Каждый год в России приурочен к событию или проблеме страны в целом. Это позволяет создать большой общественный резонанс вокруг выбранной темы и улучшить имеющуюся обстановку путем обращения внимания граждан страны. К примеру, текущий 2017 год объявлен годом экологии или сохранением особо охраняемых объектов природы. Но уже сейчас решается вопрос, годом чего объявить 2018 год в России.

По сложившейся традиции оглашение, какое событие будет олицетворять следующий год, произойдет весной – в конце марта или начале апреля. Сейчас в правительстве обсуждается несколько вариантов:

  • год Театра;
  • год Единства России;
  • год Гражданской активности (волонтерства).

В правительство России поступали и другие варианты, но перечисленные являются наиболее обсуждаемыми и у каждого из них есть все шансы ознаменовать 2018 год.

Год Театра

Александр Калягин (руководитель Союза театральных деятелей) внес предложение в Государственную Думу, чтобы 2018 год был объявлен годом Театра. Его поддержали региональные представители театральных сообществ, известные общественные деятели и министр культуры РФ Владимир Мединский. Он заявил, что предложение имеет под собой не только смысл, но и необходимость привлечения внимания молодежи страны к театру. Министр также отметил, что положение дел с театрами в России стабильное – спектакли ставятся регулярно, посещаемость столичных и региональных постановок за последние 2 года возросла на 10%.

Учитывая, что 2016 год был годом отечественного кино, то вероятность того, что 2018 год станет «театральным», достаточно высока. Поддержка министра культуры, политиков, союза театральных деятелей имеет большое значение.

Год Единства России

С таким предложением выступила ассамблея народов Российской Федерации, руководителем которой является Светлана Миронова. Проходивший в Ингушетии Конгресс народов России присоединился к предложению. По словам Светланы Мироновой, за последние несколько лет в мире обострились отношения между людьми разных национальностей, между странами. Учитывая, что Россия является многонациональной страной, в которой проживает более 160 народов со своим национальным языком, то необходимо обратить на это общественное внимание и поддержать с позиции государства. Это будет способствовать сплочению народов. Люди не должны забывать, что они живут в одной большой стране.

Возможность, что 2018 год будет объявлен годом Единства России, достаточно вероятна. На форуме в Астрахани Владимир Путин коснулся предложенной темы и отозвался о ней с положительной стороны. Кроме этого, совсем молодой еще праздник 4 ноября – День Народного Единства – широко пропагандируется правительством и отмечается практически в каждой семье. Для обеспечения более плотного сплочения народов страны 2018 год вполне может быть ознаменован годом Единства России.

Год Гражданской активности

Предложение от Алексея Таранцева было сформулировано в письме президенту России Владимиру Путину. Молодой человек в 18 лет оказался без обеих рук. Это страшная беда не только не сломила его дух, но даже придала уверенности, что человек может победить все. Алексей нашел в себе силы закончить университет, устроиться на работу, о которой мечтал, а в 24 года стал руководителем волонтерской организации. В своем письме к президенту Таранцев поднимает вопрос гражданской активности в стране, заостряя внимание на волонтерстве. Учитывая высокие показатели отечественных спортсменов на Сочинской Олимпиаде, активное участие в ней волонтеров, молодой человек затрагивает , который будет проходить в России. Необходимость участия волонтерских организаций и вовлечение молодых людей в оказание помощи в таком значимом событии для страны не может остаться без общественного внимания.

Вероятность того, что 2018 год станет годом Гражданской активности, имеет столько же шансов, как и первые два варианта. Президент неоднократно высказывался на эту тему и, по его словам, понятно, что он полностью согласен с Алексеем Таранцевым. Окончательный результат того, годом чего будет объявлен 2018 год, станет известен в марте-апреле 2017-го. Решение выносится президентом страны на основе совещания с кабинетом министров.

В России существует традиция каждый год посвящать определенным темам и сферам, требующим большего внимания общества. Впоследствии именно выбранной тематике посвящается основная масса культурно-развлекательных мероприятий в стране. Например, 2015 был годом литературы, 2016 — искусства, а 2017 посвятили теме сохранения экологии. Чему будет посвящен 2018 году — рассмотрим в нашей статье.

