В статье кратко о жизни авангардной художницы, певицы, вдовы Джона Леннона.

Она - самая известная японка в мире. Мы ее знаем, прежде всего, как супругу знаменитого «битла». Но Йоко еще известна своей музыкальной и авангардистской художественной деятельностью, а также экстравагантным поведением на протяжении всей ее жизни.

Родилась в 1933 (Токио, Япония). Воспитывалась в интеллигентной и состоятельной семье. Обучалась в престижной школе, затем в одном из самых дорогих колледжей Америки. В юности она мечтала стать оперной певицей. Ее рост 1,57 м, знак зодиака - Водолей.

За ее плечами не просто бурная жизнь. В молодости она попадала в психиатрическую лечебницу. Выходила замуж вопреки воле родителей. Затем весьма сомнительными способами завоевывала внимание Джона Леннона, врываясь в его дом и отправляя сомнительные посылки.

Роковая женщина

Добившись благосклонности популярного музыканта, она разрушила негласное правило группы «Битлз» о том, что посторонние не присутствуют на репетициях группы и не влияют на творческие процессы коллектива. Возможно, она и была катализатором распада знаменитой ливерпульской четверки.

Многим нравится ранний «Битлз», то есть тот, что был до Йоко Оно. И совершенно непонятен Джон Леннон в 70-е годы.

Эта девушка привлекла внимание Леннона настолько, что тот согласился участвовать в совместных музыкальных проектах весьма сомнительного содержания и качества. Например, в совместной группе Plastic Ono Band.

Знаменитая азиатка показала всему миру, какова истинная роль женщины в жизни мужчины. То есть едва ли не самая главная.

Существуют предположения, что без этой роковой женщины судьба Леннона могла сложиться совершенно иначе. Например, с первой женой Синтией, которая вела себя намного скромнее. Талантливый музыкант прожил бы более долгую жизнь.

Йоко Оно и Джон Леннон

Однако его выбор пал на сумасбродную и малопонятную женщину, которая поставила его жизнь с ног на голову. Итог, как известно, был печален. Но это довольно субъективное мнение.

На фото с сыном Шоном Ленноном

Признание

Однако, если быть справедливыми, то Йоко Оно состоялась в качестве художника и в качестве музыканта, добившись признания во всем мире. Ее музыкальные произведения занимали верхние строчки в мировых хит-парадах (Starpeace, Hell in Paradise).

Странная, непонятная, эпатажная и талантливая дама до сих пор удивляет. Она все еще активна, она шокирует и радует публику, за что нужно отдать ей должное. Но все равно немного жаль, что Леннон выбрал именно ее в качестве путеводной звезды, заведшей его не туда.

18 февраля исполнилось 85 лет Йоко Оно. "Самый известный неизвестный художник" - Джон Леннон знал, о чем говорил, когда дал своей жене и музе такую характеристику, имея в виду известность ее имени широкой публике, сочетаемую с незнанием ее работ. Тем временем, Йоко Оно не только стояла у истоков концептуального искусства, но и успела оставить свой след практически во всех сферах культуры. Художник, музыкант, режиссер, борец за мир - портал Москва 24 рассказывает о многочисленных амплуа художницы и ее вкладе в современное искусство.

Будущий пионер концептуального искусства и одна из основательниц перформанса, Йоко Оно родилась в Токио в образованной и артистической семье. Ее отец, профессиональный пианист и банкир, занимал одну из руководящих должностей в Bank of Japan. Живший и работавший в США, он впервые познакомил Йоко с Америкой, где она периодически жила в детстве. Дитя двух диаметрально противоположных культур, сформировавшееся между Востоком и Западом, Йоко впитала в себя восточное миропонимание и философию, чтобы потом привить их с помощью своего искусства на западную почву.

До двадцати лет девушка получала образование на родине, а в 1953 году переехала в Штаты, где поступила в колледж и окунулась в жизнь артистической богемы. Вскоре Йоко бросила колледж, а в 23 года против воли родителей вышла замуж за молодого экспериментального композитора Тоси Итиянаги. В это же время она начала заниматься концептуальным искусством. Несмотря на невероятную активность девушки, ее знакомства со знаменитыми авангардистами и тот факт, что ее мероприятия посещали самые видные деятели искусства и коллекционеры того времени, от Марселя Дюшана до Пегги Гуггенхайм, дело шло не так гладко - в 1962 году она вернулась к родителям в Японию лечить нервы после не находивших понимания у зрителей и критиков художественных экспериментов. За Йоко в Японию приехал ее главный поклонник - Энтони Кокс, музыкант, кинопродюсер и куратор, вскоре ставший ее соратником, продюсером, а также вторым мужем и отцом ее дочери Киоко.

Несколько лет спустя, в 1966 году, состоялось знакомство художницы с Джоном Ленноном, пришедшим на ее выставку. Заинтересовавшаяся "битлом", Йоко Оно долго добивалась его внимания, пока не получила его в самом полном объеме, став вплоть до трагической смерти Леннона его главным соавтором, музой и женой.

С этим третьим браком в жизни Йоко Оно началась новая, самая масштабная глава, сочетавшая в себе, с одной стороны, славу и неустанное внимание прессы, зачастую совмещавшиеся с нападками и ненавистью, с другой стороны - новые перформансы и выставки, запись музыкальных альбомов, неутомимую и непрекращающуюся пропаганду мира, за который они активно выступали вместе с Ленноном. Всем этим Йоко Оно продолжает заниматься и сегодня с той же неистощимой энергией и юмором, которым могут позавидовать и молодые. А мы предлагаем вспомнить самые разные занятия этой легендарной японки - от ставших классикой современного искусства перформансов до ее борьбы за мир.

