Бедные... евнухи

Евнухи вызывают к себе непреходящий интерес, какое-то болезненное любопытство. И мне самой трудно пройти мимо этой темы.

Первые следы евнухов обнаружились в Месопотамии, в колыбели земной цивилизации, где реки Тигр и Евфрат сливаются и впадают в Персидский залив. В плодородной дельте проживало немало разных племен, у некоторых был матриархат. Еще в девятом веке до нашей эры ассирийская царица Семирамида кастрировала рабов-мужчин. Эту практику переняли и другие владычицы. Жерар де Нерваль в книге “Путешествие на Восток” описывает свиту из евнухов, сопровождавшую царицу Савскую.

Типы евнухов

Известно несколько видов евнухов (кастратов), или скопцов: рожденные такими, насильственно кастрированные и евнухи, подвергшиеся кастрации по доброй воле ради сохранения чистоты и непорочности. “Ибо, — говорится в Евангелии от Матфея, — есть скопцы, которые из чрева матери родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного” (19:12).


Традиция использовать евнухов распространилась по всему Востоку от Персии до Китая. Воинственные племена, такие как персы, кастрировали своих пленников ионийцев и как военные трофеи вместе с самыми красивыми захваченными девственницами преподносили своим царям. В 538 г. до н.э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилон, сказал, что евнухи, неспособные к деторождению и обзаведению собственной семьей, являются самыми надежными слугами. Это его высказывание мы находим у античного историка и биографа Ксенофонта (четвертый век до нашей эры):

По наблюдениям над другими животными он заключал, например, что строптивые кони от холощения лишь перестают кусаться и брыкаться, но отнюдь не становятся менее пригодными для войны; что быки от холощения также теряют свой прежний норов и упрямство, но не лишаются силы и способности к труду; что, наконец, псы после холощения перестают убегать от своих хозяев, но ничуть не становятся менее пригодными для того, чтобы сторожить, или для охоты. Равным образом и люди, лишенные любовного влечения, делаются лишь более спокойными, однако они не становятся менее усердными в исполнении поручений. Ксенофонт.

Кастрации мужчин у иудеев и христиан способствовало убеждение, что женщина служит препятствием к достижению святости и непорочности. Христианский теолог и писатель второго века Тертуллиан утверждал, что Царство Небесное открыто для скопцов, и воодушевил многих на добровольную кастрацию. Многие из пошедших на это потом сожалели о принятом решении.

У Геродота есть рассказ о работорговце по имени Панион с острова Хиос, который покупал самых красивых мальчиков, кастрировал их, а потом снова продавал на невольничьих рынках. Среди этих мальчиков был Гермотим, который обрел большое богатство и могущество в Сардах (Сарды — древняя столица Лидии), став там дворцовым евнухом. Много лет спустя пути Гермотима и Паниона вновь пересеклись. Гермотим решил отомстить. Он уговорил Паниона поехать с ним в Сарды, посулив большую власть и богатство. Панион, не догадываясь о планах Гермотима, соблазнился обещаниями, попал в ловушку, коварно подставленную евнухом, и жестоко поплатился. Евнух заставил своего бывшего мучителя кастрировать четверых своих сыновей, а потом тех — кастрировать отца.


Католическая церковь проводила кастрацию мальчиков ради сохранения у них высокого певческого голоса сопрано для папского хора в Сикстинской капелле, и эта практика существовала со времен Ренессанса вплоть до 1878 года. Пели кастраты и в итальянской опере, где некоторые из них, как, например, Гримальди, Фаринелли и Николини, заслужили громкую славу.

Несколько сот евнухов состояли при мечетях в Мекке и Медине. Они вступали в контакт с приходящими на молебны женщинами, что обычным мужчинам в святых местах по законам ислама делать не разрешается.

Во второй половине восемнадцатого столетия в России существовала секта скопцов. Они верили в необычную легенду о Садах Эдема, где жили Адам и Ева, сотворенные бесполыми. После грехопадения остатки запретного плода были врощены в их тела в виде грудей и гениталий. Дабы вернуть себе былую непорочную чистоту, многие сами совершали над собой обряд кастрации, уродуя себя ножами, заостренными камнями и даже осколками стекла. Скопцы существуют и до сих пор. В Малой Азии в пятом веке до нашей эры жрецы храма Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света) и храма Сивиллы в римском Капитолии были евнухами. Позднее священные функции евнухов преобразовались в выгодную службу аристократам Греции и патрициям Рима.

Этот обычай существовал у жителей Византии и перешел к туркам. В четырнадцатом веке османы начали изолировать своих женщин, и Византия поставляла им евнухов. Но скоро турки сами наладили торговлю ими. В Китае кастрация получила широкое распространение и существовала вплоть до разрушения Большого дворца в Пекине. Однако если евнухами в Китае были исключительно китайцы, то в Турции ими были кто угодно, кроме самих турок: мусульманам кастрация запрещена Кораном. Сначала в Турцию поставлялись белые евнухи с Северного Кавказа, из Грузии и Армении, но люди этих народов тяжело переносили операцию и часто погибали. Крепче оказались черные (чернокожие) евнухи, они были выносливее и сильнее. И самыми доходными охотничьими угодьями в этом отношении стали Египет, Абиссиния и Судан.

Торговля евнухами

Согласно исламу, военнопленный становится собственностью захватившего его и, как всякая собственность, может отчуждаться. Мусульманские работорговцы стали завязывать связи с вождями африканских племен, уговаривая их продавать сначала пленных рабов, а потом и своих соплеменников. Выгодная торговля быстро развивалась.


Операция кастрирования

Поскольку ислам запрещает мусульманам кастрацию, это исполняли египтяне-христиане и евреи. Из массы невольников отбирали мальчиков и оперировали их прямо во время остановок на отдых. Это была тяжелая и опасная операция, часто кончавшаяся смертельным исходом, а сухой и жаркий климат не способствовал быстрому заживлению ран. Горячий песок пустыни считался лучшим бальзамом, так что кастрированного просто зарывали по шею в песок и держали в таком положении, пока рана не затягивалась. Перенесшие ужасную боль, кровотечение и последующее пребывание в горячем песке и выжившие становились очень дорогим товаром, приносившим купцам огромные барыши. Покупателями были богатые люди, и евнух имел реальную возможность занять в доме могущественного человека высокое положение и получить немалую власть.

