КУЧУМОВ Василий Никитович (1888-1959)

Картон, масло. 67 х 78 см.
Частное собрание.
«Пейзаж с изображением Лебяжьей канавки и вида на набережную Петербурга». Вторая треть XX в. Авторское повторение картины «Карета переезжает Эрмитажный мост».
Холст, масло. 93 х 80,5 см.
Частное собрание.



Холст, масло. 80 х 60 см.

Бумага, акварель. 56 х 62 см.



Первая переправа через Зимнюю канавку в месте её впадения в Неву была сооружена инженером Германом ван БОЛЕСОМ (1689-1764) в 1718-1720 годах при оборудовании деревянных береговых стенок Дворцовой набережной. Она состояла из двух крыльев, разводящихся при помощи рычагов и зубчатых колёс. 20 апреля 1738 года мосту присвоили официальное название - Верхне-Набережный. С середины XVIII века горожане чаще именовали его Зимнедворцовым - по Зимнему дворцу Петра I, находящемуся тогда на месте здания Эрмитажного театра. Мост был нешироким, рассчитанным на проезд одной телеги или коляски.

При сооружении гранитной Дворцовой набережной была перестроена и эта переправа. В 1763-1766 годах здесь был сооружён каменный мост, облицованный гранитными плитами. Его отличительной чертой стала «горбатость» - высокий дугообразный подъём над Зимней канавкой.

С конца XVIII века до 1828 года переправа называлась Дворцовым мостом. С 1829 года благодаря соседству со зданиями Эрмитажа, переправа получила соответствующее название - Эрмитажный мост.

К 1933 году мост пришёл в аварийное состояние. В 1934 году по проекту инженера А.Д. САПЕРШТЕЙНА и архитектора К.М. ДМИТРИЕВА была проведена его реконструкция. Ширина переправы увеличилась на 1,44 метра в сторону Невы. Планировалось уменьшилась высоту мостового пролёта на 0,5 метров, благодаря чему уменьшилась бы его «горбатость». Это не было поддержано архитектурным комитетом, который рекомендовал лишь убрать подставки для фонарей, установленные здесь в XIX веке. Таким образом, после капитального ремонта Эрмитажный мост полностью сохранил свой узнаваемый облик. Длина моста составляет 22,1 метра, ширина - 15,2 метров.

Эрмитажный мост является одним из любимых мест петербургских фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы является одним из символов Санкт-Петербурга. Мост является и одним из самых грустных и романтичных мест города. По сюжету оперы Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО «Пиковая дама», в третьем действии Лиза бросается с Эрмитажного мостика в воды Зимней канавки, после того как от неё убегает Герман. Этот поворот сюжета отсутствует в повести ПУШКИНА, и появился под влиянием реального факта самоубийства некой Юлии Перовой, совершенного на этом месте на почве несчастной любви, и описанного в одной из петербургских газет 1868 года. В 1890 году П. И. Чайковский пересылает вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы.

ВИКТОРОВ Сергей Павлович (1916-1977) «Александр Блок. Двенадцать».
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«...И опять идут двенадцать,
За плечами - ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица...

Всё быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее -
Не оправится никак...

Что, товарищ, ты не весел?
- Что, дружок, оторопел?
- Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил...
Ночки чёрные, хмельные
С этой девкой проводил...

Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча... ах!

- Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
- Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
- Поддержи свою осанку!
- Над собой держи контроль!

Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет
Торопливые шаги...

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...

Эх, эх!
Позабавиться не грех!

Запирайти етажи,
Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!..»


Несколько фотографий Эрмитажного моста и Зимней канавки:

Эрмитажный театр. Фотограф Бертон Холмс. 1901 г.

Дворцовая набережная. 1913-1914 гг.

Фотограф Эдвард Кларк. 1955 г.