Японское происхождение не мешает художнице являться дальней (некровной) родственницей Александра Сергеевича Пушкина – русская барышня Анна Бубнова, являющаяся потомком Якова Ганнибала, двоюродного дяди поэта, вышла замуж за Сюнъити Оно, сына президента японского промышленного банка и будущего дядю Йоко Оно в 1918 году и уехала вместе с ним в Японию. Впоследствии тетя Анна оказала большое влияние на Йоко - ее сын умер в подростковом возрасте, женщина больше не могла иметь детей и всю свою любовь дарила маленькой племяннице, давая ей уроки рисования и игры на фортепиано. В 2007 году Йоко отдала дань памяти своей тете, анонимно посетив музей Пушкина на ее родине - в поселке Берново Тверской области.

Перформансы

Стоявшая у истоков перформативного искусства, Йоко Оно стала одной из первых, кто стал включать в свои акции зрителя . Ограничение роли художника в создании произведения искусства и частичная передача его полномочий зрителю - такая идея была принципиально новой и шокирующей для искусства середины ХХ века, до Оно использовавшаяся разве что в музыке ("4"33" Джона Кейджа). Сама художница признавалась, что и ей это давалось не так легко, но задача подавить свое эго во имя дальнейшего развития на тот момент представлялась ей особенно важной.

Перформанс "Зажги спичку и смотри на нее, пока она не сгорит" , вся суть которого заключена в его названии, был впервые проведен в 1955-м и стал одним из первых задокументированных перформансов в истории искусства. В истоках этой акции нетрудно разглядеть созерцательность Востока - происхождение художницы прослеживается во многих ее работах, правда, принципиальная психологическая "открытость" Йоко Оно позволяет называть ее человеком с западной психологией.

"Голос для сопрано" был создан Оно в 1961 году. Пространство для перформанса состояло из пустой комнаты с текстом на одной из стен "Кричи против ветра / кричи против стены / кричи против неба". Зрителю предлагалось кричать что есть сил, нарушая тем самым главное правило музейного поведения. Воспроизведенная в 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства, эта работа оказалась "слишком" громкой, скандальной, чрезмерной даже для современного мира - вносящий хаос в мир искусства, "Голос для сопрано" был частично свернут по инициативе музейных работников.

В рамках перформанса 1964 года Bag piece художница предлагала двум людям, раздевшись, укрыться в огромном темном мешке и провести там несколько минут, самостоятельно решив, что именно они будут там делать. Целью художницы являлось создать в пространстве полной темноты ситуацию, в которой раса, гендер, общественное положение и материальное состояние людей переставали бы иметь значение. Различия между людьми стирались внутри мешка с помощью темноты и уязвимости обнаженных тел. Люди могли быть кем угодно. Пространство свободы - именно его давала Йоко Оно всем желающим принять участие в ее перформансе.

Пожалуй, самый знаменитый и успешный перформанс Оно - "Отрежь кусок" , был впервые представлен в 1964 году в Токио, в следующем году повторен в Нью-Йорке, а в 1966-м - в Лондоне. В ходе перформанса художница сидела на коленях в своем лучшем наряде, перед ней лежали ножницы. Зрителям предлагалось присоединиться к ней на сцене и отрезать по кусочку ее одежды. Провоцируя зрителя на активное вмешательство в свое личное пространство, безмолвно и безропотно отдаваясь в его власть, еще за десять лет до ставшего знаменитым скандального "Ритма 0" Марины Абрамович художница символически приносила саму себя в добровольную жертву. Она повторила этот перформанс много лет спустя, в 2003 году в Париже, посвятив его 11 сентября 2001 года и сделав своеобразным призывом к миру.

Инсталляции

"Картина, на которую надо прибить гвоздь" 1961 года - одна из так называемых работ-инструкций, в которых зритель становился соавтором произведения в ходе выполнения инструкций художника. Работа состояла из холста и лежащего на нем молотка, с помощью которого зрителю предлагалось вбить гвоздь в изначально чисто белое пространство и обмотать вокруг него свой волос. Работа считалась законченной, когда пространство холста было полностью покрыто гвоздями. Аналогично, "Картина, на которую нужно наступать" становилась произведением искусства в процессе накапливания на ней отпечатков ботинок, а "Дымящаяся картина" - в процессе выжигания холста сигаретами, которые должны были тушить о него зрители. Своими работами Йоко постулировала новую идею - произведение искусства больше не должно висеть на стене и быть вне зоны доступа, оно становилось произведением в результате коллективного творчества, коллективного действия.

"Белые шахматы" - минималистская работа, также призванная стереть различия между людьми, искусственное разделение на черное и белое, победителей и проигравших, "хороших" и "плохих". Она представляла собой доску с выкрашенными исключительно в белый цвет шахматами, в которые предлагалось играть зрителю. Шахматная доска сопровождалась инструкцией: "Играй до тех пор, пока помнишь, кем является твой противник и кем являешься ты сам". Главный вопрос и проблема, над которыми предлагалось задуматься зрителю - как и куда двигаться, когда твой оппонент неотличим от тебя самого. Корни этой идеи также можно найти в восточной философии, согласно которой каждый из нас является частью одного целого и все мы объединены между собой. В этой антивоенной по своей сути работе Оно пыталась заставить людей посмотреть за границы искусственных разделений, которые мы ставим друг перед другом.

