Степан Разин хорошо известен не только как историческая личность, но и как персонаж художественных произведений: народная песня о Стеньке Разине, исторический роман А.П. Чапыгина «Разин Степан» и др. Какие причины побудили простого донского казака Степана Тимофеевича восстать против царской власти Алексея Михайловича? Один из очевидцев тех событий голландец Ян Стрейс пишет, что бунтарь сам пояснял эту причину местью за брата, которого казнили по приказу полководца Юрия Долгорукого в 1665 году во время похода против поляков. Но все же, видимо, не это подвигло его выступить против царя, так как он выступал также и против персидского повелителя, который лично ему ничем не навредил.

Официально объясняет причины восстания общим недовольством крестьян жизнью в условиях крепостного права. Возглавив войско донских казаков, в которое влились и беглые крестьяне, недовольные царской политикой, Разин начал «гулять» по Волге, занимаясь грабежами русских и иностранных купцов (1667г.). Затем (1668 – 1669г.) вместе со своей шайкой голытьбы направился через Каспийское море в Персию – тоже с грабительской целью. Легенду о захваченной в плен персидской княжне и за строптивость утопленной в Волге пересказывает народ в песне. Этот факт доподлинно не известен, но вполне вероятен, учитывая необузданный характер казака-разбойника. После персидского похода отряды бунтаря вернулись на Волгу, затем перешли Дон. Везде его войско пополнялось «голутвенными» людьми, то есть, голытьбой из казаков и беглых крестьян. О беглых: убежав от крепостников центральной России на Волгу или Дон, они не могли обустраиваться на новых местах, живя мирным трудом, и тогда присоединялись к предводителю. Это уже не просто шайка, а целое разбойничье войско сформировалось у атамана.

Весной 1670-го года он повел своих людей на Волгу, летом того же года взял Астрахань, где его люди, по-разбойничьи, нещадно перерезали всех бояр и даже священников. Разграбив и разорив Астрахань, он направился по Волге на север. Беспорядочный крестьянский бунт с этого времени перерастает в восстание, а потом в полноценную крестьянскую войну. К Разину примкнула земщина, инородцы – все, кто был против царских законов и произвола бояр на местах. С катастрофической быстротой расширялась территория, охваченная огнем войны. Со своими войсками он по Волге быстро продвигался на север, завоевывал города и подошел к Симбирску - здесь произошел перелом в войне. Под Симбирском Степана встретило прекрасно обученное царское войско во главе с князем Ю.Н. Барятинским и разгромило крестьянские отряды бунтаря. Сам же предводитель со своими казаками под покровом ночи, оставив войско волжских крестьян, бежал на Дон. Утром повстанцы увидели, что их предали, и стремительно кинулись к Волге, где стояли их суда. Но Барятинский, конечно, предусмотрел такой вариант и опередил беглецов. Всех или расстреляли, повесили, либо взяли в плен. В назидание другим, на берегу Волги построили сотни виселиц, на которых еще долго болтались тела бунтовщиков. После поражения в этой войне, люди постепенно приходили в себя. А слухи о виселицах по берегу Волги сильно отрезвило отчаянных людей, готовых к бунту.

А самое главное – бегство Степана Разина. Оно не добавляло ни смелости, ни дерзости, ни мужества недовольным крестьянам. Он разочаровал их своим предательством, и бегством, поставил крест на своей судьбе. Но на Дону еще пытался воевать. Против него собрал войско донских казаков атаман Корнила Яковлев. Атаман отражал эти выступления, как всегда, жестоко расправляясь с противниками. Но его не спасла жестокость. Уже и Дон стал его отторгать. Разин предпринял еще одну попытку взять Черкасск. Она оказалась неудачной и он отступил в город Кагальник. Там его нашло казачье ополчение Корнилы Яковлева. Напав на Кагальник, разбив отряды повстанцев и взяв его вместе с братом Фролкой в плен, казаки сдали атамана Разина царскому правительству. Сам Яковлев доставил братьев в Москву, где они и были казнены.

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин, также известный как Стенька Разин, - одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

Восстание или война с захватчиками?

При Алексее Михайловиче в России в 1667 г. разгорелся мятеж, названный впоследствии восстанием Степана Разина. Этот мятеж называют также крестьянской войной.

Официальная версия такова. Крестьяне вместе с казаками взбунтовались против помещиков и царя. Мятеж длился долгих четыре года, охватив большие территории имперской России, но усилиями властей был всё-таки подавлен.

Что мы сегодня знаем о Степане Тимофеевиче Разине?

Родом Степан Разин, как и Емельян Пугачёв, был из Зимовейской станицы. Подлинные документы разинцев, которые проиграли эту войну, почти не сохранились. Официоз считает, что будто бы их уцелело всего 6-7 штук. Но и сами историки говорят, что из этих 6-7 документов только один можно считать подлинником, хотя и он крайне сомнителен и больше похож на черновик. Да и то, что документ этот был составлен не самим Разиным, а его сподвижниками, находившимися далеко от его главной ставки на Волге, сомнений не возникает ни у кого.

Российский историк В.И. Буганов в своей работе «Разин и разинцы», ссылаясь на многотомный сборник академических документов о разинском восстании, писал, что подавляющее большинство этих документов вышло из правительственного лагеря Романовых. Отсюда и замалчивание фактов, и тенденциозность в их освещении, и даже прямая ложь.

Что требовали восставшие от правителей?

Известно, что разинцы выступали под знаменем великой войны за русского государя против изменников – московских бояр. Историки объясняют этот, на первый взгляд, странный лозунг, тем, что разинцы были очень наивны и хотели защитить бедного Алексея Михайловича от собственных нехороших бояр в Москве. Но в одной из разинских грамот есть такой текст:

В нынешнем, во 179 году октября в 15 день по указу великого государя и по грамоте его, великого государя, вышли мы, великое войско донское с Дон к нему, великому государю на службу, чтобы нам, сем от них изменников бояр вконец не погибнуть.

Отметим, что в грамоте имя Алексея Михайловича не упоминается. Историки считают эту деталь незначительной. В других своих грамотах разинцы высказывают явно пренебрежительное отношение к романовским властям, а все их действия и документы они называют воровскими, т.е. незаконными. Здесь возникает явное противоречие. Восставшие почему-то не признают Алексея Михайловича Романова законным правителем Руси, но идут за него воевать.

Кем был Степан Разин?

