Роль птиц в природе. Птицы играют важную роль в природных биологических сообществах (экосистемах). Растительноядные виды питаются плодами, семенами, вегетативными частями растений. Роль разных птиц этой группы в природных сообществах различна. Зерноядные птицы поедают много семян и плодов растений. Иногда они запасают плоды и семена, иногда переносят на значительные расстояния. Теряя их, они способствуют расселению растений. Мелкие тропические птицы - колибри и нектарницы опыляют растения.

Велико значение насекомоядных птиц. Они играют исключительно важную роль, поедая множество насекомых, регулируя их численность в природных сообществах. Большую услугу человеку оказывают насекомоядные птицы, уничтожая вредителей в садах, скверах и парках. Они снижают разрушительное воздействие насекомых на растения в лесопосадках, лесных хозяйствах и на полях, в садах и огородах. Поэтому человек охраняет и привлекает птиц, развешивая искусственные гнездовья - синичники, скворечники, дуплянки (рис. 186). Их занимают насекомоядные птицы-дуплогнездники: большая синица, лазоревка, мухоловка-пеструшка.

Рис. 186. Искусственные гнездовья для привлечения насекомоядных птиц

В наиболее суровые и бескормные периоды зимы птицы нуждаются в подкормке. Необходимо позаботиться, чтобы на птичьей кормушке всегда был корм: семена и плоды дикорастущих растений, семена подсолнечника, крошки белого хлеба. Если регулярно подкармливать птиц до самой весны, можно добиться, чтобы они остались здесь на гнездование. Следите, чтобы случайно на птичью кормушку не попала соль. Это яд для птиц!

Охотничье-промысловые птицы. Некоторые птицы не утратили значения промысловых животных. Обычно охотятся на крупных птиц: из водоплавающих - на гусей и уток; из боровой дичи - на рябчиков, тетеревов, глухарей. Важное значение для жителей северных районов имеет промысел белой куропатки. Имеет значение увлекательная спортивная охота. С чисто спортивным интересом связана охота на небольших вертких в полете куликов: вальдшнепа и бекаса - во время их токовых полетов, когда они на тяге со своеобразными звуками в утренние и вечерние часы пролетают над лесными полянами. Сейчас из-за перепромысла число объектов спортивной охоты и охотничьих птиц резко сократилось.

Для сохранения дичи издавна существуют правила охоты, включающие регламент сроков и объектов охоты. Полностью исключена охота в гнездовое время. Запрещена охота на виды, численность которых резко сократилась, и они включены в Красные книги.

Домашние птицы. Приручение птиц произошло в глубокой древности (рис. 187). Предком всех современных пород домашних кур была банкив-ская, или кустарниковая, курица, распространенная в лесах Юго-Восточной Азии. Одомашнивание произошло в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. В Европу кур завезли в античное время. Кур разводят для получения мяса, яиц и перьев. Есть бойцовые петухи и декоративные куры. В процессе одомашнивания значительно возросла продуктивность кур. Если дикие банкивские куры откладывают 12-15 яиц в год, то современные яйценосные породы - 200-300 яиц, и при этом несутся почти ежедневно. Таковы породы леггорн, разводимые во многих европейских странах и США, и выведенные от них русские белые. Леггорны утратили инстинкт насиживания. Выведены общепользовательные породы, от которых получают и мясо, и яйца. В России разводят юрловских голосистых и первомайских кур. Масса тела юрловских голосистых достигает 4 кг, в то время как банкивская курица весит около 800 г.

Рис. 187. Дикие и домашние куры: А - банкивские куры (предки домашних кур); Б - породы домашних кур: 1 - орловские; 2 - русские белые; 3 - плимутроки

В птицеводческих хозяйствах кур разводят на промышленной основе. Действуют крупные птицефабрики, где содержат сотни тысяч кур, от которых получают миллионы яиц в год.

При клеточном содержании несушки находятся на решетчатом полу с наклоном. Снесенное яйцо по наклону выкатывается на наклонный желоб. После проверки яйца укладывают в специальные ящики и отправляют на продажу.

