Художественный образ

Художественный образ - любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. При этом художественный образ не только отражает, но, прежде всего, обобщает дей­ствительность, раскрывает в единичном, преходящем вечное. Специфика художественного об­раза определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить свое представление о жизни, свое понимание ее тенденций и закономерностей.

Итак, «художественный образ - это конкретная и в то же время обобщенная картина челове­ческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» (Л. И. Тимо­феев).

Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как «парус» у М. Ю. Лермонтова).

Художественный образ становится художественным не потому, что списан с натуры и похож на реальный предмет или явление, а потому, что с помощью авторской фантазии преобразует действительность. Художественный образ не только и не столько копирует действительность, сколько стремится передать самое важное и существенное. Так, один из героев романа Достоевско­го «Подросток» говорил о том, что фотографии очень редко могут дать правильное представление о человеке, потому что далеко не всегда человеческое лицо выражает главные черты характера. Поэтому, например, Наполеон, сфотографированный в определенный момент, мог бы показаться глупым. Художник же должен отыскать в лице главное, характерное. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» дилетант Вронский и художник Михайлов рисовали портрет Анны. Кажется, что Вронский лучше знает Анну, больше и глубже понимает ее. Но портрет Михайлова отличался не только сходством, но и той особенной красотой, которую смог обнаружить только Михайлов и которую не заметил Вронский. «Надо было знать и любить ее, как я любил, чтобы найти это самое милое ее душевное выражение», - думал Вронский, хотя он по этому портрету только узнал «это самое милое ее душевное выражение».

На разных этапах развития человечества художественный образ принимает различные формы.

Это происходит по двум причинам:

изменяется сам предмет изображения - человек,

изменя­ются и формы его отражения искусством.

Есть свои особенности в отражении мира (а значит и в создании художественных образов) художниками-реалистами, сентименталистами, романти­ками, модернистами и т. д. По мере развития искусства меняется соотношение действительности и вымысла, реальности и идеала, общего и индивидуального, рационального и эмоционального и т. д.

В образах литературы классицизма, например, на первый план выдвигается борьба чувства и долга, причем положительные герои неизменно делают выбор в пользу последнего, жертвуя личным счастьем во имя государственных интересов. А художники-романтики, напротив, возвы­шают героя-бунтаря, одиночку, отвергшего общество или отвергнутого им. Реалисты стремились к рациональному познанию мира, выявлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. А модернисты объявили о том, что познать мир и человека можно лишь с помощью иррациональных средств (интуиция, озарение, вдохновение и т. д.). В центре реалистических про­изведений стоит человек и его взаимоотношения с окружающим миром, романтиков же, а потом и модернистов, интересует в первую очередь внутренний мир их героев.

Хотя создателями художественных образов являются художники (поэты, писатели, живопис­цы, скульпторы, архитекторы и т. д.), в каком-то смысле их сотворцами оказываются и те, кто эти образы воспринимает, то есть читатели, зрители, слушатели и т. д. Так, идеальный читатель не только пассивно воспринимает художественный образ, но и наполняет его своими собственны­ми мыслями, ощущениями и эмоциями. Разные люди и разные эпохи раскрывают различные его стороны. В этом смысле художественный образ неисчерпаем, как и сама жизнь.

Художественные средства создания образов

Речевая характеристика героя :

- диалог – разговор двух, иногда более лиц;

- монолог – речь одного человека;

- внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.

Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.

Проблема образности и ее места в художественном произведении является одной из актуальных проблем стилистики. Интерес к ней обусловлен текстообразующим потенциалом, заложенным в самом явлении. Термин «образ» в широком смысле слова означает отражение внешнего мира в сознании человека. Художественный образ есть его особая разновидность, обладающая своими специфическими особенностями. Они состоят в том, что, давая человеку новое познание мира, художественный образ одновременн о передает и определенное отношение к отражаемому. «Художественный образ - форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщенная картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии. Образ – одно из средств познания и изменения мира, синтетическая форма отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций худо жника»

Образ обладает огромной действенной силой. И эта действительность, столь необходимая искусству, исходит из его основного свойства, а именно способности воспроизводить в памяти прошлые ощущения и восприятия. Образ в художественном произведении, привлекая воспоминания в чувcтвенных – зрительных, слуховых, тактильных, температурных и других ощущениях, полученных из опыта и связанных с психологическими переживаниями, конкретизирует передаваемую информацию, делает живым и ярким восприятие литературного произведения в целом. Образ у свойственны конкретность и эмоциональность. Его отличает возможность передать то особое видение мира, которое заключено в тексте, сродни авт ору или же персонажу и дает им определенную характеристику.

