Семибоярщина - это правление бояр в смутное время.

Неугодный царь

Начало 17 века было тяжелым временем для России и ознаменовалось чередой страшных событий. Началась война с Речью Посполитой, от которой Россия терпела поражения.

Российские земли были охвачены восстанием Ивана Болотникова, а сразу после и восстанием Лжедмитрия II. Некоторые области подвергались нападению ногайцев – крымских татар.

Авторитет царя Василия Шуйского был безвозвратно подорван. Народ устал от его постоянных неудач, страна была угнетена и разграблена. В 1610 году Василий Шуйский был свергнут с престола и силой пострижен в монахи. Власть захватила группа заговорщиков, состоящая из семи бояр.

Позднее новое правительство выдало бывшего царя польским военным и он был отправлен в плен, где впоследствии и скончался. Состав временного правительства:

  • князь Мстиславский,
  • князь Воротынский,
  • князь Трубецкой,
  • князь Голицын,
  • князь Лыков-Оболенский,
  • боярин Романов
  • боярин Шереметев.

Позднее историками это явление было названо «семибоярщина».

Власть семи бояр

Новое временное правительство не могло самостоятельно справиться с нависшими со всех сторон угрозами, как вне, так и внутри страны. Нужно было выбрать нового царя. Среди русских представителей кандидатов в цари они не видели. Было решено пригласить на русский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава.

Единственным условием для Владислава было только то, чтобы он принял православную веру. Полномочия бояр при этом сохранялись. Тем временем буйствовало восстание Лжедмитрия II и все больше набирало силу. Довольно большая часть народа поддерживала самозванца и готова была принять его сторону в борьбе за престол.

Новая власть решила не искушать судьбу, они впустили в Москву польские войска, рассчитывая, что так Лжедмитрий сюда не посмеет сунуться. Вскоре Лжедмитрия II убили предатели. Враг был повержен, но это не избавило временное правительство от проблем. Засевшие в Москве польские войска плотно обосновались и не собирались уходить.

А польский король Сигизмунд предложил уже свою кандидатуру на престол и запретил Владиславу принимать православную веру.

Народное ополчение. Освобождение

Власти и народ были против царя-католика. Начало собираться народное ополчение, но в итоге оно закончилось полным провалом – войска ополчения были разбиты поляками. Второе ополчение было более успешным. Его возглавили князь Пожарский и земский староста Минин. Они решили, что кроме воли к победе над поляками, ополченцам нужна материальная мотивация.

Было велено народу отдать треть своего имущества под страхом полной конфискации. Таким образом, ополченцы имели неплохое финансирование, в их ряды вступало все больше и больше добровольцев. Вскоре численность народного ополчения превысила 10 тысяч. Они подошли к Москве и начали осаду польских оккупантов.

Поляки были обречены, но не сдавались до последнего. После нескольких месяцев осады ополченцы одержали победу – взяли штурмом Китай-город и Кремль, поляки были взяты в плен и перебиты. Москва была освобождена. 21 февраля 1613 года бояре выбрали нового правителя – боярина Михаила Федоровича Романова. Война с поляками длилась до 1619 года.

боярское правительство (7 человек) в России в 1610 г., номинально до 1612 г. Передало фактически власть польским интервентам, ликвидировано Вторым ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского в октябре 1612 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

"СЕМИБОЯРЩИНА"