На птицефабрике имеются инкубатор (аппарат для искусственного выведения птиц из яиц) и помещения, в которых выращивают и кормят цыплят.

Значительное место среди сельскохозяйственных птиц занимают домашние утки. Выведены они от дикой утки кряквы, широко распространенной в Евразии и Северной Америке. Уток разводят у водоемов. Наибольшее распространение получили породы пекинских уток, московских белых, украинских. Они быстро растут и к осени достигают массы более 2 кг (рис. 188).

Рис. 188. Пекинские утки (А) и домашние гуси (Б)

Европейские породы домашних гусей произошли от дикого серого гуся, китайские породы - от сухоноса. Индейки были одомашнены индейцами в Центральной Америке. Домашние индейки быстро растут, достигая массы от 10-35 кг (самцы) до 5-11 кг (самки). Они откладывают 100-150 яиц за один сезон.

Черты сходства птиц с пресмыкающимися. Сходство птиц и пресмыкающихся заметно как во внешнем, так и во внутреннем строении. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях. Перья развиваются из тех же самых эпителиальных зачатков, что и роговые щитки пресмыкающихся. У тех и других имеется клоака - последний отдел пищеварительной системы, в который открываются и мочеточники, и протоки половых желез. Большое сходство существует и у эмбрионов птиц и пресмыкающихся.

Особенно много общих черту птиц с небольшими древними рептилиями - текодонтами, жившими около 200 млн лет назад.

Археоптерикс. В еще большей степени подтвердилось происхождение птиц от древних рептилий, когда в середине ХГХ в. в древних слоях в Германии были найдены остатки первоптиц, живших около 150 млн лет назад. В наши дни известны восемь ископаемых остатков первоптиц (рис. 189). Они подробно изучены. Сделана реконструкция их внешнего облика. Считают, что все экземпляры принадлежат одному виду древних птиц, названному археоптериксом («древнеперым»).

Рис. 189. Отпечаток остатков археоптерикса и реконструкция

Археоптерикс был величиной с сороку и еще в большей степени, чем современные птицы, похож но рептилий. Однако тело его было покрыто перьями, которые даже в мельчайших деталях были похожи на перья современных птиц. Передние конечности представляли собою крылья, на концах которых находилось по три длинных пальца с когтями. Киля на грудине не было. Кости были тяжелыми, поэтому считают, что археоптерикс не летал, а лазил по ветвям и мог планировать, перепрыгивая с одной ветки на другую. Первоптица обхватывала ветки не только имеющимися на ногах пальцами, три из которых, как и у современных птиц, были направлены вперед и один назад, но и пальцами, расположенными на крыльях. Так же поступают птенцы современных южноамериканских птиц гоацинов." у них сохраняются пальцы на крыльях.

Археоптериксы жили в прибрежных зарослях морских лагун и были хорошо приспособлены к этим условиям. Их челюсти были вооружены зубами, в хвостовом отделе было около 20 позвонков. Никаких связей археоптерикса с современными птицами не установлено. Археоптерикс не был прямым предком современных птиц, а был боковой ветвью в их эволюции. Настоящие птицы появились в конце мезозойской эры.

Значение птиц в природных сообществах очень велико: они разносят плоды и семена, способствуя расселению растений, регулируют численность вредных насекомых и др. Человек охотится на промысловых птиц и разводит домашних птиц в специальных хозяйствах. Птицы произошли от древних рептилий около 200 млн лет назад. Наибольшим сходством с рептилиями обладали археоптериксы, представляющие собой боковую ветвь в эволюции птиц.

Упражнения по пройденному материалу

  1. Какова роль растительноядных птиц в природных экосистемах?
  2. Расскажите о значении насекомоядных птиц в природе.
  3. Назовите два-три вида промысловых птиц. Где они обитают, какой образ жизни ведут?
  4. Охарактеризуйте две-три породы домашних птиц. Какую продукцию от них получают? Где и как их разводят?
  5. Назовите основные сходные признаки у птиц и пресмыкающихся.
  6. Рассмотрите рисунок 189. Назовите особенности строения археоптерикса. Сравните его с современной птицей. В чем их различия?