Предположим, что Степан Разин был не просто казачьим атаманом, а воеводой государя, но не Алексея Романова. Как такое может быть? Следуя новой хронологии, после великой смуты и прихода к власти Романовых в Московии, Южная часть России со столицей в Астрахани захватчикам не присягнула. Воеводой именно астраханского царя и был Степан Тимофеевич. Предположительно, астраханский правитель был из рода князей Черкасских. Имени его сегодня назвать невозможно ввиду тотального искажения истории по приказу Романовых, но предположить можно…

Черкасские были из старых русско-ардынских родов и являлись потомками египетских султанов. Это отражено на гербе Черкасского рода. Известно, что с 1380 по 1717 г. в Египте правили черкесские султаны. Сегодня историческую Черкассию ошибочно помещают на Северный Кавказ, добавляя при этом, что в конце XVI в. это название исчезает с исторической арены. Но хорошо известно, что в России вплоть до XVIII в. словом «черкасы» называли днепровских казаков.

Что касается присутствия кого-то из князей черкасских в разинских войсках, то этому можно найти подтверждение. Даже в романовской обработке история доносит до нас сведения, что в войске Разина был некий Черкашенин Алексей Григорьевич, один из казачьих атаманов, названный брат Степана Разина. Возможно, речь идёт о князе Григории Сунчелеевиче Черкасском, служившем воеводой в Астрахани до начала разинской войны, но после победы Романовых его убили в своей вотчине в 1672 году.

Перелом в войне

Победа в этой войне далась Романовым нелегко. Как известно из соборного положения 1649 года царь Алексей Романов установил бессрочное прикрепление крестьян к земле, т.е. утвердил в России крепостное право. Походы Разина на Волгу сопровождались повсеместными восстаниями крепостных крестьян. Вслед за русскими крестьянами восстали огромные группы других поволжских народов: чувашей, марийцев, и др. Но кроме простого населения на сторону Разина переходили и романовские войска! Немецкие газеты того времени писали: «К Разину попало такое множество сильных войск, что Алексей Михайлович настолько испугался, что не хотел больше посылать против него свои войска».

Переломить ход войны Романовым удалось с большим трудом. Известно, что Романовым пришлось укомплектовывать войска западноевропейскими наёмниками, потому что после частых случаев перехода на сторону Разина, у Романовых татарские и русские войска считались ненадёжными. У разинцев же, напротив, отношение к иностранцам было, мягко, сказать, плохое. Пленных иностранных наёмников казаки убивали.

Все эти масштабные события историки преподносят лишь как подавление крестьянского бунта. Эта версия стала активно внедряться Романовыми сразу после своей победы. Были изготовлены специальные грамоты, т.н. «государевы образцовы», в которых была изложена официальная версия разинского восстания. Велено было читать грамоту на местах у приказной избы не единожды. Но если четырёхлетнее противостояние было всего лишь восстанием черни, значит, против Романовых бунтовала большая часть страны.

По реконструкции Фоменко-Носовского т.н. восстание Разина было крупной войной между южным Астраханским царством и подконтрольными Романовым частями Белой Руси, северной Волги и Великого Новгорода. Эту гипотезу подтверждают и западноевропейские документы. В.И. Буганов приводит очень интересный документ. Оказывается, восстание в России, возглавляемое Разиным, вызвало огромный резонанс в Западной Европе. Иностранцы-информаторы рассказывали о событиях в России как о борьбе за власть, за престол. Интересно также и то, что бунт Разина называли татарским мятежом.

Конец войны и казнь Разина

В ноябре 1671 года Астрахань была захвачена романовскими войсками. Эта дата считается окончанием войны. Однако, обстоятельства разгрома астраханцев, практически, неизвестны. Считается, что Разин в результате предательства был захвачен и казнён в Москве. Но даже в столице Романовы не чувствовали себя в безопасности.

Яков Рейтенфельс, очевидец казни Разина, сообщает:

Дабы предупредить волнения, которых царь опасался, площадь, на которой преступник понёс наказание, была по приказанию царя окружена тройным рядом преданнейших солдат. И только иностранцы допускались в середину огороженного места. А на перекрёстках по всему городу стояли отряды войск.

Романовы приложили немало усилий, чтобы обнаружить и уничтожить неугодные документы разинской стороны. О том, как тщательно их разыскивали, говорит такой факт. На допросе Фрол (младший брат Разина) показал, что Разин зарыл кувшин с документами на острове реки Дон, на урочище, на прорве под вербой. Романовские войска перелопатили весь остров, но так ничего не нашли. Фрола казнили только через несколько лет, вероятно, пытаясь добиться от него более точных сведений о документах.

Наверное, документы о разинской войне хранились и в казанских, и в астраханских архивах, но, увы, эти архивы бесследно исчезли.

Источник http://slavyane.org/history/stepan-razin.html

Во второй половине 17 века на территории России сложилась непростая обстановка. Изматывающая война с турками и поляками оказала пагубное воздействие на экономическое состояние государства. Начавшиеся эпидемии и нехватка хлеба в некоторых районах страны привели к росту недовольства среди населения представителями царской власти. Особый размах возмущения пришелся на Дон, где казаки наиболее остро почувствовали ущемление своих прав и ухудшение жизни. Именно там в 1667 году вспыхнул беспощадный бунт, который некоторые историки назвали крестьянской войной под предводительством Степана Разина.

На момент начала восстания Разин уже был популярным атаманом, пользовался заслуженным авторитетом среди казаков, и ему не составило большого труда стать во главе казачьего войска. Более того, у него были личные причины: отомстить за смерть старшего брата, казненного по приказу князя Долгорукого. Первый поход был совершен казачьим отрядом в низовья Дона. Атаман хотел взять богатую добычу и раздать ее беднякам, нуждающимся в помощи. Захватив несколько караванов с богатым уловом, Разин вернулся. После этого похода его популярность среди крестьян и казачества резко возросла. Увеличился приток людей в его отряды, где им сразу давали вольную. Основные требования восставших сводились к отмене крепостного права и освобождению от налогов. Этим и объяснялись причины восстания под руководством Степана Разина. Многие крепостные люди поддержали требования и потянулись к атаману. Численность его войск существенно увеличилась. Вооружив людей, пополнив припасы, Разин решает пойти на Москву, чтобы наказать бояр, и добиться выполнения своих требований. С первых шагов своего похода участники восстания добились больших успехов. Население повсюду благожелательно встречало повстанцев и оказывало им всемерную поддержку. Волнения охватили территории Дона, Поволжья, Мордовии. Были захвачены многие города, в частности Царицын, Самару, Саратов, Астрахань. Везде проходят казни дворян и стрелецких начальников.

