1. 1. Приготовление и рассматривание мякоти плода помидора с помощью лупы Практическая работа №2
  2. 2. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Даже невооружённым глазом, а ещё лучше под лупой можно видеть, что мякоть зрелого арбуза, помидора, яблока состоит из очень мелких крупинок, или зёрнышек. Это клетки – мельчайшие «кирпичики», из которых состоят тела всех живых организмов.
  3. 3. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делаем. Изготовим временный микропрепарат плода помидора. Предметное и покровное стекла протрите салфеткой. Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло.
  4. 4. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делать. Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода и положите его в каплю воды на предметное стекло. Разомните мякоть препаровальной иглой до получения кашицы. Накройте покровным стеклом, Излишек воды удалите фильтровальной бумагой.
  5. 5. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делать. Рассмотрите временный микропрепарат с помощью лупы.
  6. 6. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что наблюдаем. Хорошо видно, что мякоть плода помидора имеет зернистое строение. Это клетки мякоти плода помидора.
  7. 7. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делаем: Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки и рассмотрите при малом увеличении (10х6), а затем при большом (10х30). Что наблюдаем. Цвет клетки плода помидора изменился. Изменила свой цвет и капля воды.
  8. 8. © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Вывод: основные части растительной клетки – это оболочка клетки, цитоплазма с пластидами, ядро, вакуоли. Наличие в клетке пластид, - характерный признак всех представителей царства растений.

3. Пользуясь учебником, изучите устройство ручной и штативной луп. Подпишите их основные части на рисунках.

4. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное. Рисунки подпишите.

5. Выполнив лабораторную работу «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» (см. с. 16-17 учебника), подпишите основные части микроскопа на рисунке.


6. На рисунке художник перепутал последовательность действий при приготовлении микропрепарата. Обозначьте цифрами правильную последовательность действий и опишите ход приготовления микропрепарата.
1) Капнуть на стекло 1-2 капли воды.
2) Снять маленький кусочек прозрачной чешуи.
3) Поместить кусочек лука на стекло.
4) Закрыть покровным стеклом, рассмотреть.
5) Окрасить препарат раствором йода.
6) Рассмотреть.

7. Пользуясь текстом и рисунками учебника (п.2), изучите строение растительной клетки, а затем выполните лабораторную работу «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».


8. Выполнив лабораторную работу «Пластиды в клетках листа элодеи» (см. с. 20 учебника), зарисуйте строение клетки листа элодеи. Сделайте надписи к рисунку.

Вывод: у клетки сложное строение: есть ядрышко, цитоплазма, оболочка, ядро, вакуоли, поры, хлоропласты.

9. Какого цвета могут быть пластиды? Какие ещё вещества, находящиеся в клетке, окрашивают органы растения в разные цвета?
Зелёные, жёлтые, оранжевые, бесцветные.

10. Изучив п. 3 учебника, заполните схему «Процессы жизнедеятельности клетки».
Жизнедеятельность клетки:
1) Движение цитоплазмы – способствует перемещению в клетках питательных веществ.
2) Дыхание – из воздуха поглощает кислород.
3) Питание – из межклетников через клеточную оболочку поступают в виде растворов питательного вещества.
4) Размножение – клетки способны к делению, число клеток увеличивается.
5) Рост – клетки увеличиваются в размерах.

11. Рассмотрите схему деления растительной клетки. Цифрами укажите последовательность стадий (этапов) деления клетки.


12. В течение жизни в клетке происходят изменения.

Цифрами укажите последовательность изменений от самой молодой до самой старой клетки.
3, 5, 1, 4, 2.

Чем отличается самая молодая клетка от самой старой клетки?
Самая молодая клетка имеет ядро, ядрышко, а старая – не имеет.

13. Какое значение имеют хромосомы? Почему их число в клетке постоянно?
1) Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.
2) В результате деления клетки каждая хромосома копирует себя. Образуется две одинаковые части.

14. Закончите определение.
Тканью называют группу клеток, сходных по строению и выполняющие одинаковые функции.

15. Заполните схему.


16. Заполните таблицу.


17. На рисунке подпишите основные части растительной клетки.


18. Какое значение имело изобретение микроскопа?
Изобретение микроскопа имело большое значение. С помощью микроскопа стало возможным увидеть и рассмотреть строение клетки.

19. Докажите, что клетка – живая частица растения.
Клетка может: питаться, дышать, расти, размножаться. А это признаки живого.

Приготовьте временный препарат мякоти томата. Для этого снимите пинцетом кожицу с поверхности зрелого томата, концом скальпеля возьмите немного мякоти, перенесите ее в каплю воды на предметное стекло, распределите равномерно препаровальной иглой, накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом при малом и большом увеличениях. Вы увидите, что клетки имеют большей частью округлую форму и тонкую оболочку.

