размер шрифта

ПРИКАЗ МНС РФ от 03-10-2000 БГ-3-24346 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ... Актуально в 2018 году

2. Предоставление конфиденциальной информации правоохранительным и судебным органам, судебным приставам - исполнителям и взыскателям

2.1. Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.

2.2. Органам прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и федеральной службы безопасности конфиденциальная информация предоставляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Выемка документов в налоговых органах из дел налогоплательщиков в ходе следствия и дознания по уголовному делу должна производиться в строгом соответствии с требованиями статей , , 170, 171, и УПК РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592) на основании мотивированного постановления следователя и с составлением протокола. Копия протокола должна вручаться под расписку должностному лицу налогового органа, у которого была произведена выемка документов.

Истребование в налоговых органах копий документов, оригиналы которых хранятся в других организациях, а также получение копий указанных документов производится с согласия руководителей налоговых органов, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятия решения по делу или материалу.

2.3. Таможенным органам предоставление конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224) и соглашения об обмене информацией МНС России и ГТК России.

2.4. Судебному приставу - исполнителю при отсутствии необходимой для принудительного исполнения информации о должнике налоговые органы в трехдневный срок со дня получения мотивированного письменного запроса предоставляют сведения об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово - хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу сообщается информация о его новом местонахождении.

Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания).

2.5. Взыскателю по его заявлению и при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности предоставляются сведения о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

При наличии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.

По общему правилу, установленному ст. 10, 12 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая, в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну, и конфиденциальную информацию.Защита информации - принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст. 102 НК РФ. В соответствии с ними налоговая Тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органа-Ми ФСЭНП, органами государственных внебюджетных фондов И таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, Предусмотренных федеральным законом. Поступившие в налоговые органы, органы федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно ФНС России, органами государственных внебюджетных фондов, ФСЭНП МВД России и ФТС России.Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России. Так, порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС России от 3 октября 2000 г. № БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях, когда: предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, носящие конфиденциальный характер, в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год. Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации.В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются. Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.Свои особенности имеет предоставление конфиденциальной налоговой информации органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям. Основные направления взаимодействия названных органов определяются соглашениями об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности Министерства финансов РФ и Министерства внутренних дел РФ. В качестве одного из них определена организация порядка передачи налоговыми органами федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки налоговых преступлений.

Термин "экономическая информация" достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности .

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная Приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. N ВА-3033 и N БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю - нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Распространение информации, полученной налоговыми органами, может нанести ущерб интересам как отдельных граждан , частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организациям, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

За прошедшее десятилетие, начиная с 1998 г., с момента введения в действие части первой НК РФ и определения понятия "налоговая тайна" в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. На расширение сферы деятельности налоговых органов также повлияло вступление в силу следующих Федеральных законов:

  • от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
  • от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ";
  • от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
  • от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях";
  • от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В настоящее время налоговые органы обладают следующими полномочиями:

  • осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
  • осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

Кроме того, налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

  • по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
  • реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы;
  • размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ размещены реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующие их юридические лица, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам.

При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает образования какого-либо перечня защищаемой информации. Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации , а соответствующие государственные органы , их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию. В качестве разновидности профессиональной тайны налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты.

В соответствии с ч. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники

В часть первую НК РФ включена ст. 102, содержащая нормы, которые определяют состав информации, составляющей налоговую тайну , и режим ее хранения.

Рассматривая содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, необходимо прежде всего определить, что представляет собой информация в целом.

При этом необходимо отметить, что при охране информации в режиме налоговой тайны материальный носитель значения не имеет. Бумажные носители, на которых осуществляется составление документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности, актов проверок, постановлений, протоколов, требований, решений налоговых органов, являются общепринятыми и наиболее распространенными. На бумажных носителях составляются документы, на которых присутствуют так называемые факсимильные идентификаторы юридического или физического лица, а именно подписи и печати. Магнитные и электронные носители стали использоваться для целей документирования налоговозначимой информации сравнительно недавно.

