Кама и Ока - славянские боги любви Мы привыкли думать, что вопросами плотской любви всерьез интересовались только индийцы да китайцы. “Камасутра” и “Дао любви” на слуху у всех, хотя, признаться честно, мало кто вдумчиво изучал эти трактаты. Но, оказывается, “Камасутра” это славянское название. Бог Кама это славяноарийский бог любви, в честь него у нас названа и прекрасная река Кама с которой связано много легенд (славяне часто в честь своих Богов и Героев давали название географическим объектам). “Сутра” значит “с утра” то есть наши Предки для зачатия чад рекомендовали любовью заниматься не как сейчас ночью (как воры?), а с утра когда организмы отдохнули и лучи солнца начинают посылать свою благодатную энергию на землю. Именно в этих условиях можно зачать благодатное потомство. Всем известна славянская богиня любви Лада – мать богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Но Лада считается больше семейным божеством. Так же, мы много знаем про весеннего солнечного бога любви Ярило. Но мало кому известны ещё два славянских божества любви, двое влюблённых, история любви которых описана в поэтических легендах. Это Кама и Ока. КАМА – бог любви, обернувшийся рекой Камой. Это бог любви, родившийся на острове Солнца. Сын Крышня и Рады (Рада дочь бога Солнца Ра и Волыни (владычица моря). Кама муж Оки. В Индии он так же Кама, бог любви, сын Лакшми и Вишну. ОКА – русалка богиня реки Оки, жена бога любви Камы, мать Клязьмы. Она же в Индии Лакшми. На Клязьме есть город Лакинск. По приказу Чернобога ворон украл Каму и перенеся его через море сбросил с высоты. В море Каму проглотил кит, но он обратился за помощью к своему деду Вышеню. И киту пришлось выпустить Каму на землю. Кама пришел в Ирийский сад и его приветствовали все боги. Его отец Крышень подарил Каме лук и стрелы, мать Рада - коня, Сварог - колечко, Лада, богиня любви и брака - алую розу. Считается, что если Кама пустит стрелу Крышеня в сердце, то в человеке вспыхнет любовная страсть, если наденет кольцо Сварога, то вскоре жди свадьбы, если подарит розу Лады, то меж ними будет вечная любовь. Лук и стремы дал ему Крышень, привела коня ему Рада, я Сварог дал Каме колечко. Лада-матушка - розу алую. Если Кама выстрелит в сердце - вспыхнет сердце любовной страстью. Коль наденет кольцо на палец - значит, вскоре сыграют свадьбу. Коль подарит он розу алую - будет вечно цвести любовь! «Книга Коляды» Кама женился на богине любви Оке. Заспорили влюбленные во время свадьбы, чьи чувства сильнее и пустили друг в друга любовные стрелы. Но так была сильна их любовь, что пронзили стрелы сердца навзничь и упали они замертво, а их кровь, пролившись на землю, стала потоками двух рек - Камы и Оки. Текст о Каме и Оке восстановлен по различным изложениям былин о Дунае (вариант - Доне) и его жене. Этот миф аналогичен преданию о Дунае и его супруге, о Каме и Лакшми древнеиндийской мифологии.

