У сказок, как и у любых других произведений литературного жанра, также имеется своя классификация, причем даже не одна. Сказки могут делиться на несколько групп, во-первых, по содержанию, во-вторых, по авторству. Кроме того, существует еще и классификация сказок по национальному признаку, которая прозрачна и понятна всем. Например, «русские народные сказки», «немецкие сказки» и т.п. Сказать, какие бывают сказки по авторству, также не так сложно. Всем известно, что есть сказки народные, а есть - авторские, написанные конкретным человеком. К этому мы еще вернемся, но сначала поговорим о более сложной классификации сказок - по содержанию.

Виды сказок по содержанию

  • бытовые
  • волшебные
  • сказки о животных

Каждый из этих типов делится еще на несколько, о которых мы поговорим в соответствующих главах. А начнем мы со сказок бытовых.

Бытовые сказки

Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Однако надо отметить, что в такого рода сказках обычное описание встречается редко, а чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса общества или сословия. Среди бытовых сказок выделяют следующие виды сказок (перечислим их с примерами):

  • социально-бытовые («Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха»)
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и плотник», «Барин и мужик», «Как поп работницу нанимал»)
  • волшебно-бытовые (с элементами из волшебных сказок, яркие примеры тому: «Морозко», «Золушка»)

Вообще, нужно отметить, что классификация эта выведена литературоведами достаточно условно, поскольку далеко не всегда можно однозначно сказать, к какой категории принадлежит та или иная сказка. Многие можно отнести и к социально-бытовым, и к сатирико-бытовым, а, например, во всем известной сказке «Морозко» к этим двум особенностям добавляется еще и известная доля волшебства, поэтому она и бытовая, и сатирическая, и волшебная одновременно. И так обстоит дело со многими сказками - обязательно при классификации учитывайте этот момент.

Волшебные сказки

Волшебную сказку можно узнать, прежде всего, по окружению, которое, как правило, мало соответствует явленной нам в жизни действительности. Герои существуют в своем фантастическом мире. Часто такие сказки начинаются словами «В некотором царстве...». Волшебные сказки можно также условно разделить на несколько типов:

  • героические сказки (с победой над различными мифическими существами или с приключениями, в которые герой отправляется с целью найти какой-то волшебный предмет). Из примеров: «Молодильные яблоки», «Василиса Прекрасная»;
  • архаические сказки (рассказывают об обездоленных и одиноких людях и о тех, кого выгнали или они ушли из семьи по какой-то причине и об их приключениях). Из примеров: «Двенадцать месяцев», «Дети у людоеда»;
  • сказки о людях, наделенных волшебными способностями. Например: «Марья-искусница», «Елена Премудрая».

Сказки о животных

Давайте посмотрим, какие есть сказки о животных:

  • сказки об обычных животных (диких и домашних). Например: «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Волк и семеро козлят»;
  • сказки о волшебных животных. Например: «Золотая рыбка», «Конёк-горбунок», «Емеля» («По щучьему веленью»).

Кроме того, сказки бывают и такие:

  • кумулятивные (в которых имеется повторяющийся сюжет). К примеру: «Рукавичка», «Колобок», «Репка»;
  • басни. В качестве примера приведем всем известные басни «Ворона и лисица», «Мартышка и очки». Маленькое замечание: не все литературоведы относят басню к сказочному жанру, выделяя для нее отдельное место среди литературных жанров, однако для полноты картины я решил включить сюда и басни тоже.

Как вы, наверное, знаете, эти басни - не народное творчество, они имеют авторов. Таким образом, сказки можно разделить на народные и авторские. «Лиса и заяц» - русская народная сказка, а «Конёк-горбунок» - авторская, поскольку написана она П.П.Ершовым. Ну вот мы рассмотрели, пожалуй, все основные виды сказок как по содержанию, так и по авторской и национальной принадлежности.

Некоторые ссылки

На этой странице представлены замечательные волшебные сказки.

А вы найдете несколько десятков известнейших сказок о животных.

Отмечу, что представленные на страницах этого сайта сказки являются, пожалуй, наиболее известными из раздела русских народных.

Читается за 35 минут

Мудрые ответы

Приходит солдат со службы домой, отслужив двадцать пять лет. Все спрашивают его про царя, а он его и в лицо не видал. Отправляется солдат во дворец, чтобы увидеть царя, а тот испытывает солдата и загадывает ему разные загадки. Солдат так разумно отвечает, что царь остаётся доволен. Отсылает его царь в темницу и говорит, что пошлёт к нему тридцать гусей, пусть же солдат не плошает и сумеет из них по перу выдернуть. После этого призывает к себе царь тридцать богатых купцов и задаёт им те же загадки, что и солдату, но те не могут их отгадать. Царь сажает их за это в темницу. Солдат учит купцов правильным ответам на загадки и берет за это с каждого по тысяче рублей. Царь снова задаёт купцам те же вопросы и, когда купцы отвечают, отпускает их, а солдату дарит ещё тысячу рублей за смекалку. Солдат возвращается домой и живёт богато и счастливо.

Мудрая дева

Едут два брата, один бедный, другой богатый. У бедного - кобыла, а у богатого - мерин. Останавливаются они на ночлег. Ночью кобыла приносит жеребёнка, и он подкатывается под телегу богатого брата. Тот просыпается утром и рассказывает своему бедному брату, что ночью его телега жеребёнка родила. Бедный брат говорит, что не может такого быть, они начинают спорить и судиться. Доходит дело до царя. Царь призывает к себе обоих братьев и загадывает им загадки. Богатый идёт за советом к куме, и та учит его, что отвечать царю. А бедный брат рассказывает про загадки своей дочери-семилетке, и та подсказывает ему верные ответы.

Царь выслушивает обоих братьев, и ему нравятся только ответы бедного. Когда же царь узнает, что разгадала его загадки дочь бедного брата, он испытывает ее, давая разные задания, и все больше удивляется ее мудрости. Наконец он приглашает ее к себе во дворец, но ставит условие, чтобы она явилась к нему ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка. Семилетка снимает всю одежду, надевает сетку, в руки берет перепёлку, садится верхом на зайца и едет во дворец. Царь встречает ее, а она подаёт ему перепёлку и говорит, что это ее подарочек, но царь не успевает взять птицу, и она улетает. Царь беседует с семилеткой и опять убеждается в ее мудрости. Он присуждает отдать жеребёнка бедному мужику, а его дочь-семилетку берет к себе. Когда она вырастает, он женится на ней и она становится царицей.

Попов работник

Поп нанимает себе батрака, посылает его на сучонке пахать и даёт ковригу хлеба. При этом он наказывает ему, чтобы и он, и сучонка были сыты, а коврига осталась целой. Батрак работает целый день, а когда от голода становится невтерпёж, придумывает, что ему сделать, чтобы выполнить наказ попа. Он снимает с ковриги верхнюю корку, вытаскивает весь мякиш, наедается досыта и кормит сучонку, а корку прилепляет на место. Поп доволен, что молодец оказался догадливым, прибавляет ему сверх условленной цены за смекалку, и батрак живёт у попа припеваючи.

