Сребролюбие представляет собой 3-ю из 8-ми основных страстей, которая проявляется, как ненасытное увеличение материальных ценностей. Добродетель, противоположная сребролюбию – это нестяжание.

Под действием сребролюбия человек нарушает вторую заповедь Бога, становится идолопоклонником, начинает чтить «Золотого Тельца», то есть – богатство. Основными разновидностями сребролюбия выступают следующие: жадность (желание обладать чем-то) и скупость (желание сохранять). Жадность пытается захватывать чужое, а скупость – опасается делиться своим.

Сребролюбие является страстью души обладать финансами и материальным имуществом больше, чем человек в том нуждается при определённых условиях. К примеру, человек имеет большую семью и стремится построить для неё дом, зарабатывая на него деньги. Будет ли это сребролюбием? Нет.

А другой человек живёт сам, без семьи и детей, но желает иметь 5-комнатную квартиру и старается на неё заработать. Будет ли это сребролюбием? Да, определённо.

Склонность людей к сребролюбию в целом естественна. Стремление добыть себе пропитание, содержать свою семью и детей, купить жильё и прочие необходимые вещи толкает людей искать заработки, стабильный источник дохода. Само по себе это не будет предосудительным, если находится в допустимых пределах.

Например, если ты нуждаешься в чём-то в конкретном промежутке времени и копишь на это, зарабатываешь, даже имея сразу несколько работ – это не грех и не предосудительно.

Но как же установить меру? Мера – это всё то, чего достаточно для жизни человека, даёт ему возможность без ущерба для своей жизни жить, оказывая помощь тем, кто в этом нуждается, но без излишеств, повреждающих душу.

Если человек имеет высокий доход, но перед сном его мысли не заняты деньгами, можно ли назвать его сребролюбивым? Совершенно точно, что нет. А если он даже живёт в скромных условиях, но каждую ночь перед сном мечтает про мешок с деньгами, является ли он сребролюбцем? Конечно же, да. Поэтому совершенно не важна степень дохода человека: богатый может быть не сребролюбцем, спокойно воспринимать деньги, а нищий может быть насквозь пропитан этой страстью жажды денег.

Чтобы жить спокойной и гармоничной жизнь следует всегда соблюдать следующее важное святоотеческое правило: «Пусть для вас мерой приобретения станет собственная потребность в чём-то». На этом же делает акцент преподобный богоносный отец Ефрем Сирин.

По природе человеку не свойственно сребролюбие

Священнослужители говорят про то, что страсть сребролюбия, в отличие от прочих видов страстей, является чуждой человеческой природе и не свойственной ей. И это имеет огромное значение, ведь так как эта страсть не укоренена в природе человека, значит, победить её будет не так сложно при желании.

Прочие виды страстей заложены в самом человеческом начале. К примеру, если говорить про блуд. Он связан с тем, что каждый из нас обладает физическим телом (плотью), в нас заложен инстинкт размножения, а в нашем организме регулярно происходят различные гормональные изменения. Страсть чревоугодия связана с тем, что мы вынуждены употреблять пищу, чтобы жить, она нам жизненно необходима.

А такая патология как сребролюбие просыпается в человеке позже, чем все другие и начинает извне внедряться в душу человеческую. То есть, её корень находится не в самом человеке. Но поэтому победить и извергнуть её значительно проще.

Но если же личность один раз пренебрежёт данной страстью, пустит её в своё сердце – то она рискует превратиться в самую гибельную и избавиться от неё будет сложнее всего, ведь она тогда начинает возбуждать прочие страсти.

Страсть к финансам является неестественной для человеческой природы и побуждение к ней обусловлено не нашей природой, а превратным произволением.

Сребролюбие невозможно насытить

В действительности основная опасность сребролюбия заключается в том, что эту страсть невозможно насытить полностью в отличие от других страстей. К примеру, если человек страдает от страсти чревоугодия и употребляет большое количество пищи, но в конечном итоге всё равно существует какой-то предел – объём его желудка, количество еды на столе, запасы в холодильнике и так далее. В какой-то момент он всё равно останавливается.

Точно также не может бесконечно реализовываться и блудная страсть, ведь она также зависит от физических ресурсов организма. Если человек подвержен страсти гнева и может внезапно вспылить, то всё равно в какой-то момент его нервная энергия истощится – как утверждают физиологи и врачи с расходом необходимого количества аденозинтрифосфорной кислоты. Она сгорает и человек уже не в состоянии больше гневаться, даже если он пытается или хочет продолжать делать это.

Но ситуация меняется кардинальным образом когда мы говорим о страсти сребролюбия. Ведь чем больше человек покупает – тем более скупым он становится и тем больше желает иметь. Возможно, вы подумаете, что миллионер сорит деньгами направо и налево? Совершенно нет, богатые люди зачастую готовы удавиться за копейку.

Сребролюбие выступает родной сестрой жадности и даже больше – её сиамским близнецом. Они всегда неразрывно связаны друг с другом.