Образность истинно художественного произведения отличается избалованностью, индивидуальностью и типичностью характеристик. Образы персонажей, событий, природы приобретают достоверность и жизненность благодаря конкретным, индивидуальным свойствам. Случается, что писатель уделяет целиком свое внимание именно последним. Читатель все время сравнивает раскрывающиеся перед нами образы с собой, с окружающими людьми. Через образ предстает перед читателем не только опыт автора, но и его собственный.

Художественный образ во всей своей полноте познается ретроспективно, ибо он не локализован в единственном, четко ограниченном участке, но рождается постепенно, пронизывает всю ткань произведения.

Развитие, перемещение, группировка образов, собственно, и составляют структуру художественного произведения. Именно здесь с наибольшей отчетливостью проявляется ход авторской мысли к окончательному выводу, авторская позиция, его точка зрения. В зависимости от нее происходит выбор и расстановка образов, формируются конфликты между ними, создается движение сюжета, определяется идея произведения.

Образы литературы всегда являются созданием творческой мысли и воображения художника. Литература претворяет в своих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более ярко, отчетливо, законченно воплощали в себе существенные особенности. Она творчески типизирует жизнь. Другое отличительное свойство художественных образов – это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Создавая изображение типического, авторы выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого деталями художественных образов. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

Третья отличительная особенность образов художественных произведений заключается в том, что они в сегда остаются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений.

Стоит подчеркнуть ошибочность распространенного школьного представления о том, что образы в романе – это обязательно образы персонажей. Образы могут быть связаны с погодой, с пейзажем, событиями, интерьером. Все образы в литературном произведении составляют иерархическую образную систему художественных образов. Все они в совокупности выступают как макрообраз, т.е. самолитературное произведение, которое понимается как целостный образ жизни, созданный автором.

Основной иерархической образной система является словесный образ или микрообраз, т.е. эпитеты, метафоры, сравнения и т.д. Совместно с другими элементами они составляют образы – характеры, образы – события, образы природы.

Функции пейзажа в художественном произведении

Пейзаж может иметь самосто ятельную задачу и быть объектом познания, он может быть также фоном или источником эмоций. Мысленное воспроизведение пейзажа или событий в природе, вызывающих какое-либо эмоциональное состояние, может вновь поднять те же эмоции. Пейзаж может гармонировать с состоянием героя или напротив, контрастировать с ним. Пейзаж связан со временем дня и года, погодой, освещением и другими объектами реальной действительности, которая по своей природе способна вызвать эмоционально окрашенные ассоциации. В качестве примера можно вспомнить дождливую погоду во многих произведениях Р. Хемингуэя или снег в стихотворениях Р. Фроста, или огонь у Ш. Бронте. Образы могут быть как статичными, так и динамичными (тайфун, извержение вулкана, вьюга).

На контрасте, противопоставлении или же напротив, слиянии природы с миром души строится собственно вся пейзажная лирика. Пейзаж в стихах больших поэтов всегда обретает обобщающее значение.

С наибольшей силой взаимосвязь человека и природы достигается через во сприятие персонажа в аспекте его конкретного индивидуального сознания. В этом случае пейзаж вовлекается во внутреннее психологическое действие и становится средством раскрытия душевного состояния человека. Такой пейзаж можно назвать «психологическим», пейзажем настроения в отличие от чисто описанного пейзажа.

Существенную роль играет пейзаж как средство характеристики литературного героя. Отношение героя к природе, его реакция на те или иные ее картины во многом определяют черты личности данного персонажа, его мировоззрение и характер. Характер пейзажа, на фоне которого изображен герой произведения, может помочь понять образ этого героя.

