Иосиф, афонский исихаст (+1959):


«Избегай дурных помыслов, как огня. Совершенно не обращай на них внимания, дабы они не укоренились в тебе. Не отчаивайся, ибо Бог велик и прощает согрешающих. Когда погрешаешь, кайся и понуждай самого себя, чтобы не сделать снова того же».


«Добрые дела, милостыня и всё внешнее мало умертвляют высокомерие сердца. Душевный же подвиг, боль покаяния и сокрушение смиряют высокое мудрование».


«Благодать, когда она действует в душе молящегося, означает, что в это время преизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что и сам желает взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от них других».


«Преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир Божий. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придёт конец мира сего».


«Молитва без внимания и трезвения – это потеря времени и напрасный труд. Мы должны поставить неусыпного стража во всех своих чувствах внутри и вне – внимание . Без него ум и силы души распыляются на суетное и житейское, как бесполезная вода, которая бежит по дорогам».


«Ум – это питатель души, и всё то благое или лукавое, что он увидит или услышит, опускается в сердце, которое является центром духовных и телесных сил человека».


«Благодеяния, милостыни и внешние добродетели не смягчают сердечного высокомерия. Напротив, мысленные упражнения, боль покаяния и сокрушение смиряют гордый помысел».

Порфирий, афонский старец из скита Кавсокаливия. (1906-1991):


«Истинная любовь вдохновляет нас на жертвы ради ближнего».


«Многие говорят, что христианская жизнь неприятна и трудна. А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви».


«Исповедь для человека – это способ прийти к Богу. Это приношение любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у человека этой любви».


«Послушание приносит смирение, смирение – рассуждение, рассуждение – интуицию, интуиция – прозорливость»


«Чтобы изменился человек, нужно, чтобы пришла благодать Божия, но чтобы пришла благодать, нужно смириться».


«Христианин должен избегать мучительной религиозности: как чувства своего превосходства из-за добродетели, так и чувства униженности из-за своей греховности. Одно дело – комплекс, и другое – смирение; меланхолия – это одно, а покаяние – совсем другое».


«Церковь – это тайна. Входящий в церковь не умирает, но спасается и становится вечным».

Паисий (1924 – 1994). Самый известный афонский старец недавнего времени:


«Брат мой, в своей молитве не ищи ничего, кроме покаяния. Покаяние принесёт тебе смирение, смирение принесёт тебе благодать Божию».


«Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своей молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя – грешным».


«Монах убегает дальше от мира не потому, что ненавидит мир, но потому что любит его и, таким образом, молитвою монах помогает ему больше в вещах, которые по-человечески не происходят, но только при Божественном вмешательстве. Так спасает Бог мир».


«Ваше преуспеяние зависит от вас самих. Также и спасение. Никто другой вас спасти не может».


«Благодать Божия – это не бочка, в которой рано или поздно заканчивается вода. Это неисчерпаемый источник».


«Молитва – это кислород, совершенно необходимый для души. Чтобы молитва была услышана Богом, она должна исходить из сердца со смирением, при глубоком ощущении человеком своей греховности. Молитва не от сердца не приносит никакой пользы».


«Главнейшей обязанностью человека является любовь к Богу и затем к своему ближнему. Если мы возлюбим Бога так, как должно, то сохраним все его заповеди. Но если мы не любим ни Бога, ни своих ближних, этого равнодушия Бог не простит нам».

Гавриил (1886 – 1983), игумен монастыря Дионисиат:


«Чистая простота, соединённая со страхом Божиим, приводит человека в блаженное состояние, которое первозданные люди имели в раю прежде преслушания».

Ефрем Святогорец, игумен монастыря преподобного Филофея, архимандрит:


«Сердечная чистота состоит в свободе ума от плохих мыслей, от которых проистекают дурные и страстные чувства».


«Если мы желаем прекратить дурные дела, не заботясь о внутренних помыслах, то трудимся напрасно. Кода позаботимся о чистоте своей души, тогда вселится в неё Бог славы, и она станет святым и великолепным Его храмом, благоухающим фимиамом непрестанной к нему молитвы».


«Чадо моё, храни свой ум от плохих мыслей. Тут же, как только они придут, прогоняй их молитвой Иисус-Христовой. Потому что как улетают пчёлы, когда их окуривают дымом, так удаляется и Дух Святый, когда почувствует смрадный дым постыдных помыслов».


«Как пчёлы садятся на те цветы, где есть нектар, так и Дух Святый приходит в те ум и сердце, где производится сладкий нектар добродетелей и добрых помыслов».



«Кто молится, просвещается, а кто не молится, помрачается. Молитва – подательница Божественного света».