Дочь пастуха

Царь берет себе в жены дочь пастуха, красавицу, но требует от неё, чтобы она ни в чем не перечила, не то он ее казнит. У них рождается сын, царь же говорит жене, что не годится, чтобы мужицкий сын завладел после его смерти всем царством и поэтому ее сына надо убить. Жена безропотно подчиняется, а царь тайно отправляет ребёнка к своей сестре. Когда у них рождается дочь, царь точно так же поступает и с девочкой. Царевич с царевной растут вдали от матери и становятся очень хороши собой.

Проходит много лет, и царь объявляет жене, что больше не хочет с ней жить, и отправляет ее назад к отцу. Она ни единым словом не укоряет мужа и пасёт скотину, как прежде. Царь вызывает прежнюю жену во дворец, говорит ей, что собирается жениться на молодой красавице, и велит прибрать в комнатах к приезду невесты. Та приезжает, и царь спрашивает прежнюю жену, хороша ли его невеста, а жена смиренно отвечает, что если ему хорошо, то ей и подавно. Тогда царь возвращает ей царские уборы и признается, что юная красавица - ее дочь, а красавец, что приехал вместе с ней, - ее сын. После этого царь перестаёт испытывать свою жену и живёт с ней без всякой хитрости.

Оклеветанная купеческая дочь

У купца с купчихой - сын и дочь-красавица. Родители умирают, а брат прощается с любимой сестрой и уходит на военную службу. Они меняются своими портретами и обещают никогда не забывать друг друга. Купеческий сын служит царю верой и правдой, становится полковником и дружит с самим царевичем. Тот видит у полковника на стене портрет его сестры, влюбляется в неё и мечтает на ней жениться. Все полковники и генералы завидуют дружбе купеческого сына с царевичем и думают, как бы их раздружить.

Один завистливый генерал едет в город, где живёт сестра полковника, выспрашивает про неё и узнает, что она - девица примерного поведения и редко выезжает из дому, разве только в церковь. Накануне большого праздника генерал дожидается, когда девушка уедет ко всенощной, и заходит к ней в дом. Пользуясь тем, что слуги принимают его за брата своей хозяйки, он проходит к ней в спальню, крадёт у неё со столика перчатку и именное кольцо и поспешно уезжает. Купеческая дочь возвращается из церкви, и слуги рассказывают ей, что приезжал ее брат, не застал ее и тоже поехал в церковь. Она ждёт брата, замечает, что пропало золотое кольцо, и догадывается, что в доме побывал вор. А генерал приезжает в столицу, клевещет царевичу на сестру полковника, говорит, что сам не удержался и согрешил с ней, и показывает ее кольцо и перчатку, которые она якобы подарила ему на память.

Царевич рассказывает обо всем купеческому сыну. Тот берет отпуск и едет к сестре. От неё он узнает, что у неё из спальни пропали кольцо и перчатка. Купеческий сын догадывается, что все это - козни генерала, и просит сестру, чтобы она приехала в столицу, когда будет большой развод на площади. Девушка приезжает и просит у царевича суда над генералом, который опорочил ее имя. Царевич вызывает генерала, но тот клянётся, что впервые видит эту девицу. Купеческая дочь показывает генералу перчатку, пару к той, которую она якобы подарила генералу вместе с золотым кольцом, и уличает генерала во лжи. Тот во всем признается, его судят и приговаривают к повешению. А царевич едет к отцу, и тот разрешает ему жениться на купеческой дочери.

Солдат и царь в лесу

У мужика растут два сына. Старшего забирают в рекруты, и он дослуживается до генеральского чина Потом забирают в солдаты младшего, и он попадает в тот самый полк, где командует его брат-генерал. Но генерал не желает признавать младшего брата: он стыдится, что тот - простой солдат, и прямо говорит ему, что знать его не хочет. Когда же солдат рассказывает об этом друзьям генерала, тот приказывает дать ему триста палок. Солдат убегает из полка и живёт один в диком лесу, питаясь кореньями и ягодами.

Однажды в этом лесу охотится царь со свитой. Царь гонится за оленем и отстаёт от остальных охотников. Он блуждает в лесу и встречает беглого солдата. Царь говорит солдату, что он - царский слуга Они ищут ночлега и заходят в лесную избушку, в которой живёт старуха Та не хочет кормить незваных гостей, но солдат находит у неё вдоволь еды и вина и корит за жадность. Наевшись и напившись, они ложатся спать на чердаке, но солдат на всякий случай уговаривается с царём по очереди стоять на часах. Царь два раза засыпает на посту, и солдат будит его, а на третий раз поколачивает и отправляет спать, а сам караулит.

В избушку приезжают разбойники. Они по одному поднимаются на чердак, чтобы зарезать незваных гостей, но солдат расправляется с ними. Наутро солдат с царём спускаются с чердака и солдат требует у старухи все деньги, которые награбили разбойники.

Солдат выводит царя из лесу и прощается с ним, а тот приглашает служивого в царский дворец и обещает похлопотать за него у государя. Царь отдаёт приказ по всем заставам: если увидят такого-то солдата, пусть отдают ему честь так, как положено приветствовать генерала. Солдат удивляется, приходит ко дворцу и узнает в своём недавнем товарище царя. Тот награждает его генеральским чином, а его старшего брата разжалывает в солдаты, чтобы не отказывался от роду и племени.

Морока

Матрос отпрашивается с корабля на берег, ходит каждый день в трактир, кутит и расплачивается только золотыми. Трактирщик подозревает неладное и доносит офицеру, а тот докладывает генералу. Генерал вызывает матроса и требует, чтобы тот объяснил, откуда у него столько золота Тот отвечает, что такого добра в любой помойной яме полно, и просит, чтобы трактирщик показал то золото, что получил от него. В шкатулке вместо золота оказываются костяшки. Вдруг в окна и двери устремляются потоки воды, и генералу не до расспросов. Матрос предлагает вылезти через трубу на крышу. Они спасаются и видят, что весь город затопило. Мимо плывёт ялик, матрос с генералом садятся в него и на третий день приплывают в тридесятое царство.

Чтобы заработать на хлеб, они идут в деревню и нанимаются на все лето в пастухи: матрос становится старшим, а генерал - подпаском. Осенью им выплачивают деньги, и матрос делит их поровну, но генерал недоволен тем, что простой матрос равняет его с собой. Они ссорятся, но тут матрос расталкивает генерала, чтобы тот очнулся. Генерал приходит в себя и видит, что он - в той же комнате, словно и не выходил из неё. Не хочет он больше судить матроса и отпускает его. Так трактирщик и остаётся ни с чем.

Знахарь

Бедный и продувной мужичок по прозванию Жучок крадёт у бабы холстину, прячет ее, а сам хвастается, что умеет ворожить. Баба приходит к нему, чтобы узнать, где ее холст. Мужик просит за работу пуд муки и фунт масла и рассказывает, где спрятана холстина После этого он, украв у барина жеребца, получает с барина за ворожбу сто рублей, и идёт слава о мужике как о великом знахаре.

У царя пропадает венчальное кольцо, и он посылает за знахарем: если мужик узнает, где кольцо, получит награду, если нет - лишится головы. Знахарю отводят особую комнату, чтобы к утру он узнал, где кольцо. Лакей, кучер и повар, которые украли кольцо, боятся, что знахарь узнает про них, и договариваются по очереди подслушивать у дверей. Мужик же решил дождаться третьих петухов и убежать. Приходит лакей подслушивать, а в это время в первый раз начинает петь петух. Мужик и говорит: один уже есть, остаётся ещё двух ждать! Лакей же думает, что знахарь его узнал. С кучером и поваром происходит то же самое: поют петухи, а мужик считает и приговаривает: два есть! а теперь и все три! Воры умоляют знахаря не выдавать их и отдают ему кольцо. Мужик бросает кольцо под половицу, а наутро говорит царю, где искать пропажу.

