Прекрасные и чудодейственные места, где довелось побывать однажды - СВЯТЫЕ ПЕЩЕРЫ.
Село Покровка ведет свое начало с 1799 г., когда было построено первое здание переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 г. в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен через 5 лет (14 октября 1848 г.) благочинным – протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокол и купола с крестами и устроили в нем школьный спортивный зал. Уже в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 г. освящен. В нем возобновились богослужения. В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.
Эта история началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний казак Захарий Карцев. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. На этого отшельника просто не могли не обратить внимание. К нему потянулись другие верующие. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. Ему дали добро. Стали появляться многочисленные деревянные и каменные постройки.
26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0, 7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил. Но после переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г. в возрасте 63 лет умер основатель - игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал отец Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось.
В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна. Осталось только двухэтажное здание братского корпуса, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Пещеры же были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем
Первые попытки обнаружить пещеры монастыря предпринялись спустя 50 лет, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был найден. Над входом в пещеры построен, а затем освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Были установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установили купальню. 13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. Ровно через год был освящен центральный крест колокольни святой преподобной Марии Египетской и крест для братского корпуса.
Место это уникально не только для Урала, но и для России. Оно красиво и прекрасно. «Святые пещеры» стали заметной точкой на духовной карте и России, и мира. Сюда едут паломники не только из Оренбурга и области, но и многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья. По записям в книге отзывов можно отследить откуда приезжают паломники.

Описание Свято-Никольского монастыря "Святые Пещеры" в с. Покровка

Село Покровка было основано в 1799 году переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 году в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 14 октября 1848 года благочинным - протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокольню и купола с крестами, устроили в нем школьный спортивный зал. Спустя много лет в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. 23 июля 1991 года здание с прилежащей территорией возвратили верующим. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 года освящен. В нем возобновились богослужения.

В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.

История Святых Пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения.

26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0,7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил.

Были построены деревянный молитвенный дом Казанской иконы Божьей Матери и одноэтажный братский деревянный корпус. А 2 ноября 1911 г. Преосвященным епископом Челябинским Дионисием был освящен каменный храм Святителя Николая Чудотворца. Длина его превышала 16 м, ширина - около 12 м, высота до верха карниза - 7 м. Имелась колокольня с пятью колоколами, самый большой весил 1632 кг. Позже был построен двухэтажный братский корпус с общей трапезной.

В 1911 г. и 1915 г. с. Покровку посетила с крестным ходом чудотворная Табынская икона Божьей Матери и на ночь оставалась в скиту и монастыре. В 1912 г. в скиту уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В 1913 г. Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырем. Настоятель иеромонах Зосима был членом Епархиального совета. Монастырь помогал голодающему населению. В хозяйстве имелись лошади, коровы, посевные угодия. Здесь был фруктовый сад, кожевенно-валяльный цех, монахи сами делали кирпич с клеймом «НМ». Был открыт странноприимный дом, на содержании также был дом для калек и безродных мужчин. В годы Первой мировой войны сюда были привезены 12 мальчиков-сирот из западных районов России.
В 1914 г. иеромонах Зосима был награжден набедренником. В монастыре действовал строгий афонский устав, было 78 монахов, а в общей сложности там жили, трудились и молились около 150 человек. В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ныне ул. Комсомольская, 96) на земле, пожертвованной мещанином Львом Андреевичем Вилюновым и другими. Храм был освящен Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Бузулукским. В 1916 году иеромонах Зосима за труды возведен в сан игумена. На 27 января 1917 г. в монастыре числились: 1 схимонах, 8 иеромонахов, 8 монахов, 4 иеродиакона, 24 послушника.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал о. Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся 27 монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось. 10 сентября 1937 г. о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге.

В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна за бесценок. Остается только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем.

Хроника последних лет. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.

13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 г. чин освящения центрального креста колокольни святой преподобной Марии Египетской и креста для братского корпуса совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.

Село Покровка было основано в 1799 году переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 году в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 14 октября 1848 года благочинным - протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокольню и купола с крестами, устроили в нем школьный спортивный зал. Спустя много лет в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. 23 июля 1991 года здание с прилежащей территорией возвратили верующим. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 года освящен. В нем возобновились богослужения.