В соответствии со ст. 102 НК РФ сведениями, информацией, охраняемой в режиме налоговой тайны, могут быть любые сведения, прежде всего по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий. Например, в необходимых случаях при осмотре документов могут производиться фото- и киносъемка, видеозапись, а также снятие копии с документов и другие действия. Содержание таких сведений также может быть любым, т.е. включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).

В комментарии к ст. 102 НК РФ С.Д. Шаталов отмечает: "Чтобы гарантировать налогоплательщику конфиденциальность представляемой им в налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов (далее - контролирующие органы), а также собираемой о нем контролирующими органами информации, в частности, для того, чтобы она не могла попасть к конкурентам или криминальным элементам, рассматриваемая статья предусматривает, что большинство сведений о нем квалифицируются как составляющие налоговую тайну и, следовательно, защищаются контролирующими органами от распространения и несанкционированного доступа. Рассматриваемая статья "закрывает" все сведения о налогоплательщике, за исключением прямо поименованных".

Отличительным признаком информации, охраняемой в режиме налоговой тайны, служит то, что сведениями, ее составляющими, являются только сведения о лице (налогоплательщике - физическом либо юридическом лице), т.е. это может быть любая информация, относящаяся к конкретному лицу.

Причем данные сведения должны быть получены налоговыми органами исключительно при соблюдении своих служебных обязанностей. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.

Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывает к ее предоставлению.

Согласно подп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете ";
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в предусмотренных случаях и в порядке, установленном НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии или закрытии счетов - в 10-дневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

В соответствии со ст. 82 НК РФ в качестве гарантии сохранности такой информации в налоговом законодательстве выступает норма, согласно которой при осуществлении налогового контроля сбор, хранение, использование и распространение налоговыми органами информации о налогоплательщике, составляющей профессиональную тайну, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну, признается недопустимым.

В соответствии со ст. ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливается обязанность для определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Данная обязанность может быть установлена для налоговых агентов, банковских организаций, свидетелей и просто физических лиц. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.

Информацию, необходимую для постановки налогоплательщиков на учет, налоговые органы получают от органов регистрации. Согласно ст. 85 НК РФ к ним относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с использованием этих ресурсов.

Эти органы обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

  • о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях - в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;
  • о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, - в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;
  • о физических лицах, которым выданы лицензии, свидетельства или иные подобные документы - частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, - в течение 10 дней;
  • о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц - в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов;
  • о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах - в течение 10 дней после регистрации имущества;
  • о предоставлении прав на пользование природными ресурсами - в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;
  • об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности , дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, - не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;
  • о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения - не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны

Основываясь на этимологическом толковании слова "режим", предлагается понимать его как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний, создающих особую направленность регулирования.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну , необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Порядок предоставления конфиденциальной информации несколько различается в зависимости от того, какие органы за ней обращаются.

Законодательством не предусмотрена возможность предоставления имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним организациям. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность получения конфиденциальной налоговой информации. Прежде всего такая информация может быть предоставлена таможенным органам , органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям , сотрудники которых сами имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является установление юридической ответственности за нарушение порядка формирования ресурсов налоговозначимой информации и режима налоговой тайны. В данном случае (за подобные правонарушения) будут применяться следующие виды юридической ответственности: налоговая (финансовая), административная, уголовная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность .

Разглашением налоговой тайны признается виновное противоправное, в нарушение режима защиты соответствующей конфиденциальной информации, действие (бездействие) должностного лица налогового (таможенного) органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

Доступ к налоговой тайне имеют суды общей юрисдикции РФ и арбитражные суды РФ. При производстве по делам, возникающим в связи с оспариванием ненормативных актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и должностных лиц налоговых органов, при производстве по делам об административных правонарушениях , отнесенных к подведомственности соответствующих судов (ст. 29 АПК РФ; ст. 22 ГПК РФ), может возникать потребность в привлечении сведений о налогоплательщике в качестве доказательств . В этих случаях материалы, содержащие данные сведения, предоставляются налоговым органом по мотивированному письменному запросу судьи непосредственно в суд (ст. 66 АПК РФ; ст. 57 ГПК РФ).