(др.-инд. kāma , можно перевести как «желание», «страсть», «вожделение», особенно в чувственной любви и сексуальности), в древнеиндийской мифологии - бог (полубог) любви и страсти.
Камадева является одним из имен и эпитетов для бога Кришны. Камадева также известен как имя Вишну в Вишну Пурана и Бхагавата-пурана. Кама также имя, используемое для бога Агни.
В своей духовной форме, он считается Кришной, по вайшнавской традиции индуизма.
Кама или Камадева - прототип греко-римского божества Эроса/Амура.
Его другие названия-эпитеты включают: Ragavrinta («стебель страсти»), Ananga («бесплотный»), Kandarpa («возбуждающий даже бога»), Manmatha («смущающий сердца»), Manasija («тот, кто родился от ума»), Мадана («опьяняющий»), Abhirupa («красивый»), Канту ««счастливый»), Kalakeli («веселый», «беспутный» или «бессмысленный»), Ratanaricha («сластолюбец»), Sringarayoni («источник любви»), Ratikānta («господин Рати»), Pushpadhanva («с луком из цветов»),Kandarpa (kam «любовь» и darpa «гордость, тщеславие»), Rāga-chana («охватывающий похотью») и т.д.
Камадева определяется в ведийских текстах как «саморожденный», вышедший из сердца Брахмана, как сын Дхармы.
В «Атхарваведе» его неоднократно призывают для помощи в любви. Камадева также появляется и в других рассказах и становится объектом определенных ритуалов для тех, кто ищет здоровья, физической красоты, мужей, жен и сыновей и т.д.
Образ Камадевы получает развитие в эпической литературе: он - сын Лакшми, супруг Рати («любовная страсть», «похоть») и Прити («любовь»), отец Тришны («жажды» - представительницы ненасытного желания), один из вишведева. Кроме того, он является воплощением Pradyumna, сына Кришны.
Согласно одному из мифов, Камадева нарушил подвижничество Шивы, что привело к браку последнего с Парвати. Разгневанный, Шива испепелил Камадеву, но затем, склонившись к мольбам Рати, возродил его. Камадева должен продолжать жить, но без тела, так же, как абстрактная сила во всех живых существах, что составляет истинное эмоциональное и психическое состояние любви, а не только физической похоти.
В таком виде Камадева считается полубогом небесных планет в особенности тех, которые способные вызывать сильные желания - Kamaloka. Обитель Камадевы - Ketumala-varsa. Kamaloka, царство чувственного удовольствия, считается одним из самых низких в трех сферах, которые составляют Вселенную. В браминском зодиаке индуистскому божеству любви Камадева соответствует знак
СКОРПИОН/Vrischika (Kamadeva также известен как имя Вишну в Вишну Пуране и Бхагавата), связанный с человеческими органами размножения.
Камадева правит благоприятными 13 и 28 титхи/лунными днями/сутками - Trayodashi, которые связаны с наслаждениями, удовольствиями, заведением дружбы и т.д. Родственная накшатра - Purvaphalguni. Камадева имеет отношение к 7-ому дому гороскопа, который связан с желаниями, браком и отношениями.
Поклонение божеству Камадева на Trayodashi дает хороший взгляд и желательного супруга, все выполняет все желания и т.д.
Кроме того, сказано, что человек рожденный в неблагоприятной накшатре Ашлеша/Aslesha «распутный (сладострастный) и находится во власти Камадевы…».
Камадева почитается в пятницу.

Образ: Камадева или Кама изображался как молодой и красивый юноша с зеленой, красной, золотисто-желтой, темной, как облако и т.д. кожей, восседающий на его вахане попугае (также, на морском животном макаре, колеснице и т.д.); в его руках лук из сахарного тростника с тетивой из медоносных пчёл и пятью стрелами из душистых цветков (цветков дерева ашоки, белого и голубого лотоса, жасмина и цветков дерева манго), которые вызывают любовную страсть и желание. Камадева, прекрасен, как цветок бандхука, сверкает как 100000 солнц и прохладен как 100000 лун и т.д. Его тело покрыто украшениями из драгоценных камней и золота, цветами, богатыми одеяниями с орнаментами желто-золотого, красного и т.д цветов. Вахана Камадевы попугай обычно изображается с красным клювом и зеленым оперением, где красный является цветом любви и страсти, и зеленый - рождаемости, воскрешения и весны, и, таким образом, по существу, две формы символизируют соединение мужского и женского начала. Обычно, индуистских богов, находящихся в состоянии любовного экстаза представляют яркого сияюще-красного цвета. Красный цвет обычно используется во вступлении в брак, так как этот цвет является обязательным в туалете невесты (в некоторый районах Индии невесты одевают зеленое сари цвета благополучия, благосостояния, новой жизни и т.д.). Красный считается очень благоприятным цветом, поскольку он отражает эмоции и связанные с фертильностью качества, что делает его подходящим цветом для невест и молодых замужних женщин. Красный цвет - это эротизм, сексуальная потенция и энергия. В иконографии Калачакры, Камадева персонифицируется как красный демон желания. Тибетский эквивалент Рати - Дакини Курукулла.
Атрибуты Камадевы таковые: его спутники - кукушка, попугай, гудящие пчелы, сезон весна, и легкий ветерок и т.д. «Весна - его возничий, а южный бриз - его боевая колесница…». Все эти символы весеннего сезона, когда отмечается его праздник, известный как Холи, Holika или Вазанта. В древности были популярны посвященные Камадеве праздники, насыщенные эротическими играми и обрядами. Холи празднуется в конце марта или начале апреля на Пурнима (или Pooranmashi) полнолуние. Первоначально весенний праздник Холи проводился в знак почтения к небесной ведической фигуре Камадева, однако в настоящее время посвящен Кришне.
На знамени Камадевы изображается на красном фоне рыба либо макара (дельфин или крокодил, или морское животное,соответствующее зодиакальному знаку КОЗЕРОГ, символ чувственной природы, чакра Свадхистана - обитель вожделения), во чреве которого Камадева, согласно легенде, жил некоторое время.
Камадева описывается как образец индийской мужской красоты: «Его лицо золотистого цвета, у него сильная и крепкая грудь, красивый нос, его бедра, ягодицы и икры округлы и мускулисты. У него черные, вьющиеся волосы и густые, выразительные брови. Его лик подобен полной луне. Его косматая грудь широка, как двери... Его руки, глаза, ноги и пальцы красного цвета. У него стройная талия и прекрасные зубы. Он пахнет, как слон в период охоты. Его глаза подобны лепесткам лотоса, и он благоухает, словно лотосовые тычинки. Его шея подобна раковине... Своим томным взглядом он обольстит любую. Он всем подмигивает. Его дыхание подобно ароматному ветерку. Из каждой поры его тела исходит чувство любви».
Камадева является воплощением мужественности и мужской красоты, а Рати является воплощением женской красоты и обаяния. Камадеве приносят в дар сандаловую пасту, цветы, гирлянды, листья некоторых деревьев, ткани и одежды желтого, красно-желтого, киновари, белого цветов и т.д.
Камадева любит искать жертвы, особенно весной, и его любимыми целями являются девушки, замужние женщины и аскеты-отшельники.
Брахманическая традиция относится к Каме довольно сдержано, утверждая, что «только свободный от Камы восходит на небо». Но пренебрежение дарами Камадевы считалось тяжким грехом: в «Махабхарате» Арджуна, отвергнувший любовь Урваши, обречён в течение года быть евнухом. Такое удовольствие считается важным, но в конечном счете, это несущественный аспект жизни в индуистской традиции, со временем, чувственное желание должно быть отвергнуто любой ценой. Согласно ведическим текстам, общение с женщиной так сильно, что мужчина забывает время, энергию, имущество и даже себя самого. «Тот, кто стремится к духовной жизни, должен оставить всякое общение с женщиной, в том числе не должен думать о ней, видеть ее, говорить с ней в уединенном месте, принимать служение от нее и иметь с ней сексуальное общение…».
Понятие Кама служило в индуизме также обозначением чувственной, эмоциональной жизни и входило (наряду с дхармой, артхой — нормой практического поведения, а впоследствии и мокшей — избавлением от процесса перевоплощений) в число основных установок поведения, гармоничное сочетание которых считалось важнейшим долгом трёх высших варн.
Наставления в Камы составляли особый жанр (камашастра; одно из наиболее значительных — «Камасутра» Ватсьяяны, около III—IV вв. н. э.) и на протяжении веков играли существенную роль в традиционной индийской дидактике.