Эрмитажный мост через Зимнюю канавку соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга. Расположен по оси Дворцовой набережной у истока Зимней Канавки. Его длина — 12,2 метра, длина по задним граням устоев - 24,8 метра, ширина — 28,1 метров, ширина по карнизам - 16,5 метров.

Переправа представляет собой однопролетную арочную конструкцию со сплошным железобетонным сводом в виде бесшарнирной арки, очерченной по эллипсу. Толщина свода в замке — 25 см, в пяте - 65 см, размеры свода в свету — 9,73 м. Устои моста - из бутовой кладки на свайном основании, облицованы гранитом. Перильные ограждения выполнены в виде сплошных гранитных парапетов.

Тротуары выложены гранитными плитами, открылки моста имеют гранитные лестничные спуски для перехода на уровень набережных.

История моста

В 1720 году через канал перекинули деревянный разводной мост, построенный по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса. Мост был трехпролетным балочным на свайных опорах. Средний разводной пролет — двукрылый, раскрывался вокруг горизонтальных осей при помощи рычагов-«журавлей» и зубчатых колёс.

20 апреля 1738 года мост получил название Верхний Набережный по набережной канала, которая тем же указом была наименована Верхней Набережной улицей. Однако это название почти не употреблялось, и мост, как и канал, по-прежнему называли Зимнедворцовым. Переправа была узкой, рассчитанной на проезд одной телеги или коляски.

Проектирование и строительство широкого каменного моста у истока Зимней канавки велось в 1762-1766 годы в рамках создания гранитной Дворцовой набережной. Зимнедворцовый мост стал первым каменным мостом в Петербурге. Имена строителей переправы до нас не дошли, однако известно, что проектированием Дворцовой набережной занимался архитектор С.А. Волков.

Переправа имела однопролётное арочное строение в виде «горбатого» свода из кирпича и известняка с прокладными рядами, гранитными фасадными арками и гранитным ограждением. Мост гармонично сочетается с массивной стенкой Дворцовой набережной, составляя с ней единое архитектурное целое.

На рубеже XVIII и XIX веков Зимнедворцовый мост иногда называли просто Дворцовым, а в 1829 году за ним закрепилось современное название - Эрмитажный, по расположенным рядом зданиям Эрмитажа и Эрмитажного театра.

В 1934 году из-за повреждения кирпичного свода мост был реконструирован по проекту инженера «Дормостпректа» А.Д. Саперштейн и архитектора К.М. Дмитриева. Кирпичный свод был заменен на железобетонный. Ширину моста увеличили на 1,4 метра в сторону Невы, высоту пролетного строения уменьшили на 0,5 метра, что позволило смягчить уклоны спуска к Зимнему дворцу. Мост стал менее «горбатым». Булыжное покрытие на проезжей части заменили на асфальтобетонное.

В 1979 году был произведен ремонт моста: выправлены гранитные плиты на тротуарах, отремонтировано булыжное покрытие на подходах к мосту, отпескоструена гранитная облицовка фасадов моста и устоев.

Дополнительная информация

Переправа получила мировую известность после выхода в 1887 году оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Авторы ввели в либретто эпизод, которого не было в пушкинской повести: в третьем действии героиня оперы Лиза бросается в воду Зимней канавки с Эрмитажного моста. В петербургском фольклоре за мостом закрепилось неформальное название «Мостик Лизы».

Сегодня Эрмитажный мост принадлежит к числу любимых мест у туристов, фотографов и художников. Вид на него со стороны Миллионной улицы — один из узнаваемых символов Северной Столицы.

Эрмитажный мост, построенный через Зимнюю канавку, близ Эрмитажа, как и Прачешный мост был возведен одновременно с постройкой гранитных набережных реки Невы в 1763-1766 годах, и является одним из старейших мостовых сооружений Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что возведенный мост удачно вписался в окружающий его пейзаж благодаря своим закругленным продольным тягам, удачно завершающим подпорные стенки набережных и изящные выступы парапетов в сторону воды, которые, огибая контур моста, сливаются с аналогичными тягами набережных Невы.

