Что удивительного в дорогах? Так вы можете размышлять до того, как оказались в Норвегии. Захватывающие дух серпантиновые дороги по фьордам – один из показателей мастерства этой страны. В Норвегии есть уникальная в своем роде атлантическая дорога. Из тоннелей самый длинный в Норвегии и в мире Лердальский (Lærdalstunnelen), протяженностью 24,5 км, причем в самом тоннеле архитекторы умудрились сделать разворот на 360 градусов. Эйксуннский тоннель в Норвегии проложен на глубину 287 м ниже уровня моря.

Если в России говорят две беды, то при въезде в Скандинавию понимаешь, что как минимум на одну беду им точно жаловаться не приходится – дороги в Норвегии потрясающие, качественные и ремонтируют их не группа людей с лопатами, а, зачастую, один экскаваторщик, и то, не выходя из кабины.

Впрочем, начнем с туристических маршрутов.

На протяжении восьми километров Атлантической дороги Норвегии вы проедете по мостикам, которые служат связующим звеном между островами городов Молде и Кристиансунд. Это направление занимает первое место в рейтинге национальных туристических маршрутов, ведь здесь есть уникальная дорожная архитектура, с эффектами иллюзорности, удивительные пейзажи, виды на океан, а в холодное время, говорят, здесь даже можно увидеть тюленей и китов. Вдоль атлантической дороги спроектированы панорамные смотровые площадки и помосты для рыболовов.

Построена дорога в 1989 году. Создавая мосты, архитектор преследовал своей целью привлечение туристов к океанскому пространству, а также было необходимо обеспечить доступ судам к суше. Так появился и пьяный мост , высота которого достигает 23 метра, а длина – 260 метров. Пьяным его назвали благодаря специфическому наклону и повороту, а также из-за иллюзии, ведь подъезжая к мосту со стороны материка кажется, что дорога заканчивается, перед вами трамплин и обрыв. Туристы, отправляющиеся на маршрут должны обладать крепкими нервами. Стурсейсундетский мост сравнивают еще с американскими горками.

Удивительно, но , или Лестница троллей, как ее принято называть, была построена в Норвегии еще в 1936 году! Это прекрасный туристический маршрут. Но в свое время ее строительство было вызвано весьма прагматичными целями – обеспечить доступ жителям городов Ондалснес (Andalsnes) и Валлдал (Valldal) друг к другу для обмена товарами, продовольствием. Извилистый, захватывающий дух серпантин, взбирающийся на высоту 858 метров над уровнем моря, поражает мастерством, и столь ранней постройкой. В 2005 году здесь были проведены масштабные работы по укреплению скал обвалов. На середине пути построен мост через водопад Стигфоссен (высота достигает 180 метров), который во всей красе можно увидеть на смотровой площадке на вершине. Дорога является частью региональной трассы RV 63, а с мая по октябрь, и в непогоду она закрывается, из-за обилия снегопада, туманов и осадков.

Дорога орлов

Откуда появилось такая аббревиатура? Название «Дорога орлов» связано с высотой полета этих величественных, гордых птиц, до которой можно подняться за короткий промежуток времени. На высоте 624 метра вы увидите прекрасный вид на Гейрангерфьорд и водопады «Семь сестер». Одиннадцать резких поворотов заставляют затаить дыхание, ведь совсем рядом крутой обрыв. Про ограничение скорости нет смысла напоминать, ведь здесь просто нет возможности двигаться быстро, а разъехаться в узких поворотах – требует немалой практики и мастерства. Вы взбираетесь от подножия горы с потрясающим видом на фьорды и прогулочные туристические паромы.

Тоннели Норвегии

Лаэрсдальский тоннель (Lærdalstunnelen), как уже говорилось в начале, в длину достигает 24,5 километров. Он оборудован по последнему слову техники всем необходимым для предотвращения пожаров. Здесь есть 48 мест, для совершения аварийной остановки, 215 точек пожаротушения, и 15 мест разворота. Находится этот тоннель Норвегии на трассе, соединяющей Берген и Осло (E 16).