«Если к нам приближаются уныние, нерадение, лень и тому подобное, то будем молиться со страхом, болью, с большим трезвением ума, и по благодати Божией с нами произойдёт чудо утешения и радости».


«При первых трудностях подвига не разочаровывайтесь. Доброе постигается трудом и болезнью».


«Как невозможно не преткнуться идущему в ночи, так невозможно не грешить ещё не видевшему Божественный свет».

Старец Епифаний (1930-1989), основатель монастыря Благодатной Троицы в Тризине:


«В материальном нам нужно смотреть на тех, кто беднее нас, чтобы нас не одолевало беспокойство, а в духовном будем смотреть на тех, кто более духовен, чем мы, чтобы это служило нам стимулом к подвигу».

Старец Амфилохий (1889-1970):


«Любовь – это то, что придает вкус всем нашим делам и всей нашей жизни»


«Когда сердце наше не имеет любви ко Христу, тогда мы не можем делать ничего. Мы тогда, как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей».

О пророчестве этого афонского старца вспомнили совсем недавно, когда в небе над Турцией был сбит российский лайнер СУ-24. Этот греческий монах снискавший уважение во всем мире, уже давно предвещал военное противостояние между Россией и Турцией. Поэтому неслучайно предсказания Паисия Афонского о России 2018 сейчас интересует многих людей в нашей стране.

На самом деле, этот афонский старец предсказывал не одно событие, касающееся нашего государства, которые уже сбылись:

Немного истории

Паисий появился на свет 25.07.1924 г. в Греции. После окончания школы он, как обычный парень пошел на службу в армию. В 1950 г. увлекся религией и отправился в Кутлумушский монастырь. Здесь он прожил почти всю жизнь, занимаясь религиозной практикой. В мае 1978 г. монах перебирается в афонскую келью, где начинает принимать огромное количество людей. Умер он вблизи Солоников в 1994 году. Православные всего мира продолжают до сих пор приходить на могилу этого известного старца, которая находится в Богословском монастыре. В 2015 г. Священный Синод Вселенского Патриархата причислил Паисия Святогорца к лику святых. Тогда же преподобного монаха включили в месяцеслов РПЦ.

Страшные предсказания для России

Пророчество старца относительно Ближнего Востока выглядит довольно пугающим. Своими словами он не пытался никого запугать, а лишь указал какие последствия ожидают человечество, забывшее Бога. Безнравственность людей, цинизм политиков и эгоизм Запада приведет к тому, что на Востоке разгорится небывалое кровопролитие. Дословно его пророчество звучит так:

«Когда турки перекроют Евфрат, жди прихода двухсотмиллионного войска с восхода Солнца».

Еще недавно эти слова казались выдумкой. Сегодня предсказания Паисия Афонского уже сбываются. В Турции действительно строится плотина на реке Евфрат, и ее пуск намечен на 2018 год. Согласно дальнейшему предсказанию, которое Святогорец сделал еще в девяностые годы прошлого столетия, между Россией и Турцией начнется страшная война. В результате этого противостояния между христианами и мусульманами треть турок примет христианство, еще треть населения Турции погибнет, а остальная часть будет вынуждена покинуть Родину. Еще в 1991 г. Паисий упоминал о падении Константинополя и уничтожении Турецкого государства. Кровопролитие будет настолько масштабным, что в море крови будут «плавать трехлетние быки». Схимонах об этих событиях дословно сказал следующее:

«В ходе сражения разрушат мечеть Омара, что станет началом восстановления храма Соломона. Двухсот миллионная армия Китая пересечет Евфрат и придет к Иерусалиму».

В войне примут участие и западные страны Европы, но они будут выступать против России. Константинополь передадут законному владельцу этого города — Греции, хотя она не будет воевать.

О том, что слова старца уже сбываются говорят события последнего времени. РФ уже воюет в Сирии с Исламским государством. Турция косвенно также присутствует в этом конфликте. Ситуация в этой стране достаточно напряженная и непонятно во что она выльется, особенно после усиления власти лидера Р. Эрдогана после попытки военного переворота. Страны Запада, Израиль и США также не остаются в стороне от разгорающегося пожара войны. Все говорит о том, что в этом регионе может начаться Третья Мировая война. Вскоре начнется новый передел мира.

Что ждет Россию в дальнейшем

Афонский старец предсказал, что Россия станет во главе защиты православия и русскоязычного населения. Ему вторят и другие старцы Афона, которые утверждали о начале новой эпохи. В это новое время на территории Российской федерации должен появиться новый лидер, посланный Богом для спасения мира от уничтожения.

