Хотели бы поприветствовать всех читателей Д.Журнала в новом 2013 году, и начать его с небольшого рассказа о революционерах и новаторах в дизайне конца прошлого тысячелетия, знаменитой творческой группе «Мемфис».

Бум дизайна 80-х годов привел к заметному росту его роли в современной предпринимательской политике. В это время темпы культурного и технического развития общества значительно ускорились, а дизайн - дитя промышленной революции - стал во главе всех культурных изменений. И если раньше он был одним из последних средств в руках производителей, то уже в 80-х годах стал естественной составляющей фирменного стиля и равноправной частью культуры.

Дизайн 80-х годов - это, прежде всего, стиль «Мемфис». Стиль «Мемфис» (а изначально группа «Мемфис») обращался к разработкам поп-арта, китчу 50-х годов, Art Deco, критиковал абсурдность дизайна «хорошего вкуса», на место чего он ставил свободу творческого потенциала. Постмодернистское время, в котором модой стал сам темп смены мод, ее динамичность, переменчивость, сформировало задачи, которыми занялись дизайнеры «Мемфиса».

В 1981 году группу основал гуру своего времени - Эторе Соттсасс. Группа была интернациональной и объединяла творчество итальянцев Микеле Де Лукки, Алессандро Медини, Андрэ Бранзи, японцев Широ Кураматы и Массанори Умеды, а также австрийца Ханса Холляйна, американца Питера Шир и испанца Хавьера Марискаля. Территориально она находилась в Милане.

Новый стиль сразу же начал претендовать на звание «нового международного стиля». Ориентируясь на повседневную жизнь и стремясь полностью реструктурировать понятие «классического» жилища, группа «Мемфис» переносила цветной ламинат из баров, кафе-мороженных и других публичных мест в жилые дома, постулируя этим полнейшую анархию в дизайне. В декоре активно использовались комиксы, коллажи, кадры из культовых фильмов, элементы панк-культуры.

Весь интерьер был выстроен по принципу хаоса. Подобные трюки служили метафорой вульгарности, игрой в «хороший вкус», были забавными, но в то же время притягивали и завораживали зрителя. Кричащие цвета, контрастность, парадоксальные, асимметричные формы, визуальный шум - новые выразительные средства, положенные в основу «Мемфиса».

Ключевым словом стала игра . Игра с красками, формами, фактурами и материалами - все гротескное, балансирующее между принятием и маргинезом. Зритель тоже был в игре, оказавшись в интерьере, который представлял площадку для игр.

«Играючи» таким образом, Соттсасс и сотоварищи искали новые выразительные средства, практичные, недорогие и качественные материалы, технологичные решения. Это был сознательный отказ от производственного конвейера и погони за высокими продажами и ростом прибыли. И дизайнерский посыл «Мемфис» был услышан: уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие компании, как Brionvega, Мandelli, Wella, что значило появление оригинальных моделей предметов повседневного спроса.

Большинство объектов группы напоминало детские игрушки огромных размеров, которые в хаотичном порядке заполняли пространство помещений, выступая знаками раскрепощенности, вседозволенности, мобильности эпохи постмодернизма. Острота жеста, смелая, а иногда даже дерзкая игра материалами, фактурами, формами, полное смешение стилей - все это «Мемфис» смело вобрал в себя и выпустил в массы. Стиль «Мемфис» сравнивают со своеобразным сленгом, который часто может быть вульгарным, неприличным, но всегда выразительный и запоминающий.

В середине 80-х этот стиль стал заметным явлением в мировом дизайне. Невероятная популярность группы выступила отправным пунктом для развития «нового дизайна», свободного от жесткой диктатуры индустрии и вынужденного рационализма. «Мемфис» задал стилистику постмодернистского дизайна, смешав темы, цитируя стили прошлого, порождая гибридные объекты.

Осознавая временность своего метода и изменчивость приходящей/уходящей моды, Соттсасс распустил участников группы, когда их популярность начала падать. Впрочем, краткосрочное существование феномена «Мемфис», не повлияло на его значение для создания интернационального стиля дизайна постмодернизма.

«Мемфис» проложил путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые позже распространились в Германии, Испании, Франции, Великобритании и сформировали «новый дизайн». Имея свои особенности в разных странах, общим была яркая репрезентация в предметном формообразовании веяний моды, голосов большого города, субкультурных особенностей, из чего создавался невероятный миш-маш, который разборчиво и внятно говорил о своевременности своего существования.