Атлантический океанский туннель. Из Кристиансунда до пьяного моста через Атлантический океанский тоннель вы доберетесь за полчаса. Длина тоннеля 5 километров, въезд платный. Туристы стремятся сюда, чтобы увидеть сохранившуюся деревянную церковь Квернес, построенную еще в 14 веке на острове Аверей, а также фьордами Квернес и Фрей. Здесь же находится этнографический музей Квернес, где представлены 11 строений различных эпох, а рядом восстановлена рыбацкая деревня по образцу 18 и 19 веков.

Эйксуннский тоннель проложен по дну Стур-фьорда, в длину простирается на 7,7 километров и опускается на 287 метров ниже уровня моря. В мире нет равных по глубине тоннелей. А построен он относительно недавно – в 2008 году. Назначение Эйксунского тоннеля – транспортное сообщение между городами Эйксунн и Рьянес, а плата за проезд составляет 76 крон.

Дороги Норвегии , их проектирование и архитекторы – поистине достойны внимания и уважения.

Норвежцы очень любят свою страну, даже пожилые люди полны сил, чтобы путешествовать по горам, созерцая красоту творения, будь то озера, море, океан или фьорды. Благо таких мест в Норвегии великое множество. А климат, несмотря на северное расположение страны, не такой суровый. Из-за течения Гольфстрим погода здесь постоянно меняется. У норвежцев даже есть пословица: «Если вам не нравится погода – подождите 15 минут». Все же перед самостоятельным походом в горы не забудьте узнать погоду на ближайшие дни, оставить свои координаты в местных деревнях, а также узнать подробности пути и быть бдительным и осторожным. Лучше путешествовать в популярных туристических маршрутах и с гидом.

Однако кое-где паромы уже сменили мостами, что радует - мост гораздо удобнее и быстрее. Хотя, конечно, не так романтичен. :-)

Так мы и добрались и до Атлантической дороги. Дорога эта, прямо скажем, не совсем стандартное сооружение. Она расположилась на двух небольших архипелагах, состоящих из десятков крошечных островков и деревушек. Сверху это выглядит так:

Мысль соединить эти острова блуждала в умах норвежцев очень давно. В начале 20-ого века даже возникали проекты, как осуществить этот замысел, однако в 30-ых годах на них поставили крест. Тем не менее, в конце 70-ых норвежские власти вернулись к идее постройки этой дороги, и в 1983 году строительство началось. Оно продлилось 6 лет, за время которых строители пережили 12 ураганов - эти места ничем не заслонены от окрытого океана, поэтому погода здесь оставляет желать лучшего, особенно осенью. В результате дорогу построили - её длина составляет чуть более 8 километров, однако 10% из них путь идёт по мостам, которых выстроили аж 8 штук. В 2005 году дорогу объявили "Норвежским сооружением 20-ого века", а журнал "Гардиан" назвал её "Самой достопримечательно дорогой мира".

Естественно, я не мог её пропустить, тем более, что крюк получался совсем небольшим. :-)

Когда мы прибыли к началу дороги, всю местность окутывал туман. Сквозь пелену было видно огромное количество мелких островов, в большинстве своём необитаемых.

Решив подождать, пока туман немного спадёт, мы погуляли по окрестностям. Природа там суровая, растительность чахлая. Ярко-красные ягоды, которые мы поначалу приняли за бруснику, оказались бесвкусной толокнянкой.

Колокольчики в Норвегии - повсюду. :-)

Одна из сторон уже очистилась, выглянуло солнышко.

Наконец, туман стал рассеиваться, и уже можно было разглядеть Сторсисундетский мост, который местные жители называют "Пьяным мостом", а туристы - "Дорогой в никуда".

Почему "пьяный" - вполне станет понятно, если взглянуть на прихотливый изгиб этого 23-метрового мостика.

А вот если по нему ехать, то в определённой точке кажется, что мост просто недостроен - он обрывается, как трамплин. И ещё несколько десятков метров - и ты упадёшь в воду.