Индуистский бог Кама является воплощением любви и сексуального влечения. Издавна он считался одним из важнейших обитателей индийского пантеона, так как отвечал за продолжение рода. Поэтому неудивительно и то, что с ним связано множество священных обрядов и легенд, о которых мы и поговорим.

Рождение бога

Бог Кама является плодом любви двух великих небожителей Индии. Так, его отцом был сам Вишну - бог, хранящий порядок и гармонию в мире. Что касается матери Камы, то ею стала Лакшми - небесная принцесса, олицетворяющая красоту, изобилие и богатство.

Учитывая такую родословную, неудивительно, что бог Кама стал одним из самых сильных аватаров в индуистской мифологии. С его величием могли сравниться лишь немногие божества, которые также были потомками высших небожителей Индии.

Сущность Камы

Кама - бог любви в индуизме. Он олицетворяет все, что связано с этим чувством, а также несет в себе мудрость телесных утех. Возможно, для русского человека подобное мировоззрение покажется немного пошлым, но следует понимать, что для индусов секс - это одна из важнейших составляющих счастливого брака. Они издавна верили в то, что оба партнера должны делать все возможное, дабы удовлетворить телесные потребности друг друга.

Поэтому не стоит удивляться тому, что мифология приписывает Каме сексуальную образованность, которую он использовал для того, чтобы обучить своих последователей. Также к помощи бога взывали те, кто хотел поскорее обзавестись потомством. Ведь кто, как не он, способен помочь в этом деле.

Кама - бог любви, вооруженный луком

Издавна бога Каму изображают как прекрасного юношу, вооруженного луком. Для многих исследователей этот факт кажется очень странным, так как наталкивает на мысль о его сходстве с греческим Купидоном. Правда, на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что одна из культур переняла у другой образ бога любви.

К тому же есть ряд особенностей, которые присущи только индуистскому небожителю. Так, бог Кама вооружен луком, состоящим из сахарного тростника. При этом роль тетивы исполняют медоносные пчелы, символизируя этим сладость любви. Помимо лука, бог Кама держал в руке развевающееся знамя. На нем изображена макара - животное-химера, обладающее чертами крокодила и дельфина.

Также, согласно мифам, в колчане бога всегда находится пять стрел, наконечниками которых служат соцветия различных цветов. Например, цветок дерева ашоки зарождал любовь, а манго пробуждал жгучую страсть. Таким вот необычным способом индуисты попытались объяснить то, что у каждого человека любовные переживания проявляются по-разному.

