В китайской мифологии много существ, благодаря которым культура страны отличается особенным колоритом и вызывает интерес у иностранцев. На формирование мифологии повлияли исторические персонажи, тотемизм, философские и религиозные учения.

Драконы

Наиболее почитаемое существо это . Он олицетворяет собой силу стихий, власть императора и небо. Его изображения наносят на дома, ткани и другие предметы. Он символизирует добро, богатство и благополучие. Китайский язык содержит в себе множество пословиц и поговорок с участием этих зверей.

Данные мифические животные занимают важное место в культуре еще с древних времен. Изображения драконов часто находят при археологических раскопках. Основные племена, образовавшие китайское государство, считали его тотемным культом. Они верили, что он обладает магической силой и сочетает в себе особенности других зверей. Он, по представлениям древних китайцев, не жил на земле – мог взлетать на небеса или опускаться в водоемы.

Интересный факт! Считалось, что императоры избраны богами для управления государством – по небесному мандату. Поскольку драконы были посланцами неба и богов, то императоры назывались их потомками.

Мать драконов

В китайских легендах существует мать драконов (Лун Му), которая была изначально смертной женщиной. По преданию, она увидела белый камешек у реки, оказавшийся настоящим яйцом. Из него вывелись 5 маленьких змей. Мать драконов растила и заботилась о пяти драконах. Они стали символами почитания родителей и родительской заботы и любви.

Лун Му жила в бедной семье, но лучшую еду, она отдавала своим детенышам. Они немного выросли и начали помогать маме. Они были водными духами, способными управлять погодой. Во время засухи Лун Му попросила их послать дождь. Все крестьяне в деревне были ей очень благодарны и нарекли ее матерью драконов.

После ее смерти драконы обернулись в людей и похоронили свою мать. Впоследствии они стали «пятью великими учеными». В Китае можно найти храмы, построенные для Лун Му. Даже сейчас она является популярной богиней, которая покровительствует детям и родителям.

Виды драконов

Мифология Китая насчитывает сотни драконов. Большинство из них имеет в своем названии частицу «лун» либо в конце или начале слов. Они делятся по цветам:

  • Цинлун лазоревого цвета наиболее сострадателен и является символом востока;

  • алый Чжулун благословляет озера и обозначает юг;

  • у желтого Хуанлуна можно просить прошения;

  • а белый Байлун является самым добродетельным и честным из всех своих собратьев, отвечает за запад;

  • черный Сюаньлун обитает в мистических водах – символ севера.

Интересный факт! Цветовое разделение соотносится с пятью сторонами света – вода, огонь, дерево, металл и земля.

Определенный дракон имеет свои функции и обозначает определенный предмет или свойство. Поэтому классификаций много. Древние текста упоминают более 100 разновидностей, в названиях которых присутствует суффикс «лун». Из них выделяются 4 основных:

  1. небесный Тяньлун – охраняет небеса и его чертоги, которые поддерживают и защищают богов. Он может летать, возноситься к небесам, но с крыльями он изображается изредка. Небесный дракон всегда имеет 5 пальцев на ногах, а другие его собратья по 4 или 3.
  2. Шэньлун может управлять громом и погодой. Он изображается с головой человека, драконьим телом и животом как у барана. Шэньлун летает по небу, но из-за синего цвета может сливаться с ним. От него зависит сельское хозяйство. Поэтому простые люди стараются не обижать его, чтобы не было засухи или наводнений.
  3. Дилун – дракон земли, контролирующий реки, водоемы и моря. Они живут в глубинах вод в красивых дворцах. По преданиям люди, побывавшие в этом дворце, получали дары и возвращались на сушу.
  4. Фуцанлун – страж, который охраняет ценные металлы и камни, скрывающиеся в глубинах земли. Он обитает в недрах под землей в особых пещерах. Фуцанлуна рисуют с жемчужиной у подбородка. Это знак настоящего богатства – мудрости.

Духи стихий

Одним из главнейших божеств можно выделить Лэйгуна – бога грома, повелителя стихий и природных явлений. Водные духи имели характерные черты драконов, рыб и других животных. Китайцы почитают и верят в каждое мифическое существо неважно, какое у него происхождение или пол. Среди многих духов стихий выделяются основные:

  • Жун Чен – маг, изобретший календарь. Согласно легенде он возвращается на землю каждые 1010 лет. По верованиям этот маг может возвращать молодость, восстанавливает старикам их волосы и зубы.
  • Хоу И является сыном верховного бога, лучник и герой. Легенды о нем рассказывают о многочисленных отважных поступках, борьбе с монстрами и чудовищами. По преданию однажды на небе вместо одного солнца появилось десять, началась засуха. Отважный Хоу И сразил своими стрелами девять солнц — демонов. Богиня запада подарила ему эликсир бессмертия. Но его жена втайне от него выпила эликсир и улетела на луну, оставив мужа умирать от старости.

  • Хуанди – дух, символизирующий волшебные силы земли. В мифологии его образ совмещает в себе силача, ремесленника и стрелка.