Информация, необходимая для принудительного исполнения взыскания, предоставляется судебным приставам-исполнителям (государственным служащим , которые в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве " исполняют судебные акты и акты других органов). В случае отсутствия информации о должнике, необходимой для принудительного исполнения, судебный пристав-исполнитель направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об ИНН, о номерах счетов, о наименовании и месте нахождения банков и кредитных организаций , в которых находятся эти счета. Такая информация составляет объект налоговой тайны. Однако по запросу судебного пристава-исполнителя она должна быть предоставлена налоговым органом в трехдневный срок.

- 49.47 Кб

Госслужащие хотели узнать не только названия и адреса кредитных учреждений, но и номера счетов. Инспекторы предоставили Росрезерву лишь перечень банков, сославшись на то, что остальная информация составляет налоговую тайну. Представители агентства обратились в суд. Суд первой инстанции отказал Росрезерву, считая, что инспекция руководствовалась специальным порядком представления сведений (приказ МНС РФ от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/96). Апелляционная инстанция постановила, что инспекция должна была передать агентству полную информацию, иначе Росрезерв не сможет взыскать деньги с должника. А кассационная инстанция, в свою очередь, отменила постановление апелляционной. Ведь налоговую тайну можно разглашать только в установленных федеральными законами случаях. А таких законов, которые предусматривают выдачу налоговой тайны взыскателям, не существует (постановление ФАС Центрального округа от 29 июня 2004 г. по делу № А68-АП-333/12-03). Таким образом , должностные лица, которые хранят налоговую тайну, не вправе разглашать ее, кроме законодательно закрепленных случаев (п. 2 и п. 3 ст. 102 НК РФ). К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу при исполнении им своих обязанностей. Если документы, содержащие налоговую тайну, будут утеряны, то за это чиновники будут нести ответственность (ст. 284 УК РФ). Естественно, разглашение налоговой тайны также не останется безнаказанным (ст. 283 УК РФ, 138 и 139 ГК РФ).
Кстати, порядок получения сведений, составляющих налоговую тайну, есть и для компаний. Даже если фирма запросить информацию, например, о своих банковских счетах, то налоговые органы могут ей отказать. Такое возможно, если в ЕГРЮЛ нет записи об «интересующемся» учредителе (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июня 2004 г. по делу № А06-160У/4-21/04). В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и убедительно доказать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. Простая мечта не для меня. Я люблю с вою страну.

Журнал «Консультант» статья Налоговые «Секреты могут быть опасны».

Случаи разглашения налоговой тайны.