Ездовое животное бога Камы

Особое внимание хочется уделить ездовому питомцу бога или, как его еще называют, вахану. У Камы таким зверем был огромный попугай, чей рост был немногим меньше самого всадника. Однако более важно то, что птицу всегда изображали с красным клювом и зеленым оперением, ведь на то были веские причины.

Так, красный клюв был символом ярких эмоций, страстной любви и решимости. Зеленые перья, напротив, говорили о спокойствии, гармонии и достатке. Вместе эти два цвета олицетворяли счастливый брак, построенный на неподдельных чувствах и сулящий семейное благополучие.

Родственные связи

Согласно общепринятому мнению, бог Кама был женат на богине любовной страсти Рати. Именно она сопровождала мужа на протяжении всей его небесной жизни. Однако есть несколько мифов о том, что второй супругой Камы была богиня чистой любви Прити. В целом в этом нет ничего необычного, так как для индусов многоженство — это вполне обычная практика.

Куда сложнее разобраться в потомственной линии этого божества. Так, он имел дочь Тришну, которая олицетворяла духовную жажду или страсть к жизни. Помимо этого, некоторые источники сообщают о том, что у Камы был то ли сын, то ли младший брат по имени Кродха (бог, зарождающий гнев в сердцах людей).

Перерождение бога Камы

Сила стрел Камы действовала как на людей, так и на небожителей. И вот однажды к нему пришла богиня Парвати, с просьбой влюбить в нее Шиву. Тот был ее самой сильной страстью, но при этом он не отвечал взаимностью, так как на протяжении многих веков отдавал всего себя только йогическим практикам.

Недолго думая, Кама согласился помочь Парвати. Он подкрался к медитирующему богу и поразил его сердце стрелой. В тот же момент Шива полюбил прекрасную деву, но, разгневанный дерзким поведением Камы, испепелил того одним лишь взглядом. Увидев случившиеся, Парвати пришла в ужас, так как именно она была виновницей происходящего.

Поэтому она упала на колени и начала слезно просить воскресить бога любви. К ее мольбе присоединилась и Рати, которая прибежала сюда, услышав о большом горе. Гнев Шивы быстро сменился жалостью к девушкам, и он вернул жизнь убитому Каме.

Обряды и традиции

В старой Индии существовало множество храмов, посвященных богу любви. При этом они выполняли не только духовную, но и просветительскую роль. Так, неопытных юношей и девушек здесь обучали премудростям любви, дабы те могли использовать их в семейной жизни.

Также благословения Камы просили при свадебных обрядах и во время зачатия ребенка. Из-за этого появилось множество обрядов и молитв, способных привлечь внимание божества. Некоторые из них до сих пор используются в быте индусов, тем самым прославляя деяния бога Камы.

Индуизм является одной из самых необычных религий мира, в которой политеизм (многобожие) достигает невероятных размеров. Неисчислимое количество богов и богинь украшают ниши пантеона.

Три божества - Брахма, Вишну и Шива,- считаются верховными.

Они составляют понятие Тримурти, т.е. тройной образ, объединяющий Брахму-создателя, Вишну-вседержителя и Шиву-разрушителя.

Кроме трех Верховных Божеств, индусы почитают множество других богов, самые известные из которых следующие:

Индра - бог войны, царь полубогов, правитель одного из нижних небес- Амаравати. Считается, что он охраняет Восточную сторону света.

Варуна - всевидящий бог Вед, спустившийся из своего небесного дворца, чтобы стать богом вод. В то же время он является хранителем Западной части Вселенной.

Яма - страж Южной стороны, бог смерти, правящий в Чистилище, где грешники мучаются до следующего рождения.

Кубера - бог драгоценных металлов, камней, минералов и богатства вообще, властелин Северной стороны света. Местом его пребывания считают прекрасный город Алака, неподалеку от горы Кайласа. В его подчинении находятся неисчислимые армии гномов (гухьяка) и горных духов (якша).

Ганеша (Ганапати) - бог с головой слона, второй сын Шивы и Парвати, предводитель ганов (полубожеств, прислужников Шивы). Он является Устранителем Препятствий и покровителем всех, кто изучает различные науки. Самое любимое божество индусов, наиболее часто изображается в танце. Его атрибуты - один поломанный бивень, толстый живот, восседает на крысе.

Хануман - обезьяний бог, сын Ваю (бога ветра), друг и верный слуга Рамы. В его честь обезьяны считаются священными.

Кама - индийский бог любви. Подобно его европейскому собрату, он изображается в виде прекрасного юноши, вооруженного луком и стрелами, с той только разницей, что лук его сделан из сахарного тростника, а стрелами ему служат цветы. В услужении у него состоят апсары (нимфы).