Царь щедро награждает знахаря и идёт гулять в сад. Увидев жука, он прячет его в ладони, возвращается во дворец и просит мужика отгадать, что у него в руке. Мужик и говорит сам себе: «Ну вот, попался жучок царю в руки!» Царь ещё больше награждает знахаря и отпускает его домой.

Слепцы

В Москве на Калужской заставе подаёт мужик слепому нищему с последнего полтинника семитку и просит сорок восемь копеек сдачи, а слепой будто и не слышит. Мужику жалко своих денег, и он, обозлившись на слепого, потихоньку уносит у него один костыль, а сам идёт следом за ним, когда тот уходит. Приходит слепец в свою избушку, отворяет дверь, а мужик - шмыг в комнату и притаился там. Слепой запирается изнутри, достаёт бочонок с деньгами, высыпает туда все, что набрал за день, и усмехается, вспоминая того молодца, который отдал ему свой последний полтинник. А в бочонке у нищего - пятьсот рублей. Слепой от нечего делать катает бочонок по полу, тот ударяется о стенку и катится назад к нему. Мужик потихоньку забирает у него бочонок. Слепой не поймёт, куда подевался бочонок, отпирает дверь и зовёт

Пантелея, своего соседа, что живёт в соседней избушке. Тот приходит.

Мужик видит, что Пантелей - тоже слепой. Пантелей ругает приятеля за глупость и говорит, что надо было не играть с деньгами, а поступить, как он, Пантелей: разменять деньги на ассигнации и зашить их в старую шапчонку, которая всегда при нем. А в ней у Пантелея - около пятисот рублей. Мужик потихоньку снимает с него шапку, выходит за дверь и убегает, прихватив с собой бочонок. Пантелей думает, что шапку снял с него сосед, и начинает с ним драться. А пока слепцы дерутся, мужик возвращается к себе домой и живёт припеваючи.

Вор

У мужика - трое сыновей. Везёт он старшего в лес, парень видит берёзу и говорит, что если бы сжечь ее на уголь, завёл бы он себе кузницу и стал бы деньги зарабатывать. Отец доволен, что сын его смышлёный. Везёт он в лес среднего сына. Тот видит дуб и говорит, что если срубить этот дуб, то стал бы он плотничать да деньги зарабатывать. Отец и средним сыном доволен. А младшего Ваньку сколько он ни возил по лесу, тот все молчит. Выезжают они из леса, малый видит корову и говорит отцу, что хорошо бы украсть эту корову! Отец видит, что от него толку не будет, и прогоняет его. А Ванька становится таким ловким вором, что горожане жалуются на него королю. Тот призывает к себе Ваньку и хочет испытать его: так ли он ловок, как о нем говорят. Король приказывает ему увести у него из конюшни жеребца: если Ванька сможет его украсть, то король его помилует, а нет - казнит.

Тем же вечером Ванька притворяется в стельку пьяным и бредёт с бочонком водки через королевский двор. Конюхи заводят его в конюшню, забирают у него бочонок и напиваются допьяна, а Ванька притворяется, что спит. Когда же конюхи засыпают, вор уводит королевского жеребца. Король прощает Ваньке эту проделку, но требует, чтобы вор покинул его королевство, не то ему не сдобровать!

Мёртвое тело

У старушки вдовы - два сына умных, а третий дурак. Умирая, мать просит сыновей, чтобы при разделе имения они не обделили дурака, но братья ничего ему не дают. А дурак хватает покойницу со стола, тащит на чердак и кричит оттуда, что его матушку убили. Братья не хотят скандала и дают ему сто рублей. Дурак сажает покойницу в дровни и везёт на большую дорогу. Навстречу скачет барин, но дурак нарочно с дороги не сворачивает. Барин наезжает на дровни, покойница с них падает, а дурак вопит, что матушку убили. Барин пугается и даёт ему сто рублей, чтоб молчал, но дурак берет с него триста. Потом дурак потихоньку отвозит покойницу к попу на двор, затаскивает в погреб, сажает на солому, снимает крышки с кринок с молоком и даёт мёртвой в руки кувшин и ложку. Сам же прячется за кадку.

Спускается в погреб попадья и видит: сидит какая-то старуха и собирает с кринок сметану в кувшин. Попадья хватает палку, бьёт старуху по голове, та падает, а дурак выскакивает из-за кадки и кричит, что матушку убили. Прибегает поп, даёт дураку сто рублей и обещает на свои деньги схоронить покойницу, лишь бы дурак молчал. Возвращается дурак домой с деньгами. Братья спрашивают его, куда он покойницу дел, а тот отвечает, что продал. Тем становится завидно, они убивают своих жён и везут на базар продавать, а их хватают и ссылают в Сибирь. Дурак же становится хозяином в доме и живёт - не тужит.

Иванушка-дурачок

У старика со старухой - три сына: два умных, а третий дурак. Посылает его мать отнести братьям в поле горшок с клёцками. Он видит свою тень и думает, что какой-то человек идёт за ним и хочет клёцки съесть. Дурак бросается в него клёцками, а тот все не отстаёт. Так и приходит дурак; к братьям с пустыми руками. Те бьют дурака, уходят в деревню обедать, а его оставляют овец пасти. Дурак видит, что овцы разбрелись по полю, собирает их в кучу и выбивает всем овцам глаза. Приходят братья, видят, что наделал дурак, и бьют его пуще прежнего.

Посылают старики Иванушку в город за покупками к празднику. Тот покупает все, что просили, но по своей дурости все с воза выкидывает. Братья снова колотят его и сами едут за покупками, а Иванушку оставляют в избе. Тому не нравится, что в кадушке пиво бродит. Он не велит ему бродить, но пиво не слушается. Дурак сердится, выливает пиво на пол, садится в корыто и плавает по избе. Возвращаются братья, зашивают дурака в куль, несут к реке и ищут прорубь, чтобы утопить. Мимо едет барин на тройке лошадей, а дурак кричит, что не хочет он, Иванушка, воеводой быть, а его заставляют. Барин соглашается вместо дурака стать воеводой и вытаскивает его из куля, а Иванушка сажает туда барина, зашивает куль, садится в повозку и уезжает. Приходят братья, бросают куль в прорубь и идут домой, а навстречу им едет на тройке Иванушка.

Дурак рассказывает им, что, когда они бросили его в прорубь, он поймал под водой лошадок, но там остался ещё славный конь. Братья просят Иванушку, чтобы он зашил их в куль и бросил в прорубь. Тот так и делает, а потом идёт домой - пиво пить и братьев поминать.

Лутонюшка

Живёт со стариком и старухой их сын Лутоня. Как-то раз старуха роняет полено и начинает причитать, а мужу говорит, что если бы они женили своего Лутоню, и народился бы у него сынок, и сидел бы рядом с ней, то она, уронив полено, зашибла бы его до смерти. Сидят старики и горько плачут. Лутоня узнает, в чем дело, и уходит со двора - искать, есть ли кто на свете глупее его родителей. В деревне мужики хотят на крышу избы затащить корову. На вопрос Лутони они отвечают, что там выросло много травы. Лутоня влезает на крышу, срывает несколько пучков и бросает корове.