  • Еще один герой – Юй, усмиривший потоп. Он является императором мифологической династии Ся.

Факт! В древнекитайской мифологии тотемные животные превращаются в реальные личности – императоров и чиновников, ученых.

Помимо духов стихий важны существа, контролирующие плодородие и засуху. Богом засухи служит Ба, которого боялся весь народ.

Духи-хранители сторон света

Хранители сторон света характерные персонажи китайской мифологии. Они представляют собой четверку священных животных:

  • Цинлун, о котором говорилось выше, символизирует весну. Он несет счастье тем, кто видит его изображение, поэтому его рисовали на знаменах. Цинлун в китайской мифологии это еще и страж дверей.

  • Байху защитник запада и мира мертвых. Его изображают в виде белого тигра на могилах и гробницах.

  • Чжуняо или Феникс – дух покровитель юга.

  • Сюаньу – северный дух, связанный с водой. С начала его изображали как черепаху со змеями.

Демоны

Китайская мифология разительно отличается от мифов других стран, но и здесь есть демоны. Главнейший демон китайской мифологии это Чжун Куй. Его образ использовался для магических ритуалов. Повелитель подземного царства – Яньван, который судил мертвецов и определял наказание. Владыкой всех бесов и монстров был Чжан Тяньши. В китайской мифологии царем змей был чудовищный Ман. Несмотря на то, что это змей, его рисуют как дракона с 4 пальцами.

Демонами и призраками становятся животные, возвращающиеся ради мести за жестокое обращение при жизни – Яогуай. Есть истории про диких кошек, превращающихся в оборотней и питающихся человеческой энергией. Количество второстепенных монстров огромно, поэтому перечислять все можно бесконечно.

Древняя китайская мифология

Богиня Нюйва была женщиной, нижняя часть тела которой была змеиной. Она создавала все вещи в мире. Когда по легенде была война богов, и небо перестало держаться, она сама починила небосвод. Она использовала ноги мифической черепахи Ао, чтобы подпереть небосвод.

Древнейшим героем китайской мифологии является Фуси, который представлен в образе человека — птицы. Он научил людей охоте, рыбалке и жарке мяса, изобрел рыбацкие сети. В его образе воплотилось представление древних племен о тотемной животном – ласточке.

По легенде Фуси и Нюйва поженились и восстановили человеческий род после потопа.

Мифология даосизма и буддизма

К началу нашей эры даосизм превратился в религию, вобрав в себя образы китайской мифологии. Большую популярность обрели предания о бессмертных. Бессмертие они получили, постигнув дао. Пантеон существ даосизма включает в себя огромное количество бессмертных, духов, героев и бесов.

Позже в первые века нашей эры в Китай проник буддизм. Примерно в 8-9 веке буддисты использовали истории из китайской мифологии древности. Буддийские герои стали переплетаться с китайскими персонажами. Появились предания о бодхисатве в роли женщины. Буддизм повлиял на представления китайцев о преисподней и царстве мертвых.

Поздняя народная мифология

Вместе с буддизмом и даосизмом были популярны культы последователей конфуцианства, народных культов.

Важно! В данную эпоху идет процесс превращения реальных личностей в мифических существ. Они становятся покровителя искусства, ремесла, городов.

К концу 11 века мифологические системы сближаются и становятся единой мифологией. Данный процесс быстрее всего шел в селах, где храмы и статуи разных течений (Будды, ЛаоЦзы, Конфуция) стояли близко. Народное сознание поставило во главе пантеона богов Юйди – нефритового правителя. Остальные божества китайской мифологии – боги и духи – имели устойчивое положение и не исчезли.

Герои китайской мифологии позднего времени представлены как реальные личности, которым посвящаются праздники и дни в лунном календаре.

Мифология в искусстве Китая

Из-за особенностей развития литературы, отсутствия эпосов и драм в древности мифология не запечатлелась в литературном искусстве. Исключениями служат работы отдельных поэтов. В Средние века появляются рассказы и другие текста о духах с образами даосской и народной китайской мифологии.

В буддийских сказках отражалось житие бодхисатвы и будды. Позже в 12-13 вв. развивается музыкальная драма, в основу которой легли легендарные сюжеты даосизма и буддизма.

Мифологические темы часто использовались художниками для росписи утвари, тканей и даже зданий. Наиболее часто изображаются китайские мифические существа – Нюйва, Фуси, герой И.

Заключение

Мифология древнего Китая богата различными сюжетами. Большинство легенд рассказывают о природных катастрофах и о героях, спасающих людей и землю. Животные в китайской мифологии занимают большое место. Они являются прообразами всех существ и богов.

Мифология – это фундамент китайской культуры, которая оказывает влияние на менталитет граждан, философию, религию и искусство страны.

Предисловие. Вера в духов и демонов в Китае – это один из тех аспектов жизни, который невозможно выкинуть или изменить. Это огромный пласт культуры и мировоззрения китайцев. Как мы знаем, их мир состоит из двух начал: Инь и Ян. Эти начала как породили мир, так и наполнили его всем тем, что мы сейчас имеем. Ян соотносилась Небу и являлась главным управляющим над духами и демонами. Без разрешения Ян даже самый мелкий призрак не имел права пакостить человеку.