Текст: Анастасия Ткаченко, специально для Д.Журнала

Использованные материалы:

Михайлов С. История дизайна. Дизайн индустриального и постиндустриального общества. Том 2. — М., 2003.


Боксерский ринг, или подиум для сидения и лежания, Масарони Умеда, 1981 (Design Museum, Лондон). На заднем плане - фото группы состава 1981 года в Tawarayua


Du Pasquier lamps, Эторе Соттсасс, Питер Шир


Superlamp, Мартине Бедине, 1981


Carlton cabinet, Этторе Соттсасс, 1981 (Design Museum, Лондон)


Книжный шкаф, Этторе Соттсасс, 1981



Beverly desk, 1981, Этторе Соттсасс (Design Museum, Лондон)


Sideboard, Этторе Соттсасс, 1982


D`Antibes cabinet, Джордж Соуден, 1981 (Design Museum, Лондон)


Инсталляция Hommage в честь 30-летия Memphis, созданная в Музее Дизайна Vitra в куполе Бакминстера Фуллера, Вайль-на Рейне, Германия, 2011


Группа "Мемфис" была основана в Милане в 1981 году Этторе Соттсассом (Ettore Sottsass), и Микеле де Лукки (Michele De Lucchi). Сначала группа существовала как отделение студии "Алхимия" - галереи экспериментальных работ, не предназначенных для промышленного производства. Дизайн студии был элитарен и осознано интеллектуален. Продвижение придуманных - творческого лидера студии - направлений "re-design" и "банальный дизайн" стало главным в идеологии студии "Алхимия", и Соттсасс который находил такой подход слишком ограниченным, покинул группу. 11 декабря 1980 года несколько дизайнеров во главе с Соттсассом собрались для того, чтобы обсудить необходимость создания нового направления в дизайне. Они решили создать объединение, которое в ту же ночь получило название "Мемфис", по названию песни Боба Дилана "Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again", которая множество раз проигрывалась во время собрания дизайнеров. Название также напоминало о древней египетской культурной столице и о родном городе Элвиса Пресли, и, следовательно, имело двойную и даже тройную шифровку.

В феврале 1981 года группа собралась еще раз. К этому времени члены группы выполнили более сотни эскизов смелого красочного дизайна, черпая вдохновение как из футуристических тем, так и из декоративных стилей прошлого, включая Art Deco, китч 50-х годов, и насмехаясь над претенциозностью "хорошего дизайна".

В сентябре 1981 года группа впервые показала свои работы на выставке в шоу-руме Arc"74 в Милане. Коллекция мебели, светильников, часов и керамики, представленная в Милане, была создана интернациональной группой дизайнеров, имена которых вошли в историю современного дизайна: Ханс Холляйн (Hans Hollein), Широ Курамата (Shiro Kuramata), Питер Шир (Peter Shire), Джавье Марискал (Javier Mariscal), Массанори Умеда (Massanori Umeda) и Майкл Грейвз (Michael Graves). Выставка "Мемфиса" стала сенсацией в мире дизайна.

В тот же год с целью продвижения нового направления была издана книга "Мемфис, новый интернациональный стиль". Компания Artemide, которая на протяжении 1982 года производила вещи, созданные дизайнерами группы, предоставила "Мемфису" свой шоу-рум в Милан, где дизайнеры выставляли свои новые творения. С 1981 по 1988 год выставки группы с успехом прошли в Лондоне, Монреале, Нью-Йорке, Париже, Стокгольме и Токио.

Стиль "Мемфис" стал настоящей анархией в дизайне. В нем сложно выделить "формообразующие черты", так как он ориентирован исключительно на выражение самобытности дизайнера. Но общее, объединяющее - это острота жеста, смелая игра материалами, фактурами и формами, виртуозное смешение стилей. При всем при этом стиль "Мемфиса" был привлекательным, остроумным и забавным. Он как будто кричал: "Не относитесь к дизайну слишком серьезно!" Все было кричаще пестро, наиграно и шутливо. Одним из любимых материалов дизайнеров стал ламинат, который они ценили за "недостаток благородства". Из баров и кафе-мороженных 50-60-х годов они перенесли его в жилые дома. Стекло, сталь, оцинковка, алюминий, как и ламинат стали применяться в новых смысловых комбинациях. Использовались коллажи, построенные по принципу хаоса. Многие из объектов выглядели как детские игрушки. Дизайн "Мемфиса" - это мир яркого, чистого цвета. Сопоставление цветов острое, на грани китча, но в этом и выражается виртуозность - балансировать на грани. Парадоксальная смесь форм, текстур и фактур, материалов. Неожиданные акценты.

