Толкование:

С едьмая печать Откровения логически следует за шестой печатью. Отсюда неудивительно, что, следуя чисто формальной логике, многие толкователи ошибочно полагали, что Трубы семи Ангелов возвещают события, которые наступают после снятия шестой печати (Откр. 6:12-17). Однако если мы посмотрим внимательно на содержание текста шестой печати, то увидим, что шестая печать является завершающим событием Апокалипсиса и человеческой истории в целом, потому что она кончается видением «Господа сидящего на престоле», то есть картиной на Страшном суде: «И говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6: 16-17). Поэтому видение Труб семи Ангелов нужно рассматривать как рекапитуляцию (повторение) под другим углом зрения первых шести печатей.

В этом нет ничего удивительного. Ведь в Библии есть, например, четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Они следуют в Библии друг за другом, но говорят не о разных событиях, а раскрывают с разных сторон земную жизнь Иисуса Христа, взаимно дополняя друг друга. Точно также можно сказать, что Трубы семи Ангелов повествуют о том же самом, что и первые шесть печатей, только с другой стороны и под другим углом зрения.

Другая ошибка, на мой взгляд, заключается в том, что картины 8-ой главы Откровения пытались понять буквально, то есть как описание неких космических катастроф в виде падения с неба метеоритов, которые поражают землю, море и реки (трубы первых трех Ангелов) или как описание реальных явлений на солнце, луне и звездах (труба четвертого Ангела). Такой подход противоречит не только здравому смыслу, то есть законам физики, но также традиции древней Церкви, которая выражена, например, в толковании Андрея Кесарийского.

Андрей Кесарийский:

«Град указывает на то, что наказания сии придут с неба по праведному суду, огонь с кровью - на разорение городов, во все времена от рук воевавших происходившие. Их пожары и междоусобицы, во время которых, как видим, избиваемо будет не менее третьей части всех живущих на земле тварей... Вероятно и другое предположение, что вследствие морских битв море осквернится кровью и от убиваемых там ею же обагрятся реки» [ Слово 8, Глава 22; Слово 16, Глава 47 ]

То есть, иными словами, под описанием труб первых двух Ангелов разумеются войны, о которых Господь Иисус Христос также предупреждает в Евангелии: «Услышите о войнах и о военных слухах: смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам: все же это начало болезней » (Матф.24:6-8). В толковании 6-ой главы Откровения было также сказано, что этим «началом болезней» являются первые две мировые войны. На 21-ой сессии международного Красного Креста в 1969 году было сообщено, что с начала 20-го столетия в войнах было убито более 90 миллионов людей. Это не идет ни в какое сравнение со всеми войнами прошлого. Напрмер, во всех войнах Наполеона с 1800 до 1815 год во всех европейских странах вместе взятых было убито солдат и мирных жителей не более 1 600 000 человек.

Видение Труб семи Ангелов 7-ой главы Откровения напрашивается на сопоставление с видением Семи чаш гнева Божия, которые каждый из семи Ангелов выливает на землю в 16-ой главе Откровения. Обращает на себя внимание не только формальное совпадение числа семи труб и чаш, но и сходство их описания. Труба и чаша первого Ангела поражают землю, труба и чаша второго Ангела поражают море, труба и чаша третьего Ангела поражают реки и источники вод, труба и чаша четвертого Ангела поражают солнце, труба и чаша пятого Ангела поражают людей или царство зверя, труба и чаша шестого Ангела обе связаны с рекою Евфрат, труба и чаша седьмого Ангела означают «громы и молнии и землетрясение, а также великий град» (Откр.11:15-19). К отличиям следует отнести, что чаши первых четырех Ангелов поражают землю, море, реки и солнце, в то время как трубы первых четырех Ангелов поражают только третью часть их.

Отсюда следует вывод, что видения труб и чаш первых четырех Ангелов возвещают о разных событиях. Если первое видение (трубы) только предупреждает погрязшее в грехах человечество о наступлении царства Антихриста, а значит, является только «началом болезней» , то последнее видение (чаши) возвещает о карах Божиих на людей подчинившихся власти Антихриста, а также «имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр.16:2). Эти кары представлены символически в видении «семи чаш гнева Божия», которые каждый из семи Ангелов изливает на Землю. Это время названо в Библии «время великой скорби»: «Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (Мк.13:19-20).