Ожившие неодушевленные предметы.
Не удивляйтесь, но предметы в Китае могут оживать, и для этого вовсе не нужна волшебная палочка или умысел темного мага.
У каждой китайского вещи есть душа, которая может покидать свой предмет и превращаться в человека или животное или вовсе «входить» в другой предмет и манипулировать им, например в картину или в статую. Такой предмет-призрак называют «Цзин», а их приход/явление «Цзин гуань». Обычно духи вещей проявляют себя негативно: предметы двигаются, скрипят, разваливаются, падают. Это своеобразный сигнал о наступающей беде, но не о какой-то неизвестной, а о беде, которая последует от этой вещи, если её не уничтожить. Беда может быть любой: болезнь человека, смерть, пропажа ребенка и прочее, до чего додумается сама вещь.
Древние книги рассказывают такую историю…
Однажды (а конкретно в 836-841 годах), в семью отличного лучника Ши Цзуна У пришла большая беда - неизвестная заразная болезнь одолела всех членов его семьи. Каждую ночь в дом приходил странный человек, от тела которого исходил свет. Больные люди, увидев его, тут же начинали кричать и плакать, будто это он причинял им боль. Вначале, Ши Цзун У обращался к врачам, но те не могли излечить больных. Тогда мужчина взял свой лук, и когда странный человек вновь зашел в дом – он выстрелил в него. Тут же стрела, попавшая в призрака, вспыхнула, и загоревший призрак разлетелся на мелкие кусочки. Когда Ши осмотрел то место, где погиб призрак, то он нашел старый подсвечник из камфорного дерева, которым пользовались в его семье уже много лет. Когда мужчина разрубил, сжег и выбросил в реку пепел предмета-призрака – все больные быстро пошли на поправку.
Вторая история еще хлеще. К некому Лю Сюаню в один прекрасный вечер явилось непонятное существо, одетое в черные штаны и черный плащ. Лю присмотрелся к существу и увидел, что у того нет «семи отверстий» на лице (как я поняла - 2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот). Утром мужчина отправился к предсказателю, который, погадав на бамбуковых палках, сказал: «Эта вещь принадлежала твоим предкам; если она будет продолжать существовать, то станет демоном и начнет убивать людей. Но раз у неё нет глаз, ты можешь с ней справиться». В тот же вечер китаец накинулся на существо, связал его и начал бить мечом. Существо долго не сопротивлялось и «сдалось», превратившись в подушку, которая принадлежала еще деду Лю.
Можно привести еще массу историй про «ожившие» предметы. На всякий случай приведу несколько примеров и способов избавления. Если ночью на вас напала целая ватага призраков, не пугайтесь, возможно это всего то «ожившие» листья с деревьев. Летающая крышка гроба, избивающая до полусмерти? Не беда, если найдете сам гроб и сожжете его, то уверяю вас - крышка отстанет! Кажется, что по ночам кто-то тихо переговаривается в комнате? Тьфу, сжигайте каждую ночь один-два предмета из этой комнаты. Методом проб и ошибок вы обязательно вычислите предметы-призраки.
P.S. Совет – начинайте сожжение со старинных предметов, статуй и картин, потому что они входят в призрачную категорию риска.