Темное ремесло превращения нормального человека в кастрата было окружено глубокой тайной, и некоторый свет проливает лишь сравнительная этимология отдельных терминов этого дела: “давление”, “разбивание”, "отрезание" и "вытягивание". Согласно сведениям историка Н.М. Пенцера, в античную пору евнухи подразделялись на несколько четких групп:

Кастраты — с напрочь отрезанными пенисом и яичками;

Спадо — удалены яички методом вытягивания;

Филиби — яички разбиты и деформированы, семенные железы повреждены. Это делалось в самом раннем возрасте.

Сандали — без гениталий.


Известный путешественник и арабист Ричард Бертон приводит такую принятую на Востоке классификацию кастратов и методов проведения кастрации:

Гениталии отсекаются одним взмахом бритвы, после чего в мочеточник сразу вставляется трубка. Рана прижигается кипящим маслом, и пациента помещают в кучу свежего навоза. Кормят пациента молоком, операция производится до наступления половой зрелости; выживаемость высокая. Евнухи с удаленным пенисом, но теоретически способные к копуляции и воспроизведению детей. Евнухи типа филиби. Яички удалены с помощью каменного ножа, а также путем их разбивания, выкручивания или прижигания.

Способы кастрации, очевидно, были одинаковыми во всем мире и различались лишь методами останавливать кровотечение. Вот как описывает кастрацию в Китае Картер Стент (1877):

Операция осуществлялась так: чтобы ослабить кровотечение, живот и бедра туго бинтуются или перевязываются жгутами. Удаляемые части тела трижды смачиваются настойкой жгучего перца, в то время как оперируемый полулежит, откинувшись на спину. После промывания гениталии — яички и пенис — отсекаются у самого основания изогнутым в виде серпа ножом. Кастрация завершается тем, что в отверстие у основания пениса вставляется оловянная трубка с краником или пробкой. Все это закрывается смоченной в холодной воде бумагой и осторожно перевязывается. После этого два человека, что орудовали ножами, берут прооперированного под руки и два или три часа водят по комнате, после чего его укладывают. Следующие три дня пациенту совсем не дают пить, что заставляет его страдать не только от жажды и от страшной боли, но более всего от невозможности справить естественную нужду. Через три дня повязку снимают, пробку извлекают, и несчастный получает возможность слить мочу, которая бьет струёй, как из фонтана. Если испускание мочи проходит благополучно, с пациентом все в порядке, и его поздравляют с успешной операцией. Если несчастному освободить мочевой пузырь не удается, это означает, что мочеточник распух, помочь ему нельзя и он обречен на гибель.


Историк Пол Райко упоминает серебряную трубку, которую евнухи прячут в своем тюрбане. Чтобы помочиться, они вставляют ее в мочеточник.

Легче всего кастрацию переносили мальчики, не достигшие половой зрелости. Кастрация в более позднем возрасте порождала у людей чувство большой безвозвратной потери и отчаяние, на почве которого происходил моральный срыв и вызревало стремление к мести.

Китайские евнухи

Запретный город в Пекине был закрыт для женщин, и большинство населения резиденции китайских императоров составляли евнухи. В царствование династии Мин (1368—1644) в стенах Запретного города проживали более тысячи скопцов. Это число постепенно сокращалось, и ко временам последнего китайского императора Пу и в начале двадцатого столетия их оставалось две сотни. Большинство евнухов внутри городских стен исполняли функции прислуги, однако у них были немалые возможности для продвижения по службе, и это привлекало в их ряды бедноту. Сама кастрация была делом недорогим, со смертельным исходом на уровне 4—5 процентов, и риск считался оправданным. Поскольку пополнением занимались сами евнухи, желающие попасть в эту касту стремились завести с ними полезное знакомство.


Многие из евнухов получали хорошее образование и под конец становились правительственными чиновниками. Обладавшие хорошими голосами пели в театре, другие занимали секретарские должности при сановных вельможах. По учению Конфуция, чтобы попасть на небо, человек должен быть захоронен весь целиком, поэтому китайские кастраты свои отсеченные органы всю жизнь носили при себе в особых сосудах с рассолом. Не всем удавалось сохранить их в целости, поэтому существовал черный рынок этих сувениров.

Последствия кастрации

В результате кастрации тело теряет волосяной покров, делается дряблым, голос становится писклявым, человек сильно толстеет. Кроме того, скопцы страдают недержанием мочи, ослаблением памяти, бессонницей и близорукостью. Кастратам нельзя потреблять спиртное, потому что алкоголь лишает их сил и вызывает боли в мочеточнике.

Есть многочисленные свидетельства, что евнухи гарема любили деньги и все то, что на деньги можно приобрести. Они любили вкусно поесть, обожали сладости, особенно шоколад и пирожные. Им нравились рассказы и легенды, они могли часами слушать страшные мифы и сказки, особенно из "Тысячи и одной ночи". Большое удовольствие получали от музыки и танцев, навевавших воспоминания о родной Африке.

Половое влечение у кастратов

Утрата половых органов, особенно в детском возрасте, необязательно освобождает человека от сексуальных влечений. У евнуха, лишенного только яичек, возможна эрекция члена, и он может заниматься сексом. Ричард Бертон в многотомном переводе “Тысячи и одной ночи” утверждает, что эрекция может длиться, пока сердце способно гнать кровь и страсть не остынет. В одной из сказок рассказывается о чернокожем юноше, который овладел девушкой и за это был наказан кастрацией. Став евнухом, он продолжал заниматься с ней любовью до самой ее смерти.

И действительно, некоторые евнухи крутили любовь с женщинами гарема. Монтескье в "Персидских письмах" приводит рассказ такого евнуха:

Я поступил в сераль, где все внушало мне сожаление о моей утрате: ежеминутно я ощущал волнение чувств; тысячи природных красот раскрывались предо мною, казалось, только для того, чтобы повергнуть меня в отчаяние.


Помню, как однажды, сажая женщину в ванну, я почувствовал такое возбуждение, что разум мой помутился и я осмелился коснуться рукой некоего срамного места. Придя в себя, я подумал, что настал мой последний день. Однако мне посчастливилось, и я избежал жесточайшего наказания. Но красавица, ставшая свидетельницей моей слабости, очень дорого продала мне свое молчание: я совершенно утратил власть над нею, и она стала вынуждать меня к таким поблажкам, которые тысячи раз подвергали жизнь мою опасности. Цит. по: Монтескье Ш. Л. Персидские письма.