В 1670 году начинается основной этап восстания Степана Разина. Царское правительство стягивает к мятежной территории большие силы, состоящие из солдатских полков, дворянских отрядов и рейтарской кавалерии. Основные события проходят под Симбирском, который безуспешно пытались взять повстанцы. Основные цели, которые ставили перед собой царские воеводы, состояли в том, чтобы помочь осажденному Симбирску отразить нападение бунтовщиков и разбить их основные силы. После месяца тяжелых боев им удалось разгромить основные силы повстанцев и отогнать их от города. В этих боях был тяжело ранен руководитель бунта Степан Разин. Он оставил командование и уехал на Дон.

После его отъезда в действиях мятежников начался раскол, чем и объясняются причины поражения восставших. Разрозненность действий и несогласованность привели к разгрому многих отрядов и освобождению городов, ранее занятых повстанцами. Царские войска, более организованные и лучше обученные, начали преследование разбитых отрядов и жестокие расправы над восставшими. Стремясь получить благосклонность царя, казацкие старшины решили предать Разина. Они захватили его и привезли в Москву, где после долгих пыток он был четвертован. После казни мятежного атамана восстание было очень быстро подавлено. Многие участники были казнены, счет исчислялся тысячами. Поражение привело к упрочнению царской власти, крепостное право охватило новые территории. Помещики укрепили собственность на землю и увеличили владельческие права на крепостных, таковы неутешительные итоги восстания под предводительством Степана Разина.

Семнадцатый век - один из самых бурных в истории России. Современники называли его «бунташным», так как через все это столетие проходит полоса ожесточенных классовых битв. В начале века в стране бушует первая крестьянская война, завершают его стрелецкие восстания. Между этими событиями Соляной бунт 1648 года в Москве, народные движения в Воронеже, Курске, Чугуеве, Козлове, Сольвычегодске, Великом Устюге, Соликамске, Чердыни, а позднее - в Новгороде и Пскове, Третья четверть XVII века по размаху классовой борьбы не только не уступает, но даже превосходит его середину. В 1662 году местом острого социального конфликта вновь становится столица, где проявления народного недовольства дороговизной товаров и продуктов в связи с выпуском казной медных денег, ходивших в одной цене с серебряными, привело к так называемому Медному бунту, а в 1667 году в России занимается пожар второй крестьянской войны-еще более внушительной и сильной по своему классовому накалу, чем первая.

Восстания середины XVII века и Медный бунт грозные предвестники мощного народного движения, возглавленного С.Т. Разиным. Эти предвестники - реакция угнетенных масс на усиление эксплуатации со стороны господствующего класса и выражавшего его интересы феодального государства.

ХVII век стоит как бы на переломе двух эпох - средневековья с его мракобесием и религиозным фанатизмом и времени поразительного взлета и многоцветья российской культуры, которыми ознаменовано следующее - ХVIII столетие. По отзывам современников, XVII век это время, когда «старина и новизна перемешалися». И действительно, новые явления материальной и духовной жизни причудливо переплетались тогда с приметами косной старины.

Пространство жизнедеятельности людей было сужено до предела. Правительственный чиновник доезжал отнюдь не до каждого уезда. Если в захолустную глушь добирался по бездорожью казенный обоз из Москвы, это было целое событие, долго потом обсуждавшееся и вспоминавшееся.

В деревне крестьянин жил своим мирком, своей общиной, замыкался интересами своего двора, своей семьи. Жизнь носила архаичный, привычный характер, люди жили древними нравами и обычаями, и господствующий класс феодалов стремился сохранить эти патриархальные черты в незыблемом виде. Традиции, неписаный и писаный церковный - кодексы поведения нормировали и регламентировали каждый шаг человека.

Соответственно ограниченности жизненного пространства до предела было сужено и сознание людей. Но те, кто находился у кормила власти, уже убеждались неоднократно в том, что это устойчивое, дремучее спокойствие весьма обманчиво, что задавленный беспросветной нуждой народ способен явить непокорство господам и восстать против них.

XVII век - это время раскола русской церкви в результате острой идейно - политической борьбы между сторонниками поворота к государственным реформам и ревнителями старины. Это время беспримерного идейного поединка между царем и патриархом, заявившим: «священство царства преболе есть» на столько, «елико земля от неба».

Между бурным XVII и блестящим XVIII веком так же много сходства и различий, как между царем Алексеем Михайловичем, с именем которого связано окончательное оформление общегосударственной системы крепостного права в России, и его сыном Петром 1, вошедшим в историю как император-преобразователь.

В правление Алексея Михайловича Б.И. Морозов достиг невероятного могущества. Он лично владел территорией, равной среднему западноевропейскому государству, сотнями сел и деревень, железоделательными, винокуренными, кирпичными, поташными (от слова поташ-продукт получаемый из древесной золы) заводами, в его власти были десятки тысяч зависимых крестьян. Морозов был крупнейшим землевладельцем, купцом, ростовщиком, промышленником в одном лице. Вокруг Морозова группировалась новая знать - люди, подобно Милославскому выдвинувшиеся по его протекции и обязанные ему своей карьерой.

IIровинциальное дворянство, имевшее ранг «городовых» дворян или детей боярских, в основной своей массе далеко отстояло от привилегированной и малочисленной группы думных людей, хотя в некоторых случаях в среду думцев и проникали выходцы из служилого сословия, а в ряды последних опускались по тем или иным причинам представители высшего слоя класса феодалов.

Помимо высоких чинов, существовали особые должности, Которых именитые отцы домогались для своих сыновей. Например, всегда много было охотников на место «спальника» - лица, несшего службу в царских покоях, так как с этой должности можно было продвинуться в «комнатные» или «ближние» бояре или окольничие.

Раздача чинов и должностей верным людям - излюбленный прием, которым широко пользуется клика Б.И. Морозова. Морозов с одобрения царя прибрал к рукам управление рядом приказов - государственных учреждений, ведавших важнейшими делами в стране, а во главе большинства других оказались ставленники властолюбивого боярина, причем в основном из фамильного ряда Милославских.