Очень многозначным оказывается обращение к природе самых разных художников. И какой различный смысл вкладывается всякий раз в такого рода обращения! Ведь художник не просто помещает зрителя перед пейзажем, но и говорит со зрителем, делает его у частником своих собственных сильных чувств и живых мыслей, увлекает его своим восторгом, направляет ко всему прекрасному, отрывает от всего низкого и дает ему больше чем наслаждение, он облагораживает и учит его. Эти слова принадлежат английскому философу и публицисту прошлого века Джону Рескину. Очень точные слова, если иметь в виду таких великих мастеров пейзажа как Диккенс, Тургенев, Чехов.

Система образов. Средства создания художественного образа

I. СИСТЕМА ОБРАЗОВ (ПЕРСОНАЖЕЙ) - совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - в эпическом произведении способ изложения художественного материала от третьего лица. Автор-повествователь безличен, но всеведущ: "Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим" (Достоевский).

РАССКАЗЧИК - личность, от лица которой ведется повествование в художественном произведении. Рассказчиком может выступать кто-то из персонажей или автор, если он участвует в действии и высказывает эмоционально-оценочное отношение к происходящему.

ПЕРСОНАЖ, ГЕРОЙ - действующее лицо произведения.

ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ - лицо, упоминаемое в драматическом произведении, но не появляющееся на сцене.

ХАРАКТЕР - образ персонажа, представленный с достаточной полнотой.

ТИП - образ персонажа, являющийся закономерным для данной эпохи, народа, социальной группы, возраста, психологического или идейного склада.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - максимально приближенный к автору герой, от лица которого ведется повествование в лирическом стихотворении.

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ

Виды речи как художественное средство создания образов

ПОВЕСТВОВАНИЕ - рассказ о чем-либо.

РАССУЖДЕНИЕ - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

ОПИСАНИЕ - изображение чего-либо (словесное рисование):

А. ПЕЙЗАЖ - описание природы.

Роль пейзажа в художественном произведении

  1. Фон повествования, происходящих событий.
  2. Лирический фон - способ эмоционального воздействия на читателя.
  3. Психологический фон - один из способов раскрытия психологии персонажей.
  4. Символический фон - способ символического отражения реальности, изображенной в произведении.
  5. Один из способов создания художественного времени.

Б. ИНТЕРЬЕР - описание помещения.

В. ПОРТРЕТ - описание внешности человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ - портрет, который через внешность раскрывает характер персонажа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ (РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ)

А. ДИАЛОГ - разговор между действующими лицами.

Б. МОНОЛОГ - развернутое, значительное по объему высказывание действующего лица, обращенное к себе или к другим персонажам, но, в отличие от диалога, не зависящее от их реплик.

В. РЕПЛИКА - сравнительно небольшое по объему высказывание действующего лица.

Г. ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ, ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ - мысли действующего лица, переданные им самим или автором.

Другие художественные средства создания образов

Б. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРУГИХ ПЕРСОНАЖЕЙ

В. АВТОХАРАКТЕРИСТИКА

2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ - выразительная подробность, имеющая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку: предметно-бытовые, портретные, пейзажные, психологические детали.

3. ПОДТЕКСТ - внутренний, скрытый смысл текста. Подтекст содержится, в частности, практически во всех типах иносказания

Вам могут быть интересны другие темы:

Портрет может быть экспозиционным – развернутое описание, как правило, в начале повествования, и динамическим – детали внешнего облика как бы разбросаны по всему произведению.

Психологизм может быть прямым – внутренние монологи, переживания, и косвенным – мимика, жесты.

Помимо этих критериев, к образу персонажа относится окружающее пространство .

Пейзаж – изображение незамкнутого пространства. Он нередко используется для описания внутреннего состояния героя (Н.Карамзин «Бедная Лиза») и для углубления понимания характера созданного персонажа (братья Кирсановы в «Отцах и детях» И.Тургенева).

Интерьер – изображение замкнутого пространства. Он может иметь психологическую функцию, которая позволяет оценить предпочтения и особенности характера персонажа, интерьер помогает нам узнать социальный статус героя, а также выявить настроения эпохи времени, в котором происходит действие.

