ШКОЛА ГЕЛУГ (dGe Lugs)(Добродетельные)

Возникновение школы

Эта школа была основана прославленным ученым Цонкапа Лобзанг Трагпа (Tsong Kha Blo bZang Grags Рa, 1357-1419). Он построил монастырь Гаден (dGa" lDan) в 1410г. и вначале школа была известна как Гаденпа, а затем она стала называться Гелугпа.

Монастырь Кубум (sKu "Bum)

Монастырь расположен в провинции Амдо на востоке Тибета, на месте рождения Цонкапы . Он был построен по совету и с благословения третьего Далай Ламы, Сонам Гьямцо (bSod Nams rGya mTsho, 1543-1588), и является местом пребывания для 3700 монахов. Он имеет три отделения. Одно из отделений медицинское, а другие два для изучения и практики сутры и тантры.

Монастырь Траши Гоманг (bKra Shis sGo Mang)

Этот монастырь был построен в 1710 году Джамьянг Жедпа Нгангванг Цондру ("Jam dByangs bZhag Рa Ngag Bang brTson "Grus, 1648-1721), учеником пятого Далай-ламы. Он расположен в провинции Амдо на востоке Тибета, и является местом пребывания для 3700 монахов. Многие великие ученые вышли из этого монастыря, например, такие как Гонгтханг Тенпаи Дронме (Gong Thang bsTan Рa"i sGron Me). Монастырь имеет четыре отделения: один для сутры, два для тантры и один для медицины.

Монастырь Гонлунг (dGon Lung)

Этот монастырь был построен Доньё Чокьи Гьямцо (Don Yod Chos Kyi rGya mTsho) в провинции Амдо, в восточном Тибете, в 1592г. Из этого монастыря, великие Чангкья (Chang sKya) и Тхукван (Thu bKvan) - инкарнации, распространяли учения Гелуг в Монголии и в некоторых частях Китая. В этом монастыре многие Буддийские тексты были переведены с Тибетского на Монгольский и Китайский языки.

Монастырь Риво Гегьюлинг (Ri Bo dGe rGyas Gling или Ta Khu Ral)

Этот монастырь был расположен в Хал Хе, внешней Монголии, и был основан первым Джецун Дампой , Лобзанг Тенпаи Гьялценом (rJe bTsun Dam Рa, Blo bZang bs Tan Рa"i rGyal mTshan, 1635-1723), который был инкарнацией Таранатхи. Джецун Дампа был высшим ламой в Монголии и занимал уровень, по степени сравнимый с Далай Ламой в Тибете. Этот монастырь был его резиденцией. Он имел 27000 монахов и одиннадцать отделений.

Кроме этого, также существовали сотни больших и малых монастырей Гелуг в Монголии, вплоть до прихода коммунистов. Можно добавить также то, что до 1949 года существовали некоторые монастыри Гелуг в Китае.

Доктрина Гелуг

В основном, Гелугпы придерживаются философской традиции Мадхьямака Прасангики, и главным образом они применяют метод практики, которому учил Атиша в системе Кадамп . Их тантрические учения относятся к Новым Переводам тантр - это: Крияйога Тантра , Чарьяйога Тантра , Йога Тантра и Ануттарайога Тантра . Метод школы Кадамп , может быть обобщен в следующем отрывке:

Принимать все доктрины (Будды) как инструкции, понимая, что все эти инструкции являются главным путём (или частью пути), который ведёт человека к достижению Состояния Будды, и практиковать три стадии пути (высший, средний и низший) в соответствии со способностями.

Гелугпа подчеркивают учения о взаимозависимом возникновении как доказательство того, что все вещи пусты и свободны от концептуализации. В соответствии с доктриной о взаимозависимом возникновении - все феномены не имеют собственной природы и возникают на основе взаимозависимых причин и условий. Таким образом, феномены - пусты, в том смысле, что лишены собственной природы и не функционируют независимо друг от друга.

Гелугпа практикуют и сутру и тантру в соответствии с методом "Ступеней Пути", которые являются постепенными методами, начиная с Предварительных Практик и кончая Совершенством Запредельной Мудрости. В своих тантрических практиках, они используют две стадии (Rim gNyis): Развитие (bsKyed Rim) и Совершенство (rDzogs Rim). Посредством использования этих методов, они реализуют пустотность, через спонтанно возникающее блаженство и достигают полностью совершенного Состояния Будды.

Школа Гелуг делает особенный упор на глубоком и интенсивном изучении Буддийских трактатов. Для изучения сутр, в основном используются приведенные далее тексты:

  • Ньяя (логические) тексты Дигнаги и Дхармакирти,
  • Праджнапарамита Майтринатхи или Асанги,
  • Тексты Мадхьямаки Нагарджуны или Чандракирти,
  • Абхидхарма Васубандху и Асанги, и
  • текст Виная Гунапрабхи.

Кроме оригинальных текстов, изучаются множество комментариев Индийских и Тибетских учёных. Например, только в монастыре Дрепунг, каждый Трагцанг (отделение) имеет различные Йигча (комментари текстов), написанные Гелугпинскими учеными в этих же Трацангах. Изучение оригинальных текстов, происходило на основе этих комментариев. Далее следуют тантры, которые обычно изучались: Гухьясамаджа , Чакрасамвара , Ваджрабхайрава , Хеваджра , Калачакра и Ваджрайогини .

Последующие цитаты из работ Цонкхапы делают указания на основные пункты учения Гелуг. В Дрангне Легше Ньингпо (Drangs Nges Legs bShad sNying Рo) он говорил:

Посредством утверждения неизбежности взаимозависимого возникновения самсары и нирваны,

Уничтожь все характеристики-концептуализации; Благодаря подобным Луне учениям Чандракирти, Когда ум подобный саду Кумуда и глаза открылись, Посредством видения пути показанного Буддхапалитой, Кто (тогда) не будет придерживаться превосходной философии Нагарджуны, как высшего?

В Ламцо Намсум (Lam gTso rNam gSum - Три Главных Аспекта Пути), он сказал:

Если ты не имеешь мудрости понимания природы (истинного состояния), Даже, если ты имеешь опыт отвращения от самсары и зародил Бодхичитту, Ты не сможешь отсечь корень самсары; Так постарайся понять взаимозависимое возникновение (пратитьясамутпада). Кто бы не видел, что функционирование причины и результата, Во всём существующем в самсаре и нирване - неизбежно, И (кто) разрушает все концептуализации,- Входит на путь "Нравящегося Будде". Пока ты видишь два - Явления, неизбежность взаимозависимого возникновения, И пустотность, не-утверждение (её существования), как отдельные (друг от друга), Ты ещё не понял взгляда Будды. Когда в один момент без всякого сомения, Ты поймешь, что взаимозависимое возникновение - неизбежно, Это уничтожит все цепляния за объекты концепций; Тогда анализ Даршаны (взгляда) будет завершон.

Истоки Гелуг
Непосредственным источником вдохновения для традиции Гелуг стала традиция тибетского буддизма Кадампа, родоначальником которой является индийский учитель Атиша.

История буддизма изобилует выдающимися наставниками, одним из величайших из которых по праву считается Цонкапа. Сочетая в себе совершенство йогической реализации с несравненной учёностью, он решительным образом реформировал буддизм у себя на родине, чем не только спас его от деградации, но и сохранил для будущих поколений последователей Будды во всём мире. Он вошёл в историю не только благодаря своим духовным и интеллектуальным достижениям, но и благодаря необычайной доброте к тибетскому народу.

Традиция гласит, что в одной из своих предыдущих жизней Чже Цонкапа, будучи маленьким мальчиком, поднёс Будде Шакьямуни хрустальные чётки и взамен получил от него раковину. Обратясь к своему ученику Ананде, Будда предрёк, что мальчик переродится в Тибете и сыграет ключевую роль в возрождении его Учения - Дхармы. Будда добавил, что при посвящении мальчик получит имя Сумати Кирти, то есть, по-тибетски, Лобсанг Драгпа.

Цонкапа, которого в Тибете почтительно называют Чже Ринпоче («Досточтимый и Драгоценный»), никогда не похвалялся личными духовными свершениями, и о глубине его медитативного опыта свидетельствовали лишь его случайные оговорки. Однако он не скрывал своих близких отношений с Буддой Манджушри, от которого напрямую получал наставления и которого мог видеть так же отчётливо, как и любого обычного человека. Кьябже Пабонгка Ринпоче, выдающийся учитель нашего времени, называл ламу Цонкапу «Царём Дхармы трёх миров»; так же его почитали и другие тибетские мастера прошлого и настоящего. В литературе школы Гелугпа имя Цонкапы обычно предваряется титулом «Всеведущий Наставник».