"Потолочная картина / ДА картина" 1966 года - та инсталляция, благодаря которой, по одной из легенд, и произошло знакомство Йоко Оно с Джоном Ленноном. Белая лестница в центре пустой комнаты вела зрителя к стеклянной рамке, закрепленной на потолке. Рядом с ней на цепочке висела лупа. Взглянув через нее на рамку, можно было разглядеть слово "ДА", написанное на крошечном листке бумаги за стеклом. Именно это "ДА" и покорило Леннона - так сильно оно отличалось от большинства произведений концептуалистов, занимавшихся в основном протестом, а не утверждением чего бы то ни было.

В 2009 году за свой вклад в искусство Йоко Оно была удостоена высшей награды Венецианской биеннале - "Золотого льва".

Фильмы

Занятия искусством не могли не привести Йоко Оно к экспериментальному кино - во второй половине 1960-х она создала ряд короткометражных фильмов. Среди них - однокадровые "Моргание" и "Спичка" , длившиеся по несколько минут и снятые специальной камерой со скоростью 2000 кадров в секунду.

Один из самых известных фильмов Йоко Оно из того же периода - "№ 4" . В ходе фильма зритель видит последовательно одни за другими ягодицы движущихся людей, а звуковым сопровождением выступают интервью этих и других людей, рассуждающих о том, стоит ли сниматься в этом фильме и не будет ли зрителю скучно его смотреть. Таким образом, звуковое сопровождение одновременно комментировало те чувства, которые закономерно испытывал зритель. В качестве идеи работы Йоко называла свою излюбленную тему - уничтожение барьеров между людьми, в этот раз путем демонстрации самой незащищенной части тела. Позже она назвала этот фильм "чем-то вроде бесцельной петиции", ироничной и при этом возмутительной для общества.

Менее ироничный фильм - "Изнасилование" 1969 года, в ходе которого киногруппа преследует женщину, встреченную в парке, по улицам города вплоть до ее квартиры. Впоследствии при демонстрации этот фильм был воспринят зрителями как рассказ Оно о жизни под постоянным вниманием прессы.

Музыка

Свои первые уроки музыки Йоко получила еще в возрасте трех лет в музыкальной школе для одаренных детей, где она изучала игру на фортепиано, композицию и музыкальную литературу. Позже, когда она переехала в Нью-Йорк, ее наставником стал знаменитый авангардный композитор Джон Кейдж, активно поддерживавший творческие искания молодой художницы.

Первые масштабные опыты Оно в музыке относятся уже ко времени ее совместной жизни и творчества с Джоном Ленноном - начав с записи сингла Give Peace a Chance в 1969 году, ставшего гимном американского антивоенного движения, они основали группу Plastic Ono Band, в том же году выпустившую свой первый альбом. В следующем году вышел первый сольный альбом Йоко Оно. Объединив популярную музыку с авангардом, с 1969 года она выпустила более двух десятков альбомов, не раз возглавляла танцевальные чарты (обходя в них таких певиц, как Леди Гага и Кэти Перри), получила две "Грэмми" и выступала по всему миру.

Книги

Самое известное печатное произведение Йоко Оно, "Грейпфрут" , непосредственно связано с ее карьерой художницы и представляет собой сборник инструкций для создания произведений искусства - буквально или в воображении читателя. Вышедшая в 1964 году и признанная одним из главных образцов концептуального искусства первой половины шестидесятых, эта книга содержала в себе более 150 идей, разделенных на пять секций: музыка, живопись, событие, поэзия и объект. Книга выдержала множество переизданий и переводов на другие языки и послужила вдохновением для самой известной песни Леннона Imagine - многие из "инструкций" книги начинались именно с этого слова. Например, фрагмент о сэндвиче с тунцом:

Представь себе тысячу солнц в
небе в одно и то же время.
Дай им сиять на протяжении часа.
Потом пусть они постепенно растают
в небе.
Сделай сэндвич с тунцом и съешь его.

Или "облачный фрагмент":

Представь, что облака стекают вниз.
Вырой ямку в своем саду и сложи их туда.

Были и более грустные фрагменты, такие, как "Фрагмент-прятки":

Спрячься, пока все не пойдут домой.
Спрячься, пока все о тебе не забудут.
Спрячься, пока все не умрут.

В 2013-м вышло своеобразное продолжение "Грейпфрута" - "Желудь", содержащее наряду с инструкциями лаконичные иллюстрации.

Борьба за мир

Начинавшая с вовлечения зрителя в процесс создания произведений искусства, Йоко Оно скоро развернула свою деятельность до планетарных масштабов, превратившись в активиста за мир и права человека. Большую роль в ее политических взглядах сыграл тот факт, что во время Второй мировой войны будущая художница жила вместе с семьей в Японии. Сама она признавалась, что полуголодное военное существование, а также (и прежде всего) атаки на Хиросиму и Нагасаки произвели на нее в детстве неизгладимое впечатление.