Поступки и поведение персонажа (иногда, на первый взгляд, противоречащие его характеру) также влияют на создание полноценного образа. К примеру, Чацкий, не замечающий увлечения Софьи, в начале произведения нам непонятен и даже смешон. Но в дальнейшем мы понимаем, что автор таким образом раскрывает одну из главных черт героя – высокомерие. Чацкий на столько низкого мнения о Молчалине, что ему и в голову прийти не может сложившийся исход событий.

И последний (но не по значимости) критерий, влияющий на создание образа персонажа – деталь .

Деталь художественная (от франц. detail– подробность, мелочь) - выразительная подробность произведения, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку, отличающаяся повышенной ассоциативностью.

Данный художественный прием часто воспроизводится на протяжении всего произведения, что позволяет при дальнейшем прочтении ассоциировать деталь с определенным персонажем («лучистые глаза» княжны Марьи, «мраморные плечи» Элен и т.п.)

А.Б.Есин выделяет следующие виды деталей : сюжетные, описательные, психологические.
Доминирование одного из перечисленных видов в тексте, задает определенный стиль всему произведению. «Сюжетность» («Тарас Бульба» Гоголя), «описательность» («Мертвые души»), «психологизм» («Преступление и наказание» Достоевского).Однако преобладание одной группы деталей, не исключает другие в пределах одного произведения.

Л.В.Чернец, рассуждая о детали, пишет: «Любой образ воспринимается и оценивается как некая целостность, хотя бы он был создан с помощью одной-двух деталей».

Список использованных источников

1. Добин, Е.С. Сюжет и действительность; Искусство детали. – Л. : Советский писатель, 1981 . – 432 с.
2. Есин, А.Б. Психологизм русской классической литературы: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011. – 176 с.
3. Кормилов, С.И. Интерьер // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. А.Н. Николюкин. – М.: 2001. – 1600 с.
4. Скиба, В.А., Чернец, Л.B. Образ художественный // Введение в литературо-ведение. – М.,2004. – с.25-32
5. Чернец, Л.В., Исакова, И.Н. Теория литературы: Анализ художественного произведения. – М., 2006. – 745 с.
6. Чернец, Л.В. Персонаж и характер в литературном произведении и его кри-тических интерпретациях // Принципы анализа литературного произведения. – М.: МГУ, 1984. – 83 с.

Кратко:

Образ художественный - одна из эстетических категорий; изображение человеческой жизни, описание природы, абстрактных явлений и понятий, формирующих в произведении картину мира.

Художественный образ - понятие условное, он является результатом поэтических обобщений, в нем присутствует авторский вымысел, воображение, фантазия. Он формируется сочинителем в соответствии со своим мировоззрением и эстетическими принципами. В литературоведении не существует единой точки зрения по этому вопросу. Иногда как целостный художественный образ рассматривают одно сочинение или даже все творчество автора (с такой программной установкой писал ирландец Д. Джойс). Но чаще всего произведение исследуется как система образов, каждый элемент которой связан с прочими единой идейно-художественной концепцией.

Традиционно в тексте принято различать следующие уровни образности: образы-персонажи, образы живой природы (звери, птицы, рыбы, насекомые и т.п.), пейзажные образы, предметные образы, словесные образы, звуковые образы, образы цвета (например, черный, белый и красный цвет в описании революции в поэме А. Блока «Двенадцать»), образы-запахи (например, запах жареного лука, несущийся по дворам провинциального городка С. в чеховском «Ионыче»), образы-знаки, эмблемы, а также символы, аллегории и проч.

Особое место в системе образов произведения занимают автор, повествователь и рассказчик. Это не тождественные понятия.

Образ автора - форма существования сочинителя в художественном тексте. Он объединяет всю систему персонажей и напрямую обращается к читателю. Пример тому мы можем найти в романе А. Пушкина « Евгений Онегин».

Образ повествователя в произведении обобщенно-абстрактный, этот человек, как правило, лишен каких бы то ни было портретных черт и проявляет себя только в речи, в отношении к сообщаемому. Иногда он может существовать не только в рамках одного произведения, но и в пределах литературного цикла (как в «Записках охотника» И. Тургенева). В художественном тексте автор воспроизводит в данном случае не свою, а его, повествователя, манеру восприятия действительности. Он выступает как посредник между сочинителем и читателем в передаче событий.