Священнослужители обладают своим опытом в этом деле. Когда сёстры милосердия ходят осматривать пациентов, то часто замечают, что чем больше у человека денег и возможностей, тем сильнее он пытается высчитывать каждую копейку, лишь бы не передать лишнего. И у них особой популярностью пользуется поговорка: «Я потому и являюсь богатым, что плачу там, где нужно платить и не плачу там, где можно не платить»…

Главная опасность страсти сребролюбия заключается в том, что она совершенно не поддаётся укрощению. Чем больше человек получает финансов, тем ему всё кажется мало. Это, кстати говоря, первый отличительный признак страсти сребролюбия – желание иметь побольше денег, хоть на чуть-чуть. Подобное свидетельствует о вхождении страсти в ваше сердце. Важно вовремя обнаружить эту плохую тенденцию и сразу же начать пресекать развитие страсти.

Сребролюбие подпитывает и делает более сильными прочие виды страстей

Страсть сребролюбия имеет очень тесную связь со своими «соплеменницами». Всё объясняется достаточно просто: ты, к примеру, любишь вкусную еду, не умеряя свой аппетит, соответственно необходимо зарабатывать больше денег.

Испытываешь чувство зависти относительно внешнего вида, одежды либо благополучия окружающих – значит, нуждаешься в деньгах, чтобы оказаться с ними на одном уровне.

Желаешь достичь мирской славы – необходимо достичь положение, занять солидный пост, которые предоставит соответствующие финансовые возможности и почёт.

Поэтому если сможешь обнаружить корень проблемы сребролюбия в своей душе, то избавишься от проростков и прочих страстей. Именно поэтому преподобный Нил Синайский говорит о том, что: «Тот, кто желает справиться со всеми страстями, должен первым делом устранить их истинный корень; а до тех пор, пока будет оставаться сребролюбие, вы не сможете достичь положительного результата, так как ветки, отсечённые, начнут сразу же отрастать обратно».

Становится понятно, насколько ужасной страстью выступает сребролюбие. Она способна полностью затуманить разум человека, заставить его думать лишь о деньгах, полностью игнорируя прочие радости жизни.

Печально осознавать, что на сегодняшний день сребролюбие одолевает всё большее количество людей, делая их рабами материальных благ и ценностей. Единственное, что можно сделать, — бороться с этой тяжкой страстью, устраняя её из своей жизни и из жизни своих ближних.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Сребролюбие … Орфографический словарь-справочник

См … Словарь синонимов

См. Любостяжание, корыстолюбие, сребролюбие … Библейская энциклопедия Брокгауза

СРЕБРОЛЮБИЕ, сребролюбия, мн. нет, ср. (книжн. устар. неод.). Жадность к деньгам, корыстность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

- @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. жадность к деньгам. Его же сребролюбiе отложи поне на… … Словарь церковнославянского языка

Сребролюбие - жадность к деньгам, алчность: грех, который ведет к множеству тягчайших грехов и преступлений. Корень всех зол есть сребролюбие (Первое послание апостола Павла к Тимофею 6, 10) … Православный энциклопедический словарь

Сребролюбие - жадность к деньгам, алчность: грех, который ведет к множеству тягчайших грехов и преступлений. Святой апостол Павел в первом послании к Тимофею указывает: Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10) … Православие. Словарь-справочник

Ср. устар. 1. Жадность к деньгам. 2. то же, что корыстолюбие Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Сребролюбие, сребролюбия, сребролюбия, сребролюбий, сребролюбию, сребролюбиям, сребролюбие, сребролюбия, сребролюбием, сребролюбиями, сребролюбии, сребролюбиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

- … Википедия

Книги

  • Помоги, Господи, изжить моё сребролюбие
  • Помоги, Господи, изжить мое сребролюбие , . Страсть сребролюбия проявляется в алчности, стяжательстве, корыстолюбии, зависти, стремлении к роскоши, мздоимству. Но что в результате?.. Иоанн Златоуст говорит: "Имение сребролюбца нередко…

Предназначение человека - развивать все те добродетели, которые заложены в душу его Творцом. Но как же непроста эта задача. Ведь природа наша повреждена и склонность ко злу обнаруживается с самого раннего детства. Грехи превращаются со временем в страсти, которые очень трудно искоренить. И рабства злу в таком случае не избежать. Один из таких грехов - сребролюбие, что это за грех, как распознать его в себе и вести с ним борьбу, узнаем из дальнейшей статьи.

Что такое сребролюбие

Добродетель нестяжательства вложена в нас Творцом изначально. Когда Адам и Ева жили в раю, все было устроено Богом так, что они ни в чем не нуждались. Там имелось все, необходимое им для жизни. После изгнания из рая естественная для нас добродетель нестяжательства трансформировалась в противоположное нравственное качество - страсть к деньгам как источнику всех земных благ.

Под сребролюбием подразумевается все имущество человека. И, соответственно, и деньги, и недвижимость, и даже лишняя рубашка, - все может стать предметом страсти.

В природе у животных также встречаются факты накопительства. Но они определяются не безумным стяжательством или страстным порабощением, а вызваны жизненной необходимостью, имеют приспособительный характер.

А вот человек, одержимый духом собирательства, ищет не только необходимого для жизни, но и старается иметь сверх того. И тогда, как яркие образцы скупости, скряжничества, других проявлений сребролюбия, рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских героев. Кто не помнит Плюшкина из «Мертвых душ», ставшего одним из самых узнаваемых примеров этой страсти.


Происхождение слова

В Новом завете Бог предостерегает верующих людей, чтобы они усердно стремились к Нему и отвращались от любви к мамоне (богатству): «Не можете служить двум Господам…». Почему же греховная привязанность к материальным благам называется не «златолюбием» или как-то иначе, а именно сребролюбием?