С другой же стороны он выглядит вполне нормальным мостом:

А как вам такой ракурс? :-) Со стороны и не верится, что по этим виражам ездят обычные машины, а не вагончики "американских горок".

С погодой нам вполне повезло - в конце концов, мы были там в середине лета. А вот осенью начинается период ураганов, и тогда поездка по этой дороге превращается действительно в опасный аттракцион. Из открытого моря идут гигантские волны, полностью перехлёстывая дорогу. Выглядит это примерно так (фотка не моя):

Мы же, подивившись на рукотворное чудо, поехали дальше по своему маршруту, наслаждаясь красивыми видами.

Навигатор по отчётам о поездке в Норвегию.

Атлантическая дорога (англ. The Atlantic Ocean Road, норв. Atlanterhavsveien) пожалуй, самая красивая и живописная автотрасса в мире, расположена она в губернаторстве (фюльке) Мёре-ог-Ромсдал (норв. Møre og Romsdal), Норвегия . Шоссе проходит по северному побережью Атлантического океана и состоит из дорог и 12 мостов, которые соединяют между собой несколько островов необычным образом.

Атлантическая дорога , это одно из достояний Норвегии – это автотрасса как будто предназначена для туристов, живописные пейзажи, океан, меняющиеся картины разных островов и еще щекочут нервы мосты, которые могут напомнить американские горки проезжая по ним. А еще если будет ветреная погода, то волны могут вырываться прямо на дорогу, чем вызовут необыкновенные ощущения.

Автотрасса или шоссе The Atlantic Road является частью 36-километровой национальной туристической дороги № 64 (Бюд — Корвог). Атлантическая дорога это двухполосное автомобильное шоссе, которое связывает небольшие острова в Атлантическом океане между населенными пунктами Молде и Кристиансунд, между первым пунктом и трассой - 47 км, а т трассы до второго пункта составляет - 30 км.

Длина шоссе составляет почти 8,5 километров и состоит из нескольких дорог и крупных мостов, виадуков. Трасса Атлантическая дорога пролегает зигзагами по множеству островков, чтобы можно было довольно за короткий срок попасть на любой из них. Собственно ради этого и возвели это дорогостоящее и сложное в возведении шоссе. Ранее, почти до середины 1970-х годов, вместо него автомобили на острова переправляли только автомобильным паромом, который ходил между округом Ромсдалем и островом Авероем. Но данный способ был довольно медленным и с ростом количества автомобилей он уже не справлялся со своими задачами, поэтому решено было построить данную автотрассу.

Планирование дороги началось в 1970 году, но только 1 августа 1983 года началось строительство. Строительство было не лёгким, все время дорога подвергалась природным стихиям, так, во время шестилетней стройки дорога пережила 12 мощных ураганов. После открытия 7 июля 1989 года, Атлантическая дорога еще целых 10 лет оставалась платной, но после того как она окупилась, с июня 1999 года она является полностью бесплатной для проезда.

Одной из главных достопримечательностей дороги в Норвегии является - (Storseisundet) или как еще называют - «Пьяный мост» или «Мост в никуда», который назван потому, что он стоит не ровно как обычные мосты, а извивается и если смотреть на него с определенного угла, то его вершина направлена вверх и проезжающие по нему машины словно вот-вот взлетят в небо. Сторсезандетский мост является к тому же самой высокой точкой всей трассы, он поднят над водой на высоту в 23 метра.

Атлантическая дорога (The Atlantic Ocean Road) получила награду «Строение века Норвегии 2005 года», а также по версии газеты The Guardian является «Лучшей туристической дорогой страны». И не зря, для туриста на данной дороге найдется все необходимое, чтобы можно было получить незабываемые ощущения от отдыха.

19.07.2017

… Под утро сквозь сон показалось, как разморённые солнцем букашки падают с веток деревьев на тент нашей палатки. Встали. Идёт дождь, небо затянуто тучами. Собирая палатку, поснимали с неё многочисленных жирных слизней. День решили полностью посвятить Атлантике.