Евнух с пенисом был способен продлить наслаждение партнера и потому был особо ценным любовником для женщин гарема. К тому же с ним не было никакой опасности забеременеть. Один из стражей дворца в своих воспоминаниях утверждает, что некоторые евнухи имели своих одалисок, а другие предпочитали юных мальчиков:

Эти злодеи влюблялись в красивых мальчиков и держали их возле себя; грешные телеса этих негодяев были переполнены страстью. Каждый из них покупал себе пару рабов и держал взаперти в своей комнате, ревнуя их к своим коллегам. Часто из-за этих мальчиков у них вспыхивали ссоры и драки. Разве не похоть толкала этого вероломного человека на такие поступки?


Евнухи также использовали препараты, усиливающие половое влечение, и всякие эротические атрибуты. Они имели сношение с внешним миром и покупали там разные эротические игрушки вроде искусственных членов. Они также были большими мастерами орального секса; женщины, выходившие замуж после связи с евнухами, по словам того же стражника, часто были недовольны своими мужьями в этом отношении:

Спрашиваете, какой сексуальный аппетит разгорался у одалисок, вступавших в половую связь с евнухами? Об этом весь Стамбул говорил. Те две одалиски получили свободу и вышли замуж. Через неделю мужья подали на развод с ними. Причиной послужили жалобы одалисок на то, что мужья оказались мужчинами хуже евнухов. Вот мужья и решили развестись с ними. Это случилось при мне, я это знаю.

Свидетельств самих евнухов о том, как они достигали собственного удовлетворения, не имеется. Эрогенными зонами у евнухов являются область вблизи мочеточника и анальное углубление. Бертон приводит свидетельства жены одного евнуха, утверждавшей, что ее муж занимался мастурбацией, фелляцией и анальным сексом и добивался сладострастного оргазма секреции простаты. При приближении к оргазму она подставляла ему подушку, иначе он мог искусать ей лицо и грудь.

Женитьба евнухов

Нередко евнухи женились на одалисках, но тогда они уже жили за пределами гарема. Главный евнух Ибрагима по имени Сюмбюль-ага женился на беременной одалиске, чтобы иметь не только жену, но и ребенка. Многие евнухи заводили собственные гаремы и заполняли их девственницами. “Я не искал любви, я искал страсти. Во дворце я не мог себе позволить этого, — читаем в воспоминаниях главного черного евнуха (девятнадцатое столетие). — На многих женщин я смотрел с вожделением, но мне грозила виселица, и приходилось сдерживаться. Тогда я решил жениться на одной из женщин дворцового гарема, что и сделал. Вы можете спросить, как могла женщина выйти замуж за такого, как я. Не знаю. За всю совместную жизнь с ней я ни разу об этом ее не спросил”.

Восстановление утраченных гениталий

По легендам иногда половые органы вырастали вновь. Картер Стент зарегистрировал такие случаи, знакомясь с бумагами одного китайского суда. Там разбирались дела нескольких евнухов, у которых восстановились половые способности. Их подвергли новой кастрации, но теперь из-за возраста большинство повторную операцию не перенесли.

Евнух пекинского двора по имени Вей Чунсин в тайне содержал любовницу и старался всеми силами восстановить свои половые органы. Один доктор сказал ему, что для этого он должен съесть мозги семерых мужчин. Евнух заполучил семерых преступников, вскрыл их черепа, извлек мозги и съел. Результат этого остался неизвестен.

Поступающих в сераль евнухов подвергали тщательному осмотру. Это обследование проводили врачи, которые и потом периодически их осматривали и выясняли, не растут ли у них новые органы. Кстати, предпочтение отдавалось евнухам с отталкивающей внешностью; прелестные евнухи-красавцы существовали только на страницах “Тысячи и одной ночи”.

Во времена расцвета Османской империи в Серале было от шестисот до восьмисот евнухов, которых в большинстве случаев дарили султану правители разных провинций. Жили они в помещениях, находившихся сразу за Воротами блаженства. Вход закрывался двумя смежными дверями — железной и медной. Главный евнух каждый вечер получал ключи от этих дверей у стражника, а утром снова передавал их страже.

В передней всегда стояли наготове палки для битья новичков. Наказанию палками подвергался каждый новый евнух независимо от того, был ли он в чем виновен или не был. Его укладывали на пол со связанными руками и ногами, и один из евнухов начинал наносить удары палкой по пяткам, пока наказуемый не лишался чувств. Остальные новички наблюдали за наказанием, учились и ждали своей очереди: “Мальчик находится под наблюдением и учится у других юношей сераля, пока не будет готов к услужению. Тогда его продвигают по службе, приставляют к женщинам и могут даже поставить на службу султанше под наблюдение главного евнуха, или "начальника девственниц". Евнухи получали солидное жалованье в размере от 60 до 100 акча в день, два шелковых халата и также другое годовое содержание, не считая даров от других служб дворца. Имена им давались цветочные — Гиацинт, Нарцисс, Роза, Гвоздика. Поскольку они обслуживали женщин, их называли приличествующими невинности, чистоте и благоуханию именами”, — писал о евнухах Оттавиано Бон в книге “Сераль великого повелителя” (1608).

Во время ученичества молодые евнухи спали в больших общих комнатах. Росли они, играя с другими мальчиками и девочками-одалисками. За их дисциплиной следили так, как следят в военных училищах. В конце ученичества их, как и одалисок, приставляли к важным дамам гарема — принцессам, кадинам, дочерям и сестрам султана, к султанше матери. Мечтой каждого евнуха было занять положение кизпяр агаси (хозяин девочек), то есть главного черного евнуха.


Евнухи в Серале

Для охраны своих женщин султаны содержали страшно дорогую армию евнухов, которых насчитывалось до восьми сотен человек. Это были пленные или купленные невольники, кастрированные до наступления половой зрелости и осужденные на пожизненное служение своим владыкам. Белые евнухи служили в селямлике, где султан встречался с другими мужчинами. Селямлик Золотым путем, богатым коридором, отделанным редкой по красоте керамикой, соединялся с гаремом, где за женщинами присматривали черные евнухи. В руках главного черного евнуха, служившего связующим звеном между султаном и его матерью, была сосредоточена большая политическая власть. Официально его положение при дворе было приравнено к положению главного визиря (премьер-министр).