В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.

История Святых Пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения.

26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0,7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил.

Были построены деревянный молитвенный дом Казанской иконы Божьей Матери и одноэтажный братский деревянный корпус. А 2 ноября 1911 г. Преосвященным епископом Челябинским Дионисием был освящен каменный храм Святителя Николая Чудотворца. Длина его превышала 16 м, ширина - около 12 м, высота до верха карниза - 7 м. Имелась колокольня с пятью колоколами, самый большой весил 1632 кг. Позже был построен двухэтажный братский корпус с общей трапезной.

В 1911 г. и 1915 г. с. Покровку посетила с крестным ходом чудотворная Табынская икона Божьей Матери и на ночь оставалась в скиту и монастыре. В 1912 г. в скиту уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В 1913 г. Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырем. Настоятель иеромонах Зосима был членом Епархиального совета. Монастырь помогал голодающему населению. В хозяйстве имелись лошади, коровы, посевные угодия. Здесь был фруктовый сад, кожевенно-валяльный цех, монахи сами делали кирпич с клеймом «НМ». Был открыт странноприимный дом, на содержании также был дом для калек и безродных мужчин. В годы Первой мировой войны сюда были привезены 12 мальчиков-сирот из западных районов России.
В 1914 г. иеромонах Зосима был награжден набедренником. В монастыре действовал строгий афонский устав, было 78 монахов, а в общей сложности там жили, трудились и молились около 150 человек. В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ныне ул. Комсомольская, 96) на земле, пожертвованной мещанином Львом Андреевичем Вилюновым и другими. Храм был освящен Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Бузулукским. В 1916 году иеромонах Зосима за труды возведен в сан игумена. На 27 января 1917 г. в монастыре числились: 1 схимонах, 8 иеромонахов, 8 монахов, 4 иеродиакона, 24 послушника.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал о. Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся 27 монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось. 10 сентября 1937 г. о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге.

В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна за бесценок. Остается только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем.

Хроника последних лет. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.

13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 г. чин освящения центрального креста колокольни святой преподобной Марии Египетской и креста для братского корпуса совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.

Село Покровка было основано в 1799 году переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В 1843 году в селе началось строительство деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 14 октября 1848 года благочинным - протоиереем Алексеем Розановым. В годы лихолетий храм закрыли, сняв колокольню и купола с крестами, устроили в нем школьный спортивный зал. Спустя много лет в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. 23 июля 1991 года здание с прилежащей территорией возвратили верующим. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 года освящен. В нем возобновились богослужения.

В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.

История Святых Пещер началась в 1896 г., когда на правом высоком берегу реки Самары у села Покровка поселился 36-летний Захарий Карцев, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии. Он начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения.

26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0,7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и келии, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил.

Были построены деревянный молитвенный дом Казанской иконы Божьей Матери и одноэтажный братский деревянный корпус. А 2 ноября 1911 г. Преосвященным епископом Челябинским Дионисием был освящен каменный храм Святителя Николая Чудотворца. Длина его превышала 16 м, ширина - около 12 м, высота до верха карниза - 7 м. Имелась колокольня с пятью колоколами, самый большой весил 1632 кг. Позже был построен двухэтажный братский корпус с общей трапезной.

В 1911 г. и 1915 г. с. Покровку посетила с крестным ходом чудотворная Табынская икона Божьей Матери и на ночь оставалась в скиту и монастыре. В 1912 г. в скиту уже насчитывается 25 человек (из них 8 монахов).