… Ещё одна раскрученная на весь мир достопримечательность Норвегии – Атлантическая дорога. Её длина 8 км., строилась с 1983 по 1988 год, связывает небольшие острова в Атлантическом океане между населенными пунктами Молде и Кристиансунн. Проходит по 7 мостам, но лишь один из них достоин внимания.

… Когда заехали на Атлантическую дорогу, прекрасной показалась не столько она, сколько сам океан. Обнаружили более десятка возможных мест для дикой стоянки, большая часть из которых утром была занята. Понимание, что вчерашнее, продиктованное критической усталостью экипажа, решение встать на ночь среди стада слизней на раскисшей земле не позволило провести ночь в красивом месте, до которого оставалось всего каких-то 20 километров, было горьким!

… Великолепные виды и налаживающаяся погода быстро заглушили досаду, мы ехали и вставали буквально каждые несколько сот метров, чтобы вдохнуть запах морской воды, насладиться видами, сделать снимки и просто пройтись.

… Подъехали к парковке перед мостом Storseisundet, который поднят над водой на высоту в 23 м. для возможности прохождения под ним судов. Под определенным углом зрения создаётся ощущение, что мост обрывается в пустоту. За его кривизну норвежцы называют его «пьяным».

… Погуляли по островку над парковкой, окружённому смотровой лестницей, набрали морошки на болотистом склоне, где я сумел провалиться почти на всю длину ноги в пустоту, на дне которой была вода. Испугаться, как и сильно промочить ногу, не успел, но ушиб колено.

… Спустившись с лестницы к берегу океана, полюбовались оставленными отливом ваннами на скальных поверхностях, понаблюдали жизнь водорослей, различных моллюсков, мальков рыб и мелких морских звёзд.

… Возвращаясь к парковке, нашли другие точки для съёмки моста, посетили турцентр с бесплатным туалетом. Постепенно площадь чистого от туч неба увеличивалась.

… Переехали к следующему мосту, вдоль которого с двух сторон сделаны мостки. На наших глазах с них ловили скумбрию. У нас был с собой спиннинг. Попытав с полчаса отказавшуюся улыбнуться из-за неподходящей оснастки удачу, решили ехать дальше. Удачливый норвежец поделился секретом ловли. Блестящую длинную блесну нужно пускать вскользь по течению под поверхностью воды, стравливая леску, тогда хищницы хватают наживку. Вокруг рыбака крутились почти ручные чайки, подкармливаемые внутренностями пойманных рыбин.

… По 663 дороге проехали на запад к полуострову Breivika. Заведомо зная, что имеется возможность, не заезжая на официальную бесплатную парковку с координатами: 62.9806, 7.1533, встать поближе к океану, проехали к учреждению, одним из слов названия которого было «kontor».

… Направились к побережью, снова набрали морошки, прошли к маяку с координатами: 62.9936, 7.1416, рядом с ним расположено очень красивое озеро с лилиями, различимое даже на снимках со спутника.

… На обратном пути на пляже внутреннего залива на обнажившейся во время отлива литорали рассматривали раковины моллюсков, мёртвых крабов, ламинарий, из которых делают морскую капусту. Кулики-сороки, чайки и птицы, похожие на цапель, добывают себе пропитание в зоне отлива.

… На ночь остановились в кемпинге Blåhammer недалеко от городка Бюд (Bud). Место красивое, на берегу моря. За палатку с машиной отдали 160 крон, душ стоит 10 крон, но за 4 минуты, стиральная машинка 40 крон. Кухня аккуратная, чистая, есть посуда, розетки в свободном пользовании, но слишком маленькая для часа пик.

… Помывшись в душе, поехали гулять в Бюд. Миновали соседний огромный кемпинг.

… Пошли по тропе Krist sty, осмотрели быт приморского рыбачьего городка, на домах которых можно встретить необычные указатели.