Лица, занимавшие пост главного черного евнуха, были посвящены в самые интимные тайны гарема и одновременно имели выход во внешний мир. Они-то и были самыми большими взяточниками и интриганами султанского двора. В окружении женщин, искушенных в умении вызывать у мужчин страсть, вся их жизнь проходила под знаком их сексуальной неполноценности. Часто из них получались хитроумные склочники, любая неприязнь которых быстро перерождалась в страсть к отмщению.


Главный черный евнух

Власть и престиж главного черного евнуха в империи были огромны. Он был главным должностным лицом империи после султана и главного визиря. Он был главнокомандующим дворцовой стражи, пашой, и занимал ряд других важных и ответственных постов. Он мог обращаться к султану в любое время и служил личным курьером в сношениях султана с главным визирем. Он был связным между султаншей матерью и сыном султаном. Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сначала предстать перед главным черным евнухом. Он был также одним из самых богатых людей империи, его все боялись, а потому все старались его подкупить и умилостивить.

Это он провожал новую одалиску в опочивальню султана. Эту церемонию описал в 1766 году Жан-Клод Фляша:

Наконец Хозяйка дома подводит к султану девушку, которую тот счел самой привлекательной... Она старается продемонстрировать все свои достоинства и понравиться султану. Тот бросает в сторону одалиски платок в знак того, что желает остаться с ней наедине, и немедленно занавеси вокруг комнаты султана задергиваются. Главный евнух ждет команды вновь их раздвинуть. В это время все женщины, что находились в зале и танцевали, пели, играли на музыкальных инструментах или просто отдыхали на подушках, поднимались, вступали в беседку и выражали свое почтение султану и его новой избраннице.

Если ночью в гареме происходило что-то чрезвычайное, только главный евнух имел право туда войти. В его обязанности входили защита женщин гарема, поставка в гарем новых одалисок, надзор за продвижением женщин и евнухов по службе, он выступал главным свидетелем во время свадьбы султана и крестин его детей, проводил все торжественные церемонии, такие как обряд обрезания, помолвки, именины, объявлял приговор осужденным женщинам гарема. Он отводил осужденных к палачу и он же надевал на них мешки, чтобы топить в море. Во второй половине шестнадцатого столетия власть евнухов еще больше возросла. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях евнухи вместе с главными женщинами гарема захватывали бразды правления страной, пользуясь безволием и слабоумием правителей. Во время правления женщин (1558—1687) главный черный евнух был наиболее близким и ценным сподвижником султанши матери и жен султана. И те и другие сыграли существенную роль в упадке Османской империи.

С начала девятнадцатого столетия власть главного черного евнуха стала ослабевать. К началу двадцатого столетия его функции были сведены к наблюдению за тем, чтобы женщины были одеты пристойно; он сопровождал женщин при выходе из гарема и наблюдал за их перемещением в городе, следил, чтобы их поведение не выходило за рамки предписанных правил, чтобы в гарем не проникали без разрешения торговки, разные работницы и гадалки; давал разрешение на посещение женщин гарема их подругами; он всегда находился в гареме на случай каких-либо происшествий.

После роспуска всех гаремов в 1909 году у этих женщин не оказалось родственников, которые могли бы их взять к себе.

С исчезновением гаремов пришел конец и евнухам. Одно время было много разговоров об их устройстве в старости. Они сами предпринимали кое-какие попытки организовать собственный профсоюз. Но никому не хотелось ими заниматься: за ними стояло то, что всем хотелось поскорее забыть.

Алев Литлэ Крутье

(по книге "Гарем. Царство под чадрой")

Евнух – в переводе с греческого «блюститель ложа». Так называют мужчину, подвергшегося кастрации (оскоплению). Самые ранние сведения о кастрированных мужчинах приходят к нам из древней Ассирии. Здесь еще в XIX веке до нашей эры цари назначали евнухов служителями в свои гаремы. В более поздние времена без евнухов немыслим уклад жизни в странах мусульманского мира, в Китае, Византии, и не только. Как же мужчины становились евнухами?

Китай

Первые сведения о евнухах на службе у китайского императора появляются в 1050 году до нашей эры. У самого императора, у представителей высшей аристократии были огромные гаремы. Для их обслуживания требовались евнухи. Одним из самых распространенных способов получения этих бесценных кадров, было наказание царедворца путем отрезания детородного органа. Казнь носила название «гунсин» — дворцовое наказание. Кроме того, кастрации подвергали пленников. Империя постоянно вела войны, поэтому недостатка в них не было. И, наконец, бедные и многодетные родители продавали своих сыновей в дворцовые евнухи, полагая, что таким образом они избавят ребенка от нищеты. И зачастую они оказывались правы. Многие евнухи делали великолепную придворную карьеру, занимали ключевые посты в государстве. Евнух-флотоводец Чжен Хэ вошел в число самых знаменитых личностей Поднебесной и стал национальным героем.

Как происходила кастрация в Китае, описал английский путешественник и ученый К. Сент в 1877 году: «Операцию выполняют следующим образом. Нижнюю часть живота и верхнюю часть бедер туго перебинтовывают, чтобы предупредить излишне обильное кровотечение. Затем удаляемые части тела трижды промывают горячей перечной водой и отрезают под самое основание небольшим кривым ножом, напоминающим серп. По завершении дела рану накрывают бумагой, намоченной в холодной воде, и тщательно забинтовывают. Пациента, поддерживаемого двумя «операторами», заставляют ходить по комнате 2-3 часа, после чего позволяют лечь, но запрещают что-либо пить в течение трех суток. На четвертый день снимают повязку и страдалец, наконец-то, может облегчиться. Если это получается, значит, он вне опасности, если нет — он обречен на мучительную смерть, так как проходы его уже распухли и ничто его уже не спасет».