"Играючи", Соттсасс и его единомышленники решали серьезные проблемы: они отказывались создавать вещи для конвейера и думать только о прибыли и высоких продажах. Современный дизайн, говорили они, должен быть качественным и многофункциональным. Не удивительно, что уже первыми клиентами Sottsass Associates стали такие известные компании, как Мandelli, Brionvega, Wella. Появились оригинальные модели станков, телевизоров, фенов для волос. Дизайнеры искали новые выразительные средства, практичные и недорогие материалы, решали многие технические вопросы самостоятельно. В отличие от студии "Алхимия" дизайнеры "Мемфиса" сразу поставили себе цель - установить связь между дизайнерским объектом и потребителем. В своей деятельности они использовали новые знания в социологии и маркетинга: Стремились не просто снабжать рынок, а с ориентацией на определенные социальные группы. В итоге это привело как в эстетическом, так концептуальном смысле к новому пониманию дизайна.

Смешение тем и косвенное цитирование стилей прошлого, используемое дизайнерами "Мемфиса", способствовали созданию стилистики пост-модернистского дизайна. Члены группы всегда осознавали, что "Мемфис" был "преходящим увлечением", связанной с изменчивостью моды, и в 1988 году, когда популярность группы стала угасать, Соттсасс распустил ее. Несмотря на краткость существования, феномен "Мемфиса" с его молодой энергией и ироничным подходом к дизайну, оказался центральным явлением в создании интернационального движения . "Мемфис" открыл путь антифункциональным направлениям в европейском дизайне, которые получили название "новый дизайн".

По материалам:
«История дизайна» том 2, С.Михайлов
Design of 20th century, Charlotte & Peter Fiell , Taschen, 2005

Искусство и дизайн

Как арт-группа «Мемфис» повлияла на современный дизайн

Вся история итальянского дизайна - это борьба за цвет во всем мире, за свободу от правил и высокомерия, за художественную ценность обыкновенных предметов, которые не принято замечать. Одной из самых ярких страниц этой борьбы стало движение «Мемфис», которое просуществовало меньше десятилетия, но оставило глубокий след на долгие годы, и по сей день вдохновляет самых отчаянных дизайнеров на подвиги.

Начиная с 30-х годов XX века мир захватила немецкая архитектурная школа. Стиль Баухаус был символом хорошего вкуса, и дизайнеры повсеместно отказались от всего, что могло выглядеть недостаточно строгим и серьезным. Предметы были функциональны, просты, девизом стал призыв архитектора Миса Ван дер Рое «меньше - значит больше». Уже в середине 60-х годов зародился протест против скучной утилитарности промдизайна и первыми взбунтовались, конечно, итальянцы. Серьезный отпор «хорошему вкусу» дизайнеры дали только в 80-х. Этторе Соттсасс, 60-летний основатель революционного движения «Мемфис», был человеком уходящего поколения.

Он родился в 1917 году, прошел Вторую Мировую войну, побывал в концентрационном лагере, откуда сумел выбраться только благодаря знанию немецкого языка, вернулся в Милан и основал собственную студию в 1948-м. Соттсасс проектировал мебель и канцтовары для офисов. В 1960-е он путешествовал, пробовал себя в журналистике, продолжая проектировать потребительские товары для различных итальянских фабрик, а в начале 80-х заскучал и задумал переворот. Война против «хорошего вкуса» началась в декабре 1980-го года с дружеской попойки в Милане, где Этторе Соттсасс собрал молодых, талантливых и бесстрашных коллег - без репутации и прошлого - на долгий ночной разговор. Там Соттсасс и поднял волнующую его тему: «дизайн стал скучным, в окружающем нас мире нет цвета, кроме серого, меньше - значит еще меньше! Нет смысла продолжать делать то, что мы делаем». Дизайнера поддержали все пришедшие на вечеринку.