Ранее, в 1718 – 1720 годах, на месте современного Эрмитажного моста, существовал деревянный подъемный мост, построенный вместе с возведением деревянных береговых стенок, и именовавшийся Зимнедворцовым. На протяжении почти полувека это деревянное сооружение периодически перестраивалось. В 1763-1766 годах ему пришлось уступить свое место новому, каменному мосту, красиво облицованному гранитными плитами правильной разрезки. Такое оформление моста, явилось большим художественным событием, так как в то время в Петербурге только начали появляться подобные каменные сооружения, которые имели абсолютно новые формы и очень гармонично сочетались с такими же, каменными набережными, отличавшимися простым профилем и строгостью очертаний.

Более полутора столетий Эрмитажный мост прослужил в таком своем гармоничном виде. За это время изменениям подверглась лишь его проезжая часть, когда булыжный покров ее был заменен деревянными торцами, а позже им на смену пришел асфальт.

В 1933 году было проведено обследование технического состояния этого сооружения, которое показало возникновение деформации в различных его частях, произошедшее под воздействием влаги. В частности, было обнаружено, что основания устоев моста размылись и от того обнажились «головы» передних рядов деревянных свай, кладка свода разрушилась, швы между камнями в некоторых местах разошлись, а некоторые из них и вовсе – исчезли. Стало ясно, что дальнейшая эксплуатация Эрмитажного моста может привести к его полному обрушению, вследствие чего требовалась срочная реконструкция этого старейшего строения.

В 1934 году, сотрудниками Ленмосттреста, инженером А. Д. Саперштейном и архи-тектором К. М. Дмитриевым, был разработан проект переустройства Эрмитажного моста, который предусматривал замену каменного свода железобетонным, с увеличением его ширины в сторону Невы на 1,44 метра. Кроме того, планировалось уменьшить строительную высоту пролетного строения на 0,5 метра, что должно было позволить смягчить продольные уклоны спуска к Зимнему дворцу с 8 до 4,5 и до 2,5%, от чего мост становился чуть менее «горбатым». Утверждая представленный проект переустройства моста, Архитектурный комитет Петербурга порекомендовал удалить подставки для фонарей, установленные в 19 веке. В остальном же, было предложено полностью сохранить прежний силуэт моста: его кривизну, выпуклость парапетов, уклоны въездов. Таким образом, после капитального ремонта, изменилась только конструкция свода Эрмитажного моста, а его исторические, архитектурные формы остались сохраненными в абсолютной чистоте, и, как раньше, продолжают «звучать в унисон» с архитектурным ансамблем двух других каменных «горбатых» мостов, с набережными Невы и с окружающими его зданиями Государственного Эрмитажа. При этом, длина моста составила 22,1 метра, ширина – 15,2 метра, в том числе ширина тротуаров – 2,1 и 2,08 метра, которые сопряжены ступенями: по пять в верховой стороне и по две - с низовой.

Говоря об Эрмитажном мосте, нельзя не упомянуть об одном художественном качестве его окружения, возникшее уже в первые десятилетия существования этого строения. Ведь здесь сформировался уникальный, яркий архитектурный фон, созданный в результате постепенного изменения внешнего облика комплекса зданий, ныне занимаемых Эрмитажем. Очевидно, что в этой среде, Эрмитажный мост играет далеко не последнюю роль. Когда здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра были соединены через Зимнюю канавку переходом-галереей, имеющим форму арки, произошло то, чего, может быть, не ожидали даже сами авторы, создавшие его. Дело в том, что если взглянуть с Первого Зимнего моста вдоль канавки, то можно увидеть открывающуюся взору изумительную перспективу, замыкаемую, как раз, Эрмитажным мостом. Овальные арки моста и перехода настолько гармонично сочетаются друг с другом, что создают неповторимую поэтическую игру линий.