Случаи разглашения налоговой тайны на основании федеральных законов можно разделить по классификации соответствующих законов, выделены три группы основных федеральных законов :1) федеральные законы, прямо предусматривающие обязанность налоговых органов по разглашению сведений, составляющих налоговую тайну: ФЗ РФ от 11.01.1995г. № 4-ФЗ “О счётной палате РФ”, ФЗ РФ от 21.07.1997г. № 119-ФЗ “Об исполнительном производстве”, ФЗ РФ от 20.12.2002г.№ 175-ФЗ “О выборах депутатов Государственной думы, Федерального собрания РФ” и др.; 2) федеральные законы, которые содержат общие норма об информационном взаимодействии различных органов государственной власти: ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, ФЗ РФ от 03.04.1995г. “О федеральной службе безопасности” и др.; 3) федеральные законы, предоставляющие органам государственной власти полномочия по конкретизации процедуры разглашения правообязанными лицами налоговой тайны: ст. 10 ТК РФ, ст. 82 НК РФ и др. В настоящее время ФЗ РФ от 02.02.2006г. № 19-ФЗ в ст. 32 НК РФ введён п. 8, согласно которому налоговые органы обязаны предоставлять по запросу государственного или муниципального заказчика, по запросу органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления информацию о наличии задолженности юридического или физического лица по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия такой задолженности и о результатах рассмотрения жалоб в срок не позднее десяти дней со дня поступления такого запроса. Данное нововведение существенно расширяет случаи разглашения налоговой тайны, вызвано оно принятием ФЗ РФ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, который обязывает государственные органы распределять заказы только через конкурсы. Участвовать в них могут только кандидаты, не имеющие налоговой задолженности, поэтому государственным органам предоставлено право, делать указанные запросы. Однако сфера российского бизнеса не поддерживает вышеупомянутые поправки в НК РФ, т.к. в законе не говорится, что испрашивать можно только о тех компаниях или гражданах, кто подал заявку на участие в конкурсе. Следовательно, можно требовать информацию о задолженности любого юридического или физического лица. Таким образом, как будет действовать указанная норма, покажет правоприменительная практика. Органы налоговой службы представляют сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну, без получения письменного разрешения налогоплательщика в следующих случаях : 1. правоохранительным органам в пределах их компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, по запросам об исполнении лицами, совершающими налоговые правонарушения и преступления, налогового обязательства, обязанности налогового агента в порядке, установленном настоящим Кодексом, в целях преследования их по закону; 2. суду в ходе рассмотрения дел об определении налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, или ответственности за налоговые правонарушения и преступления; 3. судебному исполнителю в пределах его компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан, при исполнении исполнительных документов с санкции суда, а по исполнительным документам, выписанным на основании вступивших в законную силу судебных актов, без санкции суда. Порядок представления таких сведений устанавливается уполномоченным органом совместно с уполномоченным государственным органом по обеспечению исполнения исполнительных документов; 4. центральному уполномоченному органу по государственному планированию. Центральный уполномоченный орган по государственному планированию утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну; 5. уполномоченному государственному органу по финансовому мониторингу. Уполномоченный государственный орган по финансовому мониторингу утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну; 6. лицу, привлеченному к проведению налоговой проверки в качестве специалиста; 7. налоговым или правоохранительным органам других государств, международным организациям в соответствии с международными договорами (соглашениями) о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами, одной из сторон которых является Республика Казахстан, а также договорами, заключенными Республикой Казахстан с международными организациями; 8. уполномоченному государственному органу в области охраны окружающей среды в части сведений, содержащихся в налоговой отчетности по плате за эмиссии в окружающую среду; 9. уполномоченному органу в области государственной статистики. Уполномоченный орган в области государственной статистики утверждает перечень должностных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Перечень сведений, составляющих налоговую тайну, и порядок их представления устанавливаются уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом в области государственной статистики. Легко простить, но трудно забыть того кого любил так долго.

1.Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. Дубна, 2000. С. 3.

Разглашение налоговой тайны.

Под разглашением налоговой тайны понимается предание сведений огласке (в том числе путем утраты документов), в результате которой они стали известны посторонним лицам, т.е. лицам, не являющимся должностными лицами органов, перечисленных в ст. 102 НК РФ, специалистами или экспертами. Разглашением также должно признаваться несоблюдение режима хранения и доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, вследствие чего сведения стали известны третьему лицу. Налоговая тайна не подлежит разглашению специалистами, привлеченными к проведению налоговой проверки, как при исполнении ими своих обязанностей при проведении налоговой проверки, так и после завершения их выполнения. Утрата документов, содержащих налоговую тайну налогоплательщика, также является одним из оснований привлечения к ответственности. Утратой является любое выбытие документов из обладания ответственного органа. Теперь обратим внимание на те нормы которые являются налоговой тайной. 1.разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия сведений которые составляют налоговую тайну; 2. идентификационный номере налогоплательщика; 3. нарушение законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4. представляемые налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми или правоохранительными органами (в части представления этим органам). Как пишет Фатьянов А.А раньше в этот перечень входил пункт и был обоснованно исключен, касался он сведений об уставном капитале налога плательщика. Причинна исключения данной нормы является то, что уставные документы, в которых они находят отражение, являются общедоступным информационным ресурсом, связанным с налоговой тайной. Таким образом, согласно статье 183 УК РФ, к разглашению налоговой тайны относятся : 1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до десяти лет. Мне больно видеть, как жару.