В середине XVII века в России еще были обширные земли, не захваченные феодалами. Но их количество быстро и неуклонно сокращалось под натиском бояр, дворян, церкви и самого феодального государства. Крестьяне, искони вольготно жившие и хозяйствовавшие на этих землях, теряли свою независимость, попадали в крепостную кабалу. Особенно стремительно господствующие классы и государство прибирало к рукам территорию с нерусским населением. Крупнейшим феодалом было само государство. В России были так называемые тяглые сословия, или тяглецы. К ним относились черносошные (закрепленные за государством) крестьяне и посадские люди - торгово-ремесленное население городов и промысловых местечек. Они должны были нести «тягло» - выполнять особые повинности в пользу феодального государства. Отсюда и их название.

Тяглецы должны были вносить в пользу государства многочисленные подати, выполнять до двадцати видов обременительных повинностей. С них брали сборы деньгами и натурой за провоз товаров, за пользование баней, за лавки и харчевни, если они вздумают их открыть, за землю и всякие угодья. За соль была предусмотрена специальная соляная пошлина. Пьющие платили кабацкие деньги за употребление спиртного, курящие - за табак, причем оба эти налога были введены отнюдь не из человеколюбия, не в заботе о здоровье людей, а исключительно в целях пополнения государственной казны. Тягло тянули и посадские люди. Это было имущественно крайне неоднородное сословие. На одном его полюсе - городские низы: ремесленники, которым «прокормиться нечем», мелкие торговцы, весь товар которых помещался на скамье или небольшом лотке, мастеровые, не находившие применения своим рукам, скитавшиеся по чужим дворам, вынужденные ночевать под лодками и питаться, как тогда горько шутили, похлебкой из яичной скорлупы. На другом полюсе - посадская верхушка, наиболее привилегированную часть которой составляла корпорация «гостей» - купцов и промышленников, купивших у государства право сбора с населения различных налогов. Например, именно на гостей было возложено взимание крайне непопулярной в народе, но очень выгодной соляной пошлины. Гости буквально выколачивали из тяглецов налоги. Они сосредоточили в своих руках торговлю наиболее прибыльными товарами. Низы и средние слои посадских людей терпели произвол не только со стороны представителей власти, гостей, богатых купцов. Они были беззащитны и перед сильными феодалами.

Возмущение посадского люда вызывали «белые» места и слободы - городские феодальные владения, «обеленные» (отсюда «белые»), то есть освобожденные от выплаты пошлин, налогов и выполнения натуральных повинностей в пользу государства. Правда, население «белых» слобод вынуждено было отдавать изрядную долю доходов деньгами и натурой своему господину, но это было несравненно меньше, чем вносили в казну посадские тяглецы, которых к тому же разоряли алчные государевы сборщики и те же владельцы «белых» слобод - феодалы.

Обстановка в стране накалялась. По городам и селам ходили тревожные слухи: «делается-де на Москве нестройно, и разделилась-де Москва натрое, бояре-де себе, а дворяне себе, а мирские и всяких чинов люди себе ж». Народная молва не ошибалась: дворянство набирало силы и требовало уравнять его в правах с аристократией, разрешить ему передавать свои поместья по наследству. Это вызывало протест у владельцев вотчин, считавших претензии дворян посягательством на свои льготы и привилегии.

Крестьян особо волновал вопрос о сроках их сыска в случае побега от феодала. Розыск и возврат беглых с 5 лет в 1613 году вырос до 15 в 1647 году. Прошел слух и о полной отмене «урочных лет», что не могло не взбудоражить огромную массу крестьянского населения.

Нижегородский сын боярский Прохор Колбецкий, находясь в столице, писал своему отцу, что «на Москве смятение стало великое» и что «боярам быть побитым…». Толпы челобитчиков осаждали приказы. У каждого, кто пришел в Кремль, были свои обиды, свой повод для недовольства. Из Москвы люди возвращались, не найдя правды, неудовлетворенные. И снова начиналось тяжкое, с горем пополам житье бытье.

Поистине бедственным было положение крестьянства - основного трудового класса тогдашней России. Задавленное нуждой, замученное подневольным трудом, кормившее множество ненасытных ртов, оно само нередко голодало. Конец сороковых годов XVII века выдался неурожайный. Не поднялся хлеб, от засухи зачахли травы. Начался падеж скота. Правительство официально заявляло, что «уездные и сошные люди от хлебной скудости стали бедны и с промыслов отбыли». Изнемогала под тяжестью феодального гнета городская беднота - мелкие ремесленники, торговцы, поденные работники. Роптали на свою рабскую долю холопы - люди, попавшие в полную зависимость от господ и лишенные всяких прав. Трудно приходилось военному люду, независимо от того, были ли это стрельцы и казаки, составлявшие старое российское войско, или солдаты новых, сформированных по европейскому образцу полков («нового строя»). Те и другие весьма скупо вознаграждались за свою нелегкую службу. И без того невысокое денежное и хлебное жалованье выплачивалось им в неполном объеме и с частыми перебоями. Они терпели рукоприкладство и произвол высших чинов. Последние расхищали деньги и продовольствие, предназначенные рядовому составу, принуждали своих подчиненных работать на себя, «наряжали службами маломочных людей» и за взятки освобождали от караулов тех, кто побогаче. Нараставшие исподволь глухое недовольство и брожение масс прорвались грозным возмущением 1 июня 1648 года в Москве. Негодование народа вылилось в разгром боярских усадеб. Уничтожались обнаруженные там крепостные документы, учинена была расправа над давними недругами - Н. Чистым, Л. Плещеевым, П. Траханиотовым.

События середины века были красноречивым проявлением непокорства угнетенных масс. Волнения в стране еще долго не улегались. Не затихали слухи о том, что «мир весь качается», «еще-де у нас замятне быть и кровопролитию великому».

Грозное предупреждение народа заставило правящий класс незамедлительно на него прореагировать и спешно перегруппировать свои силы. Верхи феодального общества предприняли двоякие меры: с одной стороны, пошли на некоторые уступки недовольным существующим порядком вещей дворянам и посадской элите, с другой - усилили крепостнический зажим основной массы подданных Российского государства.

По настоянию думных чинов, московских и провинциальных дворян, церковных иерархов, гостей, «лутчих людей» на Земском соборе в июле 1648 года было решено в срочном порядке приступить к составлению нового свода законов - Уложения, «чтобы впредь по той уложенной книге всякие дела делать и вершить».

В начале 1649 года Уложение было принято Земским собором, почему и получило название соборного. На этом своде законов лежит отблеск пламени прокатившихся по стране народных восстаний. В статьях Уложения, где говорится о запрете подавать царю челобитные в церкви во время службы, о недопустимости всяких бесчинств и брани на государевом дворе, явно ощущаются отголоски «Соляного бунта».

