В соответствии с ныне действующим Уставом об управлении Русской Православной Церковью высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Свящ. Синод во главе с Патриархом. Председателем всех коллегиальных органов высшей церковной власти является Патриарх.

В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 132 епархии. Число архиереев на сегодняшний день - 175, из них 132 - епархиальных, 32 - викарных, 11 - находящихся на покое.

Действуют 688 монастырей, в том числе: в России - 207 мужских и 226 женских обителей; на Украине - 85 мужских и 80 женских; в других странах СНГ - 35 мужских и 50 женских; в зарубежных странах - 2 мужских и 3 женских.

В Патриаршем ведении находятся 25 ставропигиальных монастырей.

Общее количество приходов - 26600, из них в России - 12665.

Система образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 2 православных университета, 1 Богословский институт, 34 духовные семинарии, 36 духовных училищ. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы.

Русская Православная Церковь возникла одновременно с просвещением Древней Руси светом Православия в середине двухтысячелетней истории христианства и присутствия в мире Вселенской Христовой Церкви. Она возникла как новая ветвь могучего древа, неотделимая от ствола и сохранившая его свойства, возникла как митрополия Константинопольского Патриархата. Каждый православный христианин сопричастен исторически далекой, но духовно близкой древней Церкви первых апостолов. В благодатном преемстве от них, ближайших учеников Христа, в сохранении неискаженного учения Христова - залог и духовной, и исторической жизненности Православия. Вероучение, основные канонические и литургические традиции едины для всех Поместных Православных Церквей, но каждая Церковь имеет собственный неповторимый путь и свой уникальный опыт, важный не только для нее, но и для всего Вселенского Православия.

Ко времени появления Русской Церкви уже явлены были высокие примеры подвижнической христианской жизни и мученические свидетельства веры. На Вселенских Соборах в бескомпромиссной борьбе с ересями были уже сформулированы догматы христианского вероучения. Церковное право обрело свою каноническую структуру, сформировался основной свод литургического предания, были созданы непревзойденные образцы церковного искусства. Все это Церковь подарила славянам вместе с величайшим сокровищем - письменностью. Эти дары древней Православной Церкви и Византии, великой греческой культуры, стали решающим фактором в духовном и организационном становлении Русской Церкви, так что Русь ко времени монголо-татарского нашествия была просвещена светом Православия, имела православных государей, развитую систему церковного управления, храмы и монастыри, церковную литературу (как переводную, так и оригинальную почти во всех жанрах), искусство, своих национальных святых. Надо также помнить, что Русская Церковь родилась незадолго до трагического разделения христианского мира, до отпадения Западной Церкви. Это до сих пор не преодоленное уклонение от Православия огромной части христианского мира наложило свой отпечаток на историю Русской Церкви и русского церковного самосознания.

У историков принято делить прошедшее на этапы и периоды, отмечая своеобразие каждого из них. Не менее важно проследить единство исторического и духовного бытия Русской Церкви на протяжении тысячелетия, непресекающуюся линию исторического развития. Жизнь Русской Церкви определялась прежде всего деяниями святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, трудами основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия, преподобного Сергия Радонежского и его учеников, мудрым, а подчас и героическим, служением первосвятителей Русской Церкви, подвигами святых благоверных князей, глубокими наставлениями русских вероучительных сочинений. С другой стороны, крайне важным стало усвоение уроков злополучного Ферраро-Флорентийского унийного Собора 1438–1439 гг., осознание невозможности жертвовать догматическими истинами ради даже самых благих политических перспектив, укрепившаяся подвигом святого Марка Эфесского вера в конечное торжество истины. Здесь - начало движения Русской Церкви к автокефалии, ее пути к полной самостоятельности, вехами на котором стали поставление Собором русских епископов святителя митрополита Ионы в 1448 г. и учреждение Патриаршества на Руси в 1589 г.