Сразу хочется отметить, что 2018 станет особым годом для нашей страны, ведь главных сфер, на которых будет акцентироваться внимание общества, выбрано сразу несколько, информирует сайт. так, еще с весны 2017 говорят о том, что 2018 год будет посвящен балету и театру, в конце года президент приказал уделить в 2018 особое внимание волонтерам и добровольцам, и, само собой, год будет посвящен футболу и спорту, ведь летом наша страна принимает на своей территории Чемпионат мира по футболу.

Таким образом главные темы были обозначены и теперь на федеральном и региональном уровне будут составляться специальные программы, призванные больше ознакомить общество с выбранными тематиками, их проблемами и главными принципами, а также будут формироваться сценарии народных праздников в соответствующем ключе.

Волонтерская деятельность в России развита на широкую ногу — создано тысячи благотворительных фондов, и есть сотни желающих помогать нуждающимся на добровольных началах. Отметить деятельность волонтеров в 2018 году, их значимость в обществе, их место и роль, предложил, а после и приказал президент страны Владимир Путин.

Волонтерам будут посвящены праздников стране, об их работе будут подробнее рассказывать на специальных семинарах, лекциях и всевозможных уличных акциях. При этом не забудут и о добровольцах, ведь понимание этого звания немного отличается от звания волонтер. Добровольцы — это те, кто из собственной инициативы участвует в политических, в том числе и международных процессах. Их роль недооценивать также нельзя, ведь иногда именно от них зависит целостность и неделимость государства и его покой на внешних границах.

Что касается российских волонтеров, что здесь можно говорить просто бесконечно. Целые компании и отдельные личности тут и там собирают средства, продукты, медикаменты, одежду и прочие необходимые вещи для бедных и больных. Сотни человек помогают пенсионерам на добровольных началах, посещают больницы и хосписы, стараясь облегчить страждущим их существование и подобное.

Россияне всегда отличались от других наций особым милосердием и отсутствием безразличия в чужим проблемам, а потому волонтерской деятельностью в наше время занимается осознанно или неосознанно практически каждый житель страны.

Еще весной 2017 было объявлено, что в 2018 году в России особое внимание уделят театру и развитию театрального искусства. Театру будут посвящать праздники в разных регионах страны, а значит народ ждет масса уличных представлений, благотворительных спектаклей и подобного.

Что касается балета, то тема выбрана также не просто так. Русский балет считается самым лучшим балетом в мире. Наши артисты балета и хореографы завоевали сердца многих жителей планеты. 2018 год – это год 200-летия прославленного хореографа Мариуса Петипа. Он родом из Франции, но Россия стала ему второй Родиной, и дала возможность раскрыться его многогранному таланту.

Мариус Петипа поставил на сценах Москвы и Петербурга более 60 спектаклей, которые с успехом идут и по сей день.

Уже не для кого не секрет, что в 2018 в России пройдет Чемпионат мира по футболу и примет участие в подготовке к мировому событию практически вся страна. те города, в которых не запланированы матчи, будут готовиться принимать сотни туристов и болельщиков, которые в перерывах между «голами» обязательно будут путешествовать по необъятной, чтобы увидеть ее достопримечательности попробовать охватить просторы, прославленные во всех уголках планеты.

Во всех странах мира - в том числе и в России, - существует практика «заглавной темы года». В начале календарного периода специальные ведомства выбирают тематику, определяющую направление социальной, экономической и культурной жизни государства на ближайшие 365 дней. Есть такая практика и на глобальном уровне – каждый год мировые организации, занимающиеся сохранением культурного и научного наследия, а также улучшением жизни общества, определяют, под эгидой какой темы будет проходить наша жизнь.

Делается это не просто так, а с важной целью – чтобы привлечь внимание к вопросам, связанным с экологией, повысить интерес к культурным ценностям, найти точки соприкосновения между государствами и дать им стимул для целостного и гармоничного развития в мире и согласии. В России для этого каждый раз стараются найти злободневную, интересную и полезную тему.

В 2015-м году было организовано множество мероприятий, посвященных русской литературе, в 2016-м – искусству кино, в 2017-м занимались проблемами экологического характера, а 2019-й посвятили театральной сцене и столетнему юбилею Александра Солженицына. Кстати, тематических направлений может быть несколько, поэтому к обсуждению и выбору подключаются представители самых разных кругов – от науки до бизнеса, от балета до кинематографа. Уже сегодня известны несколько перспективных инициатив, о которых и пойдет речь

2019 - Год театра

Согласно заявлению Владимира Мединского, занимающего пост главы Министерства культуры РФ, 2019 год должен стать Годом российского театра. Такая инициатива должна послужить стимулом для развития театрального процесса, расширив репертуар, активизировав гастрольную деятельность трупп и предоставив тысячам зрителей возможность насладиться прекрасным.