Началось бурное обсуждение новых возможностей, незыблемые законы Баухауса были подвергнуты сомнению. «Форма подчиняется функции? Нет, больше не подчиняется! Минимализм - признак хорошего вкуса? Хороший вкус - это скучно и банально!» Дизайнеры вспоминали искусство поп-арта и китч 1950-х. Не нужно много смелости, чтобы придумать очередной черный стул классических пропорций, другое дело - выбрать яркие цвета и смешать их в спорную конструкцию, которая никого не оставит равнодушным. «Пусть ругают, пусть спорят», - говорили дизайнеры. «Мы устали от равнодушия и функциональности, мы хотим играть и дурачиться, хотим, чтобы наши проекты были не просто полезны и эргономичны, но и поднимали людям настроение».

От теории немедленно перешли к практике. Постановили создать коллекцию, которая будет отличаться от всего, что нравится сегодняшней публике. На создание первой коллекции Соттсасс дал дизайнерам один год. Так появилась итальянская группа «Мемфис» - одно из самых влиятельных промдизайнерских объединений в мире. Дизайнеры получили свободу не меньшую чем та, что была у художников. Во время той судьбоносной встречи, звучала песня Боба Дилана “Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again”, поставленная на повтор. Она и стала своеобразным гимном группе. Спустя год, сразу же после показа новой коллекции на Миланской выставке Salone del Mobile, направление, как ураган, унесло все, что ранее считалось модным промдизайном. Другие материалы, поверхности, цвета и формы взорвали представления о стиле. Дизайнеры легко смешивали дорогой мрамор с дешевым пластиком и листовым металлом. Предметы мебели напоминали яркие детские конструкторы со множеством лишних деталей, а офисные и кухонные аксессуары - пластиковые игрушки. Всего в коллекцию вошло сорок предметов. Новое направление было таким ярким и странным, что игнорировать его было невозможно. В 1986-м «Мемфис» захватил весь мир. На американской выставке «High Point» молодые дизайнеры произвели фурор. «При всей своей яркости «Мемфис» не был агрессивен, как не были агрессивны в свое время хиппи. И также как они, мы не столько боролись, сколько искали иной способ жить», - отмечал Этторе Соттсасс в интервью для книги «Мастера дизайна» в 2005 году.

Несмотря на то, что большая часть предметов, созданных дизайнерами в рамках движения «Мемфис», продавалась плохо, а некоторые объекты и вовсе производились в единственном экземпляре, практически всех участников группы впереди ждал огромный успех. Имена Алессандро Мендини, Микеле де Лукки, Маттео Туна до сих пор не сходят со страниц журналов о дизайне. Группа просуществовала всего шесть лет, с 1981 по 1988 год, но оказала мощное влияние не только на все дальнейшее развитие итальянского дизайна, но и на историю моды. Философией «Мемфиса» вдохновлялись дизайнеры таких брендов как Christian Dior, Missoni и Karl Lagerfeld. Этторе Соттсасс решил, что существование «Мемфиса» не имеет смысла, так как все вокруг стало таким же ярким и безумным, как то, что делали дизайнеры «Мемфиса». Протест закончился удачей и перестал быть протестом. Интересная игра была закончена для Этторе Соттсасса. «Мемфис - уже история. Мы больше не движение, мы просто друзья, которые несколько лет мечтали вместе», - говорил Соттсас в конце 1980-х.

Написала для vc.ru колонку о «Мемфисе» - стиле 80-х, который собрал в себя яркие цвета, примечательные формы и хаотичность. Авторы рассказали о том, как тренд, вернувшийся в 2016 году, повлиял на веб-дизайн.

Мода циклична, дизайн тоже. В 80-х были актуальны смелые и неожиданные решения в стиле «Мемфис» - их использовали в интерьерах, одежде и графическом дизайне.

История появления и основные черты

Декабрь 1980 года, Милан. Итальянский архитектор Этторе Соттсасс создаёт новое направление в дизайне и называет его «Мемфис» - в память о песне Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again».

Мемфис зародился в Италии, но все же далек от классики и изящества. В его основе - смелость поп-арта, геометрия арт-деко и противоречивость стиля китч . Для «Мемфиса» характерны смелые цвета и смешение узоров, как на этом плакате:

В «Мемфисе» можно всё: использовать первичные цвета (цвета, которые не создаются путем смешивания), играть с композицией и смешивать текстуры. Такая свобода действий настолько вдохновляет новое поколение дизайнеров, что Wall Street Journal объявил о всплеске «нео-мемфиса» - новой волны этого экстравагантного стиля.