В 1913 г. Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырем. Настоятель иеромонах Зосима был членом Епархиального совета. Монастырь помогал голодающему населению. В хозяйстве имелись лошади, коровы, посевные угодия. Здесь был фруктовый сад, кожевенно-валяльный цех, монахи сами делали кирпич с клеймом «НМ». Был открыт странноприимный дом, на содержании также был дом для калек и безродных мужчин. В годы Первой мировой войны сюда были привезены 12 мальчиков-сирот из западных районов России.
В 1914 г. иеромонах Зосима был награжден набедренником. В монастыре действовал строгий афонский устав, было 78 монахов, а в общей сложности там жили, трудились и молились около 150 человек. В 1916 г. монастырь возводит в Оренбурге каменный храм святого великомученика и целителя Пантелеимона рядом с Афонским подворьем на пересечении улиц Караван-Сарайской и Каргалинской (ныне ул. Комсомольская, 96) на земле, пожертвованной мещанином Львом Андреевичем Вилюновым и другими. Храм был освящен Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Бузулукским. В 1916 году иеромонах Зосима за труды возведен в сан игумена. На 27 января 1917 г. в монастыре числились: 1 схимонах, 8 иеромонахов, 8 монахов, 4 иеродиакона, 24 послушника.

После переворота 1917 года начались гонения на священство. В 1922 г., не выдержав натиска неправды, в возрасте 63 лет умер игумен Зосима. Настоятелем монастыря стал о. Геронтий. В 1925 г. вышло постановление о закрытии церквей и снятии колоколов с храмов. Оставшимся 27 монахам предложили поступить на работу, организовав из монастыря рабочую артель, при условии публичного отречения от Бога с опубликованием в печати, но желающих сделать такое не оказалось. 10 сентября 1937 г. о. Геронтий, обвиненный в участии в военно-казачьей повстанческой организации, был расстрелян в Оренбурге.

святой источник

В 1929-1930 гг. шло разрушение самостоятельного мужского Николаевского монастыря. Из кирпича «НМ» в Покровке построили исполком, клуб, магазин. Деревянные постройки разобрали и продали бревна за бесценок. Остается только двухэтажное здание братского корпуса с общей трапезной, в котором организуется первая в селе Покровка школа. Практически полностью вырублена тополиная алея, ведущая к монастырю. Но часть пещер пока еще остаются открытыми. Они были закрыты предположительно в 1939 г. Источник под горой засыпали щебнем.

Хроника последних лет. Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 г. После долгих поисков, 8 июня 2002 г., вход в Святые Пещеры был обретен. Над входом в пещеры построен и 2 сентября 2005 г. митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином освящен храм Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Установлены кресты на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божьей Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.

13 мая 2006 г. совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 г. чин освящения центрального креста колокольни святой преподобной Марии Египетской и креста для братского корпуса совершил Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.

Как доехать, где находится:
В Оренбургской области есть удивительное место - Святые пещеры Свято-Николаевского мужского монастыря, находятся они в селе Покровка Новосергиевского района.


Расстояние от Оренбурга до пещер всего лишь 95 км, от Самары - 355 км. На фото ниже представлен схематичный план и можно увидеть GPS-координаты, для тех, кто действительно заинтересуется этим местом.
Повернув налево, мы въехали в село, и начали искать монастырь, это оказалось очень просто, повсюду стоят указатели, вот такой:
Или такие неприметные указатели, зато именно они помогают ориентировать в пути и приведут непосредственно к пещерам:
В любом случае ехать совсем недолго и буквально через 5-7 минут мы увидели монастырь. Вид поистине великолепный, храм расположен на горе, окружен деревьями, всё так мирно, будто и не было тех страшных событий...
Всё, что Вы видите на фото - это новые современные постройки, самым старшим из них чуть более 10 лет. Некогда на этом месте был другой моныстырь, но его в годы гонений разобрали буквально по кирпичику. Сегодня сюда приезжаю сотни паломников и не только из близлежащих областей, а со всей России. Люди молятся, просят помощи или просто благодарят Бога, каждый находит свои слова и свою причину сюда приехать.


ПУТЕШЕСТВИЕ В МОНАСТЫРЬ
Немного истории образования Святых пещер. Казаку Захарию Карцеву из станицы Верхне-Озерной Орского уезда было видение оставить эту мирскую суету и ехать в Покровку, там на склоне холма должнен он построить монастырь и выкопать родник.
Захарий проделал немалый путь пешком, а именно 400 верст, и сначала выкопал небольшой пещерный ход и келью, здесь он провел два года в одиночестве и молитвах. Через два года Захарий так же пешком отправляется в Санкт-Петербург, где он принял монашество с именем Зосима и получает благословение строить монастырь от Иоанна Кронштадтского.