Мужики удивляются находчивости Лутони и упрашивают его пожить с ними, но он отказывается. В другом селе он видит, кале мужики привязали в воротах хомут и палками вгоняют в него лошадь. Лутоня надевает хомут на лошадь и идёт дальше. На постоялом дворе хозяйка ставит на стол саламату, а сама без конца ходит с ложкой в погреб за сметаной. Лутоня объясняет ей, что проще принести кувшин со сметаной из погреба и поставить на стол. Хозяйка благодарит Лутоню и угощает его.

Мена

Мужик находит в навозе овсяное зерно, просит жену, чтобы она истолкла его, смолола, сварила киселю и налила в блюдо, а он отнесёт его царю: авось царь чем-нибудь да пожалует! Приходит мужик к царю с блюдом киселя, и тот даёт ему золотую тетёрку. Мужик отправляется домой, по дороге встречает пастуха, меняет тетёрку на коня и идёт дальше. Потом он меняет коня на корову, корову на овцу, овцу на свинью, свинью на гуся, гуся на утку, утку на клюшку. Приходит он домой и рассказывает жене, какую награду получил от царя и на что ее променял. Жена хватает клюшку и колотит мужа.

Иван-дурак

У старика со старухой - два сына женатые и работящие, а третий, Иван-дурак, - холост и бездельничает. Посылают Ивана-дурака в поле, тот стегает лошадь по боку, убивает одним махом сорок слепней, а ему кажется, что он убил сорок богатырей. Он приходит домой и требует у родных полог, седло, лошадь и саблю. Те над ним смеются и отдают то, что никуда не годно, а дурак садится на худую кобылёнку и уезжает. Он пишет на столбе послание Илье Муромцу и Федору Лыжникову, чтобы они приехали к нему, сильному и могучему богатырю, который одним махом убил сорок богатырей.

Илья Муромец и Федор Лыжников видят послание Ивана, могучего богатыря, и присоединяются к нему. Втроём они приезжают в некое государство и останавливаются на царских лугах. Иван-дурак требует, чтобы царь отдал ему свою дочь в жены. Рассерженный царь приказывает захватить трёх богатырей, но Илья Муромец и Федор Лыжников разгоняют царскую рать. Царь посылает за богатырём Добрыней, который живёт в его владениях. Илья Муромец и Федор Лыжников видят, что к ним едет сам Добрыня, пугаются и убегают, а Иван-дурак не успевает сесть на лошадь. Добрыня так велик ростом, что ему приходится согнуться в три погибели, чтобы как следует рассмотреть Ивана. Тот недолго думая выхватывает саблю и срубает богатырю голову. Царь пугается и отдаёт за Ивана свою дочь.

Сказка о злой жене

Жена не слушается мужа и во всем перечит ему. Не жизнь, а мука! Идёт муж в лес по ягоды и видит в кусте смородины бездонную яму. Приходит он домой и говорит жене, чтобы она не ходила в лес по ягоды, а та назло ему идёт. Муж приводит ее к кусту смородины и говорит, чтобы она не рвала ягод, а та назло ему рвёт, лезет в середину куста и падает в яму. Муж радуется и через несколько дней идёт в лес жену проведать. Он опускает в яму длинную бечеву, вытягивает ее, а на ней - чертёнок! Мужик пугается и хочет бросить его назад в яму, но тот просит отпустить его, обещает отплатить добром и рассказывает, что пришла к ним злая жена и всем чертям от неё житья не стало.

Мужик с чертёнком договариваются, что один будет морить, а другой - лечить, и приходят в Вологду. Чертёнок морит купеческих жён и дочерей, и те болеют, а мужик как придёт в дом, где чертёнок поселился, так нечистый оттуда уходит. Мужика принимают за лекаря и много денег дают. Наконец чертёнок говорит ему, что теперь мужик разбогател и они с ним в расчёте. Он предупреждает мужика, чтобы тот не ходил лечить боярскую дочь, в которую он, нечистый, скоро войдёт. Но боярин, когда его дочь заболевает, уговаривает мужика, чтобы тот ее вылечил.

Мужик приходит к боярину и велит, чтобы все горожане стояли напротив дома и кричали, что злая жена пришла. Чертёнок видит мужика, сердится на него и грозится съесть, но тот говорит, что пришёл по дружбе - предупредить чертёнка, что сюда злая жена пришла. Чертёнок пугается, слышит, как на улице все об этом кричат, и не знает, куда ему деваться. Мужик советует ему возвращаться в яму, черт туда прыгает да там со злой женой и остаётся. А боярин отдаёт за мужика свою дочь и даёт за ней половину своего имения.

Жена-спорщица

Живёт мужик и мучается, потому что жена - упрямая, сварливая и завзятая спорщица. Когда забредёт на двор чья-либо скотина, не дай Бог сказать, что скотина чужая, надо говорить, что ее! Не знает мужик, как от такой жены избавиться. Однажды заходят к ним на двор барские гуси. Жена спрашивает мужа, чьи они. Тот отвечает: барские. Жена, вспылив со злости, падает на пол и кричит: умираю! говори, чьи гуси? Муж снова ей в ответ: барские! Жене и взаправду плохо, она стонет да охает, зовёт попа, но не перестаёт спрашивать про гусей. Приезжает поп, исповедует и причащает ее, жена просит готовить ей гроб, но опять спрашивает мужа, чьи гуси. Тот опять ей говорит, что они барские. Гроб относят в церковь, служат панихиду, муж подходит к гробу попрощаться, а жена шепчет ему: чьи гуси? Муж отвечает, что они - барские, и распоряжается, чтобы гроб несли на кладбище. Опускают гроб в могилу, муж наклоняется к жене, а она снова шепчет: чьи гуси? Он отвечает ей: барские! Засыпают могилу землёй. Вот как уходили бабу барские гуси!

Жена-доказчица

Живёт старик со старухой, а она так болтлива, что старику из-за ее языка все время достаётся. Идёт старик в лес за дровами и находит котёл, полный золота Он рад богатству, но не знает, как домой принести: жена тотчас всем разболтает! Придумывает он хитрость: зарывает котёл в землю, идёт в город, покупает щуку и живого зайца. Щуку вешает на дереве, а зайца относит к реке и сажает в сеть. Дома он рассказывает про клад старухе и идёт с ней в лес. По дороге старуха видит на дереве щуку, и старик снимает ее. Потом он идёт со старухой к реке и при ней достаёт из рыболовной сети зайца. Приходят они в лес, выкапывают клад и идут домой. По дороге старуха говорит старику, что ей слышно, как коровы ревут, а тот ей отвечает, что это их барина черти дерут.

Живут они теперь богато, но старуха совсем от рук отбилась: каждый день закатывает пиры, хоть из дому беги! Старик терпит, но потом крепко колотит ее. Та бежит к барину, рассказывает ему про клад и просит, чтобы он упёк старика в Сибирь. Барин сердится, приходит к старику и требует, чтобы тот во всем признался. Но старик клянётся ему, что никакого клада на барской земле не находил. Старуха показывает, где старик прячет деньги, но в сундуке пусто. Тогда она рассказывает барину, как они пошли за кладом в лес, по дороге сняли с дерева щуку, потом из рыболовной сети вытащили зайца, а когда возвращались, то слышали, как его, барина, черти дерут. Барин видит, что старуха не в своём уме, и прогоняет ее. Скоро она помирает, а старик женится на молодой и живёт себе припеваючи.

