веру отчаянную, называют святого Победоносцем. Два больших храма существует, названных в его честь. Один в палестинском селении – городе Лида, здесь и хранятся мощи великомученика. Второй храм в Риме, здесь находится глава святого.
На иконах в честь Георгия изображают его на коне белом, в руках его копье, которое поражает змия. Сюжет такой основан на предании и сегодня входит в список посмертных чудес великомученика. Ходили поверья, что вблизи от места рождения Георгия, в озере небольшом, жил змей. Никто не может точно сказать, что за зверь это был (удав, ящерица или крокодил), но пожирал он жителей местных.

Суеверные люди, чтобы хоть как-то утолить ярость змея, начали отдавать ему девушек или юношей. Для выбора, кого же отправить на съедение, использовали они жребий. Однажды выбор пал на дочь правителя Бейрута. Отвели местные жители несчастную к озеру, и стала та ждать доли своей.
Но как только змей выступил из воды, откуда ни возьмись, появился юноша светлый. Копьем своим он поразил зверя, спасая бедную испугавшуюся девушку. Этим юношей был святой великомученик Георгий. С того момента уничтожение молодого поколения в пределах Бейрута прекратилось. Сами же местные жители веровать в Христа начали, хотя до этого, кроме язычества ничего не признавали.

Предполагается, что с того момента и начал святой почитаться не только как защитник, но и как покровитель скотоводства.
В дореволюционное время, когда жители деревень русских отправляли свой скот на пастбище, а был это как раз день памяти святого Георгия, состоялся молебен к великомученику. В народе известен еще это празднование как «Юрьев день». До того момента, как царем стал Борис Годунов, крестьянам позволялось в этот день менять помещика.

Еще одним толкованием изображения святого на коне можно считать победу Георгия над дьяволом, которого и символизирует «древний змей». Изображение Георгия Победоносца включено в древний герб Москвы.

По старинному обычаю возводить храмы в честь Ангелов-хранителей своих построил Ярослав Мудрый (1019-1054 г.г.), который за святым крещением был Георгием, храм – начало обители мужской. На строительство собора в честь великомученика, расположенного сегодня перед вратами Святой Софии, немало средств пошло. Принимало участие в возведении святыни огромнейшее число строителей. В ноябре (26 числа) святитель Иларион освятил храм, в честь этого события и проходит ежегодное празднование.