Рождение Гелуг
Одной из главных целей письменных трудов, учений и практики Чже Цонкапы была реформа тибетского буддизма. Его очень беспокоили нарушения монашеской дисциплины, которые к тому времени стали обычным явлением в монастырях Тибета, неверные толкования Дхармы, а также деградация тантрической практики. В особенности он критиковал распространившиеся среди тибетских тантриков сексуальные практики, что, по его мнению, было несовместимо с высокими монашескими идеалами, о которых учил Будда.

Частично реформы, задуманные Цонкапой, были направлены на создание новой традиции, которая, подобно её основателю, уделяла бы большое внимание строгому следованию правил Винайи, всестороннему изучению буддийской философии и тантрической практике, соответствующей монашеским обетам. Название основанной им школы - Гелуг - в переводе означает «Добродетель» и в полной мере отражает намерения родоначальника этой системы.

Особенности традиции Гелуг
В традиции Гелуг особое внимание уделяется нравственности, монашеская дисциплина рассматривается как идеальная основа для религиозного образования и практики.

Вследствие этого подавляющее большинство гелугпинских лам - монахи, а наставник-мирянин в этой традиции большая редкость.

Кроме того, в традиции считается, что серьёзная философская подготовка является необходимой предпосылкой для эффективной медитации, а, следовательно, как тантра, так и сутра подвергаются всестороннему анализу в ходе философских диспутов.

Как правило, учебный план в программе монастырского образования охватывает пять главных дисциплин: свод сутр о совершенстве мудрости (Праджняпарамита), философию Срединного Пути (Мадхьямика), теорию познания, феноменологию и монашескую дисциплину (Винайя). Эти предметы подлежат тщательному изучению с помощью диалектического метода, с использованием индийских текстов, а также индийских и тибетских комментариев к ним. При этом в каждом монастыре чаще всего используются свои учебные пособия. Обучение занимает от 15 до 20 лет. По завершении этого курса монаху присваивается учёная степень геше (доктора буддийской философии), одного из трёх уровней: Дорампа, Цогрампа или Лхарампа, из которых наивысшей считается последняя.

Впоследствии по своему желанию геше может поступить в один из тантрических колледжей и таким образом завершить своё формальное обучение, или вернуться в свой монастырь в качестве преподавателя, либо поселиться в уединении для интенсивных занятий медитацией.

Монах, завершивший обучение и удостоенный степени геше, считается полностью квалифицированным и авторитетным духовным мастером, достойным преданности и уважения последователей.

Учёные Гелуг
Школа Гелуг породила целую плеяду выдающихся религиозных лидеров, людей, воплотивших в себе провозглашённые Чже Цонкапой идеалы учёности и медитативной практики. Среди них был великий учёный Джамьян Шепа (1648-1721), автор наиболее влиятельных в Гелугпе философских комментариев, и его реинкарнация Гончок Джигме Вангпо (1728-1791), известный такими трудами, как «Драгоценная гирлянда учений» и работа об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях под названием «Изложение Уровней и Путей, Прекрасное украшение Трёх Колесниц».

Среди других значимых для традиции фигур - Джангья Ролпе Дордже (1717-1786), написавший фундаментальный труд «Изложение философских учений»; Нгаванг Пелден (род. 1797), перу которого принадлежит авторитетный комментарий на «Обширное изложение учений» Джамьяна Шепы; а также известный учёный Пабонгка Ринпчоче (1878-1941).

Монастыри Гелуг
Цонкапа учредил ежегодный религиозный фестиваль, который с тех пор проводится в начале Тибетского Нового Года (Лосар). Большой молитвенный фестиваль, или Монлам Ченмо, и по сей день отмечается в Тибете и тибетских общинах в других странах и является одним из основных религиозных праздников года.

После празднования первого Монлама несколько учеников Цонкапы, заботясь о здоровье своего наставника, попросили его сократить количество путешествий. В то время ему было пятьдесят два года. Они предложили построить для него монастырь, и он согласился. Цонкапа обратился с молитвами к образу Будды Шакьямуни относительно места для строительства монастыря и получил указание построить его возле Лхасы, в местечке Дрокри. Монастырь получил название Ганден (Тибетский перевод санскритского «Тушита») - легендарная обитель Будды Майтрейи. Цонкапа прибыл на место будущего монастыря с одним из своих учеников - Гендун Друбом (1391-1474), который посмертно был признан Первым Далай-ламой. Гендун Друб поручил двум другим ученикам руководить строительством, и основные здания монастыря были возведены за год. Официально монастырь открылся в 1409 году.

Позже Ганден, который был поделён на два колледжа - Шарце и Жангце, превратился в огромный монастырский комплекс, в котором проходило обучение до четырёх тысяч монахов.

Затем в 1416 году Джамьян Чодже Таши Пелден основал монастырь Дрепунг. Было время, когда в нём имелось семь отделений, но позже они слились и образовали четыре: Лоселинг, Гоманг, Деянг и Нгагпа. В наши дни существуют лишь два: Дрепунг Лоселинг и Дрепунг Гоманг.

Другой духовный последователь Цонкапы Джамчен Чодже Шакья Йеши основал монастырь Сера в 1419 году. Сера первоначально состоял из пяти колледжей, которые впоследствии объединились в два - Сера-Дже и Сера-Ме.

Гьялва Гендун Друп, Первый Далай-лама, в свою очередь, стал основателем монастыря Таши Лхунпо в Шигацзе в 1447 году. Позже этот монастырь стал резиденцией Панчен-лам, которые являются вторыми по значимости духовными иерархами Гелуг.

Нижний тантрический колледж Гьюме был учреждён Чже Шерабом Сенгье в 1440 году, а Верхний тантрический колледж Гьюте основал Гьючен Кунга Дондуп в 1474 году.

В расположенных в окрестностях Лхасы монастырях Ганден, Дрепунг и Сера в период их расцвета обучалось более пяти тысяч монахов в каждом. При этом, по меньшей мере, по пятьсот человек получали духовное образование в тантрических колледжах. В эти учебные заведения стекались юноши из всех трёх провинций Тибета, чтобы получить в них монашеское образование и заняться духовной практикой.

Ганден, Дрепунг и Сера стали тремя главными монастырями школы Гелуг и на протяжении столетий служили оплотом всей линии преемственности традиции Цонкапы. В 1959 году в монастыри вторглись китайские войска, а Ганден был практически полностью разбомблён. Однако традиция Гелуг продолжает динамично развиваться даже после изгнания тибетцев из родной страны. Основные монастыри - Сера, Дрепунг Лоселинг, Дрепунг Гоманг, Ганден и Ташилумнпо, - а также тантрический колледж Гьюме, были восстановлены в Индии, в различных тибетских поселениях в Карнатаке. Тантрический колледж Гьюте вновь открылся в Бомдиле, штат Аруначал Прадеш.

] Традиция Гелуг сегодня
Традиция философского и медитативного образования, основанная Цонкапой, продолжает своё развитие и в наши дни - в гелугпинских монастырях, вновь открытых тибетскими беженцами в Индии, а также в центрах тибетского буддизма по всему миру. В России буддизм школы Гелуг получил распространение ещё несколько столетий назад в Бурятии, Калмыкии и Туве, и сегодня возрождается - во многом благодаря неустанным трудам тибетских учителей.

Монастырская система гелуг

Школа Гелуг уделяет большое внимание как монашеству, так и традиционному обучению. Она представляет из себя хорошо структурированный монашеский орден, имеющий различные иерархические уровни учености. Прежде всего, как и во всех школах тибетского буддизма, следует делать разграничение между обычными монахами и инкарнированными ламами или "тулку". Последние представляют собой признанные реинкарнации лам прошлого. Обычно они начинают свою монашескую жизнь в раннем возрасте.

Монах-новичок называется "гетсюл" (dge tshul) и лишь после изучения правил монашеского поведения он обращается с просьбой о полном посвящении в духовный сан, после чего он получает имя "гелонг" (dge slong, bhikshu). Гелонгом нельзя стать не достигнув возраста 20 лет.

Приняв посвящение в духовный сан, монахи проходят обучение буддизму в соответствии со стандартной программой. Как правило, на каждом этапе знания и умения монаха проверяет его наставник, и лишь затем ему позволяется перейти к следующему этапу обучения. На начальном уровне все монахи изучают: (1) монашеский кодекс поведения (Винайа); (2) абхидхарму, которая основана на работе Васубандху "Сокровище Абхидхармы"; (3) гносеологию, которая опирается на трактат Дхармакирти "Комментарий к Краткому Руководству по Действительному Познанию" и рассматривает такие учения, как: логика, доказательства и аргументация, природа ума и пр.; (4) Школу Срединного Пути (Мадхъямика), которая основывается на работе Чандракирти "Вхождение в Срединный Путь" и рассматривает такие понятия, как: пустота, десять совершенств и теория доказательств; (5) совершенство мудрости, на основе "Украшения для Ясности Реализации" Майтреи.