седьмочисленные бояре", - боярское пр-во в России, образовавшееся после свержения в июле 1610 царя В. И. Шуйского. В состав "С." вошли члены Боярской думы, оказавшиеся к этому времени в Москве: кн. Ф. И. Мстиславский, кн. И. М. Воротынский, кн. Ан. В. Трубецкой, кн. Ан. В. Голицын, кн. Б. М. Лыков, И. Н. Романов, Ф. И. Шереметев. В начальный период деятельности "С." в ее состав входил кн. В. В. Голицын. Одним из первых решений "С." было постановление не избирать царем представителей русских родов. После подхода польск. войск во главе с Жолкевским к Москве (24 июля) начались переговоры между ним и "С.", к-рая боялась восстаний моск. низов. 17(27) авг. 1610 был заключен договор, признававший рус. царем сына Сигизмунда III Владислава. Ограждая свои привилегии, аристократич. пр-во добилось включения статей, ограничивавших права Владислава (необходимость принятия им православия еще в Смоленске, обязательство жениться только на русской, ограничение количества приближенных лиц из Польши и т. п.). Этим договором "С." санкционировала захват русского трона представителем польск. феодалов. Опасаясь классовых выступлений посадских людей столицы и не доверяя рус. войскам, пр-во "С." тайно в ночь на 21 сент. осуществило ввод в Москву польск. войск, что было актом нац. измены. С окт. 1610 вся реальная власть сосредоточилась в руках воен. руководителей польск. гарнизона (А. Гонсевского после отъезда Жолкевского) и группы "тушинских изменников", перешедших еще в февр. 1610 на службу к Сигизмунду III (М. Г. и И. М. Салтыковы, кн. Ю. Д. Хворостинин, кн. В. М. Масальский, Н. Вельяминов, М. Молчанов, Ф. Андронов и др.). В сер. окт. было проведено расследование о сношении членов "С." с Лжедмитрием II, в результате чего кн. Ан. В. Голицын и кн. И. М. Воротынский были арестованы. К концу 1610 "С." окончательно потеряла реальную власть, но номинально "С." функционировала вплоть до освобождения Москвы Вторым ополчением. Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Моск. гос-ве XVI-XVII вв., М., 1937. В. Д. Назаров. Москва.

Создавших переходное правительство, целью которого была подготовка выборов нового царя на место свергнутого Василия Шуйского. Однако особенности Смутного времени, на фоне которого развивались события, потребовали от них незамедлительных решений.

Страна в состоянии тяжёлого кризиса

Политическая и экономическая обстановка в России к началу 1610 года была весьма сложной. Крайне неблагоприятно для неё протекала война с Речью Посполитой, кроме того, вплотную к Москве подступило войско очередного самозванца, претендовавшего на роль наследника престола ― Лжедмитрия II. В историю он вошёл под прозвищем Тушинский вор ― по месту расположения своего лагеря в подмосковной деревне Тушино.

Усугублялась ситуация последствиями незадолго до этого прокатившегося по России, восстания под предводительством Ивана Болотникова, а также нападением нагайских и крымских татар. Всё это привело к крайнему обнищанию народа и неизбежному в таких случаях социальному напряжению. Очередное поражение царских войск в сражении с поляками послужило толчком для народных волнений и низложения царя Василия Шуйского.

Образование Семибоярщины

Впереди предстояли выборы нового самодержца, и для подготовки этого важнейшего в жизни государства акта, а также для управления страной в переходный период было сформировано временное правительство, в которое вошли семь наиболее родовитых и влиятельных членов Боярской думы. Среди них были князья Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, а также бояре Б. М. Лыков-Оболенский, И. Н. Романов и Ф. И. Шереметев.

Так, на волне польской интервенции и внутригосударственных проблем, образовалась Семибоярщина. Годы правления этого органа власти, возглавляемого князем Фёдором Михайловичем Мстиславским, завершились восшествием на престол первого царя из Дома Романовых ― Михаила Фёдоровича, и концом Смутного времени. Но этому предшествовал сложный и долгий период.

Ограниченность власти бояр

Чтобы разобраться в том, что такое Семибоярщина и насколько широки были её полномочия, следует принять во внимание обстановку, сложившуюся к тому времени вокруг Москвы. Из документальных источников известно, что к западу от неё в непосредственной близости от городских застав находились поляки во главе с гетманом Желковским, а на юго-востоке, в Коломенском, расположилось войско Лжедмитрия, усиленное присоединившимся к нему литовским отрядом Сапеги. Таким образом, за всё время Семибоярщины её власть не простиралась за пределы столицы.

Вынужденный сговор с поляками

Вопрос о том, что такое Семибоярщина в истории России, как правило, никогда не вызывал дискуссий. Обычно членам этого правительственного органа отводилась роль национальных предателей, и дело тут вот в чём. Лично для них основную угрозу представляли не поляки, с которыми можно было при желании договориться, а отряды самозванца, имевшие среди московского простонародья много сторонников. В случае победы Тушинского вора бояре бы точно не сносили своих голов.