В начале 60-х годов Степан Разин - заметная фигура на Дону. О нем идет слава не только ратного умельца и лихого рубаки, но и большого знатока тактики казацкого боя.

На своем коротком веку С.Т. Разин испытал и повидал немало: пережил утрату отца, расправу со старшим братом, в жарких сражениях не раз был на волосок от смерти, познал тяготы и невзгоды полукочевой казацкой жизни, половина которой проходила на стругах, а другая в седле. Он прошел Русь от Азовского до Белого моря, путь его пролегал через Валуйки и Воронеж, Елец и Тулу, Ярославль и Тотьму, Великий Устюг и Архангельск. Трижды побывал Разин в Москве, причем в первый раз - вскоре после Соляного бунта и принятия Соборного уложения, а в третий - за год до восстания 1662 года.

Столица поразила молодого казака сказочной красотой Кремля, прочностью и затейливостью искусно возведенных боярских хором, множеством окон и изукрашенных узорами колонн. В городе, особенно в центре, возвышались выстроенные на европейский лад каменные и кирпичные здания. В далеких Соловках, куда ходил Разин по казацкому обычаю, на богомолье, и в златоглавой Москве, на родном Дону и на Слободской Украине, где жила названая мать Степана вдова Матрена Говоруха, - везде, где приходилось ему бывать, он сталкивался с одним и тем же - со злом, несправедливостью, гнетом и насилием, которые богатые и власть имущие чинили по отношению к тем, кто был от них в зависимости и, терпя нужду, голод, лишения, работал на них до седьмого пота. Насмотрелся Степан на народные страдания, наслушался стонов, жалоб и обид запоротых до полусмерти за недоимки, иссеченных до костей на правеже, обманутых и ограбленных воеводами и приказными, незаконно - без очереди и сроку - взятых в даточные люди (в войско), оставшихся из-за господского произвола без кормильца вдов и сирот, больных и калек, заезженных и изувеченных в прошлом непосильной работой. Часто натыкался Разин на бродяг - людей, хлебнувших лиха и некогда снявшихся с насиженного места, но так никуда и не приткнувшихся. Как перекати-поле скитались они с места на место, держась подальше от дорог, пробираясь рощами, перелесками да опушками.

Перенаселенность дона, скученность там массы беглого элемента, бедственное положение голутвенного казачества толкали недовольных выступить, несмотря на все препоны и преграды, в большой поход. доброхоты (добровольцы) стали группироваться вокруг слывшего удачливым головщиком (казачьим командиром) Степана Разина. Старшина, с одной стороны, косо смотрела на это происходившее помимо нее формирование казачьей ватаги, с другой - ее вполне устраивал отток с дона лишних ртов и голов, будораживших весь край. Однако она отнюдь не безучастно наблюдала за приготовлениями Разина и решительно воспрепятствовала попытке его отряда пробиться к Азовскому морю. «Домовитые» понимали, что такие действия могут нарушить мир с Турцией, а, следовательно, привести к новым осложнениям, а то и разрыву с Москвой, что вовсе не входило в их планы. Но когда в начале мая 1667 года Разин, собравший под своим началом более 600 человек, обосновался близ Паншина городка, между реками Тишиной и Иловлей, на высоких буграх, окруженных водой, старшина ему не препятствовала, хотя богатеи-донцы потерпели от разинцев немалый урон, поскольку те, снаряжая поход, запасаясь продуктами, одеждой, оружием, порохом и свинцом, силой взяли у «домовитых» немало добра и провизии. Не выступила старшина против, и когда в первой Половине мая Разин направился к Волге, где для него и его отряда открывался гораздо больший простор, чем на запертом у устья дону. У казачьей верхушки был свой прямой расчет, который заключался вовсе не только в том, чтобы сбагрить беспокойную голытьбу, но и в ожидании своей половинной доли добычи, ибо многие «домовитые» именно на этих условиях снабдили разинцев оружием, амуницией, предоставили свои речные суда и т.п.

Во второй половине мая 1667 года флотилия Разина по реке Камышенке вышла на Волгу. Крестьянская война начиналась как традиционный поход «за зипунами». Разве что на казачьих стругах следовало не 150-200 человек, как обычно во время таких рейдов, а около 1500.

Севернее Царицына повстанцы взяли на абордаж торговые струги и насады гостя Василия Шорина, других именитых купцов, патриарха Никона, а также самого царя. В атакованном разинцами караване были и суда с кандальниками - ссыльными, которых везли в Астрахань и на Терек. В короткой схватке донцы одолели сопровождавших корабли государевых стрельцов, расправились с начальными чинами и купеческими приказчиками. Разин да и другие казаки хорошо знали богатея Шорина как одного из тех, против кого был направлен Медный бунт в Москве в июле 1662 года. Сборами пятой деньги (поимущественного налога) этот финансовый магнат вызвал жгучую ненависть народа. В разгроме разинцами стругов Шорина, думается, правомерно без натяжки усматривать мотив социальной мести купцу-душегубу. Ссыльных восставшие не только не тронули, но и тотчас освободили. Им, как и ярыжкам (судорабочим), дали волю, «кто куда хочет», и «пошло в казаки работных людей человек со сто» с патриаршего насада, а с шоринского - шестьдесят. Раскованные кандальники не преминули воспользоваться возможностью проучить свой бывший конвой. Как говорится в документах, они набросились на государевых ратных людей «пуще прямых донских казаков».

Изображая Разина неуязвимым, народ переносил на него черты любимых героев, популярных в своей среде. Так, тут очевидна, например, аналогия с Егорием Храбрым - персонажем эпического духовного стиха, известного многим угнетенным и обездоленным в России XVII столетия. Егория мучают муками различными, его рубят топорами и пилят пилами, бросают в кипящую смолу и закапывают в погреба, но он остается невредимым. Преодолев все препятствия и невзгоды, Егорий Храбрый идет по светло-русской земле, возрождая ее.

23 марта 1668 года, упредив подход к Яицкому городку из Астрахани крупного карательного войска, Степан Тимофеевич Разин начал свой легендарный, воспетый в народных песнях и сказаниях поход на Каспий. Его маршрут проходит от устья Терека к Дербенту, из Дербента - к Ширвану и Баку, затем - к Свиному острову с заходом по реке Куре в «Грузинский уезд», далее через города Решт, Фарабат, Астрабат к полуострову Миян-Кале, где флотилия останавливается на зимовку.