… Дошли до фашистских укреплений второй мировой войны. В ожидании войск союзников с 1942 по 1944 годы система береговой обороны и укреплений была построена немцами вдоль всего атлантического побережья континентальной Европы силами французских рабочих. Гитлеровская пропаганда называла систему неприступной Атлантической стеной. В холме вырыт целый подземный городок, установлены огромные береговая пушка, прожектор.

… Имеется музей, посещение экспонатов под открытым небом бесплатное.

… Прошли по магазинам, купили продукты, стандартно вкусное норвежское мороженое. Небо совсем чистое, солнце, температура дошла до 17, но стал подниматься ветер. Удивляет любовь местных жителей к раритетной технике.

… Много любителей нестандартных автомобилей.

… В кемпинге, чтобы постирать в машинке, на ресепшн никого не нашли. Женщина из Роттердама помогла разобраться с машинкой и сказала, что оплатить можно утром, при выезде из кемпинга. Как и многое в Норвегии, учёт использования ведётся исключительно совестью пользователей. Сразу вспомнился анекдот про Василия Ивановича, который вернулся в Россию богатым и рассказал Петьке, что масть ему пошла сразу после того, как в Англии соперник по игре в карты пояснил ему, что джентльмены верят на слово, и карты предъявлять не нужно.

… Жить среди джентльменов я не привык, поэтому ходил с чувством вины за нелегальное использование техники, пока не увидел, как девушка вернулась на ресепшн, и не оплатил ей 40 крон банковской картой.

… После ужина сходили на гору Gulberget с вышкой наверху. Вход на тропу через калитку, которую нужно закрыть за собой, чтобы пасущиеся коровы не проникла на дорогу. Немного подъёма по камням и грязи, немного по скалам с поддержкой цепями, и мы наверху на пронизывающем шквалистом ветру, но при ясной погоде. Виды на запад стоящие, но вечером солнце создаёт контровый свет, мешающий съёмке.

… На спуске в виде боли в колене проявились последствия дневного ушиба. Вернулись в кемпинг почти через полтора часа, намотав 6 км. Проходя по 664-ой дороге, с удивлением обнаружили на обочине достаточно много мусора - пачки из-под сигарет, соков, пакеты. Загаженные мусором места в Норвегии встречаются очень редко.

20.07.2017

… Около 7 часов, когда солнце стало прогревать палатку, встали, попрощались с Атлантикой, разглядывая битву полутора десятков крабов на дне у причала. Кемпингу присвоили второе место после Wathny camping .

… В районе Eide снова свернули на дорогу Rv279, по ней приблизились к мосту Gjemnessundbrua дороги Е39, по которому въехали на остров Bergsøya.

… Вскоре свернули на 70 дорогу, чтобы попасть в очередное красивое место Норвегии – долину Innerdalen национального парка Trollheimen , карту которой можно посмотреть на въезде.

… Ещё не доехав до парковки, увидели множество автомобилей, стоящих вдоль обочины. Парковка бесплатная. В 10.40, когда мы заехали на неё, полностью забита почти сотней машин. По диагонали втиснулись в треугольник между крайним авто и дорогой.

… Тропа ведёт по грунтовой дороге на подъём мимо разморённых установившейся жарой местных жителей.

… Виды вокруг прекрасные, долина расположена между заснеженных гор. Солнце, но слишком ярко и тепло. Через 3.5 км. от парковки появилась первая группа домиков Renndolsetra, покрытых дёрном.

… Вскоре через мост пересекли бурную горную речку. Отсюда влево вверх вдоль реки отходит тропа в долину Renndalen . В верхней части долины расположено заснеженное озеро Langvatnet , там же можно забраться на хребет с вершиной Kringleh øa , отделяющий долину от параллельной ей Innerdalen .

… Виды в долине красивые, везде снежники на вершинах, отвесные стены скал, водопады, манящие озёра, берега которых изобилуют палатками. Тем не менее, прогулка довольно скучная, если не уходить в горы.

… Прошли ещё около полукилометра по долине до второй группы домиков Innerdalshytta у маленького озера. Огляделись вокруг, сфотографировали старинный дом.