Мы их должны охранять и привлекать в наши сады,рощи, леса.Они охраняют зеленые насаждения и сберегают урожай. Птицы украшают наши леса,радуют нас своими звонкими и красивыми песнями. Птицам зимой не так холодно, как голодно. В Чувашской Республике птиц насчитывается 270 видов. Большинство видов перелетные. Остаются зимовать примерно 40 видов. Птицы оставили нам на снегу свою просьбу. Ребята, давайте поможем птицам.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна-и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их-не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна-и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их-не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин

Тема урока

Значение и охрана птиц

Мандаринка - охраняемая птица


Цель урока

Выявить значение птиц в природе и жизни человека, причины и способы охраны птиц

Трёхпалый дятел

Варакушка


Значение птиц в природе

Регулируют численность насекомых и мелких грызунов

Распространение плодов и семян

Являются важным звеном в цепи питания живых организмов

Колибри опыляет растения питаясь цветочным нектаром


Значение птиц для человека

Истребляют насекомых вредителей садов и огородов

Некоторые виды птиц являются объектом промысла

Птичий помёт используется в качестве органического удобрения

Уничтожают мелких грызунов- вредителей и распространителей многих инфекционных заболеваний

Быстродействующее органическое удобрение по своим качествам превосходит навоз, а по быстроте действия не уступает минеральным удобрениям.

Продолжительность его действия около года.


Домашние птицы

Домашние куры

Яйценосные породы

Общепользовательские породы

русские белые

первомайские



Домашние птицы

Пекинские утки, московские белые, украинские

Быстро растут, к осени достигают массы более 2 кг

Выведены от дикой утки -кряквы


Происхождение птиц

Археоптерикс- древняя вымершая птица, предок современных птиц


Охрана птиц

Изготовление и развешивание искусственных гнездовий

Занесение в Красную книгу редких, охраняемых птиц

Создание заповедников, заказников

Подкормка птиц в зимнее время


Птица года

Чибис-2010 год

Белая трясогузка-2011 год

Варакушка-2012 год

Орлан-белохвост-2013 год



Задания кроссворда

1. Орган, обеспечивающий координацию во время полета.

2. Образование, отходящее от глотки и разделяющееся в грудной полости на два бронха.

3. Расширение в трахее, в которой расположены голосовые связки.

4. Птицы, которые после вылупления не могут передвигаться и долго остаются в гнезде.

5. Кровь, идущая от легких по легочной вене, попадает в левое предсердие, оттуда в левый желудочек, а затем в аорту.

6. Часть бронхов, выходящая за пределы легких, образующая тонкостенные мешки.

7. Орган, состоящий из внутреннего и среднего уха.

8. Птицы, которые сразу после вылупления покрыты пухом, зрячие и могут передвигаться.

9. Строение легких.

10. Отдел желудка, где пища перетирается с помощью камешков.

11. Отдел, где пища подвергается воздействию пищеварительных желез.

12. Тип оплодотворения у птиц.

13. Зернистое тело неправильной формы, лежащее спереди левой почки.

14. Расширение в пищеводе.

15. Кровь, поступающая в правое предсердие, а затем в правый желудочек, а из него по легочным артериям к легким.

16. Сердце птицы.



Интернет- ресурсы

  • http ://images.yandex.ru/yandsearch - Изображения птиц: мандаринка, дятел, дрофа, варакушка, чибис, белая трясогузка, орлан- белохвост.
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr - Изображения на слайде 10, изображения диких банкивских кур, домашней птицы
  • http://school-collection.edu.ru/catalog/res - Археоптерикс- древняя вымершая птица, предок современных птиц

13.2.1 Значение птиц для лесного и сельского хозяйства

Значение птиц в хозяйственной деятельности человека велико и очень разнообразно. Многие виды давно одомашнены, и процесс одомашнивания не закончен. Птицу одомашнивают ради мяса, пуха, яиц, а так же в качестве почтовых и декоративных. Дикие виды имеют большое значение для сельского, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, а отчасти и для санитарии. Экономическое значение птиц определить сложно, потому что один и тот же вид в разных условиях оказывается то полезным, то вредным.