На Каспий повстанцы вышли многочисленным отрядом, насчитывавшим около двух тысяч человек. В его первоначальный состав влились несколько сотен донских, яицких и терских казаков под предводительством своих атаманов. Они спешили на соединение с Разиным, чтобы действовать с ним заодно. Например, известный на Волге дерзкими налетами на купеческие караваны Сергей Кривой привел к западному каспийскому побережью, где был в это время Разин, 700 удальцов, разгромив преградивших ему путь стрельцов под командованием головы Г. Авксеньтьева. Значительно пополнились силы восставших и за счет переходивших на их сторону ратных людей, крестьян, по весне покинувших свои оголодавшие зимой деревни, чтобы наняться в бурлаки, городской бедноты, жившей судовой работой.

Разинцы плыли на десятках легкоманевренных, удобных на каспийском мелководье стругов, у них были свои и захваченные у стрельцов пушки, запас пороха и провианта. В целом они были неплохо экипированы для длительного похода. Документы свидетельствуют, что повстанцы не обращали оружия против низов местного населения. Это немедленно снискало симпатии к справедливым россиянам среди персидской бедноты. Известно даже, что к отряду Разина «пристали иноземцы скудные многие люди». Сочувствие и поддержка угнетенных масс Персии - вот одна из основных разгадок того, почему персидский щах, располагающий огромной армией, сильным флотом, почти в течение двух лет не мог сокрушить отважных разинцев.

Участники каспийского похода добывали «зипуны», не брезговали никакими попадавшими к ним в руки восточными товарами, но захват всякого добра, обогащение для них скорее не цель, а средство, которое они традиционно избрали, чтобы обеспечить существование своему отряду, чтобы сохранить его на будущее. Как в России, так и в Персии Разин не желает мириться с всесилием аристократии, с не знающими удержу в обирании и обмане простого люда толстосумамикупцами и по своему разумению стремится защитить народ и наказать виновников его бед.

С плаваньем к персидским берегам Разин связывал надежду отыскать «вольную землицу». Он посылает к шаху трех своих товарищей с просьбой «указать ему место, где им жить и питатца». Правитель Персии, ища способ положить конец хозяйничанью казаков в своем государстве, велел выделить им зону для поселения, но с явным расчетом заманить их в ловушку и расправиться с ними. Заподозрив это, Разин «на то место прийти не похотел, а просил себе… крепкого острова, на котором взять было ево… не мочно».

Сейчас трудно сказать, как устроили бы жизнь разинцы, если бы шах все-таки выделил им подходящую территорию для колонизации. Вероятно, эта область стала бы чем-то вроде второго дона. Однако главными помыслами Разин оставался на родине. Ряд фактов позволяет судить о том, что повстанческий атаман одно время вынашивал план собраться в Персии с силами и, учитывая напряженность русско-персидских отношений, давнее соперничество двух стран в восточной торговле, поссорить шаха с Москвой, а затем в союзе с ним двинуться вверх по Волге к центру России. Политическая наивность этих иллюзий была очевидна: устоявшиеся экономические связи с Москвой, опасность союза с казачьей ватагой против могущественного северного соседа, полное несовпадение классовых интересов и многое другое удерживали правительство Персии от совместных действий с разинцами. К тому же от царя Алексея Михайловича пришла грамота, в которой «шахову величеству» предлагалось «своей персидской области околь моря Хвалынского велеть остереганье учинить», позаботиться о том, чтоб «воровским людем пристани бы нихто не давал и с ними не дружился, а побивали бы их везде и смертью уморяли без пощады».

Получив такие «рекомендации», шах не только немедленно прервал всякие переговоры с Разиным, но и распорядился одного его посла отдать на растерзание голодным псам, а двух других заковать в кандалы. Эта расправа ожесточила участников похода. Они больше не пытаются дипломатическим путем склонить шаха на свою сторону, а отправляются «воевать многие кызылбашские городы и уезды». Опять в ход идет уже не раз выручавшая разинцев казацкая хитрость. Понимая по-персидски, Степан Тимофеевич, переодевшись в старое платье, неоднократно самолично отправлялся в Исфагань - богатейший персидский город послушать, о чем там говорят. Благодаря такой разведке он хорошо знал, что творится в неприятельском стане, и упреждал действия противника. В крупный торговый город Ферабат разницы проникли под видом купцов. Поскольку у них были полные трюмы самых завидных товаров, они в течение пяти дней продавали их по умеренным ценам и за это время узнали наперечет всех местных богатеев. Обобрав их до нитки, мнимые купцы покинули Ферабат, а в городе еще долго рассказывали о том, как Разин обвел вокруг пальца тех, кто столько лет обирал и обманывал других.

Персидский поход вошел в историю как победоносный. Действительно, поразительные успехи повстанческого отряда ошеломили не только персов, но произвели сильное впечатление и на царские власти. Разин чувствовал себя уверенно в сражениях как на суше, так и на море. Огромную славу ему принес бой у Свиного острова весной 1669 года. Опытный персидский флотоводец Мемед-хан, бросивший против разинцев 50 кораблей с почти четырьмя тысячами человек на борту, потерпел тогда катастрофическое поражение. У него уцелело всего три судна с жалкими остатками воинства. В плен попал сын Мемед-хана Шабын-дебей, а по преданию - также и его дочь, девушка необычайной красоты, широко известная из фольклора как персидская княжна. Вопрос о том, была ли эта прекрасная дева, позднее якобы принесенная Разиным в дар матушке-Волге, реальным историческим лицом или вымышленной фигурой.

В лучах славы вернулись князья казачьей вольницы на родной дон. Овеянное легендами, имя Степана Разина становится социальным магнитом, притягивающим к нему сотни и сотни обездоленных. Весть о народном заступнике «батюшке Степане Тимофеевиче разнеслась далеко по России. Простому люду не столько кружила голову молва о несметных богатствах, привезенных разинцами с персидских берегов, сколько согревала сердце мысль о том, что нашелся человек, посмевший спорить с боярами и вельможами, предъявлять им свои требования, а если надо, то и способный примерно их наказать, чтоб другим неповадно было обижать беззащитных.