В своем заявлении глава культурного сектора страны отметил, что правительство и так делает все возможное, чтобы театральный сектор имел возможность для развития в сложных экономических условиях, итогом чего стало постепенное увеличение числа спектаклей и постановок, особенно в федеральных заведениях, финансируемых из бюджета. Например, количество гастрольных туров федеральных театральных трупп увеличилось за последние несколько лет на 60%, составив более 1000 показов по всей стране.

Российский зритель находит время и финансы, чтобы посещать такие мероприятия, так что процент наполняемости залов остается довольно высоким. Лидер в этом секторе - Большой театр, всегда заполненный не менее чем на 95%. Введение театрального года даст возможность профинансировать развитие региональных театров, привлечь внимание общественности и властей к существующим театральным проблемам, а также позволит массовому зрителю ознакомиться со множеством пьес, опер и балетов.

Проблемы театра в России

Тема театра в России поднималась не раз, но точку в вопросе обращения руководства страны к ней положила встреча президента с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным. Именно он подал прошение, чтобы 2019 год был посвящен театру как одному из самых древних видов искусства. Объявленное президентом решение вызвало одобрительную поддержку у многочисленных поклонников театрального дела. Еще 2019 должен был быть объявлен в России годом театра, чего в итоге не случилось и еще более усугубило проблемы этой сферы.

Главная из них – финансирование. Более 700 заведений получают средства из бюджета. Этих денег настолько мало, что руководители театров не могут одновременно покрыть все расходы и на капитальные ремонты зданий, и на расширение репертуара, на привлечение в труппы новых актеров. О меценатстве сегодня говорить не приходится, ведь бизнес вкладывает деньги лишь с целью получения обратной прибыли. Увеличить доходы трупп можно только путем повышения цен на билеты, что вызовет обратную реакцию у людей, и те вовсе перестанут ходить на спектакли.

Вторая проблема – угасающий интерес зрителя. Больше гастролей, интересные темы, обмен опытом со студиями других стран – именно этим должны заниматься сегодня. Если столичные театры всегда полны, то в глубинке актеры порой играют сами для себя. А ведь театр – это жизнь на сцене, это прекрасная возможность посмотреть на свои проблемы со стороны. Именно поэтому необходимо популяризировать данный вид искусства.

Какие виды театров популярны в России

Театральное искусство стало развиваться в нашей стране ещё с дворянских времён. Активный толчок отрасль получила в период Советской власти – тогда смотреть на игру артистов на сцене ходили целыми предприятиями. Сегодня театры расположены практически в любом крупном городе страны.

Сегодня появляются новые авторские заведения, в Россию приходят оригинальные форматы представлений из разных стран мира. Профессия актёра традиционно пользуется популярностью у молодёжи, конкурс в профильные театральные вузы – десятки человек на место. С открытием новых учебных заведений в разных регионах страны больше абитуриентов получат шанс добиться успеха в любимой профессии.

Граждане восприняли идею с энтузиазмом и ждут интересных представлений, фестивалей, встреч с артистами. Тема следующего года воодушевила и работников сцены, преданных искусству. Так, гендиректор Большого театра считает, что подобные перемены давно требовались стране. Владимир Урин выразил надежду, что главная проблема отрасли - недостаточное финансирование - будет решена. По его мнению, все театры страны (и столичные, и провинциальные) должны финансироваться одинаково.

Оцените статью

Насколько полезна была эта статья?

Чиновниками была поддержана идея провести год театра в России в 2018 году. Инициатором этой идеи еще в конце прошлого года выступил глава Союза театральных деятелей Александр Калягин. Главе Министерству культуры понравилась данная идея, поэтому он доложил о ней президенту. После одобрения главой государства и было принято окончательное решение о проведении тематического года.

Чиновники отметили, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, культуре, в частности театру, нужно уделять достаточное внимание. Дело в том, что театральная деятельность выполняет в жизни общества важную роль – формирует взгляды на жизнь, помогает принимать решения и просто восполняет потребность человека в прекрасном.