Это побудило их пойти на переговоры с гетманом Желковским и подписать договор, согласно которому российским царём должен был стать Владислав Ваза ― сын польского короля Поддерживавшие самозванца литовцы во главе с Сапегой также согласились присягнуть польскому королевичу, таким образом, лишался реальной возможности захватить власть в Москве.

Заложники собственных решений

Однако, чтобы иметь большие гарантии личной безопасности, бояре ночью 21 сентября 1610 года тайно открыли кремлёвские ворота и впустили интервентов в столицу. С этого момента вся суть Семибоярщины свелась к исполнению роли марионеток в руках польского короля, который проводил угодную ему политическую линию через своего ставленника ― коменданта Москвы Александра Гонсевского. Бояре были лишены реальной власти и стали, по существу, заложниками. Именно в этой их жалкой роли принято видеть ответ на вопрос: "Что такое Семибоярщина?"

Хотя договор ущемлял национальные интересы российского народа и был для него оскорбительным, в нём не шла речь о присоединении России к Речи Посполитой, но оговаривалось сохранение православия на всей её территории. Сам же был, согласно договору, обязан перейти из католической веры в православие.

Произвол, вызвавший всенародное возмущение

После того как вся реальная власть перешла из рук переходного правительства к польскому наместнику, он, получив чин боярина, стал бесконтрольно хозяйничать в стране. По своему произволу Владислав отбирал земли и имения у тех русских, кто оставался верен своему патриотическому долгу, и раздаривал их полякам, составлявшим его ближайшее окружение. Это вызвало волну возмущения в стране. Считается, что в этот период своё отношение к полякам изменила и Семибоярщина.

В Смутное время особым авторитетом в народе пользовался глава Русской православной церкви Истинный патриот своего Отечества, он, при поддержке бояр, рассылал по всей России грамоты, в которых призывал к созданию ополчения и вооружённой борьбе с оккупантами. Несмотря на то что по приказу польского наместника он был заточён в подземелье Чудова монастыря, где вскоре умер от голода, его послания стали тем толчком, в результате которого под стенами Москвы появились полки Минина и Пожарского.

Конец периода Семибоярщины

Последовавшее в 1613 году избрание на престол царя стало концом периода, вошедшего в историю России как Семибоярщина. Годы правления семи представителей высшей московской знати справедливо считаются одними из самых трудных за весь период Смутного времени. По их завершении страна вступила в новую историческую эпоху.

Говоря о происхождении самого термина, следует упомянуть о сравнительно позднем появлении слова Семибоярщина. В Смутное время и в течение двух последующих столетий члены этой правительственной структуры именовались «седмочисленными боярами». Употребляемое ныне выражение впервые встречается лишь в 1813 году в повести А. А. Бестужева-Марлинского.

В российской истории и ранее были периоды, когда в отсутствие царя власть сосредоточивалась в руках боярских комиссий. Это происходило главным образом тогда, когда государь отправлялся на войну или длительное богомолье. Именно тогда вошло в традицию создавать эти временные правительственные органы из семи человек. Об этом подробно пишет в своих сочинениях русский историк XVII века, чиновник Г. К. Котошихин.

Попытки переосмысления событий прошлого

Нельзя не отметить, что в последние годы вопрос о том, что такое Семибоярщина и какова её роль в русской истории, получил несколько иное освещение. Если в советский период действия этого временного органа власти однозначно рассматривались как предательство, то в постперестроечный период появились публикации, в которых сговор с поляками рассматривается как единственно разумный дипломатический ход, направленный на спасение страны от кровавого хаоса, неминуемого в случае победы Лжедмитрия II.

Сегодня, находясь вне идеологических стереотипов, исследователи имеют возможность дать более объективную оценку историческим реалиям прошедших веков, среди которых важное место занимает Семибоярщина. Годы, отделяющие нас от той эпохи, не изгладили из народной памяти негативных сторон её деятельности, но они же позволили дать им более глубокое осмысление.