Призраки самоубийц.
Возвращаясь к мировоззрению Китая, душа человека, который умер не своей смертью (например повесился, утонул в реке, или его съел тигр) не может успокоится, и алчет найти новую жертву, которая обязана погибнуть такой же смертью, как и призрак. Именно по этой причине существует поверье о «цикличности» смертей в домах, где когда-то умер самоубийца. Однако, возвращаясь к тому же китайскому мировоззрению, можно узнать, как пресечь эту кровавую череду смертей. Помните духов, о которых я писала в Предисловии? У человека было их два, Шень и Гуй. После смерти, Шень человека возносился на Небо, а вот Гуй и По оставались. «По человека – это нечто похожее на пшеничные отруби, находящееся под повешенным. Если её немедленно выкопать, то её можно разрушить, но, если этим пренебречь, то она будет погружаться все глубже в землю, и, пока не будет уничтожена, самоубийства не прекратятся». Таким образом, если место под убийцей очистить (чем быстрей, тем лучше), то вполне можно избавиться и от духа самоубийцы. А вот если этого не сделать… Расскажу немного позднее.
Вернемся к призракам самоубийц. Этот вид призраков часто можно отличить по тем предметам, которые они носят с собой. Это может быть балка или веревка, на которой, собственно, и оборвалась жизнь несчастного.
Одному мужчине как-то не повезло идти через кладбище и заметить, как некто пытается перетащить балку через стену одного из домов. Думая, что это действует вор, мужчина незаметно прокрался в дом и предупредил о беде хозяев. Те обыскали весь дом, но ничего подозрительно не нашли, кроме того, что случайно наткнулись на женщину, которая уже готова была повеситься на стропилах крыши. Женщину спасли, а мужчину поблагодарили и отправили обратно восвояси. Довольный как пряник, мужчина вернулся к себе домой и все рассказал своей жене. Тут ему не повезло второй раз, так как жена у него оказалась дурой. Она тут же потребовала от мужа показать ей, как же вешалась женщина. Мужчине не повезло в третий и последний раз. Он залез на стул, обмотался шнурком, перекинул его через балку и… Добрый призрак выбил у него из-под ног стул. В этот момент все несчастья мужчины кончились, как и всё остальное.
Вот таким образом призрак все-таки добился чего хотел, кто-то все-таки умер его смертью, а значит эстафетная палочка передана и можно отдыхать. Хотя стойте, не палочка, а веревочка. Если эту веревочку или балку у призрака отобрать, то он станет беспомощен как младенец и скорее всего отстанет от вас. Ну или заставит вас повеситься на отобранной вещице.
В одну семью скоро должен был прийти гость, однако угощать его было нечем, поэтому хозяин дома втихую взял дорогую заколку жены и ушел на рынок, чтобы продать её и купить вина (угостить гостя). Когда жена обнаружила пропажу заколки, она сильно расстроилась и…
Вариант 1. Дух самоубийцы начал нашептывать ей всякие гадости. Мол, муж в игорный дом пошел, женщин ублажать (а не гостю подарки брать). А это такое горе, что лучше повеситься.
Вариант 2. Дух просто появился в доме и, накидывая на женщину свою призрачную веревку, спровоцировал ее на повешенье.
Что в первом, что во втором случае, призрак самоубийцы появился не просто так, он был приманен упадническим, депрессивным состоянием несчастной. Но это, как говорится, исключение. Обычно такие призраки не приманиваются, а ищут себе жертву наобум. Накидывая веревку на шею, они вызывают в человеке внезапно желание покончить жизнь самоубийством. Это своего рода помутнение, порыв, и если «будущего самоубийцу» не остановить, то он исполнит задуманное, даже не осознавая, что творит.
Когда уже женщина накинула на себя веревку и собиралась умереть, в комнату зашел гость. Он увидел призрака, отнял у него веревку и спас хозяйку дома.

Материальные призраки.
Да-да, есть еще и такие. В Китае представляли призраков не как бесформенный полупрозрачный сгусток, а наоборот, старались придать им форму и наделить способностями влиять на людей и предметы материально. Особенно интересны те призраки, которые появились после смерти человека, но не уходили далеко от тела и костей умершего. Такие призраки были особенно опасны. Во-первых, обретенное тело (не обязательно целое; это может быть только один палец или кости нижней челюсти) давало подпитку злым силам, а во-вторых, оно служило материальным «оружием».
Вот теперь я вам расскажу обещанную историю.
В году Юнтаи, недалеко от монастыря Сяо-ганьсы, жил человек по фамилии Ван. Однажды ночью он сильно напился, и когда лег на кровать и заснул, его рука свесилась на пол. Обеспокоенная жена Вана хотела поднять его руку, как внезапно из земли появилась другая рука, и, схватив мужчину, стащила с кровати. Испуганная жена кинулась к Вану и попыталась поднять мужа, но того начало засасывать в пол, будто в зыбучий песок. Кое- как, всей семьей, Вана умудрились вытащить из поглощающего пола и уложить обратно на кровать. На следующий день дырку в полу начали раскапывать и на глубине двух чжанов нашли скелет, возраст которого был более двух столетий.
Вот что оказывается может случится, если вовремя не избавиться от вредного По.
Расскажу вам вторую историю, ради которой я и просила вас не кушать перед прочтением.
Жил некий Сунь Цзюнь, и был этот Сунь противным человеком с омерзительным характером. Он не чтил добрых духов, терпеть не мог злых, и вообще «крыша» наверное его покинула. Однажды он прогуливался по горам, и приспичило ему по большой нужде. Не долго думая, сел он возле старой могилы и (пардон) испражнился на лежавший возле могилы череп. Мало того, ему хватило ума сказать «Ешь, разве это не вкусно?». Но череп был не так прост, как казался на первый взгляд, и ответил: «Да, очень». Перепуганный Сунь вскочил и, толком не успев одеть портки, помчался домой. Всю дорогу за ним катился череп, пока парень не добежал до моста. Череп не смог закатиться на мост и покатился обратно на могилу, а Цзюнь побрел домой, где сразу же заболел. Он подносил ко рту свои испражнения и пожирал их, говоря: «Ешь, разве это не вкусно?» После чего опорожнялся и вновь поедал их. Через три дня китаец не выдержал и умер.