С началом многовекового турецкого владычества в православных странах Восточной Европы и падением Константинополя в 1453 г. Русская Церковь и Русское государство стали оплотом Православия в мире. Сохранение и защита Православия воспринималось и Церковью, и государством как общая цель, определявшая единство стремлений. В церковном сознании рядом с преподобным Сергием Радонежским и святителем Алексием Московским встает образ святого благоверного князя Димитрия Донского, великие деяния Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского неразрывно связаны с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Середина XVII столетия омрачилась многими бедами для Русской Церкви, последствия которых ощущались и века спустя: конфликтом между Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, расколом Русской Церкви и возникновением старообрядчества. Сегодня мы отчетливо осознаем раскол как духовную, историческую и жизненную трагедию.

Наступивший с началом XVIII столетия долгий синодальный период жизни Церкви, когда она утратила Патриаршее возглавление, явился временем непрекращавшихся попыток превратить высшее церковное управление в часть государственного аппарата и подчинить церковную жизнь бюрократическим требованиям. Но этот же период стал эпохой величайших духовных достижений, временем расцвета старчества и укрепления монашеского подвига (благодаря преподобным Паисию Величковскому, Серафиму Саровскому, Оптинским старцам), создания высоких образцов русской патристической литературы (святителями Тихоном Задонским, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником и др.), временем достижений богословской мысли и капитальных трудов практически во всех сферах церковной науки, временем успехов православных миссионеров как в России, так и за ее пределами, временем возрождения истинного пастырского служения святым Иоанном Кронштадтским и многими другими пастырями.

Именно этот положительный опыт, подкрепленный каноническими деяниями Собора 1917–1918 гг.- восстановлением Патриаршества, трудами по церковному устроению,- подготовил Русскую Церковь к десятилетиям жестоких гонений, продолжавшихся почти весь XX век. Искупительный подвиг сотен тысяч мучеников свидетельствовал перед Господом и миром о подлинной вере и жизни Русской Православной Церкви. Долгие годы гонений, репрессий, юридического, нравственного и имущественного произвола в отношении Церкви, конечно же, нанесли ей огромный урон. Не все смогли устоять в этой, как многим казалось, почти безнадежной схватке с системой государственного атеизма, и в этой борьбе многие члены Церкви совершали ошибки и терпели поражения. Но «Бог поругаем не бывает» (Гал 6, 7), и Церковь не будет уничтожена, пока жива вера в сердцах людей.

В год 1000-летия Крещения Руси уверенность в будущем возрождении Православия в России, которую хранили в своих сердцах лишь тысячи, овладела миллионами. Начался процесс, который принято называть «духовным возрождением России» и который поставил новые задачи и новые проблемы. Именно с Церковью общество стало связывать надежды на возвращение к попранным традиционным ценностям, на восстановление и сохранение истинной нравственности и культуры. Количество прихожан православных храмов постоянно растет, все больше людей осознают себя членами Православной Церкви. Значительная часть этой многомиллионной паствы остро нуждается в духовном просвещении, поэтому столь важна сегодня катехизация тех, кто, восстанавливая через одно или несколько поколений духовную связь со своими православными предками, вернулся в лоно Матери-Церкви. Идет небывалый рост числа вновь открываемых и восстанавливаемых храмов и монашеских обителей, образованы и восстановлены десятки новых епархий, и это несмотря на крайне тяжелое материальное положение паствы. Множатся церковно-общественные организации, объединяющие людей для совместного труда на ниве православного миссионерства, просвещения, образования, социально-благотворительного служения.

Десятилетия безраздельного господства атеистического мировоззрения в системе государственного образования, массовое наступление нео- и псевдорелигиозных культов, в том числе и откровенно сатанистских, нередкие случаи католического и протестантского прозелитизма требуют от Церкви, от ее пастырей и паствы, огромных усилий. Особая задача Церкви сегодня - это спасение людских душ в условиях падения уровня жизни и обнищания значительной части населения, когда подмена подлинной культуры суррогатами массовой псевдокультуры, развязанная пропаганда насилия, разврата и гедонизма, широкое распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной и даже физической деградации народа. Падение уровня жизни привело к росту числа абортов, сокращению численности населения, появлению беспризорных детей. Забота о будущем нашего народа - детях - одно из основных направлений социального служения Церкви.