Итак, мы пришли к заключению, что видение труб первых четырех Ангелов Иисус Христос называет "началом болезней", которые по времени совпадают с историей ХХ века При этом, в дальнейшем нам станет ясно, что трубе каждого Ангела соответствует равная ей печать. Итак, рассмотрим их все по-порядку.

Прот. Cергий Булгаков:

«Излияние на землю семи чаш гнева Божия семью Ангелами с неба напрашивается на сопоставление c двумя предшествующими седмерицами – семь печатей и семь труб. Если первая седмерица (печатей) представляет собою большие отличия и может быть рассматриваема самостоятельно, то вторая (трубы) гл. VIII напрашивается на прямое сближение с третьей, в известном смысле является ее вариантом или повторением того же самого мотива, его «рекапитуляцией»... Лишь четвертая чаша не имеет для себя прямой аналогии; вторая же, третья, пятая, шестая и седьмая чаши в общем паралельны соответствующим трубам, только действие чаш не ограничено третьей частью предмета воздействия так, как это имеет место относительно труб» .

В описании труб и чаш соответствующих друг другу Ангелов действительно много общего. Так, например, труба и чаша первого Ангела поражают землю: «И пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю » (Откр. 16: 2), «И первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела» (Откр. 8: 7). Труба и чаша второго Ангела поражают море , третьего – реки и источники вод , четвертого - солнце , пятого - людей , шестого - реку Евфрат. Труба и чаша седьмого Ангела производят землетрясение , а события происходят на небе . Отсюда легко сделать вывод, каждой трубе и чаше должна соответствовать равная ей печать, а сами события следуют друг за другом как Ангелы Апокалипсиса.

Итак, рассмотрим все по-порядку:

«Первый Ангел вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его» (Откр. 16: 2). Как уже было сказано в 13-ой главе Откровения, гнойные раны на людях будут следствием имплантации под кожу микрочипов (при замене бумажных денег на электронные) и их элктромагнитного (ультрафиолетового) облучения. Но это же соответствует чаше пятого Ангела: «Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16: 10, 11). Упоминание же гнойных ран на людях при излиянии чаши первого Ангела, судя по всему, вообще означает начало апокалипсической эпохи предваряющей царство Антихриста. Из толкования 17-ой главы Откровения нам стало ясно, что это царство – СССР.

«Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела» (Откр. 8: 7). Согласно толкования трубы первого Ангела, «град и огонь, смешанные с кровью» означают первую мировую войну.

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как-бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6: 1, 2). Согласно толкования первой печати, «конь белый, и на нем всадник» – Ленин, вышедший победителем из Революции и Гражданской войны.

«Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как-бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» (Откр. 16: 3).

«В царстве, враждебном Церкви Божией, море означает народ в гражданском состоянии его. Это море превращается в кровь, когда между народом возникают раздоры и междоусобные войны, на которых многие проливают свою кровь, и, лишившись сил физических и нравственных, они как бы умирают от расслабления и страха, подобно тому, как рыба в крови не может жить, умирает» .

Об этом же было сказано в 8-ой главе Откровения: «Второй Ангел вострубил, и как-бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла» (Откр. 8: 8, 9). Согласно моего толкования труба второго Ангела означает вторую мировую войну.

«И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6: 3, 4). Согласно толкования второй печати, всадник на рыжем коне – это Сталин, а сами события соответствуют второй мировой войне.

«Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод; и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16: 4-7).

Об этом же было сказано в 8-ой главе Откровения: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр. 8: 10, 11). Согласно толкования трубы третьего Ангела, звезда полынь означает аварию на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что по времени соответствует правлению Горбачева.

«И когда Он снял третью печать, я услышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр. 6: 5, 6). Согласно толкования третьей печати, всадник на вороном коне – Горбачев. Его правление происходит с 1985 по 1991 год.

«Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной; и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр. 16: 8, 9).- Здесь, судя по всему, говорится об облучении людей солнечной радиацией вследствие уменьшения озонового слоя Земли, которое наблюдается в наше время.

«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, мором и зверями земными» (Откр. 15: 7, 8). Согласно толкования четвертой печати, всадник на бледном коне - Борис Ельцин, а слова «и ад следовал за ним» ,- означают, что войны, мор, голод и смерть в России останутся после Ельцина.

«Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16: 10, 11).

Епископ Петр писал в 1885 году:

«Под престолом зверя здесь понимается как само царское достоинство и власть зверя, так и местопребывание его... А помрачение престола означает значительное уменьшение величия, достоинства и власти зверя, которых блеск доселе поражал взоры людей; и тяжкое бедствие, которое будет соединено с помрачением достоинства и славы, и которое обрушится на митрополию его царства» .

Итак, чаша пятого Ангела изливается в царство зверя, то есть антихриста, а сделалось царство его мрачно, видимо, потому что «они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога Небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16: 10, 11). Ведь и ранее было сказано, что язвы и гнойные раны на людях (Откр. 16: 2) будут следствием имплантации под кожу микрочипов при замене бумажных денег на электронные: «И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16, 17).

Откровение, глава 9:

  1. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны:
  2. Она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.
  3. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.
  4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
  5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.
  6. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.
  7. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие;
  8. И волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.
  9. На ней были брони, как бы брони железные а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;
  10. У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была – вредить людям пять месяцев.
  11. Царем над собою имела она ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.
  12. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

Откровение, глава 9:

  1. Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,
  2. Говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.
  3. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.
  4. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.
  5. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.
  6. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей;
  7. Ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям и имели головы, и ими они вредили.
  8. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить;
  9. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

Здесь также сказано: «Прочие люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих...» (Откр. 9: 20, 21). То есть это видение простирается на все оставшееся время истории человечества, и таким образом соответствует шестой печати Апокалипсиса:

Откровение, глава 6:

  1. И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь;
  2. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои;
  3. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих;
  4. И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,
  5. И говорят горам и камням: падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
  6. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Откровение, глава 16:

  1. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух; и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
  2. И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!
  3. И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий вспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.
  4. И всякий остров бежал, и гор не стало;
  5. И град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая.

Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух (строка 17). Это, судя по всему, означает, что действие чаши седьмого Ангела происходит на небе или в мире духовном, невидимом, а молнии, громы и голоса, и великое землетрясение (строка 18) означают войну в Израиле – Армагеддон. Об этом же говорит и труба седьмого Ангела:

Откровение, глава 11:

  1. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.
  2. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,
  3. Говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что Ты принял силу Твою великую и воцарился.
  4. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.
  5. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.

Cобытия трубы седьмого Ангела опять происходят на небе (строка 15) а молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град (строка 19) означают опять же "Армагеддон". Труба седьмого Ангела открывает тайну семи громов (Откр. 10: 3, 4), которые означают «семь чаш гнева Божия, вылитых на землю» (Откр. 16: 1). А значит, ее действие аналогично действию седьмой печати, которое происходит на небе и открывает действие труб семи Ангелов:

Откровение, глава 8:

  1. И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.
  2. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.
  3. И пришел иной Ангел и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом.
  4. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.
  5. И взял Ангел кадильницу; и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.
  6. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.

Читается Откровение Иоанна Богослова.

В будние дни великопостного периода мы продолжаем размышлять над книгой Апокалипсис Иоанна Богослова, так как отрывки из Апостола (как и Евангелия) за богослужениями этих дней не читаются.

В прошлый раз мы с вами прочитали 8-ю главу книги Апокалипсис, где говорится, что после снятия седьмой печати появляются еще семь ангелов, приготовившихся трубить. Они трубят - и звуки первых четырех труб приносят бедствия, природные катаклизмы, похожие на те, которые мы обычно называем «казнями египетскими». В результате гибнет третья часть всего живого, в том числе растений и животных. Если при снятии первых четырех печатей гибнет четвертая часть всего, то теперь уже третья, то есть Божественные наказания усугубляются. В конце 8-й главы сказано, что будет еще хуже: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов.

1. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.

2. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.

3. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.

4. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

5. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

6. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них.

7. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие;

8. и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов.

9. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну;

10. у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев.

11. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.

12. Одно горе прошло; вот, идут за ним еще два горя.