Демоны-мертвецы.
Демоны–мертвецы или Цзян Ши по-китайски - это демоны, родившиеся от лунного или солнечного света, который попал на гроб с находящимся в нем телом. Особенно часто мертвые становятся Цзян Ши, если их долго не погребают, ведь это означает небрежность к покойному, а значит - вызывает гнев духов.
Не смотря на то, что Цзян Ши питаются людьми и пьют кровь, вампирами их назвать сложно. Ведь эти демоны не могут превращаться в летучих мышей, да и с отрубленными руками они прекрасно могут удержать свою жертву. Также Цзян не боятся чеснока и осинового кола, взамен остерегаясь плодов жужуба, вбитых себе в хребет, и огня (как и любые китайские призраки/демоны).
Для того, чтобы уничтожить вампира Цзяна, надо:
- Спереть или уничтожить крышку гроба, чтобы останки тела окончательно сгнили и утратили свою силу.
- Разбросать вокруг пустого гроба (пока мертвец вышел погулять) рис, красный горох и кусочки железа. Вернувшись, демон не сможет лечь в гроб и, побродив возле него, должен навсегда «откинуться». Главное не забыть его потом сжечь, так, на всякий случай.
Обращаясь опять к китайскому мировоззрению, хочу добавить, что в призраках-мертвецах находятся две души. «По» – грубая и неразумная сила земли, и «хунь» - светлая душа. Иногда эта светлая душа берет вверх, и демон может кого-то спасти или просто помочь, однако обольщаться не стоит. Демон - он и в Африке демон. Секундная заминка или рассеянность может стоит вам жизни.
В деревне Вэйнани жила женщина с ребенком. В одну из ночей ребенок долго не мог заснуть, маялся, чего-то боялся. Когда пробили третью стражу (вероятно, три ночи), дверь дома открылась, и зашел старик в белой одежде с двумя клыками во рту. Старик накинулся на лежавшую в соседней кровати служанку и в мгновение ока обглодал ее, оставив лишь скелет. Когда старик поднял скелет, чтобы высосать все внутренности, ребенок женщины заплакал, и старик исчез. Правда, служанка так и осталась лежать обглоданным скелетом.
В заключение мне хотелось бы рассказать такую интересную вещь. Пожирание для китайский духов, это не только не убавление пищи, но порой и прибавление ее. То есть если в ритуальной миске для духов еды не убавляется – то все нормально. Правда, нельзя сказать тоже самое про тела усопших.
У одного парня умерла девушка. Почти всю ночь он сидел рядом с трупом, а когда взошла луна, появились три демона. Парень спрятался за занавеску и увидел, что демоны пожирают его любимую. На утро тело было таким, как и прежде, правда потолок был весь в крови и непонятных следах.

В мифах Древнего Китая мировая гармония основывается на энергетике Инь и Янь. Мужской дух в мифах Китая имеет особое положение и представлен в виде энергии Янь, воплощенной в небесных и огненных созданиях. Даже представители энергий водных и земных стихий являются мужчинами, что напрямую указывает на превосходство мужского начала над женским на Востоке.

Мужской дух в легендах Востока

Согласно мифологии древнего Китая, мир был создан из яйца, существа называемого Хуньдунь. Чудище описывается как существо, не имеющее глазниц, рта и носовых полостей, с 3 руками и 4 крыльями. Имея добродушный нрав, оно принимало в гостях всех духов преисподней, которые решили отблагодарить хозяина необычным даром, заключающимся в ощущении материального.

Дар оказался слишком сильным для Хуньдуня, что привело к его гибели. После себя он оставил яйцо, в середине которого зародились энергии Инь и Янь. Когда скорлупа растрескалась, потоки энергии вырвались наружу и создали мир, где Инь - символ женщины, темноты и холода, а Янь - мужчины, света и мужества. Представителями энергии Янь являются птица Феникс и Дракон.

Китайские демоны

Демоны в китайской мифологии, имеющие мужское начало, являются слугами богов.

Виды демонов, имеющих женское начало, считались вредоносными и пагубными. Наиболее известных из числа мужских духов в легендах Востока всего семь.

  1. Тимиморе - демоны, живущие в диких лесах и горных массивах, часто встречаются в реках. Существа употребляют в пищу человеческие и животные полуразложившиеся тела, а живых созданий не тревожат.
  2. Чжункуй - является управителем мира мертвых, решает, куда отправить душу умершего - в рай или ад.
  3. Бочи - является морским обитателем и прислужником властелинам водной стихии Гун-гуна, имеет телосложение домашнего барана, у которого на спине имеются вторые глаза.
  4. Яогуай - это ожесточенные души умерших животных, которых убили или мучили при жизни. После смерти они становятся демонами смерти, прислужниками божеств, которые взамен на услужение дают возможность наказывать своих мучителей.
  5. Даолао - демоны, населяющие горную местность, стреляющие в путников из лука стрелами с отравой.
  6. Ню Мован - является князем демонов, человекоподобного телосложения с бычьей головой.
  7. Фу-ю - является слугой Гун-гуна и символизирует гнев. Лицо Фу-ю как у мужчины, а тело медвежье.

Боги Древнего Востока

Божества в мифах древнего Востока являются представителями мужской знати - это связано с патриархальным устройством общества, обожествлением правителей Китая. В мифологии китайское божество нередко является исторической личностью, т. к. принадлежащих к династии императоров обожествляли.