Здесь прослеживается связь опять же с событиями Евангельской истории. Бог не просто вразумлял христиан о пагубности этой страсти. На страницах Нового Завета мы можем встретить наглядный пример того, как разрушающе действует любовь к мамоне на душу человека и его жизнь.

Страстью к наживе был безнадежно поражен один из апостолов Христа, Иуда. В то время денежные знаки назывались сребрениками. Отсюда, судя по всему, и пошло название греха. Возможно происхождение слова имеет другие корни. У славян в древние времена деньги всегда назывались «серебром».

Образ Иуды послужил красноречивой проповедью о том, что Господь предается людьми из-за денег и тех благ, которые можно за них приобрести.

Ради тленных материальных удовольствий многие из нас теряют возможность получить вечную жизнь и духовную радость, которая неизмеримо выше всех плотских наслаждений.

Значение понятия

Сребролюбием в православии называют такое состояние души человека, которое толкает его на нарушение всех Божественных и нравственных человеческих законов в погоне за приобретением богатства. В основе этого лежит решительное предпочтение материальных ценностей в ущерб духовным.

Сребролюбцы, пустив пагубную страсть в сердце, автоматически нарушают все библейские заповеди:

  1. Первую и вторую - как идолослужение, обожествляя «золотого тельца».
  2. Третью (…имя Господа напрасно…) попирают коммерсанты, которые лживо клянутся, что их товар (услуги) самые лучшие, и цена соответствует заявленному качеству.
  3. Четвертую - в воскресенье работают вместо того, чтобы посвятить седьмой день Богу.
  4. Пятую (почитание родителей) - жалеют денег, чтобы достойно содержать своих состарившихся отца и мать, помогать им финансово.
  5. Шестую (о ценности человеческой жизни) - каждый день случается множество убийств из-за наживы.
  6. Седьмую (о блуде)- широко процветает торговля телом, греховной любовью.
  7. Восьмую (не укради) - распространено воровство как незаконный способ завладеть материальными благами.
  8. Девятую (о лжесвидетельстве) - нарушают в судах и других инстанциях, где за деньги попирается справедливость, обижаются слабые и неимущие.
  9. Десятую (о зависти) - в сердце неуемное желание обладать всеми земными благами.

Человек, подверженный страсти, способен на многие гнусные поступки. Врач, который ставит неправильный диагноз или назначает неэффективное лечение в надежде «выбить» из пациента мзду, - вот один из распространенных в нашей жизни примеров.

Людей, зараженных страстью к богатству, сейчас можно встретить на каждом шагу. Все стремятся соответствовать «золотому стандарту». И все делают для того, чтобы выбиться из общей серой массы «неудачников» любыми доступными средствами и путями. Где уж тут помнить о Боге. Он им только мешает жить.

Упоминание в Библии

В Священном Писании неоднократно упоминается о страсти к богатству, наживе. О пагубности любви к деньгам говорил в своих поучениях сам Господь Иисус Христос, что «…трудно надеющимся на богатство войти в Царство Небесное!». Апостол Павел утверждал в своих проповедях, что сребролюбие лежит в основе любого греха.

Всем хорошо известна история предательства Иуды. Еще один яркий пример губительной любви к деньгам - это печальная участь семейной пары, Анании и Сапфиры. Страсть, поселившаяся в сердце, побудила их ко лжи. И обмануть они пытались в лице апостолов самого Бога. Это красноречиво свидетельствует об их неверии. Что привело мужа и жену в христианскую общину, так и осталось неизвестным.

Страсть стяжательства - это попытка самому, без Бога прожить на этой земле. В Евангелии есть притча про богача, у которого уродился хороший богатый урожай. Этот человек обрадовался, сломал свои старые амбары, создал новые и говорит: «Ешь, пей душа, веселись на многие годы вперед…». Вот здесь также очень хорошо показана основа страсти — как без Бога хочется многое получить и достичь.


Историческая справка

Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) - страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.

Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.

Источники и причины появления

Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.

Развитие и дальнейшая судьба

На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.

Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными - сребролюбием, славолюбием, сластолюбием - неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.

Современное положение

Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.


Виды сребролюбия

Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.

Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:

  • любостяжание;
  • корыстолюбие;
  • скупость;
  • жадность;
  • лихоимство;
  • мшелоимство;
  • порочную выгоду;
  • своекорыстие;
  • алчность;
  • эгоистическую пользу;
  • спекулянство;
  • прочее.

Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.

Скупость

Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность - это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.

Любостяжательство

Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.

Мшелоимство

Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.

Корыстолюбие

Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.


Почему сребролюбие - грех

Страсть к накоплению тесно связана с двумя другими грехами - чревоугодием и блудом. Ведь чтобы ублажать свое чрево, есть дорогие изысканные продукты в большом количестве, нужны деньги. Поэтому у такого человека поневоле будет проявляться и любовь к злату. Для удовлетворения блудной страсти часто также требуются немалые средства.

Стремление к обладанию богатством порождает в свою очередь печаль и гнев, - также греховные страсти, разрушающие личность человека и его жизнь. Сребролюбец очень тяжело переживает потерю имущества, впадает в гнев, уныние.

Как выявить в себе

Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.

Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:

  • стремление жить в комфорте, роскоши;
  • любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
  • воровство, разбой и клептомания;
  • жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
  • завистливость;
  • злоречивость;
  • дерзость;
  • наглость;
  • вероломство;
  • неблагодарность;
  • склонность давать клятвы;
  • мечты и размышления о богатстве;
  • боязнь старости, нищеты, болезней;
  • любовь к подаркам;
  • увлечение суетными тленными предметами и делами;
  • множество забот и попечений;
  • жестокосердие ко всем нуждающимся.

Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.

Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.


Как бороться с грехом

Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.

Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:

  • милостыню;
  • нестяжание;
  • память смерти;
  • веру в Промысел Божий.

Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.

Как говорят святые отцы, сребролюбие - это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.

Видео

О том, как бороться с грехом, можно узнать у Иоанна Лествичника и других святых отцов, посмотрев это видео.

Грех быть богатым. С такими высказываниями приходится порой сталкиваться. А между тем, грешно не само богатство. Грешна привязанность к деньгам и материальным благам.

Если человек, работая абсолютно честно, раздает все свои солидные средства, щедро жертвует монастырям и храмам, помогает нуждающимся, какой же грех в его доходе?

А вот в случае сребролюбия - совсем наоборот. Что значит сребролюбие? Об этом мы сейчас и поговорим.

Определение

Сребролюбие - это любовь к деньгам. Такая навязчивая, граничащая с безумием. Причем страсть сребролюбия может присутствовать как у богача, так и у бедняка. И если с первым все понятно, то как может быть связан тот, у кого вечно денег нет, со сребролюбием?

Ответ на данный вопрос мы дадим чуть ниже. А сейчас хотелось бы напомнить нашим читателям, что сребролюбие - большой грех. Многие беды от него идут.

Бедняк и злато

Что такое сребролюбие, мы теперь знаем. Это неуемная жажда богатства, привязанность к нему. Но возникает вопрос: при чем тут бедность? Все просто. Бедный человек, страдающий от данной страсти, любит деньги. Но любит, как недосягаемый объект. Знаете, есть такая любовь по отношению к человеку: по нему вздыхают, его обожают, завидуют тем, с кем он рядом. И понимают, что сами никогда не будут находиться рядом с этим человеком.

Так же и с деньгами. Бедняк начинает завидовать тому, кто богаче него. Вздыхать и думать, какая у него жизнь плохая. Роптать, почему у него денег нет, и ничего нет, а вот у того-то есть. В итоге, этот бедняк становится злым и очень завистливым. Вся его жизнь проходит не в труде и молитве, а в ропоте и зависти.

Наверное, каждому из нас иногда бывает завидно. Например, смотришь фотографии в "Инстаграме" и видишь, что бывший одноклассник на шикарной иномарке ездит. И ребенок у него одет в дорогую одежду, и сам он прекрасно выглядит. А у тебя советская машинка, работаешь на заводе, а отдых не в жарких странах, а на даче. В лучшем случае в Турцию раз в год выбираешься.

Становится как-то обидно. А чего обижаться? И главное - на Кого? На Бога, который дает нам столько, сколько нам нужно? В холодильнике стоит кастрюля супа, сковородка со вторым, лежат фрукты и сладости. Разве бедный человек может себе позволить такое питание? Значит, ты уже не нищий. Сын ходит с хорошим телефоном, несмотря на то, что папа работает на заводе? Едва ли у детей бедняков есть хоть какие-то телефоны. Здоровье богатырское? Слава богу. Не ропщи - ты богат. Некоторые могут только мечтать о том, то есть у тебя.

Богатство - это грех?

Мы выяснили, что такое сребролюбие. А теперь давайте подумаем, грешно ли быть богатым?

Начнем с того, как заработано это богатство. Допустим, живут два бизнесмена. Один свой бизнес ведет честно. А второй изворачивается, ищет "левые" источники дохода, обижает своих сотрудников заработной платой, условия труда у них рабские. И при этом, данный бизнесмен думает только о выгоде. Какое там нищему подать или просто нуждающемуся помочь? Ему надоела красная икра на завтрак, бриллиантовую подавай. А жене нужна машина новая. И не за три миллиона, а за шесть.

Первый же бизнесмен никакого "левого" дохода не имеет. Работникам зарплату хорошую платит, печется о комфортных условиях труда для них. Питается просто, не гонится за дорогими машинами, десятой по счету квартирой или пятнадцатым особняком. В церковь жертвует деньги, помогает тем, кто в этом нуждается. Детскому дому часть денег отдает, строго следя за тем, чтобы средства эти до деток доходили, а не сотрудникам в кармане оседали.

Вроде два человека, два бизнесмена. Только первый не привязан к благам материальным, а второй - сребролюбием страдает. Ему богатство не полезно, и не принесет ничего хорошего.

Сребролюбие есть недоверие

Святые Отцы пишут, что сребролюбие - корень всех зол. Почему так? Потому, что сребролюбивый человек является страстным. И эта страсть любви к богатству и деньгам владеет им.

И еще один, самый важный момент. Сребролюбие - это недоверие Богу. Господь говорит, чтобы мы не пеклись о завтрашнем дне. Он сам себя прокормит. Человек, который гонится за все большими и большими материальными благами, боясь потерять их, говорит Богу, что не верит ему. Не верит в возможность Господа дать пропитание каждому человеку.

Страсть к богатству в православии

Что такое сребролюбие в православии? Это одна из восьми главных страстей. Сребролюбие - антипод любви. Не может человек любить кого-либо и что-либо, если он помешан на деньгах. Даже если такой человек внешне кажется набожным, ходит в храм, посещает святые места, какой толк от этого?