На обратном пути в Покровку Захарий собирает вокруг себя таких же боголюбивых людей, где они вместе начинают строить монастырь и копать пещеры. Со временем появились и наземные строения - храм, приют для мальчиков, был собственный кирпичный завод, разбит фруктовый сад и высажена тополиная аллея.
В 1919 году начались гонения на священослужителей, сам Зосима не выдержал гонений и скончался через 3 года. Монахам было предложено бросить всё и уйти, и некоторые так и сделали, а многие остались, их-то потом и расстреляли в лесу под Оренбургом в 1931 году.

Наземные постройки снесли, вырубили сад и тополиную аллею, сняли колокол, закопали родник. Но жители села продолжали ходить в пещеры и молиться, тогда власти засыпали вход в пещеры, чтобы никто и никогда в них больше не заходил.


Здесь немного отвлекусь и скажу, что все наземные постройки монастыря монахи строили из кирпича собственного кирпичного завода. Кирпич был прочный, благодаря уникальной рецептуре на основе яиц и меда. Разрушив монастырь, в последствии из этого же кирпича в Покровке построили магазин, клуб, как сказала нам экскурсовод, эти здания до сих пор стоят в селе.
В 1993 году начали первые попытки отыскать вход в Святые пещеры, поиски продолжали почти 10 лет, в 2002 году вход в пещеры был найден, и постепенно началось новое строительство монастыря, который мы-прихожане сможем посетить в любое время.
На территорию монастыря проходим через Надвратную колокольню:

Экскурсия в пещеры платная, цена невысокая, обратите внимание, что посетить пещеры можно ограниченное время, летом с 9 до 6 часов:
Здесь же можно посмотреть схематичное расположение всех построек на территории монастыря, я приобрела буклет и покажу Вам поближе:

Я уже не первый раз приезжаю на это место, впервые Святые пещеры я увидела в 2009 году и могу отметить, что за 6 лет территория значительно изменилась, появились новые строения - трапезная для паломников, облагородили родник и купальню, хотя если вдуматься, то за шесть лет сделано не так уж и много, видимо сказывается недостаток финансирования, как говорят, всё восстанавливается на пожертвования прихожан.

Трапезная для паломников и Водосвятная часовня Табынской иконы Божией матери:
Общие виды территории монастыря, она небольшая по площади, всё еще только восстанавливается, впереди много работы, но самое главное находится под землей - пещеры:
А этот крест установлен на месте разрушенного храма Святителя Николая Чудотворца:

Храм Рождества Иоанна Предтечи (вход в Святые пещеры):
Внутри конечно видно, что храм новый, но он очень уютный и красивый внутри:
А чтобы попасть в пещеры, нужно спуститься на этаж ниже:
Здесь расположилась иконная лавка, необходимо купить свечи, чтобы осветить себе путь, когда попадете внутрь пещер, при желании можно приобрести иконы, платки и всю атрибутику, свойственную иконной лавке:

Учтите пожалуйста, что экскурсоводы не профессиональные, просто люди, которые хотят познакомить Вас с историей монастыря, поэтому каждый из них работает по-своему, кто-то начинает рассказ непосредственно здесь снаружи, кто-то ведет до конца пути по тоннелю и уже там внутри рассказывает всю тяжелую судьбу монастыря. Паломники здесь есть всегда, группы набираются быстро, мы ждали начала экскурсии минут 10, обычно набирают небольшое количество людей, ведь внутри пещер очень тесно.

Выкопать пещеры это нереальный труд, у монахов не было специальных инструментов, лишь лопата да кирка, копали до позднего вечера, а после они не отдыхали, а молились.

Пещеры узкие и выкопаны по типу Киево-Печерских, Зосима на обратном пути из Санкт-Петербурга как раз посетил Киево-Печерскую лавру.
Пещеры тесные вдвоем там не пройти, если только боком развернуться, мой рост 163 см, думаю тем, кто выше 170 см придется нагибаться.