Степень Геше

Монах, успешно прошедший все этапы обучения, может затем претендовать на получение степени "геше" (букв. "духовный наставник"), которая есть признание высшей учености. Очень немногие, проходя весь цикл обучения в течении 15 или 25 лет, могут получить эту степень. Основной экзаменационный метод - устные дебаты, при которых монах должен очень быстро приводить сложные философские доказательства, говорящие за или против того, или иного положения. Цель таких испытаний проверить интеллект монаха и глубину его познаний.

Экзамен на получение степени Геше

Кандидаты на получение степени геше должны прежде всего сдать устные экзамены в их собственных монастырях по всем из 5 разделов, указанных выше. Только потом они допускаются к экзаменам на получение данной ученой степени. Те кандидаты, которые рассчитывают получить степень "геше хларампа", высший уровень из тех, кто получает степень геше, должны, кроме того, пройти наиболее трудный из всех экзаменов в школе Гелуг. Такие кандидаты экзаменуются в Потале самыми высшими мастерами школы: Далай-ламой; мастером, восседающим на троне в монастыре Гандэн; старшим опекуном Далай-ламы, младшим опекуном и семью помощниками опекунов, "Джангтсе Чёдже" и "Шарпой Чёдже". Эти помощники опекунов набираются из семи главных монастырских колледжей школы Гелуг, каждый из которых назначает по одному такому опекуну. Они назначаются ответственными настоятелями монастырей и геше, которые были выбраны за свои выдающиеся способности и умения.

Успешно сдав экзамен в Потале, кандидаты на степень "геше хларампа" подвергаются следующему раунду испытаний. Эти испытания проводятся ежегодно во время фестиваля Мёнлам. В этот период монахи, геше и настоятели из трех главных монастырей Гелуга собираются во внутреннем дворе храма Джоханг в Лхасе. Кандидатам задаются наиболее сложные вопросы со всех сторон и они должны проявить высочайшее искусство ведения диспутов. Каждый год только несколько геше-кандидатов удостаиваются степени хларампа.

Квалификации и ограничения

Хотя школа Гелуг признает определенных людей в качестве тулку (реинкарнации высших лам), получение ученой степени возможно для любого мужчины, который успешно выдержит экзамены. Формальная система выявления уровней знаний и достижений была создана предыдущим 13-м Далай-ламой (1876 - 1934) Тибета. По этой системе любой монах гетсюл или гелонг может обучаться с тем, чтобы получить степень геше. Монахи могут быть выходцами из любых слоев общества и быть из любого географического района Тибета или даже из других территорий. Существует даже несколько западных монахов проходящих обучение с тем, чтобы получить степень геше и один, кто уже получил степень геше хларампа.

Единственными ограничениями являются требования для кандидата быть монахом, посвященным в духовный сан, иметь возраст не менее 25 лет и обучаться в одном из монастырей школы Гелуг.

Старшие и младшие опекуны Далай-ламы

Получив степень геше, монах может претендовать на дополнительный уровень в духовной монастырской иерархии. Он может стать помощником опекуна Далай-ламы. На это место могут претендовать лишь ученики обладающие выдающимися способностями. Еще более высокий пост - младший опекун Далай-ламы. Этот пост обычно занимает один из обладателей степени геше хларампа. Самая высшая иерархия - это пост старшего опекуна Далай-ламы. Новый младший опекун назначается специальным комитетом, состоящим из высших лам и двух оракулов: оракула Нейчунга и Гадонга.

Последующее обучение

Монахи, получившие степень геше, обычно удаляются в длительный ретрит, длящийся три года и более. Логика такого подхода основана на той идеи, что первоначально монах должен получить углубленную подготовку в буддийской философии, морали и практики, а лишь затем входить в постоянную медитацию. Людям важно точно понимать над чем они медитируют и полностью осознавать происходящие с ними процессы.

После такого медитационного ретрита многие геше продолжают подготовку в одном из тантрических монастырей школы Гелуг, располагающихся возле Лхасы.

Администрация тантрических колледжей

Следующий уровень иерархии традиции Гелуг - позиция помощника настоятеля одного из двух главных тантрических монастырей. Назначение на этот пост осуществляется самим Далай-ламой каждые три года из монахов, имеющих степень геше хларампа. После трехлетнего срока каждый помощник настоятеля становится настоятелем, а предыдущий настоятель становится "почетным драгоценным настоятелем". Новый настоятель получает титул "ринпоче" ("драгоценный бриллиант"). Тот, кто стал настоятелем монастыря, может начинать новую инкарнационную линию, и все его приемники будут также носить титул "ринпоче".

Самый старший почетный настоятель в отставке становится Шарпа Чёдже, когда предыдущий владелец этого звания умирает, идет на повышение или добровольно уступает данное звание. Шарпа Чёдже может занять самую высшую ступень в духовной иерархии школы Гелуг став Держателем Трона монастыря Гандэн.


Самые ранние упоминания о проникновении в Тибет буддийских традиций из сопредельных стран относятся к IV в. Но считается, что учение Будды достигло Тибета в первой половине VII в. во время правления легендарного царя Сонцзэн Гэмпо. Обе его жены – китайская и непальская принцессы – исповедовали буддизм. С этого времени и было положено начало тибетской буддийской традиции. Вторым важнейшим событием, определившим лицо зарождающегося направления, стал диспут между Камалашилой и китайским мастером Гэшеном, состоявшийся в монастыре Самье в конце VIII в. По итогам этого диспута царь Трисонг Децен выбрал индийскую форму буддизма, как наиболее подходящую для Тибета. Впрочем, решение было во многом политическим, потому что тибетцы прозорливо опасались усиления влияния Китая. С тех пор понимание Пути претерпело многократные отражения в умах разных мастеров, что породило множество школ. Основными исторически считаются ньингма, кадам, сакья, кагью и гелуг.

Ньингма

Может по праву считаться старейшей школой тибетского буддизма, хотя окончательно сформировалась позже многих других. В середине VIII в. в Тибет из Индии были приглашены монах Шантаракшита и тантрик Падмасамбхава. Последний почитается сторонниками ньингма как второй Будда, от которого и ведется традиция. Особой чертой ньингма является отношение к источникам, не даром она еще называется школой приверженцев старых тантр. Некоторые поздние тантры, например, такие как Калачакра, не признаются этой традицией. Огромное значение в ньингма придается апокрифам, или сутрам из кладов – терма. Считается, что наставник Падмасамбхава многие откровения почерпнул не только от учителей и из письменных источников, но и непосредственно от дакини. Эти знания были изложены в многочисленных сутрах и спрятаны до тех пор, пока ученики духовно не станут готовыми для их получения. С тех пор последователи ньингма регулярно находят эти сутры в кладах, что стало причиной недоверия со стороны других школ и источником сомнения в аутентичности найденных текстов.

Основой учения ньингма служат шесть тантр, три из которых считаются тантрами низшего порядка или внешними (криятантра, чарьятантра и йогатантра), и три – высшего порядка или внутренними (махайога, ануйога и атийога). Низшие тантры характеризуются концентрацией на ритуале и визуализацией мандал и божеств (идамов). Для внутренних тантр характерен уход от внешних атрибутов практики и сосредоточение на концептуальной стороне учения. Большое внимание также уделяется доктрине бардо – состоянию после смерти (между рождениями), когда для практикующего открываются прекрасные возможности реализации.

Будучи старейшей школой, ньингма сильно пострадала во время правления царя Ландармы в IX в. Ландарма ненавидел буддизм и активно возрождал традиции бон. Он практически полностью уничтожил черное духовенство (монахов), но не тронул практикующих мирян. За счет устной передачи и спрятанных Падмасамбхавой сутр и выжила траниция. С тех пор для ньингма характерно отсутствие больших монастырей, семейные линии устной передачи и практика без ухода от мирской жизни. Альтернативой монашеству служат периодические затворничества. Самой известной составляющей практик ньингма на сегодняшний день является дзогчен.

Кадам

Была основана в начале XI в. Бромтонпой, ближайшим учеником и сподвижником Атиши. Он основал монастырь Раден и стал родоначальником школы, которую благословил Атиша. Идея Атиши и его реформ состояла в возврате к строжайшему соблюдению монашеской дисциплины, особенно целибату и воздержанию от спиртного. Кроме того провозглашалось, что три основные ветви буддизма – хинаяна, махаяна и ваджраяна – не противоречат, а дополняют друг друга. Последователи кадам оставили после себя обширную философскую литературу. Школа не оказала заметного влияния на Тибет и ее доктрины впоследствии легли в основание гелуг.