Приходит такой богомолец на службу, а у ворот храма нищий стоит. Человек делает вид, что не видит его и быстро проходит мимо. А в храме ни свечки не купит, ни записки за своих близких не подаст. Он воображает, что присутствуя на службе, молится за весь мир. А это не так. За весь мир молятся святые подвижники. На Афоне, к примеру, или на Валааме. Которые ночами в молитве пребывают, для отдыха на стул опираются. А мы? Какие мы молитвенники? Дай бог, раз в неделю, по воскресеньям в церковь выбираемся. И мимо нищих бегом пробегаем.

Почему многие беды происходят из-за денег? Не столько из-за их наличия, сколько от жадности до них. Потому, что сребролюбивый человек становится слеп. Он ничего не видит, кроме денег. Он ненавидит тех, кто по его мнению, хочет лишить его материальных благ. Если такому человеку указать на его погибельное состояние, он возненавидит того, кто это делает.

Это как случай с окном и зеркалом. Одному мудрецу задали вопрос, чем страшен грех сребролюбия. Он подвел спрашивающего к окну и попросил описать, что тот видит. Человек описал красивую осеннюю природу за окном. Тогда мудрец провел его к серебряному зеркалу и задал тот же вопрос. На что был дан ответ: я вижу себя. Мудрец улыбнулся и сказал, что всего несколько грамм серебра, а уже ничего не видишь, кроме себя.

Так и сребролюбивый человек. Он уже ничего не видит, кроме своих нужд в деньгах.

Деньги и дети

Что такое сребролюбие, мы теперь знаем. А как влияют деньги на детей? Не секрет, что нынешнее поколение соревнуется между собой в богатстве. У кого сотовый телефон дороже, тот и "круче". Дети смеются над более бедными товарищами, с такими зазорно дружить. Ребенку трех лет нет, а мама с папой ему уже планшет купили. А иному трех лет нет, так он в храме пытается креститься правильно и знает, кто такой Бог.

Что вырастет из чада, которое может позволить себе смеяться над тем, кто беднее? Или сребролюбивый человек, или расточитель. Мажор, говоря современным языком. В обоих случаях, это горе для родителей. В первом есть шанс, что придется престарелым маме и папе свой век доживать в специальном доме. Во втором ребенок полностью безответственен и рассчитывает, что в случае чего, папа его откупит. Откупают до поры до времени. Только перед Богом никакие деньги не помогут. Каждый будет отвечать по своим "подвигам".

Что делать, если у ребенка начинает проявляться страсть сребролюбия? Внушить ему иные ценности. Привить то, что есть куда более высшие блага, нежели материальные. К примеру, трехлетний ребенок, который знает, кто такой Бог, едва ли будет комплексовать из-за того, что беднее своих сверстников. Если же он из богатой семьи, искренне верующей, то не станет смеяться над тем, кто более беден. Наоборот - защитит такого товарища от глумления и нападок.

Резюмируем

Мы выяснили, что означает сребролюбие. Давайте выделим основные аспекты:

    Сребролюбие - это одна из восьми главных страстей.

    Ее суть состоит в болезненной привязанности к деньгам и материальным ценностям. Любить серебро, то есть любить деньги.

    Когда человек страдает данной страстью, для него не существует ничего иного, кроме жажды еще большей и большей наживы. Ему не до Бога. Вместо бога на уме деньги.

    Если же такой человек ходит в храм, то вера его пуста. Смысл разбивать лоб в молитве, когда мимо нищего проходишь, не замечая его?

    Богатство не грех. Грешно пресыщаться им и думать только о том, как достать денег.

    Ребенок, который растет в семье сребролюбивой, едва ли станет хорошим человеком. Ему с детства подменяют понятия.

Заключение

Теперь читатели знают, что это за грех - сребролюбие. Быть богатым неплохо. Плохо, когда мало того, что имеешь. И гнаться за большим, невзирая ни на что.

Говорить о сребролюбии в наше время — это все равно, что описывать жару летом. Июльское пекло мучает всех, от него не скроешься. Есть, конечно, спасение от зноя — кондиционеры и вентиляторы, тень и холодная вода. Но солнцепек-то мало кто любит, а любовь же к «сребру» порою целиком захватывает сердце. И случиться такое может даже в случае, если «сребра» этого и нет в карманах любящего…

О том, что же такое грех сребролюбия, мы говорим сегодня с игуменом Нектарием (Морозовым).

— В современном российском обществе множество людей, которые живут на грани бедности. Как в такой ситуации вообще можно говорить о грехе сребролюбия?

— Грех сребролюбия заключается не в излишнем обладании сребром, златом, то есть материальными ценностями, а в любви к этим самым ценностям.

Человеку, чтобы жить на земле, необходимы многие вещи: пища, одежда, деньги, на которые это можно купить. Необходимо жилье, потому что мы не можем жить на улице. Бывает, что нужны и дорогостоящие врачебные услуги, лекарства. И это далеко не все…

Допустим, человек нуждается в хирургической операции. Будет ли в сердце оперируемого любовь к иголке, которая колет его в вену и вводит какое-то средство, блокирующее боль, к скальпелю, который режет кожу и дает возможность хирургу удалить воспалившийся аппендикс? Скорее всего, нет. Больной будет относиться и к иголке, и к скальпелю как к необходимому и перетерпит. Но совсем не так — с материальными благами, с деньгами, на которые можно приобрести потребное для жизни. Любовь к материальному оказывается для человека очень опасной. И очень страшной — тем более, что ее может испытывать как человек, ничего не имеющий, так и наоборот, обладающий многими сокровищами этого мира.