1.А.А. Фатьянов статья « Налоговая тайна как одно из правовых средств защиты экономических прав субъектов предпринимательской деятельности»

Ответственность за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы много разнообразной информации, в том числе и в электронном виде. При этом плательщики рассчитывают, что эти сведения останутся конфиденциальными и не будут сообщены посторонним лицам. Секретность информации гарантируют меры ответственности, предусмотренные за нарушения в этой сфере. К налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (п. 1 ст. 102 НК РФ). Не считается тайной информация, разглашенная налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Также не охраняются сведения об идентификационном номере налогоплательщика и о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 1-3 п. 1 ст. 102 НК РФ). Налогоплательщики имеют право требовать соблюдения налоговой тайны (подп. 13 п. 1 ст. 21 НК РФ). В свою очередь налоговые органы обязаны эту тайну хранить (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ). Не будет считаться разглашением предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация. А также по соглашениям о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). В отличие от этого будет являться разглашением налоговой тайны использование или передача должностным лицом налогового органа другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика (п. 1 ст. 102 НК РФ). Ответственность в этом случае наступит, если эти сведения стали известны сотруднику налогового органа при исполнении им своих обязанностей. Также отвечать налоговики будут за утрату документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений (п. 4 ст. 102 НК РФ). За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административным штрафом в размере от 4000 до 5000 рублей наказывается сообщение подобной информации лицом, получившим к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Более суровые меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом для лиц, незаконно разгласивших или использовавших сведения, составляющие налоговую тайну, без согласия их владельца. Такая информация должна быть доверена этим лицам или стать известной по службе или работе. За подобные нарушения сотруднику налогового органа грозит штраф в размере от 10000 до 20000 рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Либо лишение свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Если же такие действия причинили крупный ущерб или были совершены из корыстной заинтересованности, штраф составит от 20000 до 50000 рублей . Также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 183 УК РФ). Ну а если разглашение налоговой тайны повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налогового органа грозит лишение свободы на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ). В части 3 статьи 183 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное собирание, разглашение и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. На практике под ущербом в данном случае понимаются большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта и т. д. Крупный ущерб определен в примечании к статье 169 УК РФ и должен превышать 250 тыс. руб.