Вещий дуб

У доброго старичка - молодая жена, плутоватая баба. Чуть что не по ней, она и не кормит его, и по дому ничего не делает. Хочет он ее проучить. Приходит из леса и рассказывает, что есть там старый дуб, который все знает и будущее предсказывает. Жена спешит к дубу, а старик приходит раньше неё и прячется в дупло. Жена спрашивает у дуба совета, как ей старого да нелюбимого мужа ослепить. А старик из дупла ей отвечает, что надо кормить его получше, он и ослепнет. Жена старается послаще накормить старика, и тот через какое-то время притворяется слепым. Жена радуется, зовёт гостей, идёт у них пир горой. Вина не хватает, и жена уходит из избы, чтобы принести ещё вина. Старик видит, что гости упились, и по одному убивает их, а рот затыкает блинами, как будто они подавились. Приходит жена, видит, что все приятели мёртвые лежат, и впредь зарекается гостей созывать. Идёт мимо дурак, жена даёт ему золотой, он и вытаскивает покойников: кого в прорубь бросает, кого грязью прикрывает.

Дорогая кожа

Живут два брата. Данило богат, но завистлив, а у бедного Гаврилы только и имения, что одна корова Приходит Данило к брату и рассказывает, что нынче в городе коровы дёшевы, по шесть рублей, а за шкуру по двадцать пять дают. Таврило, поверив ему, закалывает корову, мясо приедает, а кожу несёт на рынок. Но никто не даёт ему больше двух с полтиной. Наконец Таврило уступает кожу одному купцу и просит, чтобы тот угостил его водкой. Купец даёт ему свой платок и велит идти к нему домой, отдать платок хозяйке и сказать ей, чтобы она поднесла стакан вина.

Таврило приходит к купчихе, а у неё сидит любовник. Купчиха угощает Гаврилу вином, а он все не уходит и просит ещё. Возвращается купец, жена спешит спрятать любовника, а Таврило прячется в западню вместе с ним. Хозяин приводит с собой гостей, они начинают выпивать и песни петь. Гавриле тоже хочется петь, но любовник купчихи его отговаривает и даёт за это сначала сто рублей, потом ещё двести. Купчиха слышит, как они в западне шушукаются, и приносит Гавриле ещё пятьсот рублей, лишь бы молчал. Таврило находит подушку и бочонок смолы, велит любовнику купчихи раздеться, окатывает его смолой, вываливает в перьях, садится на него верхом и с криком вываливается из западни. Гости думают, что это черти, и разбегаются. Купчиха говорит мужу, что давно замечала, что у них в доме нечистая сила шалит, тот верит ей и продаёт дом за бесценок. А Таврило возвращается домой и посылает своего старшего сына за дядей Данилом, чтобы тот помог ему деньги пересчитать. Тот удивляется, откуда у бедного брата столько денег, а Таврило рассказывает, что выручил двадцать пять рублей за коровью кожу, купил на эти деньги ещё коров, содрал с них шкуры, и опять продал, и снова пустил деньги в оборот.

Жадный и завистливый Данило закалывает всю свою скотину и везёт кожи на рынок, но никто не даёт ему больше двух с полтиной. Данило остаётся в убытке и живёт теперь беднее брата, а Таврило наживает большое богатство.

Как муж отучил жену от сказок

У дворника жена так любит сказки, что не пускает на постой тех, кто не умеет их рассказывать. А мужу от этого убыток, он и думает: как бы отучить ее от сказок! Просится холодной ночью мужик переночевать и обещает всю ночь рассказывать сказки, лишь бы пустили в тепло, а сам и не знает ни одной. Муж говорит жене, что мужик будет сказывать с одним условием: чтобы она его не перебивала. Мужик начинает: летела сова мимо сада, села на колоду, выпила воду... Да только это и твердит. Жене скучно слушать одно и то же, она сердится и перебивает мужика, а мужу только того и надо. Он вскакивает с лавки и начинает колотить жену за то, что перебила рассказчика и не дала сказку дослушать. И так ей от него достаётся, что с тех пор она зарекается сказки слушать.

Скряга

Богатый, но скупой купец Марко видит, как бедный мужик жалеет нищего и подаёт ему копеечку. Стыдно становится купцу, он просит у мужика копеечку взаймы и говорит ему, что у него мелких денег нет, а ему тоже хочется нищему подать. Тот даёт Марко копеечку и приходит за долгом, но купец всякий раз отсылает его: дескать, нет мелких денег! Когда тот снова приходит за копеечкой, Марко просит жену, чтобы она сказала мужику, что ее муж помер, а сам раздевается догола, накрывается простыней и ложится под образа. А мужик предлагает купчихе обмыть покойника, берет чугун с горячей водой и давай купца поливать. Тот терпит.

Обмыв Марко, бедняк кладёт его в гроб и отправляется вместе с покойником в церковь, псалтырь над ним читать. Ночью в церковь залезают разбойники, и мужик прячется за алтарь. Разбойники начинают делить добычу, но никак не могут разделить между собой золотую саблю: каждый хочет ее взять себе. Бедняк выбегает из-за алтаря и кричит, что сабля тому достанется, кто мертвецу голову срубит. Марко вскакивает, а воры бросают добычу и в страхе разбегаются.

Марко с мужиком делят все деньги поровну, а когда мужик спрашивает про свою копеечку, Марко говорит ему, что опять у него при себе мелких нет. Так и не отдаёт копеечку.

* * *

У мужика семья большая, а из добра - один гусь. Когда есть совсем нечего, жарит мужик гуся, а есть его не с чем: нет ни хлеба, ни соли. Мужик советуется с женой и относит гуся к барину на поклон, чтобы попросить у него хлеба. Тот просит мужика разделить гуся, да так, чтобы всем в семье хватило. А у барина - жена, два сына и две дочери. Мужик так делит гуся, что большая часть достаётся ему. Барину по душе мужицкая смекалка, и он угощает мужика вином и даёт хлеба Узнает про это богатый и завистливый мужик и тоже отправляется к барину, зажарив пять гусей. Барин и его просит разделить между всеми поровну, но тот не может. Барин посылает за бедным мужиком, чтобы он разделил гусей. Тот даёт одного гуся барину с барыней, одного - их сыновьям, одного - их дочерям и себе берет двух гусей. Барин хвалит мужика за находчивость, награждает деньгами, а богатого мужика выгоняет.

* * *

Приходит солдат на квартиру к хозяйке и просит поесть, но хозяйка скупится и говорит, что у неё ничего нет. Тогда солдат говорит ей, что сварит кашу из одного топора. Он берет у бабы топор, варит его, потом просит добавить крупы, масла - каша готова.

Они съедают кашу, и баба спрашивает у солдата, когда же они топор будут есть, а солдат отвечает, что топор ещё не доварился и он где-нибудь в дороге доварит его и позавтракает. Солдат припрятывает топор и уходит сытый и довольный.