Рассмотрите ядро с ядрышком, погруженные в зернистую цитоплазму, расположенную вдоль стенок клетки, а также в виде тяжей, пересекающих клетку. Между тяжами цитоплазмы находятся вакуоли с бесцветным клеточным соком. В цитоплазме видны органоиды хромопласты разнообразной формы, оранжевой или красноватой окраски, которые принимают участие в процессе обмена веществ. Цвет их зависит от пигментов –каротина (оранжево-красного) иксантофилла (желтого). Хромопласты плодов томата и шиповника содержат изомер каротина – ликопин. В несозревших плодах хромопласты имеют округлую форму. По мере созревания пигмент кристаллизуется, отстает от стенки и превращается в игольчатые образования.

ЗАДАНИЕ. Зарисуйте несколько клеток томата с хромопластами.

Надпись над рисунком: Клетки из мякоти томата (Lycopersicum esculentum Mill ). Временный микропрепарат. Х100 и х400.

На рисунке должны быть обозначены оболочка, ядро, цитоплазма, хромопласты.

Работа 2.3. Микроскопия клеток крови человека

Готовые, окрашенные по Романовскому-Гимза препараты крови человека рассмотрите под микроскопом с объективами х10, х40, х100. Основную массу клеток в поле зрения составляют красные кровяные тельца эритроциты . На данном препарате цитоплазма эритроцитов окрашена в темно-синий цвет. Ядра отсутствуют (они есть у предшественников эритроцитов, но утрачиваются ими в ходе созревания). Центральная часть эритроцитов имеет зону просветления, что свидетельствует о двояковогнутом строении этих клеток.

Среди эритроцитов изредка встречаются более крупные белые кровяные клетки - лейкоциты , форма которых варьирует от округлой до амебовидной. Их основная функция –фагоцитоз . Цитоплазма лейкоцитов окрашена в розоватый цвет. Они содержат ядро темно-красного цвета. В некоторых лейкоцитах ядра напоминают палочки, в других – разделены на сегменты. Встречаются такжелимфоциты – клетки иммунологической памяти. У них очень крупное, округлой формы, темно-красное ядро, цитоплазма выглядит как тонкий кольцевидный или серповидный ободок.

ЗАДАНИЕ . Зарисуйте несколько эритроцитов, лейкоцитов с ядрами разной формы и лимфоцитов.

Надпись над рисунком: Клетки крови человека (Homo sapiens ). Постоянный микропрепарат. Фиксация этанолом. Окраска по Романовскому-Гимза. Х1000.

Материалы, представляемые в отчете по лабораторной работе

1. Заполненная таблица «Основные органеллы и структурные компоненты клетки». При заполнении таблицы отметьте различия по встречаемости некоторых органелл у высших и низших растений (например: у высших – «-», у низших - «+»).

2. Зарисовка микропрепарата клеток валлиснерии (элодеи).

3. Зарисовка микропрепарата клеток мякоти томата.

4. Зарисовка микропрепарата клеток крови человека.

Таблица 1

Основные органеллы и структурные компоненты клетки

Органеллы и

структурные

компоненты

Наличие в клетках …

прокариот

эукариот

растительных

животных

1. Клеточная стенка

1. Каркасная (придает форму клетке).

2. Защита от механических повреждений.

2. Цитоплазматическая мембрана

3. Гликокаликс

5. Ядрышко

6. Цитозоль

7.Цитоскелет: микротрубочки, микронити

8. Митохондрии

9. ЭПС гранулярная

10. ЭПС гладкая

11. Аппарат Гольджи

12. Рибосомы

13. Центриоли

14. Жгутики

15. Реснички

16. Включения

17. Вакуоли

18. Лейкопласты

19. Хромопласты

20. Хлоропласты

ТЕМА 3

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТОК.

МИТОЗ. МЕЙОЗ

Цели занятия:

1. Изучить основные формы бесполого и полового размножения.

2. Изучить митотический цикл клетки, научиться различать фазы митоза на временных препаратах клеток корешков растений.

3. Изучить структурные особенности метафазных хромосом.

4. Изучить основные стадии мейоза.

Вопросы и задания для самоподготовки

1. Проведите сравнение бесполого и полового размножения.

2. Формы бесполого размножения, их особенности и значение.

3. Формы полового размножения, их особенности и значение.

4. Типы тканей по митотической активности. Резервный пул клеток.

5. Клеточный и митотический цикл, его фазы и периоды.

6. Причины митоза. Фазы митоза.

7. Биологическое значение митоза. Амитоз, эндомитоз, политения.

8. Строение метафазных хромосом, их классификация.

9. Мейоз, основные фазы и стадии I деления.

10. Мейоз, основные фазы II деления.

11. Отличия митоза от мейоза.

12. Биологическое значение мейоза.

13. Образование мужских и женских половых клеток, характеристика ос-новных стадий, сходство и различие.

14. Место мейоза в жизненном цикле организмов.