Божества древнего Китая являются покровителями лесов, морей, небес. Великие представители энергии Янь сотворили мир и жизнь в нем.

Гун-гун

Китайское божество Гун-гун является покровителем водной стихии и управляет потоками воды. Разгневавшись, дух направляет воды рек на человеческие жилища и пастбища, создавая потоп.

Миф о повелителе воды гласит, что молодой Гун-гун некогда бросил вызов своему родителю Чжу-чжуню, управляющему стихией огня, и, переоценив свои силы, проиграл, после чего в ярости ударился о высокую гору и ее осколками сотворил великий потоп.

Гун-гуна описывают как:

  • человекоподобное существо в верхней части тела;
  • вместо нижних конечностей у него хвост змея;
  • глаза бога всегда красные.

Китайское божество Шеньнун, благодетель флоры и землепашцев, он научил человека отличать травы по лекарственному составу, открыл для него вкус и целебные свойства зеленого чая.

Шеньнун по телосложению напоминает человека, тело его покрыто кожей змея и имеет зеленый оттенок. Вместо человеческого лица, божество имеет бычью морду и тигриный нос.

Чжу-жун

Является покровителем огненной стихии и управляет светом, его сын - управитель водных стихий Гун-гун. Между ними всегда идет битва за власть и силу. Дух обладает силой, мускулистым, звероподобным телосложением, с головой змеи и глазами насекомого.

Ган-ди

Олицетворением военного дела, богатства и отбора людей по статусу был бог Ган-ди. Покровитель военачальников и китайской знати.

Божество имело необычайную силу и сноровку в военном деле, образ божества - военачальник, живший во 2 в до н.э.

Фенбо

Божество, покровительствующее ветру, называется Фенбо. Выглядит повелитель ветра, как быстроногая лань, облаченная в шкуру леопарда, имеющая хвост рептилии и оленьи рога. Фенбо был слугой Дракона, который, наказывая людей, поджигал поля, а бог ветра раздувал пожар.

По легендам, верховное божество Юйди является покровителем космических энергий. В его подчинении находятся все божества и демоны. Бог восседает на огромном троне, сделанном из нефрита. и с высоты небес наблюдает за каждым жителем земли. Все проступки людей Юйди описывает на своей нефритовой доске.

Если человек проживает достойную жизнь, верховное божество поощрит его даром, но богоотступники, преступники попадают в немилость бога, который в ответ на злобу, жадность и лесть насылает на человека демонов.

Дух засухи

Китайская цивилизация считается самой древней, легенды ее берут начало еще до н. э. Издавна повелось, что великие божества Китая - мужского пола. Дух засухи в китайской мифологии - отнюдь не мужчина. Согласно легенде, это женщина по имени Ба, дочь великого правителя Хуан-ди.

В мифологии богиня представляет собой высокое, человекоподобное существо, имеющее глаза в верхней части спины. Ба всегда ходит нагая, она обладает огромной силой, способна наслать засуху на очень большой площади земли, тем самым обрекая людей на голодную смерть.

В Китайской Республике расположен храм, где преподаются боевые искусства, именуемый Шаолинь. Монахи издревле исповедовали там даосизм, верование в сложную иерархию божеств. Видов легендарных духов, олицетворявших мужское начало в древних учениях Китая, всего 7.

  1. Синь-тян - безголовое чудовище-великан, символ мужества. Ротовая полость чудища располагалась на животе, а глаза на грудной клетке.
  2. Дракон, именуемый Фейи, считался предвестником долгой засухи.
  3. Пулао - дракон маленьких размеров, любящий звон колокольчика. Несмотря на малые размеры, рычание Пулао очень громкое.
  4. Чжулун является драконом мрачного подземелья Ада.
  5. Хаечи - демон, имеющий тело льва и медвежий хвост.
  6. Фенхуан - огромная огненная птица с 2-метровым хвостом.
  7. Яюй является обитателем озер, питается человеческой плотью, излавливая путников, заблудших в лесной чаще.

Заключение

Мужское начало в китайских легендах обозначено огненной и небесной стихиями. Представители императорской династии по мужской линии представлены в виде божеств, а в их подчинении находятся демоны, выполняющие их приказы.

Лунван, в китайской мифологии хозяин водной стихии; ему подчинялись бог грома Лэйгун, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Согласно ранним текстам, Лунван - существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами - около 1 ли (примерно 0.5 км) в длину. Образ Лунвана сложился в первых веках н.э. Распространение получила даосская классификация - представление о Лунване, как о верховном драконе четырёх морей (в соответствии с древнекитайской космогонией): Гуан-дэ ("увеличивающий добродетель") - Лунван Восточного моря, Гуан-ли ("увеличивающий богатство") - Южного, Гуан-жун ("увеличивающий благосклонность") - Западного и Гуан-цзэ ("увеличивающий щедрость") - также Западного. Все они считаются братьями, из которых старший - Гуан-дэ. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая. В народных сказках и преданиях обычно фигурирует просто Лунван или Дунхай Лунван ("царь драконов Восточного моря"). В поздних народных верованиях Лунван нередко рассматривается как владыка стихий, которому подчинены бог грома, богиня молнии, бог ветра и хозяин дождя. В поздней народной синкретической мифологической системе Лунван подчинён верховному владыке Юйди. Лунван, царь драконов, приносящий дождь, имел свое воинство, состоящее из морских обитателей: черепах, каракатиц и иных обитателей глубин. Заступничества этого царя драконов, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно популярен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе, каждой деревне. Считалось, что Лунван приносит дождь.