Что в данном случае значит «любить»? Это значит, что в ситуации, когда перед тобой встает выбор между тем, что ты любишь, и долгом, честью, милосердием, состраданием и, самое главное, желанием быть верным Богу, ты будешь выбирать то, что любишь, вот это самое «сребро». Ты не дашь его тому, кто в нем нуждается, ты затворишь свое сердце от того, кому плохо, и, чтобы умножить или удержать то, что у тебя есть, ты совершишь то или иное предательство по отношению к Богу. В этом и заключается самый главный вред сребролюбия.

Человек, конечно, существо многогранное, но когда он к чему-то обращен, то это значит, что от чего-то другого он отвращается. Обращенность к материальному обязательно отвращает от духовного. Как может подобная обращенность проявляться у богатого человека — наверное, понятно. У него — много попечений: как своим богатством распорядиться, как защитить его от тех, кто хочет это богатство расхитить, как разумнее его потратить, чтобы полностью не истощить, и как к нему что-то новое приложить. Естественно, что когда человек занят процессом приобретения или сохранения, то он постепенно понимает: успешность в этом зачастую сопряжена с некими безнравственными поступками. Когда у тебя много денег, к ним легко можно прибавить еще, отняв их у кого-то другого, у кого их меньше и кто не в силах их отстоять. Конечно, деньги можно просто заработать, но это гораздо труднее, чем отобрать. Поэтому, когда человек любит сребро, то он, скорее всего, будет его отнимать. А даже если он будет зарабатывать честно, перед ним все равно встанет ситуация выбора: платить или не платить налоги, платить или нет достойную зарплату людям, которые у тебя трудятся, и прочее. Конечно, если человек любит Бога больше, чем богатство, если он не мыслит своей жизни без если не Божиих законов, то хотя бы законов человеческой нравственности (хотя сегодня это понятие очень расплывчато), он скорее запомнится как человек добрый и справедливый. Но чаще бывает не так. Чаще человек, добившийся достатка, руководствуется в своих действиях, в своих поступках не любовью к Богу и не нравственными законами, а чем-то иным.

Если же у человека ничего нет, то его любовь к сребру и злату будет похожа на любовь человека, который втайне в кого-то влюблен, изнывает от страсти, но не может приблизиться к объекту своего вожделения. Он ревнует ко всем, кто к предмету его обожания приближается, страшно от этого страдает, мучается, завидует, злится — сердце его от этого чернеет. И потому человек, который любит деньги, но не имеет их, может считать, что вся жизнь его не удалась. Он думает, что несчастен. Просто он еще не знает, что, сколько бы ты ни имел денег, их все равно меньше, чем хотелось бы. Жажда денег увеличивается прямо пропорционально их количеству. Поэтому, когда священники говорят о необходимости бороться со страстью сребролюбия, они говорят именно об этом — о необходимости бороться с любовью к тому, что должно являться всего лишь навсего средством для достижения тех или иных целей.

— Лично я не знакома с богатыми людьми, поэтому поделюсь впечатлением о тех, кто, по Вашему выражению, влюблен безответно. Это зачастую напоминает болезнь, патологию. У людей, битых жизнью, перенесших тяжелые лишения, у ленинградских блокадников — у некоторых из них воды в дождливый день не допросишься… Но люди, собирающие тапочки без пары, тоже ведь больны сребролюбием?

— По поводу тапочек — да, это как раз сребролюбие как до неразумия доходящая любовь к материальному. Только я не соглашусь, что болезненные проявления этой страсти чаще всего заметны именно у тех, кто пережил какие-то лишения. Как раз наоборот, зачастую те, кто пережил голод и познал, что можно довольствоваться в жизни очень малым, бывают более щедрыми, чем люди, жившие в достатке. Порой именно эти люди делятся не только тем, что у них в избытке, но и тем, в чем они сами испытывают недостаток. Петербург, в том числе и блокадный Ленинград, никогда не был городом жадных людей. Хотя, конечно, бывает и так, что пережитые лишения, страдания приводят к определенному слому, психическому нездоровью, но это уже отдельная тема…

Есть в Отечнике такая поразительная история. Некогда преподобный авва Даниил, странствуя, остановился в одном селении, где к нему подошел совсем не богатый с виду человек и пригласил его в свой дом на ночлег. Человека этого звали Евлогий, он был каменосечцем — зарабатывал тем, что тесал камни. Заработанное за день тут же тратил — покупал что-то необходимое себе, а все остальное раздавал нищим, привечал странников. И так Евлогий понравился преподобному Даниилу, так его восхитил, что авва стал молиться Богу, чтобы Тот даровал каменосечцу большие блага, которые могли бы позволить благотворить гораздо большему количеству людей. Ответил Господь: «Не нужно это». Но авва упорствовал в своем прошении, и тогда Бог снова ответил: «Хорошо, Я исполню твою просьбу, но то, что последует за этим, целиком ляжет на твои плечи». И вот Евлогий нашел клад, уехал в другой город, поселился в дорогих палатах, куда на пушечный выстрел не подпускали ни одного бедняка и нищего. Был изгнан и авва Даниил, пришедший проведать своего знакомого. Тогда преподобный взмолился снова и стал просить прощения за свою неразумную молитву. В результате каменосечец все потерял, вернулся в свое селение, стал снова заниматься честным трудом и заботиться о нуждающихся, как и раньше…