Кроме того, у всех богов и полубогов были жены, которые как правило носили те же имена, что и мужские божества, только с женскими окончаниями - например, Индрани.

Аналогично трем Верховным Божествам, жены Брахмы, Вишну и Шивы являются Верховными среди множества женских божеств индийского пантеона и весьма почитаются индусами:

Сарасвати - жена Бога Брахмы, покровительница искусства, музыки и литературы. Ее изображают в виде молодой красивой светлокожей женщины с виной (индийской лютней) и книгой в руках, сопровождает ее лебедь. По преданию именно Сарасвати изобрела санскрит.

Лакшми - богиня удачи и процветания, жена Бога Вишну. Согласно легенде, она появилась из вод вспахтанного Причинного Океана. Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его инкарнации. Таким образом, ей поклоняются как Богине Сите, супруге Рамы (см.ниже); Рукмини, первой царице Кришны, и Радхе, вечной возлюбленной Бога Кришны.

Парвати - жена Бога Шивы в ее благожелательном аспекте, в устрашающем же виде ей поклоняются как Дурге или Кали. Во враждебном аспекте Парвати изображают в виде страшной ведьмы, многорукой и вооруженной различными видами оружия, с оскаленными клыками, кровавым языком и ожерельем из черепов на шее.

Вишну

Обычно Вишну изображают четырехруким человеком с кожей темно-синего цвета, с короной на голове, держащим в руках символические атрибуты: раковину, диск сударшану, жезл и лотос; на шее у него священный драгоценный камень каустубха. Вишну летает верхом на Гаруде - исполинском орле с получеловеческим лицом. Индусы почитают Вишну как «всеобъемлющее божество» в том смысле, что все остальные Боги либо являются его эманациями, либо отражают отдельные его аспекты.

Согласно космогоническому мифу индуизма Вишну является вечным правителем на планетах «духовного неба» – Ваикунтхах (здесь его называют Нараяной). Иногда край духовного неба брахмаджийоти застилает духовное облако. Эта затемненная его часть называется махат-таттвой.

Тогда Господь Нараяна принимает форму Маха-Вишну и ложится на воды Причинного Океана. При этом он пребывает в медитационном сне йога-нидре. В момент выдоха Маха-Вишну из его пор исходит бесчисленное множество вселенных. Они плавают на поверхности Причинного Океана, подобно пузырькам пены. Все эти вселенные существуют только в течение одного выдоха Маха-Вишну.

В каждую из множества вселенных тот же Маха-Вишну снова входит как Гарбходакашайи-Вишну и ложится в Океане Гарбха на змея Шеша, который также является одним из аспектов Нараяны.

Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и на этом лотосе рождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность Индивидуальным Душам (атме) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты «материального неба» и различных полубогов, управляющих этими планетами, т.е. фактически творит свою Вселенную.

Время жизни Вселенной считается равным времени жизни Брахмы и составляет 100 «лет Брахмы», что как раз соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну. Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных, каждая со своим собственным Брахмой, возвращаются в непроявленное состояние и ждут нового выдоха Маха-Вишну.

Основным космологическим циклом в индуизме считают кальпу – «день Брахмы», который состоит из 14 манвантар, или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый, с большими интервалами между ними. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 махаюгу, а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре юги (эпохи) – Крита (другое название Сатья), Трэта, Двапара и Кали. Их продолжительность равна соответственно:

  • Сатья Юга - 1 728 тыс. человеческих лет,
  • Трэта Юга – 1 296 тыс. лет,
  • Двапара Юга – 864 тыс. лет и
  • Кали Юга – 432 тыс. лет.

Каждая Юга являет собой дальнейший упадок религиозности, морали, силы, роста и продолжительности жизни человека и его счастья по сравнению с предыдущими. Считается, что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги, начавшейся около 5 000 лет назад.

В то время, пока все множество вселенных находятся в проявленном состоянии, Изначальный Вишну следит за положением дел в каждой из них и периодически воплощается в том или ином месте целиком или частично, дабы навести порядок. В соответствии с наиболее распространенной классификацией на нашей Земле побывали 10 аватар (инкарнаций) Вишну.