Сакья

Была основана Кхон Чхок Гэльпо в 1073 г. Фактически это была семейная школа клана Кхон. В основе ее лежит учение йогачаров, провозглашающее пустотную природу ума и ставящее на первое место познающего субъекта. Внешний по отношению к сознанию мир считается иллюзорным, в котором запутывается и погрязает человек. Освобождение от иллюзии и порожденного ею страдания достигается пробуждением абсолютного сознания (сознания-сокровищницы) – алаявиджняны. С практической точки зрения большое внимание в школе уделяется концепции бардо, что, впрочем, характерно для всех направлений тибетского буддизма. Основным идамом сакья является Хеваджра, а основным текстом – Хеваджра тантра, которая суть ануттара-йога-тантра и относится к материнским тантрам.

Сакья расширила и упрочнила свое влияние в Тибете во многом благодаря адепту по имени Сакья пандита и его племяннику Пхагба ламе. Поддерживая связи с набирающими силу монголами, они добились благоволения со стороны последних, и Хубилай дал большие привелегии именно этой школе. Монастыри сакья освобождались от уплаты налогов, а монголам запрещалось останавливаться в домах духовенства. Дошло до того, что Хубилай даже предложил на законодательном уровне сделать следование сакья обязательным для всех буддистов, но совестливый Пхагба лама отказался от такого предложения. По просьбе Хубилая Пхагба лама выработал также квадратное письмо на основе тибетского языка для официальных документов. Однако с ослаблением влияния монголов ослабло и влияние сакья. Со временем все привелегии были отменены набравшей силу школой кагью.

Кагью

Берет свое начало от великого йога Тилопы и основана на традиции устной передачи учения. Тилопа передал знание Наропе, а тот - Марпе, который может формально считаться основателем Кагью в Тибете (XI в.). С детства Марпа изучал санскрит у лоцзавы Брогми. Позже, получив наследство, он ушел в индию, где и познакомился с Наропой. Наропа дал Марпе ряд посвящений Чакрасамвары и отправил его изучать Гухьясамаджа тантру к Кукурипе. Впоследствии Марпа получил передачу Махамудры от махасиддхи Майтрипы. Наряду с этими знаниями, сердцем кагью стали шесть доктрин (йог) Наропы, в которые был посвящен Марпа: йога внутреннего огня, йога иллюзорного тела, йога ясного света, йога сна, йога бардо, йога перемещения сознания.

Главным и самым известным учеником Марпы был великий йог и поэт Миларепа. Родившись в богатой семье, он рано потерял отца, и опекунство над ним осуществлял дядя. Когда наступило совершеннолетие, дядя отказался передать Миларепе наследство, сделав его с матерью практически нищими. Гордая мать Миларепы продала последние украшения и отправила сына изучать черную магию, в чем тот сильно преуспел. Вернувшись в родную деревню, он погубил урожай, а затем жестоко расправился с вероломным дядей, уничтожив всю его семью во время свадьбы его дочери. Однако, осмыслив содеянное, он раскаялся и принялся за поиски Пути. Вот тогда-то он и стал учеником Марпы. По преданию Марпа был чрезвычайно строг с учеником, чтобы дать ему возможность ослабить препятствия, созданные черной кармой. Только спустя длительное время Миларепа дождался от учителя посвящения, и через двенадцать лет практики достиг просветления.

Вообще, Марпа был очень энергичным и деятельным человеком. Он много путешествовал, в частности по Индии, где буддийское учение близилось к кризису и закату. Он перевел с санскрита около пятидесяти сочинений, и ему удалось плодотворно пообщаться со многими носителями исчезнувших впоследствии традиций. В Тибете он встречался и с Атишей, правда не стал его учеником. Именно Марпе, с его упорством и любознательностью, школа кагью во многом обязана своим процветанием и популярностью.

Гелуг

Главная школа позднего средневековья в Тибете. Она основана Цзонкапой в конце XIV в. и основывается на традициях кадам. Ее последователей часто называют желтошапочниками, по цвету головного убора, отличающегося от красного у других школ. Цзонкапа провел ряд реформ, суть которых состояла в восстановлении основательно пошатнувшейся к тому времени монашеской дисциплины. Подобно Атише, он настаивал на безбрачии адептов и существенно ограничил повсеместно практикующиеся магические и иногда весьма разнузданные сексуальные тантрические ритуалы, такие привычные для красношапочников. За это школа и получила свое название – путь добродетельных.

Цзонкапа был блестяще образованным человеком и незаурядным практиком. Он был посвящен в Чакрасамвару, Гухьясамаджу и Калачакру, и передавал эти знания своим ученикам. Большой знаток классического буддизма, он всегда выходил победителем в многочисленных диспутах, что привлекало к нему все новых почитателей. Акцент во многом делался на изучении теории и ритуалах. Были построены многочисленные монастыри и при них открыты факультеты для изучения буддийской философии. Также были введены занятия по иконографии, учреждена пышная форма одежды для духовенства и такие же пышные ритуалы и праздники.

В 1438 г. школу гелуг возглавил племянник Цзонкапы Гендундуб, который много сделал для укрепления ее иерархической структуры и упрочнения политического влияния. Именно он положил начало институту далай-лам, считавшихся воплощением покровителя Тибета бодхисаттвы Авалокитешвары. Настоятелям монастыря Ташилумпо был присвоен титул панчен-лам (таши-лам), почитавшихся воплощениями будды Амитабхи.

ИСТОРИЯ ЛИНИИ

Школа тибетского буддизма Гелуг была основана Цонкапой Лосанг Дракпой (1357-1419), который, без всякого сомнения, является одной из величайших фигур в религиозной истории Тибета. Будучи выдающимся ученым, практиком и философом, он написал целый ряд знаменитых трудов, отличающихся исключительной точностью изложения, интегрированным подходом к сутре и тантре и глубоким исследованием техник работы с умом. Он также вошел в историю, как один из величайших религиозных реформаторов своего времени, посвятив всю свою жизнь возрождению Тибетского буддизма и сохранению чистоты учения Будды.

Можно считать, что школа Гелуг начала свое существование в 1410 г. с завершения строительства монастыря Гандэн. Этот монастырь был призван стать центром для новой буддийской школы в которой монахам предписывалось строго соблюдать определенные правила поведения (Винайа), оттачивать свой интеллект в различных философских дебатах и выполнять высокие тантрические практики. Первоначально эта новая школа называлась "Гандэнпа", по имени монастыря, но позднее стала известна как "Гелуг или "Система добродетелей".

Жизнь Цонкапы

Цонкапа родился в одноименной горной долине в провинции Амдо, расположенной в восточном Тибете. Согласно традиционным биографическим источникам, считается, что его рождение - это кульминация процесса духовного развития, начатого еще в период его предыдущей жизни во времена Будды Шакъямуни. Тогда, еще будучи маленьким мальчиком, он сделал подношение хрустальных четок Будде, который, со своей стороны, подарил ему морскую раковину, сказав при этом, в присутствии Ананды, что в будущей жизни этот маленький мальчик родится в Тибете, создаст великий монастырь и станет одной из наиболее влиятельных религиозных фигур, распространяя учение Дхармы в "Стране Снегов". Будда также предсказал, что в своей будущей жизни он получит имя Суматикирти (санскритский эквивалент имени Лосанг Дракпа).

Еще одно предсказание связано с Падмасабхавой, который, как считается, предсказал рождение великого ламы по имени Лосанг Дракпа. Он предсказал, что Лосанг Дракпа родится в восточной части Тибета, неподалеку от Китая, будет являться эманацией бодхисаттвы и достигнет полного Просветления.

В 1357 г. эти предсказания начали сбываться. Рождение Цонкапы сопровождалось различными благоприятными знаками. Мать Цонкапы, еще до его рождения, увидела сон. В этом сне она в окружении множества других женщин находилась в прекрасном цветочном саду. С восточной стороны сада показался маленький мальчик, несущий в руках сосуд. С запада к ним приблизилась девочка, держащая в руках цветы делоникса. Мальчик поочередно подходил к каждой из присутствующих женщин и спрашивал у девочки может ли та или иная женщина быть его мамой. Единственный раз, находясь возле будущей матери Цонкапы, девочка ответила утвердительно. Затем мальчик и девочка омыли ее водой из сосуда. Когда будущая мать Цонкапы проснулась, то она почувствовала присутствие необычного света, который заполнял все вокруг.