О появлении спасителя человечества говорили и другие предсказатели мира, такие как:

  • Нострадамус;
  • Эдгар Кейси;
  • Ванга.

Приблизительно одинаковые прогнозы относительно появления нового мирового лидера объясняется довольно просто. Для получения нужной информации, медиа используют различные практики:

  1. молитву;
  2. медитацию;
  3. погружение в транс.

Таким образом, достигается замедление колебаний мозга человека, и он получает доступ к Ноосфере Земли. В состоянии измененного сознания к нему из информационного поля поступает различная информация в зависимости от запроса.

Также стоит отметить, что практически все афонские старцы, говоря о новом лидере, упоминали о совместной молитве и покаянии. То есть все мы должны признаться перед коллективным бессознательным (Богом), что мы не в состоянии найти достойного руководителя и попросить, чтобы он был явлен свыше. Необходимо, чтобы психологически значимый образ понял наш запрос и дал новому правителю силы для наведения порядка во всем мире.

Афонские старцы об Украине

В свое время, Паисий Афонский говорил о противостоянии двух братских народов. Он также упоминал о нападках в Украине на РПЦ.

Многие монахи с горы Афон также предсказывали развитие событий в Украине. Они предупреждали эту страну об опасности ее выбора. Так старец Парфений не переставал говорить о неискренности Европейского Союза. Он утверждал, что Украина погрузится в кризис и ситуация будет намного хуже, чем в Греции. Трудолюбивому и искреннему украинскому народу чужды содомские грехи, которые узаконены в Европе.

Старец Тихон, который жил в Троицком монастыре еще пятьдесят лет назад предсказывал конфликт в Украине. Причиной войны, по его мнению, станут заокеанские силы. Те, кто развязал кровопролитие в Украине, останутся в итоге в проигрыше. Вскоре в России произойдет обновление власти и быстрее всего конфликт на Донбассе закончится.

Греческие старцы уверены, что Украина справится со всеми проблемами и выйдет из создавшегося положения, если будет вместе со своими славянскими братьями — русским и белорусским народами строить свое будущее.

Видео:


Геронда, Вы думаете в скором времени появятся свидетели и мученики Христа ради?

Да, появятся. Да, я так думаю.


- И кто ими будет?

К счастью, в третьей мировой войне наша Эллада принимать участия не будет. Потому что народ так слаб, что вмешается любовь Бога, то есть для нас греков, будет милостивое вмешательство Господа.

Милость Божья, произойдёт всё таки?

Да. Усилит веру и поддержку даст нам всем Господь, не взирая на то, что большинство от него удаляются. В данный момент произошли уже выборы, и к сожалению, многие так и не поняли, что не надо было в них учавствовать. Многие поддержали правительство нынешнее, то есть "Пасок" (социал-демократы, находящиеся в данный момент у руля Греции).

Но Господь нас поддержит духовно и мысленно и мы станем напротив этого правительства, и выступим против него.

Все "труды" этого правительства, пойдут ему и им во вред, то есть против них.

Хотелось бы на это надеяться, и в это верить. Может вы можете передать Ваше мнение и Ваши мысли простым людям, которые верят в Христа, не являясь и православными, потому как слушая наш разговор, православные и поймут и услышат Ваши слова. Но ведь в Америке, Австралии, Африке, в Европе, многих других странах есть много людей просто верящих в Христа, не еретики. Что с ними будет, как Вы думаете. Есть ли у Вас, что им передать?

Молится нужно прежде всего, и я молюсь обо всех людях планеты.

Ведь может же быть так: во время Антихриста и такие верующие в Христа, станут мучениками, не поклонившись человеку греха?

Всё может быть, Всё Господу подвластно. Жив Господь, и каждый может спастись, не поклонившись зверю.

То есть Господь со всеми, кто в него верует- не оставляет никого?

Да, и все могут стать мучениками и спастись для жизни вечной.

Я фильм сделаю и с англ. титрами, что мне прежде всего передать всем верующим?

Держаться Бога, не отходить от него. Верить в Христа.

Чтоб верили без сомнений?

Да, именно без сомнений. Не взирая на то, что им будут с натиском преподносить человеческие правительства и отдельные люди. С крестом в руке и Христом в сердце идти вперёд, не боясь, не прислушиваясь к слухам и басням. Когда подойдёт момент истины, верьте мне - исповедовать Господа и не отказываться от того, что являешься христианином. И если и придётся жить во время Антихриста, не отказываться от нашей веры, не отказываться от Христа. Я скажу только о себе сейчас - всей душою и духом я стараюсь нравиться только Христу и быть верным только Ему. Об этом все мои помыслы и все мои желания.