Семибоярщина

После свержения Шуйского власть перешла к совету семи бояр; это правительство так и назвали – Семибоярщина. Имя это на долгие годы стало нарицательным, причем в сугубо отрицательном смысле. Особенно это было характерно для сталинского времени. Н.П. Кончаловская в стихотворной истории Москвы для детей «Наша древняя столица» характеризовала это правительство так: «Семибоярщина была /Правительством, угодным /Полякам, шведам, королям, /Чужим вельможным панам, /Своим предателям-князьям /И всем соседним странам».

В.Д. Чарушников уже в наше время считает, что «боярам (из Семибоярщины) хотелось жить как польским панам, фактически независимым в своих вотчинах», что, как представляется, является сильным преувеличением, хотя каких-то гарантий от произвола власти после уроков истории, связанных с Опричниной и последовавшими за ней событиями, они, безусловно, хотели бы. Полонофилия же части российской верхушки, распространение польских слов (вплоть до Екатерины II русское дворянство называло себя «шляхтой». – Д.В. ) – факт бесспорный. Но вернемся к характеристике Кончаловской.

Начнем с того, что непонятно, как можно быть угодным одновременно полякам и шведам – непримиримым врагам, а тем более «всем соседним странам», имевшим самые разные интересы. То есть поживиться за счет попавшей в тяжелое положение страны желающих всегда хватает, и Россия Смутного времени исключением не стала, но угодить всем таким желающим сразу самое антинациональное правительство не может, как бы оно того ни хотело.

Но не будем чрезмерно строги к Наталье Петровне – в конце концов, писалось это в 1947 г. (к 800-летию Москвы), когда такие несоответствия не принято было замечать. Так, в фильме 1939 г. «Минин и Пожарский» в составе армии гетмана Ходкевича действует отряд шведских наемников – а на самом деле Польша и Швеция были, как сказано, непримиримыми врагами. Вот наемники немецкие и венгерские там были, однако фильм вышел на экраны уже после подписания пакта Молотова – Риббентропа, так что упоминать в таком негативном ключе немцев и их союзников венгров стало, как бы мы сейчас сказали, неполиткорректно.

Отметим еще, что даже при Сталине Кончаловская осмелилась написать об Опричнине Ивана Грозного то, о чем я говорил в начале книги – что опричники разоряли страну, поскольку в своих поместьях были временщиками, а не хозяевами, и соответственно стремились только обобрать крестьянина как липку («И нес мужик в короткий срок /То, что боярину он мог /Отдать в десятилетье»). Восстановила она историческую правду и по поводу иностранных наемников в войске Ходкевича («Воевать на Русь огромную /Шли поляки не одни: /Немцев, венгров силу темную /За собой вели они»). Впрочем, тут уже мотивы были связаны с Великой Отечественной – даже терминология та же («Страна огромная… сила темная»). А мы присмотримся лучше к членам Семибоярщины и с удивлением обнаружим, что они не были такими уж аморальными типами, готовыми торговать страной оптом и в розницу.

Начнем с главы этого правительства – князя Мстиславского («Семибоярщины главарь – /Предатель князь Мстиславский /Богаче стал, чем русский царь, /Под королевской лаской»). Однако власть передавалась Мстиславскому лишь временно, до того времени, «пока Богу не будет угодно дать Москве государя» (то есть, очевидно, пока такового «всей землей» не изберут. – Д.В. ).

Добавим еще, что Мстиславский до того честно служил и Борису Годунову – его карьера началась с участия в отражении набега крымчаков на Москву в 1591 г. Отметим, что, став царем, Годунов запретил ему, как и Василию Шуйскому, жениться. Служил Мстиславский и Шуйскому. Кстати, во время выборов царя в мае 1606 г. первоначально царем хотели выбрать именно Мстиславского, но он отказался от этой чести «по причине редкой щепетильности и порядочности» (может быть, чересчур восторженная характеристика, однако факт остается фактом: Мстиславский, как Рюрикович, имел на трон не меньше прав, чем Шуйский. – Д.В. ), а Семибоярщину возглавил только для того, чтобы до прихода на царство Владислава в стране была (помимо Тушинского вора) хоть какая-то власть.