Его будущий отец также видел благоприятные сны. В одном из таких снов он увидел как к нему пришел молодой монах из Ву Таи Шан, расположенной в Китае. Это название горы, которая издавна ассоциируется с Манджушри, буддой мудрости (согласно традиции Гелуг, Цонкапа считается инкарнацией Манджушри). Молодой монах попросил остаться в его доме на девять месяцев. Будущий отец Цонкапы согласился, предоставив ему свою алтарную комнату.

Незадолго до рождения Цонкапы, его мать увидела сон в котором статуя Авалокитешвары (будды сострадания) появилась прямо перед ней и вошла в ее тело через отверстие в темени. В другом сне она видела множество монахов, подходивших к ней с различными подношениями в честь ее будущего сына. Она также увидела в своем чреве золотое и светящееся изображение Авалокитешвары, а также Манджушри, что указывало на то, что ребенок будет являться эманацией их обоих.

Во время родов мать Цонкапы совершенно не испытывала боли, и в тот момент, когда ребенок появился из ее чрева, на небе взошла яркая звезда.

Было ясно, что этому необычному ребенку предстояло стать великим религиозным деятелем. В возрасте трех лет четвертый Кармапа Ролбе Дордже (1340 - 1383) благословил его и дал ему имя Гюнга Нийнгпо. В возрасте 7 лет он принял обеты послушника и получил имя Лосанг Дракпа. Несмотря на столь юный возраст, он полностью посвящал все свое время религиозным практикам и выделялся среди других детей глубоким знанием буддийской философии и успехами в тантрической медитации. Его первый великий учитель Чёдже Тёндруп Ринчен дал ему для изучения работу Майтреи "Украшение для Ясных Реализаций", а также посвящения в практики тантрических божеств Ямантака, Ваджрапани, Манджушри, Амитаюс и др.

В раннем возрасте он много путешествовал по Тибету с тем, чтобы отыскать лам, которые могли передать ему углубленное толкование Дхармы. Его подход был скорее эклектическим нежели сектантским: он старался получить учения от представителей любых школ и направлений. Он впитывал в себя все знания и наставления великих учителей того времени. Постепенно в его уме стал формироваться интегральный подход к различным учениям и направлениям тибетского буддизма. Он стал принимать участие в различных философских дебатах и высказывать свое собственное отношение к обсуждаемым на них вопросам. Молва о нем стала быстро распространяться по всему Тибету.

Во время своих путешествий по Тибету он встретил великого учителя школы Сакъя, мастера Рендаву (1349 - 1412). Рендава быстро распознал в Цонкапе чрезвычайно одаренного человека и, как говорится, он сообщил Цонкапе, что сам получил от него столько же, сколько и его ученик. Вначале Цонкапа оставался с Рендавой совсем недолго, но позже их общение возобновилось. В этот период он изучал самые разнообразные буддийские учения: "Сокровища Абхидхармы" Васубандху, трактаты Дхармакирти, "Краткое руководство по Абхидхарме" Асанги, "Вхождение в Срединный Путь" Чандракирти и тексты о монашеском кодексе поведения. В традиционных жизнеописаниях Цонкапы, об этом периоде говорится, что он очень быстро обучался и запоминал большое количество материала, а также превосходил других в философских дебатах. Кроме того, он постоянно занимался углубленными тантрическими практиками и достиг выдающихся успехов в медитации.

Несмотря на свою растущую репутацию, он, как сообщается, вел очень простую жизнь свободную от хвастовства и высокомерия. Он обладал удивительной способностью поражать людей глубиной своих познаний и мудростью, одновременно помогая им чувствовать себя естественно в его присутствии. Он никогда не допускал неуважения к своим оппонентам по дебатам и всегда оставался уравновешенным.

В возрасте 32 лет он начал писать свои наиболее известные произведения. К этому времени он приобрел устойчивую репутацию превосходного ученого во всем, что касается Дхармы, и начал излагать свои взгляды на то, каким образом следует практиковать и изучать Буддизм. Одной из его ранних работ была книга "Золотоые Четки Благих Разъяснений" - комментарий на литературу по Совершенной Мудрости, объединяющий все 21 индийских комментария к "Украшению для Ясных Реализаций" Майтреи. В этом тексте он суммировал мысли, излагаемые в Сутрах Совершенной Мудрости.

Помимо работы над философскими трактатами он постоянно занимался углубленной тантрической медитацией. Вскоре после написания своей работы "Золотые Четки Благих Разъяснений", он удалился в продолжительный и интенсивный ретрит в течении которого он осуществлял практики связанные с божеством Херука, в полном соответствии с учениями школы Кагъю. Он стал знатоком Шести Йог Наропы и тантрических циклов Нигума, а особенно знатоком йоги тепла (тумо). Он стал также интересоваться практиками Калачакры и обнаружил, что живая традиция Калачакры находится под угрозой исчезновения. Он собрал учения и передачи Калачакры у различных тибетских лам и, таким образом, сохранил чистоту этой традиции для потомков. В настоящее время практики Калачакры играют наиболее важную роль в школе Гелуг.

К этому времени, как указывается в различных текстах, он достиг таких уровней реализации, что мог непосредственно общаться с Манджушри и получать от него учения. Манджушри давал ему наставления по практикам, сообщал какие тексты следует изучить, с какими ламами ему следует встретиться, когда уходить в ретрит и т.п.

В один из наиболее важных периодов медитативного уединения, он провел 4-летний ретрит со 8 продвинутыми учениками. Для того, чтобы самому подготовиться к этому ретриту, он осуществил три с половиной миллиона полных простираний и один миллион восемьсот тысяч подношений мандалы. Каменный пол на котором он совершал простирания стерся, приобретя очертания его тела. В наши дни это место сохранено как живое свидетельство, напоминающее нам о практиках великого ламы Цонкапы. В течении этого ретрита его участники имели множество чудесных видений: видение золотого Майтреи, Бхаисаджъягуру, будды медицины и Нагашвары, короля нагов. Когда Цонкапа и его ученики продолжили медитацию они испытали также великое множество других видений. После этого ретрита люди часто видели Цонкапу в сопровождении тантрических божеств, особенно часто вместе с Манджушри.

После ретрита Цонкапа решил отправиться в Индию, но один из лам отговорил его от этого. Этот лама мог общаться с божеством Ваджрапани, которое и попросило его передать, что для Цонкапы лучше продолжать учить Дхарме в Стране Снегов. После этого Цонкапа начал работу над своим самым выдающимся произведением "Большое Руководство к Этапам Пути (Ламрим Ченмо), которое является центральным для традиции Гелуг. Это произведение основано на базовом трактате Атишы "Лампа на Пути у Просветлению". Позднее Цонкапа написал схожее произведение по практике тантры "Большое Руководство к Тайной Мантре (Нгакрим Ченмо), которое образует основу для тантрических практик системы Гелуг.

Реформы Цонкапы

Одна из главных целей учений и практик Цонкапы, состояла в реформировании тибетского буддизма. Он был глубоко обеспокоен серьезными нарушениями, имевшими место в монашеской дисциплине, претенциозностью экзотерических и эзотерических доктрин и ухудшением тантрических практик. Важной составной частью его реформ было создание новой религиозной школы, которая, как и его основатель, строго бы соблюдала правила Винайи, понимала бы важность всеобъемлющего изучения слов Будды и привела бы тантрические практики в соответствие с монашескими обетами.

Цонкапа был обеспокоен тем, что многие из его современников занимались тантрическими сексуальными практиками несовместимыми с монашескими обетами. Это были в основном практики высшей тантра-йоги. Повсеместно считалось, что высшая тантра-йога не может практиковаться монахами. Цонкапа согласился, что высшая тантра - вершина всех тантрических практик, но считал, что она должна быть совместима с монашеской жизнью. Большая часть его реформаторских программ была направлена именно на достижение такой совместимости.

Формирование новой школы

Незадолго до того, как Цонкапе исполнилось 40, он имел видение Манджушри, который подтвердил, что он реализовал прямое постижения пустоты и что ему больше нет необходимости обращаться к кому-либо за наставлениями. Манджушри рекомендовал ему обучать других в соответствии с системами созданными Нагарджуной и Атишей. Вскоре после этого, Цонкапа отправился в местность расположенную к югу от Лхасы, где он встретил своего будущего ученика Гъелтсапа Дарма Ринчена (1364 - 1432), который в то время принадлежал к школе Сакъя и считался выдающимся ученым и эрудитом.

Их первая встреча произошла, когда Цонкапа готовился к тому, чтобы дать свои учения. Гъелтсап демонстративно не признавал авторитет Цонкапы, усевшись на трон, который был приготовлен для лекции. Однако, когда Цонкапа начал свою речь, Гъелтсап понял, что понимание мастера значительно превосходит его собственное. Он обнаружил, что Цонкапа с легкостью отвечает на вопросы, которые вызывали у него много затруднений. По мере того, как лекция продолжалась, он все более и более понимал, что его поведение, слишком высокомерно и надменно. Смиренно совершив три простирания мастеру, он сошел с трона и сел среди слушателей. Позднее он стал одним из двух великих учеников Цонкапы. Другим являлся Кедруп Гелек Белсагпо (1385 - 1438), который последовал за Цонкапой несколькими годами позже. После смерти Цонкапы, эти двое из его учеников продолжили сохранять его систему и институционализировали ее.