(Откр. 9, 1 - 12)

Сказано, что звезда отворила кладязь бездны. Бездна - это такое место, где, согласно еврейским представлениям, находились все нечистые духи, всё демонское, дьявольское, сатанинское. В Новом Завете, когда Господь хотел исцелить бесноватого, бесы просили не отправлять их в бездну, а позволить войти в свиное стадо. Конечно, в бездне бесам тоже было не слишком хорошо, поэтому они не хотели туда возвращаться.

Мы видим здесь образное описание губительной саранчи. Не будем подробно на нем останавливаться, но ясно, что саранча это тоже «казнь», наказание Божие. Вредит она не растениям, а людям, и не убивает, а мучает пять месяцев. Она делает это с теми, кто не имеет печати Божией, а запечатленные с момента запечатления находятся под охраной Божией, и им не страшны горести, пришедшие со звуками труб.

13. Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,

14. говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.

15. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.

16. Число конного войска было две тьмы тем; и я слышал число его.

17. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера.

18. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей;

19. ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили.

20. Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.

21. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем.

(Откр. 9, 13 - 21)

Когда вострубил шестой ангел, то четыре ангела, которые были при реке Евфрат, освобождаются, а границы реки открываются. Здесь вновь виден намек на угрозу Римской империи со стороны Парфянского царства. В то время существовала легенда о воскресшем Нероне. Нерон был убит (по другим историческим данным он сам убил себя), но простые люди, которые любили его за то, что он устраивал для них зрелища и кормил хлебом, думали, что он не убит, а убежал к парфянам. Считалось, что он был в неплохих отношениях с парфянским царем Вологезом, который в 62 году нанес поражение римской армии. Нерон должен был вернуться в Рим вместе с парфянским войском и наказать своих врагов. В России тоже были подобные ситуации: там были Лжнероны, у нас - Лжедмитрии или, например, Пугачев, который был Лжепетром III. Таким образом, считалось, что беда для Рима может прийти с Востока, из-за Евфрата.

Здесь тоже символически, красиво и ужасающе описываются всадники, конница (скорее всего, парфянская). Вновь была умерщвлена третья часть людей. Сказано, что оставшиеся в живых не раскаялись, а остались на своих языческих позициях. Они не раскаялись, когда четвертая часть людей; пришло семь труб, шесть из них протрубили, погибла треть человечества, но оставшиеся в живых вновь не покаялись. Здесь есть очень принципиальный христианский момент: Господь видит иное средство для спасения людей, чем постоянные, даже увеличивающиеся репрессии. Одна четверть погублена, одна треть погублена, значит, по идее, надо уже половину человечества губить? Или все-таки не это должно наступить? Ответ на этот вопрос мы узнаем в следующих беседах.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Семь труб, возвещающих
о семи великих бедствиях

< Откровение 8:1-13 >

«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса, и громы, и молнии, и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла. Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!»

Толкование

В 8-й Главе Откровения говорится о тех великих бедствиях, которые Бог пошлет на землю. Здесь одним из наиболее важных вопросов есть вопрос о том, будут ли святые среди тех, кто подвергнется страданиям во время этих бедствий. Библия говорит нам, что святые также пройдут через бедствия семи труб. Они пройдут через все бедствия кроме последнего. Великие бедствия, описанные в этой главе, являются бедствиями, которые действительно будут посланы Богом на эту землю. Бог говорит нам, что Он накажет этот мир бедствиями, которые начнутся со звуками труб семи Ангелов.


Стих 1-й: «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса».

Здесь имеется в виду, что, перед тем, как гнев Божий прольется на человечество, наступит временное затишье. Безмолвие будет царить над землей, прежде чем Он обрушит на нее великие бедствия. Это говорит нам о том, насколько ужасающими будут бедствия семи труб. Когда, пройдя через эти бедствия, человечество предстанет пред Богом, обретшим спасение будет дарована жизнь вечная, а тем, кто не получил спасения, уготовано вечное наказание. Поэтому, с сознанием того, каким будет это время, мы должны бодрствовать и проповедовать Евангелие воды и Духа.


Стих 2-й: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб».

Чтобы совершить задуманное, Бог призвал семь Ангелов. Но, давайте не забывать о том, что сегодня Бог вершит волю Свою через праведников, которые веруют в Слово Евангелия воды и Духа.


Стих 3-й: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом».