На дону участники каспийского похода и его предводитель сильно потеснили казацкую старшину, поколебали ее авторитет и власть войскового атамана. Городок Кагальник, близ которого встал лагерем полуторатысячный отряд Разина, быстро затмил старую столицу казачьего края Черкасск. Обычно собранные тем или другим атаманом для похода за «зипунами» ватаги по возращении быстро распадались, - численность разинского воинства, напротив, неуклонно росла. В ноябре 1669 года оно насчитывало уже 2700 человек, к весне 1670 года достигло 4000.

Когда повстанческий отряд, несмотря на попытки задержать его, покинул пределы России, царское правительство приняло это известие с определенным облегчением: его куда больше устраивало, что Разин устремился к чужеземным берегам, чем если бы он действовал внутри страны. На первый раз социальная опасность, исходившая от князей казачьей вольницы, благополучно для класса феодалов миновала. Сравнительно быстро улеглись волнения и в связи с возвращением разинцев с Каспия через Астрахань и Царицын на дон.

Однако администрация Алексея Михайловича получала все новые и новые подтверждения тому, что после плаванья за «зипунами» его участники и не думали возвращаться к прежней жизни на дону. У властей были серьезные основания для опасений. Разин слишком явно продемонстрировал, что свободно может стать хозяином на Нижней Волге и Москва будет не в состоянии тягаться там с ним силами.

Крестьянская война привела к разделу обширной территории европейской части страны на две зоны: в одной по-прежнему заправляла царская администрация, в другой вся полнота власти была в руках восставших. Оба эти региона очень трудно географически разграничить. поскольку обстановка чуть ли не каждодневно менялась, населенные пункты переходили из рук в руки. Почти весь уезд мог находиться в руках повстанцев,

а его центр и отдельные города оставались за правительством. Бывало и наоборот. В общей сложности на разных отрезках крестьянской войны разинцы контролировали свыше 50 городов, некоторые из них, как Царицын, Астрахань, были очагами восстания более года, другие, подобно Пензе, Саранску, Темникову и др. - от осени до зимы, третьи - в их числе Алатырь, Козьмодемьянск и прочие - не больше месяца. Раздавленное в одном месте, восстание подымалось в другом. И все же к концу 1670 года в ходе затяжного классового единоборства произошел перелом в пользу правительственных сил. В декабре царские войска заняли Пензу. Жестокий бой, закончившийся поражением разинцев, разгорелся в районе Алатыря, под селом Тургеневом. «Они воры, - гласит воеводское донесение, - обоз и пехоту построя, и рогатками обметався, и конные их полки стали у их пехоты, и пушки постановили около обозу и около конных полков, и… ратные люди начали на них наступать, пехота на пехоту, а конные на конных, и учинился бой большой; побили воров наголову, пехоту их многую посекли и живых воров на том бою много, и… их велели всех казнить смертью». В последних числах января 1671 года восстание в Тамбовско-Пензенском районе, потопленное в крови, было подавлено.

Силы повстанцев были на исходе. Многие из них полегли на полях сражений, многие попали в плен к карателям. Немало было и таких, которые после разгрома своего отряда разуверились в движении и, считая дальнейшую борьбу бессмысленной, разошлись по домам.

Государевы войска захватывали местность за местностью, уезд за уездом. Один за другим под ударами правительственных ратей пали города, где долго держалась разинская вольница. Последними оплотами восстания стали Царицын и Астрахань. В Астрахани среди представителей повстанческой власти уже не было Василия Уса. Славный атаман умер от тяжелой болезни (предположительно - конского сапа), и основную роль в руководстве городом играл его товарищ и сподвижник Федор Шелудяк,

Оправившийся от ран Разин вынашивал планы начать новый поход и очень рассчитывал как на опорные пункты движения на Царицын и в особенности на Астрахань. Но события на дону помешали повстанческому атаману осуществить свои намерения. 14 апреля 1671 года Кагальницкий городок, где находился Разин с несколькими сотнями казаков, был атакован многотысячным отрядом «домовитых» донцов во главе с К. Яковлевым. Они подожгли деревянные стены Кагальника, проникли в городок и захватили в плен отчаянно отбивавшегося Разина, Позднее в их руки попал и брат Степана Фрол. Ценой выдачи братьев Разиных казацкая старшина надеялась купить себе прощение за прежнее потворство грозному атаману, за то, что изрядно поживилась от его щедрот. Монаршья милость по отношению к Яковлеву и другим «добрым» донцам превзошла их ожидания: они не только были прощены, но и получили в благодарность от «Тишайшего» 100 золотых червонцев.

2 июня 1671 года Степана и Фрола под усиленным конвоем, в кандалах доставили в Москву. 6 июня 1671 года Степан Разин при большом людском скоплении был казнен на Красной площади. Сказав по русскому обычаю «прости» и поклонившись на все четыре стороны народу, Разин мужественно принял страшную смерть - он был приговорен к четвертованию. Ему отсекли сначала правую руку, потом левую ногу у колена и лишь затем отрубили голову.

Степан Тимофеевич Разин - атаман донского казачества, организовавший крупнейшее народное восстание допетровского периода, которое было названо Крестьянской войной.

Будущий предводитель мятежных казаков родился в станице Зимовейская в 1630 году. Некоторые источники указывают на другое место рождения Степана – город Черкасск. Отец будущего атамана Тимофей Разя был родом из Воронежского края, но переселился оттуда по неясным причинам на берега Дона.

Молодой человек прижился среди вольных поселенцев и вскоре стал домовитым казаком. Тимофей отличался в военных походах отвагой и смелостью. Из одной кампании казак привел в дом плененную турчанку и женился на ней. В семье родилось три сына – Иван, Степан и Фрол. Крестным отцом среднего брата стал сам атаман войска Корнила Яковлев.

Смутное время

В 1649 году «Соборным посланием», подписанным царем , на Руси окончательно закрепилось крепостное право. Документ провозглашал наследственное состояние крепостничества и позволял увеличивать срок поиска беглых до 15 лет. После принятия закона по стране начали вспыхивать восстания и мятежи, многие крестьяне пускались в бега в поиске вольных земель и поселений.


Наступило смутное время. Казацкие поселения все чаще становились пристанищем «голытьбы», бедных или нищих крестьян, которые примыкали к зажиточному казачеству. По негласной договоренности с «домовитыми» казаками из беглых создавались отряды, которые занимались грабежом и воровством. Теркские, донские, яицкие казачества увеличивались за счет «голутвенных» казаков, их военная мощь росла.