На данный момент мирян пускают только на подземную территорию длиной 200 метров, но как говорят экскурсоводы это всего лишь десятая часть от того, что выкопано монахами.
Здесь же и келья Зосимы, можно помолиться, встав коленями на камень, как когда-то это делал он сам. В этой келье он молился два года в одиночестве, готовясь к монашескому подвигу:
Пещеры песчаные, песчаник темно-красного цвета.
А это мощи одного из монахов, найдены недавно, в 2009 году гроба я не видела:
Мы продвигались все дальше и вот через 100 метров пришли к подземному храму, фотографий у меня нет, люди молятся, люди проехали немалое расстояние, чтобы прикоснуться к святыне, мне было неудобно щелкать фотоаппаратом. Но скажу,что подземный храм расположен на глубине 20-ти метров и весь путь к храму постепенно снижается. В пещерах постоянная температура 10-12 градусов, изо рта идет пар, но нехолодно, дышится легко, несмотря на то, что находишься глубоко под землей - природная вентиляция.

Непосредственно в храме и на обратном пути в кельях можно молиться, ставить свечи, времени будет предостаточно, никто никого не торопит, каждый выйдет из пещеры тогда, когда захочет.
После пещерного храма мы поднялись на гору к поклонному кресту - вон он маленький вдалеке:
Здесь можно оставить записочку:
С горы открывается чудесный вид на лес, мне кажется я в жизни не видела более красивого леса.
А это новые постройки, здесь планируется открыть гостиницу для паломников, кто едет издалека, сможет здесь переночевать, а пока сюда приглашают пообедать, но перед этим мы пошли к еще одному месту - к захоронению монахов:
Монашеский корпус, здесь-то мы и обедали, хотя и взяли с собой перекус и чай в термосе, но очень хотелось попробовать обед, приготовленный на святой воде:
Последнее, куда мы зашли - был родник. По словам экскурсовода здесь необычайно полезная и вкусная вода с уникальным составом, такого больше нет нигде.
В 2009 году картина здесь была печальная, территория неблагоустроена, теперь же всё радует глаз, все желают набрать воды из источника:
А вода на самом деле очень вкусная, я в общем-то не пью воду из родников - не люблю, а это водичка мне очень понравилась, такая свежая и бодрящая.
Здесь же и купель:

При необходимости рядом в иконной лавке можно купить сорочки для женщин, чтобы искупаться в источнике - вода холодная, 4 градуса.
Вот вроде бы и всё, что я хотела рассказать об этом святом месте, конечно настоятельно рекомендую посетить Святые пещеры. Я же сюда обязательно вернусь еще раз, надеюсь увидеть значительные улучшения в территории монастыря.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
Пещеры долгое время были открытыми. На месте бывшего монастыря стали появляться знамения. Однажды люди видели огненный столп над холмом. В Покровке стали появляться паломники, и в 1939 году власти решили замуровать вход в пещеры.
Первые попытки обнаружить пещеры монастыря были предприняты спустя полвека, в 1993 году. Вход в Святые Пещеры был обретён 8 июня 2002 года, при бывшем настоятеле Покровского храма села Покровка иерее Анатолии Чернецове. Ковш «Беларуси» с землёй вывернул несколько кирпичей с клеймом «НМ». Уже через час открылся практически не пострадавший от взрыва вход в подземные галереи.
Над входом в пещеры вскоре был построен храм в честь Рождества Иоанна Предтечи по проекту оренбургского архитектора Юрия Григорьева. 2 сентября 2005 года его освятил Высокопреосвященнейший митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин.
Пожертвования на храм, в основном, поступили от бывшей жительницы села Татьяны Горлач, ныне живущей в США. Татьяна уехала из Покровки в детстве. Долгое время жила в Грузии. Потом решила попытать счастья за границей. В США встретился человек, который стал мужем для Татьяны и отцом для её детей. Но семью ждало серьёзное испытание. Сын, служивший в армии по контракту, в марте 2002 года погиб в автокатастрофе. Правительство выплатило матери некоторую компенсацию. Приезжая в Покровку, Татьяна вместе с матерью ходила на службы в церковь. Появилось решение построить в селе храм в память о сыне. Муж Татьяны, Роберт Юлфиг, не возражал. Но поставил условие: храм должен стоять над входом в подземный монастырь. Теперь храм стоит, и в нём молитвенно поминают о здравии всех строителей и благоукрасителей, а также об упокоении всех «зде лежащих и повсюду православных».
В эти же годы были установлены кресты на месте разрушенного храма святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери и монастырского кладбища. Под горой снова забил святой Никольский родник, рядом установлена купальня.