Византия

В христианскую империю институт евнухов проник еще из древнего Рима. Римские патриции считали, что евнухи придают дому оттенок восточной экзотики. В Византии евнухи становились самыми доверенными слугами императорского двора, а иной раз, и очень влиятельными царедворцами. Это были, по большей части, рабы из числа персов, арабов, жителей Кавказа. Однако, известны случаи, когда кастрации подвергались младшие сыновья в знатных семьях. Один из самых знаменитых евнухов Иоанн Орфанотроф жил в XI веке. Он женил своего брата Михаила Пафлагонского на императрице Зое, сделав его императором. Затем он убедил Зою усыновить своего племянника, тоже Михаила, став, таким образом, вначале братом, а затем и дядей императора. Фактически, он правил империей от имени своих сиятельных родственников. При императоре Михаиле Дуке империей фактически управлял евнух Никифор, прозванный за малый рост Никифорицей. Он брал взятки, воровал из государственной казны, и чудовищное корыстолюбие, наконец, привело его к печальному финалу: Никофорица умер под пытками во время следствия о государственных растратах.

Среди высшего духовенства Византийской империи так же было много кастратов.

Турция

Захватив Константинополь, Мехмед Завоеватель обнаружил здесь великолепные дворцы, которые обслуживали сотни евнухов. Все это было применено с пользой, и с тех пор евнухи в массовом сознании ассоциируются именно с Турцией. Сперва гаремы охранялись белыми евнухами. Но затем в моду вошли чернокожие кастраты. Это было вызвано несколькими причинами. Во-первых, считалось, что чернокожие мальчики легче переносят процедуру кастрации, а во-вторых, бытовало поверье, что утраченная часть тела у кастратов изредка, но может отрасти вновь. И в этом случае, если невольница совершит грех, ребенок родился бы черным, что открыло бы обман. Кстати говоря, по этой же причине в евнухи брали самых уродливых мужчин. Лишившись мужского достоинства, они получали другие имена, как правило, названия цветов, ведь служить им предстоит прекрасным, как цветы, женщинам. Чтобы портрет евнуха Османской империи был завершенным, стоит добавить, что они частенько страдали недержанием мочи. Для испускания ее они пользовались серебряной трубочкой, которую прятали в тюрбане. О приближении евнуха, как правило, оповещал тяжелый запах аммиака. Вот такие цветочки охраняли покой одалисок!

Тем не менее, эти люди играли серьезную роль в политике. Наложницы султана и валиде (матери султана и принцев) оказывали немалое влияние на своих мужей и сыновей, и, чтобы добиться того или иного решения, царедворцы и дипломаты прибегали к помощи евнухов, которые, за вознаграждение, передавали их послания или даже устраивали встречи с нужной дамой. Вершина карьеры евнуха в Турции – это должность кизляргасы или главнокомандующего дворцовой стражи. Это положение можно сравнить с положением премьер-министра в Европе. Кизляргасы выполнял ведущую роль на всех церемониях двора, от него зависело продвижение по иерархической лестнице наложниц султана. Умело манипулируя привязанностями султана и страстями гаремных затворниц, кизляргасы был фактически всесилен.

Италия

Европа уже в Новое время пережила всплеск моды на кастратов. Это связано со знаменитой капеллой Папы Римского, для которой писалась великолепная музыка, в том числе, и многие партии сопрано. Женщинам туда вход был заказан, поэтому пели мальчики. Но у мальчиков, как известно, в период полового созревания происходит мутация голоса. Поэтому каждые три-четыре года приходилось обучать новых исполнителей. Выход был найден без особого труда: кастрация. В XVII веке, в эпоху барокко, мода на кастратов в странах Европы была повальной. Они пели не только в папской капелле, но и при дворах менее заметных католических прелатов, а так же на оперных сценах. Родители мальчиков, у которых были красивые голоса, охотно решались на такую операцию, поскольку она обеспечивала их ребенку безбедное будущее. Как правило, кастрацию производили в период между 8 и 10 годами. Мальчика опаивали опиумом и погружали в ванну с ледяной водой, что предотвращало чрезмерное кровотечение. Сама операция заключалась в том, что хирург рассекал пах и извлекал семенники. Наружные половые органы при этом не трогали. У многих взрослых кастратов, как говорят, сохранялись возможность вступать в интимную близость с женщинами. Чем иначе объяснить тот факт, что многие кастраты, выступавшие в опере, завязывали интрижки со своими поклонницами? После такой процедуры, разумеется, если мальчику удавалось выжить, голос исполнителя достигал невероятной красоты и силы. Такие певцы-кастраты, как Фаринелли, Карестини, Салимбени и другие, оказали огромное влияние на музыкальную культуру эпохи барокко.

Е внухи являлись идеальными служителями гарема, используемыми из простой предосторожности: чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего хозяина. Но была и еще одна причина.

Главным преимуществом евнухов являлось отсутствие женских и мужских признаков пола и полная нейтральность в сексуальном отношении. Гарем по существу своему был огромной женской армией, ведущей непрерывные тайные войны, и руководить ею не могли ни мужчина, ни женщина, которых лишали беспристрастности присущие обоим полам эмоции. И те и другие неминуемо погибли бы, а евнухи выживали. Они идеально подходили к руководству сложной системой гарема и по положению своему становились самыми могущественными лицами государства.

Османская империя: от гарема до профсоюза

Кастрированных стражей, евнухов (от греч. Eunuchos - «блюстители ложа»), у владыки османов имелась целая армия, численность которой в разные времена колебалась от 600 до 800 человек…

Для кастрации использовалось несколько способов, сам же метод превращения мужчины в бесполое существо держался в глубокой тайне, но известно, что после принудительной кастрации, многие погибали, теряя жизнь от потери крови и антисанитарных условий, в которых осуществлялась «операция». Случалось, что некоторые мужчины не выдерживали ужаса превращения их в бесполые существа и сходили с ума.

Известны три способа кастрации: полное отрезание яичек и пениса; отрезание пениса; удаление только яичек. Первый тип евнуха считался самым надежным, другие два нет, поскольку у них еще могло пробуждаться сексуальное желание.

Внешний облик евнухов, подвергнутых самому радикальному способу кастрации, был жалок. Их тело с годами становилось дряблым и толстым, голос - писклявым, исчезал волосяной покров, по характеру они приближались к женщинам. Старели евнухи очень рано и в 40 лет уже казались шестидесятилетними… Мучительным последствием кастрации было недержание мочи, и, как утверждали очевидцы, приближение евнуха всегда можно было узнать издалека по сильному аммиачному запаху, исходящему от него. Для того чтобы помочиться, употреблялась серебряная трубочка, которую евнухи носили в своих тюрбанах.