Возрождение церковной культуры и науки, объединение светских и церковных научных сил стало одним из знамений нашего времени. Рушатся искусственные препоны между верой и знанием, воздвигнутые антирелигиозным мышлением. Этому способствует и укрепление системы духовного образования, и активное участие светской науки в общезначимых церковных просветительских и исследовательских проектах. Жизнь общества многообразна, поэтому все больше и больше оно нуждается в благотворном влиянии духовного начала, в сотрудничестве с Церковью, которая на протяжении всей отечественной истории сохраняла и несла пастве высшие духовные и нравственные ценности.

На Поместном Соборе 1988 г. к лику святых Русской Православной Церкви были причислены православные подвижники разных эпох: периода становления Московского государства - благоверный великий князь Московский Димитрий Донской и преподобный Андрей Рублев, иконописец; периода расцвета Московского царства - преподобный Максим Грек и святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси; синодального периода - преподобный Паисий Величковский, Нямецкий, блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский, преподобный Амвросий (Гренков) Оптинский, святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский. Прошедшее десятилетие стало временем осмысления трагической и героической судьбы нашей Церкви в XX столетии, самым зримым результатом такого осмысления становится канонизация - общецерковная и местная - сонма новомучеников Русской Церкви, за веру Христову принявших страдания и смерть. Многие из них уже причислены к лику святых. В юбилейном 2000-м году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви канонизированы новомученики Российские: иерархи и клирики, монашествующие и миряне, жизнью и смертью своей засвидетельствовавшие верность Христу и искупившие перед Господом грех отступничества, овладевший миллионами христиан в послереволюционные годы, ибо Господь по молитвам праведников и исповедников и «ради них пощадил все место сие» (Быт 18, 26). Сегодня во всех епархиях Русской Церкви идет огромная работа: восстанавливаются храмы, открываются духовные школы, катехизические курсы для взрослых и детей, возрождаются монастыри - зримым символом этой созидательной деятельности стал храм Христа Спасителя, воссозданный трудами, помощью и молитвами всей страны.

Один из крупнейших в истории христианства расколов вынуждает все поместные православные церкви определиться на чьей они стороне

Минский церковный процесс

Священный Синод РПЦ вечером 15 октября на заседании в Минске принял решение разорвать отношения с Константинополем. После семичасового совещания за закрытыми дверями признали невозможным дальнейшее евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Вердикт огласил журналистам не патриарх Кирилл, а глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

Заседание Священного Синода РПЦ впервые прошло в белорусской столице.

По его словам, решение о полном разрыве общения принято на фоне стремления Константинопольского патриархата предоставить автокефалию украинской церкви.

Синод в Константинополе снял анафему с глав двух неканонических церквей: Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Также Константинопольский патриархат решил прекратить действие указа 1686 года, которым Московскому патриархату давалось право назначать митрополита Киевского.

Священный Синод РПЦ назвал эти решения Константинополя неканоническими и преступными. «Константинопольский патриархат объявил о намерении предоставить автокефалию части Русской православной церкви, причем не той, которая когда-то находилась во владениях Константинополя, - объяснил решение Синода РПЦ митрополит Иларион. - Та Киевская митрополия, которая в 1686 вошла в состав Московского патриархата, территориально не совпадала с нынешней Украинской православной церковью. Она была значительно меньше, туда не входили такие территории, как Донбасс, юг Украины, Одесса и многие другие области. То есть аннулировать акт 1686 года и представить дело так, будто на протяжении 300 с лишним лет вся территория Украины находилась в составе Константинопольского патриархата - полностью противоречит исторической правде».