Образ рассказчика - это персонаж, от чьего лица ведется речь. В отличие от повествователя, рассказчику приданы некоторые индивидуальные черты (портретные детали, факты биографии). В произведениях иногда автор может вести повествование наравне с рассказчиком. Примеров этому в отечественной литературе много: Максим Максимыч в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени», Иван Васильевич в повести Л. Толстого «После бала» и др.

Выразительный художественный образ способен глубоко взволновать и потрясти читателя, оказать воспитательное воздействие.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Художественный образ — это одно из самых многозначных и широких понятий, которое употребляется теоретиками и практиками всех видов искусства, в том числе и литературы. Мы говорим: образ Онегина, образ Татьяны Лариной, образ Родины или удачный поэтический образ, имея в виду категории поэтического языка (эпитет, метафору, сравнение...). Но есть еще одно, может быть, самое главное значение, самое широкое и универсальное: образ как форма выражения содержания в литературе, как первоэлемент искусства в целом.

Следует отметить, что образ вообще представляет собой абстракцию, которая приобретает конкретные очертания только как элементарное слагаемое некоей художественной системы в целом. Образно все художественное произведение, образны и все его составляющие.

Если мы обратимся к любому произведению, допустим, к пушкинским «Бесам», зачину «Руслана и Людмилы» или «К морю», прочитаем его и зададимся вопросом: "Где образ?" — правильный ответ будет: «Везде!», потому что образность есть форма существования художественного произведения, единственный способ его бытия, своего рода «материя», из которой оно состоит, и которая, в свою очередь, распадается на «молекулы» и «атомы».

Художественный мир — это прежде всего образный мир. Художественное произведение — сложный единый образ, а каждый его элемент — относительно самостоятельная неповторимая частица этого целого, взаимодействующая с ним и со всеми остальными частицами. Всё и вся в поэтическом мире пропитано образностью, даже если в тексте не содержится ни одного эпитета, сравнения или метафоры.

В стихотворении Пушкина "Я вас любил…" нет ни одного из традиционных "украшений",т.е. тропов, привычно именуемых "художественными образами" (погасшая языковая метафора "любовь... угасла" не в счет), поэтому его нередко определяют как "безобразное", что в корне неверно. Как великолепно показал в своей знаменитой статье «Поэзия грамматики и грамматика поэзии» Р. Якобсон, пользуясь исключительно средствами поэтического языка, одним только искусным со-противопоставлением грамматических форм, Пушкин создал поражающий своей благородной простотой и естественностью волнующий художественный образ переживаний влюбленного, обожествляющего предмет своей любви и жертвующего ради него своим счастьем. Составляющими этого сложного образного целого служат частные образы чисто речевого выражения, вскрытые проницательным исследователем.

В эстетике существуют две концепции художественного образа как такового. Согласно первой из них, образ — это специфический продукт труда, который призван "опредметить" определенное духовное содержание. Такое представление об образе имеет право на жизнь, но оно удобно в большей мере для пространственных видов искусства, особенно для тех, которые имеют прикладное значение (скульптура и архитектура). Согласно второй концепции образ как особая форма теоретического освоения мира должен рассматриваться в сопоставлении с понятиями и представлениями как категориями научного мышления.

Вторая концепция нам ближе и понятнее, но, в принципе, обе страдают односторонностью. В самом деле, имеем ли мы право отождествлять литературное творчество с неким производством, обычным рутинным трудом, имеющим вполне определенные прагматические цели? Что и говорить, искусство — это тяжкая изнурительная работа (вспомним выразительную метафору Маяковского: "Поэзия — та же добыча радия: / В год добычи — в грамм труды"), которая не прекращается ни днем, ни ночью. Писатель творит иногда буквально даже во сне (будто бы так явилась Вольтеру вторая редакция «Генриады»). Досуга нет. Личной частной жизни нет тоже (как превосходно изобразил О"Генри в рассказе "Исповедь юмориста").

Труд ли художественное творчество? Да, несомненно, однако не только труд. Оно и мука, и ни с чем не сравнимое наслаждение, и вдумчивое, аналитическое исследование, и безудержный полет вольной фантазии, и тяжкая, изматывающая работа, и увлекательная игра. Одним словом — оно искусство.