Утрату любовных наслаждений стражи гарема восполняли другими радостями жизни. Они были тонкими гурманами, получали удовольствие от музыки и танцев, любили слушать сказки и пение соловьев, считаясь наиболее тонкими ценителями этого любимца гарема. Чтобы заглушить тоску и восполнить «пустоты тела», евнухи иногда использовали легкие дурманящие средства - кальяны с примесью опия…

Считалось, что отрезанные пенисы вырастали снова, поэтому обычно все евнухи периодически обследовались врачом. В стражи гарема предпочитали брать кастратов с отталкивающей внешностью, и это было объяснимо. Те, у кого был оставлен пенис, могли испытывать половое влечение и заниматься любовью, достигая в этом искусстве необыкновенных высот, особенно в оральном сексе. Прелесть же любовных отношений с евнухами состояла еще и в их полной безопасности, ведь от кастратов невозможно забеременеть…

В Турцию обычай держать в услужении евнухов проник из Византии. А в оттоманском гареме евнухи появились во времена султана Мехмеда Завоевателя. Сперва гарем охранялся белыми евнухами, поставляемыми с Северного Кавказа, из Армении и Грузии, но никогда ими не могли быть турки, так как мусульманам кастрация запрещена Кораном. С 1582 года, когда султан Мурад III (1574-1595) назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу, в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы). Оказалось, что белые мальчики тяжелее переносят кастрацию, черных же выживало значительно больше … Чернокожие евнухи были предпочтительнее белых и по другой причине. Бытовало мнение, что евнухи все же способны к зачатию, а рождение черного ребенка у одалиски сразу же укажет на его незаконное происхождение.

При поступлении в гарем евнухи получали новые имена - названия цветов. И огромные, уродливые стражи звались нежными гвоздиками, розами, нарциссами и гиацинтами. Считалось, что это наиболее приличествует тем, кто охраняет «чистых и благоуханных» жен султана.

У евнухов, как у всех служителей гарема, была своя иерархия и обязанности. Белым евнухам с капу-ага во главе вменялась наружная охрана гарема и покоев султана, в женские помещения им входить запрещалось. Покои черных евнухов, которые занимались воспитанием и обучением наследных принцев, отличались своим убранством и роскошью от жилых помещений иных черных евнухов…

Евнухи были неплохо обеспечены, получая жалованье в размере от 60 до 100 акче в день и отдельное годовое содержание. Существенной добавкой к этому были дары от других дворцовых служб. Имелись у них и свои негласные статьи дохода. Евнухи составляли особое торговое товарищество, устанавливая цены на нужные гарему товары и драгоценности, закупали их у купцов и перепродавали женщинам гарема.

Евнухи были самыми большими взяточниками в Османской империи, где царила поистине чудовищная коррупция. Получали подарки не только от своего повелителя, но и от просителей. Фаворитки султана могли повлиять на решение того или иного вопроса в пользу просителя. Но «выйти» на них можно было за хорошую мзду, врученную евнухам, которые создали сложную систему отношений с внешним миром.

Комичный случай произошел с Михаилом Илларионовичем Кутузовым, будущим фельдмаршалом и победителем Наполеона в кампании 1812 года. Прибыв в качестве главы дипломатической миссии в Стамбул, он собрал информацию о приметах и пристрастиях фавориток султана и, наладив отношения с евнухами, проник в Великий сераль. Знаменитый полководец был человеком мужественным и рискнул один войти в сад гарема. Там, владевший турецким языком, Кутузов красноречием и драгоценными украшениями, точно рассчитанными на вкус каждой высокопоставленной дамы, покорил их. О продолжительной беседе с «розами султана» стало известно, Стамбул был потрясен, и испуганный главный евнух, оправдываясь перед султаном Селимом III, был вынужден назвать бравого военного и отца семейства Кутузова главным евнухом императрицы Екатерины II! Это вызвало бурю веселья в русской миссии, но главное было сделано: все вопросы улажены за неделю, а полученные условия мира чрезвычайно выгодны для России.

Мечта и вершина карьеры евнуха - должность кизлярагасы. В его руках была сосредоточена огромная власть, а официальное положение могло быть приравнено к положению премьер-министра европейского двора. Он являлся главнокомандующим дворцовой стражи, круг его обязанностей был чрезвычайно широк, а влияние огромно. Кизлярагасы выступал главным свидетелем на свадьбе султана и его детей, проводил церемонии обряда обрезания и помолвки, объявлял принцу о смерти отца или о его отречении. Он же отвечал за продвижение по иерархической лестнице гарема женщин и евнухов, и их карьера во многом зависела от его расположения. В обязанности кизлярагасы входила также защита женщин гарема и поставка туда новых одалисок.

Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сделать это через главного евнуха, что, учитывая обычай даров, обогащало его безмерно, а право личного доклада султану и частые встречи с ним давали возможность приумножить состояние за счет других придворных, и кизлярагасы являлся одним из самых богатых людей империи османов. Он был и одним из самых доверенных людей султана. Именно кизлярагасы провожал одалиску в спальню султана. Если же ночью в гареме происходило что-либо чрезвычайное, то только главный черный евнух мог войти туда. Фигура черного евнуха была не только могущественной, но и грозной и зловещей. Он объявлял приговоры женщинам гарема и отводил осужденных к палачу, а когда несчастных топили в море, сам надевал на них кожаные мешки.