Хранил верность Василию Шуйскому вплоть до лета 1610 г. и Иван Никитич Романов – брат Федора-Филарета. Я уже не говорю еще об одном из «семи бояр» – Ф.И. Шереметеве, который, как уже говорилось, возможно, даже превосходил по своим заслугам в борьбе с «вором» и не только с ним (т. е. с врагами Шуйского) самого М.В. Скопина-Шуйского. Осенью 1612 г. он вошел в новое Временное правительство, созданное Мининым и Пожарским, что само по себе говорит о его безупречной репутации.

Патриотом был и князь А.В. Голицын, поддерживавший связи с руководителями Первого ополчения (о нем чуть ниже) и арестованный за это поляками; он погиб в тюрьме в 1612 г. незадолго до освобождения Кремля. Как и Ф.И. Шереметев, как и еще один член этого правительства, Б.М. Лыков, Голицын вначале поддержал Владислава, но выступил против него, когда выяснилось, что поляки обманывают и не дают своего принца на Московское царство.

Понятное дело, примкнули к Семибоярщине и авантюристы, как, например, тот же М. Молчанов, получивший должность «начальника панского приказа», т. е. ведомства, отвечавшего за отношения с поляками. Но таких было явное меньшинство.

Выше я говорил, что Р.Г. Скрынников пишет о «Соборе, руководившем свержением Василия Шуйского», и называл это преувеличением. А вот Семибоярщина уже на третий день по свержении Шуйского, 20 июля 1610 г., разослала «по городам» грамоту о созыве Земского собора об избрании нового царя; это было первым указом боярского правительства. Договора, заключенного 4 февраля «тушинцами» о призвании Владислава они, стало быть, не признавали, и власти Тушинского вора тоже. Одновременно Семибоярщина призывала к продолжению обороны Смоленска.

Помимо того, в программу Семибоярщины входило принятие своего рода программы национального примирения: прежде чем начать выборы нового царя, предполагалось учинить крестоцеловальную запись о том, чтобы людям «меж себя… никакого дурна не хотети и… не убивати и не грабити и зла никому ни над кем не мыслити и в измену во всякую… никуда не хотети». Боярское правительство, со своей стороны, обязывалось «всех судом праведным судити» и царя выбрать «всею землею, сославшись с городы». Василию Шуйскому было постановлено от престола «навсегда отказати и впредь ему на государстве не сидети» (обратим внимание на этот пункт – он свидетельствует о том, что Семибоярщина не признавала факт пострига Шуйского, иначе лишение его права на престол было само собой разумеющимся. – Д.В. ). Бывшему царю было запрещено появляться при дворе, а братья его исключались из Боярской думы; при этом, однако, «вся земля» должна была обязаться всем Шуйским не мстить.

Как бы то ни было, пока так называемый Собор (а может быть, успел за это время собраться и настоящий Земский собор? – Д.В. ), свергнувший Шуйского, продолжал работать в Москве, Жолкевский, также подошедший с войском к российской столице, не считал себя хозяином положения. Часть участников Собора (наиболее влиятельных) удалось услать под Смоленск в качестве посольства, которое, во главе с Ф. Романовым, В. Голицыным и З. Ляпуновым, и покинуло столицу 11 сентября, и лишь после этого 19 сентября 1610 г. поляки вошли в Москву. Но и тогда они сделали это тайно, ночью, «яко тати», обвязав копыта лошадей полотенцами, чтобы не стучали по Красной площади. Но прежде чем говорить об этом шаге, обсудим его предысторию.

17 августа 1610 г. Семибоярщина признала царем России сына Сигизмунда, Владислава, заключив договор о призвании его на царство на условиях, аналогичных условиям договора 4 февраля. Впрочем, не совсем аналогичных: новый договор отменил пожалование людей «меньших станов» (т. е. менее знатных родов) за заслуги и разрешение на поездки дворян за границу «для науки». Оно и понятно: боярская верхушка оправилась от страха, вызванного угрозой со стороны Тушинского вора, и новый договор стал более «пробоярским» и меньше учитывал интересы «меньших станов».