Подъём центрального креста надвратной колокольни. 13 мая 2007 года
Подъём центрального креста надвратной колокольни. 13 мая 2007 года
В возрождении святой обители активное участие принимала местная администрация, в частности, глава администрации Новосергиевского района Сергей Викторович Балыкин. Его труды на благо Православной Церкви в деле возрождения храмов были отмечены священноначалием РПЦ: в 2009 году С.В. Балыкин награждён орденом Преподобного Сергия Радонежского.
13 мая 2006 года совершено освящение места и закладка камня надвратной колокольни с храмом святой преподобной Марии Египетской. 13 мая 2007 года чин освящения центрального креста колокольни и креста для братского корпуса совершил Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.
С 1 декабря 2008 года по благословению митрополита Валентина приход свт. Николая Чудотворца с. Покровка перешёл в ведение Социальномиссионерского благочиния имени святого великомученика и целителя Пантелеимона. Теперь этот комплекс носит название «Святые пещеры. Свято-Николаевская социальная обитель милосердия».
В июле 2010 года в «Святых пещерах» состоялось освящение колодца и часовни во имя вмч. Пантелеимона Целителя с купальней, построенных на личные средства министра экономики Оренбургской области В.В. Васина.
На территории комплекса обители расположены:
. «Святые пещеры» с храмом Рождества Иоанна Крестителя над входом (освящён 2 сентября 2005 года митрополитом Валентином). В пещерах находятся: подземный храм святых преподобных Антония и Феодосия (первых монахов Киево-Печерской лавры), келья основателя монастыря игумена Зосимы и келья схимонаха Нила;
. святой родник с купальней и часовней вмч. Пантелеимона Целителя;
. надвратная колокольня с храмом св. прп. Марии Египетской;
. административно-жилой корпус,
. водосвятная часовня,
. трапезная,
. кресты на месте: разрушенного храма святителя Николая Чудотворца, часовни Казанской иконы Божией Матери, монастырского кладбища.

Современное состояние здания храма Пантелеимоновского подворья
Современное состояние здания храма Пантелеимоновского подворья
В Оренбурге сохранилось Пантелеимоновское подворье, созданное трудами и молитвами преподобного старца Аристоклия Афонского (Амвросиева). Родился преподобный в городе Оренбурге и волей Божией оказался на Афоне - святейшем месте для всякого православного христианина. Пройдя нелёгкий монашеский путь в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе под руководством опытных старцев игумена Макария и иеросхимонаха Иеронима, научившись от них духовной жизни, молитвенному деланию, кротости и смирению, терпению и любви, он направился в Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где принял на себя подвиг старчества. На родине жила двоюродная сестра - игуменья Оренбургского Свято-Успенского женского монастыря Иннокентия. Благодаря их договорённости в Оренбурге было основано Афонское подворье, настоятелем его стал иеромонах Капитон.
Когда началась Первая мировая война, связь с Грецией была прервана и Пантелеимоновское подворье было передано Свято-Николаевскому мужскому монастырю на Святых пещерах. Землю, а также десять тысяч рублей на строительство храма пожертвовал мещанин Лев Андреевич Вилюнов. (По другим источникам Пантелеимоновское подворье изначально было построено для Свято-Николаевского монастыря, а Афонское подворье находилось в другом месте.)
Подворье было ликвидировано в 1920 году, а в монашеские кельи и церковь вселился пролетариат.
Первые попытки вернуть храм и подворье были предприняты в 2001 году настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Покровка. С благословения Высокопреосвященнейшего митрополита Валентина и с помощью благодетелей часть подворья была выкуплена и отремонтирована. С 2010 по 2013 годы здесь находились иконная лавка и подворье Социального благочиния, а сейчас вещевой склад Центра помощи семье и детям «Колыбель» при отделе по церковной благотворительности и социальному служению.
Цель развития комплекса «Святые пещеры. Свято-Николаевская социальная обитель милосердия» - возрождение духа первохристианских общин, поднятие общего нравственного уровня населения, патриотическое воспитание молодёжи.
«Святые пещеры» стали заметной точкой на духовной карте и России, и мира. Сюда едут паломники не только из Оренбурга и области, но и из многих городов России, ближнего и дальнего зарубежья. По записям в книге отзывов можно судить и о географии паломников, и о той благодатной помощи, которую они получают после молитв в пещерах. Сказано Господом Иисусом Христом и записано в Евангелии: «По вере вашей да будет вам» (Мф.9:29). Люди обретают чадородие и устраиваются на работу, получают исцеление телесных, душевных и духовных немощей и просто выражают восхищение возрождённой обителью, благодарят её насельников и сотрудников за восстановление «Святых пещер», за душеполезные и познавательные рассказы экскурсоводов.
Молитва и труд рядом идут. Сегодняшние преемники блаженной памяти создателей сей святой обители верят, что через несколько лет здесь опять будет расти сад, цвести цветы, как зримые, так и невидимые - плоды духовного делания монашеской братии, насельников общины, чистых детских молитв. И многие, многие, приезжая в «Святые пещеры», подобно Ф.М. Достоевскому, скажут: «Я ищу святынь, я люблю их, моё сердце их жаждет, потому что я так создан, что не могу без святынь…».409.51 КБ