Институт евнухов при царских дворах древнего мира был широко распространен в Древней Персии, в Ассирии и затем в Византии. Евнухи также вовлекались в священные культы, такие как у Артемиды, которой поклонялись мегабизы античной Греции, и галл и, почитатели Кибелы древнего Рима. Ульпиан описывает три вида евнухов: евнух по своей природе, евнух сделанный человеком и все другие виды евнухов. На латыни кастратов называли спадо , а натура спадонес - термин для естественных евнухов, то есть тех мужчин, которые родились с неразвитыми половыми органами и внешне похожие на женщин. Несомненно, в каждой культуре этих социумов существовали разные виды кастрации "полная" или "частичная", однако ввиду нехватки источников, невозможно что-то утверждать точно об определенных личностях, потому как не всегда уточняли "каким" был именно кастрат. Можно только догадаться, что евнух духовного культа должен был быть полностью оскоплен, как и евнух, служащий в опочивальнях женщин, тогда как евнух на мужской стороне был оскоплен лишь "частично". В этой статье я кратко расскажу о разделении, которое появилось с началом мусульманского правления на Ближнем и Среднем Востоке. В арабском мире евнуха обозначали термином кхадим , что дословно означает "слуга". Об этом упоминает автор-классик аль-Джахиз (776-869). После исламского завоевания кастрировались только рабы, то есть иностранцы, так как оскоплять "верующего" по закону было запрещено. Например, в Османской Турции евнухами зачастую были народы Кавказа и Балкан, то есть из христианских семей или из обществ других верований. Определение "черный" или "белый" евнух многим стало известно из Османской Империи с 16 века, когда для гарема определялись кара-хадым (черные евнухи) а для эндеруна (там, где жил султан и его слуги) ак-хадымы - белые евнухи. Однако задолго до этого времени практика такого разделения использовалась на Востоке, в частности в мусульманском мире, просто до того момента она не была узаконена в институт. Еще в 15 веке, согласно поздневизантийскому источнику Султан Мехмед II дал указ привозить рабов из Эфиопии, что дает повод полагать, что в его дворце были чернокожие слуги, несомненно, евнухи. Не удивительно, когда еще в далекие времена халиф Багдада аль-Амин имел во дворе множество евнухов, черных и белых, а фаворитом среди первых был евнух Каутар. Арабский ученый Хиляль аль-Саби сообщает о прислуге аббасидского двора при правлении халифа аль-Муктадира (908-932): "В дни аль-Муктадира его резиденция содержала 11,000 евнухов (кхадим)--7,000 черных и 4,000 белых Славян , которые были свободны ". Текст подтверждает факт, что "черный" или "белый" это не только вид кастрации, но и раса. Кстати еще одно глупейшее заблуждение, что место евнухов - только гарем. Евнухи исполняли не только дела гарема, но больше всего именно административные и военные обязанности. При дворе вышеупомянутого аль-Муктадира евнухи становились доверенными советниками в политике и являлись могущественными администраторами. Таковой была и практика во всех мусульманских государствах, учитывая, что аббасидская династия стала моделью для многих царских дворов. Евнухи не только играли главную роль во всех официальных церемониях и приемах, они имели доступ ко всем инстанциям, как посланники, шпионы, докладчики и надзиратели. Будучи самыми близкими к правителю они заслуживали доверие своей преданностью господину. Благодаря этому евнухи заслуживали уважение, и оскорблять их было запрещено. К примеру в 897 году, когда любой из толпы выкрикивал "О акик ! " в адрес черного евнуха, то по приказу самого халифа аль-Мутадида, такой нарушитель арестовывался за оскорбление евнуха. Термин имеет много смыслов, скорее это жаргонное осмеяние, так как арабский глагол акик - это петь песню, чтобы излечить больного. Видимо некоторых расистов и евнухофобов не устраивал тот факт, что евнухи имели большое влияние на правителя и почти что решали дела за него. Итак, в чем же виды кастрации кардинально отличались? Белые евнухи это в первую очередь рабы из индоевропейской расы, а черные - из негроидной. Заблуждение, что "черный евнух" это вид кастрации, легко опровергнуть тем, кто хорошо знаком с восточной литературой. Но сперва опишу некоторые медицинские нюансы. Писатель аль-Субки описывает разновидности кастрации: мамсух - евнух, у которого удален весь орган вместе с яичками; маджбуб - тот, у кого удален член, но яички оставлены; и наконец, самый распространенный вид кастрации для белых евнухов: кхаси - удалены яички но член оставлен. Ученые и законодатели закона сунны (сунниты) считают, что мамсух имеет право смотреть на женщин (то есть у него удалено всё, следовательно, он не сможет иметь похотливые мысли), подразумевается, что мамсухи обладают правом быть к женщинам ближе в качестве слуг. Тогда как маджбуб или кхаси не имеют право приближаться к женщинам, они предназначены в слуги мужчинам. Во всех случаях белым евнухам даже запрещалось приближаться к женщинам, а именно из за того что они не были полностью оскоплены. Так например Заин аль-Дахья в рассказе о воле основателя гробницы дает понять это:
" И поставил он заведовать своим постом свободных и самых праведных евнухов из всех рас, и тогда самые праведные из его свободных людей из белых мужчин рабов. Однако он устанавливает условие что главенство в его посте и право проживания получает самый праведный евнух из белой расы, а именно тот, кто не соседствует с женщинами " .
Писатель и ученый аль-Джахиз например писал что кастрация белых евнухов "напротив черной, эта операция поддерживала все природные склонности" , что говорит о том, что белый евнух был способен к сексуальной жизни. Тогда как мамлюкский ученый в 1300-е годы ясно объясняет разницу и роль черных евнухов:
" Там также множество черных арабов. Они полностью ка стрированы и не испытывают стыда (касательно своего состояния). Эти люди называются "хадим" и богатые благородные властители даруют им честь. Также эти кастрированные хадимы следят за женскими кварталами Турков, ибо ни один мужчина не имеет права зайти туда кроме как кастр и р о ва н ные камергеры" .
Поздний 10 век, географ аль-Макдиси считал, что разница кастрации производилась из-за расовых различий, чтобы лишить их возможности производить потомство. Но это заблуждение. Такие авторы ничего не знали об анатомии и физиологии, о которой ведали врачи. Почему черные рабы оскоплялись полностью? Так как вид кастрации мамсух был сложной и рискованной операцией, для этого нужен был выносливый избранник. Уже в то время было известно, что африканцы считались сильнее, выносливее, имели меньше риска заражения, поэтому их использовали, чтобы было меньше риска потерять ценного раба. И так как черные рабы являлись мамсухами, они имели доступ к женщинам. Отсюда османская практика кара-хадымов , и "кызлар-ага" всегда вне сомнения африканского происхождения. Белые рабы, лишенные только тестикул в целях убрать из их организма тестостерон, были предназначены для службы на мужской стороне. Они обслуживали принцев, самого правителя, и стояли в главе над мальчиками-пажами. Между прочим, вид их кастрации описан еще в Древней Греции, греческий термин фласиа - евнухи, чьи тестикулы сдавливались (глагол флан - сдавливать), чтобы они дисфункционировали и не поставляли тестостерон в организм. Предпочитали в старинные времена кастрировать до пубертатного возраста, чем раньше, тем лучше, то есть задолго до того как у мальчика начнет расти борода и волосы на теле. Делалось это по причине того, чтобы мальчик сохранил свою красоту, юность и женственность, и он не "огрубевал" как обычные юноши, которые мужали к 16 годам. Тело мальчика, кастрированного до полового созревания (до 12 лет) кардинально отличалось от тела обычного мужчины: 1. Такой евнух становился женственным и женоподобным, его черты округлялись, на бедрах появлялся жир; 2. несмотря на схожесть с женщинами было одно отличие от них: неимоверно высокий рост и длинные конечности (руки, ноги и пальцы), потому как их кости не переставали расти, то есть как вечные подростки; 3. Их тело совершенно не имело волос, не было волос ни на лобке, ни бороды, в этом они были скорее похожи на "вечных детей", а не на женщин. Практиковалось это также для того, чтобы евнухи становились любовниками для своих хозяев, и потому с незапамятных времен кастрация неразрывно связана с гомосексуальностью. В условиях ограниченности сексуальных ориентаций, как например, в христианстве или исламе, институт евнухов становился вратами в свободу личных предпочтений. Женственные евнухи или молодые юноши становились объектами любви мужчин, так как визуально они были приемлемы для эстетических взглядов общества. Красоту евнухов, как черных, так и белых замечают арабские источники. В источниках можно встретиться с описаниями вроде того что их фигуры изящны, они изысканно одеты, и их лица милы. Что интересно черные евнухи служили и в мусульманских святынях Мекки и Медины потому что туда стекалось также много женщин-паломников, и потому охранять святое место как и все пожертвования имел привилегию лишь евнух. Так знаменитый Ибн Баттута побывавший в святилище усыпальницы Пророка описывает их:
" Служители благородной мечети и её хранители - это евнухи из Эфиопии и ближних мест. Они представляют собою красивую внешность, у них чистый и опрятный вид, и их одежды изящны. Главный из них, известный как Шейх аль-Кхуддам имеет положение главных эмиров. Они получают жалованье в землях Египта и Сирии , которое приносят им ежегодно " .
В мамлюкских биографиях старший евнух стражи, Кафур описан как "совершенный во внешности среди лучших людей, абсолютный в своем идеальном характере, и своим образом внушающий трепет". Отличительная черта препубертатного кастрата это его рост. Почти все биографы путешественники замечают аномальный рост евнухов. Мамлюки Египта чаще замечали другие качества евнухов, называя их джамил (красивый), васим (милый), ахсан (лучший, прекраснейший) или акмал (совершеннейший). Жан Луи Буркхардт, уже с негативным европейским взглядом в 1811 году описывает евнухов Хиджаза "устрашающе тощими словно скелеты " , будто евнухи " скрывали свою худобу под толщей одежды" . В самом деле, просто очень высокий рост старых евнухов показался ему устрашающим. При наличии многих источников в своих архивах я могла бы больше рассказать о евнухах, о роли которых много сказано в описаниях восточных царских дворов, однако мне не хотелось бы растягивать статью, целью которой было четко изъяснить разницу черных и белых евнухов, повторюсь, именно в их расовой принадлежности, что опровергает бытующее мнение, что вид кастрации не зависит от этого. Как история показывает, вопреки тому, что евнухами становились из рабов, их статус не имел влияния на рост их карьеры, влияния и привилегий. Неважно, какой расы, черные или белые они имели право наслаждаться уважением, восхищением и даже страхом людей, так как именно евнухам было доверен пост управляющих и хранителей неприкосновенного. Заметки Marmon, Shaun. Eunuchs and Sacred Boundaries in Islamic Society. Oxford: Oxford University Press, 1995. "On the term Khadim in the Sense of Eunuch in the Early Islamic Sources." Arabica 32 (1985): 289-308. Cheikh-Mousa, A. "Gaziz et les eunuques ou la confusion du mЙme et de l"autre." Arabica 29 (1982): 184-214. Marmer, David Bruce Jay. The Political Culture of the Abbasid Court, 279-324 (A. H.).Ph. D. thesis, Princeton University, 1994. Ringrose, Kathryn. M. "Living in the Shadows: Eunuchs and Gender in Byzantium." In Third Sex, Third Gender: Beyond Sexual Dimorphism in Culture and History, ed. Gilbert Herdt, pp. 85-519. 1994. Tougher, Shaun F. "Byzantine Eunuchs: An Overview, with Special Reference to their Creation and Origin. Servants At The Gate: Eunuchs At The Court Of Al-Muqtadir. Nadia Maria El-Cheikh. Koninklijke Brill NV, Leiden, 2005 David Ayalon, Eunuchs, Caliphs and Sultans: A Study in Power Relationships(Jerusalem: the Magness Press, 1999