Извините, я Вас перебью, хочу спросить - все православные христиане, и многие и не православные, в том числе и женщины, и дети - все любят Святой Афон и Сад Богородицы. Что каждый из нас может сделать для того, чтоб Благодать Богородицы не ушла со святой Горы? Многие из нас сюда ездили, ездят и хотят ездить за благословением.

- Богородица наша, почти ушла с Афона, Святая явилась и сказала слова, слова приносящие и боль и отраду - Ухожу, на берегу моря я уже. О "Портаитиссе" Иверской говорим сейчас.


- Ушла? Мы слышали уже этот случай, но когда попытались выяснить, правда ли это, нам сказали, что не ушла Богородица.

Не ушла ещё. Сказала - ухожу . Скажу то, что я знаю - большинство монахов говорят - что вместо настоящей иконы Богородицы "Портаитисса" в монастыре стоит копия.


- Список иконы?

Да, список. Видите - какая ошибка наша? Богородица сейчас находится на выходе с Афона, и готова уйти в Палестину. В Иерусалим (плачет). Потому как там произойдёт Второе Пришествие Христа, любимые мои христиане. Вы об этом знаете?

Да, знаем. Там соберутся все народы?

Да, там соберутся. Как мы видим солнце, так и там все увидят Господа. Там мы Его увидим. Лица Бога мы не видим сейчас - но Он везде, над всем. И так в тот час - там, в Иерусалиме мы увидим Господа, во Второе Пришествие, как пишет святое Писание. Вверху над всем. Мы не можем понять пока как мы увидим Бога, пока для нашего человеческого понимания это не ясно, но мы поймём, что тогда, в тот момент, мы видеть будем именно Его.

Если уйдёт Богородица - я слышал такие пророчества, не уйдёт ли под воду Афон. Правильно я говорю? Афонская гора и остров разрушится. Так ведь?

Да, пойдёт ко дну остров. Афонская гора - это вулкан. Вот там, под островом - скрыты драконы. Если уйдёт в итоге Богородица с Афона - так гласит предание - эти драконы вырвутся наружу и будут преследовать монахов. И на суше и на море. Огромные драконы, ужасные. Здесь их держит и кормит Бог, там внизу, под островом, под вулканом. (разве не об этом предупреждал святой праведный отрок Вячеслав Чебаркульский?! Он говорил, что на короткое время выйдут на землю динозавры и будут сильно вредить людям. Господь это попустит, чтобы посрамить ученость человеков - прим.Ред.) Перед м.Дионисиу разверзнеться земля, там где канал.

Посредине, между м.св.Дионисия и м.св. Павла?

Да, там. Когда будет уходить Богородица, все монастыри и даже деревья - поклонятся, прощаясь с Нею, поклонятся до земли!


В последний раз. (плачет)
И Афон верхний будет плакать и рыдать, не знаю сколько дней, о том, что теряем Мать нашу здесь. Потому что земля Афона была всем нам и всегда матерью. И Богородица для нас всех и всегда была Матерью, и все мы плачем, ожидая, что это произойдёт. И тогда, когда будет уходить окончательно Богородица - будет здесь плакать всё и вся, и земля будет рыдать. Рыдать вопрошая - "Куда идёшь, куда уходишь Матушка Добрая" ?

И когда это будет? Скоро?

- Скоро (плачет). Близко уже. К сожалению всё это очень близко уже. Правительство, которое мы избрали сегодня, любимые мои христиане, станет синонимом для нас - Третьей Мировой войне. Оно нас приведёт к ней. Я вам не говорю, когда это будет, не называю дат, не нужно вам этого знать, потому что как люди, много вы ошибок с таким знанием можете допустить. Но скажу, что в течении двух лет - с каждым днём, вы будете на шаг ближе к этой страшной войне.


- И война, и разрушение святого Афона - всё произойдёт в течение этих двух лет?

Скорее всего да, и события вокруг и везде будут страшными и безпорядочными. Поэтому будьте внимательны ко всему.

Вот почему произошёл выбор такого правительства - предвестника...

Антихриста. Всё, что я Вам сейчас рассказал, пока не станет известно всем. Так должно быть, промысел таков. Когда вы меня потеряете, тогда наш разговор станет известен всем. Потому, что буду я под "давлением" в скорости, задержат меня, из-за того, что я вам говорю об событиях приближающихся, о событиях о которых я знаю по милости Божией, окажусь я в ситуации, когда буду неугоден сильным мира сего, и уйду из этой земной жизни. Я вас ждал. И знал, что сказать. За три дня до своей смерти, я пойду в монастырь, проведаю их, и уйду наверх.

Господь вас заберёт? Перед самыми событиями? Получается, мы может говорим последний раз?