Большинство православных Предстоятелей неоднократно высказывались, что канонической Церковью на Украине является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата

Незаконное, в нарушение всех церковных правил вторжение Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Православной Церкви, чьей самоуправляемой, но неотъемлемой частью является Церковь Украинская, вызвало закономерную реакцию значительной части православного мира.

И хотя Предстоятели Поместных Православных Церквей пока не решаются прямо осудить антиканонические действия Константинопольского Патриарха Варфоломея, большинство из них в последнее время уже не раз высказывали свою однозначную позицию, согласно которой только Церковь Московского Патриархата является единственной законной Церковью на территории Украины.

Представляем вашему вниманию подборку высказываний представителей Поместных Православных Церквей, выстроенных в порядке первенства чести.

«Давайте помолимся ко Господу, который всё делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушёл» (то есть в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата – ред.).


«Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».


«Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».

«Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в Церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной Церкви в дела другой под влиянием политиков – это признаки такого процесса».


По этому поводу высказался и другой представитель Иерусалимской Церкви, архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна) , который дал ещё более точную оценку происходящему:

«Проблема Украины и проблема Русской Православной Церкви на Украине – пример вмешательства политиков в церковные дела. К сожалению, здесь имеет место реализация американских целей и интересов. Политика США сделала мишенью Украину и Православную Церковь на Украине. Украинская Церковь всегда исторически была вместе с Русской Церковью, была с ней одной Церковью, и нужно защитить и сохранить это».


4. Предстоятель Грузинской Православной Церкви Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (со слов представителя):

«Его Блаженство не согласен с инициативами Вселенского Патриархата относительно Украины и признаёт законной исключительно Церковь под руководством митрополита Онуфрия».


5. Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней:

«Очень опасной и даже катастрофической ситуацией, вероятно, фатальной для единства Православия, является возможный акт чествования и восстановления раскольников в ранг епископов, особенно архираскольников, таких, как «киевский патриарх» Филарет Денисенко, приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И всё это без согласия Москвы и координации с ней».

Синод Сербской Православной Церкви также особо выразил поддержку канонической Украинской Православной Церкви:

«Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей Украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима».


«У меня всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Онуфрием. Мы знаем, что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся, чтобы Господь даровал ему силы и здоровье, дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».

Епископ Мельницкий Герасим, секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви отметил, что Болгарская Церковь хорошо осведомлена об украинских церковных проблемах, но в их решении необходимо строго соблюдать церковные каноны.


7. Представитель Кипрской Православной Церкви Митрополит Лимассольский Афанасий:

«Вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чьей юрисдикции находится Украинская Православная Церковь, затем – канонической Украинской Церковью, а потом всеми Православными Церквами, при наставлении Вселенского Патриарха. Но первое слово – за Матерью Украинской Церкви, коей является Московский Патриархат».



«Греческая Православная Церковь, как и все остальные Церкви мира, признаёт только каноническую Украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий».


9. Предстоятель Албанской Православной Церкви Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий назвал единство Православной Церкви «ключевым вопросом ХХІ века»:

«Ключевой нашей фразой из 1960-х годов, которая с тех пор не перестаёт звучать, стала следующая фраза: "Православная Церковь – это не Конфедерация Поместных Церквей, но Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь"».



10. Позиция Польской Православной Церкви (из официального письма секретаря канцелярии):

«Для предоставления автокефалии Украинской Церкви необходимо согласие всех Поместных Церквей, а поспешное решение может лишь углубить раскол».


«Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса».

Таким образом, абсолютное большинство Предстоятелей и официальных представителей Поместных Православных Церквей (двенадцать из пятнадцати, включая Русскую Православную Церковь - ред.) уже в той или иной форме высказались в поддержку канонической Украинской Православной Церкви как части Церкви Русской. И сегодня, когда ситуация на Украине обостряется в буквальном смысле с каждым часом, этот соборный голос Православного мира особенно важен.