Кроме того, по договору 17 августа в Московское царство запрещалось въезжать евреям; что до поляков, то им разрешалось давать за царскую службу деньги и поместья, но не места и не чины, смертную казнь осуществлять только по приговору бояр или «людей думных», с отдачей имущества казненных их «невинным родственникам» (большой шаг вперед по сравнению с предыдущими временами, когда имения отбирались «на государя»! – Д.В. ).

Наконец, Марине Мнишек предлагалось отказаться от титула царицы и выехать в Польшу. Предполагалось материально обеспечить и «вора», но Марина Юрьевна надменно ответила парламентерам из Москвы: «Пусть король даст царю («вору». – Д.В. ) Краков, а царь из милости уступит ему Варшаву». Сам Тушинский вор прибавил: «Лучше я буду служить у какого-нибудь мужика и добывать хлеб трудом, чем смотреть из рук его польского величества». Понятно, после таких ответов переговоры прервались, и в договор о призвании Владислава на царство включили пункт: «А который вор называется царевича Дмитрия именем, и на того стояти и биться, и промышляти над ним за одно».

От Владислава требовали, чтобы он крестился в православие еще в Смоленске от Филарета и архиепископа Смоленского Сергия и в Москву прибыл уже православным. Помимо всего прочего, в договор включили условие о том, чтобы поместья полякам не давались в уездах у польской границы, а только во внутренних районах России.

Однако Жолкевский тут же сумел устранить из договора «до особого Сигизмундова распоряжения» пункты о том, что Владиславу запрещается сноситься с Папой «о законе» (т. е. о вере), о смертной казни для перешедших из православия в католичество, о запрете новому царю иметь при себе более 500 поляков, о соблюдении «всей титлы царской» (в том числе титулов «государя Киевского и Львовского»), а также об обязательстве будущего царя жениться на русской. Однако единство и неделимость России по-прежнему не оспаривались: «А быти государем Владиславу на Московском государстве, как и бывшим природным государям, и правити во всем Российском государстве (т. е. Польша должна была освободить все занятые ею русские земли. – Д.В. )».

Снова наметилось размежевание: бояре приняли сторону Владислава, например, от «вора» ушли князья Ф. Долгорукий, А. Сицкий, Ф. Засекин, М. Туренин и многие дворяне; с ним остался только Дм. Трубецкой. Представители же социальных низов склонялись к Тушинскому вору, которого Жолкевский еще до вступления в Москву, 27 августа, оттеснил из Коломенского. После того как поляки, так и русские стали покидать «вора», который вернулся в Калугу. С другой стороны, примерно тогда же, в августе, Тверь, Владимир, Суздаль, Ростов и Галич раскаялись в призвании Владислава и принесли «повинную» «вору».

Тем не менее, как представляется, у Владислава по-прежнему был шанс «устроить в тишине» Русскую землю. Страна в принципе готова была принять его, по крайней мере, когда на Москве 27 августа началась присяга, то в первый день все желающие просто не успели присягнуть (успело примерно 10 000 человек, а желающих было как минимум втрое больше), пришлось продолжать в следующие дни. Осенью 1610 г. царя-поляка признали все – и будущий вождь Первого земского ополчения Прокопий Ляпунов, и будущий герой 1612 г. Дм. Пожарский (присягнувший ему в качестве зарайского воеводы, в каковой должности Дмитрий Михайлович в тот момент по-прежнему пребывал), и даже такой консерватор и ненавистник всего иноземного, как патриарх Гермоген, тоже соглашался признать Владислава при условии его перехода в православие. Поддержал его и Филарет, несмотря на то что был «тушинским» патриархом и вроде должен был поддерживать Лжедмитрия II. Впрочем, после того, как Филарета доставили в Тушино, это неудивительно.

Это обстоятельство (поддержка обоих патриархов), как и обещание не строить в России католических церквей, а поляков приглашать на службу лишь наравне с прочими иностранцами, что предусматривалось договором 17 августа, как ранее и договором 4 февраля, резко повысило шансы польского принца.

Здесь необходимо сделать отступление насчет проблемы строительства неправославных церквей. Жолкевский от имени не то Владислава, не то Сигизмунда обещал «веры христианской у московских людей не отымати, и костелов римских не строити…»; по другой версии, в Москве таки разрешалось построить костел, но только с разрешения патриарха и Боярской думы. Специальным пунктом договора служившим в России полякам разрешалось входить в православные храмы, но сняв головные уборы и не вводя туда собак.