Улыбается радостно старец, подтверждая кивком.

Святая гора Афон находится на территории Греции, но имеет статус республики. Это одно из самых посещаемых мест. Паломники-христиане приезжают сюда со всех уголков планеты: посетить монастыри, поклониться святым иконам, получить совет от духовного наставника. Афон - земной удел Пресвятой Богородицы, она его Игуменья и Покровительница. Но сюда закрыт доступ не только женщинам, но и любой «женской сущности». И это официальный закон.

В дохристианские времена на горе были языческие храмы, в которых поклонялись Зевсу и Аполлону. Да и сама гора названа именем титана Афона, который посмел воевать против богов. Предание гласит о большом камне, который бросил Афон во время войны и тот превратился в гору. Теперь она центр православия, самостоятельное монашеское государство, о чем в конституции Греции есть особая статья.

Молитвенное дело афонских отшельников

На Афоне более 20 действующих монастырей, где более двух тысяч братьев творят ежедневные молитвы во Славу Божью, о прозрении человеческой души и покаянии. Сюда съезжаются тысячи посетителей, и, хотя доступ на остров ограничен, год от года паломников становится больше.

Помощь монахов в молитвенном деле неоценима, но особое почитание отдается старцам, учителям и духовным наставникам Церкви. Старчество - особая традиция, которая принята многими жителями пустыни и поддерживается ими вот уже тысячу лет. За всю историю этой традиции афонские старцы и монахи-отшельники не раз подвергались гонениям, а монастыри даже находились в оккупации и были разрушены. Тем не менее путь старческого окормления до сих пор процветает на Афоне.

Афонские старцы и миряне

На протяжении всего времени существования афонские старцы не только активно возрождали афонское монашество, оказывая влияние на молодое поколение, но и вовлекали множество людей в служение Богу. Многие афонские старцы часто и с удовольствием помогают и в мирской жизни обычным людям советами, молитвами. Современные люди устроены так, что многим явлениям приписывают магическую силу, не обращая внимания на те изменения, которые происходят в их собственной душе. Невезение в делах или личной жизни, болезни или невозможность иметь детей, всё это приводит людей на полуостров с просьбой о помощи.

Ежедневно монахами Афона произносится более трехсот молитв, но есть особые, и они могут помочь в особенных случаях при угрозе жизни или здоровью. Для таких молитв могут существовать специальные дни для прочтения или непререкаемые правила. Но стоит помнить, что начинать нужно всегда с себя. Если человек непостижимым образом притягивает к себе беды, то и причина этому скорее всего он сам. Молитвы Пансофия Афонского помогает в задержании нечистого духа во времени, которое так необходимо человеку для принятия важного решения, самопознания и раскаяния.

Молитвенное правило 1848 года

В 1848 году старец Пансофий Афонский обрел возможность к написанию особой молитвы для задержания нечистого духа. В это время было много пророчеств о кончине мира. Буржуазно-демократическая революция во Франции, голод и мор, эпидемия холеры, которая унесла десятки тысяч жизней, все эти обстоятельства заставляли беспокоиться не только простых людей, но и священнослужителей. Афонские старцы, и в частности Пансофий Афонский, прибегли к составлению особых молитвенных правил, с помощью которых можно было бы освободить мир от бушевавшего в то время зла.

Время революций прошло, а молитва, составленная в то время, обрела достаточно серьезную популярность. Считается, что она помогает практически от любого недуга или врага, особенно от того воздействия, которое связанно с оккультными науками, от чародеев и колдунов, от той нечисти, которая не дает спокойно жить. Ограждает от людей завистливых, желчных и тщеславных, от сплетен и клеветы, которые порождаются по причине зависти к ближнему.

Особый наказ

А ведь люди мало задумываются о том, что сама молитва в первую очередь помогает очистить собственную душу от греха. Человек не хочет смириться со многими обстоятельствами своей жизни, причиной которых становится он сам. И тогда он прибегает к помощи молитвы Пансофия Афонского. Ей приписывают особые свойства и люди хотят верить, что она может помочь от сильного сглаза.

Многие священнослужители благословляют на её прочтение, также её часто читают люди, желающие найти покой и умиротворение в этом мире. Молитвы старца Пансофия Афонского требуют внимательного и осторожного к себе отношения. Лучше всего воспользоваться особыми наказами перед её прочтением, которые дал Пансофий Афонский. Принятие этих наказов поможет избежать ненужных проблем.