* * *

Сидят на печи старик со старухой, она и говорит, что если бы у них были дети, то сынок вспахал бы поле и посеял хлеб, а дочка окала бы его, а сама она, старуха, наварила бы пива и позвала бы всю свою родню, а родню старика не стала бы звать. Старше требует, чтобы она позвала его родню, а свою не звала. Они ссорятся, и старик таскает старуху за косу и сталкивает ее с печи. Когда он уходит в лес за дровами, старуха собирается бежать из дому. Она печёт пироги, укладывает их в большой мешок и идёт к соседке прощаться.

Старик узнает, что старуха бежать от него собралась, вынимает из мешка пироги и залезает в него сам. Старуха берет мешок и идёт. Пройдя немного, она хочет остановиться и говорит, что неплохо бы сейчас сесть на пенёк и съесть пирожок, а старик из мешка кричит, что он все видит и слышит. Старуха боится, что он догонит ее, и снова пускается в путь. Так и не даёт старик старухе отдохнуть. Когда же она больше не может идти и развязывает мешок, чтобы подкрепиться, то видит, что в мешке старик сидит. Она просит простить ее и обещает больше не убегать от него. Старик прощает ее, и они вместе возвращаются домой.

* * *

Иван посылает свою жену Арину в поле рожь жать. А она жнёт ровно столько, чтобы было, где лечь, и засыпает. Дома она говорит мужу, что одно местечко выжала, а тот думает, что с целой полосой покончено. И так повторяется каждый раз. Наконец Иван отправляется в поле за снопами, видит, что рожь вся несжатая, только несколько местечек выжаты.

В одном таком местечке лежит Арина и спит. Иван думает проучить жену: берет ножницы, остригает ее наголо, мажет ей голову патокой и осыпает пухом, а потом едет домой. Арина просыпается, трогает рукой голову и никак не поймёт: то ли она - не Арина, то ли голова - не ее. Приходит она к своей избе и спрашивает под окошком, дома ли Арина. А муж и отвечает, что жена дома. Собака не узнает хозяйку и бросается на неё, та убегает и целые сутки бродит по полю не евши. Наконец Иван прощает ее и возвращает домой. С той поры Арина уже не ленится, не хитрит и работает добросовестно.

* * *

Мужик пашет в поле, находит самоцветный камень и несёт его царю. Приходит мужик во дворец и просит генерала довести его до царя. Тот за услугу требует у мужика половину того, чем наградит его царь. Мужик соглашается, и генерал приводит его к царю. Царь доволен камнем и даёт мужику две тысячи рублей, но тот не хочет денег и просит пятьдесят ударов плёткой. Царь жалеет мужика и приказывает, чтобы того отстегали, но совсем легонько. Мркик считает удары и, насчитав двадцать пять, говорит царю, что вторая половина - тому, кто привёл его сюда. Царь вызывает генерала, и тот сполна получает то, что ему причитается. А мужику царь дарит три тысячи рублей.

Пересказал

Не обязательно подразумевает захватывающее действие с волшебными превращениями, где славные герои побеждают мифических чудовищ при помощи удивительных артефактов. Многие из подобных историй основываются на событиях, которые вполне могли бы иметь место в реальной жизни. Это бытовые сказки. Они учат добру, высмеивают человеческие пороки: жадность, глупость, жестокость и прочие, часто содержат в себе ироническую основу и социальную подоплёку. Что такое бытовая сказка? Это поучительная история без особых сверхъестественных чудес, полезная детям, нередко заставляющая задуматься даже взрослых.

"Репка"

В поиске примера подобной сказки не обязательно заглядывать слишком далеко. Им может послужить всем известная история про репку, которую посадил в огороде дед. Старик не ожидал, что вырастет она слишком большая, настолько, что он не сможет вытянуть её из земли в одиночку. Для того чтобы справиться со сложной задачей, дед позвал на помощь всех членов своей семьи. Ими оказались бабка, внучка и живущие в доме животные. Таким образом, репка была вытянута. Идею нехитрого сюжета понять несложно. Когда все действуют сообща, дружно и сплочённо, обязательно всё получается. Даже маленькая мышка - и та приняла участие в описанном действии.

На данном примере легко понять, что такое бытовая сказка. Разумеется, упомянутая история содержит в себе некоторые фантастические факты. К примеру, репка не может вырасти такой огромной, а животные не настолько умны, чтобы выполнять подобную работу. Однако, если откинуть указанные подробности, мораль рассказа оказывается весьма полезной и способна пригодиться в реальной жизни.

Герои русских сказок

Особенности бытовых сказок в том, что чаще всего в них присутствует здоровая сатира. Наивное простодушие оказывается мудрей самой изощрённой хитрости, а находчивость и смекалка даёт отпор чванливости, тщеславию, высокомерию и жадности. Здесь пороки высмеиваются, невзирая на лица и ранги. В подобных историях нещадно бичуется глупость и леность всемогущих царей, жадность лицемерных попов.

Замечательным героем русских сказок часто оказывается Иванушка-дурачок. Это особенный персонаж, который всегда выходит победителем из всех, даже самых невероятных испытаний. Понять, что такое бытовая сказка, можно, вспомнив и других интересных и ярких героев, созданных фантазией русского народа. Ими являются хитрый мужик, способный обвести вокруг пальца всех своих обидчиков из числа жадных богачей, а также солдат, находчивость которого восхитит любого.

"Каша из топора"

Среди примеров бытовых сказок, в которых задействованы вышеупомянутые персонажи, можно назвать «Кашу из топора». Это совсем небольшая, но поучительная история о том, как легко и весело можно преодолеть жизненные трудности и невзгоды, если относиться ко всему с юмором и иметь подход к людям.

Находчивый солдат, придя на постой к скупой старухе, которая притворялась бедной, чтобы ничем не угощать гостя, решил пойти на хитрость, добиваясь своего. Он вызвался приготовить еду из топора. Движимая любопытством хозяйка дома, сама того не заметив, предоставила солдату все необходимые для готовки продукты и позволила унести с собой топор, который якобы ещё не доварился. Здесь симпатии всех читателей и слушателей, как правило, оказываются на стороне находчивого служивого. А заинтересованным лицам предоставляется шанс весело посмеяться над жадной старухой. Вот что такое бытовая сказка в её лучшем виде.

Литературные произведения

В сказочных жанрах творили и многое великие писатели. Ярким показателем тому являются сочинения гения XIX столетия Салтыкова-Щедрина. Подражая народному творчеству, автор присваивал персонажам определённый социальный статус, чем доносил до читателей свои политические идеи.

Большинство из его историй скорее следует относить к сказкам о животных. В них присутствуют иносказания, цель которых - выявить общественные пороки. Но на этом не исчерпывается перечень произведений этого писателя, созвучных с жанрами народных сказок. Бытовые сказки, созданные на социальной основе, к примеру, напоминает «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Это своеобразное повествование дышит тонким юмором и неподражаемой сатирой, а его персонажи настолько достоверны, что оказываются актуальными для любой эпохи.

Анекдоты

Примерами бытовых сказок оказываются также анекдоты. Отношение к такого рода фольклору, конечно, далеко не у всех однозначно. Но в этом колоритном жанре ярко выражается народная самобытность, понятие о нравственности и различные перипетии общественных отношений. К тому же, эта форма творчества всегда актуальна и постоянно развивается.