Начав борьбу за мир знаменитыми "постельными интервью", которые Оно и Леннон раздавали на протяжении недели прямо из постели сразу после свадьбы (протестуя таким своеобразным образом против войны во Вьетнаме), они продолжили нести свое послание, разместив в канун Рождества 1969 года в двенадцати городах мира биллборды с надписью "ВОЙНА ОКОНЧЕНА! Если ты этого хочешь. Счастливого Рождества от Джона и Йоко".

В 1990-е деятельность художницы приобрела благотворительный характер. В 1997 году она организовала ежегодный конкурс для начинающих музыкантов в память о Джоне Ленноне и его творческом наследии, а в 2002 - "Грант Леннон-Оно за мир", присуждаемый раз в два года отдельным людям, организациям, а также целым странам. Кроме того, она не раз выступала организатором благотворительных концертов (для помощи жертвам теракта 11 сентября в Нью-Йорке, для помощи пострадавшим от землетрясения и цунами в Японии и т.д.).

Художница поддерживает и экологические организации - будучи одним из инициаторов коалиции "Артисты против фрэкинга", она выступает против опасной технологии добычи сланцевого газа.

В 2014 году в честь Международного дня мира Йоко Оно передала ООН права на самую коммерчески успешную песню Леннона Imagine, заставив, таким образом, "песню мира" работать на провозглашаемые ее создателем ценности не только идейно, но и материально.

Но главным способом борьбы Йоко Оно за мир остается постулирование и распространение идеи о возможности и необходимости бесконфликтного сосуществования людей во всем мире. Публикуя свои артистические послания повсюду - от социальных сетей и биллбордов самых крупных городов мира до ведущих печатных изданий, она каждый день учит нас позитивному мышлению и вдохновляет на творчество, веру в себя и мирное будущее. "Верь в себя, и ты изменишь мир"; "Смейся на протяжении недели"; "Сдайся миру" - маленькие перформансы, которые Йоко Оно предлагает каждому из нас исполнить уже сейчас, не откладывая. Сегодня, как и каждый день, она верит - каждый из нас может сделать этот мир лучше. Это и есть та главная мысль, которую "самая известная неизвестная художница" несет в мир уже больше полувека.

Лиза Минаева

Йоко Оно (Yoko Ono, род. 18 февраля 1933 года) - американская певица, художник, общественный деятель, вдова музыканта Джона Леннона (John Lennon), участника группы The Beatles. Известна своими авангардными проектами в музыке, кинематографе и изобразительном искусстве. Основные мотивы творчества Йоко Оно - борьба за мир и за права сексуальных меньшинств, феминизм, а также продвижение нестандартных взглядов на искусство.

Творческий путь Йоко Оно

Йоно Оно родилась в 1933 году в Токио , Япония , и первые три года своей жизни провела там же, вместе со своей матерью, Исоко Оно . Отец Йоко, Эйсуке Оно , был банкиром и работал в Сан-Франциско в одном из филиалов банка Bank of Japan. Когда Йоко было 3 года, они с матерью переехали в Америку к отцу, но вскоре его перевели обратно в Японию, где Йоко отдали в престижнейшую школу Gakushuin , учебное заведение, в которое допускались только аристократы и члены королевской семьи. Через 3 года, в 1940 году, отца Йоко опять отправили в Америку, на этот раз в Нью-Йорк, и семья поехала с ним. Но через год последовал очередной переезд - Эйсуке был переведен в Ханой , а Йоко с матерью отправились домой в Японию.

После Второй мировой войны Йоко вместе с семьей вернулась в Америку и поступила в нью-йоркский колледж Сары Лоренс (Sarah Lawrence Colledge). Она стала активно общаться с молодыми писателями, поэтами и прочими людьми, ведущими богемный образ жизни. В 1956 году Оно вышла замуж за талантливого молодого композитора Тоши Ичиянаги (Toshi Ichiyanagi). После замужества Йоко твердо решила посвятить себя искусству и стать авангардной художницей. Но, несмотря на все старания, ее творчество не воспринималось окружающими всерьез. Безуспешные попытки завоевать признание публики довели Йоко до нервного срыва, результатом которого стало несколько попыток самоубийства. После одной из таких попыток Оно была помещена в психиатрическую клинику в Японии, где ее нашел продюсер Энтони Кокс (Anthony Cox), ставший впоследствии ее мужем. Под руководством Энтони Йоко удалось воплотить в жизнь несколько удачных проектов, на одном из которых она познакомилась с Джоном Ленноном . В это время Йоко вместе с мужем и их общей дочерью жила в Лондоне, считая, что там больше возможностей для творческого развития.

Фильмография Йоко Оно

(озвучка, 2018)

« (ремастеринг, 2018)

John Lennon/Plastic Ono Band: Love (короткометражка, 2003)

John Lennon/Plastic Ono Band: Working Class Hero - Version 1 (короткометражка, 1997)

The Misfits - 30 Years of Fluxus (1993)

Без ума от тебя (сериал, 1992–1999)

John Lennon: Woman (короткометражка, 1981)

John Lennon: (Just Like) Starting Over - First Version (короткометражка, 1980)

John Lennon: Stand by Me (короткометражка, 1975)

John Lennon: Mind Games - First Version (короткометражка, 1973)

John Lennon: Imagine (короткометражка, 1971)

John Lennon: Oh Yoko! (короткометражка, 1971)

John Lennon: Oh My Love (короткометражка, 1971)

John Lennon: How Do You Sleep? (короткометражка, 1971)

John Lennon: Jealous Guy - Version 1 (короткометражка, 1971)