Приведём пример : В конце феврале 2007 года из ООО «С», где был установлен режим налоговой тайны, уволились два менеджера по продажам А. и Б .. После их увольнения обнаружилось, что из офиса компании пропала клиентская база (на бумажных носителях), то есть информация, составляющая налоговую тайну предприятия. Руководство ООО «С» обратилось в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела по статье 183 УК РФ. По результатам предварительного следствия было установлено, что в январе 2007 года А. и Б. учредили собственную компанию – ООО «В» с аналогичной сферой деятельности. Продолжая работать в ООО «С», они значительно завышали цены на продукцию для контрагентов данной компании и взамен счетов ООО «С» предлагали товар по более низким ценам от ООО «В». При заключении договоров с контрагентами в интересах ООО «В» использовались сведения, относящиеся к учетной политике организации (клиентская база, цены на товар, планы поставок товара, условия заключаемых договоров, информация о ценообразовании и предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен). Указанные сведения составляли коммерческую тайну ООО «С» и использовались в деятельности ООО «В» в ущерб интересам ее обладателя, что отрицательно влияло на нормальную работу компании, подрывало ее конкурентоспособность на рынке и причинило крупный ущерб на сумму свыше 250 тыс. руб. (расчет которого был представлен на основании документов бухучета). В ходе обыска, проведенного сотрудниками Железнодорожного РУВД г. Екатеринбурга в помещении ООО «В», в ноутбуках А. и Б. была обнаружена программа 1С с регистрами бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности, принадлежащих ООО «С». Также были найдены и изъяты бумажные документы с клиентской базой и иными вещественными доказательствами. Органами предварительного следствия действия А. и Б. были квалифицированы по части 1 и части 3 статьи 183 УК РФ – как собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов и разглашение, и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившие крупный ущерб и совершенные из корыстной заинтересованности. Часть статьи 183 УК РФ определяет другой квалифицирующий признак незаконного разглашения и использования сведений, составляющих налоговую тайну, – наступление тяжких последствий. Тяжкие последствия применительно к данному преступлению в научных кругах понимаются более широко, чем причинение материальных убытков. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, причинение серьезного вреда здоровью людей, самоубийство потерпевшего и т. п. – если такие последствия находятся в причинной связи с незаконным разглашением или использованием указанных сведений. По мнению автора, в чистом виде данный состав преступления практически невозможен. Его можно встретить только в совокупности с другими преступлениями, например со статьей 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями» . При выявлении факта незаконного разглашения или использования коммерческих секретов или в случае наличия оснований полагать, что таковые оказались в руках конкурента, не следует ограничиваться проведением служебного расследования. Пока доказательства еще возможно собрать, стоит обратиться за содействием к правоохранительным органам. Если «секретные» сведения похищены. Необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы – РУВД или прокуратуру по месту фактического нахождения организации. В заявлении на имя начальника РУВД или прокурора нужно подробно изложить все обстоятельства исчезновения носителей с информацией, составляющей коммерческую тайну. К заявлению следует приложить объяснения очевидцев (например, сотрудников компании, которые видели, как бывший работник после увольнения выносил документы с «секретной» информацией). Этих лиц следователь сможет в дальнейшем допросить в качестве свидетелей. Кроме того, к заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие, что в организации действует режим коммерческой тайны, а также другие документы (копии приказа директора, положения о налоговой тайне, обязательств о неразглашении налоговой тайны со стороны нарушителя, копию его трудового договора и т. д.). Если есть подозрения, что коммерческий секрет использует конкурент. В данном случае также необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы – РУВД или прокуратуру по месту фактического нахождения организации. В заявлении следует сообщить о наличии у обладателя подозрений о незаконном использовании коммерческого секрета и просить о проведении документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности предполагаемого злоумышленника. Данное мероприятие предусмотрено пунктом 25 статьи 11 Закона от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции». Если в отношении руководителя организации-нарушителя будет возбуждено уголовное дело, имеет смысл ходатайствовать о проведении обыска в ее помещениях. В этом случае велика вероятность, что сотрудники правоохранительных органов найдут при обыске документы со сведениями, составляющими налоговую тайну пострадавшей компании. Соответственно, будет больше шансов привлечь злоумышленников к уголовной ответственности. Завершая рассмотрение проблем привлечения к уголовной ответственности за незаконные действия с «секретной» информацией, следует отметить, что в настоящее время уголовный закон в достаточной степени позволяет защитить интересы предпринимателя в сфере охраны налоговой тайны. Главная задача связана не с совершенствованием законодательства в этой области, а с распространением судебной практики по В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и убедительно доказать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо. УК РФ.

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в Российской Федерации налоги и финансы на первом месте. Поскольку определённые операции, связанные с налогами и финансами, обеспечивают государству стабильное существование и обеспечение потребностей государства. Цель работы анализ налоговой тайны в сфере финансового права. Изучение подводных камней и выделение саамы важных составляющих в данной отросли права. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:1) определение понятия налоговой тайны; 2) Случаи разглашения налоговой тайны; 3)принцип налоговой публичности; 3) ответственность за разглашение налоговой тайны. При написании работы применяются методы исследования, помощниками в написание работы являются труды отечественных авторов. Объект исследования в данной работе являются общественные отношения, связанные с налогами. Предмет исследования теоретической и практической нормы права регулирующую деятельность государства. Курсовая работа состоит из: 1) общая характеристика налоговой тайны. 2)лица имеющие доступ к налоговой тайне.

Содержание

Введение
1.1Определение налоговой тайны……………………………………………….4
1.2Содержание налоговой тайны…………………………………………..…5-8
2.1Режим хранения сведений, составляющих налоговую тайну…………..9-10
2.2Случаи разглашения налоговой тайны………………………………....10-12
2.3 Разглашение налоговой тайны………………………………………….13-14
2.4 Ответственность за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну……………………………………………….15-18
Заключение

Текст документа по состоянию на июль 2016 года

Документ утратил силу

В целях совершенствования порядка предоставления налоговыми органами Российской Федерации конфиденциальной информации приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации (далее - Порядок).

2. Руководителям департаментов, начальникам управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МНС России, руководителям территориальных органов МНС России при предоставлении конфиденциальной информации руководствоваться требованиями Порядка.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.