… На обратном пути одним из членов нашего экипажа, боящимся мелких грызунов, на краю дороги обнаружен «труп дохлой мыши». Значения этому не придали. Ближе к парковке открываются красивые виды нижней части долины. На всю прогулку ушло 4 часа.

… Поехали на выезд, по пути нашли заболоченную местность с морошкой, набрали её и черники, на речке встали на обед. Подъехал норвежец, чтобы искупать свою собаку. Она быстро выскочила из машины и бросилась в самую стремнину вслед за брошенным хозяином камнем. Я переживал, что не выплывет, норвежец успокоил, что пёс уйдёт вбок от потока, к берегу. И точно, собака быстро поняла, что плыть назад к хозяину по центру не получается. Она выгребла к берегу, где течение слабее, и выбралась на берег. Моё восхищение псом очень польстило хозяину.

… Вдохновлённые смелостью пса, решили тоже совершить что-нибудь героическое, поехали в долину Амотан, известную своими водопадами. Вечерело. По узкой горной обрывистой дороге приехали к парковке, оплатили 30 крон, побеседовали с местным доброжелательным норвежцем в возрасте, кратко описавшим нам маршрут. Он тоже не слышал о Саратове, но вспомнил про Сталинград.

… За 1 час 40 минут осмотрели три водопада, поднимаясь местами по грязным тропам. Когда уезжали, норвежец вместе со своей семьёй махал нам руками на прощанье. Первый, ближний водопад Svøufallet, оказался, по нашему мнению, самым красивым.

… В целом, маршрут не впечатлил. Возможно, из-за того, что долина водопадов Husedalen под Кинсарвиком гораздо зрелищнее. На восприятие могла повлиять усталость к концу дня. К тому же, вечером из-за низкого солнца виды становятся мрачноватыми.

… И, самое главное, маршрут не понравится, если перед отправлением к нему повстречать «труп дохлой мыши»!

… Было поздно, чтобы искать кемпинг и устраиваться в нём, решили заночевать в машине на красивой «ёлочке» 70-ой дороги с видом на водопад. Как обычно, мы не были одиноки.

… В свободное время я рассматривал структуру асфальта, пытаясь понять, почему он не выкрашивается, как у нас. Частые мелкие камушки утоплены в застывшую смесь. Кромка асфальта хорошо утрамбована, ребро края чётко очерчено, наклонный бортик плотный и ровный. Край не продавливается ногой. При безуспешной попытке оторвать один из камешков, лежащих в застывшей смеси чуть за краем асфальта, сложилось ощущение, что клеили эпоксидной смолой. Сразу вспомнилось, что полёты щебня на дороге, угрожающие разбить лобовое, в Норвегии за 3250 намотанных километров не наблюдали ни разу.

21.07.2017

… После ночёвки на «ёлочке» с чистым туалетом и красивыми видами поехали в Sunndal, по пути наблюдали работу двух авто аварийной службы, подъехавших к ушедшей за обочину машине. Один из сотрудников, перекрыв движение, извинялся за вынужденную задержку, пояснив, что придётся подождать 5 минут. Действительно, по истечении нескольких минут машина была уже на платформе, движение пошло. Всё у них, не как у людей. Ни длительного ожидания прибытия ГИБДД, ни многокилометровых пробок и тонн сжигаемого в них бензина.

… На выезде из Sunndal оплатили в пункте оплаты 100 крон картой, чтобы попасть на платную дорогу Ауршьёвеген (Aursjovegen). Сначала разочаровались очередным ущельем, зажатым отвесными стенами скал. Дорога стала грунтовым серпантином, резко набирающим высоту, щекочущим нервы уходящими почти вертикально вниз обочинами.

… Всё изменилось, как только поднялись на плато на высоте более 800 м.. Вокруг снежные пики гор, озёра, тундровая растительность, солнце и ветер. Местность завораживает и потрясает суровой красотой. Мы были в восторге. По пути множество мест для дикой стоянки, часть из которых занята.