Но что есть продукт литературного труда? Как и чем его можно измерить? Ведь не литрами же чернил и не килограммами изведенной бумаги, не заложенными в Интернет сайтами с текстами существующих теперь в чисто виртуальном пространстве произведений! Книга, пока еще традиционный способ фиксации, хранения и потребления результатов писательского труда, — сугубо внешняя, и, как выяснилось, совсем не обязательная оболочка для созданного в его процессе образного мира. Этот мир как творится в сознании и воображении писателя, так и транслируется соответственно в поле сознания и воображения читателей. Получается, что сознание творится посредством сознания, почти как в остроумной сказке Андерсена "Новое платье короля".

Итак, художественный образ в литературе — отнюдь не прямое "опредмечивание" духовного содержания, какой-либо идеи, мечты, идеала, как легко и наглядно представляется это, скажем, в той же скульптуре (Пигмалиону, «опредметившему» свою мечту в слоновой кости, осталось только упросить богиню любви Афродиту вдохнуть в статую жизнь, чтобы жениться на ней!). Литературный труд не несет в себе прямых материализованных результатов, неких осязаемых практических последствий.

Значит ли это, что более верна вторая концепция, настаивающая на том, что художественный образ произведения — форма исключительно теоретического освоения мира? Нет, и здесь есть известная однобокость. Образное мышление в художественной литературе, конечно, противостоит теоретическому, научному, хотя вовсе не исключает его. Словесно-образное мышление можно представить как синтез философского или, скорее, эстетического осмысления жизни и предметно-чувственного его оформления, воспроизведения в специфически присущем ему материале. Однако четкой определенности, канонической очередности, последовательности того и другого нет и быть не может, если, разумеется, иметь в виду настоящее искусство. Осмысление и воспроизведение, взаимопроникая, дополняют друг друга. Осмысление осуществляется в конкретно-чувственной форме, а воспроизведение проясняет и уточняет идею.

Познание и творчество — единый целостный акт. Теория и практика в искусстве неразделимы. Конечно, они не тождественны, но едины. В теории художник утверждает себя практически, в практике — теоретически. У каждой творческой индивидуальности единство этих двух сторон одного целого проявляется по-своему.

Так, В. Шукшин, «исследуя», как он выражался, жизнь, видел ее, узнавал наметанным взглядом художника, а А. Вознесенский, апеллирующий в познании к "наитию" («Ищешь Индию — найдешь Америку!»), — аналитическим взглядом архитектора (не могло не сказаться образование). Разница отразилась и в плане образного выражения (наивные мудрецы, «чудики», одушевленные березки у Шукшина и «атомные менестрели», культуртрегеры НТР, «треугольная груша» и "плод трапециевидный" у Вознесенского).

Теория в отношении ее к объективному миру есть «отражение», а практика — «творение» (или вернее — «претворение») этого объективного мира. Скульптор и «отражает» человека — допустим, натурщика, и творит новый предмет — «статую». Но произведения материальных видов искусства очевидны в самом прямом значении этого слова, поэтому так легко проследить на их примере самые сложные эстетические закономерности. В художественной литературе, в искусстве слова — все сложнее.

Познавая мир в образах, художник погружается в глубь предмета, как естествоиспытатель в подземелье. Он познает его субстанцию, первооснову, сущность, извлекает из него самый корень. Секрет того, как создаются сатирические образы, замечательно раскрыл персонаж романа Генриха Бёлля «Глазами клоуна» Ганс Шнир: «Я беру кусок жизни, возвожу его в степень, а затем извлекаю из него корень, но с другим числом».

В этом смысле можно всерьез согласиться с остроумной шуткой М. Горького: «Действительность он знает так, как будто сам ее делал!..» и с определением Микеланджело: "Это произведение человека, который знал больше, чем сама природа", которые приводит в своей статье В. Кожинов.

Создание художественного образа менее всего напоминает подыскивание красивой одежды для готовой изначально первичной идеи; планы содержания и выражения рождаются и вызревают в нем в полном согласии, вместе, одновременно. Пушкинское выражение «поэт думает стихами» и практически та же версия Белинского в его 5-й статье о Пушкине: "Поэт мыслит образами". «Под стихом разумеем первоначальную, непосредственную форму поэтической мысли» авторитетно подтверждают эту диалектику.