"Большое Руководство к Этапам Пути" и другие работы

Цонкапа продолжил свои поездки по Тибету и ненадолго остановился в монастыре Ретинге, который был основан ученым Дромтонпой (школа Кадам). Там он завершил свой труд "Большое Руководство к Этапам Пути", а также написал множество небольших произведений. Он начал подготовку к написанию своих трудов с обращения к Атише и буддам с тем, чтобы они даровали ему вдохновение. В результате большое количество будд со всех 10 направлений собрались вокруг него. Затем все из них растворились в образе Атиши, и после этого Цонкапа мог задавать вопросы этому великому мастеру непосредственно. После того, как Атиша передал Цонкапе ряд учений, он положил ему на голову свою руку и благословил его.

Вслед за благословением Цонкапа завершил ту часть текста, которая требовала высочайшего внутреннего проникновения. Сперва он побоялся, что глубина этих учений не позволит людям успешно практиковать их и он решил опустить этот сложный раздел, но перед ним появился Манджушри и побудил его не делать этого ради пользы для тех немногих, кто сможет понять его. Манджушри также сказал ему написать короткие и средней длины тексты по стадиям пути для людей с низкими духовными способностями. Кроме того, восемь великих стражей Дхармы предстали перед ним и сказали, что эта работа будет полезной для бесчисленного количества чувствующих существ. К этому времени Цонкапе исполнилось 40.

В течении последующих нескольких лет он продолжал медитировать, обучать и сочинять множество различных произведений. Собрание его трудов насчитывает 18 обширных томов и содержит глубокий анализ всех аспектов буддийской теории и практики.

В свои ранние 50 он написал наиболее влиятельные трактаты: "Сущность Благих Объяснений", "Трактат дифференцирующий интерпретируемое и окончательное". В этом последнем произведении он дал стратегии для интерпретации двух основных школ индийского буддизма - Мадхъямики и Йогакары. Вскоре после написания этого произведения, он выдвинул идею торжественно отмечать ежегодный религиозный фестиваль, который начинается в Тибетский Новый Год (Лосар). Великий Молитвенный Фестиваль или Мёнлам Ченмо отмечается на Тибете и по сей день и является одним из крупнейших религиозных событий года.

Строительство монастыря Гандэн

После того, как был отпразднован первый Монлам Ченмо, несколько из учеников Цонкапы обратились к нему с просьбой уменьшить количество своих поездок по Тибету. К этому времени Цонкапе исполнилось 52 года. Они предложили основать монастырь для него и Цонкапа согласился. Цонкапа долго молился перед образом Будды Шакъямуни для того, чтобы определить правильное место для монастыря. Он получил ответ, что его необходимо построить возле Лхасы в местности Дрокри. Когда монастырь был готов, его назвали Гандэн (тибетский перевод санскритского слова Тушита), что означает легендарное место пребывания Майтреи, следующего будды нашего эона.

Цонкапа отправился к месту будущего монастыря со своим учеником Гендуном Друбой (1391 - 1474), который после своей смерти был признан первым Далай-ламой. Гендун Друба назначил двух других учеников для надзором за строительством. Основные сооружения были построены уже через год. Монастырь был официально открыт в 1409 году. В последствии Гандэн превратился в огромный монастырский комплекс населенный 4000 монахов. Вслед за ним возле Лхасы были воздвигнуты монастыри Дребунг (1416) и Сера (1419). Гандэн, Дребунг и Сера стали тремя главными монастырями школы Гелуг. Они были разграблены китайской армией в 1959 году, а монастырь Гандэн был разбомблен до руин. Все три монастыря были воссозданы в Индии, где в них продолжается обучение учеников в соответствии с традициями, основанными Цонкапой.

Смерть Цонкапы

В возрасте 55 лет Цонкапа стал замечать признаки ухудшения своего здоровья. Его ученики постоянно выполняли особые ритуалы и молились о его здоровье и долгой жизни. Несмотря на их усилия плохие признаки сохранялись и Цонкапа понял, что его жизнь подходит к концу. В возрасте 62 лет, зная о своей приближающейся смерти, он дал своим ученикам ряд последних наставлений в которых содержались очень глубокие учения и практики буддизма. В главном помещении монастыря Гандэн он выполнил особый ритуал заслуги от которого посвятил всем живым существам. В заключении ритуала он произнес молитвы о перерождении в сфере Тушита. Затем он почувствовал сильные боли в спине и недомогание. Его ученики собрались вместе, чтобы провести ритуалы и облегчить его страдания, а также с тем, чтобы продлить его жизнь.

На следующий день его боль усилилась и он сказал своим ученикам, что им следует культивировать в себе просветленный ум. Он отправился в уединенное место и стал совершать тантрические практики и, в частности, практики, связанные с божеством Херука. Утром 25-го дня на рассвете он начал медитацию на пустоту и вошел в глубокое созерцание окончательной природы всех феноменов. Позже в это утро, оставаясь в позе лотоса, он прекратил поддерживать свою жизнь. Это событие сопровождалось многими благоприятными знаками, которые были видны всем его ученикам. Тело Цонкапы приняло форму юного Манджушри и испускало многочисленные разноцветные лучи во всех направлениях.

В течении последующих 49 дней было сделано множество подношений в монастырях Гандэн и Дребунг. После консультаций с оракулами было решено сохранить останки Цонкапы в монастыре Гандэн в специально созданной для этого ступе. В последствии это место стало привлекать большое количество паломников со всего Тибета, однако оно было осквернено в 60-х годах китайской армией в период Культурной Революции.

Продолжение традиции

Дело Цонкапы было продолжено двумя его великими учениками Кедрупой и Гъелтсапой. Гъелтсап был посажен на трон в монастыре Гандэн и признан, таким образом, первым последователем линии преемственности. Он сохранял свое положение в течении 12 лет вплоть до своей смерти. В течении своей жизни он написал ряд важных трактатов и собрание его сочинений содержит 8 томов. После смерти Гъелтсапы его дело продолжил Кедруп, который был настоятелем Гандэна в течении 7 лет вплоть до своей смерти в возрасте 54 лет. Оба этих ламы считаются "духовными сынами" Цонкапы и их образы обычно присутствуют на танках, изображающих Цонкапу.

В течении последующих столетий школа Гелуг развивалась очень быстро, воспитывая множество великих ученых и тантрических практиков. Помимо всего прочего, ее авторитет подкреплялся нежеланием принимать участие в политических делах Тибета. Такое отношение к политической жизни не длилось, однако, слишком долго. В 1445 г. Гендун Друб воздвиг новый монастырь школы Гелуг Ташилунпо. Этот монастырь вскоре стал местом пребывания Панчен-лам, которые по своей значимости в духовной иерархии школы Гелуг занимают второе место после. Монастыри традиции Гелуг росли и процветали, и в них стали привлекаться ученики со всего Тибета.

Школа Гелуг приобрела значительное политическое влияние в 16-м столетии в результате того, что третий Далай-лама был обнаружен в Монголии. Сонам Гъятсо (1543 - 1588), который был признан лидерами школы Гелуг третьим Далай-ламой, был старшим сыном Алтан-хана, одного из самых могущественных монгольских военноначальников. Сильная связь между монгольскими ханами и школой Гелуг имела, таким образом, множество благоприятных политических аспектов.

После разгрома последнего правителя провинции Тсанг Гушри-ханом в 1642 г., последний назначил Нгаванга Лосанга Гъятсо (1617 - 1682), пятого Далай-ламу, духовным лидером Тибета. Это обеспечило будущее превосходство школы Гелуг. Пятый Далай-лама стал, таким образом, государственным деятелем и, одновременно, важной религиозной фигурой. Он закрепил правило согласно которому все будущие Далай-ламы признавались правителями Тибета. Это правило существовало вплоть до оккупации Тибета в 1959 г. китайской армией.

Помимо важного политического положения, в школе Гелуг во все времена существовали великие духовные лидеры и выдающиеся практики, продолжатели учения Цонкапы. Среди них можно выделить Джамьянга Шайбу (1648 - 1721), написавшего выдающиеся трактаты по буддизму, а также его реинкарнацию Гончока Джикме Вангпо (1728 - 1791), известного как автора "Драгоценной Гирлянды Учений" и основополагающей работы об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях "Представление Уровней и Путей, Прекрасное Украшение Трех Средств".