Большое значение птицы имеют для полеводства, огородничества, садоводства и лесоводства, т.к. они уничтожают огромное количество вредных для сельского и лесного хозяйства беспозвоночных. В лесу истребляют вредителей-насекомых: синицы, пищухи, поползни, славки, мухоловки, пеночки, корольки, крапивники, дрозды, горихвостки, зарянки, кукушки, иволги, козодои, вертишейки, дятлы, чижи, сороки, сойки и др. В полях и лугах вредных насекомых уничтожают: обыкновенный и розовый скворцы, трясогузки, овсянки, жаворонки, коньки, сизоворонки, удоды, обыкновенная и степная пустельги, кобчики, грачи, чайки и др. Огромное количество саранчи уничтожают розовый скворец и стрепет. Обыкновенный скворец уничтожает множество майских жуков. Громадное количество вредителей насекомых уничтожают дятлы. На Южной Украине существенную пользу приносят чайки.

В известных условиях полезны грачи, уничтожающие проволочников, долгоносиков, жуков-кузек, гусениц – совок, саранчовых. С другой стороны, грачи уничтожают всходы кукурузы и высеянные зерна. Многие виды поедают семена сорных растений.

Кедровка поедает огромное количество кедровых орешков, являющихся предметом промышленного сбора, но, делая запасы кедровых орешков, способствует рассеиванию кедра. Таким образом сойки расселяют дуб. Дрозды, свиристели, сороки, славки, тетерева. Рябчики, расселяют рябину, бересклет, малину, ежевику, чернику, бруснику. Проходя через кишечник этих птиц, семена растений повышают всхожесть.

Также птицы уничтожают много грызунов.

В «мышиные» годы мелких грызунов ловят не только хищные птицы, но и вороны, сороки, грачи, сойки, чайки, цапли, аисты.

Проведенные исследования показали большую эффективность привлечения насекомоядных птиц путем развешивания искусственных гнездовий. Своеобразные задачи возникают в связи с привлечением птиц в полезащитные лесные полосы и на сооружаемые водохранилища. Такое формирование орнитофауны идет долго из-за консерватизма перелетных птиц, т.к. они возвращаются на гнездовье в те места, где гнездились ранее или где они родились. Необходимое искусственное заселение птицами возникающих новых местообитаний. В последнее время это делалось путем перевоза выводков птенцов или яиц с птицами – наседками (мухоловка – пеструшка, например, может таким образом вывести 20-25 птенцов на одну кормилицу).



Специфическую проблему вызывают птицы в авиации, т.к. они часто гнездятся или кормятся в районе аэродромов, и там они сталкиваются с приземляющимися или взлетающими самолетами. Особенно опасны попадания птиц в лобовое стекло, засасывание их реактивными двигателями. Чаще всего аварии бывают на высоте 600м. особенно опасны для самолетов морские чайки, голуби, перелетные водоплавающие птицы, дневные хищники и большие стаи скворцов и куликов. Для борьбы с ними на аэродромах применяют магнитофонные записи голосов испуганных птиц, привлекают хищных птиц.

2. Значение хищных птиц

Канюки, мелкие соколы, луни (кроме болотного) и большинство сов полезны истреблением мышевидных грызунов. Беркут, сажан, кречет, балобан, ястребы используются в качестве ловчих птиц при промысловой и спортивной охоте. Во многих странах мира большинство хищных птиц взято под строгую охрану наравне с самыми ценными и полезными видами. В Красную книгу России занесены редкие благородные соколы: кречет, балобан, сажан; крупные орлы: степной, могильник, орлан, бородач.