Здесь говорится о том, что, Бог, услышав молитвы праведников, которые они вознесли Ему в самый разгар преследований сатаны и его приспешников, обрушит Свой гнев на землю. Под «золотым жертвенником» подразумеваются молитвы всех святых. Это значит, что, поскольку их молитвы достигли Бога, то замысел Его будет исполнен. Бог исполняет задуманное, внимая молитвам святых.


Стих 4-й: «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога».

Эти строки говорят нам о том, насколько велики страдания, которым антихрист подвергнет святых на той земле. Думая о бедствиях конца времен, святые будут молить Бога низвергнуть антихриста, а также, чтобы эти бедствия поскорее их миновали. Они будут просить Бога показать их мучителям, сколь велик Его гнев. Этот стих говорит о том, что Бог услышит молитвы всех святых. И, вняв этим молитвам, Бог начнет карать антихриста и его приспешников, посылая на них бедствия семи труб и семи чаш гнева. Суд Божий над антихристом и его последователями есть окончательный ответ на молитвы святых.


Стихи 5-й и 6-й: «И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса, и громы, и молнии, и землетрясение. И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить».

Бог только готовится обрушить на эту землю бедствия семи труб. Но этот мир уже наполнен громом и молниями, его уже сотрясают землетрясения.


Стих 7-й: «Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела».

Во время первого великого бедствия огонь охватит третью часть земли. Прежде всего пострадает зеленый покров планеты: сгорит третья часть всех деревьев и вся зеленая трава.

Почему Бог обрушит на землю это бедствие? Он сделает это потому, что, люди, видя своими глазами все великолепие творения Божьего, не признали Его как Творца и не поклонялись Ему как Творцу, но напротив, «поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Римлянам 1:25). Поэтому Бог обрушивает бедствия семи труб на тех, кто не воздает Богу славу, а, вместо этого, восстает против Него.


Стихи 8-й и 9-й: «Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, И умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла».

Глас второй трубы повлечет за собой падение небесного тела. Этот астероид упадет в море и превратит третью часть всех морей в кровь. При этом погибнет третья часть живых существ, населяющих моря, и третья часть морских судов будет разрушена. Природа, сотворенная Богом, принесла человечеству немало пользы. Однако, вместо того, чтобы благодарить Бога за этот дар, людей охватила гордыня, и они восстали против Бога. Наказанием за этот грех станет бедствие второй трубы.


Стих 10-й: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод».

Почему Бог допустил, что астероид упал «на третью часть рек и на источники вод»? Он допустил это потому, что люди, живущие благодаря Господу, Который есть источник жизни, не служили Ему и не благодарили Его, но, вместо этого, пренебрегли этим источником.


Стих 11-й: «Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

Вследствие этого бедствия третья часть рек и источников воды превратится в полынь, и множество людей погибнет, испив воды из этих рек и источников. Это бедствие является наказанием для грешников, которые причинили мучения Богу, и заставляли страдать сердца святых. Бог ни за что не оставит безнаказанными грешников за их преступления против праведников. Если грешники приносят страдания праведникам, Бог покарает их. Кроме того, третье великое бедствие есть бедствие природное. Оно обрушивается на людей за грех непослушания, за грех неверия в Евангелие воды и Духа, дарованное Богом. В Библии под словом «полынь» всегда подразумевается наказание тех, кто не повинуются Богу и восстают против Него.


Стих 12-й: «Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи».

Четвертое великое бедствие повлечет за собой затмение третьей части солнца, третьей части луны и третьей части звезд. Человечество всегда следовало за сатаной, и ему нравилось темное время суток. Люди, таким образом, отвергли свет спасения, который воссиял благодаря Евангелию воды и Духа, дарованному Иисусом Христом. Поэтому, чтобы показать людям, насколько ужасен мир, погруженный в темноту, Бог и пошлет это бедствие. Это бедствие покажет, сколь велика кара Божья тем, кто ненавидит Иисуса Христа и любит тьму. Итак, для показания гнева Своего, Бог затмит треть солнца, третью часть луны и третью часть звезд.


Стих 13-й: «И видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!».

Этот стих говорит нам о том, что живущим на земле грядут еще три великих бедствия. Поэтому, все грешники и все те, кто противостоят Богу, должны освободиться от своих грехов, уверовав, как можно скорее, в Евангелие воды и Духа.