Село Покровка было основано в 1799 году переселенцами из Рязанской, Тамбовской, Воронежской, Курской и Пензенской губерний. В начале марта 1835г. на сходе граждан принято решение: в процветающем селе построить деревянный храм в честь «Покрова Пресвятой Богородицы».Ходатайство о построении церкви взял на себя житель с.Покровка Потап Панферов . В течение 8 лет жители села во главе с П.Панферовым вели переписку с губернским начальством о необходимости храма: то нехватка средств строительных материалов, то недочеты проекта храма и лишь после сбора 1500 подписей разрешение на строительство храма было получено. В 1843г. началось строительство деревянного храма, который был построен к 14.10.1848 году.

14 октября 1848 года храм был освящен благочинным - протоиереем Алексеем Розановым в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первым священником был Олег Андреев . С 1881г. - Петр Андреев .

В 1907г. на общественном сходе крестьян обратился некий 36-летний Карцев Захарий, вдовый казак из станицы Верхне-Озерной Орского уезда Оренбургской губернии, с просьбой о построении молитвенного дома за с.Покровка на склоне горы у родника для приюта престарелых и безродных мужчин при священнике Шовском Михаиле Ивановиче (похоронен перед алтарем храма). Захарий начал с благоустройства родника, впоследствии освященного и отмеченного многими исцелениями. Одинокий отшельник жил в выкопанной им пещере в посте и молитвах. Потянулись к нему люди, ищущие спасения и подвига. Они копали пещеры и выполняли хозяйственные работы, а ночью вычитывали монашеское правило. Желающих спасаться все прибавлялось, нужда заставляла строить, и Захарий обращается к покровскому обществу с вопросом о пожертвовании земли. На пожертвованных землях возводились новые строения. 26 сентября 1909 г. Захарий пострижен в монахи с новым именем - Зосима. Основным делом монастырской братии было копание пещер по подобию Киево-Печерских. Трудами приходящих крестьян и братии пройдено около 256 м пещерного хода: узкий, шириной 0,7 м, коридор, вырытый на глубине 4-6 м, вел в подземную церковь и кельи, в одной из которых, по свидетельствам старожилов, принимал прихожан прозорливый старец схимонах Нил. В 1913 г. Указом Священного Синода скит становится Николаевским самостоятельным мужским монастырем.