Молодые годы

В 1665 году произошло событие, которое повлияло на дальнейшую судьбу Степана Разина. Старший брат Иван, принимавший участие в русско-польской войне, решил самовольно покинуть позиции и удалиться с армией на родину. По обычаю вольное казачество не обязано было подчиняться правительству. Но войска воеводы догнали разинцев и, объявив их дезертирами, казнили на месте. После смерти брата Степан воспылал яростью к русскому дворянству и решил идти войной на Москву, дабы освободить Русь от боярщины. Нестабильное положение крестьянства также стало причиной восстания Разина.


С юности Степан отличался удалью и смекалкой. Он никогда не шел напролом, а использовал дипломатию и хитрость, поэтому уже в молодом возрасте он входит в состав важных делегаций от казачества в Москву и Астрахань. Дипломатическими уловками Степан мог уладить любое провальное дело. Так знаменитый поход «за зипунами», который закончился для Разинского отряда плачевно, мог привести к аресту и наказанию всех его участников. Но Степан Тимофеевич так убедительно пообщался с царским воеводой Львовым, что тот отпустил все войско домой, снарядив новым оружием, и одарил Степана иконой Богородицы.

Проявлял себя Разин и как миротворец среди южных народов. В Астрахани он выступил посредником в споре между нагайбакскими татарами и калмыками и не допустил кровопролития.

Восстание

В 1667 году в марте Степан начал собирать войско. С 2000 воинами атаман отправился в поход по впадающим в Волгу рекам грабить суда купцов и бояр. Грабежи не воспринимались властью как бунт, так как воровство было неотъемлемой частью существования казачества. Но Разин пошел дальше привычного разбоя. В селе Черный Яр атаман устроил расправу над стрелецким войсками, а затем отпустил всех ссыльных, находящихся под стражей. После чего отправился на Яик. Войска мятежника хитростью проникли в крепость к уральским казакам и подчинили себе слободу.


Карта восстания Степана Разина

В 1669 году пополнившаяся беглыми крестьянами армия под предводительством Степана Разина отправилась на Каспий, где учинила ряд нападений на персов. В схватке с флотилией Мамед-хана русский атаман перехитрил восточного полководца. Струги Разина имитировали побег от персидского флота, после чего перс отдал приказ объединить 50 кораблей и окружить войско казаков. Но Разин неожиданно развернулся и подверг мощному обстрелу главное судно противника, после чего оно начало тонуть и потянуло за собой весь флот. Так малыми силами Степан Разин вышел из боя у Свиного острова победителем. Понимая, что после такого поражения сефивиды соберут большее войско против разинцев, казаки отправились через Астрахань на Дон.

Крестьянская война

1670 год начался подготовкой войска Степана Разина к походу на Москву. Атаман пошел вверх по Волге, захватывая прибрежные селения и города. Для привлечения местного населения на свою сторону Разин использовал «прелестные письма» – особые грамоты, которые он распространял среди городского люда. В письмах говорилось о том, что гнет боярщины можно скинуть, если примкнуть к армии мятежников.

На сторону казаков переходили не только угнетенные слои, но и старообрядцы, ремесленники, марийцы, чуваши, татары, мордвины, а также русские солдаты правительственных войск. После повального дезертирства царские войска вынужденны были начать привлечение наемников из Польши и Прибалтики. Но с такими воинами казаки поступали жестоко, подвергая всех военнопленных иностранцев казни.


Степан Разин распространял слух, что в стане казаков скрывается пропавший царевич Алексей Алексеевич, а также ссыльный . Тем самым атаман привлекал на свою сторону все больше недовольных действующей властью. За год на сторону разинцев перешли жители Царицына, Астрахани, Саратова, Самары, Алатыря, Саранска, Козмодемьянска. Но в бою под Симбирском флотилия казаков была разбита войсками князя Ю. Н. Барятинского, а сам Степан Разин после ранения вынужден был отступить к Дону.


Полгода Степан укрывался с приближенными в Кагальницком городке, но местные зажиточные казаки тайно приняли решение о сдаче атамана правительству. Старейшины опасались гнева царя, который мог лечь на все русское казачество. В апреле 1671 года после короткого штурма крепости Степан Разин попал в плен и был вывезен в Москву вместе с близким окружением.

Личная жизнь

О частной жизни атамана в исторических документах сведений не сохранилось, но известно только то, что в Кагальницком городке проживала супруга Разина и его сын Афанасий. Мальчик пошел по стопам отца и стал воином. Во время стычки с азовскими татарами юноша попал в плен к противнику, но вскоре вернулся на родину.


В легенде о Степане Разине упоминается персидская княжна. Предполагается, что девушка попала в плен к казакам после знаменитого боя на Каспийском море. Она стала второй женой Разина и даже успела родить казаку детей, но от ревности атаман утопил ее в пучине Волги.

Смерть

В начале лета 1671 года охраняемые воеводами стольником Григорием Косаговым и дьяком Андреем Богдановым Степан и его брат Фрол были доставлены в Москву для суда. Во время следствия Разиных подвергали жестоким пыткам, а через 4 дня повели на казнь, которая состоялась на Болотной площади. После оглашения приговора Степана Разина четвертовали, но его брат не выдержал увиденного и попросил пощады в обмен на тайные сведения. Спустя 5 лет, не найдя обещанных Фролом награбленных сокровищ, решено было казнить и младшего брата атамана.


После смерти лидера освободительного движения война продолжалась еще полгода. Казачество возглавили атаманы Василий Ус и Федор Шелудяк. Новым предводителям не хватило харизмы и мудрости, поэтому восстание было подавлено. Народная борьба привела к неутешительным итогам: крепостничество было ужесточено, отменены дни перехода крестьян от хозяев, разрешено проявлять крайнюю степень жестокости в отношении к неповинующимся крепостным.

Память

История о восстании Степана Разина надолго осталась в памяти народа. Национальному герою посвящено 15 народных песен, в том числе «Из-за острова на стрежень», «Есть на Волге утес», «Ой, то не вечер». Биография Стеньки Разина вызывала творческий интерес у многих литераторов и историков, таких как , А. А. Соколов, В. А. Гиляровский, .


Сюжет о подвигах героя Крестьянской войны использовался при создании первого российского фильма в 1908 году. Кинолента называлась «Понизовая вольница». В честь Разина названы улицы Санкт-Петербурга, Твери, Саратова, Екатеринбурга, Ульяновска и других населенных пунктов.

События XVII столетия легли в основу опер и симфонических поэм русских композиторов Н. Я. Афанасьева, А. К. Глазунова, .