John Lennon: How? (короткометражка, 1971)

John Lennon: Crippled Inside - Version 1 (короткометражка, 1971)

John Lennon: Gimme Some Truth (короткометражка, 1971)

John Lennon: It"s So Hard (короткометражка, 1971)

Yoko Ono: Don"t Count the Waves (короткометражка, 1971)

John Lennon: I Don"t Wanna Be a Soldier (короткометражка, 1971)

Yoko Ono: Mrs. Lennon (короткометражка, 1971)

Свобода (1970)

Апофеоз (1970)

John Lennon, Ono and the Plastic Ono Band: Instant Karma! (короткометражка, 1970)

The Beatles: Something (короткометражка, 1969)

Plastic Ono Band: Cold Turkey - First Version (короткометражка, 1969)

The Beatles: The Ballad of John and Yoko (короткометражка, 1969)

John Lennon & The Plastic Ono Band: Give Peace a Chance - Version 1 (короткометражка, 1969)

Два девственника (1968)


小野 洋子 ( オノ・ヨーコ )

В Америке училась в престижной школе и колледже Сары Лоуренс, где изучала литературу и музыку. Знает, кроме японского - английский и французский. 1-й раз вышла замуж в 1956 году за бедного композитора, сблизилась с нью-йоркскими авангардистами, которые сподвигли ее на неординарное творчество.



Однако ее первые попытки творчества вызвали отторжение в обществе, от расстройства она вернулась в Токио, пыталась неоднократно покончить с собой и в итоге попала в психиатрическую больницу. Затем, чудом объявившийся американский поклонник, приехал за ней и взял ее в жены. Это был Энтони Кокс, затем они вернулись в Нью-Йорк, где Тони стал продюсером проектов Йоко, и ее дела пошли несколько лучше. 3 августа 1963 года у них родилась дочь Киоко.



В 1966 году, Йоко вместе с мужем приехала в Лондон, чтобы устроить выставку в галерее «Индика». На эту выставку и пришел Джон Леннон.

Леннон проповедовал идеи свободы, равенства и братства и мира во всем мире. Это сделало его кумиром хиппи и одним из самых значительных общественных деятелей 1960-х—1970-х гг. Жизнь, как известно тогда не обходилась без галлюциногенов, что уже сказывалось на характере Джона.

В марте того же года, Леннон в интервью лондонской газете Evening Standard сказал следующее:« Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус ; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство . Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне». (Молодец)

Именно этот инцидент, а не вмешательствояпонки, послужил отправной точкой к распаду группы The Beatles, эти слова, растиражированные многими экземплярами по Америке и Великобритании, вызвали скандал. В Америке даже публично сжигали пластинки Beatles, радиостанции прекратили транслировать их песни. В Ватикане осудили заявление Леннона. Вместе с тем, битлы готовились к турне по США. Леннон был вынужден извиниться за свои слова, но концерты во время турне недосчитывались огромного числа зрителей. Леннону угрожали расправой: в Мемфисе кто-то позвонил в номер The Beatles и сообщил, что во время концерта Леннон будет убит. После этого, группа приняла решение отказаться от концертов. Больше они ни разу не выступили на сцене.

Леннон на момент знакомства с Йоко тоже был связан узами брака, история их сближения весьма смутна, но известно, что Леннон стал крайне зависеть от нее, многие за глаза называли ее японской ведьмой, и она правда на молодых фотографиях смахивает на юрэй.



Затем, 1967 году умер менеджер The Beatles- Брайан Эпстайн, что также отрицательно сказалось на группе, Джон еще больше увлекся наркотиками и отдалялся от других членов группы.

По преданию, Джон восхищался творчеством Йоко, а она замучила угрозами его жену, пока не избавилась от нее.

Последовал немирный развод с обоих сторон, и Леннон стал ее 3-м мужем.


Летом 1968 года Джон и Йоко начали жить вместе в квартире Ринго Старра, расположенной в Монтегю-сквере в Лондоне. Джон стал часто приводить Йоко на репетиции The Beatles, нарушая негласное правило группы не пускать посторонних в студию. И, по легенде, из-за этого музыканты ощущали дискомфорт, и напряжение внутри коллектива еще больше возрастало, а Леннон всё больше склонялся к психоделическому року.





И, в эти же годы, Леннон сочинил песни, которые позже многие признали его лучшими произведениями: «Strawberry Fields Forever» (Моя любимая у них песня, кстати, «Земляничными полями» назывался детский дом Армии спасения недалеко от места проживания Леннона в детские годы на окраине Ливерпуля, называвшейся Вултоном, ими же назвали мемориал в его память в Нью-Йорке), « Across the Universe », « I Am the Walrus », « Lucy in the Sky with Diamonds », « A Day in the Life » и « All You Need is Love », ставшая гимном хиппи.

Тем не менее, The Beatles распались.

В 1969 году Оно и Леннон создали свою группу, назвав её «Plastic Ono Band». И Леннон говорил: «Мы — не Джон и Йоко, а одна душа в двух телах, Джон-и-Йоко».

Кроме того, они вместе начали проявлять политическую активность, устраивали всяческие акции против войны во Вьетнаме, за мир и т.п. 15 декабря 1969 Ленноны организовали антивоенный концерт под лозунгом «Война закончится, если ты захочешь этого». 30 декабря того же года британское телевидение показало программу, посвящённую Леннону, и назвало его одним из трёх политических деятелей десятилетия (наряду с Джоном Кеннеди и Мао Цзэдуном), снимались в эпизодических ролях в кино.