Другими важными фигурами школы Гелуг также являются: Джанг Гъйа (1717 - 1786), написавший важные комментарии к "Большому Руководству Тезисов" (Джамьянг Шайба), и Пабонгка (1878 - 1941), прославленный ученый и участник дебатов, защищавший традицию Гелуг от различных нападок.

Сегодня традиция, основанная Цонкапой, продолжается в монастырях, построенных в Индии, а также в Дхарма центрах, расположенных в Европе и Северной Америке.

МОНАСТЫРСКАЯ СИСТЕМА Гелуг

Школа Гелуг уделяет большое внимание как монашеству, так и традиционному обучению. Она представляет из себя хорошо структурированный монашеский орден, имеющий различные иерархические уровни учености. Прежде всего, как и во всех школах тибетского буддизма, следует делать разграничение между обычными монахами и инкарнированными ламами или "тулку". Последние представляют собой признанные реинкарнации лам прошлого. Обычно они начинают свою монашескую жизнь в раннем возрасте.

Монах-новичок называется "гетсюл" (dge tshul) и лишь после изучения правил монашеского поведения он обращается с просьбой о полном посвящении в духовный сан, после чего он получает имя "гелонг" (dge slong, bhikshu). Гелонгом нельзя стать не достигнув возраста 20 лет.

Приняв посвящение в духовный сан, монахи проходят обучение буддизму в соответствии со стандартной программой. Как правило, на каждом этапе знания и умения монаха проверяет его наставник, и лишь затем ему позволяется перейти к следующему этапу обучения. На начальном уровне все монахи изучают: (1) монашеский кодекс поведения (Винайа); (2) абхидхарму, которая основана на работе Васубандху "Сокровище Абхидхармы"; (3) гносеологию, которая опирается на трактат Дхармакирти "Комментарий к Краткому Руководству по Действительному Познанию" и рассматривает такие учения, как: логика, доказательства и аргументация, природа ума и пр.; (4) Школу Срединного Пути (Мадхъямика), которая основывается на работе Чандракирти "Вхождение в Срединный Путь" и рассматривает такие понятия, как: пустота, десять совершенств и теория доказательств; (5) совершенство мудрости, на основе "Украшения для Ясности Реализации" Майтреи.

Степень Геше

Монах, успешно прошедший все этапы обучения, может затем претендовать на получение степени "геше" (букв. "духовный наставник"), которая есть признание высшей учености. Очень немногие, проходя весь цикл обучения в течении 15 или 25 лет, могут получить эту степень. Основной экзаменационный метод - устные дебаты, при которых монах должен очень быстро приводить сложные философские доказательства, говорящие за или против того, или иного положения. Цель таких испытаний проверить интеллект монаха и глубину его познаний.

Экзамен на получение степени Геше

Кандидаты на получение степени геше должны прежде всего сдать устные экзамены в их собственных монастырях по всем из 5 разделов, указанных выше. Только потом они допускаются к экзаменам на получение данной ученой степени. Те кандидаты, которые рассчитывают получить степень "геше хларампа", высший уровень из тех, кто получает степень геше, должны, кроме того, пройти наиболее трудный из всех экзаменов в школе Гелуг. Такие кандидаты экзаменуются в Потале самыми высшими мастерами школы: Далай-ламой; мастером, восседающим на троне в монастыре Гандэн; старшим опекуном Далай-ламы, младшим опекуном и семью помощниками опекунов, "Джангтсе Чёдже" и "Шарпой Чёдже". Эти помощники опекунов набираются из семи главных монастырских колледжей школы Гелуг, каждый из которых назначает по одному такому опекуну. Они назначаются ответственными настоятелями монастырей и геше, которые были выбраны за свои выдающиеся способности и умения.

Успешно сдав экзамен в Потале, кандидаты на степень "геше хларампа" подвергаются следующему раунду испытаний. Эти испытания проводятся ежегодно во время фестиваля Мёнлам. В этот период монахи, геше и настоятели из трех главных монастырей Гелуга собираются во внутреннем дворе храма Джоханг в Лхасе. Кандидатам задаются наиболее сложные вопросы со всех сторон и они должны проявить высочайшее искусство ведения диспутов. Каждый год только несколько геше-кандидатов удостаиваются степени лхарампа.

Квалификации и ограничения

Хотя школа Гелуг признает определенных людей в качестве тулку (реинкарнации высших лам), получение ученой степени возможно для любого мужчины, который успешно выдержит экзамены. Формальная система выявления уровней знаний и достижений была создана предыдущим 13-м Далай-ламой (1876 - 1934) Тибета. По этой системе любой монах гетсюл или гелонг может обучаться с тем, чтобы получить степень геше. Монахи могут быть выходцами из любых слоев общества и быть из любого географического района Тибета или даже из других территорий. Существует даже несколько западных монахов проходящих обучение с тем, чтобы получить степень геше и один, кто уже получил степень геше хларампа.

Единственными ограничениями являются требования для кандидата быть монахом, посвященным в духовный сан, иметь возраст не менее 25 лет и обучаться в одном из монастырей школы Гелуг.

Старшие и младшие опекуны Далай-ламы

Получив степень геше, монах может претендовать на дополнительный уровень в духовной монастырской иерархии. Он может стать помощником опекуна Далай-ламы. На это место могут претендовать лишь ученики обладающие выдающимися способностями. Еще более высокий пост - младший опекун Далай-ламы. Этот пост обычно занимает один из обладателей степени геше хларампа. Самая высшая иерархия - это пост старшего опекуна Далай-ламы. Новый младший опекун назначается специальным комитетом, состоящим из высших лам и двух оракулов: оракула Нейчунга и Гадонга.

Последующее обучение

Монахи, получившие степень геше, обычно удаляются в длительный ретрит, длящийся три года и более. Логика такого подхода основана на той идеи, что первоначально монах должен получить углубленную подготовку в буддийской философии, морали и практики, а лишь затем входить в постоянную медитацию. Людям важно точно понимать над чем они медитируют и полностью осознавать происходящие с ними процессы.

После такого медитационного ретрита многие геше продолжают подготовку в одном из тантрических монастырей школы Гелуг, располагающихся возле Лхасы.

Администрация тантрических колледжей

Следующий уровень иерархии традиции Гелуг - позиция помощника настоятеля одного из двух главных тантрических монастырей. Назначение на этот пост осуществляется самим Далай-ламой каждые три года из монахов, имеющих степень геше хларампа. После трехлетнего срока каждый помощник настоятеля становится настоятелем, а предыдущий настоятель становится "почетным драгоценным настоятелем". Новый настоятель получает титул "ринпоче" ("драгоценный бриллиант"). Тот, кто стал настоятелем монастыря, может начинать новую инкарнационную линию, и все его приемники будут также носить титул "ринпоче".

Самый старший почетный настоятель в отставке становится Шарпа Чедже, когда предыдущий владелец этого звания умирает, идет на повышение или добровольно уступает данное звание. Шарпа Чедже может занять самую высшую ступень в духовной иерархии школы Гелуг став Держателем Трона монастыря Гандэн.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРАКТИКИ: СТАДИИ ПУТИ

Возможно величайшим наследием Цонкапы является прекрасный синтез буддийских доктрин и практик, который содержится в его двух основополагающих трактатах "Большое Руководство к Этапам Пути" и "Большое Руководство к Тайной Мантре". Каждый из этих текстов содержит всеобъемлющее видение пути к Просветлению и опирается на классическую индийскую модель. В этой системе любой новичок, вступающий на путь, рассматривается как живое существо ум которого содержит в себе большое количество омрачений, которые не позволяют правильно воспринимать реальность. Такие омрачения и загрязнения ума приводят к недобродетельным поступкам, а те, в свою очередь, к страданиям. Обычные живые существа постоянно совершают недобродетельные поступки, и все их поведение обусловлено негативными состояниями ума. Ключ к преодолению страданий - ликвидация фундаментального неведения, которое делает существ незрячими. Цонкапа начинает рассмотрение этапов пути к Просветлению с живых существ, находящихся на самом низком духовном уровне. Затем он постепенно усложняет излагаемые доктрины и практики.

В Большом Руководстве к Этапам Пути Цонкапа приводит тексты, которые являются общими как для сутры, так и для тантры. В Большом Руководстве к Тайной Мантре он представляет последовательный путь в строгом соответствии с тантрической системой Гелуг. Говоря о первом из этих двух произведений Цонкапы, обычно используют термин "ламрим" (стадии пути). Такой многоэтапный иерархический подход крайне важен для успешного продвижения и дает ученикам точные и четкие ориентиры.