Отражаясь в водах канавки, они своим гранитом и решетками, образуют с прибрежными зданиями высокохудожественный ансамбль, который оставляет по истине неизгладимые впечатления. Думается, что подобную архитектурную композицию, полную очарования и живописной обаятельности, не найти в других городах мира. Этот красивейший уголок Петербурга удивительным образом сочетает в себе классическую строгость и прелесть русской архитектурной красоты. Бесспорно, что этот замечательный ансамбль олицетворяет собой культурное беспримерное наследие нашей страны, из которого художники, поэты и декораторы всего мира, черпают темы и сюжеты для своего творчества. Архитекторы стремятся сюда, чтобы изучить высокие образцы классического наследия. Художники отображают на своих полотнах отдельные фрагменты этой красоты. Декораторы переносят на сцены театров уникальные архитектурные элементы. Фотографы делают неповторимые снимки, которые впоследствии находят место на страницах книг и альбомов. И, наконец, сюда приходят просто ценители красоты, чтобы воочию увидеть все великолепие и окунуться в магию этого места, бережно охраняющегося государством.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

В этом живописнейшем уголке Санкт-Петербурга органично переплелись строгость классики, царское величие и утонченная прелесть русского зодчества. В нем не перестают черпать свое вдохновение люди высокого искусства: фотографы рождают уникальные снимки, художники отображают беспримерную красоту на своих полотнах, архитекторы пытаются исследовать высочайшие образцы наследия своих предшественников, а декораторы частенько переносят здешний антураж на творческие площадки. В конце концов, сюда стекаются тысячи обычных людей, ценящих прекрасное и желающих окунуться в волшебный мир питерских набережных, дворцов, арочных переходов, речных панорам и, конечно же, мостов. А вот и он – наш герой, раскинувшийся между Эрмитажным театром и Большим Эрмитажем. Знакомьтесь, Эрмитажный мост.

Он менял имена, оставаясь при этом символом Петербурга…

Дабы Петр Великий мог сесть в лодку чуть ли не у порога своего дома – Зимнего дворца, умельцы создали рукотворный канал, соединяющий Неву и Мойку. Канал так и назовут – Зимней канавкой, и буквально сразу после обустройства через него перекинут два подъемных моста, известных сегодня как Эрмитажный и 1-й Зимний. Набережные Невы в то время облачались в гранит, на них возводили необходимые для переправ парапеты и выступы, и Эрмитажный мост удачно вписался в общую картину парадности и изящества.

Но вернемся, пожалуй, в 1718-й год… Тогда еще и в помине не было этого сооружения в том виде, в каком мы привыкли его видеть. А был деревянный подъемный мост, сооруженный Германом ван Болесом. Два крыла переправы разводились с помощью зубчатых колес и рычагов. Спустя 20 лет мост нарекли Верхненабережным. В периодических перестройках и ремонтах он просуществовал чуть меньше, чем полвека. В 1763-66 гг. деревянную переправу сменила каменная, украшенная облицовкой из гранита. Сей однопролетный арочный мост с парапетами из камня, созданный по проекту архитектора Юрия Фельтена, стал первым подобным в Петербурге и до сих пор считается в городе «старейшиной». Его особенностью стало то, что, возвышаясь над Зимней канавкой, он изгибается дугой, становясь похожим на горб.

Вообще, Верхненабережный мост (позже люди станут именовать его Зимнедворцовым) имел довольно непростое строение – свод, сложенный из кирпича и известняка. Все сооружение проложили гранитными рядами и фасадными арками. В гранит также облекли береговые опоры. 1828-й год ознаменовался тем, что мост обрел сегодняшнее название – Эрмитажный.

1934-й, резолюция: «Горб» не трогать!»