Согласно данным современной фольклористики, бытовые анекдоты в разных местностях обладают своими характерными чертами и особенностями, что представляет интерес для научного изучения. Это касается и общих закономерностей формирования и развития данного жанра, которые стали темой для исследования и изложения во многих учёных трудах и диссертациях. Во все времена анекдот оказывался для народа прекрасным способом ответить на произвол властей, на явления и события, противоречащие его понятиям о справедливости и этики.

Другие формы жанра

Нетрудно понять: чем бытовая сказка отличается от волшебной. Конечно, истории о колдунах и фантастических приключениях всегда интересны и находят своих поклонников. Но ёмкие, остроумные рассказы, раскрывающие всю глубину общественных и человеческих отношений, просто не могут оказаться неактуальными. Среди других разновидностей жанра бытовой сказки можно назвать загадки и насмешки. Первое из них представляет собой иносказательное описание некоего объекта или события и задаётся в форме вопроса. А второе - явно сатирическое короткое произведение, которое особенно даёт повод повеселиться над пороками недостойных людей. Существуют также докучные сказки. Это очень интересный жанр. В подобных рассказах намеренно повторяется определённый набор слов, нет как такового сюжета, потому что действие по сути развивается по замкнутому кругу. Ярким и известным примером подобной истории может служить «Сказка про белого бычка».

Все вышеперечисленные произведения составляют сокровищницу народного фольклора, кладезь его мудрости, искромётного юмора, пронесённого сквозь века.

Бытовые сказки

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций. И в этом обнаруживается ирония.

Бытовые сказки кратки. В центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события в них можно определить как нелепые, смешные, странные. В этих сказках широко развит комизм, что определяется их сатирическим, юмористическим, ироническим характером. В них нет ужасов, они веселы, остроумны, все сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев. "В них, – писал Белинский, – отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве".

Одной из бытовых сказок является сказка "Жена-доказчица" .

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Она начинается с зачина: "Жил старик со старухой". Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В ней отражается семейный быт крестьян: герои "крючат" (т. е. снимают) горох в поле, ставят приспособления для рыбной ловли ("заезочек"), рыболовные снасти в виде сачка ("морду"). Герои окружены бытовыми вещами: старик кладет щуку в "пестерек" (берестяная корзина) и т. д.

В то же время в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

В сказке присутствуют элементы необычного: щука в поле, заяц в воде. Но они связаны с реальными действиями старика, который остроумным способом вздумал подшутить над старухою, проучить ее, наказать за болтливость. "Он (старик – А.Ф.) щуку-то взял, заместо ее посадил в морду зайца, а рыбу в поле понес и положил в горох". Старуха всему поверила.

Когда барин стал выпытывать насчет клада, старик хотел умолчать, а его болтливая старуха обо всем рассказала и барину. Она доказывала, что щука была в горохе, заяц в морду попал, а черт с барина шкуру драл. Не случайно сказка называется "Жена-доказчица". И даже тогда, когда ее наказывают розгами: "растянули ее, сердечную, и начали потчевать; она знай себе и под розгами то же сказывает". Барин плюнул и прогнал старика и старуху.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку. Сказка отражает стихию народной речи.

Волшебные сказки. Герои русских волшебных сказок

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

"Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного".. 1

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: "Три царства", "Волшебное кольцо", "Перышко Финиста – ясна сокола", "Царевна-лягушка", "Кащей Бессмертный", "Марья Моревна", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Сивка-Бурка", "Морозко" и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

"Герой фольклора – "дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод". 2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке "Три царства" герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники : Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: "Ни в сказке сказать, ни пером описать". Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка "Два Ивана – солдатских сына" .

Сказки о животных.

Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных . Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой ("Лиса крадет рыбу из саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед ("Медведь и лиса"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк . Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят ("Волк и коза"), собирается разорвать овцу ("Овца, лиса и волк"), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста ("Лиса и волк").

Еще одним героем сказок о животных является медведь . Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют "всем пригнетыш". Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем ("Мужик и медведь").

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов ("Лиса и Тетерев", "Бобовое зернышко"). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки ("Колобок", "Коза-дереза").

Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно ("Бобовое зернышко", "Звери в яме"). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.

дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет. (Запись А. С. Пушкина).

Широко известны формулы, изображающие чудесного коня, Бабу Ягу, лежащую в избушке или летящую в ступе, многоголового Змея... Многие из них

Остатки мифов и потому значительно древнее сказки. Некоторые сказочные формулы восходят к заговорам, в них сохраняются явные признаки магической речи (вызов чудесного коня, обращение к избушке Бабы Яги, требование чегото по щучьему веленью).

Динамизм сказочного повествования сделал особенно важной стилистическую роль глаголов. Действия героев (функции), составляющие структурную основу мотивов, стилистически закрепились в виде опорных глаголов в их традиционном для того или иного мотива сочетании: прилетела - ударилась - сделалась; брызнул - срослись; ударил - вогнал, размахнулся - срубил.

Волшебная сказка активно использовала общую для многих фольклорных жанров поэтическую стилистику: сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами; пословицы, поговорки, прибаутки; разнообразные прозвища людей и животных. Традиционные эпитеты, наряду с особо выраженными в этом жанре эпитетами золотой и серебряный., возвышенно изображали мир, поэтизировали и одухотворяли его.

3.3. Бытовые сказки

В бытовых сказках выражен иной взгляд на человека и окружающий его мир. В основе их вымысла лежат не чудеса, а действительность, народный повседневный быт.

События бытовых сказок всегда разворачиваются в одном пространстве - условно реальном, но сами эти события невероятны. Например: ночью царь идет вместе в вором обкрадывать банк (СУС 951 А); поп садится на тыкву, чтобы высидеть из нее жеребенка (СУС 1319); девушка узнает в женихе разбойника и уличает его (СУС 955). Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого - сопереживание или смех.

В бытовых сказках иногда фигурируют и чисто фантастические персонажи, такие, как черт, Горе, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить реальный жизненный конфликт, лежащий в основе

сказочного сюжета. Например, бедняк запирает свое Горе в сундук (сумку, бочку, горшок), потом закапывает - и богатеет. Его богатый брат на зависти выпускает Горе, но оно привязывается теперь к нему (СУС 735 А). В другой сказке черт никак не может поссорить мужа с женой - ему на помощь приходит обыкновенная баба-смутьянка (СУС 1353).

Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными обстоятельствами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение событий. Но чаще он помогает себе сам - смекалкой, изворотливостью, даже плутовством. Бытовые сказки идеализируют активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе.

Художественная изысканность повествовательной формы бытовым сказкам не свойственна: для них характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалог. Бытовые сказки не стремятся к утроению мотивов и вообще не имеют таких развитых сюжетов, как волшебные. Сказки этого типа не знают красочных эпитетов и поэтических формул.

Из формул композиционных в них распространен простейший зачин жили-были как сигнал начала сказки. По происхождению он является архаичным (давно прошедшим) временем от глагола "жить", которое исчезло из живого языка, но "окаменело" в традиционном сказочном зачине. Некоторые сказочники завершали бытовые сказки рифмованными концовками. В этом случае концовки утрачивали ту художественность, которая была уместна для завершения сказок волшебных, однако в них сохранялась веселость. Например: Сказка не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца - рассказала бы до конца1 .

Художественное обрамление бытовых сказок зачинами и концовками не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета. Например, А. К. Барышникова начинает сказку так: Попадья не любила попа, а любила дьякона. А вот как заканчивает: Прибежала домой телешом (т. е. раздетой)2 .

