.

Расположен монастырь в Наровчатском районе Пензенской области в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря в недрах горы Плодской (Пещерная, Городок). О времени возникновения здесь первых рукотворных пещер ходит множество легенд, однако достоверной информации нет. Как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» (1877), «В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок»... Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков,.. и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь». Действительно в начале XIXв. пещеры активно разрабатывались при участии Иеромонаха Арсения, являвшегося настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После увольнения от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры и продолжил «строительство» келий и подземной церкви.


Герб Наровчатского района. "В лазоревом поле на золотой земле
с тремя черными пещерами в ряд - серебряная гора с двумя таковыми
же пещерами в основании, увенчанная золотым лавровым венком."

На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и св. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев (освящен 6 сентября 1870 г.), выполненный в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней, часовней и несколькими кельями для братии. Позднее, в 1886 году, с правой стороны церкви, старанием настоятеля архимандрита Гедеона и на средства благотворительницы мещанки Варвары Якимовой, был устроен придел во имя св. великомученицы Варвары. К сожалению, на сегодняшний день наземные постройки на горе не сохранились. Не сохранилась также и часовня у подножия горы у источника. Ранее именно возле нее был главный вход в пещерный комплекс.


Храм над пещерами до разрушения.


Верхний вход в пещерный комплекс.


Часовня.


Дальние коридоры системы.

Наровчатские пещеры не раз привлекали внимание спелеологов и археологов. Считается, что по своей длине они превосходят известные пещеры Киево-Печерской Лавры. Доступная ныне часть по некоторым данным составляет свыше 600м. В комплексе имеется три яруса (по легендам якобы существовали и более низкие этажи, однако объективных доказательств этому пока нет), сочетающие в себе протяженные галереи, многочисленные кельи (в двух нижних ярусах), небольшие камеры-склепы/костницы(?), подземные часовни, лестницы переходов между этажами, ниши, узкие сбойки и мн.др. Первый(верхний) ярус четко выделяется в самостоятельный участок, который соединяется через провал в обрушенной келье с нижними ярусами. Второй ярус соединяется с третьим(нижним) ярусом ходами и лазами. Высота основных галерей-проходов составляет 1,9-2,0м и более, средняя ширина ходов 0,7-1,0м. Температура воздуха в пещерах круглый год одинакова: от 6 до 12 градусов в зависимости от яруса. Имеется два доступных входа. Сохранились отдельные фрагменты церковных текстов на стенах.


Отдельные камеры, соединены узкими лазами.




Коридоры монастыря




Современные укрепительные работы

Примечательно, что при строительстве или позднее некоторые части пещер были выложены-укреплены обычным кирпичом. Впоследствии, после закрытия монастыря, эти кирпичи активно изымались на поверхность местным населением для собственных и колхозных хоз.нужд. Это в некоторой степени способствовало разрушению стен и сводов. В связи с этим некоторые части пещеры выглядят довольно удручающе.
Монастырь в настоящее время восстанавливается. Укреплены входовые части, установлены двери, ведется контроль за посещением. Внутри идут укрепительные работы. Местная братия пытается своими силами восстановить утраченную кирпичную кладку. Однако делается это, к сожалению, весьма на скорую руку, в результате чего отдельные части пещеры напоминают современный подвал. Удивляет также то, что к восстановительным и исследовательским работам в этом уникальном объекте не привлекаются профессиональные спелеологи, археологи, строители.
Посетить пещеру можно в любой день, как в составе туристической (паломнической) группы, так и самостоятельно. По мере накопления желающих, местный послушник водит по основному пещерному ходу, не разрешая отдаляться от группы. Для более детального осмотра или исследовательских работ требуется разрешение настоятеля. Вход бесплатный.


Общий план пещерного комплекса. ПСС, 1985г.


План 1976г. (опубликован в Ежегоднике РОСИ, 2001г.)

…Неровный огонь керосинки едва освещает темный коридор пещеры. Узкий проход, нависающие сверху камни. Двигаться вперед можно только по одному, пригнувшись, чтобы не задевать головой свод. Тем не менее каски археологов то и дело стучат о торчащие из свода острые выступы породы. Извилистый ход постепенно спускается ярусом ниже, и мы оказываемся в галерее. По обе стороны вдоль всей галереи, конец которой теряется в темноте, - кельи. Триста с лишним лет назад здесь замуровали себя заживо монахи- отшельники. Бог знает, о чем молились православные схимники в этих кельях-склепах: за избавление ли от тяжкой смуты темного семнадцатого века, за прощение ли грехов, которых так много накопилось у людей уже к тому времени. Уходили монахи Скановского пещерного монастыря из этого мира в тесных кельях с зажженной свечой в руках, моля Бога за народ и Державу русскую. Их подвиг на столетия сокрыла от людей древняя Скановская земля. Сегодня археологи пытаются восстановить уникальный подземный монастырь, узнать побольше о его жителях и их быте. Очищают от вековой грязи и пыли стены и своды. К сожалению, восстановлению поддаются лишь верхние три яруса пещер, в нижние этажи, неизвестно на какую глубину уходящие в толщу земли, проникнуть пока невозможно. (С)Александр Брежнев http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/99/286/72.html

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. «Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре», – рассказал краевед Владимир Поляков.

Наровчатцы утверждают, что много лет тому назад, когда обвалов ещё не было, мальчишки, бродя по пещерам, обнаружили подземное озеро, а на его берегу – скульптуру из необычно красивого камня. Другие рассказывают, что доходили до железной кованой двери, открыть которую так никто и не смог. Третьи уверяют, что добирались до аптеки на нижнем ярусе пещер, находили лекарства неизвестного происхождения, ампулы с благовониями и многое другое.

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд.

Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники.

Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда.

По словам патриарха Алексия II монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. Здешняя земля зачарована легендами и каждый, кто приезжает сюда, попадает в волшебный мир русской истории…

В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника.

Когда несметные полчища татар уничтожили большую часть буртасского войска, монголы стали окружать княгиню Норчатку, чтобы пленить непокорную красавицу. В белом одеянии, на белом коне, молодая княгиня, чтобы не достаться поганым, бросилсь с обрыва в озеро, утонув вместе со всеми своими дргоценностями и украшениями. С тех пор, говорят, ее можно иногда увидеть ранним утром, перед рассветом. Выезжает она верхом на берег и кличет своих погибших воинов, призывает их потомков любить и защищать свою Родину. Говорят, в ее честь ближайший городок назван Наровчатом. (С)Александр Брежнев

Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе. После реконструкции любой желающий сможет постигнуть тайны пещер, так что поспешите, пока у входа не построили ресторан!

Мы уезжаем, но …порывистый ветер, кажется, еще доносит до нас гортанные крики монгольских всадников и ржание их низкорослых жеребцов, и размеренный говор русских дружинников, и боевые кличи буртасов, и плач Норчатки…

Когда именно был основан монастырь в городе Наровчат, определить трудно. Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу.

Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676 года и в это время уже был достаточно благоустроен. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, позднее перешла в ведение епископов Тамбовских, Нижегородских.

В 1801 году, после основания Пензенской губернии и утверждения города губернским, упраздненный город Наровчат был причислен к Пензенской губернии. Соответственно в ведение пензенских епархиальных преосвященных перешел и Сканов монастырь.

Название Сканова монастыря, как значится в «Истории церковной российской иерархии», произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости от монастыря. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии неких бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось.

После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская церковь в 1802 году за ветхостью ее колокольни была разобрана. Было принято решение сооружать все строения в монастыре из камня.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый двухэтажный соборный храм, о пяти главах, с росписью снаружи. На нижнем этаже храма находился престол в честь Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года.

В верхнем храме престол освящен 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем во имя Живо-начальной Троицы. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.

На северной стороне, среди ограды, точно против собора, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя святителя и чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года.

На южной стороне монастыря находится больничная церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им же освящена в 1812 году.

Божественная служба в монастыре совершалась по общему церковному уставу. Всенощное бдение здесь бывало довольно продолжительно, пение стихир всегда производилось по нотам, постоянно читалось толковое Евангелие… В воскресные дни перед позднею литургиею служился молебен Божией Матери настоятелем со всею братнею…

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Неподалеку от обители располагался пчельник, дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом I в 1797 году водяная деревянная мельница. Вне ограды для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находились больница для братии и посетителей и иконописная мастерская. При монастыре был разведен сад, огород, имелись сенокосные луга и лесные угодья.

В 30-е годы XX века монастырь был закрыт и разорен.

Монастырский храм был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь - в кормокухню для птиц, с колокольни сбросили колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утопили в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотеку частью разграбили, частью передали в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи открыли клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь. Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали уже не насельники, а насельницы.

В XVII веке в Троице-Сергиев монастырь была перенесена чудотворная икона Божией Матери, именуемая Трубчёвской, которая прославилась многими чудесами.

В описании святых чудотворных икон Пресвятой Богородицы о ней сказано мало: «Свято чтимая икона называется Трубчёвской, оттого что она написана, как видно из надписи, в г. Трубчёвске Орловской губернии священником Евфимием. В честь этой чудотворной иконы построена церковь в монастыре и освящена 3 октября, почему и празднуется ей в десятую пятницу по Пятидесятнице и 3 октября».

После разорения Троице-Сканова монастыря в 30-х годах многие иконы оказались в местном краеведческом музее благодаря Маргарите Евгеньевне Афиногеновой. Здесь они и хранились долгие годы. Потом, когда Маргариты Евгеньевны уже не стало, прошел слух, что некоторые ценности, в частности старинные иконы, разворовываются. В районе была создана специальная комиссия. Ей вменялось в обязанность проверка сохранности всех ценных исторических экспонатов. Возглавил комиссию инициатор поиска Трубчёвской иконы В. А. Поляков. В описи музейных ценностей к тому времени значилось: «Трубчёвская икона Божией Матери утеряна». Сохранилось лишь описание иконы, что находилась в храме «за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте»: «Эта икона в два аршина вышины и в один и Уз ширины. (…) На иконе старанием игумена Филарета на сумму доброхотодателей устроена серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною разными камнями; весу в ней 19 фунтов и 63 золотника. Благочестивые поклонники к этой иконе питают особенную веру, как к чудотворной, притекая в значительном количестве с молитвой к Царице Небесной, изображенной на этой иконе, - и не остаются без Ее чудотворной помощи».

Начались поиски святыни. Были опрошены жители Наровчата, послан запрос в Троице-Сергиеву Лавру. Но все безрезультатно. Члены комиссии снова приступили к тщательному поиску в музее. Помощь пришла неожиданно: работница детской библиотеки Наталья Земскова вдруг вспомнила, что видела когда-то в запасниках старую икону. Краеведческий музей располагался тогда в Покровском храме. Там, в подвалах, и была обнаружена икона, использовавшаяся в виде доски-подставки, на которую был навален всякий хлам. Украшения, в том числе и драгоценные каменья, которыми она была убрана, исчезли… Когда святыню очистили от пыли и плесени, в углу проступила надпись: 1765 год. Затем стали проявляться буквы: Евф…

Икона объявилась в нужное время: в Наровчате был вновь открыт Троице-Сканов монастырь. Образ занял свое место в монастырском храме. Вот только не все, включая и священнослужителей, верили что это та самая, написанная в Трубчёвске чудотворная икона, дважды остановившая эпидемию холеры в XIX веке: в 1831 и 1848 годах.

Икона пролежала в музее более полувека и требовала реставрации. Решено было везти ее в художественно-реставрационные мастерские Троице-Сергиевой Лавры. Вместе с иконой в Сергиев Посад отправилась инокиня Назария… Троице-Сканов женский монастырь Девять месяцев потребовалось на восстановление святыни. Кстати, талантливую мастерицу Назарию, до того окончившую художественную школу в Рузаевке и курсы в историческом музее в Москве, оставили в Лавре.

А обновленная икона вернулась в Наровчат. Сам Патриарх Алексий II служил перед ней молебен. А 12 сентября нынешнего года был отслужен молебен с акафистом. Акафист Трубчёвской чудотворной иконе написал протодиакон Пензенской епархии отец Александр Горшенев, уроженец наровчатского села Шадрина.

Неподалеку от монастыря находится святой источник во имя Сорока мучеников, возникший на месте противоцерковного злодейства советской власти, когда сорок священников были зарыты живыми на вершине горы.

Святые мощи священномученика Феодора, епископа Пензенского (1937), почивают в Успенском кафедральном соборе г. Пензы.

Святые мощи священноисповедника Иоанна (Калина) почивают в Троице-Сергиевом храме с. Соловцовка. Священноисповедник обладал даром чудотворений и прозорливости, скончался в 1951 году. После перенесения святых мощей в храме началось мироточение икон.

В этом же селе находится известный с XIX века святой источник во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Село Соловцовка долгие годы привлекает внимание паломников из многих стран.

Особо почитаемой святыней в мрнастыре является икона Божией Матери, именуемая “Трубчевская”, которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году., как значится в надписи на иконе.Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи, с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.Страшное несчастье в конце прошлого века дважды, обрушивалось на Наровчат обвальной эпидемией холеры. Сотни жизней поглотила кладбищенская земля. Из поколения в поколение передается рассказ о том, как в один из этих тяжелых дней, переживаемых наровчатцами, при стечении множества народа духовенством был начат крестный ход вокруг города с выносом иконы из Троице-Сканова монастыря.Как гласит летопись, благоговейные чтители этой иконы приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни. В знак особого почитания иконы, прихожанами неподалеку от монастыря в 18531 году была построена кладбищенская церковь во имя Трубческой Божией Матери.В 30-е годы, после разграбления и закрытия монастыря, икону взяли в Наровчатскии краеведческий музей, где она пролежала в хранилище, оприходованная, почти полстолетия в пыли и забвении. На грязную, истрепанную икону, с которой были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, не обращали внимание и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки “Трубчевская икона Божией Матери” написали: “утеряна”. Это было в 1975 году. Но икона нашлась все в том же запаснике через 18 лет, когда возобновился поиск пропавших музейных ценностей. По дате ее написания, обнаруженной в нижнем углу, и по другим признакам, компетентная комиссия признала в ней утерянную икону.Вновь возвратившуюся в монастырь икону решили сфотографировать. Был хмурый день. Небо застилали черные тучи. Угол, где находилась икона, был совсем темным, только лампадка еле освящала лик Матери Божией. “Бесперспективное дело, -сказала посетительница, наводя объектив фотоаппарата на икону, – что ж, попробуем…” И вдруг сверху, из-под купола храма в решетчатое окно хлынул поток солнечного света. Икона освятилась, заиграв всеми красками. Вокруг головы Матери Божией и венца засиял нимб. Дважды щелкнул фотоаппарат и снова тучи закрыли солнце, стало темно. Присутствующие были поражены и радостно удивлены: “Икона радуется своему возвращению…” (Из воспоминаний В. А. Полякова).Долгое пребывание иконы в запасниках музея, небрежное отношение к ней сделали свое дело: покоробилась доска и холст, кое-где появилась плесень. По благословению ныне почившего в Бозе Высокопреосвященнейшего Владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икону отправили на реставрацию в Свято-Троице-Сергиеву Лавру.И вот икона вновь в монастыре. Для нее сделан искусной работы киот. Икона Царицы Небесной, перед образом которой молилось не одно поколение, вернулась в Сканову обитель обновленная. И верующие, прикасаясь к ней, получают всеосвящающую благодать Святаго Духа.

Расположен монастырь в Наровчатском районе Пензенской области в 1,5 км к юго-востоку от Наровчатского Троицкого Сканова женского монастыря в недрах горы Плодской (Пещерная, Городок). О времени возникновения здесь первых рукотворных пещер ходит множество легенд, однако достоверной информации нет. Как сообщают «Пензенские епархиальные ведомости» (1877), «В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок»... Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков,.. и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь». Действительно в начале XIXв. пещеры активно разрабатывались при участии Иеромонаха Арсения, являвшегося настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После увольнения от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры и продолжил «строительство» келий и подземной церкви.

Герб Наровчатского района. "В лазоревом поле на золотой земле

с тремя черными пещерами в ряд - серебряная гора с двумя таковыми

же пещерами в основании, увенчанная золотым лавровым венком."

На горе в 1866-1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм во имя Киево-Печерской Божией Матери и св. преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Чудотворцев (освящен 6 сентября 1870 г.), выполненный в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней, часовней и несколькими кельями для братии. Позднее, в 1886 году, с правой стороны церкви, старанием настоятеля архимандрита Гедеона и на средства благотворительницы мещанки Варвары Якимовой, был устроен придел во имя св. великомученицы Варвары. К сожалению, на сегодняшний день наземные постройки на горе не сохранились. Не сохранилась также и часовня у подножия горы у источника. Ранее именно возле нее был главный вход в пещерный комплекс.

Храм над пещерами до разрушения.


Верхний вход в пещерный комплекс.


Часовня.


Дальние коридоры системы.

Наровчатские пещеры не раз привлекали внимание спелеологов и археологов. Считается, что по своей длине они превосходят известные пещеры Киево-Печерской Лавры. Доступная ныне часть по некоторым данным составляет свыше 600м. В комплексе имеется три яруса (по легендам якобы существовали и более низкие этажи, однако объективных доказательств этому пока нет), сочетающие в себе протяженные галереи, многочисленные кельи (в двух нижних ярусах), небольшие камеры-склепы/костницы(?), подземные часовни, лестницы переходов между этажами, ниши, узкие сбойки и мн.др. Первый(верхний) ярус четко выделяется в самостоятельный участок, который соединяется через провал в обрушенной келье с нижними ярусами. Второй ярус соединяется с третьим(нижним) ярусом ходами и лазами. Высота основных галерей-проходов составляет 1,9-2,0м и более, средняя ширина ходов 0,7-1,0м. Температура воздуха в пещерах круглый год одинакова: от 6 до 12 градусов в зависимости от яруса. Имеется два доступных входа. Сохранились отдельные фрагменты церковных текстов на стенах.


Отдельные камеры, соединены узкими лазами.



Коридоры монастыря



Совремнные укрепительные работы

Примечательно, что при строительстве или позднее некоторые части пещер были выложены-укреплены обычным кирпичом. Впоследствии, после закрытия монастыря, эти кирпичи активно изымались на поверхность местным населением для собственных и колхозных хоз.нужд. Это в некоторой степени способствовало разрушению стен и сводов. В связи с этим некоторые части пещеры выглядят довольно удручающе.

Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (Пензенская епархия)

Возникновение Свято–Троицкого Сканова монастыря относят к началу XVII века. Все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю погибли в пожаре 1676 года. Известно только, что этот монастырь существовал задолго до означенного пожара и имел вид благоустроенный.

Изначально монастырь был мужским, с 1786 года имел Устав строгого общежития. Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу не опустительно. Всенощное бдение было довольно продолжительное, поскольку в продолжении его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра, зимою в больничной, а летом в кладбищенской церкви. В зимнее время благовест к Литургии начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время – в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери. На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило – канон Иисусу сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу – акафист Спасителю, на понедельник, вторник и субботу – акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое Повечерие, затем – помянник и вечерние молитвы.


Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом, включавшим в себя указы царя Алексея Михайловича, великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и государыни Софьи Алексеевны, грамоту патриарха Иоакима.

После пожара 1676 года пострадавшие в огне деревянные Свято–Троицкая и Свято–Никольская церкви были построены вновь. Но Свято–Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято–Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1762 году на северной стороне среди ограды была заложена высокая каменная колокольня, в ней над вратами в 1793–93 годах была устроена новая Свято–Никольская церковь.

С 1795 года посредине монастыря, на месте разобранной одноэтажной Свято–Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного о пяти главах Свято–Троицкого собора. Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией матери и Трех святителей, верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1809 году на южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1853 году построена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

В 30–е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь – в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затомлены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь и библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи организовали клуб, в других зданиях разместили магазин, гараж, столовая, жилье для рабочих местного совхоза. Настоятель и насельники Троице–Сканова монастыря были арестованы, многие убиты.


Возрождение монастыря началось в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь был учрежден теперь женским, поскольку в то время верующий народ составляли в основном женщины. 12 марта 1990 года из Рижского монастыря в Сканов монастырь прибыли новая настоятельница и семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.


Сейчас Свято–Троицкий Сканов монастырь восстановлен из руин, приобрел свой первоначальный вид и является жемчужиной Пензенского края. В монастыре около 70–ти насельниц. Здесь ежедневно совершаются богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь. Обитель живет в основном трудами самих наельниц. В монастыре есть свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут послушание: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризнице, на скотном дворе. Летом сестры ухаживают за цветниками, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут пояса и четки, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.


В Свято-Троицком монастыре находится святыня Русской Православной Церкви – чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Икона была написана священником г. Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится в надписи на иконе, по просьбе Тамбовской епархии, к которой в то время был приписан Наровчатский уезд. В середине XVIII века Свято-Троицкий Сканов монастырь неоднократно сгорал от пожаров. Возносились молебные пения, люди обращались за помощью к Божией Матери. Это и послужило причиной заказать для монастыря икону Божией Матери. Эта икона числится в списке чудотворных икон России. На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда Трубчевская икона находилась в Свято-Троицком Скановом монастыре. "Пензенские епархиальные ведомости" в 1869 г. и в 1877 году сообщали: "Икона сия берется в дома горожан для служения молебнов и Всенощных бдений, да и в самом монастыре немало богомольцев притекают к ней с верою, служат молебны". "В 1831 и 1848 годах, во время свирепствования в Наровчате холеры, святая икона сия была тожественно износима в город, и благоговейные чтители оной приписывали милосердию и покровительству Царцы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни".


До конца XVIII века Трубчевская икона находилась в одноэтажной Свято-Троицкой церкви. После завершения строительства двухэтажного Свято-Троицкого собора, в XIX и в начале XX веков икона находилась в Свято-Успенском нижнем храме монастыря Свято-Троицкого собора за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте. На иконе, старанием игумена Филарета, на пожертвования устроена была серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною драгоценными камнями. В 1853 году в 114-ти саженях от монастыря построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь.

В 30-е годы прошлого столетия, во время закрытия монастыря, икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с нее была снята серебряная риза, позлащенный венец, из короны были "изъяты" драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На нее не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Это было в 1976 году.


В 1993 году икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив ее от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: "1765", и три буквы - "ЕВФ", что означало, что эта икона была написана в 1765 году священником Евфимием. Икону возвратили монастырю. Она была отправлена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9-ти месяцев.Сейчас обновленная икона вновь находится в Свято-Троицком Скановом монастыре. Известно несколько случаев чудотворных исцелений через Трубчевскую икону.

В 3 километрах от наземного монастыря в склонах горы Плодской расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.

Сканов пещерный монастырь


Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры.

Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.

У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.


Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.

Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.


Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: " В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).


«Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры,<...> в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. <...> Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).



В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один - во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был предел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.


источник и над ним деревянная часовня.

Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника - скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся» .


В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника.

Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы.

Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.

Описание пещерного монастыря
Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.

Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.

Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.

Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.

Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.

Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.

Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).

По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий - например, мощей (ниши аркасолии).

Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.

Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов.

Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.

С 2006 г. началось активное восстановление и расчистка пещерного монастыря. Восстановительные работы ведутся по сей день под руководством сотрудников Наровчатского историко-археологического и природного музея-заповедника. Был оборудован вход в виде часовни, несколько сотен метров галерей обложено кирпичом, сооружена лестница для подъема на гору к пещере. Расчищен и укреплен родник под горой. Решен вопрос об обустройстве скита от Троице-Сканова монастыря над пещерой.