Прошло чуть больше века… Специалисты, проверившие техническое состояние Эрмитажного моста в 1933 году, констатировали: сооружение находится в состоянии, близком к катастрофическому. Вода размыла основания моста до того, что обнажила первоначальные деревянные сваи, свод потихоньку разрушался, одни швы между камнями начали расходиться, другие и вовсе «рассосались». К немедленной реконструкции была привлечена группа во главе с архитектором Дмитриевым, инженером Саперштейном и консультантом Передерием. Согласно их проекту, кирпичный свод переделали на железобетонный бесшарнирный монолит. Ремонтники увеличили ширину моста почти на 1,5 м. Замахнулись, было, и на то, дабы уменьшить «горб», но тут свое «против» высказали члены архитектурного комитета. В результате было решено «принести в жертву» лишь фонарные подставки. Так что, получив из нового один только свод, Эрмитажный мост сохранил свою «фирменную» кривизну, уклоны при въезде, выпуклые парапеты.

Спустя некоторое время – в самом начале 50-х – восстановлен также будет декор пандусов. Итого, на выходе сегодня имеем: ширина Эрмитажного – 15,2 м., длина – 22,1 м.

С него – в воду, под ним – в пробки

О том, как наш герой менял имена, мы уже рассказали. Да вот только не упомянули еще одно название, «прилипшее» к Эрмитажному мосту. После того как во время премьеры в Петербурге «Пиковой дамы» Чайковского одна из героинь оперы Лиза бросилась с него в смертельные объятия водной глади Зимней канавки, к мосту прочно приклеилось имя «Мостик Лизы».

Эрмитажный мост известен не только, как первый каменный мост в Петербурге и один из наиболее частых персонажей туристических фото: Зимняя канавка знаменита, среди прочего, и… речными пробками. Словно бусинки, нанизанные на нить, тянутся друг за другом суда и суденышки, пытаясь втиснуться в узенькое горлышко, образованное здешними берегами.

Увы, сегодня мы вряд ли узнаем, была ли уникальная гармония, образованная всеми сооружениями в районе Зимней канавки, заранее предусмотрена их творцами. Прибывшим в этот уголок Санкт-Петербурга остается лишь восхищаться человеческим талантом: говорят, если взойти на 1-й Зимний мост и обратить свой взор вдоль канавки, то ему предстанет неповторимая перспектива. В нее войдут и величие Старого Эрмитажа, и неземная красота Эрмитажного театра. А завершает всю эту чудную картину он – Эрмитажный мост.

Через Зимнюю канавку. Эрмитажный мост через Зимнюю канавку. Санкт Петербург. Эрмитажный мост (Зимне дворцовый; Верхненабережный), через Зимнюю канавку по Дворцовой набережной, близ Эрмитажа. Построен одновременно с гранитными набережными Большой… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (Зимне дворцовый; Верхненабережный), через Зимнюю канавку по Дворцовой набережной, близ Эрмитажа. Построен одновременно с гранитными набережными Большой Невы в 1763 66 на месте существовавшего здесь с 1718 20 подъёмного деревянного моста,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний мост. Зимний мост № 1 … Википедия

Координаты: 59°56′29.25″ с. ш. 30°19′07.12″ в. д. / 59.941458° с. ш. 30.318644° в. д … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Зимний мост. «Зимний мост № 2» … Википедия

Координаты: 59°56′27.38″ с. ш. 30°19′10.21″ в. д. / 59.940939° с. ш. 30.319503° в. д … Википедия

ЗИМНЕДВОРЦОВЫЙ мост - ныне ЭРМИТАЖНЫЙ мост … Почему так названы?

В 2005 году … Википедия

Запрос «Эрмитаж» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Национальная галерея. Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°18′49″ в. д … Википедия

Книги

  • Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж , Домбровский Алексей Викторович. Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием "Центр Империи" . Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы. В этих…
  • Зимний дворец, Дворцовая набережная и Эрмитаж. Прогулки по Петербургу , Домбровский А.. Мы открываем новую серию изданий о Санкт-Петербурге под общим названием&171;Центр Империи&187;. Книги построены в форме рассказов-прогулок по главным достопримечательностям Северной столицы.…