… За первой плотиной на озере Holbuvatnet

пришлось проехать через похожий на выгрызенный в скале гигантским червём неосвещаемый тоннель, добавляющий острых ощущений.

… Затем вдоль берегов озёр начались дачи местных.

… У домиков лежат сетки с дровами, на крышах прикреплены солнечные батареи.

… Достигли группы домов с указателем направлений, за которым проехали по очень высокой километровой длины плотине. Вскоре остановились у тропы к уступу Aurstaupet. С него открываются виды на долину, в которую предстоит спуститься к городку Eikesdal у берега озера Eikesdalsvatnet.

… К уступу идти 400 м., виды с высоты потрясающие, но высокое солнце не даёт сделать нормальные снимки. Водопад, долина, заснеженные вершины на расстоянии 20 км., озеро где-то вдали внизу.

… Спускаться неприятно. Даже на первой передаче машин разгоняется вниз. Дорога становится асфальтовой и выполаживается, проезжаем пункт оплаты для встречного направления. Замечаем, что машину будто подковали. Остановились, повытаскивали все застрявшие мелкие камушки из протекторов, снова тишина.

… У кемпинга в Eikesdal оставляем машину, идём к водопаду Mardalsfossen. Температура 25, солнце, ни облачка. Идём по грунтовой дороге вдоль озера полураздетыми, прячась под деревьями от жаркого солнца, местами рвём землянику. Через 2.5 км. появилась парковка перед тропой на водопад. Длина тропы чуть больше 1 км., по пути пара познавательных информационных стендов.

… Кругом растёт орешник. По информации, в голодные годы норвежцы мешали дроблёный орех с зерном пополам и пекли хлеб, а одно время орешник из долины Эйкесдал даже шёл на экспорт. Солнце над горой мешает съёмке знаменитого, в виде галстука, водопада. Узел галстука образуется отбивающимся об камни потоком.

… На обратном пути появился встречный поток людей. На берегу озера нашли уютное местечко для купания. По ощущениям, температура воды градусов 12, поэтому поплавать не рискнули – ноги начинают неметь. Но секунд 20 поплескались, ополоснувшись погружением до шеи. На берегу появляется ощущение приятной теплоты, разливающейся по телу и прогоняющей усталость.

… По красивой горной дороге, вышедшей затем на берег фьорда, доехали до Ондалснеса, в котором уже были 4 дня назад. В торговом зале магазина Rema1000 напились бесплатными напитками, выставленными дл покупателей по случаю жары. Впервые увидели норвежских женщин и девушек одетыми в платья, юбки и лёгкие блузки.

… Выехали на дорогу Е136 огибающую «Стену троллей» с восточной стороны. Остановились на смотровой. Не было и 18 часов, но из-за гигантской, уходящей вверх на высоту около километра стены, кажется, что уже поздний вечер.

… Сделали снимок раритетной полицейской машины, поехали в сторону Тронхейма, древней столицы Норвегии.

… Е136 идёт вдоль железной дороги Raumabanen из Ондалснеса. В одном из мест посетили смотровую, чтобы увидеть мост над ущельем, по которому ходит поезд.

… Длина железной дороги 114 км., ни одного железнодорожника на ней не заметили. В России на участках хозяйственной деятельности всегда есть люди, зачастую много людей, и всё время они что-то делают, переделывают, копошатся, но результата всё нет. В Норвегии при всей завершённости работ сложно увидеть тех, кто поддерживает всё это в безупречном состоянии. Дома, улицы, здания, сооружения, достопримечательности, газоны, места отдыха, туалеты, дороги, транспорт и т.д.

… Выехали на трассу Е6 «Осло-Тронхейм». Снова был подъём в зону лесотундры и спуск. Ехали до упора, чтобы не ночевать на высоте с пониженными температурами, встали на «ёлочке», немного не доезжая въезда в город Тронхейм.

Чем знаменита Атлантическая дорога Норвегии. Как до нее добраться и что посмотреть. Где оставить машину и как найти смотровые площадки.