  1. Рыба (матсья). Когда Земля была залита водами всемирного потопа, Вишну принял обличье рыбы, которая первой предупредила Ману (прародителя человечества, сына Брахмы) о грозящей опасности, а затем на корабле, привязанном к рогу на ее голове, вынесла из потопа Ману, его семью и семь великих мудрецов (риши).
  2. Черепаха (курма). Во время потопа были утрачены многие божественные сокровища, в том числе и амброзия (амрита), с помощью которой боги сохраняли вечную молодость. Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору Мандара и обернули вокруг горы божественного змея Васуки. Затем они потянули змея и раскрутили таким образом гору, взбалтывая океан, как обыкновенный индийский молочник сбивает масло. На поверхность вспененного океана всплыли амрита и многие другие сокровища, в том числе богиня Лакшми.
  3. Вепрь (вараха). Демон Хираньякша в вновь погрузил Землю в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря, убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.
  4. Человек-лев (нарасимха). Другой демон, Хираньякашипу, получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей и даже своего благочестивого сына Прахладу. Тогда Прахлада обратился за помощью К Вишну. На закате, т.е. не днем и не ночью, бог неожиданно возник из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу
  5. Карлик (вамана). Демон по имени Бали захватил власть над миром и, совершив ряд аскетических подвигов, достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам. Вишну предстал перед ним в виде карлика и попросил в подарок столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами. Когда подарок был обещан, бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю, небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался от третьего шага, оставив демону преисподнюю.
  6. Парашурама ("Рама с топором"). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана Джамадагни. Когда отца брахмана ограбил злой царь Картавирья, Парашурама его убил. Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни, после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословия кшатриев (воинов).
  7. Рама, царевич Айодхьи, герой эпической драмы "Рамаяна". Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений демона Раваны. Раму обычно изображают как темнокожего человека, часто - вооруженного луком и стрелами. Его сопровождают любящая супруга Сита - воплощение женской верности, три его преданных брата - Лакшмана, Бхарата и Шатругхна,- и Хануман, царь обезьян, верный друг и соратник. Раме почитают как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.
  8. Кришна, самое значительное из воплощений Вишну.
  9. К историям из жизни этого божества чаще других обращаются в танце. Больше всего любят изображать либо его детские шалости, как, например, похищение масла у Яшоды (его приемной матери), либо любовные похождения с гопи (пастушками), самой любимой из которых была красавица Радха.

    Подробное жизнеописание бога Кришны содержится в известнейшем эпическом произведении - "Махабхарате".

    Краткая же история его такова: Кришна родился в Матхуре, в племени ядавов. Его отцом был Васудэва, матерью - Дэваки, двоюродная сестра правившего в то время царя Кансы. Существовало пророчество, что Канса погибнет от руки восьмого сына Дэваки, поэтому он вознамерился уничтожить всех ее детей. Но Кришна и его старший брат Баларама спаслись от избиения; их усыновили и воспитали пастух Нанда и его жена Яшода из Вриндавана. Канса, узнав, что братья избежали уготованной для них гибели, предпринял множество попыток уничтожить детей. Но Кришна, будучи воплощением Бога, совершил множество чудес и подвигов: он убивал демонов, подосланных Кансой, укрывал жителей Вриндавана от бури, подняв на мизинце гору Говардхана над их головами и т.д. В свободное о совершения подвигов время он пас коров, играл на флейте для гопи и предавался своим детским шалостям.

    Когда же он вырос и распростился со своей идиллической пастушеской жизнью, то отправился в Матхуру на борьбу со своим злокозненным двоюродным дядей. Он убил Кансу и стал правителем царства Матхура, но, теснимый, с одной стороны тестем Кансы, правителем Магадхи, а с другой - безымянным царем яванов северо-запада, покинул царство и основал новую столицу в Двараке в Саураштре. Здесь он женился на Рукмини и сделал ее главной из своих жен, которых у него было 16 108 и котрые родили ему 180 тыс. сыновей. В главном сказании "Махабхараты" на протяжении всей истории борьбы царских родов он предстает как неизменный друг и советник пятерых братьев Пандавов, и перед битвой на Курукшетре, являющейся кульминацией эпоса "Махабхараты", он, обращаясь к Арджуне, одному из братьев, произносит свою великую проповедь, изложенную в "Бхагавадгите".

  10. Будда, последнее воплощение Вишну в прошлом. Согласно "Гитаговинде" великого поэта Джаядэвы, Вишну воплотился в образе Будды из сострадания к животным, чтобы положить конец кровавым жертвоприношениям.
  11. Калки - будущее воплощение. Индусы верят, что в конце нашей мрачной эпохи Вишну явится в образе человека верхом на белом коне, с пылающим мечом в руке. Он осудит грешников, вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу ("золотой век").

Эти энергии, присутствующие в человеке как дикие силы, должны быть управляемыми и проводиться по энергетическим каналам плодотворно, чтобы поселить в нем божественное сознание. Для этого человек должен заручиться доброжелательностью различных богов, которые вызовут в его сознании соответствующий настрой, что поможет ему справиться с различными силами дикой природы. На пути духовного продвижения человека он должен развить в себе различные признаки этого божественного духа для того, чтобы достичь всестороннего духовного совершенствования.