Пятнадцать патриархатов.
Православие (с греч. правильное суждение,) – направление в христианстве, сформировавшиеся в течении первого тысячелетия после рождения Иисуса Христа. Первой православной церковью является Константинопольская. Была основанна апостолом Андреем около 38 г. получившая в 381 г. статус автокефальной Архиепископии.С 451 г. является Патриархатом. Первым упоминанием о православии на территории Руси упоминается в “Слове о Законе и Благодати” 1037-1050гг. Официальным же годом разделения на православную и католическую считается 1054г.
На данный момент к патриархатам православной церкви относится 15 автокефальных церквей. Одной из самых значимых, несмотря на то, что официально они все равны, является Русская православная церковь (Московский патриархат).Она является самой крупной из себе подобных в мире. Её возникновение связанно с Крещением Руси в 988г.После упадка Киева в связи с разгромом в 1240г. татаро-монголами митрополит Максим Киевский перенёс резиденцию в Владимир-на-Клязьме, А с 1325г. и по сегодняшний день эта честь принадлежит Москве. По численности верующих московский патриархат превосходит все остальные вместе взятые - около 80 млн. чел. В остальных 14 автокефальных православных церквях численность верующих варьируется в районе 50-60 млн.
Константинопольская православная церковь (Вселенская патриархия). Возникла после переноса императором столицы из Рима в небольшой по тамошним меркам город – Константинополь. Одна из первых получила статус патриархата православной церкви. После окупации турками в 1453 г. резиденция патриарха была перенесена в город Фанар. На данный момент прихожане Константинопольской церкви исповедуют во многих странах мира. Их суммарная численность более 2 млн. человек.
Александрийская православная церковь. Принято считать, что была основана апостолом Марком около 42 года н.э. С 451 года епископ получил титул патриарха. В результате раскола, происшедшего в конце V века, образовалась Коптская церковь. Патриархат Александрии распространил своё влияние практически по всей Африке. Резиденция находится в Александрии. Численность верующих - около 7 млн. человек.
Антиохийская православная церковь. Основана в 30-е года н.э. апостолами Петром и Павлом в Антиохии. Под её юрисдикцию попадают 18 епархий, находящиеся в Сирии, Турции, Иране, Ираке и др. странах. Резиденция патриарха Антиохии располагается в Дамаске.
Иерусалимская православная церковь. По преданиям первое время возглавлялась родственниками Иисуса Христа, основана в 60-х годах.. Первым епископом считается апостол Иаков. Во время крестового похода, в XI веке, на православную церковь оказывали сильное давление. Патриархи Иерусалимские были вынуждены покинуть свою резиденцию и управляли из Константинополя. Под юрисдикцию попадают территории Израиля, Иордании и Палестины. Численность последователей сравнительно мала, на данный момент их не более 130 тыс. человек.
Грузинская православная церковь. Одна из наиболее старых православных церквей. В 1811г. на правах экзархата вошла в Московский патриархат. Автокефалия была признана только в 1943г. Под юрисдикцию попадает территории Грузии и север Турции. Численность верующих достигает 4 млн чел.
Сербская православная церковь. Глава церкви носит титул Патриарх Сербский. Получила автокефалию в 1219г. Число верующих около 10 млн. чел. Распространяет своё влияние на Сербию, Македонию и Хорватию.
Румынская православная церковь. В III веке зародилось христианство на территории Румынии. Резиденция расположилась в Бухаресте во главе с Патриархом Румынским. В 1885 г. официально получила автокефалию. Является 2 после Московского патриархата по численности верующих – 16 млн. чел. Помимо Румынии частично имеет влияние на Молдавию и Украину.
Болгарская православная церковь. На территории Болгарии христианство появилось практически сразу после рождения. В 870 году, после четырёхлетнего спора с Римской церковью добилась автономии. Только в 1953 г. была признана патриархатом. Не смотря на то, что под юрисдикцию попадает только территория Болгарии, число верующих составляет около 8 млн. человек.
Кипрская православная церковь. Основана апостолами Павлом и Варнавой в 47 году. Первое время была епархией Антиохийской церкви. Автокефалию получила в 431г. Из-за арабского ига и частых оккупаций православие на Кипре не получило широкого распространения, на данный момент численность последователей около 400 тыс. чел.
Элладская православная церковь. Один из самых поздних патриархатов. Автокефалия была получена в 1850 г. Под её юрисдикцию попадает Греция с резиденцией в Афинах. Число верующих не превышает 8 млн. человек.
Албанская и Польская православные церкви обрели автономию в 1926 г. и 1921 г. соответственно. Суммарное число верующих около 1 млн. чел.
Чехословацкая православная церковь. Массовое крещение началось в начале X века. В 1951г. получила автокефалию от Московского патриархата, но только в 1998г. была признана Константинопольской церковью. Резиденция расположилась в Праге, численность верующих не превышает 200 тыс. чел.
Последней православной церковью получившей патриархат является православная церковь в Америке. Распространена на территории США и Канады. В 1906 г. её глава, Тихон Белавин, открыл вопрос о присвоении автокефалии, но в связи с его отставкой в 1907 г. вопрос так и не был решён. Вновь этот вопрос поднялся лишь в 1970 г. Численность прихожан составляет около 1 млн. чел.