Под загадочным названием «Атлантическая дорога» скрывается двухполосное шоссе в норвежском губернаторстве Мёре-ог-Ромсдал. По версии британской газеты The Guardian эта дорога Норвегии была признана самой лучшей и живописной среди туристических автотрасс мира. Так считают и многие гости страны, которым посчастливилось побывать здесь.

Строительство Атлантической дороги было начато еще в 1983 году, однако в кратчайшие сроки его завершить не удалось. Поэтому сооружение было готово лишь к лету 1989 года. За этот период строители повидали 12 ураганов. Став продолжением 36-километрового туристического шоссе № 64, новая дорога, протяженностью 8,27 км, получила в 2005 году звание «Строение века Норвегии».

Сегодня шоссе извивается подобно американским горкам и проходит по нескольким мостикам, связывающими острова между двумя населенными пунктами - городами Молде и Кристиансунн . Самый высокий из мостов носит название Стурсейсунде . Его построили на высоте в 23 метра, специально для прохождения под ним судов.

Когда лучше ехать на Атлантическую дорогу

Многие путешественники устремляются к Атлантической дороге Норвегии осенью, когда здесь стоит ветреная погода. Во время свирепствующего шторма, вырывающиеся прямо на трассу, волны создают невероятное зрелище.

В непогоду Атлантическая дорога не внушает доверия

В теплое время года ландшафты становятся ярче

На панорамном фото проще представить уникальность Атлантической дороги

Вдоль трассы установлены обзорные площадки, оборудованные специальными помостами для ловли рыбы. Благодаря этим сооружениям, можно понаблюдать за местными птицами, а также тюленями. Киты, к сожалению, бывают в этих водах редко, поэтому увидеть их удается далеко не всем.

В летние месяцы проводятся рыболовные туры и велосипедные прогулки. Прибрежные воды, отличающиеся сильным течением, подходят для занятий дайвингом. Поэтому в окрестностях Атлантической дороги нередко организовываются туры для дайверов. Любители серфинга также не являются редкостью для залива Хюстадвик.

Чем заняться и что посмотреть

Для большинства путешественников остановка на одной из смотровых площадок Атлантической дороги - лишь одно из развлечений по пути на , или Тромсе. На все про все хватает одного-двух часов.

Пристань в деревушке Håholmen Havstuer недалеко от Атлантической дороги

Но если местность вам приглянется, вы можете отклониться от витиеватого шоссе и съездить на ближайший остров Хохолмен , площадь которого не превышает четырех гектаров. Туристы отправляются туда на катере, оставив машину на одной из парковок (они бесплатные и абсолютно безопасные).

На острове единственный населенный пункт - небольшая деревушка под непереводимым названием Håholmen Havstuer . Как и в XVIII веке, в поселке можно поселиться в частично сохранившихся, частично отреставрированных хижинах и почувствовать себя викингами. Столетиями жители острова Хохолмен занимались лишь ловлей рыбы, наверняка достигнув совершенства в этом деле. Сегодня эти традиции тщательно оберегаются - правда, уже в туристических целях. В деревне открыты традиционные таверны, где можно отведать самые свежие рыбные блюда в Норвегии!

#1. Håholmen Havstuer

Такие домики ждут вас на Хохолмене. Вид на Атлантическую дорогу, закаты, рыбная ловля и прочая романтика гарантированы! Кстати, не переживайте насчет комфортабельности - в номерах все удобства, качественные кровати, матрацы, сантехника. О завтраках лучше промолчать на ночь глядя, кто бывал в Норвегии, в курсе, насколько сытно и щедро там кормят. Одной только селедки 3-5 видов.

Подведем итог: стоит ли ехать

Атлантическая дорога Норвегии - место из списка must see. Мечта каждого, кто неравнодушен к морским пейзажам и любит путешествовать на автомобиле (ну и главное - не забыл взять этот самый автомобиль напрокат). Уникальное по конструкции сооружение идеально вписывается в ландшафт.