Через два года после распада Beatles Леннон и Оно переехали в Нью-Йорк, после некоторых проблем с видом на жительство, крепко там обосновались и больше Джон Леннон ни разу не побывал в Великобритании.

Здесь первое время, они также принялись устраивать акции в поддержку прав индейцев, за смягчение условий содержания заключённых в тюрьмах, за освобождение Джона Синклера, одного из лидеров американской молодёжи, осуждённого на 10 лет тюрьмы за хранение марихуаны (вскоре после акции Леннона в поддержку Синклера тот был освобождён).







Потом последовала небольшая размолвка супругов, в 1973 году напряжение достигло своего предела, и Йоко приняла решение расстаться с Джоном. Она свела его с Мэй Пэнг, личной помощницей Леннонов, и отправила их на отдых в Лос-Анджелес, оставшись жить в Нью-Йорке. В биографии Леннона этот период обычно называют «потерянным уик-эндом».

В 1975 Йоко и Джон помирились. По анекдотам, уже вовсю ходившим о странной японке, для этого Йоко пришлось провести для Джона несколько сеансов гипноза. Их сын, Шон, родился в день рождения Леннона, 9 октября 1975 года. После этого Леннон заявил о том, что завершает музыкальную карьеру и следующие 5 лет посвятит семье.

В 1980 году, Леннон создал свой последний альбом «Double Fantasy», Йоко выступила как соавтор альбома.



А Марк Чепмен с подросткового возраста был большим поклонником the Beatles…

Утром 8 декабря 1981 года, Джон и Йоко позировали фотографу Анни Лебовиц для обложки Rolling Stone, позже давали интервью радиоведущему из Сан-Франциско. Возвращались домой около 22:50 из студии звукозаписи Hit Factory, где поджидал их Марк Чепмен. Он выстрелил в спину Леннону 5 раз, первая пуля прошла над головами, остальные попали в Джона: две в район сердца, две в левое плечо. Пройдя, 5 шагов Джон упал.

Убийца не пытался скрыться и оставался на месте преступления до прибытия полиции. При нём была обнаружена книга «Над пропастью во ржи» Сэлинджера в бумажной обложке.



Леннон буквально за несколько минут был доставлен в госпиталь Рузвельта. Но попытки врачей спасти Леннона были тщетны — из-за большой потери крови он скончался. Пораженные органы Леннона были практически уничтожены в результате выстрелов. Йоко, рыдая, "О нет, нет, нет, нет… скажите мне, что это неправда", была доставлена в больницу Рузвельта и уведена в шоке после того как она узнала, что её муж умер.


На следующий день Йоко Оно объявила: "Похорон Джона не будет (Видимо еще и поэтому общество на нее озлобилось). Он был кремирован в Нью-Йорке, прах Леннона был передан Йоко Оно. Мемориал Strawberry Fields Forever, находится в Центральном Парке Нью-Йорка, неподалёку от здания «Дакота» (на углу 72-й улицы и авеню Сентрал Парк Вест).

Йоко Оно вступила в 4-й брак с дилером антикварных вещей, который продлился до 2001 года.

В 1984 выпущен альбом трибьютов «Every Man Has a Woman», состоящий из лучших песен Оно, исполненных такими артистами, как Элвис Костелло, Роберта Флэк, Эдди Мони, Розэнн Кэш и Гарри Нильсон. Позже в том же году Йоко выпустила незаконченный альбом Леннона «Milk and Honey». Она неоднократно посылала письма в Департамент по освобождению штата Нью-Йорк, в котором призывала не освобождать никогда Чепмена досрочно.

В 2002 году был создан ряд клубных ремиксов песен Йоко Оно. Для этого проекта она сократила свое имя до «ONO», как ответ на «Oh, no!» — шутку, которая преследовла ее в течение всей жизни.


Любопытный факт: У Йоко Оно есть русские родственники, она приходится племянницей знаменитой скрипачке Анне Бубновой. В 1916 году Сюнъити Оно, брат отца Йоко, закончил обучение в СПБГУ и женился на Анне Бубновой, после чего увез ее в Японию. Несколькими годами позже, после смерти их единственного сына, Анна стала посвящать много времени своей племяннице Йоко. В июле 2007 года Йоко посещала Берново — родину своей тётки, которая после смерти мужа вернулась в СССР.

Здравствует и по сей день, женщина с сильной энергетикой.

Kiss, Kiss, Kiss

だいてね 

(Дайтэ нэ)

(Дай мне )

(несколько раз)

kiss kiss kiss , kiss me love
just one kiss , kiss will do (2 раза)
(Целуй, целуй, целуй меня, любовь моя, только целоваться, все, что мы будем делать)


its a long long story to tell
and i can only show you my hell

(Это очень долгая история, чтобы рассказывать, и я могу тебе только показать мой ад)

kiss kiss kiss , kiss me love
I " m bleeding inside

(Целуй, целуй, целуй меня, любовь моя, я истекаю кровью внутри)


touch touch touch me love
just one touch , touch will do (2 раза)
(Прикасайся, прикасайся, прикасайся ко мне, любовь моя, только прикасаться, все, что мы будем делать)



its that faint faint sound of the childhood bell
ringing in my soul

(
Откуда - то слабый - слабый звук детства , раздается в моей душе )


touch touch touch me love
just one touch, touch will do

(Прикасайся, прикасайся, прикасайся ко мне, любовь моя, только прикасаться, все, что мы будем делать)


touch touch touch me love
I " m shaking inside
(Прикасайся, прикасайся, прикасайся ко мне, любовь моя, я дрожу изнутри)

2 апреля 2015, 10:45

Джон Леннон родился 9 октября 1940 года в Ливерпуле. С 1960 по 1970 годы был солистом группы "Битлз".