Слово "евнух" имеет несколько значений. Первое - это мужчина, который лишен возможности иметь детей. Второе - высокопоставленный чиновник при дворе. Есть также определение "монах-евнух". Давайте более подробно рассмотрим, кто такой евнух, и в каком смысле употребляется это слово.

Евнух - "хранитель постели"

Это буквальный перевод слова "евнух" с греческого языка. Интересно, кто такой евнух, и какие постели он должен охранять? В Библии описано, как языческие народы кастрировали пленных детей и назначали их слугами при дворе. Эти придворные охраняли спальни правителей. Они смотрели за царским гаремом, где находилось несколько десятков женщин. Кастрация евнухов защищала царскую династию от внебрачных детей от людей низшего сословия. Часто евнухов называли - страж жен, страж наложниц или слуга царицы.

Но, евнухами также назывались мужчины, рожденные с искалеченными половыми органами. В древнем Израиле они могли лишь в ограниченной степени участвовать в поклонении Богу. Входить в израильское собрание им запрещалось. Можем представить, какими униженными они себя чувствовали из-за того, что были лишены возможности иметь детей.

А, кто-то намеренно шел на кастрацию. Это распространено среди некоторых религиозных культур. Монах-евнух целиком отдавал себя служению Богу, отказывая своей греховной плоти в удовольствиях.

Итак, неважно становился мужчина евнухом или был рожден таким, в обществе он всегда чувствовал себя неполноценным.