2. Промысловые птицы

В фауне нашей страны около 150 видов охотничьих птиц (одно из первых мест в мире). Наиболее важное значение имеют птицы отряда гусеобразных (48 видов) и отряда курообразных (20 видов). Так же объектами охоты являются виды пастушковых (лысуха), куликов, чистиковых.



В связи с рубкой леса, осушением болот, распахиванием новых земель и нарушением правил охоты дичные ресурсы заметно сокращались. Поэтому важное значение имеет охрана птиц на гнездовьях, путем пролета и местах зимовок. Для этого у нас есть заповедники: Кандалакшский (на Белом и Баренцевом морях), Дарвиновский (Рыбинское водохранилище), Астраханский (дельта Волги). Важное значение имеют и заказники. Большое значение для современного охотничьего хозяйства имеет дичеразведение – путем завоза и выпуска птиц или путем искусственного разведения на месте с применением инкубаторов (серая куропатка, фазан, утка – кряква). В красную книгу занесены такие виды, которые еще недавно были объектами добывания: краснозобая казарка, горный гусь, фламинго, малый лебедь, утка мандаринка, кречет, розовый и кудрявый пеликаны, улары, белый журавль (стерх). Всего более 50 видов.

2. Домашние птицы

Одомашнивание птиц началось еще в глубокой древности. Происходило оно с разными целями. Предком домашних кур является один вид – банкивская курица, распространенная в лесах индии, Бирмы и Малайского архипелага. Одомашнивание её произошло в Индии за несколько тысяч лет до н.э. индейки одомашнены задолго до н.э. мексиканскими индейцами. Исходным видом была дикая индейка (юг Северной Америки).

Несколько сотен лет назад в Японии был одомашнен местный подвид перепелок. В настоящее время его разводят в ряде стран Европы и Америки, в т.ч. и в России. За год они несут около 300 яиц. Домашние утки происходят от одного дикого вида – кряквы. В Европе домашние утки известны с начала I века до н.э. Домашние гуси происходят от 2-х видов: серого гуся и гуся – сухоноса. От гуся-сухоноса произошли китайские домашние гуси. Домашние голуби произошли от дикого сизого голубя. В голубеводстве разводят породы 3-х направлений: декоративные, почтовые и мясные (последние имеют массу до 900гр.). Хорошая племенная самка дает в год 14-16 голов молодняка. Почтовых голубей используют и теперь, они летают на 200км и даже на 1000км.

Цель:

  • Найти и показать сходство в организации птиц и пресмыкающихся, обсудить гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся, формирование экологического сознания.
  • Сформировать у учащихся общеучебные умения и навыки, используя материал урока.

Задачи: формировать экологическое сознание: экология человека и экология среды. Учащимся надо освоить основные знания и умения сохранения биологического разнообразия и охраны птиц, защиты окружающей среды.
Личностные : научить учащихся устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам
Регулятивные : определение цели работы, плана ее реализации; осуществление контроля и коррекции усвоения материала; овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения: (видеть проблему, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою идею)
Познавательные : составлять таблицы, сравнивать биологические объекты; устанавливать связи между строением и образом жизни (приспособление птиц к полету), находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные : умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; учить слушать и вступать в диалог, работать в паре.

Оборудование: Скелет птицы и пресмыкающегося, таблицы «Происхождение птиц». « Тип Хордовые. Класс Птицы. Голубь». Цифровой микроскоп, раздаточный материал (лапки курицы, перья птицы, роговая чешуя черепахи, скорлупа яйца). Влажный препарат ящерицы, змеи. Ноутбуки. Презентация .

1 часть: Проверка домашнего задания. 10 мин.

Проверка знаний по вопросам:

Каковы особенности годового жизненного цикла птиц? Каких птиц называют перелетными? В чем биологическое значение перелетов птиц? Как изучают перелеты птиц?
Чем отличается образ жизни оседлых птиц от кочующих?
Какие оседлые, перелетные и кочующие птицы живут в Московской области?
Предлагается построить схему, содержащую основные этапы жизненного цикла птиц:

Возможные записи учеников в кружках: размножение, ритуальное поведение, гнездостроение, насиживание. Забота о потомстве. Подготовка к зиме, зимовка, миграции. Значение птиц. Происхождение птиц. Кто выполнил задание правильно, поставьте рядом плюс.