Имение обладает потрясающей силой и властью. Вот, казалось бы, нет ничего — и ладно. А появляется что-то, и человек сразу за это цепляется. Нужно быть к себе внимательным, суметь уловить момент, когда сердце начинает срастаться с имением, и разрубать эту связь. Господь и Сам посылает ситуации, когда человек может эту страсть побороть естественным образом, но так бывает, что она, эта страсть, столь велика, что человек отметает все, что Богом посылается…

— Но ведь чем больше отдаешь, тем больше возвращается! Однако на это корыстно рассчитывать ни в коем случае нельзя…

— Да, если человек решает именно из таких побуждений и с такими целями отдавать кому-то то, что имеет, он должен быть готов к тому, что цель эта может остаться недостижимой.

— И еще один закон: если у тебя в кармане 20 копеек, с ними расстаться гораздо проще, чем с двадцатью рублями.

— Да, ведь ты уже начинаешь рассчитывать на них, планировать, что на них купишь, и вдруг их у тебя кто-то просит… И с ними очень трудно расстаться. Но! Не всегда и надо расставаться, на самом деле. Вопрос в том, кто просит, зачем просит и почему просит.

Апостол Павел говорил, что наш избыток должен служить в восполнение чьего-то недостатка (2 Кор. 8 , 14). С нас спросится не по тому, чего мы не имеем, а по тому, что у нас есть. Да, были подвижники, которые настолько пренебрегали любым имением, что, глядя на них, кажется, что они жили за гранью — не только общечеловеческой, но даже и общехристианской нормы. К примеру, праведный Филарет Милостивый раздавал все, а у него была достаточно большая семья, которая тоже нуждалась в пропитании. И члены его семьи находились в том состоянии, что уже им надо было что-то давать. В конце концов Господь возвратил святому Филарету все сторицей: его дочь стала супругой императора. Был и такой удивительный подвижник схиархимандрит Виталий (Сидоренко) из Тбилиси, который постоянно раздавал все, что у него появлялось. Сначала он жил в келье в горах, и понятно, что там у него ничего не было. А потом он переселился в город, и ему дарили то одеяло, то ботинки, то еще что-то — он все раздавал и очень плакал: «Я им говорю: раздавайте, раздавайте! Они мне тащат…». Но такие подвиги — из ряда вон выходящие. У преподобного Варсонофия Великого даже есть такой совет: когда приходит к тебе кто-то и просит у тебя что-либо, а тебе самому это необходимо, ты имеешь право отказать. Потому что если человек может расстаться с чем-то и не терзаться, расстаться и не причинить неудобства своим близким, которые вместе с ним имеют права на это имущество, то отдать можно. Если же ты отдаешь последнее, ты обязательно должен подумать о тех, кто находится рядом с тобой, и о том, что потом будешь делать ты. Потому что если ты отдашь последнее и пойдешь сам у кого-то просить в свою очередь, то вряд ли в этом будет смысл.

Но бывают, конечно, и такие в жизни ситуации, когда необходимо отдать и последнее. Человек с живой совестью это сам, как правило, видит и знает.

— Многие оправдывают грех сребролюбия наличием семьи и обязательств перед ней. Как семьянину, обремененному заботами, различить, где норма, а где он уже увлекается обеспечением материальными средствами своих чад и домочадцев?

— Если у человека большая семья, он действительно должен много работать, трудиться, чтобы ее обеспечить. И это будет не сребролюбием, а исполнением долга по отношению к тем, кто от этого человека зависит в материальном плане. Другое дело, когда человек не может заработать столько, сколько он хотел бы, не получается по каким-то причинам — и не должно у него быть никакой печали от этого, нельзя впадать из-за этого в уныние, переставать стремиться к Богу. Хотя если дети от голода плачут, то в лепешку надо расшибиться, а заработать…

— А если дети и жена хотят чего-то сверх нужного, сверх насущного? Допустим, роликовые коньки или новую машину? А глава семьи их любит и не может отказать в удовлетворении этих желаний?

— В любой семье я бы советовал мужу и жене определиться в том, что такое «любит», в чем это должно выражаться: в приобретении материальных благ или в том, чтобы быть вместе и от этого испытывать счастье — даже без коньков и машины. Испытывать счастье от того, что супруги близки, друг друга понимают, радуются тому, что у них есть, и терпят, если у них чего-то нет.

Критерий нормы и тут — тот же. Если человек видит, что то, что он хотел бы иметь, его захватывает и порабощает, значит, здесь что-то не так. Допустим, человек стремится к радости от обладания чем-либо. Жизнь, положенная на достижение этого, оказывается обедненной положительными эмоциями, покоем, элементарной возможностью отдохнуть. И когда цель достигнута, радости нет. Получается, что человек сам себя обманывает. Это все равно, что повесить перед мордой ослика морковку — чем быстрее он за ней будет гнаться, тем быстрее она от него будет убегать — так как-то раз очень точно выразился архимандрит Рафаил (Карелин) в одной из своих проповедей. Желание обладать неутолимо, его невозможно удовлетворить до конца. Сначала ты хочешь иметь что-то нужное, потом — лучшее, чем у тебя есть, потом — лучшее, чем у других, и так далее.