Ведические божества символизируют силы, присутствующие в природе, а также живущие внутри людей. При обсуж­дении символического значения ведических божеств в труде «Тайна Вед» Шри Ауробиндо говорит, что «боги, богини и демоны, упомянутые в Ведах, представляют различные космические полномочия, с одной стороны, и достоинства человека и недостатки, с другой».

Поклонение идолам и исполнение ритуалов живут в самом сердце индуизма и имеют большое религиозное и философское значение. Все индуистские божества - самосто­ятельные символы пути к специфическому аспекту Брахмана. Индуистская Троица представлена тремя божествами: Брахма (Brahma) - создатель, Вишну (Vishnu) - защитник и Шива (Shiva) - разрушитель.

Однако Брахма хоть и велик, но слишком уж велик и потому почти недося­гаем. Вишну замещает его, а роль третьего божества незаметно переходит к богине Шакти. Все индусы, как правило, либо вайшнавы («поклоняющиеся Вишну»), либо шиваиты («поклоняющиеся Шиве»), либ» шакты (то есть «те, которые поклоняются Божественной Матери Шакти», как правило, женщины). Это говорит о том, что и в индуизме при всем его многобожии присутствует определенный элемент Св. Троицы.

Индийский бог Брахма

Брахма имеет четыре лика, четыре руки, спутанные волосы, часто короткую заостренную бороду и шкуру черной антилопы в качестве накидки. Он сидит на лотосе или в колеснице, запряженной семью лебедями. В одной правой руке он держит четки, в другой - сосуд с водой. Его взгляд выражает счастье и спокойствие. Глаза его прикрыты в медитации.

Головы Брахмы господствуют над четырьмя странами света, из них изошли четыре древнейшие Веды, так как он является божеством мудрости, а его главная жена - Сарасвати - богиней учености.

Четыре его лика представляют четыре Веды: восточный - Ригведу, южный - Яурведу, западный - Самаведу северный - Атарваведу.

Четыре его руки представляют четыре стороны света.

Мир возник из воды. Поэтому Брахма несет воду в сосуде камандалу. Четки, которые он перебирает, представляют Время.

Семь миров представлены семью лебедями (гусями).

Лотос, на котором сидит Брахма, возникает из пупка Вишну, представляя Мани - Землю.

Цвет кожи Брахмы красный или золотой, одежда - белая. Его вахана - лебедь или гусь. У скульптурных фигур Брахмы позади головы обычно имеется нимб в виде диска чуть больше головы.

Индийский бог Вишну

Вишну наиболее популярный из всех богов индуистского пантеона. Находясь в индуистской триаде после Брахмы, Вишну превосходит его. Он Бог-Защитник. Из всех богов триады Вишну выглядит наиболее человечным, так как является Вседержателем. По присущим ему качествам он очень близок к человеку, поэтому очень популярен.

Вишну часто изображается сидящим на волшебной четырехлапой птице Гаруде. Он имеет одно лицо и четыре и более рук. Его изображают синим, одеяние Вишну всегда желтого цвета. Он несет в правых руках стрелу, четки и булаву - символ власти, которую дает высшее знание, заключающее в себе сущность жизни; в левых руках он несет шкуру, ткань и радугу. Он также держит чакру (колесо) и гаду (жезл). Чакра представляет вращение мира, так же, как Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, существование которой циклично, словно вращение колеса. Раковина связана с возникновением всего сущего из первозданных вод, поскольку она имеет форму спирали и является продуктом деятельности воды. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Восемь рук Вишну символизируют четыре стуроны света и четыре промежуточных направления. Раковина представляет небо, чакра (колесо) - воздух, гада (жезл) - свет, а лотос - воду. Жест руки Вишну обозначает утешение, ниспосланное верующим.

Вишну часто изображается возлежащим на царе змей Шеша с сидящей у его ног супругой Лакшми. Согласно одной из легенд творец мира Брахма родился из лотоса, выросшего из пупка Вишну. Многоголовый царь змей Шеша, на котором, как на троне, восседает Вишну, является воплощением божественной творческой силы, которая не была полностью реализована во время сотворения мира (санскритское слово «шеша» обозначает «остаток»). Шеша подобен волнам на глади океана первозданных вод, подобным жизни, возникшей когда-то из этих вод Вселенной.

Эта индийская идеограмма символизирует, что бог Вишну - един для всей Вселенной.

В иллюстрированных представлениях Вишну имеет 4 руки (4 полукольца), а крест в круге символизирует высшее деятельное начало.

Индийский бог Шива

Шива является одним из наиболее значительных и популярных богов индуизма. Вначале явившись на свет как божество гнева и слепых сил природы - Рудра, Шива в наши времена подобрел. В настоящее время он является одним из наиболее популярных богов, ему посвящено много храмов, он имеет большое количество приверженцев. Его поклонники сегодня разделились на множество сект. Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:

Жезл - представляет смерть. Лимон - семя мира. Трезубец - означает учение. Щит - представляет Дхарму.