Министр Г.И.БУКАЕВ


Приложение к Приказу МНС России от 03.10.2000 N БГ-3-24/346

ПОРЯДОК

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Общие положения


1.1. Настоящий документ определяет порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации.

1.2. Правовую основу предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации составляют Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134), Федеральный закон от 20.02.95 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609), Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266 "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1307) и иные нормативные правовые акты.

1.3. В ходе выполнения возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, проведению разъяснительной работы с налогоплательщиками налоговые органы осуществляют сбор (прием), обработку, накопление, хранение, распространение, передачу (представление) информации как о налогоплательщиках, так и о деятельности налоговых органов.

1.4. В процессе осуществления указанной деятельности налоговые органы формируют информационные ресурсы, которые сосредотачиваются в них в виде отдельных документов и отдельных массивов документов, документов и массивов документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах и банках данных, других информационных системах).

1.5. В соответствии с законодательством Российской Федерации собственниками информационных ресурсов о налогоплательщиках являются они сами, а налоговые органы в данном случае выступают в качестве владельца информационных ресурсов о налогоплательщиках. Информация о деятельности налоговых органов является собственностью МНС России.

1.6. Ответственность за организацию защиты конфиденциальной информации и соблюдение порядка ее предоставления возлагается на руководителей структурных подразделений центрального аппарата и руководителей территориальных органов МНС России.

1.7. Предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или соглашениями об обмене информацией.

Запросы не подлежат исполнению в следующих случаях:

если предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством Российской Федерации, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций;

если налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно - аналитическими сведениями.

1.8. Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления сторонним организациям имеющихся в налоговых органах библиотек, архивов, фондов, баз и банков данных, содержащих конфиденциальную информацию.


2. Предоставление конфиденциальной информации правоохранительным и судебным органам, судебным приставам - исполнителям и взыскателям


2.1. Арбитражным судам и судам общей юрисдикции конфиденциальная информация предоставляется в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности.

По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд.

2.2. Органам прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и федеральной службы безопасности конфиденциальная информация предоставляется в пределах компетенции указанных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Выемка документов в налоговых органах из дел налогоплательщиков в ходе следствия и дознания по уголовному делу должна производиться в строгом соответствии с требованиями статей 167, 169, 170, 171, 176 и 177 УПК РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1960, N 40, ст. 592) на основании мотивированного постановления следователя и с составлением протокола. Копия протокола должна вручаться под расписку должностному лицу налогового органа, у которого была произведена выемка документов.


Истребование в налоговых органах копий документов, оригиналы которых хранятся в других организациях, а также получение копий указанных документов производится с согласия руководителей налоговых органов, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятия решения по делу или материалу.

2.3. Таможенным органам предоставление конфиденциальной информации осуществляется в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224) и соглашения об обмене информацией МНС России и ГТК России.

2.4. Судебному приставу - исполнителю при отсутствии необходимой для принудительного исполнения информации о должнике налоговые органы в трехдневный срок со дня получения мотивированного письменного запроса предоставляют сведения об ИНН, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово - хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе адресу сообщается информация о его новом местонахождении.

Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса (фамилии, имени, отчества должника - физического лица и его места проживания).

2.5. Взыскателю по его заявлению и при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности предоставляются сведения о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

При наличии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях взыскателям предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении.


3. Предоставление конфиденциальной информации государственным внебюджетным фондам, другим государственным организациям и официальным лицам


3.1. Государственным внебюджетным фондам информация предоставляется в порядке, определяемом соглашениями об обмене информацией между МНС России и государственными внебюджетными фондами.

3.2. Счетной палате Российской Федерации согласно Федеральному закону от 11.01.95 N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 167) предоставляется информация о результатах проводимых ревизий и проверок, а также иная информация, необходимая для обеспечения ее деятельности.

3.3. По парламентскому запросу должностное лицо налогового органа, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ в устной форме (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой срок.

3.4. По запросу члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо налогового органа, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.


4. Предоставление конфиденциальной информации, содержащейся в едином государственном реестре налогоплательщиков


Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266.