Некоторые авторы рисуют такие перспективы, как открытие в царствование Владислава университета в Москве или введение в российских городах магдебургского права. Некто А. Головатко считает, что договор о призвании Владислава на царство (он говорит о договоре 4 февраля, но то же можно сказать и о договоре 17 августа. – Д.В. ) закладывал основы правового государства в России.

В.Д. Чарушников резко критикует Головатко за такую позицию, равно как и за многое другое (например, за «попытки реабилитировать Лжедмитрия I», хотя последний, как мы видели, этого вполне заслуживает). Кое в чем Чарушников недалеко ушел от советского историка Л.В. Черепнина, назвавшего договор 4 февраля 1610 г. «антигосударственным актом».

А я, чтобы внести ясность в этот спор, добавлю: да, договор 4 февраля (равно как и 17 августа) 1610 г. закладывал бы основы правового государства, если бы поляки были расположены его соблюдать, чего они, как мы далее убедимся, делать и не собирались.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Семибоярщина, избрание царем Владислава После того как Шуйского свергли и постригли в монахи, в России наступило междуцарствие. Лжедмитрия II в Москве не признавали, выбирать же нового царя из своей среды люди опасались. Никто не желал слушать патриарха Гермогена,

Из книги К началу. История Российской Империи автора Геллер Михаил Яковлевич

Семибоярщина Недолго многоглава гидра аристократии владычествовала в России. Н. Карамзин Автор «Записки о древней и новой России», написанной в 1811 г., имел в виду, говоря о недолгом владычестве «многоглавой гидры аристократии», события начала XVII в. Его терминологию можно

Из книги Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени автора

Из книги 1612 год автора Скрынников Руслан Григорьевич

Из книги 1612 год автора Скрынников Руслан Григорьевич

Семибоярщина Трон опустел, и оспаривать власть стали многие знатные лица. Нарвский купец, вернувшийся из Новгорода 6 августа 1610 г., сообщил, что в числе кандидатов фигурируют польский королевич, трое бояр - князья Воротынский, Мстиславский и Василий Голицын - и даже

Из книги 1612. Все было не так! автора Винтер Дмитрий Францович

Семибоярщина После свержения Шуйского власть перешла к совету семи бояр; это правительство так и назвали – Семибоярщина. Имя это на долгие годы стало нарицательным, причем в сугубо отрицательном смысле. Особенно это было характерно для сталинского времени. Н.П.

Из книги Василий Шуйский автора Скрынников Руслан Григорьевич

СЕМИБОЯРЩИНА Трон опустел, и оспаривать власть стали многие знатные лица. Нарвский купец, вернувшийся из Новгорода 6 августа 1610 г., сообщил, что в числе кандидатов фигурируют польский королевич, трое бояр - князья Воротынский, Мстиславский и Василий Голицын - и даже

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

«Семибоярщина» Русско-шведские войска 12 марта 1610 г. вошли в Москву как победители, но положение Василия Шуйского не улучшилось. Под Смоленском «тушинские бояре» предложили королю Речи Посполитой Сигизмунду III посадить на московский престол его сына, королевича

Семибоярщина Трон опустел, и оспаривать власть стали многие знатные лица. Нарвский купец, вернувшийся из Новгорода 6 августа 1610 г., сообщил, что в числе кандидатов фигурируют польский королевич, трое бояр - князья Воротынский, Мстиславский и Василий Голицын - и даже

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Семибоярщина и Междуцарствие Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином, 17 июля 1610 года в Москве ворвались в покои царя Василия Шуйского и потребовали, чтобы он отрекся от престола. Под угрозой смерти Шуйскому ничего не оставалось, как

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Семибоярщина (седьмочисленные бояре) Боярское правительство в России (1610–1612). Состояло из семи знатных бояр во главе с князем Ф.М. Мстиславским, захвативших власть после низложения царя Василия Шуйского 17 июля 1610 г. В обстановке польской и шведской интервенции

годы правления : с 1610 по 1613гг.