Спутанные волосы - многообразие Брахмана-Абсолюта.

Полумесяц - символизирует божественность Шивы. Змей Васуки Яджнопавита - его гнев, который покоряет зло.

Тигровая шкура - символизирует желание. Бык Найди - символизирует Дхарму, Закон.

1. Четыре руки - трезубец, барабан, благодающая позиция и четки.

2. Восемь рук. Правые - четки, копье (шакти), жезл (данда) и копье или трезубец (сула). Левые - ритуальный жезл, чаша-череп, благодающая позиция и кобра. Слоновья шкура и лунный серп.

3. Две руки - копье или трезубец (сула), лук. Три глаза.

4. Четыре руки - защитная и благодающая позиции, олень и барабан. Три глаза. Сопровождается Парвати.

Индийский бог Ганеши

Слоноголовый бог Ганеши - весьма популярный персонаж индуистской мифологии. Это, наверное, самый многострадальный из индуистских богов: у него не только слоновья голова, но он еще и инвалид - у него не хватает одного бивня, который он потерял в схватке с великаном. Великан превратился в крысу, и с тех пор Ганеши на нем ездит. Бедняга родился изрядным уродцем - у него было короткое тело и толстый живот. Зато Брахма повелел поминать его имя прежде имен других богов, а Богиня мудрости Сарасвати подарила Ганеши перо и чернила, и он стал богом учености и образования, покровителем всех студентов и школьников.

Кроме того, Ганеши стал покровителем купцов и путешественников и получил брахманское достоинство. Он всегда сидит на крысе, которую ему в вечное услужение дала богиня земли Притхиви.

Для того чтобы небесных обителей достигали только истинно преданные Шиве, Ганеши стал изобретать препятствия для людей, помрачая их разум и заставляя стремиться к богатству и временным наслаждениям. Хотя Ганеши - предводитель низшего пантеона и находится в услужении Шивы, он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий. Ганеши призывали и при зывают до сих пор в помощь при каждом деле, с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеши-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии.

Шакти - женское начало

Шакти - неотъемлемая часть Шивы и женской энергии Пуруши. Кроме того, она является воплощением динамичес­кого принципа. Шива силен и активен только с Шакти и пассивен без нее. Хотя Шакти, конечно, и сама по себе богиня, но здесь на самом деле выступает целый ряд божеств, причем некоторые в позитивном аспекте, а другие в негативном.

Принцип Единой Матери-Жены был описан в Пуранах, в истории о рождении Триады - Брахмы, Вишну и Шивы, и одновременно с ними Деви, которую Шива взял в жены.

Индийская богиня Деви

Очаровательная Деви, или Махадеви, является самой значительной и многоликой из всех богинь индуистского пантеона. Образ ее восходит к древней богине-матери и в то же время тесно связан с понятием «шакти» - божественного творческого начала. Эта богиня олицетворяет плодородие, изобилие, охраняет религиозные и семейные уставы, является поборницей культуры, символом реализации потенциала женщины и материального благополучия. Эта богиня - могучая защитница от происков злых духов и от ненависти, ее изображение служит оберегом. Женщины обычно просят ее о различных благах, а также об активной защите от злых духов, болезней и зла.

Образ этой богини повлиял на формирование других богинь, вполне независимых по своим функциям, изначально принадлежавших местным культам, которые обычно являют лишь свою грозную ипостась.

Индийская богиня Сарасвати

Эта богиня учения и культуры - одна из наиболее популярных среди поклонников различных религий Индостана.

Обычно ее рисуют сидящей на лотосе и играющей на вине, музыкальное инструменте, напоминающем лютню.

По легенде Брахма был настолько очарован собственной дочерью, что у него появилось страстное желание постоянно видеть ее, и потому его лицо возникало во всех направлениях - он постоянно смотрел на дочь.

Так Брахма приобрел пять ликов.

Индийская богиня Шри, или Лакшми

Богиня изобилия и процветания, она родилась тогда, когда боги пахтали океан, чтобы добыть из него напиток бессмертия - амриту.

Она является одной из самых популярных богинь индуистского пантеона. Наверное, это связано с тем, что желание быть богатым является одним из ж основных человеческих желаний.

Лакшми также ассоциируется с красотой и удачей.

Ее изображают как одну, так и с Вишну. Если Вишну сопровождали Бху или Сарасвати, она неизменно также составляла ему компанию и тогда звалась Шри.

По мере роста популярности культа образ Лакшми вобрал в себя большое количество народных поверий и стал любимым у индийских женщин.