«Мемфис» в дизайне интерьеров

Взрывы цвета в сочетании со смелой графикой - главные детали безудержного декора в стиле «Мемфис». Примеры:

Источник: Palm & Laser и

«Мемфис» в мире моды

Модные кутюрье тоже следят за трендами. Вот такие модели одежды можно найти в коллекции Christian Dior:

Ещё примеры fashion-дизайна:

«Мемфис» в графическом дизайне

Концепция журнала Oh Hey от австралийского иллюстратора и дизайнера Shanti Sparrow:

Ещё примеры:

«Мемфис» в веб-дизайне

В России сайтов в стиле «Мемфис» немного. Точнее их нет совсем - всё на уровне концепций. Например, вот такую разработали в Ростове-на-Дону для студии красоты

Предметы мебели в стиле дизайна Мемфис

Стиль дизайна Мемфис – запоминающееся направление в декоре интерьеров. Оно было создано группой молодых дизайнеров из Милана под руководством итальянского архитектора Этторе Сотцасса. Дебют состоялся в 1981 году. Мемфис оказал значимое влияние на дизайн интерьеров 80-х годов.

Стиль дизайна Мемфис в начале своего развития

Зарождение стиля

Происхождение названия «Мемфис» такое же странное, как и суть самого проекта. Этторе Сотцасс слушал пластинку Боба Дилана с песней «Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again». Неоднократное повторение фразы «Memphis Blues Again» имело решающее значение в выборе названия группы.

Необычный стеллаж в стиле Мемфис

Экспозиция

Концепция Мемфис заключалась в отрицании четких установок относительно дизайна. Стиль пропагандировал свободу творчества. Мемфис нашел выражение в нетрадиционных формах, цветах и материалах. Кроме того, это направление не претендовало на долгую жизнь в мире дизайна.

Предметы декора передают концепцию стиля Мемфис

Выставка, посвященная стилю Мемфис, состоялась в музее Диксона, Теннесси, 2014 год. Дом Карла Лагерфельда в Монте-Карло Знаменитый дизайнер Карл Лагерфельд обставил свои апартаменты мебелью, спроектированной группой «Мемфис». Следующие изображения взяты из каталога Lagerfeld’s Memphis 1991 года.

Апартаменты Карла Лагерфельда в Монте-Карло

Необычные предметы мебели, спроектированные в стиле Мемфис 1980-х годов

Стиль Мемфис в дизайне современных интерьеров

На контрасте с функционализмом

По словам Этторе Сотцасса, одного функционализма в дизайне не достаточно. Дизайн должен быть чувственным и увлекательным. В отличие от других стилей эпохи постмодернизма, стиль Мемфис казался наименее озадаченным по поводу интеллектуальной составляющей своих работ. Стол спроектирован Этторе Сотцассом для испанской компании BD Barcelona Design.

Дизайн мебели в стиле Мемфис

Стеллажи под цвет панды

Дизайн стеллажа разработан одним из дизайнеров группы «Мемфис» Паолой Навоне. Серия открытых стеллажей стала появляться на выставке Salone del Mobile в Милане 2015 году.

Оригинальный стеллаж для гостиной в расцветке панды

Последователи стиля Мемфис

Группа дизайнеров «Мемфис» распалась в 1988 году. Сегодня можно найти много последователей этого эксцентричного стиля. Молодые дизайнеры очарованы его неординарностью.

Подставка под украшения

Необычные светильники

Кресло в стиле Мемфис

Диван, разработанный дизайнером группы «Мемфис»

Дизайн мебели, которую невозможно вписать ни в одни рамки

Kartell и Этторэ Сотцасс

Итальянский дом дизайна Kartell отдал дань Этторэ Сотцассу, организовав выставку работ стиля Мемфис в рамках Salone del Mobile. На мероприятии были представлены работы 10-летней давности, разработанные Сотцассом для Kartell – шесть ваз и два табурета. Кроме того, были выставлены уникальные кресла Мадемуазели Филиппа Старка.

Работы Этторэ Сотцасса, представленные на выставке Salone del Mobile в Милане в 2015 году

Безусловно, стиль Мемфис перевернул мир дизайна. Благодаря пропаганде смелых и ярких идей, этот стиль получил признание во многих странах.