Театры столицы и Санкт-Петербурга практически всегда полностью заполнены, а вот в иных регионах и городах наблюдается совсем иная ситуация. Из-за недостатка финансирования отсутствуют гастроли, количество показов сокращаются, а продажи билетов значительно падают. Глава Министерства культуры отметил, что финансирование театральной деятельности недостаточное и остается на уровне 2014 года. Был отмечен резкий скачок, значительный прорыв в театральном деле, и доходы с продажи билетов в прошлом году выросли до 5,3 млрд. рублей. Но этого все равно недостаточно для полноценного развития.

Проведение года театра в 2018 году в России позволит решить несколько важных задач:

  1. Популязировать настоящее искусство среди широкого спектра людей, включая молодежь и подрастающее поколение.
  2. Увеличить количество гастролей и показов в региональных театрах.
  3. Дать возможность заявить о своем таланте молодым актерам.
  4. Сделать театр частью жизни каждого человека.

Программа проведения года театра

И хотя решение о том, что 2018 год станет годом театра уже принято окончательно, пока программа проведения не разработана. Александр Калягин на официальном сайте СТД обратился к своим коллегам и попросил провести собрания организаций и поразмыслить на тему, как провести год театра. Глава Союза театральных деятелей отметил, что не стоит рассчитывать на повышение финансирования, но это не должно стать помехой для проведения ярких и насыщенных мероприятий, которые помогут людям познакомиться поближе с настоящим искусством, окунуться в мир театрального волшебного действия. Калягин призвал принять участие в составлении активных людей.

И хотя пока программы празднования года театра нет, очевидно, в рамках принятого чиновниками решения будут проводиться такие мероприятия:

  1. Различные фестивали федерального, регионального и местного уровня.
  2. Конкурсы молодых талантов.
  3. Гастроли известных театральных групп.
  4. Показы новых спектаклей в театрах.

Каждый регион будет иметь свою программу мероприятий. Александр Калягин отметил, что в этот год театральные деятели не должны выглядеть попрошайками и просить денег на проведение тех или иных мероприятий.

Все идеи и мысли касаемо проведения года театра глава Союза театральных деятелей планирует собрать до 5 сентября. Очевидно, что вскоре после этой даты и будет составлена и согласована программа проведения.

Реалии и перспективы театра в России в 2018 году

На Всероссийском театральном форуме, что прошел в мае в городе Сочи, Александр Калягин заявил о том, что театр был и остается важнейшей частью общества. Он отметил, что проведение тематического года станет отличным поводом напомнить всем об этом. На Форуме собрались театральные деятели со всех регионов России, и на несколько дней Сочи превратилась в настоящую культурную столицу.

Практически все выступающие говорили о наболевшем, а именно, о таких серьезных проблемах:

  1. Недостаток финансирования. Нехватка средств приводит к необходимости сокращения показов спектаклей. Во многих регионах отсутствуют гастроли, поскольку местная власть никак не участвует в жизни театра, то есть не выделяет средства из бюджета.
  2. Низкие зарплаты и их задержки. Эта проблема на протяжении длительного периода остается актуальной во многих регионах, особенно отдаленных. В связи с этим молодые талантливые артисты не желают заниматься искусством.
  3. Отсутствие ремонтов. Многие здания культуры находятся в ужасном состоянии, поскольку на протяжении десятков лет не выделялись средства на проведение ремонтов.

Хотя согласно статистике, за последние пару лет количество гастрольных показов выросло на 20%. Мединский рассказал, что в 2015 году количество гастрольных показов федерального уровня достигло почти тысячи. Страна находится в непростом финансовом положении, но люди продолжают ходить в театр. За последние три года количество финансов, полученных от продажи билетов, выросло на 70%. Эти показатели дают надежду театральным деятелям, что не все потеряно.

Александр Калягин неоднократно подмечал, что проведение года театра дает шанс на развитие театрального дела. Это не значит, что они будут просить деньги, но все же смогут привлечь внимание чиновников и обычных людей к существующим проблемам. В тоже время это отличный повод понести в широкие массы настоящее искусство.

Смотрите также видео о годе культуры в Театре-студии киноактера:

В последние годы в России прочно утвердилась практика каждый год посвящать какому-то значимому событию или явлению в жизни страны. Особенно восторженно граждане РФ воспринимают годы, приуроченные к событиями из сферы искусства, поэтому в России с таким размахом празднуют великих композиторов, поэтов, художников и писателей. В рамках торжественных мероприятий во всех крупных городах организуются фестивали и выставки, которые помогают всем желающим приобщиться к прекрасному.