С 1882г. настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Андреев (1857-1930?) - благочинный Покровского округа в который входили церкви сел Рыбкино, Верхней Платовки, Козловки, Черепанова, Кулагино, Девятаевки, Покровки (похоронен перед алтарем храма). Он пользовался заслуженным авторитетом у населения и в Епархии, был членом Епархиального совета, законоучителем Закона Божьего при 2х кл. училище, заведующем народной библиотеки, член Оренбургского уездного комитета народной трезвости, духовным следователем. Протоиерей Александр Андреев лечил бесноватых в пещерах. Рассказывает Захарова Мария о своей матери, болящей Вере. Ее привозил к батюшке муж Александр на лошади из с.Боголюбовка. После лечения в пещерах лошадь остановилась, несмотря на попытки отца ее сдвинуть. Их провожал о.Александр. Он сказал: «Если бы вы видели, сколько их (бесов) здесь сидит, что лошадь не может увезти». После батюшкиного благословения лошадь спокойно пошла.

С 1913г. - иерей Леонид Косолапов . В 1914г. - церковный староста Александр Попов .

Список личного состава духовенства Покровской церкви на 09.06.1923г.

1. Александр Андреев, 66 лет, служит с 1882г., 42й год, протоиерей, сын священника, окончил Оренбургскую духовную семинарию.

2. Леонид Косолапов, 32 года, служит с 1913г., 10й год, священник, сын дьякона, окончилОренбургскую духовную семинарию.

3. Леонид Шипилов, 28 лет, служит с 1918г., 5й год, дьякон, сын дьякона. Окончил два класса Оренбургской Духовной семинарии.

Список личного состава духовенства Покровской церкви на 1930г.

1. Михаил Федорович Александров, осужден 27.04.30г. на 10 лет, исправительный трудовой лагерь.

2. Константин Петрович Смелов 1888 г.р., осужден 27.04.30г. на 10 лет, исправительный трудовой лагерь.

3. Василий Алексеевич Семенов 1850 г.р., осужден 27.04.30г., высшая мера наказания.

4. Прокофий Семенович Балыкин 1879г.р., с.Нижняя Покровка, осужден 10.10.31г.,высшая мера наказания.

В годы лихолетий храм закрыли 13 октября 1931г, одновременно с Николаевским монастырем, сняв колокольню и купола с крестами, устроили в нем школьный спортивный зал. Спустя много лет в годы перестройки жители села обратились к властям с просьбой о возвращении и открытии храма. Большое старание в открытии храма внесла верующая Евдокия Лупандина. 23 июля 1991 года здание с прилежащей территорией возвратили верующим. С помощью прихожан и благодетелей разрушенный Покровский храм был восстановлен и 14 сентября 1995 года освящен. В нем возобновились богослужения.

02.08.1992г. - первая служба.

Август 1994г. - 1ый приезд Митрополита Оренбургского и Бузулукского Владыки Леонтия (в миру Леонид Фаддеевич Бондарь) (07.05.1913-24.01.1999)- освящение церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

10.08.1997г. - 2ой приезд Владыки Леонтия - освящение гимназии.

29.09.1998г. - 3ий приезд Владыки Леонтия - закладка камня нового храма рядом со старым.

Митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский (ныне патриарх Московский и всея Руси) в апреле 2007г. посетил Покровский приход.

В марте 2010 года Указом митрополита Оренбургского и Бузулукского Валентина иерей Василий Гагаев , назначен настоятелем прихода Покрова Пресвятой Богородицы с.Покровка Новосергиевского р-на.

В последнее время село Покровка Новосергиевского района Оренбургской области стало широко известно под названием «Святые Пещеры», и сюда стекаются паломники.

ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ В ПОКРОВСКОЙ ШКОЛЕ

14 марта 2014г. в Покровской средней общеобразовательной школе было проведено мероприятие, посвященное дню православной книги. По благословению патриарха Кирилла с 2009 года этот праздник установлен в память о событии 1654 года, когда русский первопечатник Иван Федоров напечатал первую в истории Руси книгу "Апостол". Библиотекарь Покровской СОШ рассказала об истории праздника, о первых книгах, и назначении православной книги. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы показал детям православные книги дореволюционного издания, а так же современные книги. Школьники познакомились с детскими православными книгами, которые после презентации были переданы в фонд школьной бибилиотеки.



Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ? Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ? Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian


Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ? Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian