Александр Андреевич Проханов

Александр Проханов.

ПРОХАНОВ Александр Андреевич родился в 1938 году в Тбилиси. Окончил МАИ. Стал инженером-авиатором, но вскоре оставил профессию и «пустился в странствия». Был лесником, геологом... Его журналистский взлет пришелся на 60-е годы, время работы в «Литературной газете». Его романы - это личный опыт, оформленный в лите- ратурные метафоры. Они - о советской цивилизации, о войнах на всех континентах, о крушении Красной Им- перии и трагическом безвременье современной России. «Последний солдат Империи» - роман о ГКЧП, «Красно- коричневый» - о кровавом 93-м, «Чеченский блюз» и «Идущие в ночи» - о двух чеченских войнах. За роман «Господин Гексоген» получил премию «Национальный бестселлер», за книгу «Симфония Пятой империи» стал лауреатом Бунинской премии (2009).

"Роман-газета" № 3, 2010.

Проханов Александр Андреевич - прозаик, публицист, журналист, общественный деятель.

Родился в семье служащих. Вскоре после рождения стал москвичом. Его предки, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. «Из молоканского, а потом и баптистского рода Прохановых вышло немало известных проповедников, духовных учителей. <...> Они всегда знали цену слову и владели этим словом. Они были русскими, но с точки зрения православия - еретиками, вольнодумцами» (Бондаренко В. Мистерия Александра Проханова // День литературы. 1998. №2. С.1). Деды у Проханова - священнослужители, один из них умер в эмиграции в Берлине.

В 1960 Проханов окончил Московский авиационный иниститут, работал инженером НИИ. Уже на последнем курсе вуза стал писать стихи, начал пробовать себя в прозе.

В 1962-64 Проханов работал лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя самобытное творчество А.П.Платонова, пережил увлечение В.В.Набоковым. Начал печататься в 1962, первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Смене», «Семье и школе», «Сельской молодежи». Особый успех выпал на долю рассказа «Свадьба» (1967), повествующего о трагической любви и построенного на военном материале. Во второй половине 1960-х Проханов зарекомендовал себя талантливым журналистом, очерки и репортажи которого вызывали широкий читательский интерес.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (М., 1971) открывалась предисл. Ю.Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность» (С.8). В своей ранней прозе Проханов стремился выявить внутренний мир совр. человека, проследить духовные традиции русского народа. В центре сборника «Иду в путь мой» оказалась русская деревня с ее обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и неповторимыми пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», посвященную проблемам деревни, и был принят - при содействии Ю.В.Трифонова - в СП СССР.

С 1985 Проханов - секретарь СП РСФСР.

Как специальный корреспондент «Литературной газеты», в которую пришел в конце 1960-х, Проханов объездил едва ли не все «горячие» точки планеты (страны Латинской Америки, Ангола, Мозамбик, Кампучия, Эфиопия, Афганистан и др.), стал свидетелем крупных событий, о которых он оперативно рассказывал в своих многочисленных очерках и репортажах. Перемещение в пространстве сделалось важнейшей чертой Проханов как литератора: движение - метафора его творчество, инструмент писательского поведения. Изменилась проза писателя, который в начале 1970-х опубликовал немало рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др.

В 1974 вышел его второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава». Проза Проханова стала «вытекать» из его очерков и репортажей (см. об этом: От репортажа - к роману // Писатель и время: сб. М., 1983. С.458-487).

В основу первого романа Проханов «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, легли впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. И в этом, и в трех последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов смело обращается к актуальным проблемам тогдашнего социалистического общества: человек и природа, человек и НТР, строительство и архитектура, стиль совр. руководителя, инженера, рабочего и т.д.

В начале 1980-х Проханов обращается к жанру военно-политического романа. Материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. В романе «Дерево в центре Кабула» (1982) особенно удался Проханову образ главного героя - советского журналиста Ивана Волкова. Через год Проханов опубликовал свою «кампучийскую хронику» - роман «В островах охотник...» (1983). Действие романа «Африканист» (1984) разворачивается на юге Африки. Роман «И вот приходит ветер» (1984) переносит читателей в Никарагуа. Эти романы Проханова образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по горячим следам событий и характеризующуюся динамичным и напряженным развитием сюжета, остротой поставленных вопросов, достоверностью деталей, эмоциональностью слога и привлекательностью образа автора. К афганской теме (в самых разных ее аспектах) Проханов обращается вновь и вновь. В романе «Рисунки баталиста» (1986) писатель создает выразительный образ художника Веретенова, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат и которому очень хочется увидеть сына, воюющего где-то в гератских степях. О демобилизованных воинах-афганцах, ищущих свое место в жизни, рассказывает роман Проханова «Шестьсот лет после битвы» (1988).

Став известным романистом, Проханов не расставался с жанрами повести и рассказа. Большие романные «нагрузки» не помешали ему в 1970-90-е создать целый ряд заметных рассказов, новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кондагарская застава» (все - 1989) и многие другие - и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А.П.Чехова.

В 1989-90 Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языков. и распространявшегося более чем в 100 странах мира. Издание знакомило зарубежных читателей с лучшими произведениями тогдашней отечественной литературы, критики и изобразительного искусства.

Изображая «горящие сады», наблюдая и анализируя мировой ход событий, Проханов размышлял о судьбе СССР и России. У писателя было предчувствие трагических поворотов и конфликтов в собственном государстве. Приближался развал Советского Союза, беда приходила за бедой: катастрофы, межнациональные конфликты (то там, то здесь возникали «горячие точки»). П., оглядываясь назад, вспоминает: «...я стал свидетелем и участником конфликтов, которые никогда не должны были произойти на территории страны, победившей фашизм. Я был в Карабахе, Приднестровье, я знаю, что такое Абхазия. Я был в Чернобыле уже через 10-12 дней после аварии. В Чернобыле я получил боевую дозу облучения. То есть я прошел со своим народом, вместе с государством тернистый путь» (Трубадур Красной империи).

В дек. 1990 Проханов основал еженедельную газету «День», имевшую подзаголовок «Газета духовной оппозиции», и стал ее главным редактором. 15 июля 1991 на страницах «Дня» появилось «Слово к народу», «антиперестроечный» пафос которого послужил поводом к именованию авторов и сотрудников «Дня» «вдохновителями ГКЧП», «красно-коричневыми». В.Г.Бондаренко полагал: «"Слово к народу" - сейчас уже не секрет, что написал его Александр Проханов, написал убежденный в правоте всего заявленного. <...> Интуицией своего трагического дарования Проханов предвидел развал страны, деградацию экономики, гибель культуры, эскалацию войн. Жаль, что это слово не было услышано народом» (Бондаренко В.Г. Александр Проханов. С.17). Став одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х, газета регулярно выходила до трагических событий окт. 1993, когда была закрыта властями. Однако уже 5 нояб. 1993 зять писателя А.А.Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов (см. об этом: Завтра: [Беседа с А.А.Прохановым В.Кожемяко] // Советская Россия. 1995. №131. 4 нояб. С.4).

На страницах газеты «Завтра» проявился публицистический талант Проханова. Статьи, очерки, эссе, заметки, репортажи Проханов посвящены самым «больным» вопросам нашего времени. Международный, геополитический аспект занимает видное место, волнуют его и конфликтные ситуации на постсоветском пространстве. Излюбленные идеи писателя: союз «белых» и «красных», монархистов и коммунистов, деятелей Церкви и светской власти, необходимость глубинного слияния идеологий, мечта о «новой религии России» и др. Вновь и вновь Проханов обращается к дорогому для него понятию «империя» (см., например: Россия - империя света // Завтра. 2001. №24; Имя Империи - Россия // Завтра. 2004. №27). Вне контекста имперской идеологии он не мыслит будущего своего Отечества: «Только она хранит в себе национальную идею России» (Завтра. 2004. №13). Перу Проханов принадлежит множество статей и очерков, которые привлекли особое внимание читателей газета «Завтра», среди которых - «Псков земной и небесный», «Меж люлькою и гробом», «Убить отца» и др. Острая метафоричность проханов-ского слова, граничащая с эпатажем, проявляется, например, в заголовках редакторских передовиц («Сука Путина ощенилась» и др.). Едва ли не все материалы Проханова-публициста при всей их полемичности и дискуссионности направлены к восстановлению национального культурного и исторического самосознания. Вместе с тем публицистические произведения Проханова, характеризующиеся, как правило, ярко выраженным проповедническим началом, нередко грешат многословием и высокопарностью.

Проханов постоянно обращается к различным вопросам литературы и искусства. В своих мифологических, утопических построениях Проханова опирается на опыт русской и мировой философии. Особенно близки Проханову космисты, в частности теория Н.Ф.Фёдорова. Не без влияния трудов Л.Н.Гумилева Проханов стал сторонником и пропагандистом евразийской идеи, которая кажется ему спасительной для России. В имперской, «державной» модели развития он видит реальный выход из трагической ситуации.

Все, написанное Прохановым в 1990-е - начале 2000-х, можно назвать «литературой сопротивления». Едва ли не все важнейшие события новейшей российской истории нашли отражение в романистике Проханов этого периода, характеризующийся усилением политической, идеологической составляющей.

Роман-мистерия, роман-бурлеск «Последний солдат Империи» (1993) посвящен трагическим событиям авг. 1991. Его главный герой («конфликтолог»), всю жизнь служивший государственной идее, становится свидетелем того, как один президент боролся с другим и как в результате этого рушится великая Держава. Книга о ГКЧП, о схватке «демократов» и «государственников» не вписалась в политическую и литературную атмосферу 1990-х и не получила должного внимания критики. Спустя 10 лет Проханов подготовил и издал новую редакцию романа, где многое в корне переосмыслено и где члены ГКЧП перестали быть героями.

Свой роман «Красно-коричневый» (1999), воссоздающий расстрел Верховного Совета в 1993, Проханов расценивает как «катехизис сопротивления». Однако эта попытка создать своего рода Летопись русского сопротивления не вызвала большого читательского интереса.

Если в романах начала 1990-х гг. Проханов сосредоточивает свое внимание на поляризации российского общества, на столкновениях государственников-патриотов и «демократов», либералов, то в его творчестве второй половины 1990-х видное место занимают «чеченские события». Проханов ездил в Чечню, бывал в районе боевых действий, выступал перед солдатами. «Чеченские» романы привлекли внимание как читателей, так и критиков и выдвинули Проханова в число ведущих прозаиков современной России.

Высоко оценивая реалистический, антивоенный роман Проханова «Чеченский блюз» (1998), Ю.В.Бондарев счел необходимым подчеркнуть: «...вещь очень выделяющаяся в современной прозе, незаурядная, я бы сказал, щедростью изображения, скрупулезным знанием военного быта, тщательной литературной отделкой, соединением в письме суровости и нежности. "Чеченский блюз" - сильный и мужественный роман, на мой взгляд, лучшая вещь Проханова...» (Бондарев Ю.В. Выигранное сражение // Советская Россия. 1998. №150. 22 дек. С.4).

Произведение рисует картину России конца XX в.: преступная власть, бездарная война, богатеющие мерзавцы, геноцид народа, и т.д. Но есть в нем и ненависть к разрушителям, несломленный дух, подвиги мучеников и героев, верность долгу, другу, любимой, святая вера в великое возрождение Родины. «Я писал страницы и главы, как пишут фрески, где вместо святых и ангелов - офицеры и солдаты России, а вместо коней и нимбов - "бэтээры" и танки, и кровавое зарево горящих Кабула и Грозного», - признавался Проханов (Советская Россия. 1998. № 96. 18 авг. с.3).

Второй «чеченский» роман Проханов - «Идущие в ночи» (2001) посвящен второй чеченской кампании, битве за Грозный. События осени 1999 - зимы 2000 воспринимаются в широком контексте борьбы с международным терроризмом. Весьма выразительным получился у Проханова образ журналиста Литкина, служившего по найму французского телеканала и работавшего в стане Басаева: «Он был мастер интервью с полевыми командирами, проклинавшими Россию и русских. Литкин был смел, умен, удачлив. Был любим чеченцами». Для автора «Идущих в ночи» русские и чеченцы - братья, которые должны жить вместе. Под пером Проханова души и тех, и других обитают на небесах и удивляются тому, с каким рвением они на земле истребляли друг друга.

Следующий роман «Господин Гексоген» (2001) взбудоражил общественность и оказался в центре критических баталий. Роман повествует о заговоре тайного «ордена» спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Цель заговора - смена власти в стране и спасение страны: дряхлый Истукан должен передать власть молодому Избраннику. Для достижения поставленной цели используются любые средства: убийства, изощренные кремлевские интриги, взрывы домов, провокации и т.п. Свою мрачную, эсхатологическую книгу Проханов писал «босхиански», «гротескным языком как бы инфернального, адского зрения» (Талант русской мечты. С.3), в результате получился роман-памфлет с детективным сюжетом, сюрреалистическими образами, мистической символикой, магической метафористикой, конспирологической «начинкой». Из-за обилия в нем «антигероев» перестроечных и постперестроечных лет этот роман Проханова некоторые критики сравнивают с «Бесами» Ф.М.Достоевского. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 Проханов была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

В 2003 Проханов обнародовал новый роман «Крейсерова соната», отличающийся особой политической остротой и неординарностью. Он вышел в эксклюзивном издании тиражом всего 500 экземпляров. Своему решению включить в роман в качестве иллюстраций собственные лубки Проханов нашел сюжетное объяснение: по мнению Проханова, «с помощью этой наивной красоты» герой его произведения «спасает Москву-Содом, прикладывая картины, как горчичники, к больным местам города» (Кулик Ирина. Авангард подхватил Проханова // Коммерсантъ. 2003. №170. 19 сент. С.6). Кроме того, подобное «оформление» «Крейсеровой сонаты» вполне соответствует ее лубочно-карикатурной, заостренно сатирической стилистике. Роман, в котором так много «посмодернистского», «авангардного», фантасмагорического, галлюцинаторного, «бредового», писался по горячим следам событий и с оперативностью газетной передовицы.

Из интервью Проханова известно, что у него есть замысел издать «семикнижие»: серию романов (полемических, идеологических мировоззренческих, астрологических, романов-катастроф) с одним и тем же героем - генералом Белосельцевым, которому судьба дала уникальный опыт видения и созерцания. В состав этого «семикнижия» должны войти как старые (в переработанном виде, иногда очень существенно), так и новые произведения.

Проханов писал и пишет очень много и быстро, при этом он довольно редко дает основания упрекать себя в торопливости. Слово Проханова, и художественное, и публицистическое, всегда сочно, образно, напористо и остро. Критик И.Л.Гринберг давно подметил: «Последовательность, цельность прозы Проханова так ощутима потому, что она дает себя знать не только в выборе сюжетов, не только в умонастроении писателя, но и в словесной расцветке, очень броской, энергичной, красочной» (Гринберг И.Л. [Об Александре Проханове] // Мы - молодые. Вып.3. М., 1973. С.108). В «цветистой» прозе Проханов встречается половодье метафор, мышление этого писателя насквозь метафорично. Отдельные его произведения (даже романы) следует рассматривать как своего рода суперметафоры. Говоря о стиле Проханов, критики неоднократно обращали внимание на то, что в его прозе порой дает знать о себе некоторая избыточность красок (изобразительная расточительность) и излишняя патетика, что сверхвысокая концентрация метафор нередко оборачивается у этого писателя образными перехлестами и даже искусственностью.

Во всей своей многогранной деятельности Проханов тяготеет к народным, фольклорным формам, мистике и богоискательству. Он считает себя глубоко верующим человеком, ибо с детства находился в религиозной атмосфере и имеет опыт прозрений, видений и даже богоявлений (см.: Мистический опыт Александра Проханова: [Беседа с писателем] // НГ - религии. 2003. 16 июля). В среде читателей, критиков творчество Проханова рождает диаметрально противоположные оценки: для одних он является неприемлемой, одиозной фигурой, для других - несломленным, неподкупным оппозиционным лидером, одним из ведущих совр. прозаиков.

Проханов награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», лауреат премий им. К.А.Федина (1981), Ленинского комсомола (1983), Министерства обороны СССР (1988) и др.

П.В.Бекедин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 143-147.

Далее читайте:

Александр ПРОХАНОВ. Город золотых унитазов . Глава из книги "За оградой Рублевки".

М. ЕВДОКИМОВА. О жизни и творчестве Александра Проханова . 31.03.2008 (МОЛОКО)

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Виртуоз. "Роман-газета" № 3, 2010.

Неопалимый цвет. М., 1972;

Желтая трава: Повесть и рассказы. М., 1974;

Во имя твое: очерки. М., 1975;

Отблески Мангазеи. М., 1975;

Кочующая роза: роман. М., 1976;

Время полдень: роман. М., 1977;

Место действия: роман. М., 1980;

Не ошибиться в диагнозе // Литературная учеба. 1981. №3;

Время полдень: Роман и повести. М., 1982;

Место действия: Рассказы, роман. М., 1983;

В островах охотник: романы. М., 1984;

Горящие сады: романы. М., 1984;

Ядерный щит. М., 1984;

И вот приходит ветер: роман. М., 1985;

Иду в путь мой: Политический репортаж в 2 ч. / в соавт. с Леонидом Герчиковым // Театр. 1985. №3. С.25-50;

На дальних рубежах. М., 1986;

Светлей лазури: повести и рассказы. М., 1986;

Вечный город: роман, повести и рассказы. М., 1987;

Записки на броне: роман, повести. М., 1988;

Избранное. М., 1988;

Там, в Афганистане...: романы. М., 1988;

Рисунки баталиста: роман. М., 1989;

Шестьсот лет после битвы: роман. М., 1990;

Третий тост: новеллы. М., 1991;

Последний солдат Империи: роман. М., 1993;

Дворец: роман. М., 1995;

Чеченский блюз: романы. М., 1998;

Красно-коричневый: роман. М., 1999;

Война с Востока: Книга об афганском походе. М., 2001;

Идущие в ночи: романы. М., 2001;

Последний солдат империи: [новая ред.]. М., 2003;

Крейсерова соната: роман. М., 2003;

Иду в путь мой. М., 2003.

Проханов А. Дерево в центре Кабула. Роман. (Роман-газета № 15 (949).).

Литература:

Гринберг И.Л. Краски и смысл // Москва. 1970. №2. С.218-220;

Трифонов Ю.В. Страсть постижения Родины // Проханов А.А. Время полдень: роман. М., 1977. С.283-285;

Злобин А. Место действия Сибирь // Знамя. 1979. №9. С.243-245;

Бровман Г.А. Постигая связь времен // Новый мир. 1982. №12. С.227-234;

Гусев В.И. Кто видел небо // Литературная учеба. 1982. №1. С.89-93;

Бондаренко В.Г. В сражающемся Афганистане // Огонек. 1982. №19. С.28;

Ганичев В.Н. Между прошлым и будущим // Дружба народов. 1985. №1. С.262-265;

Вирен Г. Когда приходит ветер: О романах А.Проханова // Октябрь. 1985. №4. С.197-202;

Дедков И.А. Живое лицо времени:

Очерки прозы 70-80-х. М., 1986. С.259-285;

Матулявичюс В. Романы на конвейере // Нева. 1987. №10. С.158-164;

Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М., 1988. С.70-76, 359-360;

Личутин В.В. Семьдесят лет битвы: Заметка на полях // Москва. 1989. №4. С.174-183;

Бондаренко В.Г. «Московская школа» или эпоха безвременья. М., 1990. С.142-168;

Бондаренко В.Г. Александр Проханов: Последний солдат империи. М., 1992. (Жизнь замечательных россиян);

Парамонов Б.М. Конец стиля. СПб.; М., 1997;

День литературы [Весь номер газеты посвящен 60-летию Проханова]. 1998. №2;

Господин Гексоген: Обсуждаем новый роман Александра Проханова // Завтра. 2001. №48. Нояб. С.7;

«Господин Гексоген» национальный бестселлер!: [Мнение членов жюри] // Завтра. 2002. №24. Июнь. С.7;

Трубадур Красной империи / беседу вела Екатерина Глушик // Литературная газета. 2002. №24-25.19-25 июня. С.7;

Талант русской мечты: Писатель Александр Проханов в беседе с Виктором Кожемяко // Советская Россия. 2003. №17. 13 февр. С.3-6;

Бондаренко В.Г. Пламенные реакционеры: Три лика русского патриотизма. М., 2003.

14.11.2005, Нечто о Проханове. Агент Бога

Дмитрий Галковский

[...] По своему происхождению Проханов типичный шестидесятник, причем шестидесятник лежалый, второго или даже третьего разбора. Кончил авиационный институт, юродствовал в лесничестве. Карьеру начал в 60-е годы журналистом, пытался протиснуться туда, сюда – ничего не получалось. Горизонт загораживали спинищи талантливых конкурентов.

Пришлось карабкаться по спинам – свою карьеру Проханов начал с патриотических рулад по поводу провокаций на советско-китайской границе. Рулады у журналиста получались громкие, но корявые. Однако для начала сошло. Нахрапистый литератор пролез в Союз писателей и зацепился за хлебную тему – воспевание Советской армии. Отличия от других партийных агитаторов, которым ох как не хотелось ломаться на производстве, у Проханова были.

Во-первых, он воспевал не просто Советскую армию, а современную Советскую армию. Это было сложновато. Особых успехов у героев Афганистана не наблюдалось, да и цензура обрывала крылья дубоватым литполковникам напрочь. Крылья, положим, были мушиные, летать полковники не могли. Но жужжали. Чтоб не жужжали, крылья ампутировали пинцетом: «У вас на подводной лодке погибает от радиации мичман Жовтоблоченко. Подвиг комсомольца надо изменить – не от радиации, а от пожара, и не погибает, а получает ожоги средней степени тяжести».

Во-вторых, Проханов пошел в библиотеку и выучил несколько иностранных слов. Слова были красивые, но непонятные. Например «кибертроника». Такая терминология другими советскими агитаторами не употреблялась, литературные критики заговорили об особом прохановском стиле. На стиль надо было выправить бумагу «где надо», просто так выкаблучиваться не позволялось. «Не по уставу». Похоже, Проханов бумагу выправил. По «Голосу Америки» советологи стали говорить о «соловье Генерального штаба», советском писателе-милитаристе. Кроме советологов, Проханова, естественно, никто не знал – читающей публике он был совершенно неинтересен.

После перестройки Проханов, по понятным причинам, сильно обиделся и ударился в критиканство. Переход от «соловья Генштаба», пишущего графоманские агитки на брежневском бесптичьи, к оппозиционеру эпохи «расстрела Белого дома» вполне логичен. Понятен и общий посыл, и конкретное исполнение. Исполнение шло на соответствующем прохановскому таланту уровне: милицейские свистки, хриплый лай, базарные взвизги, петушиные панегирики. Тем не менее именно в это время к нашему герою пришел читатель. В эпоху Чумака и Кашпировского народ находился на стадии непуганых идиотов. В дело годилось все, и все давало эффект. Как известно, Чумак просто молчал пять минут в эфире. Верили. Проханов в «Дне» орал. Тоже верили. В ход шли масонские шабаши, происходящие в подземелье под Останкинским прудом, агенты ЦРУ, мировая закулиса, осьминогоподобные олигархи с определенной национальностью и неопределенной половой принадлежностью.

Всему этому безобразию противостоял постепенно покрывающийся пигментными пятнами второстепенный шестидесятник. В качестве ампилоподобного визжалкина Проханов отгрыз себе уютную норку в государственном сыре, и, казалось, сидел бы в ней хозяйственной мышью до второго пришествия. Тепло, сыро, вкусно. Ешь сырок, покрывайся пигментными пятнами хоть в три слоя, да время от времени попискивай «из глубины» про ужасы ельцинского режима и мировой жидомасонский заговор.

И тут произошел необъяснимый кульбит. Мышь из сыра сделала реактивный прыжок на грудь осьминогоподобному лондонскому олигарху. С места в карьер истинно русский патриот превратился в верного друга Бориса Абрамовича Березовского, общение дошло до уровня интимного шепота и предутреннего воркования. ДРУЗЬЯ. В общем, сидит адмирал Колчак, беседует с Георгием Валентиновичем Плехановым, как лучше обустроить Россию (тоже факт).

Надо сказать, что Проханов, как положено любому журналисту, пишет графоманские стихи . Для смеха приведу образчик. Из «доберезовского периода»:

Играет Березовский в казино,
Танцует с кастаньетами Гусинский,
Потеет Ходорковский в бане финской,
Все русское добро в Манхэттен свезено.
Стоит Россия в продранной рубахе,
И держит русский голову на плахе.
Блистает в воздухе чеченская секира,
Блестит алмаз еврейского банкира.
С тех пор как у меня на сердце лед,
Мне другом стал один гранатомет.
Лети, лети печальная граната,
За Терек, за Дунай – до штаб-квартиры НАТО.

Благослови меня, владыка Иоанн,
Чтобы накрыл меня спасительный туман
И я проник к Басаеву на базу,
Что сразу возле дома ЛогоВАЗа.
И пусть враги услышат чутким ухом,
Как я пускаю преданную «муху».
Жужжи, жужжи, веселая шалунья,
Пусть враг не доживет до новолунья.
Пусть разлетится, как гнилая ваза,
Лепной дворец приемов ЛогоВАЗа.
И я исчезну, грозный аноним.
Так мы Москву от взрывов сохраним.
Пусть Березовского коснется «муха»,
И сразу у него пройдет желтуха.

Все это замечательно. Можно сказать, что Проханов – продажная сволочь, графоман и подлец, способный за энную сумму сделать что угодно и в любой последовательности. Но этому предположению есть некоторые возражения. Ведь Александр Андреевич является представителем советского истеблишмента, занимается политической деятельностью, вхож в высокие кабинеты. В СМИ он подается как «сложная противоречивая фигура». Гельман прав, кульбиты Проханова никак не выделяют его из среды столичного политического и культурного бомонда. Да и возраст 65-летнего человека, как говорится, «солидный». Очевидно, речь идет не только о рефлексах слюноотделения, но и о некоторой системе взглядов, можно даже сказать, мировоззрении. То есть Проханов может целовать руки Брежневу, орать в мегафон на митинге черносотенцев, играть в имении англороссийского олигарха в крикет и при этом оставаться самим собой. Все это лишь разные проявления одной и той же личности (и личности, на мой взгляд, не то что простой, а прямо-таки одноклеточной).

Положим Проханова на предметное стеклышко микроскопа и покрутим окуляр.

Дедом Проханова был один из активнейших членов английской резидентуры в Российской империи Иван Степанович Проханов. Господин Проханов тоже был издателем газет и журналов, за систематическую антигосударственную и антицерковную деятельность выслан царем в родную Англию. Там окончил богословский колледж в Бристоле. В 1898 году Проханов вернулся в Россию, с места в карьер развернул широкомасштабную подрывную работу. Через Бонч-Бруевича Проханов осуществлял контакты с большевиками, вскоре стал главой баптистов России и одним из шести вице-председателей их Всемирного союза.

В 1914 году как прямых пособников Германии, членов социалистических подрывных организаций и немецких шпионов Проханова со товарищи немного прижали. С согласия, одобрения и по прямому совету Англии. Дело в том, что перед войной англичане всячески провоцировали немцев на войну с Россией, большое число пробританских организаций работало с Германией в самой тесной кооперации. Но как только Германская империя купилась на покупку, ей тут же пришлось иметь дело с единым англо-франко-российским фронтом, а многочисленные пособники немцев в тылу России и Франции были заблокированы Англией за одну неделю. Могущественный прогерманский (а на самом деле пробританский) Интернационал даже не пикнул.

«VI Всероссийский съезд христианской молодежи с участием Ивана Проханова собрался в 1921 году в Твери. Едва участники приступили к намеченной программе, как 5 мая по доносу священника местного православного прихода Виноградова, пробравшегося в Тверскую Губчека в качестве следователя, были арестованы 42 участника съезда. 30 человек были вскоре освобождены, а 12 (в том числе и Проханов) переведены в лагерь принудительных работ на срок от одного до трех лет. Но через три месяца центральные власти освободили и их».

В 20-х годах агент ОГПУ Проханов активно разлагал русскую церковь, сотрудничая с «живоцерковниками». Спокойно разъезжал по Европам и Америкам. В 1928 году, находясь в Канаде, Проханов решил в СССР не возвращаться, при этом ПРОДОЛЖАЯ быть одним из наиболее активных и влиятельных советских протестантов.

В своих ЗАРУБЕЖНЫХ мемуарах Проханов, первый президент Всероссийского совета евангельских христиан-баптистов, писал:

«В основе политики большевиков в отношении религиозных организаций была свобода для всех, за исключением тех групп и священства, которые участвовали в политической оппозиции новому режиму. Одним из первых шагов советского правительства был декрет об отделении церкви от государства. В соответствии с провозглашенным декретом православная церковь теряла финансовую поддержку государства... Миллионы рублей были изъяты из церковных касс, и это подорвало средства существования Священного синода, Духовной академии и других церковных институтов. Большинство священников были удалены от служения... Таким образом, низвержение православной церкви было значительным достижением, главной базой религиозной свободы...»

Что касается Проханова-внука, то его родители были фанатичными молоканами, сам он тоже принадлежит к этой конфессии, хотя на религиозные темы высказывается туманно. Туманно, но красноречиво:

«Только редкие люди, возвращаясь к Господу, открывают перед Ним свои натруженные, изрезанные ладони, и там, среди глины, праха, мерзости, запекшейся крови, сверкнет малая частица истинно драгоценного, угодного Господу опыта. Тогда Господь Бог возьмет эту частицу, скажет своему агенту: «Спасибо, раб Божий Александр. Отдохни теперь».

Проханов вовсе не провинциальный щелкопер. Это «агент Бога», потомственный член советской элиты. Только надо понимать, кто эти Ленины, Сталины, Аллилуевы, Литвиновы, Алексеи Толстые, Чуковские, Замятины, Капицы и тутти кванти. Это ориентирующиеся на Англию КОЛЛАБОРАЦИОНИСТЫ, захватившие власть в результате страшной катастрофы 1917 года. Новая элита России – элита вполне демократичная. Стать прислужником Лондона можно по своей инициативе. Шустрый Борис Абрамович дорос до такого уровня предательства сам. А вот Проханов… Проханов – национал-предатель ПОТОМСТВЕННЫЙ. Работает он не из-за денег. Деньги он любит, деньги ему нужны, деньги у него есть. Но не хлебом единым. Проханов – это религиозный сектант. На первый взгляд секта, к которой он принадлежит, вполне космополитична. Но это только на первый взгляд. На самом деле она оплачивается и направляется Лондоном, а направление это вполне антирусское.

Сам по себе баптизм никаким криминалом не является. Но, будучи членом протестантской религиозной общины, Проханов свою веру скрывает и параллельно распространяет шовинистическую клевету, выставляя русских ксенофобами и азиатскими фанатиками, расшибающими лоб в особой «византийской церкви». В своей газете Проханов опустился до того, что опубликовал икону с изображением Сталина. Баптисты иконы отрицают, над иконами смеются, считают идолопоклонством. Но проклятые русские в упор не видят Света Истины. Вместо духовных радений в культурной европейской церкви они поклоняются крашеным доскам. Так вот тебе, азиатский Ванька, Сталин. Молись. Есть еще евразийство, зороастризм, Велесова книга, экстрасенсорика и биоэнергетика. Все это в молоканской лавке Проханова шевелится и ползет. Налетай-покупай «Завтра», газету русских националистов.

Проханов-то, сдается, постарше и посолиднее скороспелки Березовского. Скороспелок консервативные англичане не любят. А вот иуду ПОТОМСТВЕННОГО в дело взять могут сильно, доверить многое. Так что в возникшем на глазах у ошарашенной публики тандеме Березовский – Проханов еще неизвестно, кто старший.

Кстати, а каковы религиозные взгляды прохановского подельника? В свое время аккуратный Борис Абрамович решил поставить себе христианский апгрейд. Мол, Лоуренс Аравийский принял ислам, а я приму православие. Ибо человек серьезный (кстати, несерьезный). Принял. Какое это было «православие», читавшим во ВЗГЛЯДе о Савве Морозове и Дугине догадаться несложно.

В заключение позволю себе – на правах лично знающего Проханова – дать Александру Андреевичу небольшой совет. Поскольку Профанов, пардон, Проханов, как и все баптисты, любит лозунги, сформулирую свой совет кратко: «Чемодан! Вокзал! Англия!» Все рассчитано было хорошо, действовали Вы правильно. Ошибка лишь в одном. Россия не Румыния. Страна наша глупая, но за 20 лет интеллектуальной свободы русские выросли сильно. Пока, повторяю, они еще гораздо глупее цивилизованных народов Европы. Но растут русские быстро, учатся. У них есть великое прошлое. Многое достаточно не выучить, а только вспомнить. Так что чемоданчик-то, иуда английская, собирай… Не торопясь, потихонечку. Время еще есть. Но выйти оно может очень скоро. Русские долго запрягают, но быстро ездят. Могут и прокатить. С ветерком.

Предки Александра Проханова были высланы из России в Тбилиси еще во времена Екатерины II. Именно там будущий писатель и появился на свет 26 февраля 1938 года, однако жить в родном городе не остался. После окончания школы он поступает в Авиационный институт города Москвы, который оканчивает в 1960 году. После работает инженером НИИ, а писать стихи и прозу начинает еще на последнем курсе обучения в институте. С 1962 года и последующие два года устраивается на работу в Карелию, лесником. Также занимается туристическим бизнесом (работает проводником по Хибинам). Впрочем, чем бы Проханов не занимался, на первом месте для него всегда была литература – он очень любил читать.

С 1968 года начинает работать в составе коллектива «Литературной газеты», а в 1970 году трудится корреспондентом для нее же в Афганистане, Камбодже, Никарагуа, Анголе и многих других местах. Именно Проханов стал первым репортером, который описал события Даманского острова, когда там произошел советско-китайский пограничный конфликт.

1972 год принес Проханову членство в СП СССР. Этот период стал для него больше рабочим, чем творческим – активно публиковаться Александр начинает лишь с 1986 года, первые его публикации появляются в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия» и в «Литературной газете». В 1989 году его назначают на пост главного редактора в журнале «Советская литература», а в декабре 1990 года Проханов начинает выпуск собственной газеты «День», в которой также состоит главным редактором.

Сентябрь 1993 года стал для Александра Проханова непростым временем. В этот период в его газете появляется публикация, открыто обвиняющая Бориса Ельцина в антиконституционных действиях и называющая их государственным переворотом. Сам Проханов открыто заявляет, что поддерживает ВС РФ. Неудивительно, что вскоре, после танкового расстрела парламента, Министерство юстиции РФ запретило издавать газету «День». Более того, ОМОН разгромил редакцию газеты, избил всех находящихся на рабочих местах сотрудников, уничтожил все принадлежащее ей имущество и архивы. Еще два номера уже запрещенной на тот момент газеты все же были подпольно выпущены, правда, в Минске и под видом спецвыпусков газеты коммунистов «Мы и время». Проханов недолго сокрушался по поводу разгромленной в пух и прах редакции и уже в сентябре 1993 года читатели увидели выпуск его новой газеты «Завтра», в которой он так же является и владельцем, и главным редактором.

Во время президентских выборов в 1996 году Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру Геннадия Зюганова, представителя КПРФ. Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, но ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений. Когда в 1999 году в России взрываются жилые дома, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, открыто обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в виде литературного произведения в романе «Господин Гексоген», за который Проханов в 2002 году получил премию «Национальный бестселлер».

Александр Проханов женат, у него есть два сына и дочь. Помимо многогранной литературной деятельности, увлекается рисованием, создавая работы в стиле примитивизма. Является увлеченным коллекционером бабочек, на сегодняшний день в его коллекции представлено более трех тысяч экземпляров этих насекомых. Его литературный стиль – оригинальный, колоритный, подчеркнуто индивидуальный – обеспечивает неизменный успех всех вышедших литературных произведений.

Алекса́ндр Андре́евич Проха́нов (р. 1938) - советский и российский политический деятель, писатель, публицист. Член секретариата Союза писателей России, главный редактор газеты «Завтра».

А. А. Проханов родился 26 февраля 1938 года в Тбилиси. Предки Проханова, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. В 1960 году Проханов окончил Московский авиационный институт, работал инженером НИИ. На последнем курсе вуза стал писать стихи и прозу. В 1962-1964 гг. работал лесником в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя А. П. Платонова, увлёкся В. В. Набоковым. С 1970 года работал корреспондентом «Литературная газета» в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе и в других местах. Проханов первый в 1969 году описал в своём репортаже события на острове Даманский во время советско-китайского пограничного конфликта. В 1972 году Проханов становится членом СП СССР. С 1986 года активно публикуется в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете». С 1989 по 1991 год Проханов работает главным редактором журнала «Советская литература». В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где также становится главным редактором. В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова.

Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП. В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал ВС РФ. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время». В ноябре 1993 года Проханов регистрирует новую газету - «Завтра» и становится её главным редактором. На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова, в 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных.

Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тыс. экземпляров). Женат, имеет двух сыновей и дочь. Награждён государственными наградами СССР.

С конца 1960-х Проханов в качестве специального корреспондента «Литературной газеты» посетил различные «горячие» точки в странах Латинской Америки, Анголе, Мозамбике, Кампучии, Эфиопии, Афганистане и др. В своих многочисленных очерках и репортажах Проханов описывал события, свидетелем которых он стал.

В декабре 1990 года Проханов выступил основателем и стал главным редактором еженедельной газеты «День», имевшей подзаголовок «Газета духовной оппозиции». 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями. Однако 5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

Первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Олене», «Семье и школе», «Сельской молодёжи». Особо успешным стал рассказ «Свадьба» (1967). Во второй половине 1960-х очерки и репортажи Проханова привлекают внимание читателей в СССР.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (1971) вышла с предисловием Юрия Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность». Сборник «Иду в путь мой» изображает русскую деревню с её обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», о проблемах советской деревни. В том же году при содействии Ю. В. Трифонова Проханова принимают в Союз писателей СССР. С 1985 Проханов - секретарь Союза писателей РСФСР.

В начале 1970-х Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др. В 1974 вышел второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава».

Основой первого романа «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, стали впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. В этом и в трёх последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов обращается к актуальным проблемам советского общества.
«Горящие Сады»

С начала 1980-х писатель начинает работать в жанре военно-политического романа, материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. Романы-путешествия «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник…» «Африканист», «И вот приходит ветер» образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по следам событий и характеризующуюся напряжённым развитием сюжета.

Позднее Проханов вновь обращается к афганской теме. Главным героем романа «Рисунки баталиста» (1986) является художник Веретенов, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат, и которому хочется увидеть сына-военнослужащего. В романе «Шестьсот лет после битвы» (1988) рассказывается о демобилизованных солдатах, служивших в Афганистане.

В 1970-90-е он создаёт несколько заметных рассказов и новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кандагарская застава» (все - 1989) и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А. П. Чехова. В 1989-1990 годах Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языках и распространявшегося более чем в 100 странах мира.

В 2002 году роман Проханова « », где он художественно отображает версию о вине российских спецслужб во взрывах жилых домов в России в 1999 году, получает премию «Национальный бестселлер». «Господин Гексоген» привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п.

Стиль Проханова часто считают оригинальным, колоритным, подчёркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу. Однако по мнению немецкого слависта Вольфганга Казака, для произведений Проханова характерна «банальная, слащавая манера письма, основанная на бесстыдной лжи и перенасыщенная дешёвыми украша­ющими эпитетами». Определённо реалистичные действия и события соседствуют с вещами совершенно фантастического толка (в романе «Господин Гексоген» один из олигархов (возможно, схожий с Березовским), попав под капельницу в больнице, истаивает и исчезает в воздухе; Избранник (возможно, схожий с Путиным), попросившись управлять самолётом наедине в пилотской кабине, исчезает, превратившись в радугу).
Ярко прослеживается симпатия к христианству, России и всему русскому, неодобрение к капитализму.

Из цикла: беседы с известными людьми.

Советский и российский писатель, сценарист, публицист, общественный деятель.

Член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982). Кавалер орденов «Красного Знамени», «Трудового Красного Знамени» (1984), «Знак Почёта» и «Красной Звезды».

Родился 26 февраля 1938 года, в Тбилиси. Предки, молокане, с Тамбовщины попавшие в Закавказье.

Его дед был родным братом Ивана Степановича Проханова — лидера Российского баптистского движения, основателя и руководителя Всероссийского Союза Евангельских Христиан (1908-1928) и вице-президента Всемирного баптистского альянса (1911), эмигрировшего из России в 1928 году.

Сын его, Ярослав Иванович, известный ботаник, был арестован в 1938 году по статьям 58-10 и 58-11 (контрреволюционную деятельность), но сумел договориться о передаче очень большого наследства, которое оставил ему за границей умерший в 1935 году Иван Степанович.

*И тогда можно было договориться. Чего уж там. Было бы за что.

И таким образом в 1939 году был освобождён, с него сняты все обвинения, хотя преследования и в дальнейшем продолжались уже из-за того, что он, будучи учеником Н. И. Вавилова, продолжал пропагандировать классическую генетику.

Александр Андреевич окончил московский авиационный институт в 1960-ом, но уже на последнем курсе института стал писать стихи и прозу. Проработав после института инженером в НИИ два года, ушёл в лесники в Карелию, водил туристов в Хибины, участвовал в геологической экспедиции в Туве.

*Так сказать набирался житейского и писательского опыта. Везде понемногу.

В 1968 году начал работать в «Литературной газете» и первым в своём репортаже описал события на острове Даманский во время советско-китайского конфликта в 1969 году. С 1970 году передаёт репортажи, будучи корреспондентом в Афганистане, Никарагуа, Камбодже, Анголе. В 72-ом становится членом СП СССР (ему было 34 года) и продолжает публиковаться в «Литературной газете», в журналах «Молодая Гвардия» и «Наш современник». Кроме того два года работает главным редактором журнала «Советская Литература» (1989-1991).

В КПСС не вступал.

В декабре 1990 он создаёт свою газету «День», где становится главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета стала одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов и регулярно выходила до октябрьских событий 1993 года, после чего была закрыта властями.

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова. Во время августовского путча Проханов поддерживает ГКЧП.

В сентябре 1993 года выступил в своей газете против антиконституционных действий Ельцина, называя их государственным переворотом, и поддержал ВС РФ. После танкового расстрела парламента газета «День» была запрещена Министерством юстиции. Редакция газеты подверглась разгрому ОМОНом, её сотрудники были избиты, имущество и архивы были уничтожены. Два номера уже запрещённой к тому моменту газеты были подпольно напечатаны в Минске как специальные выпуски коммунистической газеты «Мы и время».

*Как видите опыт у Проханова политической борьбы уже был большой.

5 ноября 1993 года зять писателя А. А. Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов. Ряд организаций обвиняют газету в публикации материалов антисемитского характера.

На президентских выборах 1996 года Проханов поддерживает кандидатуру кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова. В 1997 году становится соучредителем Агентства патриотической информации. Дважды - в 1997 и 1999 годах подвергался нападениям неизвестных.

В 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген», где он художественно отобразил версию об организации взрывов жилых домов в России в 1999 году спецслужбами России, получает премию «Национальный бестселлер».

Увлекается рисованием в стиле примитивизма. Коллекционирует бабочек (в коллекции более 3 тысяч экземпляров).

Женат, имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей - публицист Андрей Фефёлов.

*Так коротенько о биографии А. А. Проханова, в которой прослеживаются гены родни, характер самого журналиста и его жизнь во все три периода времени, что протекали у нас на глазах.

А теперь, собственно, само интервью с Александром Андреевичем. Мои примечания курсивом.

«СССР был уникальным проектом. Советское можно копировать, но всё же лучше строить что-то своё».

А. А. Проханов

Размышления А. Проханова на страницах «АиФ» №15 2014 год. Записал Виталий Цепляев.

О русской силе.

Если российская государственность продолжит усиливаться, то и наше геополитическое пространство будет расширяться. И не обязательно мы должны включать какие-то новые земли, как Крым. Объединение русского мира можно делать и без танковых колонн и без подразделений спецназа.

К примеру, Союзное государство Россия и Белоруссия.

Кудрин (экс-министр финансов) говорит о 150-160 миллиардах долларов, которые могут утечь из страны в 2014 году. Это в связи с присоединением Крыма.

Но цена, которую мы заплатили за присутствие «кудриных» в нашей политике исчисляется в триллионах долларов.

*Не получится создавать какой-то отдельный «славянский мир» Александр Андреевич. Если бы «славянский базар» я бы согласился. И с названием тоже. Вы ж посмотрите, сколько национальностей и конфессий существует бок о бок на территории РФ. И сколько въезжающих в РФ не славян на время, на ПМЖ, неофициально

К примеру, армяне в своём государстве – христиане, но они на 99,9% — армяне. Азербайджан, отделившись и став мусульманской страной, вроде терпимо относится к русскоязычному населению. Но пусть попробует армянин, хоть в единственном числе, или ещё кто-то, другой национальности и в массовом порядке, приехать туда на заработки…

А теперь после примеров, прикиньте, сколько субъектов этих наций проживают на территории РФ. Официально, неофициально, временно, постоянно…

Насчёт же типов вроде «кудриных» согласен. Столько их было, что одной заработной платы, что им давали будет на много миллионов.

О «сердюковщине».

«Сердюковщина» стала понятием нарицательным, как «смердяковщина» Достоевского.

*Все возмущены, все понимают губительность существующей в России «сердюковщины», а сделать что-либо на основании закона не могут. Значит, есть такие силы в государстве, которые стоят выше закона. А это только те, кто их придумывает и те, кто их утверждает.

О точках развития.

«Первое, чем нужно заняться – оборонка…

Модернизация ОПК (оборонно-промышленный комплекс) потянет за собой модернизацию целых сфер жизни, всей среды обитания»

«Второй суперпроект связан с землёй. Возможно, сейчас мы перестанем приобретать модифицированные западные продукты, вспашем свою русскую пашню и заведём свой скот.

И Россия станет цветущей ультрасовременной аграрной державой.

*С этими двумя наиважнейшими направлениями я согласен целиком и полностью. Только добавлю, что все границы: наземные, морские и воздушные должны опять быть закрыты «на замок». Хотя бы временно, а для нежелательных лиц и компаний, возможно, и навсегда.

Иначе наша постоянная расхлябанность, заложенная в генах дружелюбность, лень и «короткая память» могут привести к постоянному проникновению на территорию страны чуждых элементов, вредителей, и не только незаконным путём.

А насчёт вспашки не забыть бы опыт целины 50-х годов прошлого века. Чтобы не получить после грандиозных успехов первых лет целины, падение урожаев и восстановления земель до пахотного состояния в течение полутора десятков лет.

О символах СССР.

Возвращение ГТО, ССО, звание героев Труда, ВДНХ – это косметика, копирование образцов. Советский стиль уникален, его воспроизвести невозможно!

Мы переживаем период мощного исторического творчества, когда вновь создаётся государство Россия. Начиная с 1991 года его по существу не было.

«Вместо государства была липкая, мерзкая, отвратительная лужа, в которой сидело пьяное чудовище. На месте этой лужи ничего и никогда не должно было вырасти».

А мы — опять вырастаем!

И каждая грань вновь растущего кристалла должна иметь новое название. История не может двигаться вспять.

*История и не движется вспять. Она повторяется. Ладно, когда несколько поколений прошло, а то даже на памяти одного поколения.

О нашей миссии.

Всех достал золотой телец с его гегемонией денег, с приматом мерзкой банковской математике. Люди хотят взлёта, хотят чуда…

И Россия, пусть порой в жёстких формах, приближает надежды людей.

Путин упрекнул Запад, что тот всё больше становится похож на Содом, поправ христианские ценности.

В то же время, несмотря на то, что в России есть дикое расслоение, есть прощённый Сердюков, есть грабёж страны со стороны мздоимцев-чиновников, есть столько всяких сук, место которым на суках, Путин взял на себя миссию сбережения христианских ценностей.

И это огромное мировоззренческое движение вселяет надежду, что с Россией всё будет в порядке.

*Возрождение ценностей, это многие россияне, Александр Андреевич, приветствуют. Только вот почему одних христианских. И не получилось бы, что под «шумок» христианство начнёт занимать всё более важное место в политике государства российского. Заодно богатея, наглея, используя своё влияние на умы. А это ведь тоже опасно. Не так всё хорошо у православия, как хочется видеть тем, кто всё больше склоняются к вере.

И, последнее.

«Мои книги – лаборатория, где я формировал свои представления о русской истории и русском мессианстве. Все эти романы о государстве Российском. Я ездил по стройкам и заводам, по нефтяным полям, писал о походах ядерных лодок. Испытывал восторг от побед моего государства и ощущал тоску, когда оно вдруг упало и разбилось.

Но сегодня я вижу, что моё государство возрождается, и снова пишу об этом.

Роман, который я завершаю, описывает всё то, что предшествовало крымским событиям. Такое «предкрымье»…

*Чувствуется, какая ностальгия? Это не упадок сил, и не разочарование в конце пути. Это правдивое изложение своих мыслей без намёка на «пиар». Зачем ему, уже давно известному писателю, нужен «пиар»?

Послесловие.

В дополнение к вышеизложенному хочу вам показать небольшую информацию о том, как на Проханова за статью «Певцы и подлецы» в газете «Известия» от 17 августа 2014 года и на саму газету подан в суд иск.

МОСКВА, 28 октября - РИА Новости. Лидер рок-группы «Машина времени» Андрей Макаревич (р.1953), если выиграет суд у «Известий» и писателя Александра Проханова, планирует потратить деньги на благотворительность.

«…Андрей Вадимович подал в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчики - газета «Известия» и писатель Александр Проханов, чьи комментарии были особо возмутительны», - рассказал Чернин (секретарь Макаревича). По его словам, иску предшествовала переписка с главным редактором. «Мы требовали опровержения, газета отказалась его разместить, и тогда пришлось подать иск в суд», - добавил пресс-секретарь.

«В публикации утверждается, что Макаревич дал концерт в Славянске в украинской воинской части, но на самом деле он выступал в лагере беженцев в городе Святогорск», - уточнил Чернин.

По словам Чернина, если музыкант выиграет дело, то все деньги он перечислит детям-беженцам, пострадавшим от военных действий на Украине.

*Кстати денег затребовал Макаревич за свою честь, достоинство и деловую репутацию в количестве – 1 000 000 рублей.

Отыграл по суду 500000 рублоей, но писатель подал аппеляцию в Мосгорсуд на решение Савеловского суда города Москвы.

Так у меня вопрос к читателям, которые прочли этот выпуск «Разговоры с известными людьми» до конца:

Не кажется ли вам, что такой «базар» среди творческой интеллигенции абсолютно не ведёт к «славянскому Миру» и миру вообще?

А вот на «мозги» масс действуют отрицательно, показывая, кто есть кто?!

Мои выводы.

Я склоняюсь к мысли, что гены, знание человеком о своих родичах с детства, размышления, дают в конце концов то развитие личности, в которой присутствуют черты его пра- пра- родичей. Но вот как использует личность в дальнейшем всё это, дело отдельно каждого. На пользу окружающим или только себе, что в итоге получаем мы, окружающие, от таких личностей – это вопрос?

В данном случае я не могу сказать, что личность Проханова, его биография и творчество может отрицательно подействовать на умы окружающей среды. И он всё же занимает достойное место в среде части творческой интеллигенции, к словам которой можно и прислушаться…

Или хотя бы взять на ум.

Алтаич

с. Алтайское