Подвожу учащихся к выводу: птицы имеют более сложную организацию, которая проявляется не только в их строении, но и в годовом жизненном цикле. Прошу записать биологические и понятия: оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы и объяснить, как они понимают термины: «инвазироваться», «интродукция», «синантропы», антропогенные факторы среды, экология. А как вы понимаете термин экологическое сознание?

2 часть: Изучение нового материала 25 мин.

Фронтальная работа с классом (5 мин.)

  • Чем строение птиц отличается от строения пресмыкающихся – сравниваем по таблице.
  • В чем сходство птиц с пресмыкающимися: во внешнем строении, в строении скелета, систем внутренних органов, размножении и развитии? (используются модели скелетов, скорлупа яйца)
  • О чем могут свидетельствовать черты сходства птиц и пресмыкающихся?

Сформулируйте тему нашего нового урока, продумайте цель урока. Как связаны между собой экология среды и экология человека, прошлое, настоящее и будущее нашей планеты? Нам сегодня предстоит познакомиться с разными гипотезами о происхождении птиц.

За дополнение и ответы ставлю плюсы и оценки.

Делаю обобщение: действительно много признаков указывает на родство птиц с пресмыкающимися. У тех и других сухая кожа, лишенная желез, множество кожных роговых образований: роговые щитки и когти на ногах, роговые чехлы на челюстях. Перья развиваются из тех же самых эпителиальных зачатков, что и роговые щитки пресмыкающихся. Большое сходство существует и у эмбрионов птиц и пресмыкающихся (строение яйца). Особенно много общих черт у птиц с небольшими древними рептилиями – текодонтами, жившими около 200 млн. лет назад.

Работа с учебником (5 мин.)

Для выяснения особенностей строения первоптицы предлагается прочитать раздел учебника стр. 99 – дополнительные сведения, рассмотреть рисунок 189 и заполнить таблицу (Найти не менее 3-х признаков) (Приложение 1 ).
(проверяем и оцениваем работу – 2 ученика) 2 плюса за таблицу полностью заполненную.

Практическая работа (10 мин.)

Проверим информацию в таблице, проведя лабораторные исследования. На столах у вас есть инструктивные карточки и материал для исследований, выполните работу в паре. (Приложение 3 )

Работа с печатным материалом (5 мин.)

У вас на столах лежат материалы о происхождении птиц. Познакомьтесь с представленной гипотезой. Подчеркните, с чем вы согласны, а что вам непонятно или вызывает сомнение. Представьте свои аргументы за происхождение птиц от пресмыкающихся или против, выскажите свою точку зрения. На доске таблица:

Происхождение птиц от пресмыкающихся
Аргументы: за Аргументы: против сомнение

3 часть Обобщение материала . 10 мин .

Первоптица – это древняя примитивная птица, во многом похожая на пресмыкающееся. Она способна бегать по земле на двух сильных ногах, взбираться на ветви деревьев с помощью удлиненных когтистых пальцев, расположенных на крыльях. Следует отметить, что эта птица плохо летала, но могла планировать, преодолевая короткие расстояния, благодаря крыльям и длинному широкому хвосту.
Мы с вами попробовали выяснить, кто же является возможным предком птиц. Вы познакомились с разными гипотезами, но может быть и ваши будущие исследования в этой области принесут какие – то новые теории о происхождении птиц. На сегодняшний момент ваша задача сохранить для своих потомков то разнообразие птиц, которое есть сейчас на Земле, а для этого вы больше должны знать о своем окружении, какие птицы есть рядом с вами, а для этого надо формировать экологическое сознание. Как вы думаете, может ли антропогенный фактор стать решающим в уменьшении биологического разнообразия птиц на планете.
Давайте вспомним птиц, живущих в Москве и московской области. Как человек и вы ребята можете помочь сохранить пернатых своего края. Предложите меры защиты птиц. Непримиримая борьба с разорением птичьих гнезд, сбором яиц, уничтожением птиц из рогаток, спугивание птиц с гнезда. Меры по привлечению пернатых: заготовка для них корма, изготовление и установка кормушек. Развешивание гнездовий и скворечников.
В системе охраны природы в нашей стране большую роль играют государственные заповедники, среди которых есть орнитологические. В них проводится большая работа по изучению биологии и охране птиц. Более 200 птиц занесено в Красную книгу Московской области. (Постановление правительства Московской области от 13 февраля 1997г. №11/4 «Об учреждении красной книги московской области»)