Заявления глав и иерархов одиннадцати канонических поместных церквей

Заявления глав и иерархов одиннадцати канонических поместных церквей (а всего их 15) в поддержку Русской Церкви по вопросу автокефалии украинских раскольников. Заявления абсолютно прозрачные и однозначно интерпретируемые:

1.Патриарх Иерусалимский Феофил:

«Единство Церкви Христовой — это дар Святого Духа. Мы призваны защищать и сохранять её. Разрушение этого единства — серьёзное преступление».

«Мы самым категорическим образом осуждаем действия, направленные против приходов канонической Православной Церкви на Украине. Не зря святые отцы Церкви напоминают нам, что разрушение единства Церкви есть смертный грех».

2.Архиепископ Севастийский (Иерусалимский патриархат) Феодосий:

«Православные церкви мира, включая Иерусалим, признают каноничной только Русскую Православную Церковь Украины, во главе с митрополитом Онуфрием; он член Священного Синода РПЦ. Мы поддерживаем все усилия положить конец расколу в украинской церкви. Православная Церковь — это место любви, мира и единства, а не схизмы и ненависти».

«Раскол на Украине — это большое несчастье, я надеюсь что патриарх Константинопольский совместно с главами других Православных Церквей будет координировать усилия с Русской Церковью, дабы прекратить эту нездоровую, неприемлемую и ничем не оправданную ситуацию».

3.Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II:

«Давайте помолимся ко Господу, который все делает для нашего блага, который наставит нас на путь разрешения этих проблем. Если раскольник Денисенко хочет вернуться в лоно Церкви, он должен вернуться туда, откуда ушёл. Господь милостив ко всем кто покаялся, Церковь прощает и принимает в свои материнские объятия всех покаянных».

4.Патриарх Антиохийский и всея Востока Иоанн X:

«Антиохийская Патриархия выступает совместно с Русской Церковью и высказывается против церковного раскола на Украине».

5.Патриарх грузинский Илия:

«Его Святейшество Патриарх Кирилл расходится во мнении с Вселенским Патриархатом касательно Украины, так как он поддерживает только законную церковь во главе с митрополитом Онуфрием».

6.Патриарх сербский Ириней,

касаясь украинского вопроса, характеризует: «очень опасная и даже катастрофическая ситуация, вероятно фатальная для единства Православия», «акт чествования и восстановления раскольников в ранг епископов, особенно архи- раскольников, таких как «киевский патриарх» Филарет Денисенко. Приведение их к литургическому служению и причастию без покаяния и возврата в лоно Русской Церкви, от которой они отреклись. И все это без согласия Москвы и координации с ними».