Особый разговор с Богом

Молитва задержания афонского старца читается скрыто от людского глаза и слуха, сила её воздействия заключена в тайне. Так уж повелось, что силу молитвы человек постигает в одиночестве, поэтому и это молитвенное правило имеет келейный характер. Молитва - это особый, не всегда легкий разговор с Богом. Одного прочтения здесь будет недостаточно, правило Пансофия Афонского гласит о девяти днях, в каждый из которых её нужно произнести девять раз. Ошиблись, запнулись, остановились, значит, есть нужда начать всё с начала. Поэтому нужно быть внимательным, всячески отгоняя от себя рассеянность и невнимательность.

Перед прочтением необходимо провести покаянное песнопение, ибо только в раскаявшемся и смиренном сердце может зародиться настоящая вера в Божий промысел. Обращаться к Богу с молитвой лучше утром, на рассвете, или вечером, на закате. При соблюдении этих несложных условий молитва может поспособствовать и восстановлению здоровья, и решению многих других проблем. Также она может помочь противостоять чужой зависти или проклятью.

Молитвы афонских старцев

Почему же молитва задержания старца Пансофия Афонского имеет именно такое название? Есть мнение, что она задерживает во времени то зло, которое двигается на человека. И неважно, какую оболочку оно имеет, телесную или нет. Дабы сей человек смог остановиться и подумать о своей душе, о том, что произошло в его жизни. Молитвы афонских старцев в своей основе имеют Святое писание.

Молитвы задержания просвещают затуманенный собственной скорбью и ненавистью ум, очищают сердце, в котором и появляется место для любви к Богу, и надежда на лучшее. Не очень правильно считать, что сила молитвы зависит именно от количества прочтений. Нет, конечно. Здесь главное не только понять, но и принять смысл наказов, да и самой молитвы.

Важно подумать

Очень часто священнослужителям задается вопрос, не является ли эта молитва суеверием. По форме и содержанию она просительная. Такие молитвы часто встречаются в церковных богослужениях. Перед прочтением, конечно, нужно посоветоваться со священником, не навредит ли. Спокойно обдумать своё прошение, удостовериться в скромности своей просьбы. Было бы неплохо задуматься о том, почему случилась та или иная неприятность, какую роль сыграл в ситуации сам человек, не обидел ли кого вольно или невольно, не совершил ли какое прегрешение.

Создатель знает, что нужно

Вполне возможно, причина ухудшения обстоятельств скрыта в самом просящем, потому что Создатель сам знает, что человеку дать и где помиловать. В настоящее время существует много молитвословов, которые не имеют никакого отношения к церковным обрядам и могут нанести непоправимый вред. Если случилась беда, обмануться легко, так как многие молитвы написаны безграмотно или несут непонятную смысловую нагрузку. Поэтому необходимо внимательно относиться к выбору молитвенных книг, здесь главное - не навредить!

На протяжении многих столетий Афон играл важную роль в развитии отечественной духовности и культуры. В чем проявлялось это влияние? Чем интересен Афон нашим современникам? Об этом и многом другом мы беседуем с игуменом Петром (Пиголем). Наш гость не понаслышке многое знает об Афоне. Ведь на протяжении нескольких лет он был насельником Свято-Пантелеимонова монастыря, а затем трудился над открытием Московского Афонского подворья и был его первым настоятелем.

- Отец Петр, расскажите, как начинался Ваш иноческий путь?