2018 год не стал исключением из данного правила – новый календарный период пройдет в России под покровительством музы Терпсихоры, и будет посвящен искусству балетного танца. Кроме того, Россия будет отмечать 200-летний юбилей со дня рождения одного из главных популяризаторов и вдохновителей русской балетной школы – Мариуса Петипа, который внес неоценимую лепту в дело прославления российской балетной хореографии во всем мире.

Правительство уже заявило о множестве мероприятий, которые будут проведены в 2018 году. Всех поклонников и ценителей искусства балетного танца ожидает время, наполненное лучшими хореографическими постановками, премьерами, фестивалями, конкурсами и гастрольными мероприятиями. Давайте узнаем, как русский балет стал визитной карточкой страны, и поговорим о том, какие мероприятия к юбилею Петипа запланированы в 2018 году.

Наступающий 2018 год официально объявлен годом российского балета

Из истории русской балетной школы

Балетная хореография в Российской Империи, согласно мнению историков, зародилась еще в 17 столетии, когда в 1675 году во дворце монарха Алексея Михайловича состоялась премьера балета «Орфей». Спустя полвека в Северной Пальмире было основано военизированное заведение для молодых дворян, названное Сухопутным шляхетным корпусом, – которое, как ни парадоксально это звучит, стало впоследствии колыбелью российского балетного искусства. В числе прочих дисциплин выпускники заведения осваивали под руководством Жана Батиста Ланде бальные танцы, чтобы не посрамить отечество на приемах.

Сегодня историки считают его непосредственным основоположником российского балетного мастерства – именно Жан Батист в мае 1738 года основал школу балета. Его хореографическое заведение стало не просто первым в России, но и существует до сих пор – сегодня оно известно россиянам, как русская балетная Академия русского имени А.Я. Вагановой. При первом наборе в школу была принята дюжина мальчиков и девочек, которые набирались из простого сословия.

Следующий толчок в развитии российской балетной хореографии случился во времена Елизаветы Первой. В этот период Ланде основал полноценную труппу танцоров, которым стали платить гонорар за выступления. В августе 1759 года российское дворянство впервые узрело балет, получивший название «Прибежища добродетели». Постановка Ланде, приуроченная победе в военной кампании у Франкфурта и именинам императрицы, произвела фурор у российской знати.

После вступления на престол Екатерины II балетное искусство стало еще больше популяризироваться – в постановках принимал участие сам престолонаследник Павел. В это же время зародилась традиция иметь собственную балетную труппу – такой роскошью могли похвастаться многие российские знатные особы и крупные помещики. Обычно труппа набиралась из детей крепостных, для обучения которых приглашали французских и австрийских хореографов.

Царствование Павла I ознаменовалось еще одним значимым событием – российскую императорскую труппу впервые возглавил не заморский хореограф, а балетмейстер русского происхождения – Иван Вальберх, который, хотя и придерживался традиций французской школы, внес в эту сферу творчества свежую нотку с истинно русским духом. В 19 столетии, когда на престол взошел Александр I, дальнейший толчок к развитию русской балетной школы задал французский хореограф Карл Дидло, приехавший в страну в 1801 году.

Именно в этот период российский балет достиг небывалой популярности и распространенности, что позитивно сказалось на совершенствовании мастерства танцоров. Постановки великого мастера восхищали Державина, Пушкина и Грибоедова, а имена балерин Авдотьи Истоминой и Екатерины Телешовой неоднократно упоминались в произведениях этих мастеров слова. Все мы помним эти слова Александра Сергеевича: «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна, толпою нимф окружена, стоит Итомина… »


Первая волна популярности российского балета пришлась на XIX век

Не отказал в высоком покровительстве балету и следующий российский монарх, Николай I – этот вид сценического мастерства в период его правления продолжал играть ведущую роль в стране. На подмостках театров блистали приглашенные звезды, в числе которых нужно упомянуть всемирно известные имена прим Габриэль Иелла, Марии Тальони, Луизы Флери, Карлотты Гризи и Розы Гиро.