7.Священный синод Сербской Православной Церкви:

«Собравшиеся здесь выражают полную солидарность и сострадательную братскую любовь со своей сестрой-мученицей украинской Церковью, которая подвергается жесточайшим гонениям со стороны киевского режима».

8. Священный Синод Польской Православной Церкви:

«Мы, как Польская Православная Церковь высказываем чёткую позицию, а именно, что церковная жизнь канонической церкви должна быть основана на догматах и святых канонах Православия. Нарушение этих принципов ведёт к хаосу в церковной жизни».

«На Украине существуют определённые группы раскольников, которые сперва должны покаяться и вернуться в лоно Канонической Церкви. Только после этого станет возможным обсуждение автокефалии».

«Мы не можем руководствоваться политической конъюнктурой в вопросах догм и канонов».

9. Митрополит земель чешских и Словакии Ростислав:

«Раскол, спровоцированный человеческим эгоизмом, можно исцелить только покаянием и возвратом в лоно Церкви. Новая автокефалия должна быть результатом общего консенсуса».

10. Патриарх болгарский Неофит:

«У меня всегда были очень хорошие отношения с митрополитом Онуфрием. Мы знаем что он любит народ Украины и смиренно работает на благо народа и всех православных христиан. Мы молимся чтобы Господь даровал ему сил и здоровье дабы вынести все те испытания, что Господь ему послал и которые он преодолевает с достоинством».

Секретарь Священного Синода Болгарской Церкви, епископ Мельницкий Герасим подчеркнул, что Болгарская Церковь хорошо осведомлена о проблемах украинской ситуации и её сложности, но необходимо строго блюсти церковные каноны, которых Православная Церковь придерживалась столетия.

11. Митрополит Ловечский, Гавриил (Болгарская Церковь):

«В расколе нет Божией Благодати. А без Божией Благодати нет Церкви. Люди должны вернуться в каноническую церковь, где есть благодать и спасение. Раскол — губительное и злокачественное явление».

12. Митрополит Китросский, Катеринский и Пталамонский Георгий, Греческая Церковь:

«Греческая Православная Церковь, как и все остальные церквы мира, признает только каноническую украинскую Православную Церковь, главой которой является митрополит Онуфрий».

13. Митрополит Лимассольский, Афанасий, Церковь Кипра:

«В первую очередь, вопрос предоставления автокефалии должен решаться Патриархом Московским, в чей юрисдикции находится УПЦ, затем — канонической украинской церковью, а потом всеми православными церквами, при наставлении Вселенского Патриархата. Но первое слово — за Матерью украинской Церкви, коей является Московский Патриархат. Русской Церкви принадлежит первое слово в этом процессе».

«Какое отношение имеет вселенский патриархат к филаретовскому расколу? Как его преодолеть? Мы желаем чтобы наши братья, ныне схизматики, вернулись в церковь под руководство митрополита Онуфрия. Это единственная каноническая церковь Украины, единая с Московским Патриархатом и со всеми православными церквами. Мы молимся за это».

14. Заявление Синода Епископов Русской Православной Церкви Зарубежом в поддержку канонической Православной Церкви на Украине:

«Этим заявлением мы выражаем полную поддержку Митрополиту Онуфрию, вместе со всеми его архипастырями, духовенством, монашеством, всеми верующими единой Канонической украинской Православной Церкви, с любовью преклоняемся перед их исповеднической борьбой. Никаких препятствий церковной жизни не должно учиняться светской властью. Настоящие попытки повлиять на Церковь извне — свидетельствуют о глубоко не церковных мотивах и целях тех, кто пытается их проводить в жизнь».

Получаем открытую и всеобъемлющую поддержку большинства каноничных Православных Церквей.

Из воздержавшихся, а это американская, румынская и албанская церкви — никто не высказался в пользу позиции Константинопольского патриархата.

КП окончательно заигрался и в случае реального раскола останется в одиночестве вместе со своими неопапистскими амбициями.