Понятие Семибоярщина - принятое историками название переходного правительства в России из 7 бояр в июле-сентябре 1610 года, формально просуществовавшее до избрания на трон

Кратко о Семибоярщине

В состав Семибоярщины вошли члены Боярской думы:

  • Князь Фёдор Иванович Мстиславский (? - 1622).
  • Князь Иван Михайлович Воротынский (? - 1627).
  • Князь Андрей Васильевич Трубецкой (? - 1612).
  • Князь Андрей Васильевич Голицын (? - 19(31) марта 1611).
  • Князь Борис Михайлович Лыков-Оболенский (1576 - 2 июня 1646).
  • Боярин Иван Никитич Романов (? - 23 октября 1640).
  • Боярин Фёдор Иванович Шереметев (? - 1650).

Главой Семибоярщины избрали князя, боярина, воеводу, влиятельного члена Боярской думы с 1586 года Федора Ивановича Мстиславского. Ранее он трижды отказывался от выдвижения на русский престол (1598, 1606, 1610 гг.), и согласился стать главой объединенного боярского правительства лишь в 1610 году, в период так называемой Смуты.

После того, как 17 июля 1610 года в результате заговора был свергнут, высшую власть взяла на себя Боярская дума – группа из 7 бояр. Власть семибоярщины фактически не распространялась за пределы Москвы: в Хорошеве, на западе от Москвы, встали поляки во главе с Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — возвратившийся из-под Калуги Лжедмитрий II вместе с польским отрядом Сапеги. Бояре особенно боялись Лжедмитрия, так как он имел в Москве большое количество сторонников и пользовался большей популярностью, чем они.

Боясь искать помощи и опоры внутри страны по причине полыхавшей крестьянской войны под руководством И.И.Болотникова, бояре решили обратиться с предложением к полякам. В начавшихся переговорах члены Семибоярщины дали обещание, несмотря на протесты русского патриарха Гермогена, не избирать на царский трон представителя русских родов.

Правление Семибоярщины

В результате, было решено пригласить на престол польского королевича Владислава с условием его перехода в православие. 17 (27) августа 1610 года был подписан договор между 7 боярами и гетманом Жолкевским, после чего Москва целовала крест Владиславу.

Однако Сигизмунд III потребовал, чтобы не его сына Владислава, а его самого признали царем всей России. По его приказу С.Жолкевский привез в Польшу плененного царя Василия Шуйского, а правительство Семибоярщины в то время в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустило польские войска в Москву. В российской истории этот факт рассматривается многими исследователями как акт национальной измены.

После этих событий с октября 1610 года реальная власть фактически перешла к командующему польским гарнизоном Александру Гонсевскому, наместнику Владислава. Не считаясь с русским правительством из 7 бояр, он щедро раздавал земли сторонникам Польши, конфискуя их у тех, кто оставался верен стране.

Это изменило отношение самих представителей Семибоярщины к призванным ими полякам. Патриарх Гермоген, воспользовавшись растущим недовольством в стране, начал рассылку грамот по русским городам, призывая оказать сопротивление новой власти. К началу 1611 г. были арестованы и посажены в тюрьму главные московские послы. А в марте 1611 года в Чудов монастырь заключили патриарха Гермогена.

В стране нарастало движение против поляков. Почти в двадцати городах России были организованы отряды, которые с конца зимы начали подтягиваться к столице. 19 марта 1611 года в Москве вспыхнуло восстание жителей. После тяжелых боев, поджога домов и строений в Китай-городе, польскому гарнизону удалось подавить выступление горожан. Именно это событие было отмечено в историографии как «конечное разорение Московского царства».

Период Семибоярщины

Семибоярщина номинально функционировала вплоть до освобождения Москвы в августе 1612 года народным ополчением под руководством посадского старосты К.Минина и князя Д.Пожарского. 22 октября 1612 года изнуренный осадой и голодом польский гарнизон сдался победителям. Москву полностью освободили от иноземных захватчиков. Боярская дума, которая запятнала себя сотрудничеством с поляками, была свергнута.

В польской истории оценка Семибоярщины отличается от российской. Она считается избранным правительством, которое на законной правовой основе пригласило иностранцев управлять Московией (договор от 17 августа 1610 года).