Три главных аспекта пути

Система ламрим весьма сжато и систематизировано изложена в различных небольших текстах, самым важным из которых является "Три Главных Аспекта Пути". В этом произведении Цонкапа разделяет все стадии пути на три важнейших составляющих: (1) твердое намерение выйти из циклического существования, (2) порождение намерения достичь Просветления ради всех чувствующих существ и (3) правильное видение пустоты. Такой подход - синтез всего учения Будды, содержащегося в сутре и тантре.

Большое Руководство к Этапам Пути

В этой работе Цонкапа детально рассматривает каждый из трех аспектов пути, являющихся общими как для сутры, так и для тантры. Данное произведение опирается на основополагающий труд Атишы "Лампа на Пути к Просветлению", который является базой для всей медитативной системы школы Кадам, первой из буддийских школ на Тибете. Цонкапа считал себя продолжателем системы Атишы и поэтому иногда его учение называют "Новый Кадам".

Атиша в своих трудах излагал махаянский взгляд на стадии пути к Просветлению, характерный для Индии, говоря о различных уровнях достижений. Наиболее важными среди таких достижений являются пять путей и 10 уровней бодхисаттв. Каждый из них - это определенный уровень реализации, достигаемый духовным мастером. Кульминация всего процесса - достижение 10-го уровня, после чего бодхисаттва становится буддой.

Согласно философской школе Гелуг существуют два изложения или линии ламрима: учения, которые Нагарджуна получил от Манджушри и учения переданные от Майтреи к Асанге. Текст Атиши опирается на первую линию ламрима. Тексты Цонкапы, по-существу, дают синтез обеих линий.

Как развивать подлинное сострадание

Цонкапа начинает свое изложение с того, что говорит о развитии сострадания ко всем живым существам, отмечая, что все они хотят счастья и стараются избежать страданий. С этой точки зрения не существует никаких различий между существами, и если кто-то признает этот факт, то он поймет, что его собственное желание избежать страданий не отличается от подобных желаний других существ. Этот процесс называется "уравнивание себя с другими". Мы интуитивно считаем, что можем достичь счастья лишь для самих себя, даже в ущерб других, но если мы посмотрим на жадных эгоистичных людей, то поймем, что они не испытывают подлинного счастья. Подлинное счастье достигается лишь за счет того, что мы делаем счастливыми других. Таким образом, стремление лишь к счастью для самих себя приводит к страданиям, тогда как действуя на благо других мы достигаем подлинного счастья. Природа ума В соответствии с системой Гелуг считается, что природа нашего ума - это ясный свет. Несмотря на присутствие в нашем уме многочисленных загрязнений и омрачений, они не являются его подлинной природой. Говорят, что все эти загрязнения являются приобретенными и, какой бы силой они не обладали, они никогда не станут частью ума. Если, например, кто-то испытывает ненависть к другим и продолжает потворствовать таким эмоциям, то эта ненависть будет становиться все больше и больше. Однако какой бы сильной не становилась эта тенденция, она никогда не изменит фундаментальную ясную природу ума и каждый может постепенно преодолеть эти негативные состояния, используя соответствующие противоядия. Если кто-то хочет преодолеть ненависть, ему следует культивировать в себе любовь и сострадание, в результате чего ненависть будет постепенно уменьшаться. Подобная практика не создает в уме что-то новое, она просто позволяет проявиться подлинной природе нашего ума.

Цонкапа отмечает, что глубоко укоренившиеся негативные состояния нашего ума преодолеть очень не просто. Это не быстрый процесс. Именно поэтому важно строго соблюдать определенные стадии на пути к Просветлению. Первая из таких стадий - признание непостоянства. Каждый должен признать, что человеческая жизнь мимолетна, что время смерти неопределенно и что человеческое рождение обретается крайне редко. Хорошо осознав все это, ученик развивает в себе непоколебимое намерение постоянно изучать Дхарму.

Недостатки циклического существования

В соответствии с учением, циклическое существование не имеет ни начала, ни конца. Каждый был рожден бесчисленное количество раз в прошлом и будет рожден в будущем. Если не принять никаких мер с тем, чтобы освободится из этой бесконечной бессмысленной круговерти, то рождения будут следовать одно за другим, причем любое последующее рождение может оказаться гораздо хуже предыдущего. Даже здесь в человеческом обществе можно видеть миллионы людей, которые испытывают постоянные страдания и муки, не говоря уже о мире животных или мире голодных духов.

Говорят, что правильное понимание природы циклического существования формирует в человеке такое же отношение к сансаре, которое имеет заключенный к своей тюрьме. Без такого отношения двигаться по пути к Просветлению просто невозможно.

Развитие отречения

Первый шаг на пути - полное изменение отношения к циклическому существованию. При этом наиболее фундаментальная проблема - это привязанность к нашему телу и ошибочная вера в самость. Здесь необходимо понимать, что наше тело постоянно разлагается, оно подвержено множеству болезней и его существование очень не долго. Внимательно изучая наше тело можно придти к выводу, что в нем нет ничего в высшей степени ценного, и что оно не заслуживает того, чтобы к нему привязываться.

Далее необходимо породить в себе убежденность, что любое негативное действие обязательно приводит к негативным последствиям. Негативные действия тела, речи и ума накапливаются и обязательно приводят к негативным результатам. После этого ученик должен понять, что выход за пределы циклического существования - это вступление на правильный духовный путь. На этом этапе ученик принимает прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.

Развитие просветленного ума

Вслед за этим ученик развивает в себе альтруизм, являющийся вторым из "трех главных аспектов пути", в соответствии с учением Цонкапы. Все предыдущие практики рассматривали главным образом индивидуальные страдания и добродетели, но для махаянского подхода важно развить в себе искреннее желание трудиться для пользы других. Такое состояние ума, проявляющего заботу о других, чрезвычайно трудно развить, поскольку на протяжении бесчисленного количества жизней мы поступали наоборот.

Махаянский идеал - это бодхисаттва, сострадательное существо, стремящееся к Просветлению на благо других.

Согласно Цонкапе, любое живое существо наносят себе огромный вред, считая других существ менее ценными и значимыми, чем оно. В связи с этим необходимо развивать в себе бодхичитту.

Семичленный метод

Первичная медитативная практика для переориентации ума - это семичленный причинно-следственный метод. По-существу, это специальная обучающая программа, которая позволяет достичь такого состояния ума, когда ученик считает других даже более важными и значимыми, чем он сам. Эта программа состоит из следующих пунктов:

  1. понимание того, что все живые существа когда-то были нашими матерями;
  2. понимание их доброты к нам;
  3. желание отплатить им за их доброту;
  4. любовь: желание счастья для всех живых существ;
  5. сострадание: желание, чтобы все живые существа освободились от страданий и причин возникновение страданий;
  6. принятие клятвы трудиться с тем, чтобы освободить всех живых существ;
  7. просветленный ум: твердая решимость достичь Просветления ради всех чувствующих существ.

Все эти практики основаны на буддийском понимании кармы и теории перерождений.

Медитация на пустоту

Третий главный аспект пути в системе Гелуг - медитация на пустоту, которая является одной из двух первичных характеристик ума будд. Вторая характеристика - это сострадание. Согласно учению Цонкапы, обучение мудрости должно происходить одновременно с культивированием сострадательного ума.

Тот, кто успешно медитирует на пустоту, которая является абсолютной природой всех феноменов, приходит к пониманию, что ничто не является хорошим или плохим само по себе. Только процесс мышления присваивает явлениям определенные ярлыки.

Говоря о пустоте, буддисты не имеют в виду "ничто", а подразумевают под ней лишь пустоту от самости. Именно из-за того, что в современных западных языках отсутствует концептуальное понимание пустоты, часто возникает ее неправильная трактовка и интерпретация. В этой связи важно все время помнить следующую формулу: пустота = отсутствие самости.

Одного концептуального понимания пустоты совсем не достаточно. Необходимо приучить ум к этому понятию, а для этого как раз и требуется медитация.

Медитация как ознакомление ума

Прогресс в тренировки ума возможен поскольку он обучаем и постепенно привыкает к тому, с чем знакомится. Обычные существа тонут в негативных состояниях ума по той причине, что их ум привык к этому на протяжении многих и многих циклов перерождений.

В системе Цонкапы ум постепенно знакомится и привыкает к тому, что все составленные феномены создаются причинами и условиями; к тому, что все существует совсем не так, как мы это себе представляем. Восприятие пустоты в этой системе происходит на уровне прямого постижения реальности. Такое постижение пустоты, однако, не является конечной целью.

Конечная цель - достижение состояния будды, в котором можно одновременно постичь пустоту всех феноменов и их проявление. Конечная цель - это обретение природы будды, которая и есть высшее единство сострадания и мудрости.