Йоко (Ёко) Оно родилась 18 февраля 1933 года в Токио. Йоко получила хорошее образование в Японии и США. В 1956 году Йоко вышла замуж за Тоси Итиянаги - талантливого, но бедного композитора. Безуспешные попытки самоутвердиться в Америке привели начинающую хдожницу-авангардистку к депрессии, попыткам самоубийства и закончились тем, что родители забрали дочь обратно в Японию и поместили в психиатрическую клинику. Оттуда Йоко Оно вызволил поклонник её творчества Энтони Кокс, который увёз её в США и стал её вторым мужем. В 1963 году у пары родилась дочь Кёко.
В том же 1963 году родился сын Джулиан у супружеской четы Джон Леннон - Синтия Леннон, которые поженились в 1962 году.

Вот как рассказывал о своей первой встрече с Йоко Джон Леннон:

"Это было в 66-м году в Англии. Мне сказали, что одна японская художница-авангардистка, приехавшая из Америки, устраивает хеппиннинг. Я ходил по выставке и увидел лестницу, влез по ней к потолку, обнаружил там подвешенную трубу, посмотрел в нее - чувствуя себя идиотом - и прочитал одно слово "Да". А в те годы авангардом считалось, когда человек разбивал в дребезги пианино или скульптуру, в общем, все было анти-, анти-, анти-. Скучное отрицание. А тут я прочел это "да" и решил остаться на этой выставке среди гвоздей и яблок.

Там была одна надпись, которая возбудила мое любопытство: "Вбей гвоздь". Я спросил: "Можно я вобью гвоздь?" Йоко ответила: "Нет, потому что открытие назначено на завтра". Но тут к ней подошел владелец галереи и прошептал на ухо: "Пусть вобьет. Знаешь, он - миллионер. Может, он потом купит этот экспонат". Они начали шептаться-совещаться. Наконец, она говорит: "Ну, хорошо, можешь забить этот гвоздь, но сперва заплати за это 5 шиллингов". И вот я говорю: "Хорошо. Я дам тебе воображаемые 5 шиллингов и вобью воображаемый гвоздь". Вот так и произошла наша встреча, она что-то почувствовала, я что-то почувствовал, а остальное - это уже, как говорится, история".

Джон Леннон и Йоко Оно

Йоко после этой встречи записала в дневнике, что человек, которого она могла бы полюбить, нашёлся. Леннон стал получать от неё открытки с короткими надписями: "Танцуй", "Дыши", "Смотри на огни до рассвета"... Йоко звонила ему и произносила длинные монологи: о социальной несправедливости, духе времени и себе, испытывающей большие творческие затруднения авангардной художнице. Леннон слушал ее на редкость внимательно. Он привык к женщинам, которые повиновались ему. Йоко была совсем другой. Он чувствовал, что должен повиноваться этой японке, которая была старше его на 7 лет. Леннон так говорил о своей возлюбленной:

"Она учитель, а я - ученик. Я знаменитый человек, про которого думают, что он все знает, но она - мой учитель, она научила меня всему, что я знаю. Она уже все знала, когда я ни черта не знал, когда я был человеком ниоткуда. Она мой Дон Хуан [духовный учитель Кастанеды]".
"Рядом с Йоко я стал свободным. Её близость сделала меня целостным человеком. Без неё я был только половинкой".

Йоко сказала о своей роли в жизни Леннона: "До встречи со мной у него был свой жизненный опыт, которого у меня не было, так что, я тоже у него многому научилась. Это взаимный процесс: может быть все дело в том, что я сильный человек, во мне много женской силы. Женщины развивают в себе эту силу - в своих отношениях с мужчинами. В женщинах есть внутренняя мудрость, тогда как мужчины обладают мудростью другого рода: иметь дело с обществом - потому, что именно они его создали. Мужчины никогда не развивали в себе внутреннюю мудрость: у них просто не было времени. Поэтому, большинство мужчин опираются на женскую внутреннюю мудрость, хотят они в этом признаваться или нет".

Йоко Оно и Джон Леннон расстались со своими супругами и стали жить вместе в 1968 году. В следующем году группа "Битлз" распалась. Многие винили в распаде группы именно Йоко Оно. Леннон стал приводить возлюбленную на репетиции группы (хотя ещё в начале карьеры битлы условились не приглашать в студию жён и девушек). Пол Маккартни, видя, как меняются под влиянием Йоко Оно музыкальные вкусы Леннона, стал брать лидерство в группе на себя, что вызвало неудовольствие Леннона.
Музыкальные эксперименты Леннона начались в первый же год совместной жизни с Йоко Оно, ещё до распада "Битлз". В 1968 году Оно и Леннон выпустили альбом "Two Virgins" (Два девственника). Музыки на нём не было: пластинка содержала беспорядочный набор шумов, стоны и крики. По словам Леннона, альбом был записан за одну ночь. Еще больше, чем содержание, поражало оформление альбома, где были использованы фотографии Джонна Леннона и Йоко Оно в костюмах Адама и Евы. Леннон так говорил о влиянии на него Йоко Оно в тот момент жизни:

"Она заставила меня стать авангардистом и снять с себя одежду, а я в то время хотел быть лишь Томом Джонсом.
"Два девственника" получились случайно. Я понял, что на свете есть такой же сумасшедший человек, как я, - женщина, умеющая издавать столь причудливые звуки, способная наслаждаться нетанцевальной и непопулярной музыкой, тем, что называют авангардом.
Это единственное слово, которое здесь подойдёт, но я считаю, что такие ярлыки, как авангард, опровергают сами себя. Все привыкли к авангардным выставкам. Сам факт, что авангард может быть выставлен, противоречит назначению авангарда, поскольку он становится формальным, превращается в часть ритуала. Я всегда воспринимал его только как вариации к такому глобальному понятию, как музыка".

В следующем, 1969-м, году Леннон и Оно вновь удивили общественность. После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Журналисты, решившие, что звёздная пара будет публично заниматься сексом, собрались в гостинице, где оказалось, что Леннон и Оно, надев белые пижамы, украсив гостиничный номер цветами, сидят на кровати и говорят о мире (как раз в то время шла война во Вьетнаме). Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним.

В 1971 году выходит альбом Джона Леннона "Imagine". Заглавная песня с альбома стала самой известной сольной песней Леннона. В 1971 году сингл с песней "Imagine" достиг третьего места в хит-параде синглов США. В Великобритании сингл "Imagine" был выпущен только в 1975 году и достиг 6-го места в хит-парадах. Однако после смерти Леннона в 1980 году сингл "Imagine" снова был выпущен в Великобритании и 4 недели держался на перовм месте хит-парадов, пока не был смещён с первого места другой песней Джона Леннона "Woman". В 2002 году в Великобритании был проведен опрос, по итогам которого сингл "Imagine" занял второе место в списке величайших синглов всех времен после "Богемской рапсодии" группы "Квин".
В песне "Imagine" ("Представьте") Леннон излагает своё видение идеального мира, где люди живут сегодняшним днём, не надеясь на Рай и не боясь Ада. Не существует разделения на государства и религии, нет войн, нет собственности, нет понятий "жадность" и "голод". Все люди - братья.
Позже в интервью Леннон сказал, что песни "Imagine" и "Love" можно поставить в один ряд с любой песней, которая сделана, когда он был битлом.

В 1973 году Йоко Оно приняла решение на время расстаться с Ленноном, чтобы вновь дать возможность обоим почувствовать себя свободными и понять свои чувства друг к другу. Йоко выбрала Леннону в любовницы его помощницу-китаянку Мэй Пэнг (род. 24.10.1950), которую Леннон считал сексуальной, и отправила их в Лос-Анджелес, где они провели полтора года. Леннон в это время много пил.

Леннон так описывает вынужденную разлуку с Йоко Оно:

"Когда Дон Хуан говорил... когда Дон Оно говорил: "Убирайся прочь! Ты ничего не понимаешь!" - это было вроде ссылки в пустыню. А назад она меня не пускала, потому что я еще не был готов к этому. Я должен был сам с собой разобраться. А когда я был готов, она позволяла мне вернуться.
В начале 70-х мы расстались. Она выгнала меня. Я вдруг оказался один на плоту посреди океана. Сначала я подумал: "Ура! Как это здорово!!! Опять заживу холостяцкой жизнью. Гип-гип ура!" Но однажды я проснулся и меня пронзила мысль: "Что такое со мной? Я хочу домой!" Но она не захотела принять меня обратно. Вот почему мы жили врозь полтора года, а не полгода. Мы часто разговаривали по телефону, и я, бывало, говорил: "Мне такая жизнь не нравится. Я все время нарываюсь на неприятности. Я хочу домой. Пожалуйста, прими меня обратно!" Но она отвечала: "Ты еще не готов к возвращению".

Судя по последующим высказываниям Леннона, он любил Мэй Пэнг, хоть и другой любовью, нежели Йоко Оно. Леннон так говорил о жизни с Мэй Пэнг: "Я никогда не был так счастлив. Я любил эту женщину".

Противоречивость высказываний Леннона подтверждает, что Йоко Оно была права и временная разлука действительно была им необходима. Леннон должен был решить, что для него важнее - внутренняя свобода или жизнь как следование своему гуру - Йоко Оно. Когда Леннон сделал свой выбор в пользу второго варианта, Йоко разрешила ему вернуться. Это случилось в 1975 году. 9 октября 1975, в тридцать пятый день рождения Леннона, у него родился сын, названный Шоном. Джон Леннон решил на несколько лет полностью посвятить себя семье и пожертвовать своим творчеством. Следующий альбом Джона Леннона "Double Fantasy" вышел лишь в 1980 году. Этому диску суждено было стать последним в творчестве Джона Леннона, жизнь которого оборвалась спустя несколько недель после выхода пластинки.

Джон Леннон был застрелен 8 декабря 1980 года. Уже после его смерти был выпущен сингл "Woman" с альбома "Double Fantasy". Сингл "Woman" достиг первого места в чарте синглов Великобритании, опередив другой хит Леннона "Imagine". В США сингл "Woman" достиг второго места в хит-парадах.