Фэнхуан, в китайской мифологии чудесная царь-птица; в западноевропейской литературе она трактуется как птица феникс. Существует предположение, что в древности слово "фэн" обозначало божество ветра, которое являлось посланцем богов. Китайцы верили, что у фэнхуан, птицы с разноцветными перьями, клюв петуха, зоб ласточки, шея змеи, на туловище узоры, как у дракона, рыбий хвост, спереди она как лебедь, сзади как единорог цилинь, а спина черепашья. Появление фэнхуан обещало мир и процветание Китая. Есть основания предполагать, что эта птица с огромными глазами и своеобразным гребнем на голове, напоминающая павлина, имеет солярную природу, т. е. близка стихии огня и солнца.

Государство, зародившееся во 2 тысячелетии до нашей эры и развивавшееся самобытно, стало одним из развитых государств мира. Многовековая история жизни народов и становления цивилизации нашла свое отражение в преданиях и легендах о мифических существах и богах, которые решали судьбу человека соответственно его действиям.

Особенностями китайской мифологии является смешение реальных личностей и выдуманных мифических героев, неразрывная связь верований с образом жизни. Все мифические персонажи наделяются качествами присущими обычным людям. В каждом феномене наблюдается божественное вмешательство.

Посредством мифов люди передают свое отношение к происходящим вокруг них непонятным вещам и событиям. До сих пор свято чтут и поклоняются богам и мифическим существам, в честь которых проводят праздники и карнавалы – феерические шоу, привлекающие людей со всего мира.

Мифы Китая

Зарождение мифов связано с попытками понять и объяснить происхождение всего живого на земле. Первые мифы китайцев связаны со сказаний и появление Вселенной из Хаоса. Началом мира они считают момент, когда хаос разделился на две части – водную и земную.

Китайские мифические существа

Культура коренных жителей Китая отличается обязательным присутствием духов и мифических существ в их жизни. В древнее время люди верили в то, что мир состоит только из гор и рек, а все остальное на земле не имеет никакого значения. Они считали, что в горах живут горные духи – уродливые грозные существа с ущербным строением тела. Самый главный дух согласно верованиям жил в горе Тайшань на самом дне. Считалось, что после смерти, души подчинялись этому божеству.

Водные просторы также населены существами, которые делились на категории мужских и женских духов. Причем китайцы верили, что утопший человек был призван стать подводным духом и покровительствовать людям. Хозяином водой стихии был Лунван – сущность огромных нестандартных размеров. У него в подчинении были боги трех стихий – ветра, грома и дождя.

Драконы

Главное мифическое существо, почитаемое китайцами наравне с божествами – это драконы. В китайской мифологии они являются олицетворением власти небесного бога и его наместника на земле. Считается, что дракон представляет собой силу четырех земных стихий – огня, воды, земли и воздуха. Еще с древних времен считалось, что дракон служит на благо людям и поэтому его изображение на предметах домашнего обихода и интерьера, приносит в дом благополучие и способствует накоплению богатства и процветания.

Про их складывали пословицы и сказания, они присутствовали в жизни каждой семьи как оберег или талисман. В истории древнего Китая, считалось что дракон – не может жить на земле среди смертных. Он либо улетал ввысь на небеса, либо прятался на дне озер и водоемов. В религии драконы занимали почетное место и если их считали посланцами неба и богов, то императоров называли потомками драконов на земле.

Мать драконов – самая главная среди драконов фигура, по преданиям была обычной девушкой из бедной семьи. Она нашла белый камень овальной формы и унесла его к себе. Из этого камня вылупились пять змеек, которые под ее присмотром выросли в больших драконов. Сохранились несколько храмов построенных в честь этой девушки Лун Му, которая в современном мире почитается как покровительница детей и родителей. В названиях многочисленных видов драконов в ее честь, присутствует частица «лун».