Я вам предлагаю познакомиться с некоторыми представителями птиц, продумайте план проектной работы по сохранению данного вида.

Поиск возможных новых мест гнездования филина и организация здесь особо охраняемых природных территорий. Регуляция численности кабана и бродячих собак в местах гнездования вида. Пропаганда необходимости охраны вида среди охотников и местного населения.

Оценки за работу на уроке и дополнения (2-3 ученика)

Задание на дом: П.50, вопр.№5,6 пис. Создать проект по сохранению редких птиц: одного вида птиц из Красной книги Московской области (по выбору)

Самоанализ урока.

Тип урока: традиционный в системно-деятельностной парадигме с постановкой проблемных вопросов. На уроке формируются базовые, корпоративные и личностные ценности через содержание урока, такие как экологическое сознание, экология человека и экология среды, гражданственность, доброта. Бережное отношение к природе, защита прав и ответственность.

На уроке формируются УУД по ФГОС (перечисленные в начале конспекта):

– сравнение (анализ и синтез), термины: синантропы, оседлые, кочующие и перелетные птицы.
– способность анализировать
– способность моделировать(составлять таблицы)
– работать с практическим материалом(исследовательская деятельность),работа с компьютером и цифровым микроскопом.
– формирование грамотной речи: формулировка гипотез и выдвижение аргументов за и против, работа с различными типами текста
– способность корректировать материал
– работа в парах

12-15 оценок за урок.

Приложение 1.

Заполнение таблицы.
Черты сходства первоптицы с птицами и пресмыкающимися.

Приложение 2

Проведение лабораторных исследований

Подтверждение данных таблицы в лабораторных исследованиях с использование цифрового микроскопа:

Инструктивная карточка № 1

1. Рассмотрите строение пера птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Найдите основные части.
3. Сделайте фотографии

  • Строение пера птицы 60*
  • Очин, опахала, стержень, бородки.

5. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Происхождение птиц".

Инструктивная карточка № 2

1. Рассмотрите строение кожицы на цевке птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении и роговые чешуи панциря черепахи.
2. Определите, чем покрыты ноги и пальцы птицы, и какой покров тела имеют пресмыкающиеся.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:

  • Роговые образования птицы 10* 60*и
  • Роговые образования пресмыкающихся 10*.60*

Инструктивная карточка № 3

1. Рассмотрите строение скорлупы яйца птицы при увеличении 10*и 60* , верхнем освещении.
2. Определите, какое значение имеет такое строение яйца для развития организма на суше.
3. Сделайте фотографии
4. В редакторе Paint выполните подписи:

  • Скорлупа яйца 10* 60*

5. Сохраните рисунки в своей папке под названием "Происхождение птиц".

После окончания самостоятельной работы проверяем, как она выполнена. Добавляем данные в таблице сравнения. Предлагаю учащимся сделать презентацию на следующем уроке. Составьте презентацию: 4-5 слайдов: Археоптерикс.

Инструктивная карточка № 4

1. 1-й слайд – название презентации. Кто составил.
2. 2-й слайд – Сходство с птицами.
3. 3-й слайд – Сходство с?
4. 4-й слайд – Сходство с?
5. Сохраните презентацию в своей папке под названием "Происхождение птиц".

Показ 1-2 презентаций с оценкой (2 ученика)