После вхождения на престол императора Александра II национальная балетная школа начинает делать ставку на собственные таланты – поклонники восхищаются Надеждой Богдановой, Марией Суровщиковой-Петипа, Марфой Муравьевой, Клавдией Канцыревой. Именно в этот период (с 1847 года) балетную школу страны возглавил юбиляр 2018 года Мариус Петипа, который сначала покорил сердца поклонников изящного искусства в качестве ведущего солиста сцены.

Попав на стезю хореографа, Петипа поставил более семи десятков балетов, в числе которых нужно упомянуть «Дочь фараона», «Дона Кихота», «Баядерку», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро» и «Арлекинаду». Он возвел это искусство в абсолют и заложил основы современной академичности. Стройность, хореографичность, точность и синхронность балета Петипа сделала его известным во всем мире, а пиком творчества хореографа был назван период его сотрудничества с великим композитором Чайковским.

Совместные постановки мастеров танцевального и музыкального жанров обладали той легкостью, драматичностью и одухотворенностью, которые может продемонстрировать балетный танец в своем высочайшем воплощении. Именно Петипа сделал балет визитной карточкой империи, увековечив себя, а танец его времен был назван пиком расцвета балетного искусства России.

В эпоху Александра III балетные представления проходили в Северной Пальмире по несколько раз в неделю, собирая полные залы поклонников. Публика была в восторге от танцевальных партий, представленных Варварой Никитиной, Екатериной Вазем, Евгенией Соколовой и Марией Андерсон.

В начале 20 столетия список прим пополнился новыми именами – ведущие партии были отданы Ольге Преображенской, Вере Трефиловой, Марии Кожуховой. Балет приобрел новые грани и воплотился в инновационных формах – в «Египетских ночах», «Петрушке», «Карнавале» и «Половецких плясках» хореограф Михаил Фокин опробовал и внедрил в моду одноактовые постановки с постоянно сменяющимся действием и выраженной динамикой танца.


Сергей Дягилев и его парижские сезоны – важнейшая веха в развитии балета

Последующая популяризация русского балета связана с именем Сергея Дягилева – именно он организовал на парижских сценах сезоны, которые со временем стали называться его именем. После революции 1917 года многие мастера хореографии отбыли в эмиграцию, однако это не снизило интенсивность развития балетной хореографии – только, к сожалению, уже за границей.

В это время под руководством А.Павловой, Л.Фокина и Б.Романова русский балет обрели новый дом в школах западноевропейских государств и США. Впрочем, в новой России база балетной хореографии также уцелела, а мастера-хореографы получили возможность поэкспериментировать, наполнив свои балетные постановки революционной тематикой. Одним из лучших мастеров этого времени считается К.Голейзовский – новатор, внедривший в балетную практику эстрадные и хореографические миниатюры на сцене Большого театра.

Балет стал драматическим, многоактным, а в основу многих постановок были положены известные образцы литературного наследия – как в «Бахчисарайском фонтане» и «Утраченных иллюзиях» Р.Захарова или в «Кавказском пленнике» Л.Лавровского. В 30-е балетные труппы возникают практически во всех крупных городах страны, однако через несколько десятилетий популярность этого искусства начала снижаться. Впрочем, это не помешали развитию хореографии и появлению новых звезд – М.Плисецкой, Р.Стручковой, Н.Фадеечева.

Балет доказал свою жизнеспособность, а мастера того времени (прежде всего, Л.Якобсон, М.Барышников, И.Колпакова, Н.Сорокина) пополнили копилку этого вида искусства новыми и возрожденными видами постановок – балетом-плакатом, балетом-сатирой, балетной симфонией и миниатюрами. Сегодня русский балет остается одним из самых любимых и востребованных видов искусства, так что 2018 год должен стать периодом очередного триумфа музы Терпсихоры.

Правительственные инициативы к Году балета

Слова о том, что 2018 год будет посвящен российскому балетному наследию и двухсотлетнему юбилею с рождения великого хореографа Мариуса Петипа, озвучила Ольга Голодец на Международном форуме, посвященном вопросам культуры. Зампред российского правительства возглавила заседание в стенах балетной Академии им. А.Вагановой и сообщила, что правительство решило приурочить новый год этому высокому искусству, чтобы вновь приковать внимание к русской балетной школе – как в стране, так и за ее пределами.