Существуют различные виды драконов, которые подразделяются на несколько видов по своему окрасу:

  • Цинлун – является символом востока и сострадания. Он окрашен в лазоревый цвет – цвет милосердия и сострадания;
  • Чжунлун алого цвета обозначает юг и служит благословением озер;
  • Хуанлун обладает желтым цветом и помогает получить прощение. К его скульптуре приходят сотни китайцев, чтобы выпросить прощение. Вообще все желтые драконы в представлении китайцев, считались посредниками Божества и людей и способствовали достижению молитв о прощении на небеса;
  • Байлун – белый дракон, охраняет западную часть страны и символизирует добродетель и честное существование;
  • Сюаньлун – черный дракон, который живет в глубоких водоемах или морях и отождествляется как символ севера.
  • Тяньлун – верный страж небесных чертогов. Его изображают белым или лазуритовым окрасом. Основное его отличие от других драконов – пятипалые лапы.
  • Шэньлун – синий дракон с головой человека и животом как барабан. Он считается покровителем сельского хозяйства и может управлять погодными стихиями. Он плавает в небесах и благодаря своему цвету сливается с ними. Если нанести обиду Шаньлуню, или не воздать ему почестей, он может наслать засуху или наводнение на землю.
  • Дилун – дракон водных просторов, который очень редко покидает свой подводный дворец.
  • Фунцалун – дракон красного цвета с жемчужиной у подбородка считается олицетворением мудрости и рассудительности. Он живет в недрах земли в естественных пещерах и охраняет несметные подземные богатства.

Исторические личности, жившие в разные века, приравнивались к статусу героев. Их называют демиургами – личности, наделенные божественными качествами:

  • Фу Си – прародитель человечества научил людей рыбачить, придумав рыболовные снасти. Его представляли в виде человека с птичьей головой;
  • Суй Жэнь — дал людям огонь и научил его добывать;
  • Шей-нун – изобрел заступ и стал первым земледельцем получившим урожай. Он научил потомков почитать землю как плодородную сущность, поклонение которой обеспечит урожаем пахарей;
  • Хуйн Ди – изобретатель колеса изображается огромного роста с сильно развитой мускулатурой. Он создал средства передвижения, оснащенные колесами. Согласно мифам он обладал меткостью и острым зрением, был смелым и отважным воином и искусным ремесленником;
  • Жун Чен считается создателем первого календаря в Китае. Он заложивший основу китайского летоисчисления и придумал цифру 0. Каждые 1000 и 10 лет он возвращается на землю и помогает людям обрести молодость и силу;
  • Юй – наполовину человек, наполовину дракон спас мир от вселенского потопа, с которым боролся целых 13 лет. Он почитается как спаситель человечества.

В самом начале своего развития, люди объясняли все происходящее вокруг сверхъестественными силами, которыми наделены многие животные. Так зародился тотемизм – вера в определенного животного способного защитить весь род от напастей и привлечь удачу и благополучие. С древних времен и по сей день в Китае принято считать, что их страну защищают священные животные каждый на определенной стороне света:

Восток охраняет зеленый дракон, который олицетворял весну. Он приносит удачу и победу воинам и охраняет дом и очаг.

Запад в их представлении защищал белый тигр – великий Бай-ху. Он охранял врата в потусторонний мир, препятствуя проникновению людей в загробный мир.

Северные врата охраняет черепаха огромных размеров – покровительница водных просторов и ветров. На ее спине постоянно присутствовала змея, которая помогала ей не пропускать потусторонние силы в мир живых.

На юге стражником была птица Феникс – прекрасное существо с человеческой головой на лебединой шее и телом земноводного, обладала острым зрением орла. Она считалась священной из-за своей особенности сгорать заживо и возрождаться вновь.

Добрые духи и божества служили на благо всему живому и противостояли демоническим существам, которые стремились нанести вред людям. Поэтому жители Поднебесной стремились задобрить демонов и оказывали им достойные почести. Считалось, что грешников ждет незавидная участь после смерти – пытки и истязания, варка в котле и глотание расплавленного золота или железа. Самые страшные демоны китайской мифологии связаны с потусторонним миром:

  1. Чжун Ку – отец всех демонов и монстров, страж, пропускающий или выпускающий души. Поэтому его изображение вывешивали на дверях, ведущих в жилье. Важно было нанести его изображение с обеих сторон двери. Он судит умерших по их земным делам, определяя их назначение в загробном мире.
  2. Князь Яньван – исполнитель воли Чжун Ку. После суда, души попадали к нему и он выносил решение о мере наказания. В его подчинении находятся десять палачей, только двое из них могли дать новую оболочку для реинкарнации и вернуть в мир живых в новом обличье.

В китайской мифологии существует ряд демонов, которые мирно сосуществовали с людьми:

  • Сяо Ян – людоеды огромного размера, которые подстерегали сбившихся с пути странников. Они были глупыми и неповоротливыми, поэтому их можно было обмануть или обвести вокруг пальца;
  • Кицунэ – лисица-оборотень. Ее поведение зависело от отношения к ней людей. Она превращалась в человека и помогала людям достичь желаемого. Нельзя было только ей перечить – обозлившийся оборотень уничтожал все поколение обидчика.

Мифология Древнего Китая

Зародившиеся больше пяти тысяч лет тому назад верования жителей Китая не всегда имеют логическое обоснование, поэтому их принято называть мифами, а наука, занимающаяся их изучением – мифология. Главные мифические персонажи стали выступать в роли императоров, которым служат существа, низкого ранга. В китайской мифологии все персонажи неразрывно связаны с животными. Все боги, демоны и демиурги – своим видом и поведением отождествлены с определенными живыми существами – драконы, тигры, птицы и т.д.