Количество русских бытовых сказок очень значительно: более половины национального сказочного репертуара. Этот огромный

1 Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой / Сост. и отв. Ред. Э.В. Померанцева. – М., 1969. – С. 333.

2 Сказки куприянихи/ Запись сказок, статья и коммент. А.М. Новиковой и И.А. Осовецкого. – Воронеж, 1937. – С. 158, 160. (Сказка «Как попадья дьякона любила»).

материал образует внутри сказочного вида самостоятельный подвид, в котором выделяются два жанра: сказки анекдотические и новеллистические. По приблизительному подсчету, в русском фольклоре сюжетов анекдотических сказок - 646, новеллистических - 137. Среди многочисленных анекдотических сказок имеется много сюжетов, не известных другим народам. В них выражено то "веселое лукавство ума", которое А. С. Пушкин считал "отличительной чертой наших нравов".

3.3.1. Анекдотические сказки

Бытовые анекдотические сказки исследователи называют по-разному: "сатирические", "сатирико-комические", "бытовые", "социально-бытовые", "авантюрные". В их основе лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. Герой этого жанра - человек, униженный

в семье или в обществе: бедный крестьянин, наемный работник, вор, солдат, простодушный глупец, нелюбимый муж. Его противники - богатый мужик, поп, барин, судья, черт, "умные" старшие братья, злая жена. Народ выразил свое к ним презрение через всевозможные формы одурачивания. На одурачивании построен конфликт большинства сюжетов анекдотических сказок.

К примеру, муж узнает о неверности своей жены. Он прячется в дупле толстой сосны и выдает себя за св. Николая - Миколу Дуплен-ского. Мнимый святой советует своей жене: "Ты завтра... раствори гречневых блинов и как можно намажь маслянее скоромным маслом, . чтоб эти блины плавали

в масле, и чести своего мужа, чтобы QH их ел. Когда он наестся, то он будет слеп, у него выкатится из глаз свет и попортится слух в ушах..."(СУС

1380: "Николай Дупленс-кий")1 .

В другой сказке дурак нечаянно убивает свою мать. Он сажает ее как живую в сани и выезжает на большую дорогу. Навстречу мчится барская тройка, дурак не сворачивает, его сани опрокидывают. Дурак кричит, что убили его матушку, испуганный барин дает триста рублей отступных. Затем дурак усаживает мертвую мать в поповском погребе над кринками с молоком. Попадья принимает ее за воровку, ударяет по голове палкой - тело падает. Дурак кричит: "Попадья матушку убила!" Поп заплатил дураку сто рублей и даром похоронил тело. С деньгами дурак

1 Сказки И.Ф. Ковалева / Зап. И коммент. Э.Гофман и С. Минц. – М., 1941. – С. 209.

приезжает домой и говорит братьям, что он продал матушку в городе на базаре. Братья поубивали своих жен и повезли продавать ("Коли за старуху столько дали, за молодых вдвое дадут"). Их ссылают в Сибирь, все имущество достается дураку (СУС 1537: "Мертвое тело").

Никто не принимает такие сюжеты за реальность, иначе бы они вызвали только чувство возмущения. Анекдотическая сказка - это веселый фарс, логика развития ее сюжета - логика смеха, которая противоположна обычной логике, эксцентрична.

Ю. И. Юдин пришел к выводу, что за всем многообразием персонажей анекдотических сказок встают два характерных типа героев. Во-первых, это глупец как активно действующее лицо: ему позволительно то, что невозможно для обычного человека. И, во-вторых, шут, хитрец, прикидывающийся простаком, "дурак навыворот", умеющий ловко оболванить своего противника. Как видим, тип героя всегда определен поэтикой смеха. Исторически плутни шута основывались на каком-то древнем знании, недоступном уму обычного человека (это мог быть языческий жрец, руководитель древних инициации). Образ дурака связан с представлением о самом посвящаемом в момент его временного ритуального "безумия"1 .

Исторический анализ позволяет объяснить и мотив проделок с мертвым телом. Как показал В. Я. Пропп, в своей древнейшей форме он восходит к обряду жертвоприношений на могилах родителей. Мифологический смысл этого сюжета, унаследованного сказкой, состоял в том, что умершая мать по отношению к сыну"выступала "загробным дарителем".

Анекдотические сказки стали оформляться в период разложения родового строя, параллельно сказкам волшебным и независимо от них. Своеобразие их историзма определяется столкновением эпохи родового единства с новым миропорядком со-словно-классового общества.

Так, например, в древности не было осуждения воровства, потому что не было частной собственности. Люди присваивали то, что им давала природа и что не принадлежало никому. И не случайно большая группа сказок о ловком воре (СУС 1525 А) у всех народов изображает его с явной симпатией: вор крадет не ради корысти - он демонстрирует свое превосходство над окружающими, а также полное пренебрежение к собственности. Смелость, ум, удачливость вора вызывают восхищение. Сказки

1 Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка: Дис. На соиск. Уч. Степ. Доктора филолог. Наук. – Л., 1979.

о ловком воре опираются на древнее право, на родовые имущественные отношения.

В известном нам виде анекдотическая сказка сложилась только в средние века. Она впитала поздние сословные противоречия: между богатством и бедностью, между крестьянами, с одной стороны, и помещиками, судьями, попами -

с другой. Тип бывалого солдата, пройдохи и плута, мог появиться не раньше самой "солдатчины", т. е. Петровского времени. Под влиянием церковных книг, особенно житийной литературы, в сказки вошел и был закреплен образ черта. Началось фольклорное переосмысление библейских сюжетов (СУС 790*: "Золотое стремечко"; СУС -800*: "Пьяница входит в рай" и др.).

В анекдотических сказках по их содержанию выделяются следующие сюжетные группы: о ловком воре; о ловких и удачливых отгадчиках, о шутах; о глупцах; о злых женах; о хозяине и работнике; о попах; о суде и судьях.

Поэтика анекдотических сказок - это поэтика жанра, в основе которого лежит смех. Сливаясь с другими формами народной сатиры, анекдотические сказки использовали раешный стих.

Талантливый сказочник, создавая комический стиль, мог сплошь зарифмовать свою сказку. Вот как начинал повествование А. Новопольцев: Жил старичок, не велик - с кулачок, и ходил он в кабачок. Рукавички за поясом, а друге-то ищет. У этого старичка было три сынка... ("Шурыпа"); Жилибыли вятчане, хлебали... со щами и вздумали церкву скласть, Богу помолиться, русскому Спасу поклониться... («Про вятчан»)1 .

С этой традицией связаны специфические прозвища персонажей анекдотических сказок: Наконец - с того света выходец; Тихон - с того свету спихан; Наум - взбрело на ум; свинья пестра моей жены сестра и т. п.

В сказках используется реалистический гротеск - вымысел на основе реальности. В группе сюжетов о глупцах гротеск проявляется как особая форма "дурацкого" мышления. Глупцы действуют по внешним аналогиям: сеют соль (она напоминает зерно), строят дом без окон и потом носят в него свет в мешках, снимают с воза стол - "у него четыре ноги, сам дойдет ", надевают горшки на обгорелые пни - "ребята стоят без шапок ". От-

1 Сказки и предания самарского края. Собраны и записаны Д.Н. Садовниковым. – СПб., 1884. – С. 119; 164.