До прихода в Церковь я был моряком, ходил в загранплавания, а перед этим у меня были годы срочной службы на Северном флоте. Поэтому мое духовное становление проходило в необычных и даже суровых условиях. Особенности этой жизни повлияли на многие мои решения. Придя из очередного плавания, я отправился в Московскую духовную семинарию. Надо сказать, что я был из совершенно нецерковной среды, и когда меня спрашивали: «Из какой ты епархии?», я даже не совсем понимал, о чем речь идет. Но меня это совершенно не смущало, потому что был большой интерес, большой духовный подъем. Когда я определился с выбором жизненного пути, логично было поступить в Троице-Сергиеву Лавру. Но Господь управил так, что поступил я в Свято-Данилов монастырь, который тогда только открывался. В стенах этой древней обители возрождалась традиция монашеской жизни, которая была совершенно прервана в советские годы. Это было очень интересно. И так получилось, что с самого начала моего монашества мне Богом было определено трудиться на поприще издательской деятельности. Когда стало известно, что рукополагать меня будет Митрополит Питирим (Нечаев), то наместник монастыря архимандрит Тихон (Емельянов) (ныне Митрополит Новосибирский и Бердский) сказал: «Издательским будешь». Ведь Владыка Питирим возглавлял тогда Издательский отдел Московской Патриархии. Эти слова оказались пророческими: где бы я ни нес послушание, всегда занимаюсь, в том числе, и издательской деятельностью. В Даниловом монастыре создавал издательство «Даниловский благовестник» и одноименный журнал. Когда я приехал на Афон, в Свято-Пантелеимоновом монастыре мне сразу же определили послушание в библиотеке, которое также было связано с издательской деятельностью. И на Афонском подворье в Москве я пытался возродить «Душеполезные размышления», которые издавал иеромонах Арсений (Минин). Но получился тогда альманах «К Свету». Затем некоторое время я трудился в Издательстве Московской Патриархии, заведовал там отделом книжной редакции и входил в Издательский Совет. Потом довольно продолжительное время возглавлял информационно-издательский сектор Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. А сейчас являюсь учредителем и главным редактором информационно-издательского центра «К Свету», который имеет свою направленность - основы православной духовно-аскетической культуры. У нас целый ряд научно-просветительских проектов, так или иначе связанных с Афоном. В частности, недавно вышла небольшая книга «Хощу видети во благости избранныя Твоя…». Это слова старца Иеронима Афонского, который на протяжении полувека, с 1836 года до своей кончины в 1885 году, подвизался на Афоне. В течение 45 лет он был духовником и старцем братии Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, был также строителем и благоукрасителем обители, организатором и благоустроителем всех сторон ее жизни. В книге приводится мой небольшой очерк о жизни старца, его духовное завещание и, что самое важное, устав общежительного монастыря - главное творение старца Иеронима. Это лучший устав общежительного монастыря, он содержит в себе все принципы святоотеческой духовно-аскетической традиции. Старец в свое время возродил эти традиции, и сегодня этот устав может помочь в деле возрождения российских монастырей.

- Когда Вы впервые посетили Афон?

Когда я был еще студентом Московской Духовной Академии, очень любил лекции архимандрита Иннокентия (Просвирнина), который занимался книжным наследием Афона. Он организовал работу большой группы ученых из Академии наук СССР, которая работала в библиотеке Свято-Пантелеимонова монастыря, занимаясь исследованием и копированием рукописей. Рассказы отца Иннокентия вызывали большой интерес, и у нас образовалась тогда большая группа желающих поехать на Афон и стать ее насельниками. Но это желание исполнилось только лет через пять, когда я уже был игуменом. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1991 году группа из девяти человек, в которую входил и я, оправилась на Святую Гору в качестве насельников Свято-Пантелеимоновой обители. На послушание меня определили в монастырскую библиотеку. И с того времени начался мой духовный и научный интерес к наследию Афона и старцев, а также работа над рукописями, которая впоследствии привела к изданию нескольких книг. В то время библиотека монастыря была в совершенно другом состоянии, чем сегодня. Помещение во многих местах было повреждено, и первое, с чего я начал, полез на крышу и залатал дыры, чтобы вода не попадала на книги. В хранилищах древних рукописей поселились крысы, которые вили себе гнезда, выдергивая страницы из разных книг. Я разорил восемь таких гнезд. Это происходило не потому, что монахам не было дела до библиотеки. Просто исторически сложилось так, что был период некоего запустения. Братии было очень мало, им едва хватало сил на то, чтобы поддерживать в обители хоть какой-то порядок. Сейчас благодаря серьезной финансовой помощи из России созданы все условия для того, чтобы обеспечить сохранность рукописей. В библиотеке установлено хорошее оборудование. Происходит копирование рукописей, которые становятся доступными для широкой научной общественности.

- Что особенно запомнилось Вам из того времени, когда Вы жили на Афоне?

В то время сокровенная традиция монашеского делания была более сокрыта от посторонних глаз, чем сегодня. Но когда я прибыл в эту монашескую республику, то сразу почувствовал, что это особая среда, которая хранит все традиции без искажений. История монашества на Афоне не прерывалась с древности. Я понял, что здесь можно обрести подлинный духовный опыт, стоит только захотеть и приложить усилия. Здесь сохраняется подлинная евангельская святоотеческая закваска. Сразу было понятно, что насельники монастырей - неслучайные люди, знающие, зачем они сюда пришли, что должны делать и к каким ценностям стремиться. Можно было общаться с такими великими старцами, как преподобный Паисий Святогорец, и пользоваться их благодатными наставлениями, и я старался не упускать такой возможности. Афон - это место, где есть множество духовных центров, которые имеют в себе все необходимое для духовного возрастания и спасения. В общей сложности насельником монастыря я был примерно семь лет. Но не так много времени мне было отведено на послушание в библиотеке, хотя это было дело по моему призванию и по душе. Мое назначение на это послушание хорошо восприняли мои учителя, среди которых был профессор Салоникского университета Антоний Тахиаос, статьи которого я использовал при написании своей диссертации. Он воспринял мое назначение в библиотеку с воодушевлением, так как занимался славянскими рукописями и наметил план нашего сотрудничества. Но Господь судил иначе. Через некоторое время меня назначили в Москву представителем Пантелеимоновой обители при Патриархе Московском и всея Руси с конкретной задачей - возродить в Москве Афонское подворье.