За подготовку к Году балета отвечают Министерства культуры и образования

Для организации мероприятий и выработки общей концепции торжеств были приглашены балетные мастера французской и других мировых школ, в частности – из Марселя, являющегося родиной танцмейстера. Кроме того, Голодец отметила, что балетные мероприятия должны выйти за рамки ведомства, отвечающего за культуру – зампред правительства сообщила о планах подключить к разработке праздничной концепции и Минобразования России.

Такое решение было принято после проведения опроса. Оказалось, что большая часть школьников не знакома не только с творчеством Петипа, но и с именами великих русских танцовщиков и танцовщиц. Единственными знатоками имен и постановок оказались дети, живущие поблизости от Большого и Мариинского театров, а также юные дарования балетных школ. Итогом обсуждения, связанного с данным опросом, стала особая инициатива Минобразования.

Было решено провести мероприятия по популяризации балета во всех территориальных субъектах страны, включая общеобразовательные учреждения Сахалина и Камчатского края. Для реализации этой цели в 2018 году в программу по мировой культуре будут введены темы, раскрывающие исторические вехи в становлении и развитие русской балетной хореографии, а также повествующие о жизни и творческом наследии Мариуса Петипа. На уроки предлагается приглашать профессионалов балетной сцены, которые расскажут школьникам о важнейшей компоненте национальной культуры.

Кроме того, Академия балета предложила открыть мемориальную доску Мариуса Петипа. Ректор данного хореографического заведения – Николай Цискаридзе, – пообещал принять непосредственное участие в подготовке печатных материалов и проведении фестивальных мероприятий не только в Северной Пальмире и столице, но и в других городах. По его словам, 2018 год может поспособствовать не просто сохранению, но и приумножению балетного наследия страны. Для реализации заявленной цели Академия откроет филиал во Владивостоке.

Перечень запланированных мероприятий


В 2018 году на территории РФ состоятся сотни новых балетных мероприятий

Следствием правительственной инициативы стал целый ряд мероприятий, посвященных как балетному искусству, так и хореографу Петипа. Участниками действ и приглашенными гостями станут выдающиеся представители мировой и российской балетной школы. В числе мероприятий заявлены:

  • многочисленные постановки и творческие вечера. Например, на базе детских школ искусств будут организованы просветительские лекции-концерты и тематические вечера хореографии;
  • областные концерты учеников хореографических школ;
  • выставки тематического детского рисунка;
  • областные конкурсы детских балетных коллективов;
  • творческие лекции, сопровождающиеся просмотром фрагментов известнейших балетов;
  • книжно-иллюстративные выставки, приуроченные 200-летнему юбилею Петипа;
  • уроки и классные часы в общеобразовательных учреждениях, на которых школьникам расскажут о выдающихся достижениях русского балета и творчестве французского хореографа, который за свои успехи был удостоен подданства Российской империи;
  • петербургская выставка достижений балетной школы;
  • научная конференция, посвященная перспективам развития балетной хореографии, под названием«Мариус Петипа на мировой сцене»;
  • международная тематическая выставка «Петипа. Танцемания», которая будут проходить в Центральном выставочном зале «Манеж». Ее подготовят для поклонников балетной хореографии специалисты из Санкт-Петербургского государственного музея, проводящего экспозиции из жизни театрального и музыкального искусства;
  • гала-шоу, состоящее из балетных дивертисментов, заявленное на 2 июля 2018 года в стенах Государственной академической капеллы Северной Пальмиры;
  • масштабный концерт-балет на базе театров Санкт-Петербурга, в котором будут принимать участие как российские, так и зарубежные хореографы и танцовщики. Зрителям обещаны современные постановки и возрожденные балеты в лучших традициях школы прошлых веков;
  • балетные конкурсы общефедерального и международного значения;
  • международный фестиваль балетной хореографии «Мариинский»;
  • в московском Большом театре обещают продемонстрировать классическое виденье «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», которые пользуются неизменной любовью зрителя;
  • памятная акция и концерт в Марселе, в которой примут участие российские хореографы и артисты балетных школ и трупп;
  • торжественное мероприятие по переименованию одного из скверов Санкт-Петербурга в честь Мариуса Петипа;
  • балетные мастер-классы для желающих, которые будут организованы по всей стране.

Праздничные мероприятия стартуют уже в 2017 году, анонсируя программу на будущее и приглашая иностранных туристов посетить масштабное действо. Так, артисты балета Мариинского театра представили на подмостках вашингтонского театра Кеннеди Центра классическую постановку «Баядерка».