Для человека естественно и непредосудительно желать, чтобы у него было необходимое, при этом — хорошего качества. Но весь вопрос в том, какую цену надо за это заплатить. Нельзя, чтобы этой ценой стала вся жизнь, сердце человека, весь человек. Приобретаем ли мы, чтобы жить, или живем, чтобы приобретать. Ответ расставляет все по своим местам. Если человек живет ради того, чтобы приобретать, в его сердце произошла подмена. Средство вдруг стало целью, а цель — средством.

— Сегодня обладание чем-либо сделалось вопросом престижа или приличия. Если у тебя нет крутого телефона, это уже неприлично. И подобное начинается с самого детства — если в пору моего взросления вопросы о «годности» человека мы решали в детских соревнованиях, то сейчас все зависит от марки планшета, который тебе купил папа… В чем причины такого явления?

— Тут множество причин, но главная — одна. Сегодня утрачивается представление о человеческой личности. Причем не только чьей-то, но и своей собственной. Человек утрачивает ту глубину, которая должна быть ему присуща, ту полноту жизни, которую должен иметь. Иными словами, у современного человека слишком мало чего есть за душой. И поэтому, не имея чем дорожить внутри себя, он пытается составить впечатление о себе самом с помощью того, чем он обладает в материальном плане. И естественно, тот, кому удается чем-то обладать, этим тщеславится. А тот, у которого ничего нет — и за душой тоже, — от этого страдает: чувствует себя обиженным, угнетенным и оскорбляемым.

— Каким образом ребенку привить правильное отношение к вещам?

— Нужно дать ребенку то, что будет для него важнее имущества. То, что позволит ему чувствовать себя состоявшимся человеком, невзирая на то, есть ли у него возможность купить жене машину или нет.

Мы знаем людей, которые живут в тяжелых бытовых условиях и которые с завистью смотрят на обладателя лимузина, обдавшего его грязной водой из лужи. И этим людям невдомек, что этот обладатель лимузина, имеющий несколько миллионов условных единиц, страдает и мучается, глядя на какого-нибудь олигарха с футбольным клубом, самолетом и яхтой. А тот мучается, глядя так же на кого-то еще… Наверное…

— Мы знаем, что мать всех грехов — гордыня. И если бы мы все научились смиренно доверять Богу, то жизнь наша была бы иной… Мне кажется, что сребролюбие — это тоже родственник многих грехов. К примеру, жадный человек не может быть добрым. Так это или нет?

— Изначально сребролюбивый человек может быть добрым, но постепенно, с развитием страсти, в нем угасают добродетели. Ведь человек — это существо, зависящее от навыка. Если мы дважды отказали кому-то в помощи, трижды, четырежды, то так от нашей доброты ничего постепенно не останется. Мы поначалу мучаемся — хочется дать, но больше хочется не давать. Человек так устроен — он старается свои страдания минимализировать. И потому мы учимся не давать, не страдая. Для этого нужно ожесточить свое сердце, закрыть его, чтобы никто до него достучаться не мог. «Никто» — не только люди, но и Бог. Ведь отчего человек страдает? Оттого, что совесть его укоряет. А это не только совесть, но и Ангел-хранитель, и Сам Господь, Который стучится в сердце. И для того, чтобы не дать чего-то кому-то, человек должен научиться не слышать Бога, не реагировать на Его призыв.

Сребролюбие — это и есть грех недоверия Богу. Почему человек так лихорадочно хочет что-то стяжать? Потому что в этом полагает надежду на свое благополучие. Пока человек не надеется на имение, а надеется на Господа, он Им по жизни и ведом. А когда человек ставит во главу угла имущество, имение, то тогда все кардинально меняется, тогда он постепенно становится чужим Богу.

— А как бороться со сребролюбием? Ведь в той или иной степени оно живет в сердце каждого из нас…

— Господь об этом заботится, причем самыми разными способами. Вот мы потеряли кошелек с деньгами — это средство побороть свое сребролюбие. Вместо того, чтобы метаться и переживать по этому поводу, надо сказать: «Ну что ж, Бог учит меня безболезненно расставаться с деньгами». Если приходится отдавать что-то, что нам самим бы пригодилось, значит, Господь нас учит и любви, и подавлению страсти сребролюбия.

Вообще, когда человек начинает что-то отдавать, постепенно у него вырабатывается навык к этому, очень важный. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если тяжело отдавать нужное, то надо начать отдавать хотя бы то, что не нужно. И навык начнет вырабатываться, постепенно приучишься и делиться последним. Но важно в этом случае, отдавая ненужное, не говорить о себе: какой же я хороший, остановлюсь-ка на этом, пожалуй! Есть среди российских чиновников люди — не буду говорить, что все, — которые привыкли брать. И когда им нужно что-то отдать, с ними начинает твориться невообразимое — ломка, как у наркомана. Приходилось наблюдать чувство глубочайшего недоумения на их лицах в такой момент: Как так! Отдавать?! Причем отдавать не для того, чтобы получить, а просто так. И многие оказываются к этому неспособными. Правда: все дело — в навыке.

Журнал «Православие и современность» № 26 (42)

Беседовала Наталья Волкова