- А для чего оно было создано в XIX веке?

 - Афонское подворье в Москве было основано еще в 1879 году по благословению старца Иеронима (Соломенцева). Настоятелем туда был направлен иеромонах Арсений (Минин), который прибыл вначале в Москву со святынями с целью сбора пожертвований для Пантелеимонова монастыря. Но все тогда почувствовали, что, помимо такой миссии, нужно послужить народу Божиему в России. Сначала была создана просто часовня, потом появились уже храм и комплекс зданий. Цель организации подворья - духовное просвещение православного народа России. И плоды были огромными: было издано множество душеполезных книг, распространены афонские святыни. Была издана книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», которая в России переиздавалась множество раз: и до революции, и в наши дни. Наш центр также выпустил научное критическое издание по новообретенной рукописи этой книги. Мы проясняем, что ее автором был ученик старца Иеронима - схиархимандрит Михаил (Козлов). Он принес рукопись в Россию и передал святителю Феофану Затворнику. С его благословения и одобрения Оптинских старцев книга вышла в свет. Эта книга о внутреннем духовном делании и непрестанной Иисусовой молитве является очень полезным душеназидательным чтением. Благодаря деятельности Афонского подворья братия Свято-Пантелеимонова монастыря пополнялась русскими иноками. Они селились также и в скитах, и в кельях. Это составляет понятие «Русский Афон», под которым подразумевают и русские обители Святой Горы, и многочисленную русскую святогорскую монашескую общину, сложившуюся в XIX - начале XX века, с ее добрым внутренним устроением, а также и спасительное духовное влияние Афона в России.

- Чем лично Вас заинтересовал старец Иероним (Соломенцев)?

Интерес у меня многогранный: это и научный интерес к его деятельности как духовного руководителя, интерес к его личности - почему он имел такое большое влияние, интерес к наследию его. В свое время, когда нес послушание в библиотеке монастыря, я разбирал документы XIX века. Отец Иннокентий с группой ученых ведь занимались только древними рукописями. А письма и документы XIX века были собраны отдельно.

В основном они были связаны с жизнью и деятельностью отца Иеронима и отца Макария (Сушкина). В этих рукописях я обрел небольшую записку, где было написано: «Мы бережно собрали и сохранили драгоценные бисеры наших старцев и надеемся, что Господь в будущем воздвигнет делателя, который явит миру их светлый образ». Эта записка коснулась моего сердца, с этого и начался мой личный интерес к деятельности старцев. Эту деятельность продолжил мой преемник - иеромонах Иоаким (Сабельников), мой однокурсник, с которым мы вместе приехали в монастырь. В результате стали выходить книги про старца. Предполагался проект под названием «Великая стража», который включил бы издание трех книг. Но вышел лишь первый том «Жизнь и деятельность старца Иеронима (Соломенцева)». Он сложился на основе копий тех рукописей, которые привез отец Иоаким, когда приезжал в Россию с мощами великомученика Пантелеимона в 2000 году. Благодаря этому изданию многие обратили внимание на духовное наследие старца, началась подлинная научная работа, был издан ряд книг. А благодаря празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне волна интереса усилилась и явила миру много нового из наследия Пантелеимонова монастыря. В нашем центре издали книгу «Старец-духовник иеросхимонах Иероним Афонский», в который вошли сведения о его жизни, учении в систематической форме. Также мы издали книгу «Монах Климент» об ученике старца Иеронима Константине Николаевиче Леонтьеве, который известен как дипломат, писатель, религиозный мыслитель, философ. Последние годы жизни он был под духовным руководством преподобного Амвросия Оптинского и по его благословению пострижен в монашество. Обращение к вере этого мыслителя произошло на Афоне. И его творчество как философа, публициста, религиозного мыслителя во многом связано со Святой Горой. В афонский период были изданы его основные труды - «Византизм и славянство» и другие. Они по духу полностью святоотеческие. В то время эти труды были непопулярны, Леонтьев скорее писал для нас с вами. Но его политические предсказания, к примеру, о революции, полностью исполнились. Интересно, что его размышления как православного духовного политика очень интересны и востребованы сегодня. Он разработал идею византизма - идею великого восточно-православного союза во главе с Россией.

Продолжение следует

Беседовала Марина Шмелева

http://pravpokrov.ru/church_life/?ELEMENT_ID=15476